Миссионерки Любви
В начале 1949 г. к Матери Терезе присоединились первые молодые девушки, которые желали посвятить себя служению убогим. 7 октября 1950 г. Папа Пий XII утвердил Орден Миссионерок Любви. Самая главная цель этого ордена — утолять бесконечную жажду любви к человеческим душам, выраженную Христом во время агонии на кресте, путём исполнения обетов целомудрия, бедности и послушания, путём молитвы, тяжёлого труда, заботы о спасении и освящении самых убогих. «Мы служим Христу, Которого видим в каждом страждущем нищем. Если мы молимся, то мы верим. Если верим, то любим. Если любим, то служим, — писала Мать Тереза. — Мы -Миссионерки Любви, потому что „Бог есть Любовь“. Мы призваны донести убогим и страждущим любовь, которой Бог возлюбил их».
В 1959 г. Миссионерки Любви взяли на себя заботу о прокажённых Калькутты, которых было тогда около 30 000. Сёстры ордена открыли амбулаторию для прокажённых и основали так называемый Город Покоя — поселение, где могли жить прокажённые вместе со своими семьями. Мать Тереза видела в прокажённых детей Божиих. Иисус умер на кресте также за них. А благодаря тому, что эти люди были отмечены таким тяжёлым страданием и жили в таких жутких условиях, они больше, чем кто-либо участвовали в тайне искупительных мук Иисуса. «Когда я прикасаюсь к телу прокажённого, от которого исходит смрад, я словно прикасаюсь к телу Христа, как и тогда, когда принимаю Его в Евхаристии. Да, проказа — это очень тяжёлая, мучительная болезнь, но она не так страшна, как чувство, что ты — человек, лишённый любви, нежеланный, брошенный всеми», — говорила Мать Тереза.
Больных нужно накормить, одеть, им необходимы дорогостоящие хирургические операции, лекарства. У сестёр ордена Матери Терезы ничего нет. Они живут так же, как и их подопечные, то есть, как самые убогие. Устав ордена в этом отношении очень строгий. Согласно ему сёстрам позволено иметь лишь самое необходимое: белое сари, простые сандалии. Каждая из сестёр, когда получает назначение на новое место, в течение десяти минут готова отправиться в путь — все её пожитки вмещаются в небольшой сумке.
Сёстры всецело полагаются на Божие Провидение. «Каждый день Бог совершает для нас настоящие чудеса, — вспоминала Мать Тереза. — Мы видели очень конкретные проявления этого. Не будь этих „повседневных“ чудес, мы просто не смогли бы продолжать нашу деятельность, не смогли бы ничего сделать. Провидение каждый день заботится обо мне, моих сёстрах и наших подопечных. Делает это через посредничество бизнесменов, государственных учреждений, предприятий, нефтяных корпораций, властей. Но прежде всего — через крошечные пожертвования людей, располагающих лишь скромными средствами. Именно эти пожертвования представляют наибольшую ценность, ведь для того, чтобы их внести, людям приходится от чего-то отказываться. Благодаря этому их жест становится настоящим актом любви».
На сегодняшний день в 600 миссионерских центрах в 127 странах работает более 4000 миссионерок любви. Сёстры помогают в питании полумиллиону семей, обучают 20 тысяч детей и ухаживают за 90 тысячами прокажённых.
Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 г. 13 сентября прямую трансляцию с её похорон вели крупнейшие телеканалы мира. Её тело везли по улицам Калькутты на орудийном лафете, на котором в своё время везли тело Махатмы Ганди. Эта маленькая, вся в морщинах сестричка из Калькутты, благодаря своей полной преданности Христу стала для людей сокровищем, так как излучала Любовь, которая является единственной надеждой для мира.
Незадолго до её смерти один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?». Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть — значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?». Когда Мать Тереза говорила это, её лицо светилось радостью и покоем.
Детство Агнес
Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Семья будущей монахини исповедовала католическую веру. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, — Агнес Гондже.
Мать Тереза в детстве
Отец был успешным предпринимателем, а мать — искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. Родители Агнес были богобоязненными и отзывчивыми людьми, которые помогали даже незнакомцам. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии и сама стала находить радость, оказывая помощь нуждающимся.
Когда девочке исполнилось 4 года, разразилась Первая мировая война. А на родине продолжались внутренние конфликты, крепли национально-освободительные движения. Отец Агнес был албанцем по национальности и принимал активное участие в народных волнениях. В 1919 году Никола умер, предположительно, от отравления.
Мать Тереза в молодости
Наступили тяжелые времена, но Дранфиле самоотверженно трудилась, чтобы прокормить семью. Послевоенное время было щедро на сирот, и женщина взяла под свою крышу еще шестерых детей. В молодости Агнес полюбила церковную службу и проводила время в молитве и служении. Она прочла в газетах о миссионерах в Индии и загорелась идеей стать одной из них. Молясь Богу, она ощутила призвание к монашескому пути, хотя не была знакома с иноческой жизнью.
Мать Тереза и ее сестра Ага в македонском народном костюме
Детство Агнес было очень счастливым. Домашние называли ее Гонджа, что с албанского языка переводится как «бутон цветка». Семья была зажиточной. Мама была прилежной католичкой, она старалась приобщать детей к делам церкви, вместе с ними ходила на службы, помогала больным и нуждающимся.
Агнес очень нравилось бывать в церкви, там она предавалась молитвам и пела в местном хоре. Будущая монахиня умела играть на мандолине и часто посещала общину ордена Святой Девы Марии в Скопье. Она служила переводчиком католическому священнику, который не владел местным языком, много читала о хорватских и словенских миссиях в индийских провинциях. Каждый год совершала паломнические поездки в Черногорию, где неожиданно у иконы Пресвятой Девы Марии ощутила потребность служить Богу.
Родилась в албанском городе Скопье 26 августа 1910 года, принадлежавшим в то время Оттоманской империи. В последующем город входил в состав федеративного государства Югославии. В настоящий момент — это столица Македонии. Ее родители были прихожанами католической церкви, хотя большинство албанцев той местности исповедовали ислам.
Семейство Бояджиу обосновалось в городке в самом начале двадцатого столетия. Глава семьи — Никола Бояджиу имел долю в крупной строительной фирме и успешно торговал. Состоял в муниципальном совете, знал иностранные языки, интересовался политикой и много путешествовал. Мама, Дранафиле Бернаи, была красавицей, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей.
Кроме маленькой розовой толстушки Агнес в семье было двое старших детей — брат Лазарь и сестра Агата. Дети были очень дружны между собой, много играли вместе и проказничали. В 1919 году пришла беда — при загадочных обстоятельствах погиб отец. Он был активистом албанского освободительного движения, выступал за присоединение Скопье к Албании.
Агнес не говорила высокопарных слов об Иисусе Христе, но констатировала о его присутствии на земле своею деятельностью. Она радостно выполняла то, что казалось невыполнимым. Каждому бездомному нищему, изувеченному и беспомощному человеку вселяла надежду, что он не один в этом мире. Монахиня понимала, как нуждаются в ее помощи и сочувствии одинокие и больные люди.
Движущей силой своей работы она считала любовь и уважение к каждому человеку. Сестра Тереза помогала перебросить мостик от богатых к бедным странам.
Ухудшение здоровья и кончина
Много лет неутомимая волонтерка страдала болезнью сердца. Первый сердечный приступ случился в 1984 году, через пять лет последовал второй, более серьезный. Ей вживили электронный стимулятор сердца. В 1990 году ее здоровье настолько ухудшилось, что она хотела отказаться от должности руководителя ордена. Ватикан не смог подобрать новую кандидатуру. Подлечившись, неугомонная труженица продолжила работать.
В 1993 году во время посещения Рима ей стало плохо, при падении она сломала три ребра. Эта травма окончательно подорвала здоровье монахини. 5 сентября 1997 года сестры Терезы не стало. Ей было 87 лет — ее сердце остановилось. Потомкам она оставила только два дешевых сари, молитвенник, Библию и несколько личных дневников.
Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.
Памятник Матери Терезе в Скопье
В период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.
В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.
В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболевает малярией, а также страдает недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла спорное решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии вместо одной из своих клиник.
13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года.
На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.
Символ милосердия и самопожертвования
Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову «милосердие». Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: «Я карандаш в руках Бога — это он пишет». Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.
Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.
Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.
В Калькутте
Позади долгий путь через Индийский океан. Калькутта 30-х годов могла привести в ужас любого европейца, включая молодую монахиню. Контраст дворцов и лачуг у их стен, устрашающая грязь, кучи мусора, на которых проходила жизнь большинства бедняков, эпидемии различных болезней, высокая смертность населения. Все это предстало перед глазами сестры Терезы.
На новом месте в ее обязанности входило преподавание нескольких предметов в женской школе Святой Марии. Она также пела в местном церковном хоре. Давая образование детям из самых бедных семей, она хотела таким образом помочь им преуспеть в жизни. Так прошли 20 лет в неустанном труде и благодарственных молитвах Богу. Но сестра Тереза чувствовала, что ее предназначение состоит в чем-то другом…
И вот Всевышний дал ей знак. Однажды по дороге домой она увидела жуткую сцену. Молодой индус привез в повозке умирающую женщину к воротам больницы. Все ее тело было покрыто страшными струпьями (у нее была лепра в последней стадии). В больницу женщину не приняли, и родственник оставил ее умирать на улице. Местные жители боялись прокаженных как огня и старались от них избавиться любым путем.
Молодая монахиня попыталась помочь несчастной: вымыла ее, стала говорить с ней ласково и сострадательно. Позднее мать Тереза вспоминала: «Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость». Она поняла свое предназначение: нужно покинуть монастырь и заботиться о самых бедных и обездоленных.
Вскоре после этого откровения сестра Тереза приняла монашеский обет и получила право называться матерью. Затем она обратилась с прошением в католическую церковь, чтобы стать вольной монахиней. Через два года разрешение было получено. Наконец мать Тереза покинула монашескую обитель, ее помощи ждали сотни больных индусов.
Критика и разоблачения
Святая Тереза еще при жизни подвергалась критике, поскольку в ее биографии усматривали провокационные и противоречивые факты. Монахиню упрекали в общении с сомнительными личностями, причастными к криминальному миру. Мошенники и диктаторы вносили солидные суммы на счета фонда матери Терезы, а о прозрачности расходования этих средств до сих ведутся споры. Хотя непонятно, куда могли уходить денежные потоки, проходящие через руки старицы, всю жизнь носившей только холщовое сари.
Документальный фильм «Мать Тереза. Ангел из ада»
Мать Терезу обвиняют в непрофессионализме и халатности. Говорят, что на полученные ею средства можно было выстроить современные технически оснащенные медицинские центры. Вместо этого в помещениях приютов и больниц царила антисанитария. Женщине ставили в вину культ бедности, который та возводила в правило в ущерб здоровью пациентов.
Мать Тереза в последние годы
Недоброжелатели подчеркивают, что во время болезни сама Тереза пользовалась услугами дорогих клиник, таким образом устанавливая для себя и своих подопечных двойные стандарты.
Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.
Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.
Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.
Рекомендуем: Что такое альтруизм?
Не всем журналистам и политикам нравилась деятельность монахини. Первый калькуттский дом для умирающих встретил возмущение и недовольство 400 священников Калигата. Они обвиняли сестер в навязывании христианства местному населению. Некоторые политики добивались закрытия центра, устраивали показательные проверки в присутствии прессы. Мнимое разоблачение порой носило абсурдный характер.
По мере увеличения пожертвований журналисты стали обвинять главу ордена в сомнительных политических связях. Ее обвиняли в плохом уходе за больными и умирающими. Всем не давали покоя огромные суммы денег, проходившие через счета ордена. Феминисток возмущали ее взгляды на разводы и аборты.
Образование и община
Агнес посещала начальную школу, управляемую монастырем, а затем государственную среднюю школу. Будучи девочкой, она пела в местном хоре Святого Сердца, и ее часто просили спеть соло. Прихожане совершали ежегодное паломничество в церковь Черной Мадонны в Летнице, и именно в одной такой поездке в возрасте 12 лет она впервые почувствовала призвание к религиозной жизни. Шесть лет спустя, в 1928 году, 18-летняя Агнес Боджахиу решила стать монахиней и отправилась в Ирландию, чтобы присоединиться к Сестрам Лорето в Дублине. Именно там она взяла имя Сестра Мария Тереза в честь Святой Терезы из Лизье.
Год спустя сестра Мария Тереза отправилась в Дарджилинг, Индия, на период новичка; в мае 1931 года она сделала свою первую профессию обетов. После этого ее отправили в Калькутту, где ей поручили преподавать в Средней школе для девочек в Сент-Мэри, школе, управляемой сестрами Лорето, и посвятили ее обучению девочек из самых бедных бенгальских семей города. Сестра Тереза научилась свободно говорить на бенгальском и хинди, преподавая географию и историю, и посвятила себя облегчению жизни девочек — бедность через образование.
24 мая 1937 года она взяла свою Заключительную профессию обетов на жизнь бедности, целомудрия и послушания. Как было принято для монахинь Лорето, она приняла титул «Мать» после принятия своих последних обетов и, таким образом, стала известна как Мать Тереза. Мать Тереза продолжала преподавать в Святой Марии, и в 1944 году она стала директором школы. Благодаря ее доброте, щедрости и неизменной приверженности к своим ученикам, она стремилась привести их к жизни в преданности Христу. «Дай мне силы, чтобы я всегда была светом их жизни, чтобы я наконец могла привести их к тебе», — написала она в молитве.
Смерть
С 1980-х годов у матери Терезы начались проблемы с сердцем. Она перенесла два сердечных приступа, после чего ей провели операцию по установке кардиостимулятора. Сердечные болезни не оставляли женщину до конца дней и постоянно усугублялись новыми. За последние годы монахиня перенесла малярию, пневмонию и получила перелом кости.
Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.
Памятник Матери Терезе в Скопье
В период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.
Дело матери Терезы продолжает жить и сегодня, а ее мудрые цитаты помогают людям верить в Бога и человечность.
Такая ли она святая?
Мать Тереза была канонизирована. Как часто бывает, обсуждение дел столь незаурядной личности вызвало массу споров. Одни считали мать Терезу земным ангелом, другие же — “адским убийцей”. Сотрудники приютов, основанных монахиней, отмечали, что часто нуждающиеся в медицинской помощи попросту умирали, так и не дождавшись врача. В таких местах работали волонтёры, но не медики. Вера же в мать Терезу и её благие дела не могла вылечить недуги людей.
Что касается медицинских учреждений, созданных матерью Терезой, то здесь дела обстояли ещё хуже. В них использовалось лишь простейшее оборудование — и то по минимуму. Больных лечили самыми дешёвыми лекарствами, например, аспирином, который давали каждому больному. Разумеется, помочь такое лечение не могло.
Первый Дом для умирающих открылся в 1952 году и представлял собой бесплатный хоспис для бедных.
Говорили, что мать Тереза запрещала использование любых обезболивающих препаратов. Она считала, что через боль человек постигает муки Иисуса. Если же человек справлялся с болезнью, то монахиня заявляла, будто сам Сын Божий помог человеку выздороветь — конечно, пройдя через мучения и страдания.
Кем же была мать Тереза — святой или “дьяволом” в этом ангельском обличье? На мой взгляд, здесь не стоит вдаваться в крайности. Несомненно, немало людей были обязаны жизнью этой женщине, которая по мере своих сил оказывала помощь больным и нищим. С другой стороны, мать Тереза была обыкновенным человеком, имеющим слабости и совершающим ошибки. Причисление к лику святых стало причиной пристального внимания к персоне монахини, которая святой никогда не была, да и сама себя таковой никогда не считала.
В Индии: первые годы
Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.
В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.
Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.
Ранние годы
1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.
Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.
Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.
Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война — конец всем войнам. Но они ошибались…
Награды
- Падма Шри (1962, Индия).
- Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины).
- (1969, Индия).
- Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан).
- Темплтоновская премия (1973, США).
- Международная премия Альберта Швейцера (1975, США).
- (1976, США).
- Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США).
- Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания).
- Премия Бальцана (1978, Италия).
- Нобелевская премия мира (1979, Швеция).
- (1979, США).
- Бхарат Ратна (1980, Индия).
- Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)
- (1980, Гаити).
- Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия).
- (1982, Канада).
- Орден Заслуг (1983, Великобритания).
- Президентская медаль Свободы (1985, США).
- Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР).
- Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР).
- Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)
- (1992, ООН).
- Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)
- Почётное гражданство США (1996, США).
- Орден Улыбки (1996, Польша).
- (1996, Албания).
- Золотая медаль Конгресса США (1997, США).
Религиозная жизнь
Семейство Бояджиу были католиками, часто посещали службы в костеле, помогали проводить религиозные обряды. Агнес с сестрой Агатой пели в католическом хоре. Маленькой Гондже нравилось проводить время в католической общине. Еще двенадцатилетней девочкой она захотела стать монахиней. Внимательно слушала чтение писем от индийских миссионеров и проявляла недетский интерес к их деятельности. С отрочества внутренний голос призывал ее стать сестрой милосердия в далекой индийской стране.
Когда Агнес попросила разрешения работать среди бедных людей, то вызвала недоумение у настоятельницы и архиепископа. Ей предложили примкнуть к ордену Святой Анны, подвижницы которого одевались строго в синие сари. Но она не согласилась, потому что хотела не только оказывать помощь бедным, но и проживать вместе с ними.
В октябре 1971 года Тереза Калькуттская защитила диссертацию по богословию в США. Всемирная известность и почитание не изменили отношения монахини к ее долгу. Она лично посещала новые отделения и миссии в разных странах. По просьбам Ватикана проводила волонтерскую деятельность в зонах техногенных катастроф и войн.
Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.
Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его. |
Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, … Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда. |
Мать Тереза
Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi). Родилась 26 августа 1910 года в Скопье – умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте. Католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных.
Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки Дранфиле и арумына (влахa) Никола, оба родителя были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей.
Никола умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.
Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых “она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии” как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры.
В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.
В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.
13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.
В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.
В декабре 2015 Папа Римский Франциск признал чудом исцеление Матерью Терезой бразильца от опухоли головного мозга. Поэтому было объявлено, что в 2016 году она будет причислена к лику католических святых.