Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: содержание (краткое)
«Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочинённая магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции»…
Книга первая
В этой части Рабле знакомит читателей со своим главным персонажем, рассказывая историю его рождения.
После того как Грангузье женился на Гаргамелле, она понесла и проходила беременной целых 11 месяцев. Родила через левое ухо, а первым словом, которое крикнул ребенок, было – «laper», то есть дословно — «слизывать», но более точно по смыслу подходит русское «лакать». Восторженный отец высказался: «Ke grand chu et!», то есть «Ну и глотка же у тебя!»
После уморительного описания рождения писатель рассказывает, столь же сатирично, о времени обучения Гаргантюа дома, о его отъезде в Париж «за умом», встрече с королем Пикрохолом и жестокой с ним битве, ну и, что закономерно, возвращении в отчий дом.
Книга вторая
В этой части Гаргантюа повзрослел и захотел жениться. Женился он ни много ни мало на Бадбек, которая была дочерью короля Утопии. А когда Гаргантюа исполнилось 24 года, жена принесла ему сына – Пантагрюэля. Пантагрюэль был такой огромный, что его мать при родах «испустила дух».
Пантагрюэль рос-рос и вырос настолько, что Гаргантюа отправил его получать образование. Разумеется, в Париж. В Париже герой не только овладевает науками, но и находит друга, Панурга, и ввязывается в «научный спор» между Пейвино и Лижизадом, разрешив который, получает славу «великого ученого».
В это же время Гаргантюа отправляется в поездку в страну фей, а на Утопию совершается коварное нападение дипсодов. Пантагрюэль и его друзья отправляются на выручку и побеждают коварных врагов, попутно покорив столицу амавротов, находящуюся по соседству.
Книга третья
В этой части рассказывается о восстановлении полностью покоренной Дипсодии, напавшей ранее на Утопию. Для этого Пантагрюэль заселяет ее частью жителей самой Утопии.
В это же время Панург решает жениться. Но происходит что-то непонятное, и герои вынужденно обращаются к богословам, гадалкам, судьям и пророкам.
Толку от их советов нет, так как обтекаемые слова герои трактуют в разные стороны. В завершение придворный шут отправляет друзей к Оракулу Божественной Бутылки.
Книга четвертая
Панург и Пантагрюэль отправляются в морскую поездку к Оракулу Бутылки, по пути встречая разные острова — Папефигов, Макреонов, Воров и разбойников, Папоманов, Руах и многие другие. В пути с ними происходит множество приключений.
Эта часть истории очень напоминает «Одиссею» Гомера, с той разницей, что у Рабле все очень смешно.
Книга пятая
Продолжение рассказа о путешествии к острову Бутылки и испытаниях, выпадающих на долю друзей. Например, чтобы проехать через остров Звонкий, им пришлось поститься четыре дня, что было крайне трудно для героев и предельно смешно для читателей, как в то время, так и сейчас.
После того как герои миновали остров Железных Изделий, они угодили в ловушку на острове Застенок, где еле вырвались из плена населяющих его Пушистых Котов, живущих и процветающих за счет вымогательства взяток.
Предпоследней остановкой стал остров королевы Квитэссенции, Матеотехния, на котором питались исключительно абстрактными категориями.
Герои все же добрались до Оракула Божественной Бутылки. На этом острове их радушно приняли, принцесса Бамбук отвела в часовню к фонтану с Бутылкой Панурга, который исполнил там Песнь Виноградаря. В бутылке раздалось что-то наподобие «тринк!», после чего Бамбук достала из фонтана серебряную книгу, оказавшуюся той самой бутылкой, и велела Панургу ее осушить, так как «тринк» означало: «Пей!»
В самом конце повествования Бамбук передает Пантагрюэлю письмо для Гаргантюа и отправляет друзей назад, домой.
Нужно отметить, что авторство пятой части вызывает споры. Первые 16 глав этой книги увидели свет под названием «Остров Звонкий» в 1562 году, якобы она была составлена учениками и детьми Рабле из его черновиков. Никто из литературоведов не может на сегодняшний день ни опровергнуть авторство французского гуманиста, ни подтвердить его.
Биография
Франсуа Рабле – писатель-гуманист, представитель эпохи Возрождения. Мировую известность автору принесла книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гротескный роман погружает читателя в фольклорные традиции, современные писателю идеалы и характерные образы.
Писатель Франсуа Рабле
Франсуа Рабле родился в 1494 году во французской провинции Турень, в городке под названием Шинон. Некоторые исследователи уверены, что датой появления на свет правомерно считать и 1483 год. Дискуссии о месте рождения, дате, социальном положении родителей и семейных обстоятельствах, в которых жил маленький Франсуа, разнятся.
Биографы предполагают, что его отец мог быть адвокатом, предпринимателем или мелким дворянином. Точных данных об этом не найдено, поэтому простор для рассуждений исследователей велик. Мать автора погибла, когда мальчик был совсем юн, хотя и на этот счет ведутся споры.
Франсуа Рабле в молодости
Достоверно известно, что в 1510 году ребенка передали на воспитание во францисканский монастырь, где он получил образование. В 1521-м послушник принял обет. В то время священнослужители являлись носителями знания. Среди них воспитывались математики и врачи, философы и юристы. Владея грамотой, они вели хроники происходящего на родной земле.
Находясь в монастыре, Рабле изучал латынь, римское право и естествознание, медицину и анатомию. В спектр его интересов входили история, филология, литература и естествознание. Мальчика приобщали к гуманитарным и естественным наукам, не забывая о развитии духовности. Юный Рабле увлекался исследованиями и создал несколько монографий, которые после публикации снискали похвалы светил науки того времени.
Бюст Франсуа Рабле
Для ордена Святого Франциска деятельность молодого Франсуа приносила пользу и не шла против традиций и устоев, принятых в монастыре. Но имеющаяся библиотека перестала подпитывать юного ученого. В 1524 году в его персональной библиотеке были найдены греческие книги, которые воспринимались богословами как материал, пропагандирующий протестантизм. С их помощью якобы можно было иначе трактовать Новый Завет.
Изъятие книг спровоцировало уход Рабле к бенедиктинцам, чьи взгляды считались более лояльными. Монастырь Святого Бенедикта в Мельезе стал обителью, в которой Франсуа продолжил получение образования. Позднее монах оставил служение церкви, начав изучать медицину. В 1532-м он издал труды Галена и Гиппократа и занялся врачебной практикой. Рабле стал светским священником, доктором медицины и читал лекции слушателям в Пуатье и Монпелье.
Энциклопедия жизни
Книги Рабле о добрых исполинах можно смело назвать энциклопедией медицины. Здесь встречается 148 описаний лечения различных болезней. Автор пользуется любым предлогом, чтобы поделиться знаниями, скажем, в анатомии: «…всадил ему вертел чуть повыше пупка, ближе к правому боку, и пропорол третью долю печени, а затем острие пошло вверх и проткнуло диафрагму. Вышло же оно через сердечную сумку в плечевом поясе, между позвоночником и левой лопаткой». Согласитесь, очень похоже на практическое руководство для хирурга. А вот для фармацевта: «Иные растения названы по их свойствам и действию: аристолохия, помогающая при родах; лишайник, излечивающий болезни, носящие то же название; мальва – оттого, что она моллифицирует; каллитрихум, способствующий ращению волос».
Статья по теме
Прекрасные или ужасные? Правда и мифы о Средних веках
Иронизировал Рабле и по поводу невоздержанности, нездорового образа жизни людей: «За обедом Гаргантюа ел, только чтобы заморить червячка, зато ужин бывал обильным, и уж тут он принимал пищу в таком количестве, которое необходимо, дабы подкрепить силы. А в этом и состоит правильный режим питания, предписываемый истинной медициной, меж тем как орава тупоголовых докторишек, у коих от софистической выучки мозги встали набекрень, советуют нечто прямо противоположное». И в другом месте: «Разве я недостаточно упражняюсь? Прежде чем встать, я раз семь перевернусь с боку на бок. Неужели этого мало?».
О самом же Рабле сложено множество анекдотов – он вроде французского Ходжи Насреддина. Лечил ли он смехом? Конечно. Мы все его пациенты, ищущие и больные незнанием.
Обучение и врачебная практика
В возрасте 25 лет он стал монахом, вступил в Орден францисканцев. В монастыре Рабле стал заниматься литературой, писал сатирические сочинения. Он обратился к папе римскому Клименту VII с просьбой перейти в бенедиктенский орден, римский понтифик согласился. Некоторое время работал простым священником. Под руководством епископа д’Эсииссака Рабле стал интересоваться медициной и ботаникой.
В возрасте тридцати шести лет Франсуа поступил в университет Монпелье, на кафедру медицины. В первые же месяцы Рабле доверили вести лекции для других студентов. Он подошёл к этому со всей ответственностью, и вскоре стал даже выпускать собственные медицинские сочинения. К концу обучения Франсуа с отличием сдал все экзамены и написал выпускную работу, за которую получил высшие отметки.
После окончания университета Франсуа стал заниматься врачебной деятельностью в больнице города Лион. Вскоре переезжает в Лондон, где всерьёз занялся литературой. В этот период Франсуа совершил поездку в Рим. Он поддерживал хорошие отношения с королем Франциском I.
Литературная деятельность Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Франсуа Рабле является пропагандистом просветительских идей. В его библиографии двадцать трудов, в числе которых произведения с комментариями работ Гиппократа, а также книги по анатомии. Работы Рабле, в которых он выдвигал теории о влиянии личности, внешности, поведения врача на пациентов, публиковались в альманахах.
Замечание 1
Также Рабле является автором работ по культуре и архитектуре античности. Эти произведения исследователями были названы археологической монографией.
Самым главным творческим достижением писателя в литературе является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Цикл состоит из пяти книг:
- «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1532)
- «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1534)
- «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1546)
- «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1552)
- «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле» (1564)
В этом произведении Франсуа Рабле показал себя как тонкий сатирик, а главным объектом для сатиры писателя является монашество, белое духовенство и церковь.
В своем знаменитом романе Франсуа Рабле высмеивает невежество монахов и лень, а также многочисленные притязания церкви. Писатель ярко описывает все пороки католического духовенства, вызвавшие во время Реформации массовый протест: претензии католических пап на политическое господство в Европе, чрезмерное стремление к богатству и наживе, ханжеское благочестие, которые прикрывает развращенность церковнослужителей. Не оставляет писатель без внимания и церковную схоластику.
Замечание 2
Церковная схоластика – оторванные от реальности размышления о месте Бога в земном бытие.
Достается от великого сатирика и известным философам – схоластам.
В романе Франсуа Рабле пародирует религиозный фанатизм, слепую веру в чудеса. Все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были резко осуждены богословским факультетом Сорбонны и признаны еретическими.
Франсуа Рабле в этом произведении не только борется со старым миром, прибегая к инструментам сатиры и юмора, но и пытается провозгласить новый мир так, как он его видит. Писатель противопоставляет идеалы самодостаточности и свободы человека против средневекового бесправия и косности.
Любимыми литературными приемами Франсуа Рабле является гипербола и гротеск. Это связано с личностями главных героев произведения, великанов Пантагрюэля и Гаргантюа. В романе много места отводится юмору, порой грубоватому, связанному с человеческим телом. Много говорится о вине, одежде, еде, венерических заболеваниях. Для средневековой романистики это абсолютно не типичное явление, так как эти темы считались низкими и недостойными какого-либо упоминания.
Обилие чрезвычайно подробных и при этом комичных перечислений наук, денежных сумм, законов, животных, трапез и блюд является характерной особенностью «Пантагрюэля».
Роман Франсуа Рабле тесно связан с народной культурой Франции периода позднего Средневековья и Ренессанса. Оттуда писатель и позаимствовал главных героев, а также ряд литературных форм и сам язык повествования, в котором множество непристойных оборотов, комических аллюзий разного рода священных текстов. Язык повествования – язык, который проникнут атмосферой веселого праздника, где нет места серьезности. Поэтому язык романа Рабле сильно отличается от языка, которым написаны латинизированные сочинения современников сатирика и схоластические трактаты средневековых авторов.
Биография Франсуа Рабле
Одним из величайших французских сатириков является Франсуа Рабле. Писатель родился в городке Шинон провинции Рабле в 1494 году. Точной информации о дате рождения, месте, а также о семейных обстоятельствах и социальном положении родителей писателя нет. Ряд биографов предполагает, что отец Франсуа Рабле мог быть предпринимателем, мелким дворянином или адвокатом. Исследователи считают, что мать писателя погибла, когда Рабле был еще совсем маленький, однако и по этому поводу ведутся споры.
Известно, что в 1510 году Франсуа Рабле был передан во францисканский монастырь на воспитание, там будущий писатель и получил образование. А в 1521 году он принял обет. Священнослужители в тот период времени являлись носителями знаниями, именно среди них воспитывались юристы, математики, врачи и философы. Священнослужители владели грамотой, поэтому вели хроники происходящего.
Во время своего нахождения в монастыре Франсуа Рабле изучал естествознание, анатомию, медицину, римское право и латынь. Кроме того, будущий писатель интересовался филологией, историей, литературой. Он увлекался исследованиями, написал несколько монографий. Деятельность молодого Рабле приносила пользу для ордена Святого Франциска и не шла против установившихся в монастыре традиций. Однако имеющейся библиотеки в скором времени для молодого ученого стало недостаточно. В 1524 году в личной библиотеке Франсуа Рабле были найдены греческие книги. Богословы эти книги воспринимали как материал, который пропагандирует протестантизм и считали, что с помощью этих книг можно иначе трактовать Новый Завет. После изъятия книг Франсуа Рабле ушел к бенедиктинцам, взгляды которых считались более лояльными.
В Монастыре Святого Бенедикта Франсуа Рабле продолжил получать образование. Позже он решил оставить служение церкви и начать изучать медицину. Спустя несколько лет Рабле издал труды Гиппократа и Галена и стал заниматься врачебной практикой. Таким образом, Франсуа Рабле стал светским священником, доктором медицины, а также читал лекции слушателям в Монпелье и Пуатье.
Новаторские идеи
Однако, помимо манипуляций и «притягивания» наследия сатирика 16 века к революционным настроениям, что, кстати, продолжили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, у Рабле действительно существовал ряд идей, касаемых организации процесса обучения, образования в целом и, разумеется, подготовки врачей.
Все эти мысли были изложены в его заметках в альманахах и в монографиях. Касались они организации лекций по анатомии. Рабле настаивал на необходимости наличия при каждой кафедре не только лекций с демонстрациями, но и анатомического театра, в котором каждый студент мог бы практиковаться как в учебные часы, так и самостоятельно. Также много он писал об этике профессии – должном внешнем виде и поведении докторов по отношению к пациентам.
Рабле высказывался за организацию полностью независящего от церковных орденов светского начального образования. Считая неверным, что оно возможно либо под духовным руководством, либо в домашних условиях. По сути, он предлагал что-то наподобие традиционных британских школ–интернатов.
Также Рабле выступал против засилья Сорбонны, не считая этот университет самым передовым и престижным, утверждая, что фундаментальность сорбонского образования давно не выдерживает столкновения с реальностями жизни.
Нужно отметить, что ни борцом, ни тем более революционером Рабле не был. Подобные мысли об организации получения образования беспокоили в то время очень многих профессоров из разных университетов, так же «непререкаемость» Сорбонны вызывала недовольство многих.
Пострадал от властей Рабле только раз – при публикациях историй о Гаргантюа и Пантагрюэле. И то основное недовольство вызвала не политическая подоплека сатиры, а ее острота, даже «низменность» бытовых описаний. По сути, книги пострадали из-за ханжества критиков, они их «смутили» своим цинизмом и непристойностью в содержании, «грубостью» и простотой метафор, «простолюдинством».
Почему Рабле?
В эпоху Возрождения было множество созидательных умов, огромное количество писателей, мыслителей, поэтов… Почему же так привлекательна столько лет сатирическая гротескная история о великанах?
Ответ прост: желая того или нет, Рабле в своих книгах очень живо и остро высмеивает абсолютно все косные и реакционные моменты, вне зависимости от того, где они происходят. Осмеянию подвергаются быт, отжившие свое формы управления, как государственные, так и церковные и многое другое.
Метафоры столь очевидны, что многие писатели не раз заявляли, что нашли вдохновение для своих произведений, прочитав истории про великанов, среди них:
- Анатоль Франс с книгами «Восстание Ангелов» и «Остров Пингвинов».
- Ромен Роллан, называемый многими критиками «прямым наследником Рабле», с его книгой «Кола Брюньоне».
Проследить путь литературных приемов. Которые использовал Рабле несложно в творчестве Марка Твена (памфлеты), Салтыкова-Щедрина и многих других авторов, взявших на вооружение сатиру и гротеск.
Литература
Франсуа Рабле был автором просветительских идей. Его библиография состоит из 20 трудов, среди которых книги по анатомии и произведения, комментирующие работы Гиппократа. Рабле публиковался в альманахах, выдвигая теории о влиянии внешности, личности и поведения врача на пациентов. Он также стал автором работ по античной архитектуре и культуре. Биографы называют эти произведения археологической монографией.
Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Главным литературным достижением в жизни Франсуа Рабле стал роман о великанах по имени Гаргантюа и Пантагрюэль. В цикле из 5 книг автор проявил себя как тонкий сатирик. К созданию величайшего произведения его подтолкнуло знакомство со сказаниями о Гаргантюа. В подражание Рабле решил дописать своеобразное продолжение, дополнив повествование историей о короле дипсодов Пантагрюэле. В 1532 году вышла книга «Пантагрюэль», изданная под псевдонимом Алькофрибас Назье. Ее осудили в Сорбонне, признав непристойной. Публика в противовес ученым умам была в восторге от творчества Рабле.
Спустя 2 года Франсуа написал книгу «Гаргантюа», которая по своей сути предваряла события, описанные в первом произведении, так как Гаргантюа приходился Пантагрюэлю отцом. В 1546 году на свет появилась 3-я книга. Ее автор подписал собственным именем, отказавшись от псевдонима. В издании Сорбонной также была усмотрена ересь. Но осуждение пришло и от других читателей: парламент запретил произведение. История разрешилась благополучно, так как в окружении Рабле было много влиятельных покровителей, чьей поддержкой пользовался гуманист.
Издание книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 1571 года
За издание 3-й части опуса о Гаргантюа и Пантагрюэле Рабле не получил наказания свыше благодаря приятельским отношениям его друга, Жана дю Булле, с Франциском I. Монарх лично дал разрешение писателю на публикацию продолжения романа. Правда, после смерти короля правительство вновь остановило продажи опубликованных на тот момент книг о великанах.
5-я книга цикла вышла после смерти Рабле. Некоторые литературоведы считают, что ее не следует относить к творчеству писателя, так как финал повествования мог создать кто-то из учеников или последователей автора. Помимо истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, Рабле писал сатирические произведения и на другие темы. Публика с радостью встретила его «Энциклопедию смеха». Тонкая ирония, насмешки, сопряженные с узнаваемой народной культурой эпохи 16 столетия, приносили читателю истинное удовольствие.
Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Поклонники творчества Рабле по достоинству оценили и короткие рассказы писателя. Комизм, к которому прибегал автор, связан с сиюминутными темами и с тем, что вызывает смех читателя в любой исторический период. Франсуа высмеивал физиологию. В своих исследования Михаил Бахтин рассуждал на тему традиции народной смеховой культуры в произведениях Рабле. Исследователь называл манеру писателя амбивалентной. Поэтому шутки Рабле остаются забавными и сейчас, хотя теряют точность в процессе перевода.
Жизненный путь
- 1511 — состоялось таинство рукоположения юного Франсуа.
- 1525 — устремления и чаяния одарённого пытливого юноши не слишком соответствовали укладу францисканцев и Рабле испросил у Папы Климента VII разрешения перейти в монастырь бенедиктинцев, более лояльных к образованию и новшествам, там его взял к себе секретарём епископ.
- 1528-1530 — Рабле решает оставить служение церкви и отправляется изучать медицину в Париж.
- 17 сентября 1530 — поступил на медицинский факультет университета Монпелье, где через шесть недель получил степень бакалавра. Кроме общей медицинской практики, он изучает анатомию, лекарственные травы и практикуется в греческом, написав цикл комментариев к текстам Гиппократа и Галена.
- Весна 1532 — переезжает в Лион, бывший крупным культурным центром Франции. Там он занят врачебной практикой, причём весьма успешной, работает главным врачом городской больницы, изобретает новые медицинские инструменты, но свободное время посвящает литературным трудам. Для начала издаёт подборку медицинских работ, пишет юмористические памфлеты.
- 1532 — опубликован «Пантагрюэль», книгу Рабле издаёт под псевдонимом Альфрибас Назье (анаграмма его собственного имени). Очевидно, он не хотел, чтобы роман-бурлеск имел на обложке то же имя автора, что и научные труды. Несмотря на внешнюю несерьёзность повествования, роман отражает широкую эрудицию автора, наполнен древними и современными отсылками.
- Январь 1534 — епископ Парижа нанял Рабле в качестве секретаря и личного врача для поездки в Рим. В переиздание «Пантагрюэля» 1534 года автор внёс множество новаторских орфографических, синтаксических и типографских правок, дополнил выступлением против устоев Сорбонны.
- Осень 1534 — издан приквел «Пантагрюэля» — роман «Гаргантюа», который больше был наполнен политикой, но, одновременно, более толерантен к монархии. В это же время Рабле внезапно покинул Лион.
- 1536 — Папа Павел III письменно разрешил Рабле вернуться в выбранный им бенедиктинский монастырь и практиковать медицину, но с условием запрета хирургических операций и покаяния перед духовником.
- 1537 — получил степень доктора медицины.
- 1540 — Папа Павел III признал законными двоих внебрачных детей Рабле.
- 19 сентября 1545 — получено письменное разрешение от короля на публикацию третьей книги.
- 1546 — опубликована третья книга цикла, уже под настоящим именем автора. Тогда же богословы Сорбонны осудили его за ересь. В конце 1546 года все три книги были включены в список запрещённых книг университета.
- март 1546 — Рабле покинул Францию и поступил на службу муниципальным советником и врачом в вольный имперский город Мец. Пребывание здесь оставило след в душе писателя, в его четвёртой книге упоминаются обычаи, диалект и легенды города, в частности дракон Граулли. Затем примерно на три года Рабле вновь уезжает в Рим в качестве помощника кардинала, там он, в числе прочего, участвует в археологических раскопках. Археология так увлекла Рабле, что он выпустил книгу, посвящённую античным памятникам.
- 1548 — опубликованы 11 глав четвёртой книги писателя, но, со смертью прежнего короля, на его книги опять начались гонения и они были запрещены к продаже, что, однако, совсем не повлияло на их популярность. В 1550 году новый король, Генрих II вернул Рабле разрешение на публикацию книг, хотя Сорбонна так и не вычеркнула их из запретных списков.
- Начало 1552 — опубликована полностью четвертая книга цикла.
- Начало 1553 — Рабле отказался от прихода в Медоне, который был ему дан в 1551 году, очевидно из-за ухудшившегося самочувствия.
- 9 апреля 1553 — Франсуа Рабле умер в Париже в доме на улице Жардин-Сен-Поль от болезни сердца и был похоронен на кладбище церкви Сен-Поль в Париже у подножия большого дерева. Место погребения за долгие годы утеряно. Вероятно, до последних дней он работал над продолжением романов. По инициативе издателя роман был дополнен неизвестным автором, шестнадцать глав пятой книги были опубликованы через девять лет после смерти писателя, окончательная версия вышла из печати в 1564 году, пятая книга включена в полное издание цикла «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Бюст Рабле в Медоне
Факты
Все сведения из этого раздела необходимо использовать в основном пространстве этой статьи.
Пожалуйста, перенесите сведения, подтверждённые авторитетными источниками и касающиеся непосредственно предмета статьи, в соответствующие разделы. |
- Однажды, в начале карьеры, Рабле был вынужден поехать из Лиона в Париж, но у него не хватало денег даже на билет. Тогда он пошёл на хитрость, оставив в гостиничной комнате три бумажных пакетика с сахаром, на которых он написал: «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина». Когда пакетики были обнаружены, руководство гостиницы немедленно сообщило об этом в правоохранительные органы. Через некоторое время Рабле был схвачен и доставлен в Париж. Там Рабле встретился с королём и объяснил ему ситуацию. Для подтверждения того, что в пакетиках на самом деле был сахар, а не яд он размешал вещество из пакетиков в воде и выпил её.
- В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле (англ.)русск., открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
- Автор фразы «аппетит приходит во время еды».
- В фильме Интерстеллар чёрная дыра названа именем героя его книги Гаргантюа.
Биография
Не сохранилось никаких надежных документов о месте или дате рождения Франсуа Рабле. Хотя некоторые ученые называют дату 1483 годом, он, вероятно, родился в ноябре 1494 года недалеко от Шинона в провинции Турень, где его отец работал юристом. В поместье Ла Девиньер в Сёйи в современном Эндр-и-Луаре, якобы родине писателя, находится музей Рабле.
Рабле стал послушником из францисканского ордена, а позже монахом в Фонтене-ле -Конт в Пуату, где он изучал греческий и латынь, а также науку, филологию и право, уже ставшие известный и уважаемый гуманистами своего времени, в том числе Гийомом Буде (1467–1540). Преследуемый из-за направления своих исследований и разочарованный запретом францисканского ордена на изучение греческого языка (из-за комментария Эразма к греческой версии Евангелия от Луки), Рабле подал прошение Папе Климент VII (в офисе 1523–1534) и получил разрешение покинуть францисканцев и войти в бенедиктинский орден в Майлезайсе в Пуату, где он был принят более тепло.
Меце
Позже он покинул монастырь, чтобы изучать медицину в университете Пуатье и университете Монпелье. В 1532 году он переехал в Лион, один из интеллектуальных центров Возрождения, а в 1534 году начал работать врачом в Hôtel-Dieu de Lyon (больница), в которой он зарабатывал 40 ливров в год. Во время своего пребывания в Лионе он редактировал латинские сочинения для печатника Себастьяна Грифиуса и написал знаменитое восхищенное письмо Эразму, сопровождающее передачу греческого манускрипта из типографии. Грифиус опубликовал переводы и аннотации Рабле Гиппократа, Галена и Джованни Манардо. Как врач, он использовал свое свободное время для написания и публикации юмористических брошюр с критикой установленной власти и был озабочен образовательными и монашескими нравами того времени.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (анаграмма Франсуа Рабле), он опубликовал свою первую книгу «Пантагрюэль, король дипсодов», первую из его серии «Гаргантюа». Идея основать аллегорию на жизнях гигантов пришла к Рабле из фольклорной легенды о Les Grandes chroniques du grand et énorme géant Gargantua, которые в то время продавались как популярная литература в виде недорогих брошюр на ярмарках и на ярмарках. Лиона
Pantagruelisme — это философия «есть, пить и веселиться», которая привела его книги в немилость церкви, но одновременно принесла им популярный успех и восхищение более поздних критиков за их внимание к телу. Эта первая книга, критикующая существующую монашескую и образовательную систему, содержит первое известное появление на французском языке слов encyclopédie, caballe, progrès и utopie среди других.
Несмотря на популярность книги, как она, так и последующая приквел книга (1534) о жизни и подвигах отца Пантагрюэля Гаргантюа были осуждены «Сорбонной » в 1543 году и Римско-католическая церковь в 1545 году. Рабле преподавал медицину в Монпелье в 1534 году, а затем в 1539 году. В 1537 году Рабле давал урок анатомии в Лионе Отель-Дье, используя труп повешенного; Этьен Доле, с которым Рабле был близок в то время, писал об этих уроках анатомии в своей «Кармине».
Рабле часто ездил в Рим со своим другом и терпеливым кардиналом Жаном дю Белле и прожил некоторое время. короткое время в Турине (1540–) в составе дома брата дю Белле, Гийома. Рабле также провел некоторое время, лежа на дне, под периодической угрозой быть осужденным за ересь в зависимости от здоровья его различных защитников. Только защита дю Белле спасла Рабле после осуждения его романа Сорбонной. В июне 1543 года Рабле стал магистром запросов.
. Между 1545 и 1547 годами Франсуа Рабле жил в Меце, затем вольном имперском городе и республике, чтобы избежать осуждения. Парижским университетом. В 1547 году он стал священником в Сен-Кристоф-дю-Жамбе в Мэне и Медоне под Парижем.
При поддержке членов известной семьи дю Белле Рабле получил одобрение короля Франциска I на продолжение публикации своей коллекции. Однако после смерти короля в 1547 году академическая элита осудила Рабле, и французский парламент приостановил продажу его четвертой книги ( ), опубликованной в 1552 году
Рабле ушел из духовенства в январе 1553 года и умер в Париже позже в том же году.
Ссылки
Комментарий
- Бахтин, Михаил, Тапани Лайне, Паула Ниеминен и Эркки Сало. Франсуа Рабле: Keskiajan Ja Renessanssin Nauru. Хельсинки: Типа, 1968.
- Бахтин, Михаил (1993). Рабле и его мир. Перевод Элен Исволски. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
- Диксон, JEG; Доусон, Джон Л. ( 1992). Concordance des Oeuvres de François Rabelais (на французском языке). Женева: Librairie Droz.
- Febvre, Lucien (1982). Проблема неверия в шестнадцатом веке: религия Рабле. Перевод Беатрис Готлиб. Кембридж, MA: Harvard University Press.
- Huchon, Mireille (2011). Rabelais (на французском языке). Paris: Gallimard. ISBN 978-2-07-073544-0. CS1 maint: ref = harv (link )
- Screech, Майкл А. (1979). Рабле. Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-1660-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Screech, Michael A. (1992). Rabelais. Tel (на французском). Перевод Marie-Anne de Kisch. Paris: Gallimard. OCLC . CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Полное собрание сочинений
- Рабле, фра nçois (1994). Œuvres complete. Bibliothèque de la Pléiade (на французском языке). Создание таблицы, презентации и аннотации Мирей Хюшон в сотрудничестве с Франсуа Моро. Париж: Галлимар. OCLC . Huchon 1994. CS1 maint: ref = harv (link )
Примечания
- Huchon, 2011, P. 31.
- https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
- ↑ 123 Czech National Authority Database
- Archivio Storico Ricordi — 1808.
- data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
- Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (рус.). — 1965. Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
- Rabelais, François (неопр.) . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais (англ.). — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
- Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
- Гюго В. Предисловие к Кромвелю(неопр.) . rulibs.com. Дата обращения: 2 августа 2021.
- Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
- Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
- О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
- Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
- Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле(неопр.) . litlife.club. Дата обращения: 4 августа 2021.
- The joke