Теория «невидимой руки»
В своих трудах Адам Смит сформировал представление о том, что рынки, если властям их оставить в покое, все равно будут функционировать. Они могут регулировать себя с помощью собственных интересов, спроса, предложения и конкуренции.
Продавая востребованные товары, бизнесмен надеется заработать деньги. Учитывая это, экономист утверждал, что если владелец преуспел в производстве качественной продукции в нужном объеме, то и финансовое вознаграждение получается соответствующим. В то же время владелец обеспечивает рабочие места для работников, которые и обогащают его, и приносят пользу населению. Это взаимовыгодное сотрудничество производителя и потребителя, которое не нуждается в посторонних вмешательствах.
Идеи экономиста
Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.
Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное – должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния – иными словами, богатства.
В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция – и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».
В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики – таков тезис автора.
Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита – теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет – то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.
Биография и книги автора Смит Адам
Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещен и возможно родился 5 июня 1723 по старому стилю (16 июня по новому стилю), Керколди — 17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Краткая биография
Адам Смит родился в июне 1723 г. (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника. Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама. В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах.
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.
В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
* с позиций морали и нравственности, * с гражданских и государственных позиций, * с экономических позиций.
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причине богатства народов».
Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономике. В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году.
В 1776 году ученый переехал в Лондон, где опубликовал «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.
Смит изложил интеллектуальную систему, которая объяснила работу свободного рынка и до сих пор является основой экономического образования. Самый известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в распределении ресурсов.
В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия, где он и умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.
Основные работы
* Лекции по риторике и написанию писем (1748) * Теория нравственных чувств (1759) * Лекции по риторике и написанию писем (1762-1763, опубликованы в 1958) * Лекции по юриспруденции (1766) * Исследование о природе и причине богатства народов (1776) * Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777) * Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778) * Эссе на философские темы (1795)
Биография
Смит родился в городе Киркалди, Шотландия. Раннее образование Смита состоялось в школе Burgh, где он был ознакомлен с латынью, математикой, историей и письмом. Впоследствии он поступил в университет Глазго в раннем возрасте, ему было всего 14 лет, получил стипендию. Смит позже переехал в колледж Баллиол в Оксфорде в 1740 году, где он получил существенные знания европейской литературы.
После завершения академии Смит вернулся в Шотландию и поступил в в 1748 году в качестве профессора. Он также пересекался с легендарным философом и экономистом Дэвидом Юмом, за это время сформировались тесные отношения с ним.
Биография Уилла Смита
1. Уилл Смит младший родился в Штатах. Место его рождения Филадельфия.
2. Имя актера Уиллард, второе – Кэрролл.
3. День рождения он отмечает 25 сентября. В следующем году актеру исполниться 50 лет (1968 г.р.).
4. Родители актера не имеют отношения к творческой жизни. Мама преподавала в школе, а отец был рядовым инженером.
5. Первое образование мальчик получил в католической школе Филадельфии.
https://youtube.com/watch?v=whq5YRrwWRI
6. Еще в школе он получи прозвище «Принц», благодаря своему невероятному таланту выкручиваться из сложных ситуаций. Его обаяние и умение сглаживать конфликты сделали Уилла душой компании и любимцем в школе.
7. Семья Уилла претерпела распад в 1981 году. В его семье было 4 четверо детей. Он – второй по старшинству.
8. Он быстро вырос, и уже в 14 лет его рост составлял 186 см. Сейчас рост Уилла 188 см и весит он 89 кг.
9. По знаку зодиака он Весы, родился в год Обезьяны по восточному календарю.
Фото: https://www.flickr.com/photos/66525489@N04/
10. Очень любит играть в шахматы.
11. Свободно владеет испанским языком.
12. Хоть он и воспитывался в религиозной атмосфере, но не относит себя к глубоко верующим людям.
13. Стал стипендиатом Массачусетского университета. Но от учебы отказаться его заставила любовь к искусству речитативного стиля исполнения песен, известного как рэп.
14. В 20 летнем возрасте Уилл стал мультимиллионером. Рано разбогатев, звездный юноша кутил и кидал деньги на ветер. Вскоре налоговая служба востребовала с него недоплату по налогам в размере 2,8 млн. долларов. Смит лишился некоторой недвижимости и части состояния.
15. Вдобавок к поборам «проклятых бюрократов» музыкант успел сделать несколько неудачных вложений в индустрию ювелирного и автомобильного бизнеса. Так он очутился на грани банкротства в 1990 году.
16. Уилл Смит один из немногих именитых Голливудских актеров, которые ежегодно поздравляют россиян – читателей газеты «Копейский рабочий». Эту акцию придумала жена известного продюсера Тьюксбера. Она родом из Копейска.
Свободный рынок
Смита считали критиком меркантилизма и экономической секретности, поэтому он стремился продвигать свободный рынок с помощью своих концепций и примеров, в то время как страны относились к внешней торговле с некоторым подозрением.
Экономическая теория свободного рынка, предложенная Адамом Смитом, заключалась в определении цен на продукты в соответствии с уровнем их производства и потребления; а также неявные законы спроса и предложения.
Свободный рынок, предложенный Смитом, является открытым и без вмешательства или регулирования государственных структур, таких как правительство.
Краткая биография и главные труды
- В 1745 году, будучи еще студентом Оксфорда, защитил докторскую диссертацию.
- В 1748 году его собственные лекции по риторике, философии, литературе, экономике и логике в Эдинбурге и Глазго собирали полную аудиторию слушателей со всей Европы, а в списке друзей и коллег водились шотландские ученые, художники, писатели, изобретатели. Главный труд тех времен его авторства «Лекции по риторике и написанию писем».
- 1750 год ознаменовался важным знакомством с Дэвидом Юмом. Их интересы и стремления полностью совпали, а совместные труды сыграли основоположную роль в образовательном процессе Шотландии.
- С 1751 года – профессор логики в Глазго. Читает лекции по риторике, политэкономии, логике, праву. Вскоре возглавляет кафедру философии.
- По материалам лекций ученого в 1759 году издан философский трактат «Теория нравственных чувств», с изложенными общими принципами экономики производства еще накануне его появления, – особенная гордость автора. Раскрыты этические основы поведения в обществе и теория равенства. Эти годы он считал лучшими в своей жизни, но неожиданно променял своих студентов на приемного сына герцога Баклю, став его личным педагогом и компаньоном.
- Именитый ученик и вдвое возросшее жалование в 1764 году открыли дверь в мир. Два года они путешествовали Францией и Швейцарией, где мыслитель имел возможность познакомиться с работами европейских философов. А долгие переезды поспособствовали началу работы над второй книгой.
- В то время научные постулаты Смита распространяются не только в развитых странах, но и на Востоке Европы: в России, Украине, Польше. Развитие мануфактур способствовало расширению внешней торговли.
- В 1767 году вернулся в родной городок к матери и уединился для завершения работы над книгой «Богатство народов» (издана в 1776 году, неоднократно переиздавалась). Изредка посещал Лондон, где в его честь организовывались приемы.
- 1773 год ознаменован переездом ученого в Лондон. Полгода Адам проработал неофициально в качестве эксперта при казначействе. Подверг острой критике экономическую политику Англии, Франции, других европейских стран, осуществляемую в интересах правящей верхушки. Ставил в основу человека – производителя. Рассматривал его с трех позиций: гражданской, государственной и экономической.
- В Европе происходил переход от буржуазии к индустриальному обществу. Выдвигались новые политические и философские доктрины, однако ни одну из них нельзя было назвать экономикой в нужном обществу смысле. Грандиозный шаг в новую реальность сделал Адам, выпустивший в 1776 году в Лондоне книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Появившихся последователей стали называть смитицианцами.
- 1776 год положил начало развитию теории классической экономики Адама Смита. Согласно его убеждениям, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы победить голод, а чтобы удовлетворить потребность рынка. Физический труд подлежал разделению. Революционные идеи: обложить налогом все слои населения, но давать взамен социальные гарантии государства.
- В 1777 году издан труд «Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма». В следующем году – «Мысли о состоянии соревнования с Америкой».
- В 1778 году Адам переезжает в Эдинбург, отходит от науки и преподавания и занимает должность таможенного чиновника, схожую с отцовской. Два года Адам Смит руководил учреждением, что привело к значительному подъему таможенной сферы и экономики страны в целом. Создал систему борьбы с контрабандой.
- В начале восьмидесятых заметно ухудшилось состояние здоровья. Адам ушел со службы и вернулся в Керколди в родительский дом, продолжив научную деятельность. В 1784 году написал труд «Система двойного вложения», на следующий год вышло «Эссе на философские темы».
- За выдающийся вклад в развитие науки в 1787 году избран почетным ректором Университета Глазго.
- Были очерки следующей книги Адама Смита, но перед смертью он велел сжечь рукописи.
- 17 июля 1790 года, в возрасте 67 лет мыслитель скончался. Похоронен в Эдинбурге.
Статуя Смита, построенная в 1867–1870 годах в старой штаб-квартире Лондонского университета, 6 Берлингтон-Гарденс
2 Значение экономических работ А.Смита.
В процессе изучения
основного вопроса данного реферата
мной было просмотрено несколько, на
мой взгляд, наиболее подходящих источников.
В этих книгах я нашел много
часто совершенно противоречивых мнений
о роли и месте учений Смита
в экономической науке.
К.Маркс, например,
следующим образом характеризовал
А.Смита: «С одной стороны, он прослеживает
внутреннюю связь экономических
категорий, или скрытую структуру
буржуазной экономической системы.
С другой стороны, он ставит рядом
с этим связь, как она дана видимым
образом в явлениях конкуренции…».
По мнению Маркса, двойственность методологии
Смита (на которую первым и указал
К.Маркс) привела к тому, что в
его учении могли находить подтверждение
своих взглядов не только «прогрессивные
экономисты, стремившиеся открыть объективные
законы движения капитализма, но и экономисты-апологеты,
пытавшиеся оправдать буржуазный строй,
анализируя внешнюю видимость явлений
и процессов».
Примечательна оценка
трудов Смита, которую дают Ш.Жид и Ш.Рист.
Она заключается в следующем. Смит заимствовал
у своих предшественников все важные идеи,
чтобы «перелить» их в «более общую
систему». Опередив их, он сделал их
бесполезными, так как на место их отрывочных
взглядов Смит поставил истинную социальную
и экономическую философию. Таким образом,
эти взгляды получают в его книге совершенно
новую ценность. Вместо того чтобы оставаться
изолированными, они служат иллюстрацией
общей концепции. От нее они, в свою очередь,
заимствуют больше света. Как почти все
великие «писатели», А.Смит, не утрачивая
своей оригинальности, мог многое заимствовать
у своих предшественников…
А наиболее интересное
мнение о работах Смита, на мой
взгляд, опубликовал Блауг М.: «Не
надо изображать Адама Смита основателем
политической экономии. Этой чести с гораздо
большим основанием могут быть удостоены
Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако «Эссе»
Кантильона, статьи Кенэ, «Размышления»
Тюрго – это в лучшем случае пространные
брошюры, генеральные репетиции науки,
но еще не сама наука. «Исследование
о природе и причинах богатства народов»
– это первый в экономической науке полноценный
труд, излагающий общую основу науки –
теорию производства и распределения,
затем анализ действия этих абстрактных
принципов на историческом материале
и, наконец, ряд примеров их применения
в экономической политике, причем весь
этот труд проникнут высокой идеей «очевидной
и простой системы естественной свободы»,
к которой, как казалось Адаму Смиту, идет
вест мир».
Начало занятий и интерес к экономике
Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.
Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию – так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.
Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон – морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.
Затем наступил 1750 год – год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго – уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго – всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе
Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся – и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке – всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией
Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.
В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд – «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.
Краткая биография
Адам Смит родился в небольшом местечке Керколди, который находится недалеко от Эдинбурга (Шотландия). Учился будущий великий экономист сначала в местных школах, затем университете Глазго, а после – и в Бейллиол-колледже (Оксфордский университет). Начиная с $1748$ года читал лекции в г. Эдинбурге. Там же Смит познакомился с известным шотландским философом Девидом Юмом.
В $1751$ году Смит возглавил кафедру логики в университете Глазго. После этого, годом спустя, получил кафедру моральной философии, где остался надолго – вплоть до $1764$ года.
Адам Смит много путешествовал по Франции, где познакомился с Тюрго, Кенэ, Гельвецием, Вольтером, д’Аламбером. Там же великий экономист начал кропотливую работу над своим самым знаменитым и бессмертным трудом «Богатство народов».
В $1759$ году Адам Смит опубликовал другой известный труд под названием «Теория нравственных чувств». В этой работе он доказывал, что внутри каждого человека есть своего рода «беспристрастный наблюдатель», так сказать, «внутренний человек» который судит все его поступки и побуждает к самосовершенствованию.
Вернувшись в $1766$ году из Франции, Адам Смит поселился в Лондоне, где тесно сотрудничал с лордом Таунзендом, а после избран был членом Королевского общества. Это дало возможность Смиту познакомиться с Бёрком, С. Джонсоном, Э. Гиббоном, а также Б. Франклином.
Спустя некоторое время великий классик экономической мысли все-таки поселился в своем родном доме в местечке Керколди, для того чтобы полностью сконцентрировать свое внимание на написание своего самого знаменитого труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (или, как его еще часто называют «Богатство народов»). На склоне лет Адам Смит занимал должность таможенного комиссара Шотландии и жил в г
Эдинбурге. В $1787$ году выдающийся экономист стал почетным ректором университета Глазго
На склоне лет Адам Смит занимал должность таможенного комиссара Шотландии и жил в г. Эдинбурге. В $1787$ году выдающийся экономист стал почетным ректором университета Глазго.
Умер А. Смит $17$ июля $1790$ года в Эдинбурге.
Адам Смит: экономист и человек
Характер человека очень много говорит о нем и в профессиональном плане. Зная особенности характера той или иной личности, можно сложить представление о ней и как о специалисте своего дела.
Смит, например, был рассеян – выше об этом уже упоминалось. Рассеян настолько, что это стало притчей во языцех. Рассказывали, что его находили одиноко бредущим в поле и даже не замечавшим, где он идет; что однажды он провалился в чан для дубления кожи; что он мог выйти на улицу в домашнем халате и бесцельно ходить по городу; что забыв, у кого дома находится, мог неделикатно высказаться об этом человеке; что клал себе в чай чуть ли не целую сахарницу… В общем, рассеянность его была легендарной, а все потому, что дни напролет Смит думал. Он вынашивал свои мысли и идеи, спорил сам с собой, размышлял о темах, его волновавших. Все это позднее находило отражение в трудах Адама Смита.
Смит был не слишком красив. Среднего роста, прямой, с большущим носом и серо-голубыми глазами, он носил парик, опирался на бамбуковую трость (или таскал ее на плече), одевался так, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей персоне. Человек это был скромный и даже порой застенчивый, неловкий и деликатный.
Неизвестно точно, была ли у него невеста или хотя бы любовь. Кто-то утверждает, что он умер, так и не познав физической близости, кто-то – что дважды чуть было не женился, да сорвалось. Как бы то ни было, но жил Смит с матерью и кузиной, которая также не имела мужа. В доме у них соблюдались шотландские традиции, есть любили национальные блюда. Что касается увлечений Адама Смита помимо науки, известно, что он любил песни, танцы, французский театр и стихи – например, Роберта Бернса.
Преподавание и самообразование
Следующие несколько лет он посвятил самообразованию – зарабатывать на кусок хлеба Смиту не приходилось, а тяга к новым знаниям была даже не просто самой сильной, а, пожалуй, единственной его страстью
И позднее, когда карьера ученого уже обращала на себя внимание и Англии, и даже зарубежных стран, Адам Смит все еще сожалел, когда приходилось отрываться ради работы от бесчисленных книг его библиотеки. Через некоторое время после возвращения домой Смит был приглашен в Эдинбургский университет в качестве лектора
Он рассказывал об английской литературе, в которой прекрасно разбирался – но сам интересовался уже развитием современного ему общества.
Первая книга принесла Адаму Смиту известность, вторая — статус «отца экономической науки»
Молодому Смиту тогда было немногим больше двадцати пяти. Он изучал философию, общественные науки, общался с шотландскими учеными, преподавал сам различные дисциплины; он перешел в 1751 году в другой большой шотландский университет – Глазго, позже назвав период работы в нем самым счастливым и полезным в своей жизни. А в 1759 году 36-летний Смит написал и выпустил книгу, имевшую большой успех. «Теория нравственных чувств» — еще не об экономике, а о гуманистических ценностях современного ему общества.
Книга выдержала при жизни автора пять изданий, а Адам Смит в результате получил новую интересную работу, из-за которой оставил преподавание: его пригласили быть наставником молодого аристократа, герцога Баклю, пасынка будущего министра финансов Чарльза Таунсенда. Новое занятие принесло и высокий доход (Смиту платили более чем щедро), и возможность побывать на материке, чем ученый воспользовался в своем стиле: знакомился и беседовал с деятелями Просвещения, общался с Вольтером, особенно интересовался воззрениями физиократов – представителей одной из экономических школ.