Эрмитаж в санкт-петербурге

↑ История

В истории Санкт-Петербурга было пять Зимних дворцов, и именно о последнем, пятом, и пойдет речь в нашем обзоре. Его строительство велось с 1754 по 1762 году и началось еще при императрице Елизавете Петровне. К сожалению, та не дожила до завершения работ, и поначалу объект должен был принять Петр III. Но его свергли с трона летом 1762 года и последние штрихи в отделке дворца делались уже при Екатерине II.

Что касается непосредственно масштабных исторических событий, которые происходили в стенах замка, то их менее чем за 300 лет произошло громадное количество. Так, в 1837 году в Зимнем дворце случился самый известный пожар за всю историю Российской империи. Справиться с огнем не могли на протяжении трех дней. За это время погибло 13 человек.

Зимний дворец фото

Убранство дворца, вынесенное из огня, хранилось у Александровской колонны. Но уберечь все, конечно же, не удалось. Так навсегда были утрачены хроники периода восстания декабристов, русско-турецких войн и других событий. Кроме того, сгорели и многие произведения искусства. Вместе с тем надо признать, учитывая то, что вместе с прислугой количество обитателей дворца составляло 3000 человек, последствия трагедии могли быть куда серьезнее. Как бы то ни было, стены «Зимнего» стали непригодны для жилья и целых два года проходили работы по его восстановлению.

Зимний дворец фото

Окончательно династия Романовых вернулась во дворец лишь осенью 1839 года. Еще одно громкое событие в стенах Зимнего дворца произошло в 1880 году. Тогда народоволец Халтурин, работавший в здании плотником, сумел организовать террористический акт, целью которого было убийство императора Александра II. Взрывчатка, вес которой составлял более 30 кг, сработала в столовой.

Самодержец в тот момент находился вдали от эпицентра событий. Но, как бы то ни было, столь мощный взрыв не мог обойтись без жертв. В результате теракта погибло 11 членов караула, еще 56 человек было ранено. Все погибшие были участниками недавней русско-турецкой войны.

Николай II в Зимнем дворуе фото

В 1904 году Николай II перенес постоянную резиденцию в Александровский дворец. А в январе 1905 года возле Зимнего дворца произошло одно из самых трагических событий XX века в истории Российской империи – расстрел мирной демонстрации. Это событие стало катализатором первой русской революции.

В годы Первой мировой войны в здании был оборудован госпиталь, названный в честь сына последнего русского императора – цесаревича Алексея Николаевича. То, что произошло дальше, хорошо известно.

Большевики у Зимнего дворца 1917г фото

После февральской революции 1917 года и падения Романовых во дворце располагалось Временное правительство. Ну а осенью он был взят большевиками, кабинет Керенского был свергнут и в Санкт-Петербурге восторжествовала власть советов. Практически сразу после этого Зимнему дворцу и Эрмитажу был предоставлен статус государственных музеев. С тех пор он работал практически постоянно, исключение составили первые годы Великой отечественной войны.

Малый Эрмитаж

Как уже упоминалось, что сама императрица занимала юго-восточное крыло дворца. Южный павильон

(ранее построенный) возведенного рядом сооружения был отдан под покои графаГ.Орлова , а вСеверном павильоне (построенном позже) как раз и разместиласьколлекция картин .

Северный павильон Малого Эрмитажа

В этом же Северном павильоне Екатерина собирала гостей на уединенные («эрмитаж» в переводе с французского – уединение) малые приемы

, на которых было весело, без регалий. Подъемные столы выступали в роли скатерти-самобранки, а осмотр картин был одним из обязательных развлечений. Французским словом «эрмитаж» со временем стала называться вся художественная коллекция. Позднее павильоны (Южный и Северный) соединяются крытыми галереями, между которыми организуется «Висячий сад».

Южный павильон

В последнее десятилетие 19 века

маленькие уединенные екатерининские комнаты второго этажа Малого Эрмитажа были объединены в светлый и нарядный большой Павильонный зал, украшенный сквозными галереями и аркадами.

Павильонный зал

Этот нарядный зал, созданный архитектором А.Штакеншнейдером

вэклектическом стиле , напоминает дворики восточных шахов и древнеримские павильоны. Колонны, поддерживающие хоровые балкончики, раковины-фонтаны, смальтовые мозаичные полы, в которых можно увидеть сцены античной мифологии. Фонтаны у стен напоминают Бахчисарайский дворец.

А из окон виден «Висячий сад»

, оборудованный на крышах бывших конюшен, сараев и манежа. Висячий сад вместе с Зимним садом, наполненным растениями и птицами, создавал удивительный контраст с видом холодной Невы, которую хорошо было видно в выходящих на нее окнах.

Висячий сад между галереями Малого Эрмитажа

Сегодня в отделах этого зала представлены мозаичные столы, удивительные Часы «Павлин», и европейское искусство периода Средневековья.

Здание комплекса

Эрмитаж, Санкт-Петербург (часы работы комплекса приведены ниже в статье) – крупнейший дворцовый мемориал Северной столицы, включивший в себя 6-ть основных павильонов, служебные постройки, дополнительные здания и представительства в крупных российских и зарубежных городах.

Расположившейся на побережье р. Невы архитектурный ансамбль, открывшийся для публичного посещения Николаем I, представлен:

Комплексом на Дворцовой набережной:
Зимним дворцом Старейшим и основным музейным павильоном, появившимся в период с 1754—1762, гг. под руководством Б. Ф. Растрелли.
Малым Эрмитажем Датирующимся 1764—1775 гг. и работой Ж.Б Валлена-Деламота и Ю.М. Фельтона, и получившим свое название в честь привычки императрицы устраивать в нем спектакли и увеселительные вечера.
Большим (или Старым) Эрмитажем Появившимся в период с 1771—1787 гг. в результате работы Ю.М. Фельтона и предназначенным для хранения императорской коллекции изобразительного искусства. Позже также дворец получил пристройку, с разместившейся в ней лоджией Рафаэля.
Новым Эрмитажем Зданием, возведенным для размещения публичного музея Лео фон Кленцем с портиком и украшенным 10 держащими свод атлантами.
Эрмитажным театром Разместившимся на месте Зимнего дворца Петра I (проект Дж. Кваренги) и отданным под театральные нужды.
Служебными постройками:
Запасным домом Зимнего дворца Особняком XIX в, возведенным вместо старых построек. Руководил строительством Н. Беккер.
Эрмитажным гаражом Постоянным по распоряжению Николая I Н. Крамским и отданным под хранение машин.
Дополнительными зданиями:
Меньшиковским дворцом Зданием, ранее служившим домом А. Меньшикова, а затем вошедшим в реестр культурных памятников Северной столицы.
Восточным крылом Здания Главного штаба Появившимся в 1829 г. зданием, спроектированным К. России и размещения части художественных произведений.
Музеем Императорского фарфорового завода Собравшим в себе лучшие из произведений фарфора, выпущенных в Северной столице.
Реставрационным-хранительским Объединившим в себе водохранилище и хозяйственные части комплекса.
Зданием Биржи Центральной частью архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова.

Помимо комплекса, расположенного в Северной столице к эрмитажным строениям причисляют представительства в Казане, Волгограде, Омске, Екатеринбурге, в Лондоне, Ферраре и Амстердаме, разместившие в себе часть художественных произведений из музейной экспозиции.

Структура музейного комплекса

Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:

Название посторйки Стиль Составитель проекта/ архитектор Кто основал Строительство примечания
Зимний дворец барокко Ф.Растрелли Императрица Елизавета 1754—1762 гг. Эта постройка дворца — пятая по счету
Эрмитажный театр классицизм Джакомо Кваренги Екатерина II 1783—1787 гг. Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели
Большой Эрмитаж (Старый) классицизм Ю.М. Фельтен Екатерина II 1771—1787 гг. В нем планировалось размещать только художественные коллекции
Малый Эрмитаж классицизм Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен Екатерина II 1764—1775 гг. В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов
Новый Эрмитаж неогрек Лео фон Кленце/ В.П. Стасов Николай I 1842—1851 гг. Знаменит: портиком и фигурами атлантов
Запасной дом Зимнего дворца классицизм Н.Ф. Беккер Д. Трезини Феодосей Скляев/ инициатор перестройки — Великий князь Алексей Александрович 1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте.

Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея

Название филиала Место нахождения Режим работы
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) Дворцовая площадь, 6/8 с 10.30 до 18.00
музей Императорского фарфорового завода просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4
Меншиковский дворец Университетская наб., 15 с 10.30 до 17.00
РХЦ «Старая деревня» ул. Заусадебная, 37 с 10.30 до 19.00

Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.

5. Музеи Ватикана

Интереснейшим местом является музей под названием Пио-Клементино, здание которого перестраивалось и расширялось в течение 15 лет. А возглавили реставрационные работы известные мастера Кампорези и Симонетте. На сегодняшний день это величественное учреждение включает в себя множество интересных залов, включая Ротонду, Зал Муз, Сад Масок и Зал зверей. Здесь вы выставлены замечательные экспонаты, которые представляют собой шедевры древнего искусства. Стоит посетить Зал зверей, где вам представится возможность ознакомиться с прекрасными скульптурами зверей. Все статуи исполнены из высококачественного мрамора. А в зале греческого креста вы сможете посмотреть замечательные изразцы старинной мозаики, которая была создана во 2-3 веке. Здесь же расположены и древние саркофаги, в одном из которых и по сегодняшний день хранится прах матери известного императора христианского мира — Константина.На сегодняшний день существует огромнейший каталог этого музея, который был создан Джованни Батиста Висконти. Кстати, описание всех экспонатов занимает полных семь томов.Но, к сожалению, в 1797 году огромное количество ценнейших экспонатов было вывезено на территории Франции. Именно поэтому Папа Пий Седьмой занялся активным коллекционированием шедевров антического искусства. В этот период и было создано новое здание под название «Браччо Нуово», где и хранятся все эти экспонаты и по сегодняшний день.Уже в 1816 году все прежние экспонаты были перевезены из Франции обратно на территорию Ватикана. В большинстве это были замечательные картины, которые в последующем были размещены на территории апартаментов Борджиа. Здесь же были собраны и работы Рафаэля, включая знаменитую картину « Мадонна Фолиньо» и работу под названием «Преображение». Здесь же собрана замечательная коллекция гобеленов этого автора, которая в свое время была изготовлена для украшения Сикстинской капеллы.А уже в 1837 году на территории Ватикана был открыт Этрусский музей, где собраны все археологические находки, найдены во время раскопок возле Черветери. Дело в том, что этруски — наиболее таинственный народ, культура и история которого и до сих пор остается загадкой для ученых со всего мира. К сожалению, до сегодняшнего дня не дошли монументальные памятники истории этого народа, так как храмы и сооружения строились в большинстве случаев из дерева. Но, тем не мене, на территории девяти больших залов музея выставлено огромное количество экспонатов, включая саркофаги, а также металлические предметы — канделябры, бокалы, статуэтки, и зеркала, которые были изготовлены из золота и серебра.А на нижнем этаже того же музея был открыт Музей Египетской культуры, где собраны замечательные экспонаты, включая и огромную коллекцию жуков-скарабеев

Факты и характеристики Эрмитажа в цифрах

Факт #1. Длина музейного комплекса вдоль реки Нева – 210 метров.

Факт #2. Ширина — 175 метров.

Факт #3. Высота — 22 метра.

Факт #4. Общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров.

Факт #5. Количество экспонатов – более трех миллионов.

Факт #6. В Эрмитаже более 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.

Факт #7. В музее более 60 000 картин.

Факт #8. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже составляет 22 км.

Факт #9. Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого на минуту, потребуется 11 лет.

Факт #10. Чтобы изучить все экспонаты, не хватит жизни.

Факт #11. В Эрмитаже три этажа, не считая подвалы.

Факт #12. В 2019 году Эрмитажу исполнилось 255 лет.

Структура Эрмитажа

Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:

  • Зимний дворец (1754-1762);
  • Малый Эрмитаж (1764-1775);
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
  • Новый Эрмитаж (1842-1851).

Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.

Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).

Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.

Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:

  • Восточное крыло Главного Штаба;
  • Дворец Меншикова;
  • Музей фарфора;
  • Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).

История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.

Эрмитаж

Я люблю посещать разные интересные и исторические места. Я побывала в разных местах России, а также была за границей несколько раз. Обычно мне нравится гулять с моей семьёй и друзьями. Вообще я и сама себе отличная компания. Сегодня я хотела бы рассказать вам о месте, которое я посетила совсем недавно.

Я много бывала в Питере и посетила почти все места в том городе. Эрмитаж был последним интересным заведением, которое мне посчастливилось увидеть.

Государственный музей Эрмитаж — это музей искусства и культуры и расположен он в историческом Питере. Более того это второй по величине музей во всем мире. Он был основан в 1764 году. Екатерина Великая стала основателем этого музея.

Согласно статистике почти 4 миллиона людей уже побывали здесь. Я считаю, что каждый человек, который любит и понимает искусство, должен посетить это место хотя бы раз в жизни.

Если хотите знать, тут расположено более трёх миллионов работ.

Эрмитаж состоит из 6 исторических зданий, включая Зимний дворец и замок Меньшикова.

К сожалению, я не знаю всех художников и некоторые работы остались для меня неизвестными. Но вы всегда можете попросить помощи или взять аудиогид.

Как по мне, так стоимость билета не очень высокая. Вы там можете увидеть множество интересных популярных работ. Моими любимыми являются « Возвращение блудного сына», написанная Рембрандтом, «Пустыня: Гармония в красном», написанная Матиссом и «Обед», которую написал Веласкес и многое другое. Как видите, здесь вы найдёте картины буквально со всего мира.

В общем, Эрмитаж — это замечательное место, если вам нравится искусство, история и культура. Для меня выходные в Эрмитаже — это лучшее времяпровождение. Я рекомендую каждому воспользоваться шансом и посетить этот музей, ведь там таится частичка нашего прошлого и будущего. И я не хочу даже думать, сколько могут стоить все эти произведения искусства.

Архив

АрхивВыберите месяц Декабрь 2022  (10) Ноябрь 2022  (21) Октябрь 2022  (16) Сентябрь 2022  (16) Август 2022  (14) Июль 2022  (16) Июнь 2022  (32) Май 2022  (26) Апрель 2022  (48) Март 2022  (38) Февраль 2022  (27) Январь 2022  (22) Декабрь 2021  (24) Ноябрь 2021  (42) Октябрь 2021  (20) Август 2021  (7) Июль 2021  (31) Июнь 2021  (13) Май 2021  (10) Апрель 2021  (19) Март 2021  (13) Февраль 2021  (14) Январь 2021  (6) Декабрь 2020  (17) Ноябрь 2020  (15) Октябрь 2020  (25) Сентябрь 2020  (50) Август 2020  (9) Июль 2020  (21) Июнь 2020  (10) Май 2020  (12) Апрель 2020  (5) Март 2020  (5) Февраль 2020  (12) Январь 2020  (4) Декабрь 2019  (10) Ноябрь 2019  (10) Октябрь 2019  (9) Сентябрь 2019  (11) Август 2019  (2) Июль 2019  (14) Июнь 2019  (5) Май 2019  (32) Апрель 2019  (17) Март 2019  (3) Февраль 2019  (15) Январь 2019  (7) Декабрь 2018  (13) Ноябрь 2018  (7) Октябрь 2018  (8) Сентябрь 2018  (7) Август 2018  (4) Июль 2018  (19) Июнь 2018  (6) Май 2018  (4) Апрель 2018  (7) Март 2018  (2) Февраль 2018  (8) Январь 2018  (4) Декабрь 2017  (7) Ноябрь 2017  (4) Октябрь 2017  (6) Сентябрь 2017  (5) Август 2017  (2) Апрель 2017  (7) Март 2017  (1) Февраль 2017  (2) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (1) Март 2016  (1) Апрель 2015  (2) Март 2015  (6) Февраль 2015  (3) Январь 2015  (2) Декабрь 2014  (4) Ноябрь 2014  (7) Октябрь 2014  (4) Сентябрь 2014  (2) Май 2014  (2) Апрель 2014  (3) Март 2014  (5) Февраль 2014  (4) Январь 2014  (2) Декабрь 2013  (6) Ноябрь 2013  (5) Октябрь 2013  (2) Сентябрь 2013  (2) Май 2013  (1) Апрель 2013  (1) Март 2013  (2) Февраль 2013  (2) Январь 2013  (1) Декабрь 2012  (1) Март 2012  (2) Февраль 2012  (1)

Внешний вид здания

Здание Нового Эрмитажа построено в стиле эклектики. Строгий и монументальный облик фасада оживляет орнамент с античными, ренессансными и барочными декоративными элементами. Колонки балкона и фриз здания – из мраморизированного известняка.

Скульптуры у главного входа

Главный вход в музей Кленце предложил оформить 10 фигурами атлантов, выполненных из красного гранита. Стасов порекомендовал сделать изваяния из серого сердобольского гранита.

Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв, в мастерской которого 150 учеников вытесывали изваяния, а над лицами каждого титана скульптор работал лично. Стоимость проекта составила 119 тысяч рублей, скульптор, сделав работу, оценил ее в 87 тысяч.

1 сентября 1848 года у главного входа Эрмитажа возвели фигуры атлантов. Установленные на гранитные постаменты, они обхватили руками балку, лежащую на капителях колонн.

Тонкость работы и элегантный стиль оценил и фон Кленце, и Николай I. Автор помимо оплаты получил от императора персональную премию. Композиция выглядит так зрелищно, что скрывает явный казус:10 атлетов с невероятным напряжением держат сравнительно легкий балкон.

По сей день люди восхищаются фигурами атлантов. Поэт и исполнитель авторских песен Александр Городницкий вдохновенно писал:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Фасад здания

Воплощая замысел фон Кленце, фасады Эрмитажа украсили статуями знаменитых мастеров разных эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта.

По сторонам от входа в Новый Эрмитаж – 6 металлических скульптур:

  • Рафаэль Морген – итальянский гравер.
  • Дедал – герой древнегреческих мифов.
  • Иоганн Винкельман – немецкий историк античного искусства.
  • Смилид – древнегреческий скульптор.
  • Онат – древнегреческий литейщик.
  • Марк Антонио Раймонди – итальянский гравёр.

На консолях второго этажа – фигуры художников нового времени: Дюрера, Рубенса и Тициана. Фронтоны со стороны Зимней канавки украшает барельеф Теребенёва «Власть, покровительствующая искусству», изготовленный из покрытого медью цинка.

Сохранить любой ценой

Закономерное опасение за судьбу Эрмитажа бередило умы всех неравнодушных к культуре людей с начала Великой отечественной войны. Более 2 млн единиц экспонатов были эвакуированы на Урал, куда не дошли боевые действия.

Когда угроза бомбёжек миновала, культурные ценности вернулись на постоянное место. Удивительным кажется тот факт, что за четыре года войны не был утрачен ни один экспонат, и только нескольким из них необходима была реставрация. Сразу после окончания войны экспозиции расширились благодаря трофейным экспонатам. Часть поступила из Берлина, кое-что – из Египетского музея.

Интересные факты об архитекторе Эрмитажа

Факт #1. Зимний дворец строился с 1754 по 1762. Архитектор — Б. Ф. Расстрелли.

Франческо Растрелли

Факт #2.  Малый Эрмитаж был возведен в период с 1764 по 1767 год архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот.

Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот

Факт #3. Старый Эрмитаж появился в период с 1771 — 1787 годы. Его архитектором стал Ю. М. Фельтен.

Юрий Матвеевич Фельтен

Факт #4. Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 годы. Автором идеи был Лео фон Кленце, а строительство возглавил В.П. Стасов.

Лео фон Кленце

Факт #5. Театр Эрмитаж был возведен в период с 1783 по 1787 под авторством Дж. Кваренги.

Факт #6. Дворец Меншикова строился 10 лет. С 1710 по 1720 год. Авторы проекта дворца: Дж.-М. Фонтана и И.-Г. Шедель.

Факт #7. Главный штаб также строился деять лет — с 1819 по 1829. Архитектор стал К. И. Росси.

Карл Иванович Росси

Как пополнялась коллекция Эрмитажа

Факт #1. Количество коллекционных экспонатов увеличивалось с каждым годом.

Факт #2. Екатериной II и последующими императорами закупались произведения коллекций: Генриха фон Брюля (1769), Антуана и Пьера Кроза (1772), Роберта Уолполя (1779) и других.

Миниатюра Луи-Николя Ван Бларенберга, на которой представлена часть картинной галереи Кроза

Факт #3. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений живописцев.

Факт #4. Кроме картин в Эрмитаже находились гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, экспонаты западноевропейского прикладного искусства, а также целые библиотеки книг.

Готическая библиотека Николая II в Зимнем Дворце

Факт #5. По указу Екатерины II в 1795 году из Польши была привезена библиотека братьев Залуских, насчитывающая почти триста тысяч томов книг, десять тысяч рукописей и коллекцию гравюр.

Факт #6. Традицию пополнения коллекции Эрмитажа продолжил и Александр I.

Александр I

Факт #7. До середины XIX века музей был открыт только для посещения избранных. Для этого необходимо было получить пропуск у начальника придворной конторы.

Факт #8. С 1852 года Эрмитаж могут посещать все желающие. Для этого специально было построено здание Нового Эрмитажа.

Факт #9. В том же 1852 году музейный комплекс официально стал назваться – «Императорский Эрмитаж».

Факт #10. В 1866 году доступ в Эрмитаж стал бесплатным.

Факт #11. В 1917 году Эрмитаж и Зимний дворец получили статус государственных музеев.

Факт #12. В 1920-ее годы музей Эрмитаж и Зимний Дворец по сути становятся единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещение бывшего Дворца.

2.Государственный Эрмитаж

Расположен в городе Санкт-Петербург, является вторым крупнейшим художественным музеем в мире. Он имеет общую площадь 66 842 м². Этот музей, один из самых старейших в мире, был создан в 1754 году и открыт для публичного посещения в 1852 году. Он состоит из 6 исторических зданий, которые находятся вдоль Дворцовой набережной на Неве. Здания, которые являются открытыми для общественности, включают Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Зимний дворец.  Государственный Эрмитаж насчитывает коллекцию произведений более чем из 3 млн. штук, в том числе самая большая коллекция живописи в мире.

Эрмитажный театр

Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.

Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.

Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Творцы и разрушители

Выделить что-то одно, что можно назвать самым интересным в Эрмитаже, практически невозможно, так как здесь представлены работы лучших людей разных эпох, посвятивших свои жизни искусству. Но всех без исключения притягивает к себе зал, в котором представлены работы Рембрандта – это самая крупная экспозиция в мире за пределами Нидерландов – родины всемирно известного художника.

В зале насчитывается 24 полотна, среди которых есть настоящие фолианты — «Портрет старика в красном», «Блудный сын», «Снятие с креста». Благодаря этим работам на входе в зал неизменно присутствует внушительная очередь из посетителей. К сожалению, не все они приходят сюда для того, чтобы напитать души высоким. Известны факты, когда в галерею проникали злоумышленники.

Например, в 1985 году мужчина пришёл в зал Рембрандта и уточнил у персонала, какое полотно самое ценное и пользуется наибольшей любовью посетителей. Работницы любезно указали на «Данаю» работы Рембрандта, не ожидая, что уже в следующее мгновение мужчина выплеснет на предмет искусства концентрированную кислоту, портящую краски. Этого злоумышленнику показалось недостаточно, и он два раза успел проткнуть полотно ножом, после чего был обезврежен.

Экспертиза показала, что мужчина был психическим больным. Реставрация «Данаи» продолжалась 20 лет, и теперь экспонат опять находится в галерее, но укрыт защитным стеклом.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.

«Апофеоз Марии Медичи»

Жемчужинами экспозиции Эрмитажа, посвященной Западному искусству, являются работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Пуссен, Клод Лоррен, Ватто, Тьеполо, Каналетто, Канова, Роден, Моне, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс. В Эрмитаже представлены и другие коллекции, среди которых русские императорские регалии, ювелирные изделия Фаберже и потрясающая огромная коллекция древних изделий из золота Восточной Европы и Западной Азии.

Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты. Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим». Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.

Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России. Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году. Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея. Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.

Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире. Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов. Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.

Анри Матисс «Танец»

Сюда были завезены такие шедевры, как «Танец» Матисса и «Ночное кафе» Ван Гога.

Советское правительство не уделяло большого внимания содержанию «буржуазного и декадентского» искусства. Сталин вообще приказал продать за рубеж несколько особенно ценных полотен Эрмитажа. Среди них была «Альба Мадонна» Рафаэля, «Венера с зеркальцем» Тициана, «Благовещение» Яна Ван Эйка. Приобретены они были Эндрю В. Меллооном и помещены в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Во избежание последующих потерь тысячи работ были перевезены в Пушкинский музей в Москве и другие музеи на территории СССР. Некоторые коллекции попали в руки врага во время блокады Ленинграда, когда здание Эрмитажа подвергалось воздушной атаке. Черный период для Эрмитажа был окончен в 1945 году. К тому времени правительство определилось с передачей музею предметов искусства, захваченных красноармейцами в Германии во время Второй мировой. Самой ценной частью добычи были импрессионисты и постимпрессионисты из частной коллекции немецких буржуа.

С 1995 года эти полотна считаются утерянными. Правительство России считает их только малой расплатой за ущерб, нанесенный нацистами Петергофу и Царскому селу. Если бывшие владельцы были причастны к финансированию нацистского режима, изъятые картины им не возвращались, такое решение приняла Государственная дума России.

В последние годы Эрмитаж протянулся к близлежащему зданию Генерального Штаба. Музей запустил несколько ярких проектов за рубежом: в Лас-Вегасе, Лондоне и Амстердаме. В июле 2006 года музей огласил страшную информацию: около 221-го предмета было украдено, включая драгоценности, православные иконы, серебряные и богато инкрустированные изделия. Общая стоимость украденного оценивается в $543,000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: