Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, в семье главы рода Тобыкты. Абай Кунанбаев является поэтом, композитором, философом, мыслителем, просветителем, а также родоначальником новой казахской реалистической литературы. Абай рос в среде акынов и сказателей, что в последствии оказало влияние на его творчество. Три месяца Абай учился в русской приходской школе помимо Семипалатинского медресе. Среди русских поэтов Пушкин и Лермонтов были любимыми. В конце 80-х годов 19 века перевел отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин «и в то же время Абай глубоко национальный поэт и философ. Предметом его творчества было описание жизни казахского народа. Абай умер в 1904 году, первый его сборник стихов вышел после его смерти в 1909 году в Петербурге. Произведения Абая переведены на многие языки мира. Одним из наиболее известных произведений Абая является поэма «Кара соз» в дословном переводе «Черное слово», которая состоит из 45 кратких притч. Основными изданиями являются: первый сборник стихов «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева.» Лирика и поэмы, Абай Кунанбаев Избранное Пер. с каз. под редакцией Л. Соболева, Абай Кунанбаев Собрание сочинений в одном томе «Слова назидания «Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»). В Семипалатинске открыт республиканский музей дом-музей Абая. Во многих городах Казахстана Абаю Кунанбаеву установлены памятники, а также памятники такому выдающемуся деятелю культуры установлены в Стамбуле, Тегеране и в Москве.
Пик Абая в горах Алматы
Пик Абая — одна из вершин хребта Заилийского Алатау, его высота 4 010 метров. Пик хорошо просматривается из города, он имеет форму трехглавой вершины, скальный массив состоит из красного гранита и представляет собой обрывистые склоны. На северных склонах горы расположен ледник Абая.
Пик Абая / фото: alpineasiateam.kz
Маршрут подъема на пик Абая технически несложный, но очень протяженный: от метеостанции Ворота Туюксу подъем занимает примерно 6-7 часов, спуск — 4 часа.
Первое восхождение на пик Абая в 1932 году совершила группа алматинских альпинистов под руководством Г. И. Белоглазова.
В 1995 году в честь 150-летия Абая вершину покорила группа, в составе которой был первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Персональным гидом президента был легендарный казахстанский альпинист Анатолий Букреев. В команде с первым президентом пик Абая покорили также Анатолий Устименко и Ахметжан Есимов.
Абай Кунанбаев как поэт
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз», или же “Слова Назидания”, состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. Труды Абая Кунанбаева были переведены на многие языки мира. “Слова назидания” – это обращение к читателю, как бы диалог, своеобразный плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, и философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа.
В этих назиданиях раскрывались проблемы истории, педагогики и морали. Поэт протестовал против насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях любовь к науке. Абай считал, что процесс обучения должен приносить радость познания. Изучение науки должно способствовать правильному познанию материального мира, оно должно вести человека к совершенству.
Поэт и мыслитель предостерегал молодежь от несерьезного отношения к науке. “Знать русский язык – значит открыть глаза на мир” – говорит Абай в 25 Слове. “Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне”.
Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: “Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира. Владея этим ключом, можно намного облегчить жизнь нашего народа”.
Сейчас перед Казахстаном стоит цель войти в тридцатку лучших стран мира в рамках реализации “Рухани Жангыру”, а ведь еще во времена Абая Кунанбаева казахский народ стремился к совершенству. Именно Абай первым говорил о выходе на новый уровень. Сегодня мы хотим выйти на мировую арену, говорим о культуре страны в глобальном мире. В те времена о нашем народе не знали во всем мире, поэтому Абай видел путь в слиянии культур с Россией. Сегодня мы говорим о модернизации сознания, которая поможет нам быть конкурентоспособными на мировой арене. Поэтому вчитываться в “Слова назиданий”, которым уже века, нужно сегодня. Поэт оставил нам советы, которые сегодня как никогда актуальны.
Шахтерский город Абай
В Карагандинской области, недалеко от железнодорожной станции Карабас, находился городок Шерубай-Нура, через который проходила важная междугородняя транспортная артерия Караганда — Джезказган — Кызылорда. Этот населенный пункт был разбит в 1949 году как рабочий поселок в связи с началом разработки западной части Карагандинского угольного бассейна. Первую шахту строили заключенные Карлага, которых привозили сюда на работу из Долинки и Карабаса. В 1961 году город переименовывали в Абай — в честь Абая Кунанбаева.
Город Абай, Карагандинская область / фото: wikipedia.org
В советское время в городе было четыре угольных шахты, деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты, обогатительная и швейная фабрики, завод железобетонных изделий, ремонтно-механический и хлебный заводы. Большинство из этих предприятий функционируют до сих пор. Численность населения Абая, по данным на 2010 год, составляет почти 55 тысяч человек. В городе открыт Литературно-мемориальный музей Абая Кунанбаева.
Биография Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев появился на свет в 1845 году в Чингизских горах, настоящие имя поэта Ибрагим, но известным он стал именно под именем Абай. Семья Кунанбаевых относилась к местной знати, дед и прадед возглавляли свой род, как бии. Абай Кунанбаев с детства изучал восточные языки, а также посещал русскую школу. Поэт еще в детстве начинал писать свои первые стихи, но только к сорока годам он создаст свои взрослые стихотворения.
Мировоззрение Абая формировалось благодаря восточным ученым и поэтам, а также русским классикам. Он перевел знаменитых русских писателей, таких как Крылов, Лермонтов, Пушкин и многих других
Поэт подчеркивал важность знания русского языка и культуры. Абай писал в назидание: “Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру”
Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Поэтом и писателем создано около 170 стихотворений и сделано 56 переводов.
Основные достижения
Только к 40 годам поэт начал создавать свои первые серьёзные стихотворения и поэмы. Переводческая деятельность Абая так же широко распространилась, как и сочинение лирики. Он писал и поэмы, в которых преобладала любовная тематика. Были в его поэмах и реалистическое изображение, и элементы волшебства («Рассказ Азима», «Масгут»).
В общей сложности Абай создал более 170 стихотворений, некоторые из них были заимствованы русскими поэтами (в частности Лермонтов переделал его произведение «Горы дремлют в ночной тиши» на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной»). Абай занимался переводами творчества русских и европейских поэтов, таким образом знакомя свой народ с их наследием.
Он ввёл в казахскую литературу новые рифмы, размеры стихотворений, а также создал несколько десятков мелодий, которые сохранили свою популярность и по сей день. Его историческое значение велико для казахской нации, выдающиеся труды почитаются и современниками. Абай собрал около себя много талантливых учеников, среди них были его сыновья и родственники. Создавая произведения, он не записывал их, поэтому многие не сохранились.
Общественный деятель
Описанная в советский период «парадная» биография Абая Кунанбаева представляет нам несколько искаженный образ борца против империализма, социальной несправедливости и «рабского положения женщин». Не стоит забывать, что классик был из аристократического рода, имел несколько жен и долгое время работал бием. Но его действительно угнетала несправедливость, царящая в обществе.
Российский империализм ставил коренной народ Казахстана в подчиненное положение. И протест против этого отразился в стихотворении поэта «Перед начальством русским юлит бий и гнется, как лоза». К духовенству он также относился с презрением, считая его представителей совсем не образцами морали.
Больше всего Кунанбаев ценил труд и упорство. Зародившаяся в те годы казахская интеллигенция, в частности члены группы Алаш-Орда, считали его своим предтечей. Так что биография Абая Кунанбаева, написанная в советский период, не так уж далека от правды.
Памятник Абаю в Алматы
О том, что городу нужен памятник Абаю, в Алматы стали говорить еще до войны. Выбирали место и даже проводили конкурс творческих работ. В начале 50-х годов в Алматы был объявлен конкурс на создание памятника — в 1954-м страна готовилась отмечать 50-летие со дня смерти поэта. Но потом план переиграли и решили подгадать к 1960 году, к 115-летию со дня рождения поэта. Среди многих претендентов, включая представителей Москвы и Ленинграда, самым удачливым оказался казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев — ему и выпало право работать над памятником.
Все понимали, что это должен быть масштабный величественный монумент, Наурызбаев именно такой и планировал — высота памятника должна была составить почти 14 метров. Это сразу стало проблемой: никто не знал, где найти мастерские, в которых можно было бы сделать памятник такой высоты.
Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы / фото: wikipedia.org
Перед тем как приступить к работе, скульптор ездил на родину Абая, встречался с местными аксакалами, а консультировал художника лично писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая». Писатель почти каждый день заглядывал в механические мастерские, и когда видел работу в тесном тамбуре, ему казалось, что всё идет нормально. Но когда памятник был завершен, его вынесли во двор, и Ауэзов увидел его при дневном свете, он остался недоволен и раскритиковал всю работу. Наурызбаев расстроился, но принял поправки Ауэзова. Когда после исправлений он снова позвал Ауэзова взглянуть на памятник, писатель сказал: «Вот это — Абай!»
Скульптура отлита из бронзы. Основание — трапециевидный постамент — выполнено из красного курдайского гранита. С 1982 года памятник Абаю входит в перечень памятников архитектуры и градостроительства. Всего памятников Абаю в Казахстане и в мире установлено более 20-ти.
Детство и учеба
Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).
Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей
Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием
От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.
Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.
Детство и юность
10 августа 1845-го по новому стилю Улжан, одна из четырех жен крупного бая, принадлежащего к местной знати, Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева), подарила мужу сына Ибрагима.
По некоторым сведениям, имя для младенца привиделось отцу во сне, когда к нему явился великий представитель его рода Тобыкты племени Аргын — мыслитель и философ Анет Баба Кишикулы. Однако прославился он под прозвищем Абай («осторожный», «внимательный» или «милый»), данным еще в детстве бабушкой Зере (Токбалой) Бектемиркызы, ставшей первым учителем и воспитателем.
Мнения источников о том, где именно ребенок появился на свет, разошлись. Одни утверждали, что это был город Семей, другие — урочище Жидебай в Чингизских горах, тогда относившееся к Бийскому уезду Томской губернии Российской империи. Дед Оскенбай (Оскембай) и прадед Иргизбай (Ыргызбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.
Получив домашнее образование, будущий основоположник казахской письменной литературы учился в медресе в Семипалатинске, где преподавали восточные языки. Параллельно с этим ученик посещал и русскую школу, где пробовал сочинять стихи, приписывая авторство другу.
Глава семейства поспособствовал развитию в наследнике таких личных качеств, как человечность, целеустремленность и справедливость. От матери, баловавшей старинными поэмами и айтысами акынов, тот перенял остроумие и способность в саркастической форме высмеять людские недостатки.
Жумабаев Магжан
Жумабаев Магжан родился 25 июля 1893 года в Булавском районе Северо-Казахстанской области. Большую роль в жизни Магжана играл отец Бекен — он был прогрессивным человеком и прививал детям любовь к знаниям. Магжан начал учится с четырех лет в домашней школе отца, созданная для своих детей и детей родственников. Дество Магжана проходило в тесном общении с природой, что в последствии сказалось на его творчестве. Им были написаны такие произведения как » Береза»,»Весна идет» и многие другие, в которых отразились его воспоминания детства. В 1905 году Магжана направили на учебу в Кызылжар, ныне Петропавловск, Мухамеджан Бегишев известный по тем временам человек, окончивший полный курс Стамбульского университета, открывает медресе для казахских и татарских детей. Магжан с увлечение изучает арабский, персидский, турецкий языки, историю тюркских народов. Закончив медресе с отличием Магжан продолжает свою учебу в Уфе, затем учеба в Омске. Его решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности приводит к разладу с отцом, и он лишается материальной поддержки своих богатых родителей. В последствии о своих переживаниях он пишет в стихотворении «Исповедь». Писать стихи он начал с 14 лет. Его стихи печатали почти во всех газетах на казахском и татарских языках. В его жизни были трудные времена, когда он терял близких людей, от родов умерла его жена, а в последствии и сын. В 1929 году для поэта наступают особенно тяжелые времена, когда его обвиняют в национализме и сажают в тюрьму. Последние дни своей жизни он проводит в Алматы потом его опять арестовали и в 1938 году его жизнь оборвалась. Гонениям и преследованиям подвергался не только он сам но и его родственники. Магжан принадлежал к числу самых образованных казахов XX века, владел в совершенстве многими языками: русским, арабским, персидским, турецким и многочисленными диалектами тюркского языка.
Ауезов Мухтар Омарович
Ауезов Мухтар Омарович родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда. Интересный факт ,что семья Ауезова была в родстве с семьей Абая Кунанбаева. Образование Мухтар получил в русской школе . Учился в Ленинградском университете , а также в аспирантуре Среднеазиатского университета .Ауезов был известным писателем, общественным деятелем, являлся академиком АН КазССР он был первым доктором филологических наук в Казахстане. Им было написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии ,как «Ревизор»,»Любовь Яровая» ,»Офицер флота». Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствовали о зрелости таланта молодого писателя. Особый интерес Ауезов проявлял к творчеству Абая Кунанбаева и в последствии он написал крупное этническое повествование об Абае. Это произведение не сомненно принесло ему известность. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая». Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века. Умер писатель в 1961 году.
Первые стихотворения
Отроческие годы жизни поэта были наполнены обучением. В это время Абай стремился постичь ораторское искусство, а также больше узнать об обычаях и правилах, по которым жил его народ. Он слушал от сказителей, акынов, народную поэзию. Таким образом начал сочинять свои стихи, перенимая их опыт и умения.
Первые стихотворные строки, в том числе и первый из шедевров под названием «Лето — солнечная пора», он опубликовал не под своим именем, а под именем своего друга, Кокбая Жанатайулы, в 1889 году в газете «Дала уалаяты». После этого он заплатил другу откупную и вернул собственное имя своему творчеству.
Смерть
В 2019-м Ляйля Баймагамбетова, проживающая в Нур-Султане, рассказала в интервью местной газете о малоизвестных фактах биографии и причине смерти прапрадеда:
Через 40 дней после ухода младшего сына, 6 июля 1904-го не стало и великого поэта и мыслителя. Сначала его тело хотели предать земле в селе Акшокы, где покоились отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш, но в итоге похоронили в Жидебае. Сейчас там находится Мавзолей Абая, где также нашли последнее убежище брат Кунанбаева Оспан, племянник Шакарим и сын последнего Ахат.
В расположенном неподалеку зимовье Абая на Жидебае организована музейная экспозиция, хранящая книги просветителя, личные вещи, редкие фотографии, предметы домашнего обихода и мебели.
Происхождение
Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда — известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.
Сын Ыргызбая — Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.
Отец же Абая — Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.
Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку — прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.
Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.
Память в бонистике и филателии
Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.
Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.
При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.
Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.
Муканов Сабит
Муканов Сабит родился 13 апреля 1900 года в Таузарской волости Акмолинской губернии. Учился в Институте красной профессуры. Сабит Муканов это классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель союза писателей Казахстана. Свое творчество Сабит начал как поэт. «Батрак» и «Броды Октября» его первые поэмы. Поэма «Сулушаш» принесла ему наибольшую популярность. В 1934 году выходит его поэтический сборник «Тулпар», в котором собраны стихи с раннего творчества по 1933 год. Первым романом был роман » Адаскандар», а одним из самых значительных его романов был роман — «Ботагоз». Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое — Чокане Валиханове. Несомненно, это был незаурядный человек его связывала дружба с такими известными людьми как Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, с Габитом Мусерповым и многими другими. В 1974 году вышло его посмертное издание этнографического труда «Народное наследие». Его книги переведены на многие языки. К таким выдающимся личностям как Муканов Сабит отношение в обществе неоднозначно. Но он любил свою родину, и эта любовь прослеживалась в его произведениях.
Выдающиеся сыновья
Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.
Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.
Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.
Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.
Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.
Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.
Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.
Образование и самообразование
Улжан помнила много стихов, знала наизусть многие старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря маме и бабушке у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы.
Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.
Следующим замечательным учителем стал для него казахский народ. С юных лет он с упоением слушал акынов и писателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, стал сочинять свои первые стихи. На формирование мировоззрения Абая оказывали влияние ученые Востока, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература. (Приложение 2.)
3. «О, казахи мои, мой бедный народ». Главные произведения.
Философ, поэт, патриот раскрывал пороки своего народа. Его больно задевало социальное зло, их невежество. Твердо встать на ноги казах встать еще не может. «Почему?» несколько раз звучит в «Словах назидания» Абая.
И в настоящее время вопрос остается актуальным. «На чем бы основывалась религия, не будь разума? – Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их», — пишет в раздумье Абай. «От чего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не хотим видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств братьев своих», — недоумевает он, — Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю считает для себя зазорным?». (Приложение 3.)
24 интересных факта об Абае Кунанбаеве
- Абай Кунанбаев (1845-1904) – поэт, композитор, лингвист, переводчик, мыслитель и общественный деятель.
- Кунанбаев ставил перед собой цель объединить казахскую, русскую и европейскую культуры на основе просвещенного Ислама.
-
Абай является талантливым переводчиком. Благодаря ему казахи смогли ознакомиться с творчеством Лермонтова, Гете, Пушкина, Крылова и других писателей (см. интересные факты о Крылове).
- Кунанбаев является одним из самых выдающихся реформаторов литературы и культуры в истории Казахстана.
- Знаете ли вы, что подлинное имя поэта Ибрагим, тогда как «Абай» считается его прозвищем?
- В переводе с казахского «Абай» означает «внимательный» или «осторожный».
- У отца Кунанбаева было 4 жены, одной из которых была его мать по имени Улжан Асанова.
- Интересен факт, что у самого Абая было 3 супруги, родивших ему 20 детей.
- Племянник Абая Кунанбаева, Шакарим Кударбериев, также относится к числу знаменитых казахских поэтов.
- В своих произведениях Абай неоднократно иронизировал в отношении традиций родового аула. К примеру, он был «против рабского положения женщин», а также против любого социального унижения и зла.
- Любопытно, что свои первые серьезные стихи Кунанбаев написал, когда ему было уже примерно 40 лет.
- Кроме писательской деятельности Абай Кунанбаев сочинял музыку, часто перекладывая ее на свои стихотворения.
- В Лондоне (см. интересные факты о Лондоне) находится музей, посвященный жизни и творчеству казахского классика.
- Кунанбаев начал работать, когда ему едва исполнилось 13 лет. Отец приобщал сына к административной работе.
-
Абай был одним из основателей первого нормативно-правового документа, написанного на казахском языке.
- Кунанбаев неоднократно подвергался травле со стороны российских властей за то, что поддерживал множество диссидентов и опальных писателей.
- Интересен факт, что за свою жизнь Абай Кунанбаев сочинил порядка 170 стихотворений и перевел более 50 иностранных произведений на казахский язык.
- Поэт ввел в казахское стихосложение инновационные формы рифм и стихосложений, в частности 8-стишных и 6-стишных.
- Памятники Абаю Кунанбаеву можно увидеть в Москве, Тегеране, Ташкенте, Стамбуле и многих городах Казахстана (см. интересные факты о Стамбуле).
- Кроме стихотворений, перу Кунанбаева принадлежит несколько поэм.
- Абая нельзя было назвать бедным человеком. Он имел большие стада верблюдов и баранов, численность которых достигала нескольких тысяч голов.
- Абай Кунанбаев изображен на казахской купюре, номиналом в 20 тенге.
- Наихудшими человеческими качествами поэт считал лень и отсутствие стремления к чему-то новому.
- В честь Кунанбаева назван город Абай, находящийся в Казахстане.
Это были самые интересные факты об Абае Кунанбаеве. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Семья Абая
Как и положено родовитому и состоятельному казаху, Абай был трижды женат. От первой жены, Дильды, у него было 6 детей. На второй, самой любимой жене Айгерим Абай женился в 30 лет, от этого брака на свет появились еще 4 детей. Третья жена Абая – Еркежан – вышла за него замуж по законам аменгерства, как овдовевшая жена его младшего брата Оспана.
Совместных детей в этом браке не появилось, но именно Еркежан до последних дней была рядом не только с Абаем, но и со своим свекром Кунанбаем и с двумя первыми женами поэта.
10 детей Абая достойно продолжили древний род, дав ему 19 внуков и 13 правнуков. История рода продолжилась и во время становления в Казахстане Советской власти, и в страшный период Великой Отечественной войны, с полей которой вернулись только 2 из 9 ушедших на войну Кунанбаевых. Достойными продолжателями дел народного акына стали его племянники Шакарим и Какитай – поэты, переводчики, историки и издатели его литературного и музыкального наследства.
С семьей
Личная жизнь
Абай имел трех жен, которые жили не вместе, а в разных аулах. Первая, Дильда, подарившая мужу шестерых детей, происходила из знатного рода и являлась внучкой бия Алшынбая. По соглашению отцов, пара вступила в брак в 15 лет.
Самая любимая супруга — Айгерим (настоящее имя Шукиман), прозванная мужем луноликой красавицей. Она пришла в этот мир на 11 лет позже избранника (свадьба состоялась, когда просветителю исполнилось 30 лет), родила 4 наследников и восходила корнями к национальному герою, защитнику казахов от джунгар Мамай-батыру.
Еркежан стала третьей героиней личной жизни Кунанбаева после смерти своего мужа Оспана в 1892-м, приходившегося ему братом. Общих сыновей и дочерей у них не было.
Абай Кунанбаев с сыновьями Акылбаем и Турагулом / «»
В исторических документах чаще всего упоминается о 4 сыновьях «ювелирного мастера художественного слова». Акылбая (1861–1904), создавшего произведения «Дагестан», «Зулус» и «Жарах», в ранние годы отдали младшей жене Кунанбая. Абдирахман, или Абиш (1868–1895) окончил реальное училище в Тюмени, Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге и умер от туберкулеза.
Магауия, или Магаш (1870 –1904) обучался в Семипалатинске, писал поэмы, служил судьей в родном ауле. Турагул (1875–1934) — общественный деятель партии «Алаш Орда», поэт, писатель и переводчик.
Прогрессивные взгляды
Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в «Словах назидания».
К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным — Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом — если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.
Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма «Искандер» (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем — Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.
Стоит отметить, что практически во всех «Словах назидания» упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из «Второго слова назидания», посвященную русским: «Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой».
Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.
Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме — многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.
Память
- Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
- Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
- Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
- Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
- С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
- В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
- В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
- Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
- Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
- 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
- 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
- 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
- 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)