Библиография
- 1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
- 1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
- 1762 – «Об общественном договоре»
- 1762 – «Эмиль, или О воспитании»
- 1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
- 1782 – «Размышления о правительстве Польши»
- 1789 – «Исповедь»
Жан Жак Руссо биография кратко французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения изложена в этой статье. Руссо — крупнейший представитель сентиментализма.
Жан Жак Руссо краткая биография
Жан Жак Руссо появился на свет в Женеве 28 июня 1712 года. Мать Руссо умерла во время родов, а отец, женившись вновь, отдал его на обучение сначала к нотариусу, потом к граверу. С детства он очень любил читать.
Родной город Руссо покинул в марте 1728 году. Дальнейшее его обучение было прерывистым: то он обучался в Туринском монастыре, то работал в доме аристократов лакеем. Потом вновь учился в семинарии. Из-за тирании хозяина, он покидает Женеву. После Жан Жак совершает пешее путешествие по Франции и Швейцарии. Чтобы занять свою нишу в жизни писатель сменил несколько работ – наставника, учителя, секретаря. Параллельно с этим сочинял музыку. С 1743 по 1744 — работает в Венеции секретарем французского посольства.
Не имея денег, он не мог жениться на девушке из богатой семьи, поэтому его женой стала обычная служанка. В 1749 году получает премию от Дижонской академии и начал плодотворно сочинять музыку. Он стал популярен.
Руссо в 1761 году публикует 3 романа — «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». После выхода второй книги, общество не поняло ее, и принц Конти объявил «Эмиль» запретной литературой, которую необходимо сжечь. А автора книги сочли предателем, поддав судебному расследованию.
Жан Жак Руссо в страхе расправы бежит из страны. И хотя принц Конти суд заменил ссылкой, автору «Эмиль» всю жизнь мерещились невероятные пытки и костры. Долгие месяцы скитаний привели его на территорию прусского княжества.
Вскоре, возвратившись в Женеву, он пишет новое произведение «Письмо о зрелищах». Оно также вызвало бурю негодований со стороны власти и общества. На этот раз Руссо сбежал в Англию.
С 1770 г. он поселился в Париже, и для него наступила более мирная жизнь; но душевного покоя он всё-таки не знал, подозревая заговоры против него и боясь за свою жизнь.
Умер Жан Жак Руссо 2 июля 1778 года.
Биографии</li> / Руссо Жан-Жак</li>
В Швейцарской Женева 28 июня 1712 года родился французский философ и писатель Жан – Жак Руссо. Его мама прожила чуть больше недели после родов. Отец, прививший ему любовь к книгам, оставляет сына в десятилетнем возрасте на попечение дяди. Мягкий и впечатлительный по природе юный Жан – Жак, имеющий представление по книгам, рано сталкивается с жестокостью чужих ему людей, учится лгать, красть, проявлять трусость. И в 1728 году в шестнадцатилетнем возрасте он сбегает из родного города.
Попав под влияние католического священника Руссо знакомиться с госпожой Варан, которая обучает его письму и грамотной речи. Очень долгое временя они расстаются и вновь встречаются. Под ее кровом Руссо занимается самообразованием: изучает латынь, философию, музыку, ботанику, физику, астрономию и химию. Однако госпожа Варан, промотавшая свое состояние и бросившая мужа имеет скорей негативное влияние на молодого Жан – Жака.
Руссо много скитается, терпит нужду и лишения, пробует себя на разных поприщах, пытаясь заработать себе на жизнь.
Осенью 1741 года Руссо переезжает в Париж, где заводит связи, знакомясь с литературными деятелями эпохи Просвещения. Ближе всех он сходиться с Дидро, но в конце 1760 из-за идейных соображений у них произошла ссора, которая положила конец их дружбе. О чем сам Руссо впоследствии очень сожалел.
В 1745 году он знакомиться с Терезой Левассер, не образованной служанкой, у них рождаются 5 детей, которых отдают в приют. Жан – Жак не любит свою жену, но находит в ней свое утешение.
В 1761 году в уединении он пишет «Юлия, или Новая Элоиза», в 1762 «Эмиль, или О воспитании», а так же «Об общественном договоре» из-за которого вынужден покинуть Париж.
Он умирает 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет, в Эрменонвиле, успев написать свое последнее творение «Исповедь».
Позже произойдет Великая французская революция, Руссо назовут ее предвестником.
7 класс кратко
Популярные темы сообщений
- Астрономия «Закон о звездах» так дословно переводится с древнегреческого термин «астрономия». Эта наука изучает строение всей окружающей составляющей материального мира, доступную наблюдению: месторасположение и перемещение процессов
- Бородинское сражение 1812 года Бородинское сражение – жестокое сражение Отечественной войны 1812 году между русской и французской армиями. Произошло оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, отсюда и название сражения.
- Балалайка инструмент Одним из известных музыкальных инструментов, который является символом широкой талантливой души русского человека, является балалайка. Для представителей России этот предмет не представляет ничего необычного. Однако иностранцы с недопониманием
Семья[править]
Дом, где родился Руссо
Будущий тролль и просветитель родился в суровой протестантской Женеве. Мамаша Руссо, комсомолка, спортсменка, красавица и кокетка, была дочкой пастора и прославилась романтическими похождениями, её братца судили за прелюбодеяние, а сестёр — за картёжничество. При рождении второго сына, слабого и болезненного Жан-Жака, она и перешла из протестантизма в истинную веру.
Папаша Руссо Исаак также был личностью интересной и неординарной. Среди его ближайшей родни значилось несколько поехавших, сам он то бродяжничал, то отбывал в местах не столь отдалённых. Будучи человеком беспокойным, беспорядочным, беспечным и вспыльчивым, никогда не мог усидеть за работой больше половины дня. Обожал читать романы. После обеда он занимался воспитанием юного Жан-Жака, которое и заключалось в чтении оных, иногда всю ночь напролёт. Наконец, выебав сынуле мозг всеми романами, которые только можно было найти в Женеве, батя перешёл к Плутарху.
Позже Исаак принял участие в каком-то вооружённом налёте и съебал из Женевы в соседний кантон, повторно женившись. Сына он оставил шурину, который толкнул было Жан-Жака в пансион для мальчиков, но спустя два года после скандала с директором забрал его и пристроил учеником к гравёру.
Был у Руссо ещё старший братец Франсуа, вьюнош нрава буйного — однажды он сбежал из дома да так и пропал без вести.
Вот такая вот образцово-показательная семья была у будущего просветителя. Но ведь это не главное, не так ли?
Книги (7)
О политической экономииРаздел библиотеки: Разное
Слово «экономия», или «ойкономия» происходит от «ойкос», «дом» и от «номос», «закон» и по своему первоначальному смыслу означает лишь благоразумное и законное управление домом для общего блага всей семьи.
Значение этого термина впоследствии распространилось и на управление большой семьею, что есть Государство. Для того, чтобы различать сии два значения, в этом последнем случае экономию называют общей, или политической экономией, а в другом — домашней, или частной экономией. В этом произведении речь идет только о первой.
Читать »
Об общественном договореРаздел библиотеки: Философия
Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния.
Читать »
Прогулки одинокого мечтателяРаздел библиотеки: Философия
«И вот я один на земле, без брата, без близкого, без друга — без иного собеседника, кроме самого себя» — эти строки из последнего оставшегося недописанным произведения Руссо «Прогулки одинокого мечтателя».
Трагедия Робинзона на необитаемом острове? спросит иной читатель. Новый вариант коллизии, созданной Даниелем Дефо? Нет, трагедия одиночества Жан Жака возникла на земле, густо заселенной людьми. Это люди обрекли его на одиночество.
Читать »
Рассуждение о начале и основании неравенства между людьмиРаздел библиотеки: Философия
Неравенство, по мнению автора, должно быть уничтожено в государстве, где частные лица располагают общей информацией друг о друге.
Жан-Жак Руссо прославился как выдающийся деятель эпохи Просвещения и человек широкого кругозора. Его сочинения по философии, ботанике и музыке глубоко ценятся современниками во Франции и во всем мире.
Читать »
Эмиль, или О воспитанииРаздел библиотеки: Воспитание
«Эмиль, или О воспитании» — крупнейшее педагогическое произведение Ж.-Ж. Руссо, в котором педагогические идеи великого представителя Просвещения получили наиболее яркое выражение.
Читать »
Юлия, или Новая ЭлоизаРаздел библиотеки: Философия
Книга Руссо — манифест свободы чувства; подлинный манифест, в котором записаны золотые слова: «Пусть же люди занимают положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, — вот каков он, истинный общественный порядок. Те же, кто устанавливает его по происхождению или по богатству, подлинные нарушители порядка, их-то и нужно осуждать или же наказывать».
Читать »
ИсповедьРаздел библиотеки: Философия
«Исповедь» – самое выдающееся произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман. Цель книги – «…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы», во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии.
С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо обнажает свое сердце, «…все свои сокровенные мысли…», не боясь рассказать «…о себе самом самые отвратительные вещи…». Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество. Чувству справедливости, непосредственности, любви к природе – вот чему можно научиться у французского философа.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Посмотрите доступные книги по теме: Философия
Мизантропия писателя
Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.
Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.
Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.
Биография[править]
Происходил из семьи ремесленника-часовщика.
Систематического образования не получил, был отдан на учебу нотариусу, потом граверу, откуда сбежал в 1728 году чтобы искать жизни больше соответствующей его стремлениям.
Путешествовал по разным странам Европы. Работал на разных заводах.
Из этой жизни его вырвала мадам де Варан, с которой он провел несколько лет.
В 1741 году отправился в Париж, где его способности заменили ему научную подготовку и научные кружки.
Энциклопедисты ввели его в свой круг. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера. Он долго не мог найти выхода для своих внутренних мыслей, пока конкурс научных работ, объявленный в 1749 году через Академию в Дижоне не дала ему возможности к их формулированию и представлению.
Его парадоксальная работа, награжденная Академией, дала ему в одну минуту мировую славу.
Но слава не удовлетворила его амбиций и не принесла счастья. Поиск жизни, которая была бы ближе к природе, привела его в родную Женеву в 1754 году.
Потом его друзья, желая выполнить идеал крестьянской жизни, создали ему под Парижем усадьбу, под названием Эрмитаж; но прожил он там недолго.
Позже, во время создания своих главных работ, в 1758—1762 г., он был в гостях у главы Люксембурга.
Потом его друг Юм, пытался ему создать в Англии приятные условия для деятельности и жизни.
С 1762 года в эмиграции.[источник?]
- с 1762 по 1765 годы проживал в Мотьере, столице долины Валь-де-Траверс, Швейцария. Был изгнан жителями долины.
В 1770 году вернулся в Париж.
Но его тяжелый характер, сложности в отношениях с людьми, болезненная подозрительность, которая граничила с боязнью преследования, положила конец всем его начинаниям.
Позднее он получил еще и политическое преследование.
Разница во взглядах, разорвала его с энциклопедистами.
Окончание жизни он встретил в нищете и одиночестве.
В 1794 году перезахоронен в Пантеоне.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Томас Гоббс
Гоббс предложил свою концепцию в 1651 году в рамках своего шедевра под названием Левиафан. Подход Гоббса был связан с тем фактом, что естественное состояние было скорее сценой хаоса и насилия, и что люди могут преодолеть это состояние насилия только с помощью приложения большей силы.
Это понятие основано на идее, что природа в первую очередь основана на чувстве сохранения. Следовательно, поскольку все люди происходят от природы и придерживаются этого основного принципа, стремление к самосохранению порождает только насилие и конфронтации.
Поскольку не существует естественного порядка, регулирующего такое поведение, Гоббс считает необходимым создать искусственный порядок во главе с властью, обладающей абсолютной властью.
Затем все люди должны отказаться от этой полной свободы, которая является их естественной частью, и передать ее фигуре, представляющей власть. В противном случае такой характер неминуемо ведет к конфликтам.
Главное в этом подходе состоит в том, что общественный договор основан на подчинении, что немедленно устраняет консенсуальный характер пакта и создает контекст, а не принуждения.
Социальное поведение
В общем, деспотические настроения этого исторического существа не проявляются очень явно, но прикрываются с помощью социального поведения как инструмента, в котором широко участвует образование.
Вследствие этого всеобщего эгоизма общество испытывает постоянное угнетение, которое не позволяет ему пользоваться настоящей свободой.
В то же время, поскольку социальное поведение отвечает за сокрытие истинных намерений мужчин, невозможно действительно понять, каков уровень испорченности существа, чтобы распознать его и сделать что-то положительное.
Как указывает Руссо, исторический человек возник как следствие возникновения двух немыслимых концепций в естественном состоянии и в то же время существенных для социального государства; власть и богатство.
Парламент
Законы, на которых основан контракт, предложенный Локком, предлагаются как продолжение естественных принципов, подчеркивающих уважение к равенству, свободе, жизни и собственности.
Согласно этой концепции, люди сами отказываются от своего права применять естественный закон на практике и возлагают это обязательство на объекты, созданные для этой цели внутри сообщества.
Органом, предложенным Локком для выполнения этой функции по урегулированию конфликтов, является парламент, понимаемый как группа лиц, представляющих сообщество. Итак, Локк выделяет два основных момента в создании контракта; создание сообщества и создание правительства.
Руссоизм
Руссо создал культ чувств («Мы велики своими чувствами»). Все творчество Руссо тесно связано с его философией, с его «религией сердца». «Не тот человек, кто прожил наибольшее количество лет, а тот, кто больше всех ощутил жизнь», — писал Руссо в «Змыле».
Один из первых французских романистов, Руссо обратил внимание на красоту природы и сумел воспеть ее. Современники были в восторге и запечатлели многоцветные образы альпийских пейзажей, написанные волшебной кистью замечательного художника слова
«Наш народ только недавно открыл для себя красоту природы. Она была еще неизвестна Вольтеру; Руссо ввел ее в моду», — писал Стендаль.
Как ни странно, но парадоксально, что Руссо, один из мыслителей Просвещения XVIII века, «переживший» революцию 1789-1794 годов, перешагнул ее исторический порог и по сей день остается живой, активной фигурой в интеллектуальной жизни человечества. Его соратники сделали свое дело, подготовили революцию, помогли ей прорваться и достояли свой век. Сегодня ее читают не за критику феодализма, а наслаждаются тонким изяществом ее письма. Проблемы, которые ее волновали, давно перестали интересовать людей. Даже ее живая, остроумная критика религии кажется слишком поверхностной сегодня, в дни строгой научной мысли.
Между тем Руссо с его мрачными нападками на цивилизацию, которая искажает здоровую естественность человека, разрушает естественные связи и гармонию природы, будоражит и мучает мышление людей XX века как призрак провидца. Уже в девятнадцатом веке проницательный глаз Герцена заметил разницу между Вольтером и Руссо. «Вольтер еще борется против невежества цивилизации — Руссо уже клеймит эту искусственную цивилизацию». Руссо страстно отвергал феодальное сословно-монархическое государство и в то же время предвидел пороки нового буржуазного мироустройства, пришедшего на смену феодализму. Строки из его письма д’Аламберу кажутся поистине поразительным озарением: «В монархии богатство никогда не позволяет простому смертному возвыситься над государем, но в республике он легко может возвыситься над законами. Здесь правительство теряет всю власть, а истинный государь становится богатым человеком». Никто из мыслителей эпохи Просвещения не поднялся на такую высоту исторического предвидения.
Герой Шатобриана Рене, как и Сен-Пре, покидает цивилизацию Европы и отправляется к дикарям Америки. Нервозность, мрачная страстность философа была созвучна настроению поколения, пришедшего в литературу Франции после падения Наполеона.
Руссо вызывал в России противоположные чувства. Екатерина II не терпела этого и даже сделала выговор Академии наук за продажу «Эмиля» в ее книжном магазине. Фонвизин, отправляясь во Францию, обещал сестре навестить ее кумира в Париже. Затем он даже получил согласие философа на встречу, но неожиданная смерть автора «Исповеди» помешала им ее осуществить. Радищев был очень заядлым читателем французского автора. Пушкин, семнадцатилетний студент лицея, был во власти своих идей. В стихотворении «Деревня» он насыщает свою картину русской действительности идеями Руссо. Культ природы Руссо и его свободолюбивый патетизм нашли свое наиболее выразительное подтверждение в России.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Человек в философии Ф. Ницше
- Немецкая классическая философия
- Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
- Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
- Вопросы демографии
- Типы мировоззрений
- Современная философия
- Индивид, индивидуальность, личность
- Пространство и время в философии
- Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
[править] Характер Руссо
Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.
Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.
Конфликт с Вольтером
У мыслителя был яркий конфликт с Вольтером. Руссо обвинял философа в его трогательности и пессимистичном взгляде на жизнь. Он находил этого человека богачом, которому от скуки присущ трагизм и драматизация. Отношения стали более напряженными после «Письма о зрелищах», в котором Жан продемонстрировал себя ярким противником театров.
Вольтер — человек, оказывавший культурное влияние на жителей Женевы посредством своего домашнего театра, быстро понял, что речь идёт о нём и его взглядах на мир. Он не смог пустить ситуацию на самотёк, остро и дерзко подшучивая над идеями Руссо и выставляя его психически больным человеком.
Новая жизнь вне Женевы
14 марта 1728 года Руссо решает навсегда уехать из Женевы и переселиться в католическую Савойю. В чужом городе он попадает на попечение богатой помещицы – госпоже Франсуазе Луизе де Варан, которая была известной и популярной персоной в мире магнатов и «бизнесменов». Именно благодаря ей Руссо обучается всему, что необходимо знать в светском обществе. Ему дают необходимую литературу для духовного развития и просвещения, учат, как вести себя в обществе и не показывать своего истинного происхождения. Одно время Жан-Жак даже работает у госпожи де Варан лакеем, но нахождение в её загородной резиденции быстро утомляет его и он уходит, даже не поблагодарив женщину.
Последующие два года Жан-Жак самостоятельно путешествует по Швейцарии и одновременно пишет свой трактат «Исповедь». Поскольку денег у молодого человека нет, он претерпевает чудовищные невзгоды и ночует чаще всего на улицах, но не обращает на тяготы абсолютно никакого внимания, любуясь природой и всецело посвящая себя ей.
В 1732 году он вновь возвращается к госпоже де Варан, которая стала для него чуть ли не родной матерью. По возвращении Руссо видит, что его место рядом с женщиной уже занято швейцарцем. Тем не менее это не мешает молодому таланту оставаться желанным гостем де Варан. К 1737 году покровительница уезжает на лечение в Монпелье. Не дождавшись её возвращения, Жан-Жак едет к ней на встречу, но в дороге узнает о том, что его госпожа приобрела небольшую виллу близ города Шамбери и теперь живет там вместе с новым «воспитанником» Винцинридом.
Философские взгляды
В своих мыслях и писаниях автор продвигал новые идеи философии. По мнению Жан Жака, люди равны, независимо от внешних и внутренних факторов. Никто не вправе решать судьбу человека и каждый с рождения является свободным.
Философ считает демократию идеальной сущностью общества, но признает, что она никогда не сможет существовать как абсолютная истина. Для Руссо государство — семья, в которой правитель является отцом народа и призван защищать, заботиться о своих «детях». Законы и депутаты не должны ограничивать людей — они должны давать людям возможность творить свой мир и общество. Конечно, такие взгляды были оппозиционными в то время. Именно за это Жан Жак получил острый ответ со стороны политиков.
Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо
- Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
- Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
- В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
- В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
- Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.