Содержание политики опричнины
Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.
В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года. Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.
Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.
После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины. Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди. Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.
Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны ( её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.
Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.
Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?
3 Устройство опричнины.
Организованная
по типу удельного
княжества
«опришнина»
находилась
в личном владении
царя. Управляла
опричниной
особая Боярская
дума. Формально
ее возглавлял
удельный князь
молодой кабардинец
Михаил Черкасский,
брат царицы.
Но фактически
всеми делами
в думе распоряжались
Плещеевы, бояре
Алексей Басманов
и Захарий Очин,
кравчий Федор
Басманов и их
друзья Вяземский
и Зайцев.
В
организации
опричнины Иван
Грозный по сути
показал, что
он сохранил
в себе удельное
мировоззрение
своих предков:
опричнина не
что иное, как
новая позднейшая
форма той борьбы,
какую предки
Ивана вели со
своими удельными
родственниками.
И буквально,
слово опричнина
на языке XIV века
означало удел.
Так удельный
инстинкт предков
сказался в
Иване в минуту
решительного
столкновения
с оппозицией.
Подозрительный
и воспитанный
с детства на
примерах коварства
и жестокости,
неуравновешенный,
и в то же время
глубоко религиозный
Иван развязал
массовый террор
в стране, казня,
уничтожая
население часто
без малейшего
повода. Он стремился
укрепить личную
власть путем
нагнетания
всеобщего
страха, уничтожая
думающих и
рассуждающих,
казня правых
и виноватых(общая
атмосфера в
стране, нравы
и обычаи того
времени хорошо
воссозданы
в исторической
повести А.К.
Толстого “Князь
Серебряный”).
Россия
была разделена
на две части:
Опричнину
(личную территорию
Ивана Грозного)
и земскую части.
Все, кто жил на
территории
опричнины, но
не были опричниками,
выселялись.
Царь забрал
в опричнину
Суздальский,
Можайский и
Вяземский
уезды, а также
около десятка
других совсем
мелких. В состав
опричного
«удела» вошло
несколько
крупных дворцовых
волостей, которые
должны были
снабжать опричный
дворец необходимыми
продуктами,
и обширные
северные уезды:
Вологда, Устюг
Великий, Вага,
Двина с богатыми
торговыми
городами.
Эти
уезды служили
основным источником
доходов для
опричной казны.
Финансовые
заботы побудили
опричное
правительство
взять под свой
контроль также
главные центры
солепромышленности:
Старую Русу,
Каргополь, Соль
Галицкую, Балахну
и Соль Вычегодскую.
Своего рода
соляная монополия
стала важнейшим
средством
финансовой
эксплуатации
населения со
стороны опричнины.
Уездные
дворяне были
вызваны в Москву
на смотр. Опричная
дума во главе
с Басмановым
придирчиво
допрашивала
каждого о его
происхождении,
о родословной
жены и дружеских
связях. В опричнину
отбирали худородных
дворян, не знавшихся
с боярами.
Укомплектованное
из незнатных
дворян опричное
войско должно
было стать, по
замыслу Грозного,
надежным орудием
в борьбе с
феодально-аристократической
оппозицией.
При
зачислении
в государев
удел каждый
опричник клятвенно
обещал «разоблачать
опасные замыслы,
грозившие царю,
и не молчать
обо всем дурном,
что он узнает».
Опричникам
запрещалось
общаться с
земщиной. Удельные
вассалы царя
носили черную
одежду, сшитую
из грубых тканей.
Они привязывали
к поясу у колчана
некое подобие
метлы, что
символизировало
стремление
«вымести» из
страны измену.
Опричная
тысяча была
создана как
привилегированная
личная гвардия
царя. Служба
в опричнине
открывала
широкие перспективы
перед худородными
дворянами. Им
увеличили
земельные
«оклады», для
чего провели
конфискацию
земель у тех
землевладельцев,
которые не были
приняты на
опричную службу.
Болезнь Ивана Грозного
Сегодня ученые обсуждают то, что Иван IV, возможно, страдал от ряда психических расстройств, включая биполярное расстройство. Вероятнее всего, резкое изменение политики Ивана было связано с внешними и внутренними угрозами. В 1560-х годах Россия была вовлечена в несколько войн, и засуха вызвала массовый голод. Ходили слухи о восстаниях и заговорах. Возможно, это было причиной введения опричнины.
Иван решил, что ему нужно укрепить свои позиции, особенно против бояр. Это было связано с массовыми арестами и казнями в основном представителей княжеского рода и их сторонников. Опричнина значительно расширила власть Ивана над потомственным дворянством, и ее члены все больше обогащались, а она становилась «государством в государстве».
Его психическое состояние было настолько нестабильным, что в 1581 году Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, возможно, по настоянию боярина Бориса Годунова, который стал царем восемь лет спустя. Иван убил своего сына железным посохом. Говорят, что он был поглощен чувством вины за смерть своего сына. В последние годы своей жизни он вступил в орден отшельников и умер как монах Иоанн. Он скончался от отравления в 1584 году. Его брат, слабоумный Федор, стал царем после смерти Ивана.
Причины преобразований во внутренней и внешней политике
Правление в статусе царя Грозный начал с проведения первого заседания Земского собора, в котором участвовали бояре, церковные лидеры, дворяне, чиновники, представители посадского населения. На обсуждение вынесли вопросы, касавшиеся преобразований во внутренней и внешней политике.
Решения требовали вопросы, связанные с судопроизводством. Проблемой считалась предвзятость и злоупотребление властью со стороны наместников и волостелей. Вынеся обвинительный приговор, чиновники получали имущество подсудимого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Община местности, где совершалось нарушение закона, должна была выдать виновного и заплатить штраф.
Расширение территории требовало более эффективного управления на местах, выстраивания вертикали власти. Наместники и волостели не решали насущные вопросы и не понимали специфику работы.
Во внешней политике Иван Васильевич ставил несколько целей: завершение объединения русских земель, присоединение татарских ханств на востоке, отражение набегов крымских татар и защита от Османской империи на юге, получение выхода к Балтийскому морю, где контроль установили крестоносцы. Параллельно Грозный поощрял экспедиции на восток с целью освоения сибирских земель.
Для выполнения оборонительных и наступательных задач требовалось провести военную реформу, создать полупрофессиональную армию и предоставить солдатам лучшее оружие XVI века. Только Казанское ханство за первую половину 1500-х годов совершило 40 разорительных походов на русские земли.
Грозный планировал наладить торговые отношения с европейскими странами и пополнить за счет этого разграбленную казну.
Доклад Христианство сообщение
Христианство по историческим данным возникло очень давно примерно в первом веке до нашей эры. Предположительно основана была в Риме. Эта вера несла в себе обращение ко всем нуждающимся оскорбленным, которые хотели найти справедливость. В основе ее лежало надежда на лучшее избавление от всего плохого, что было на Земле.
Поклонялись Божественному существу – Богу. За все людские грехи понес наказание сын божий Иисус Христос., что в переводе означает Спаситель грешных душ. С этим именем связано христианское пророчество, что придет на землю сын божий в плоти человека и освободит весь народ от зла и страданий. И наступит на земля праведная жизнь и придет Божье царство. Христиане верили, что с приходом Бога на грешную Землю будет страшный суд, для всех живых и мертвых людей, и только он будет решать и судить людей. Многие из которых попадут в ад за свои содеянные дела, а люди которые несут свет и доброту будут вознаграждены и отправлены в рай.
Главные характеристики христианской идеи заключаются в следующем:
- Вера. Бог один. Он создал всю Вселенную
- Вера в жертву искупления, которую совершил сын Божий Иисус Христос. Он был одновременно и Богом и человеком.
- Вера в таинственную силу Бога
- Вера в жизнь после смерти
- Вера в ангелов и злых духов – бесов.
- Вера в Сатану покровителя злых духов.
Главной и священной книгой всех верующих христиан является Библия, она состоит из двух частей:
- Первая часть Ветхий Завет
- Новый Завет( 4 Евангелия, в котором описывается деяния сына Божьего)
В Библии описывается вероучение человечества, о том, как Бог искал человека. Главной особенностью верования христиан являются церкви.
Различаются несколько основных веток Христианства:
- Католицизм
- Православие , в него входит 15 православных церквей и несколько автономных
Протестантство, оно делится на несколько течений:
- Лютеранство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Сектантство- это баптисты, методисты, адвентисты и многие другие
3, 4 класс
Причины опричнины
События конца 1550 — начала 1560-х годов были тревожным предзнаменованием будущего опричного порядка. Итоги проводимых Иваном IV реформ оказались противоречивыми.
Царь увидел угрозу ограничения своей власти в реформах Избранной рады, в связи с этим возникла необходимость укрепления государственного аппарата.
Распространённым является мнение, что подобные перемены были вызваны смертью первой супруги царя — царицы Анастасии. В частности, англичанин Джером Горсей, агент «Московской компании» — объединения английских купцов, торговавших с Русским государством, — отмечал в своих записках, что Анастасия «была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали, любили и боялись все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал (например, на брата матери царя В.М. Глинского, князя И.Д. Бельского, князей Воротынских и других) и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу.
Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия. Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол.
<<Форма демодоступа>>
Внутренние коллизии происходили на фоне осложнившейся и ухудшившейся международной обстановки: Русское государство воевало с Великим княжеством Литовским из-за Ливонии. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью.
Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой.
Иван Грозный. Парсуна. Начало 17 века (?). Копенгаген. Музей. («Копенгагенский портрет»)
Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит».
Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю.
Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели».
Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников.
Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти.
Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю.
На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины.
Предыстория
Период жизни Ивана IV до его коронации.
Поскольку личность и характер царя оказывают немалое влияние на его политические действия, стоит обратить внимание на условия, в которых формировалась его личность. Рождение Ивана Грозного
Рождение Ивана Грозного.
Иван родился 25 августа 1530 года. Уже в это время появились признаки вырождения царской семьи: брат будущего короля родился глухонемым идиотом. -Потомки «старого Игоря», киевского князя варяжского происхождения, уже семь веков женаты в своем кругу. Московские Рюриковичи выбирали невест из семей тверских, рязанских князей и других Рюриковичей. Иван IV получил тяжелое наследство от своих предков » . Его сын Федор страдал слабоумием, а Дмитрий с младенчества был поражен эпилепсией. Можно предположить, что дурная наследственность могла сказаться и на психологическом здоровье Ивана: в конце жизни в поведении Грозного становятся заметны ярко выраженные черты юродства и шутовства (Д. С. Лихачев). С удивительной легкостью царь Иван переходил в своих писаниях от смирения к гордыне и гневу, унижая и уничтожая собеседника. Король не прочь был начать словесную дуэль с жертвой в тот момент, когда палач уже приготовил топор.»
Детство.
После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, хотя традиции не позволяли женщинам участвовать в государственных делах, Василий сказал жене перед смертью: «Я благословил сына моего Ивана государством и великим княжеством, и тобе есми написал в своем духовном письме, как в прежних духовных письмах наших отцов и дедов по имению, как бывшие великие княгини.»
Великая княгиня умерла 3 апреля 1538 года (есть предположения, что она была отравлена). Власть перешла к оставшимся в живых членам Совета семи.
Отрочество и юность короля.
Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих боярских родов Шуйских и Бельских. «Как члены одной из самых аристократических русских семей, Шуйские не желали делиться властью с теми, кто приобрел влияние благодаря личной благосклонности Василия III. Разлад между «князьями крови» (как называли Шуйских иноземцы) и старыми советниками Василия III (боярами Юрьевым, Тучковым и думными дьяками) разрешился смутой. Через полгода после смерти правителя Шуйские схватили находившегося поблизости дьякона Федора Мишурина и предали его смерти».
Поэтому существовало мнение, что убийства, интриги и насилие, окружавшие Ивана, способствовали развитию в нем подозрительности, скрытности и жестокости. С. Соловьев, анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV, отмечает, что он «не осознавал нравственных, духовных средств установления истины или, что еще хуже, осознавая, забывал о них; вместо исцеления он усиливал болезни, приучал еще больше к пыткам, кострам и эшафотам.»
Бояре, стараясь снискать расположение молодого царя, всячески поощряли его » шалости»: «Он тогда воспитывался важными и гордыми господами, соперничавшими друг с другом, льстившими и угождавшими ему в его сладострастии и похоти, — себе и своим детям на беду. А когда он стал взрослеть, в двенадцать лет, — вставать то рано, все ниже, расскажу только вот что: первым начал проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты … делать много других бесполезных вещей… и воспитатели льстили ему, допуская это, хваля его за собственное учение ребенка». Лет в пятнадцать он начал, и «людей бросать» все больше и больше проявляя в себе, развитое боярское коварство и жестокость.
По словам А. М. Курбского (из «истории великого князя Московского»), когда Ивану IV было семнадцать лет, сенаторы стали использовать его в борьбе с людьми, которые им не нравились: так был убит» храбрейший стратег » Иван Бельский. Через некоторое время сам царь «приказал убить другого знатного князя по имени Андрей Шуйский», через два года он убил еще трех знатных людей. И только с приходом Сильвестра –»человека в сане священника» — неистовство Ивана было более или менее усмирено, «сурово заклиная его страшным именем Божиим и вдобавок открывая ему чудеса и как бы знамения от Бога», Сильвестр исправил» развращенный » нрав царя и наставил его на путь истинный. А с ним «Союз» тогдашнего ВЦАПИ Алексея Адача, который был полезен государству.
«Избранная рада»: Феномен Сильвестра
Тогда же рядом с молодым царем появился священник Сильвестр, который своими яркими обличительными речами внушил Иоанну, что грозные события лета 1547 года – страшные пожары и кровавая расправа толпы над его родственниками – есть кара небесная за его неправедное и греховное житие от юности. Завладев всеми помыслами глубоко религиозного и мистически настроенного государя, Сильвестр сделался самой влиятельной фигурой в ближайшем окружении царя. Он решительно и деспотично диктовал Иоанну его поведение, вмешивался в светские правительственные дела и даже в его супружеские отношения, чем вызвал в дальнейшем отвращение и негодование царя, который взбунтовался против такового порабощения.
Сущность опричнины
Король получил право казнить всех изменников, конфисковывать их имущество. Таким образом, главным качеством опричнины был террор против феодального дворянства и церковной иерархии. Опорой стали дворяне, составлявшие опричнинское войско: был сформирован отряд в 1000 человек, отобранный из «опричнинских» уездов: «После казней Иван начал формировать свой новый отряд. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие фавориты. К ним приводили молодых боярских детей, отличавшихся не добродетелями, а так называемой доблестью, развратом и готовностью на все. Иван задавал им вопросы об их роде, об их друзьях и покровителях: требовалось, чтобы они не имели никакого отношения к знатным боярам; неясность, самая низость их происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь выбрал 6000 и взял с них клятву служить ему верой и правдой, доносить на изменников». Будучи опричниной «игуменом», царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Итак, в полночь все вставали на полуночную службу, в четыре утра — заутреню, в восемь начиналась месса. Настоящее поражение было нанесено на территориях, где позиции бояр были сильны. Основными актами в 1565-1572 годах были карательные походы на Тверь и Новгород с массовыми расправами над их жителями, а также террор против всех недовольных политикой царя.
В это время различия между политикой Ивана Грозного до 1560 года и после стали наиболее заметны: «Бояре жалели времена Адашевского, когда у них была свобода, а царь был в плену (так говорил Иван) … иностранцы, несомненно, и не думали выводить его из темного заблуждения и гневить смелым языком истины; они даже с тайным удовольствием видели эту бурю, сокрушавшую главные столпы великой монархии: ибо царь уничтожал своих лучших губернаторов, лучших государственных советников.»
Метла и песья голова
Опричниками становились люди проверенные, доказавшие свою верность, зачастую очень неглупые. К концу опричнины общий корпус войска достигал по разным оценкам 7 тысяч человек. С легкой руки любившего каламбуры князя Курбского опричников иногда называли кромешниками — от слова «опричь» в значении «кроме», «особенный». Они действительно были «особенными» – обладали практически неограниченной властью и решительным характером. В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим. Неизменным атрибутом опричников были метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло. Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, собачьи головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.
Во время репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что население города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.
После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым царь лично ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так называемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.
Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал часть земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую часть забрал себе в казну.
Действия опричников поражали, но не столько своей кровожадностью, к которой по большому счету русский народ был привычен, а масштабностью и зачастую бессмысленностью. Конечно, казни и грабежи были. Могли убить не только изменника, но и членов его семьи и прислугу, однако, массово истреблять крестьян ни один здравомыслящий опричник не стал бы. Дело в том, что во времена Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Возможно, потому-то и был русский суд «самым гуманным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, которому отрубили руку? Подобным образом обстояло дело и с опричниной. Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами. У многих земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить возможности «поживиться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину. Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и перевозить их на новое место жительства.