Хаммурапи и его законы | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема:
Вавилония (Древневавилонское царство)
Хаммурапи — «самый совершенный из царей» |
Правителю Вавилона, царю Хаммурапи, мудрому государственному деятелю и крупному военачальнику, удалось подчинить все города-государства Месопотамии. За 42 года царствования он превратил Вавилон в столицу огромной, могущественной державы. Но главная его заслуга — создание первого в истории человечества сборника законов, которые определяли отношения между слоями населения. Законы были высечены на базальтовом столбе. Законы состояли из 282 статей, где прописывались наказания за различные уголовные преступления.
Тексты законов сохранились до нашего времени. Из них мы можем узнать о политической системе, экономическом укладе Вавилонии, об отношениях между классами, состоянии торговли и т. п. Мы знаем, что государство при Хаммурапи стремилось сохранить и укрепить имущественное положение крестьян, земледельцев. Для них устанавливали льготы. Если крестьянин попадал в рабство за долги, то законы требовали его освобождения от рабства через три года. За военную службу крестьяне получали землю от имени царя. В этом заключалась дальновидная политика Хаммурапи, т. к. крестьяне-земледельцы и ремесленники были главной опорой государственной власти: они служили в войске, платили основную часть налогов и производили продукты питания.
Из текста законов видно, что общество в Вавилонии находилось на ранней стадии развития государства, имея многочисленные признаки патриархального уклада. Об этом свидетельствует наличие очень упрощённого (наивного) способа установления справедливости — «талиона». В соответствии с «талионом» преступник, нанёсший ущерб, должен был понести точно такой же ущерб («око за око, зуб за зуб»).
Столб с законами Хаммурапи |
Талион (с латин. «талио») — причинение виновному такого же ущерба, который нанесен им.
Законы Хаммурапи гласили:
- за покушение на жизнь или собственность человека — наказание, которое было тем более жестоким, чем потерпевший был богаче;
- если раб восставал против своего положения, ему отрезали ухо; Материал с сайта http://worldofschool.ru
- разрешались браки рабов и свободных людей, общие дети которых рождались свободными;
- долг позволялось отсрочивать, заменять серебро другими ценностями, запрещалось забирать в счёт долга сад, поле, урожай;
- продавцов-обманщиков наказывали;
- запрещался самосуд, наказание назначал только суд;
- если сложно было установить истину, осуществляли «божий суд»: бросали подозреваемого в реку. Если человек выплывал, считали, что он невиновен, если тонул — на то была божья воля;
- если человек за неуплату долга попадал в рабство, он оставался рабом на протяжении трёх лет, на четвёртый год его отпускали.
Законы Хаммурапи : краткое содержание
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
- Полноправные жители – авилум.
- Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.
Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.
Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).
В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.
Предыстория
В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.
Царь Хаммурапи: биография, правление, расширение государства
Годы правления Хаммурапи в Вавилоне — 1792-1750 гг. до н. э.
Хаммурапи стал шестым царем I аморейской (вавилонской) династии. Отец Хаммурапи умер рано, когда сын был еще очень молод, но скорая смерть царя ускорила вступление на престол молодого наследника. В статусе наследника престола, молодой Хаммурапи, всегда был возле отца и принимал самое активное участие во всех государственных делах. Он точно знал какие размеры у его государства, какое войско в подчинении и сколько жителей насчитывает его царство. Все эти знания стали прекрасным плацдармом для начала деятельности молодого Хаммурапи. Кроме того, государство отца было одним из самых больших в Месопотамии, военной силе которого завидовали многие.
Направление политической деятельности и годы правления Хаммурапи прошли в попытках установить контроль над водами Евфрата, что вело к многим столкновениям с другими царствами. Главными направлениями внешней политики царя стали сражения за территорию с царствами:
- Ларса;
- Мари;
- Эшнунной;
- Ашшуром.
Первые 20 лет биография Хаммурапи не пестрит большими военными достижениями, поскольку работа велась только по поиску соратников, информаторов, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных военных действий почти не происходило, но умелое ведение внешней политики обеспечило значительные успехи в последние 14 лет правления. Последние годы правления ознаменовались большими войнами, успешными столкновениями и расширением государства царя Хамурапи. Среди самых значительных завоеваний, за годы жизни Хаммурапи, можно отметить такие:
- 1761 год — война с царством Мари и царем Зимрилимом. Успешная победа после нескольких лет сражений значительно расширила границы государства на Востоке;
- 1764 год — Хаммурапи разгромил объединенную коалицию трех царств (Элам, Эшнунну, Ашшур) и открыл себе доступ к территориям Ирана с металлопроизводящими возможностями;
- 1763 год — война с Ларсой. Хитрые решения, настойчивость и целеустремленность принесли победу Хаммурапи после нескольких лет истощающих военных действий и осад;
- 1764 год — разгром царства Эшнунну;
- 1782 год — разорил город Малгиум и заключил союз с одним из самых могущественных царей Месопотамии Шамши-Ададом I. Договор позволил выиграть время для сбора сил перед очередным сражением;
- 1781 год присоединение Рапикума и расширение границ государства.
Фото с сайта www.e-reading.club
Острый ум, великолепная подготовка и применение хитрости позволили Хаммурапи создать государство больших размеров и взять под контроль Ассирию и большую часть Месопотамии.
Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи
Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:
- государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
- царством Ларсы;
- царством Эшнунны.
Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.
К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.
Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов. Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля. Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка. Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи. Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе.
Суть законов царя Хаммурапи с современной точки зрения
Знания современных людей о древнем мире окутаны пеленой тайны. Некоторые из них с трудом вписываются в эпоху, к которой их относят ученые. Время от времени археологи находят новые артефакты, которые перечеркивают устоявшиеся исторические догмы. Они заставляют переосмыслить информацию, содержащуюся в учебниках истории, а иногда и задуматься над тем, не стоит ли нынешнему обществу перенять опыт древних правителей.
Если проанализировать законы Хаммурапи с точки зрения современного человека, то можно заметить, что в них причудливым образом переплетаются жестокость и гуманизм, отсталость и прогрессивность. Это привлекает интерес к ним, заставляет задуматься, не взять ли часть из них на вооружение современному правосудию?
Охрана личного и служебного имущества (статьи 6-41)
Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.
Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.
Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.
Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).
Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.
Значение Законов Хаммурапи
Законы вавилонского царя это фактически первый законодательно-правовой акт, не имеющий сакрально-религиозных элементов. Культовые моменты встречаются только во введении и заключении (прологе и эпилоге), в самом тексте на них нет и намека, даже там, где регулируются права жриц и т.п.
Законы использовались почти 2 века, пока Вавилон не был захвачен хеттами. Тем не менее, они повлияли как на библейское законодательство, так и на законы самих хеттов. Есть предположения (благодаря элефантинским папирусам), что отчасти влияние Законов Хаммурапи можно усмотреть и в греческом праве.
Даже когда Закон уже не использовался на практике, его текст использовался для эзотерических рассуждений ученых и как образец аккадского языка для писцов. Изучать его перестали, когда клинопись вытеснил арамейский язык.
Законы Хаммурапи позволяют реконструировать общество в Вавилонском царстве 18-го века до н.э. Они являются лучшим источником по изучению политической, гражданской и культурной жизни людей этого времени.
По статьям Законника можно судить об имущественном расслоении, сословиях, лишении крестьян земли, долговом рабстве, полном обеспечении воинов, а также о ценах и зарплате.
В Законнике описаны виды:
- Договоров: найм, аренда, долг, купля-продажа, брачный и т.д.;
- Смертной казни: утопление, сожжение, сажание на кол, повешение
- Наказаний: членовредительство, нанесение ударов плетью, наложение знака бесчестия, изгнание из родной местности или дома, пожизненная кабала, потеря должности навсегда, а также многочисленные штрафы.
- Профессий: командиры (декум, ша-хаттатим и лапуттум), воины (редум, баирум и др.), жрицы (надитум, шугетум, угбабтум), торговцы (тамкар), разносчики или агенты торговцев (шамаллум), трактирщики (сабитум) и т.д.
- Единиц измерения: площади (бур и сар), массы (гур), деньги (ману, шиклу, ше), а также цены и зарплаты.
- Средств платежа: зерно или серебро.
- Сословий: общинники или полноправные свободные люди (авилум), зависимые царские люди (мушкенум) и рабы (вардум).
Законы Хаммурапи были первыми, допустившими на Востоке существование частных земель, наемного труда, аренды, долгового рабства. Они подняли положение женщины выше, чем в других Восточных странах, позволив ей быть полноправной гражданской личностью, иметь собственность и т.д.
Они были прогрессивными, во многом опережали свое время, и, не смотря на суровость, были достаточно справедливыми. Их отличие от других вавилонских памятников в высокой ценности для юристов, богословов, историков, и в целом для культурного развития человечества.
Законы Хаммурапи
Но не только как успешный полководец и заботливый царь Хаммурапи вошел в историю. Он считается создателем первого в мире свода законов. Все люди в его государстве должны были жить по установленным правилам.
В 1902 г. на раскопках г. Сузы был найден черный базальтовый столб, высота которого составляла 2 м. В верхней его части располагался рисунок – на троне сидели бог солнца и правды Шамаш, который передавал Хаммурапи жезл, являющийся символом власти над людьми и законами. Ниже были нанесены клинописным текстом с двух сторон столба сами законы – 282 статьи. Столб стоял на главной площади Вавилона, поэтому любой грамотный человек мог ознакомиться с текстом. Во всех городах Вавилонского царства имелись копии.
Свод законов назвали кодексом Хаммурапи. В нем были определены правила поведения людей и, какие наказания их ждут за преступления. Главный принцип – не делай другому то, что не хотел бы себе. По современным меркам наказания считаются суровыми. Если человек причинил другому вред, то ему делали то же самое.
Споры между людьми рассматривали судьи. При отсутствии свидетелей преступления последние спрашивали совет у богов. Для этого человека бросали в реку. Если он тонул, значит боги считают его виноватым. Когда человеку удалось всплывать, он считался чистым перед богами и невиновным.
При этом не все люди были равны по положению. Слово «человек» в законах обозначало свободных людей. За причинение вреда более знатному гражданину назначалось и более суровое наказание. Например, за удар по щеке равного себе предусматривался штраф. Если же такой вред наносился знатному гражданину, то наказанием было 60 ударов плетью.
Законы о богатых и бедных
В Вавилоне было много богатых людей, которые владели большими полями и садами, красивыми усадьбами. При этом бедняков в городе тоже хватало. Из-за отсутствия денег они часто попадали в долговое рабство. Такое происходило, когда разорившиеся земледельцы брали в долг зерно у зажиточного с условием его возвращения в увеличенном количестве. Последних называли ростовщиками, так как они предоставляли свое имущество «в рост» — вместо выданных 3 мешков зерна получали уже 4.
Бедняк часто не мог вернуть долг, когда приходило время расплаты, поэтому отдавал богачу в рабство себя своих родных. Хаммурапи решил позаботиться о таких людях, поэтому ограничил срок долгового рабства. По закону, через 3 г. человек вновь становился свободным. Также было предусмотрено послабление труда таких рабов. Их нельзя было загружать тяжелой работой, калечить и продавать.
Законы о рабах
Рабы принадлежали свободным людям. Ими часто были преступники или военнопленные. Рабов продавали и покупали также, как и домашнюю скотину. Они должны были носить специальную прическу и их клеймили, выбивая на руке имя хозяина.
За кражу раба в своде Хаммурапи предусматривалось наказание в виде казни. Если человек помогал срезать клеймо, то ему отрезали пальцы. В случае нанесения хозяину оскорбления рабу отрезали ухо, что не лишать его возможности трудиться.
При этом рабы не были как вещи. Они могли иметь собственное имущество, жениться на свободном человеке, что обеспечивало свободу их детям.
Хаммурапи заботился о своих подданных. Если кто-то покупал раба в другой стране и последний оказывался вавилонянином, то его освобождали. Примечательно, что в законах было написано об их передаче от богов. По этой причине их нельзя не только нарушать, но и переписывать. Такие аргументы были очень серьезными для древнего мира.
Общее значение законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи были составлены ориентировочно почти 4 тысячи лет назад (предполагается, что они были высечены на знаменитом черном обелиске в 1760-1750-х годах до нашей эры). Автором этого правового памятника считается Вавилонский царь Хаммурапи. Несмотря на успешную деятельность по объединению практически всех земель Месопотамии в одном государстве, в веках он остался именно благодаря своей законотворческой деятельности. Законы Хаммурапи представляли собой высокий черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 статьи, призванные регулировать общественную и частную жизнь всех жителей Вавилона. Историки утверждают, что большая часть законов не была разработана самим Хаммурапи, а представляла собой первый унифицированный свод законов древнего времени.
До его вступления в законную силу все спорные ситуации рассматривались по обычаям первобытного строя и на основании решения местного старейшины или мудреца. Не самая совершенная судебная система: нередко одно и то же деяние могло быть трактовано двумя ответственными за правосудие лицами противоположным образом. Законы Хаммурапи усовершенствовали правовую систему и позволили немного приблизится к единообразной практике рассмотрения противоправных действий, и надлежащего поведения для всех граждан.
Донесение предписаний Хаммурапи осуществлялось с помощью глиняных дощечек, на которые клинописью наносилось содержание норм и правил поведения. Наряду с традиционными постулатами, характерными для большинства обществ той эпохи, законы Хаммурапи содержали и несколько любопытных нововведений, значительно продвинувших законотворчество вперед.
Судопроизводство во времена Хаммурапи
Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9 – 11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2). Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ принести клятву – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.
А также, хотя об этом не упомянуто в Законах Хаммурапи, сбор налогов.
Если настоящие родители предъявляли претензии на ребенка, тот мог им быть возвращен, кроме случаев, когда он был усыновлен евнухом (которых было много при дворе и в некоторых храмах) или зикрум. Зикрум была женщина, видимо, исполнявшая роль мужчины в определённых культах, которая не могла иметь своих детей.
Бесприданницы, не выданные замуж, девушки-сироты и др. становились гетерами (харимтум). Считалось, что они, как и жрицы, находятся под покровительством богини Иштар.
В средневековой Европе, наоборот, всплывший считался виновным.
Доклад на тему Законы Хаммурапи 5 класс
Хаммурапи являлся правителем Вавилона. Это был очень умный и расчетливый человек, ведь он смог склонить к себе всю Месопотамию, все государства подчинялись ему. Правил великий деятель государства 42 года. За это время столицей и центром всей державы стал Вавилон. Правитель ввел немало новшеств и сделал очень много для всего государства, но самое главное это сборник законов. Эти законы рассказывали, как людям нужно жить друг с другом, что можно, что нельзя. Также были прописаны наказания за нарушения законов. Всего было 282 статьи, каждая из которых была вычеканена на базальтовом столбе.
Замечательно, что содержание этих законов сохранилось до сегодня. Это позволяет историкам и всем интересующимся глубже познать жизнь в Вавилоне. Как люди взаимодействовали друг с другом, на каком уровне находилась экономика, какие слои общества существовали. При Хаммурапи одной из задач было сохранить положение крестьян в обществе и земледельцев. Для этих слоев граждан существовали определенные льготы. Когда по каким-то причинам крестьянин становился рабом, то по истечению трех лет его должны были освободить. Крестьянин мог пойти служить в армию, за это правительство Хаммурапи награждало человека землей. Основа политики того времени заключалась в том, что именно этот слой населения является опорой для всего государства. Для земледельцев и крестьян нужно создать самые комфортные условия, ведь они есть плательщики основной массы налогов.
Патриархальный уклад был основным в то время. Исходя из законов видно, что граждане государства находились на уровне раннего развития. Это можно утверждать исходя из того, что система наказания при нарушении законов была простая. Установление справедливости называлось талионом. По талиону наказание было равное ущербу нанесенному потерпевшему.
Далее представлены некоторые законы Хаммурапи, возможно не дословно, как они были написаны.
- за покушение на собственность или жизнь преступника наказывали исходя из достатка потерпевшего. Чем выше, тем сильнее наказание;
- могли отрезать ухо за неповиновение раба;
- если человек кому-то должен, то он мог увеличить срок до отдачи долга проплатив золотом или серебром. У должника не могли отобрать землю в счет долга;
- при бракосочетании свободного человека и раба их совместно рожденные дети становились свободными людьми;
- в стране строго был запрещен самосуд, всегда назначался законный суд того времени;
- в случае, когда суд не мог принять решение, то назначали так называемый «божий суд». Человека бросали в воду, если не всплывет, значит, преступник виновен. Если всплыл, значит, бог его помиловал.
5 класс кратко
Популярные доклады
- Доклады Пчелы по биологии 2, 3, 7 класс, окружающий мир
Наверное, всем известен смешной медвежонок Винни, который столкнулся с грозным роем пчел, грозящихся его ужалить. Да и не только этот персонаж был напуган этими насекомыми. Ведь, признаться, мы тоже боимся, когда к нам подлетает пчела.
- Доклад на тему Насекомые 2, 3, 4, 7 класс сообщение
Насекомые жили на нашей планете уже за несколько миллионов лет до появления динозавров. Большинство насекомых обитают на земле, но некоторые живут даже под землей. Удивительно, что эти крошечные создания приспособились к жизни в любых условиях.
- Доклад на тему Азовское море 2, 4, 6, 9 класс
Азовское море, омывающее берега Украины и России, простирается на юге Русской равнины и является самым маленьким и мелководным морем в мире. Половина акватории Азовского моря имеет глубину около 5 метров. Максимальная глубина составляет всего лишь 15 м.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
- Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
- Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
- Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
- Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
- Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.
Презентация на тему: » Вавилонский царь Хаммурапи и его законы История Древнего мира 5 класс.» — Транскрипт:
1
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы История Древнего мира 5 класс
2
Вавилон – столица Двуречья. Задание: определи с помощью карты что жители Междуречья покупали у соседей, а что могли продавать?
3
Повторяем изученный материал: Задание: вставьте пропущенные слова в предложениях Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками …… и …… В Древнем Междуречье было особое письмо – ……………… Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы ………………. не смыло ……………… на полях. Государство возникло более ….. лет до н.э. В Древнем Вавилоне с ….. по ….. год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые ….. ТИГРЕВФРАТ КЛИНОПИСЬ НАВОДНЕНИЕМ ПОСЕВЫ 5000
4
При царе Хаммурапи Вавилонское царство стало самой сильной и развитой державой Западной Азии!
5
Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов) ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 гг. до н.э.) Царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее (изображение на слайде). Царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
6
Решим хронологические задачи: 1) Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи? 2) Сколько лет правил царь Хаммурапи? 3) Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним? Проверь себя! =3803 г. назад начал править царь Хаммурапи Проверь себя! =42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне Проверь себя! 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
7
Законы Хаммурапи Исследовательская работа с документами «Из законов царя Хаммурапи»: Документ 1: «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан… (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан… (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.» Вопросы к документу 1: Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи? какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
8
Законы Хаммурапи Исследовательская работа с документами «Из законов царя Хаммурапи»: Документ 2: «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук… (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить… (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.» Вопросы к документу 2: Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2? Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
9
Законы Хаммурапи Исследовательская работа с документами «Из законов царя Хаммурапи»: Документ 3: «(п. Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен… (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу… (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.» Вопросы к документу 3: Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом? Какими путями можно было попасть в рабство? Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
10
Домашнее задание: Прочитайте параграф 14. Устно выполните задания из презентации. Ответьте устно на вопросы после параграфа.
Отрицательные черты законов Хаммурапи
- Испытание водой как один из видов доказательств в судопроизводстве. Кроме свидетельских показаний, которые были основным способом установления истины в споре, широко применялось и испытание водой. Суть «доказательства» заключалась в следующем: обвиняемого в преступлении бросали в воду с сильным течением. Если он не тонул, а выживал, то считался невиновным. В обратном случае – вина считалась доказанной за счет божественного вмешательства. На самом деле, как ни трудно догадаться, испытание водой доказывало только способность человека плавать и реальным свидетельством невиновности его считать сложно.
- Значительное количество очень суровых наказаний. В отличие от современных законодательных актов, законы Хаммурапи содержали большое количество деяний, за которые полагалась казнь. Особенно печально, что среди них значилась и кража. Украл персик – тебя могут лишить жизни на законных основаниях. Соразмерность преступления и наказания не прослеживалась. Выяснение контекста ситуации также роли не играло.
- Принцип Талиона – основной вид наказания. Традиция причинять обидчику тот же вид негативных последствий, что был совершен по отношению к пострадавшему, перекочевала из первобытного строя. До денежных штрафов было еще далеко, потому за выбитый зуб приходилось расплачиваться своим же зубом. «Око за око» не самый оптимальный вид наказания, даже для достаточно древнего общества.
- Бедственное положение рабов. Законы Хаммурапи позволили несколько приблизить правовой статус низшего звена общества Вавилона к низшим слоям населения, но до кардинальных перемен было еще очень далеко. Рабы все еще больше расценивались как орудия труда и вещи, а не полноправные люди. За устное оскорбление представителя высшего сословия вардуму отрезали ухо.
- Неравные права между представителями формально свободных сословий. Выражалось в куда меньшем объеме личностных прав мушкенумов в сравнении с авилумами. Если мушкенум наносил физические повреждения авилуму, то размер наказания определялся на основании принципа Талиона. При смене ролей с авилума просто взымался денежный штраф.
Правонарушения, направленные против личности
В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.
Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.