Ислам и православие
Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.
В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».
Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Откуда взялись курайшиты
История этого древнего племени имеет прямое отношение к исламу. На протяжении столетий все аравийские племена не реже одного раза в год совершали паломничества к пантеону Мекки. Центральным божеством святилища Каабы являлся Хубал — главный покровитель племени курайшитов, также бог светил ночи и дня, бог войны.
Представители этого племени происходят от правнука Измаила Курайша, который и дал название всему роду. Кочевники племен курайшитов в V веке становятся хранителями Каабы. Они осуществляют четвертую реконструкцию в истории этой святыни. Курайшиты, владея Каабой, не препятствовали установлению другими племенами своих идолов в святилище, усиливая таким образом его духовную значимость для арабов и одновременно с этим свой авторитет.
Происхождение и история арабской культуры
Арабская культура зародилась в Аравии, полуострове, расположенном между Персидским заливом и Красным морем. Это очень засушливая территория, которая позволяет заниматься сельским хозяйством только в прибрежных районах или в оазисах.
Население этого полуострова принадлежало к семитской расе. Большинство из них были кочевыми бедуинами, которые пасли верблюдов и коз. Города было очень мало, и выделялись только два торговых центра в этом районе: Мекка и Ятриб.
Политически они были организованы в племена, часто конфликтующие друг с другом. Некоторые из них были политеистами, а некоторые — фетишистами.
Пророк Мухаммед
Мухаммед является прямым потомком Измаила в 46 поколении. Точно установить дату рождения пророка не представляется возможным. Обычно ее относят к 570 году или годом позже. Он родился достаточно болезненным ребенком. В шесть лет остался без матери и воспитывался своим дядей Абу Талибом. В 21 год он стал приказчиком у богатой торговки Хадиджи. Некоторые источники сообщают, что эта женщина была женой его дяди. Так или иначе, именно благодаря поездкам по торговым делам, Мухаммеду удалость повидать цивилизованный мир и узнать о многих религиях и верованиях.
В одной из таких поездок несторианский монах предсказал ему великое будущее. В 25 лет Мухаммед женится на своей хозяйке, которая была старше его на 15 лет. Когда он начнет свое пророческое служение, мудрость Хадиджи сыграет немалую роль в распространении проповеди нового учения. Общеизвестное мнение, что Мухаммед не умел писать, весьма сомнительно. Как бы он в таком случае вел учет товара, когда занимался торговлей? Впрочем, многие подробности из его жизни – это запретная тема. Ислам тщательно оберегает непререкаемость и святость образа пророка.
Считается, что история ислама в Аравии и мире в целом олицетворение Мухаммада
Из-за отсутствия на территории какого-либо политического союза и организованного правительства между арабами постоянно происходили конфликты и войны. Племенные распри, набеги и грабежи одного племени другим были обычным явлением Арабской жизни в то время. Суеверие, неограниченная свобода и неограниченное наслаждение господствовали в арабском обществе. Множественность жен и мужей была в порядке вещей. Прелюбодеяние было распространено среди доисламских арабов. Положение женщин в арабском обществе крайне унизительно, к ним относились как к движимому имуществу и с презрением. Рождение ребенка женского пола считалось великим проклятием, и девочки часто были заживо похоронены бессердечным отцом. Женщины доисламских времен не имели никакого статуса в обществе.
В экономическом отношении доисламское арабское общество было примитивным. В стране было мало сельского хозяйства, а люди вообще жили благодаря разведению овец и крупного рогатого скота. Лишь немногие из них вели торговлю с соседними странами, которые становились богатыми и преуспевающими в этом обществе.
Течения
Разногласия верующих привели к настоящим междоусобным войнам, а в самой религии произошли серьезные изменения. Ислам подразделяется на несколько основных течений:
- суннизм;
- шиизм;
- суфизм;
- хариджизм.
Суннизм насчитывает самое большее количество последователей ― более 85% всех мусульман. В период, когда шла борьба за власть в Арабском халифате, члены этой религиозной группы поддержали первых четырех халифов.
Шиизм во многом схож с предыдущим течением, но своим главой шиитская община избрала имама Али ― одного из четырех халифов. Надо сказать, что верования этой группы мусульман более современны и упрощены. Совершение намаза допускается 1–2 раза в день, навязывать свою веру здесь ― дурной тон. Шииты полагаются на писания Корана, но имеют и свои религиозные тексты.
Хариджизм ― движение «против всех», одно из наиболее оппозиционных движений.
Суфиты (суфии) занимают важные посты и имеют большое влияние на политическую жизнь государства. Со времен гражданской войны суфизм претерпел ряд изменений, став самым таинственным, орфическим учением. Члены общества выступали против разделения религии на вышеперечисленные группы.
В исламе есть и другие ответвления и сектантские учения (как и в любой другой мировой религии). В чем-то они кардинально различаются, но все их объединяет преданность одному Богу, общие традиции и уклад жизни. Как и христиане, мусульмане верят в жизнь после смерти и Страшный суд. Рай для них ― это райские сады, ад ― огненный котел, куда неминуемо попадут грешники.
История становления государства
Арабское государство было основано только в XVIII веке, когда шейх Мохамед бин Абдул Ваххаб начал призывать верующих к восстановлению ислама в его первоначальном виде. В результате преследований он укрылся в семье Аль-Сауда, таким образом, родилась современная Саудовская Аравия.
По мере развития и становления своего могущества постоянно подвергалась нападению со стороны турецких агрессоров империя Аль-Сауда, где находится Мекка.
В какой стране военные споры на религиозной почве велись так же долго, как в Саудовской Аравии? Сложно сказать. Лишь 23 сентября 1932 года государство приняло современное название — Королевство Саудовская Аравия. Теперь это исламская страна, в которой арабский язык является обязательным, а Священный Коран является составной частью свода государственных законов. Королевство обязано своим богатством и положением королю Абдулу Азизу, который правил до 1953 года. Его сын, в свою очередь, заложил основы современного правительства и социального устройства, позаботился о школьном образовании. Следующие преемники, соблюдая традиции, развивали инфраструктуру, создавали могучее государство с весомым авторитетом на международной арене.
Возникновение арабской цивилизации
Саудовская Аравия — страна с длинной историей, относящейся к предыдущей эпохе. Историки Ближнего Востока считают ее колыбелью мировой цивилизации, местом, где были сформированы первые поселения, развивалась торговля и даже зародилась письменность. Предположительно, отсюда культура и цивилизация распространились в Вавилон, Финикию, Грецию и Рим.
Основой развития арабской цивилизации была торговля сельскохозяйственными культурами, тканями, специями, золотом. Условия пустыни структурировали население и привели к разделению общества на малоподвижных фермеров и кочевников. Климатические условия и географическое положение, с одной стороны, затрудняли жизнь населения, а с другой — защищали его от агрессоров. Вслед за культурой и торговлей здесь было создано религиозное учение ислам, которое в VII веке объединило рассеянные племена бедуинов.
Музеи
Частный музей Пророка работает с 10 утра до 5 вечера каждый день. Исключение составляет пятница — в этот день двери открыты для посетителей с 17:00 до 21:00. Паломники хаджа и умры стекаются сюда, чтобы познакомиться с учением Корана, писанием о жизни Пророка и его хадисов (традиций). В музее представлена научная биография Мухаммеда, а также предметы быта, мебель и оружие, которыми он пользовался.
Музей Мекки занимает площадь 3435 кв. м. Экспозицию составляют важные археологические открытия Саудовской Аравии и экспонаты доисламской истории. Интересная выставка прослеживает истоки исламской каллиграфии со ссылкой на арабские шрифты и образцы надписей, обнаруженных в археологических раскопках. Экспонаты зала исламского искусства дополняют тему каллиграфии. Посетить музей можно каждый день с 8:00 до 12:30 и с 16:00 до 19:00 все дни недели, кроме пятницы, когда посетителей пускают с 17:00 до 20:30.
В Музей Аль-Харамейн попасть довольно сложно. Предварительно надо долго созваниваться с генеральным председательством в Харамаине, телефонные звонки иногда остаются без ответа. Но проявивших настойчивость ждет вознаграждение: семь залов, которые расскажут историю Великой мечети. Изюминкой музея является Священный Зал Каабы, в котором представлена кисва (ткань, покрывающая черный куб) и другие артефакты, когда-то принадлежавшие Каабе.
Ссылки
- Арабский мир. Арабская культура. Получено с elmundoarabe.org
- Чилийская арабская школа. Арабская культура. Получено с cchach.cl
- Голос араба. Краткая история арабской музыки. Получено с lavozdelarabe.mx
- Арабская академия. Арабские обычаи и традиции. Получено с arabacademy.com
- НАС. Институт языков. Арабская культура. Получено с learnalanguage.com
- Редакторы Энциклопедии Британника. Араб. Получено с britannica.com
- Британский консул. Арабский язык и арабская культура. Получено с britishcouncil.org
- Арабская Америка. История арабской кухни. Получено с arabamerica.com
Распад арабского халифата
Начало
В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:
- иметь оружие,
- одеваться так же, как и арабы,
- ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
- свидетельствовать против мусульман в суде,
- заключать браки с мусульманами.
В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.
Продолжение
Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.
Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.
В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.
Падение
В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.
В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.
Культовые предписания
К основным культовым предписаниям ислама относят сформулированные пять «столпов веры». Следование этим столпам – важнейшая обязанность любого мусульманина.
- Первое предписание – проговаривание вслух махады. Это основное положение символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда – посланника его».
- Второе предписание – намаз, совершаемый ежедневно пять раз. Каждому мусульманину необходимо пять раз в день молиться.
- Третье предписание – необходимость держать пост в месяц рамазана. В этот периоду мусульмане не могут с рассвета и до наступления темноты есть, пить, курить и пр. От поста освобождаются больные, глубокие старики, беременные женщины и пр.
- Четвертое предписание – закят – уплата налога, предписанного Кораном, размеры этого налога устанавливает шариат.
- Пятое предписание — паломничество в Мекку. Оно предполагает посещение в Мекке главного храма Каабы, поклонение главной святыне – гробнице Мухаммеда в Медине, а также священным местам Хиджаса.
Как сохранившийся пережиток древних культов в исламе можно рассматривать поклонение святым местам – мазарам.
Определение 2
Мазары – это разнообразные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и пр. Обычно они овеяны мифами и легендами, их святость в глазах верующих базируется на многовековых преданиях, рассказах, привычках, традициях, поражающих воображение человека.
Значительную роль в культовой системе ислама, как и в любой религии, играют религиозные праздники. Особое значение среди них имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
- Ураза-байрам – праздник, по случаю окончания поста. Он выпадает на начало месяца, следующего за рамазаном, то есть на первое шавваля – десятый месяц лунного календаря мусульман. После того, как пост окончен, правоверный мусульманин должен внести представителю духовенства фитр – натуральное или денежное подношение. Частично это подношение позже распределяют среди бедных членов общины.
- Курбан-байрам – день жертвоприношений, который отмечается спустя семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связан с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). В последние секунды Бог сжалился над ним и послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком, чем спас сына Ибрагиму. В память об этом дне мусульмане приносят жертву, то есть зарезают с чтением определенной молитвы овцу, корову, верблюда или коня. Мусульмане верят, что на спине животного, принесенного в жертву, они смогут попасть в рай. Если же человек не будет приносить жертв, то он провалится в ад.
- Мирадж – праздник, посвященный памяти чудесного ночного путешетвия пророка Мухаммеда на коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесение на небо к престолу Аллаха, соблаговолившего его принять, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед произнес 99 тысяч слов.
- Мавлюд – день рождения пророка Мухаммеда. Отмечают данный праздник 12 числа раби-аль-авваля, сопровождая его чтением молитв и проповедей , угощениями и подношениями духовенству.
- Пятница – день отдыха для мусульман, приравнен к воскресенью для христиан и субботе для иудеев. В пятницу проводят большие торжественные полуденные богослужения.
Помимо обозначенного списка основных праздников, каждый народ в каждом регионе традиционно имеет собственные специфические обряды и ритуалы, которые переходят от старшего поколения к младшему.
Религиозный центр, место проведения культовых мероприятий в исламе – мечеть. В мечети проводят все богослужения, читают проповеди, совершают различные обряды. Но мечеть в исламе не только религиозный, но еще и социокультурный центр. В ней решают текущие дела, проводят сбор милостыни и пожертвований
Важной функцией мечети выступает организация обучения детей. В мечетях создают школы – мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство
В наиболее крупных мечетях существовали и существуют сейчас духовные школы – медресе, в которых готовили будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. У ислама нет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама сформирована единая общность – умма. Первичная же организационная единица в исламе – религиозная община.
Экспансия ислама
В конце XX — начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.
Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» исследователь отмечает:
«История показывает, что исламизация страны начинается тогда, когда появляется значительное число мусульман, и они начинают отстаивать свои религиозные права и требовать привилегий. И когда политкорректное, толерантное и культурно разрозненное общество начинает идти на поводу у мусульман в их требованиях, начинают появляться уже некоторые иные тенденции…».
Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:
- Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
- При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
- При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
- Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. «Например, в Париже, — пишет автор, — мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, — что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе».
- При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
- После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
- Когда мусульман станет большинство — более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
- При достижении 80% — государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.
«И когда эти проверенные историей методы дадут свои плоды, государство приблизится к тому, чтобы стать полностью исламским — на 100%, оно станет «Дар-аль-ислам» (дом, земля ислама). Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе – единственным учебным заведением, а Коран – единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд.