В.м. гаршин: биография и топ-25 интересных фактов

Сочинение «Мой любимый писатель Всеволод Гаршин»

Моим любимым автором является Гаршин Всеволод Михайлович, удивительный человек, который писал прекрасные, хотя и почти всегда трогательные сказки.

Самым любимым моим произведением является, конечно же, «Лягушка путешественница». Это увлекательная история забавной лягушки, которая попыталась улететь на юг вместе с утками, и чуть не достигла цели. Но желание похвастать сгубило лягушку, она упала в болото где-то посередине пути. Эта сказка полна лёгкого юмора, написана прекрасным языком, отличается оригинальным сюжетом.

Но также в ней есть то, что делает её любимой — необычная личность героя. Лягушка кажется хвастливой, самоуверенной, но при этом она очень умная, настойчивая, она не отступает перед трудностями. И поэтому я её так люблю.

Другие сказки этого автора также оказываются проникнуты лёгкой грустью и сожалением. Его герои мечтают о свободе, борются с несправедливостью, но почти всегда их борьба оказывается напрасной, и получают они не то что хотели.

Как например тропическая пальма в рассказе «Attalea princeps», которая проломила крышу оранжереи, чтобы оказаться на свободе, а вместо этого погибла под холодным северным небом.

Тема напрасной борьбы, была близка писателю, который сочувствовал революционерам, но не одобрял их методы, связанные с террором и смертями. Поэтому он не раз обращается в своих произведениях к теме борьбе с несправедливостью. Он восторгается целью этой борьбы, но показывает её бессмысленность.

Мне очень нравятся все сказки автора, и у меня есть лишь одно сожаление. Мне жаль, что писатель написал их так мало. Потому что я не знаю другого такого же писателя, который смог бы написать что-то столь же яркое и трогательное.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Всеволод Михайлович
Гаршин

Выполнила: ученица 5 «б» класса Кудрина Алина

Слайд 2

Текст слайда:

Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье.

Слайд 3

Текст слайда:

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного.

Слайд 4

Текст слайда:

Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи.

Слайд 5

Текст слайда:

В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности.

Слайд 6

Текст слайда:

Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, — «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Слайд 7

Текст слайда:

В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — «Красный цветок»

Слайд 8

Текст слайда:

В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице.

Слайд 9

Текст слайда:

В 1887 г. выходит последнее произведение — детская сказка «Лягушка — путешественница».

Слайд 10

Текст слайда:

Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Слайд 11

Текст слайда:

Спасибо за внимание!

Презентация на тему: » ГАРШИН Всеволод Михайлович. ГАРШИН Всеволод Михайлович родился [1855 1888]. Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был.» — Транскрипт:

1

ГАРШИН Всеволод Михайлович

2

ГАРШИН Всеволод Михайлович родился . Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был офицером). Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия.

4

В 1883 году Гаршин женился на Надежде Михайловне Золотиловой и они сразу сняли квартиру на Песках. Всеволод узнал этот дом по возвышавшейся неподалёку голубятне – ещё мальчиком, когда весь город исходил, непременно и тут был. В конце XIX века этот район был одним из самых бедных, здесь селились извозчики, прислуга, бедные служащие. Жена Гаршина — начинающий врач, поэтому чуть ли не каждый вечер к ним звонили в дверь (Надежда Михайловна денег не брала, да и далеко не каждый доктор согласится лезть в какой-нибудь полуподвал). Всеволод Михайлович провожал её до дверей, а сам ждал на улице – не мог видеть, как на одной узкой, сдавленной кровати дети, часто по двое-трое, сгорали в жару.

5

19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание

11

Почему лягушка названа путешественницей? Кто такой путешественник? Найдите в тексте, как лягушка относилась к окружающему миру? Найдите предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией? Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории поведения лягушки? Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?

12

Путешественник- это тот, кто хочет увидеть мир, почувствовать вкус другой жизни, возможно, познакомиться с новой культурой, или поучиться у мудрой старины. Ему недостаточно пыльных книг, а хочется всё попробовать своими руками. И это желание становится таким сильным, что срывает человека с места и отправляет его в путь.

13

Подумайте, что говорят о лягушке слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?

14

Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых

15

Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки.

16

Вы прочитали эту сказку, на сколько смысловых частей вы бы ее разделили? 1.Жизнь в родном болоте. 2.Встреча с утками. 3.Выдумка лягушки. 4.Путешествие. 5.Назад в болото.

Волжский класс

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 (14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х гг.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли в писательских кругах «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведён в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учёбу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество.

После относительного выздоровления В.М. Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал жаркие споры критиков. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.

Его главными жизненными принципами становится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убеждён в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слёзы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.

В августе — сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева В.М. Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883 г. он женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает всё зло, сконцентрированное, как рисуется его воспалённому воображению, в трёх цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.

Умер В.М. Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1.7 / 5 ( 68 голосов )

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Начало

Он родился 2(14) февраля 1855 года в Екатеринославской губернии. Его отец был офицером, участником Крымской войны, мать, дочь морского офицера, в шестидесятых годах участвовала в революционно-демократическом движении. Именно с ней связана первая драма Гаршина, повлиявшая и на его характер, и на его здоровье.

Когда мальчику было пять лет, мать ушла из семьи к воспитателю старших детей П. Завадовскому, который был к тому же членом тайного революционного общества. Через несколько лет, в 1864 году, она забрала Всеволода к себе в Петербург. Эта история не могла не повлиять на впечатлительного мальчика, и так росшего крайне нервным. Кроме того, раннее умственное развитие тоже сделало свое дело: ребенок, который в 7 лет прочитал «Собор Парижской Богоматери», в 8 — «Что делать?», а в 9 зачитывавшийся «Современником», просто не мог вырасти обычным человеком.

Однако Гаршин-гимназист, как правило, производил впечатление человека жизнерадостного и целеустремленного. Он интересовался литературой, социальными проблемами, естествознанием. Но общественная жизнь середины шестидесятых часто оказывала на него тягостное впечатление, что периодически приводило к обострениям душевной болезни, которая начала развиваться ещё в детстве. Его знакомые отмечали, что он мог неожиданно помрачнеть и начать рассуждать, как мало в этой жизни хорошего, порой высказывал довольно странные способы, как можно осчастливить человечество. Многие говорили, что Всеволод слишком рано начал стремиться к борьбе с неким мировым злом. Эта борьба впоследствии станет одной из ключевых тем его творчества.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Творчество

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. В эпоху упадка русской литературы Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра: «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и чётко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности». Сам Гаршин искал новые пути в искусстве и резко высказывался о современной ему литературе: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем идти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы. Ибо она-то и представляет чистое „искусство для искусства“ не в философском смысле этого слова, а в скверном. Для нее нет ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты, для нее есть только интересное и неинтересное, „заковыристое и незаковыристое“».

В 1877 году, после возвращения с Русско-турецкой войны, Гаршин написал свой первый рассказ «Четыре дня», который сразу принёс ему известность. В нём война с предельным натурализмом описана как бессмысленное преступление. Теме войны посвящены и следующие рассказы Гаршина: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Основное в предвещающем Чехова «Денщике и офицере» — атмосфера унылой тоски и бессмысленной скуки. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость уже обличены в мирной жизни.

Сборник воспоминаний и статей о Гаршине «Красный цветок» с обложкой Репина

В 1883 году появился один из наиболее значительных и наиболее известных рассказов Гаршина рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду психиатрической больницы: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. Рассказ признан одним из самых тонких в русской литературе образцов интроспекции, проникновения в глубину психики.

В рассказе «Художники» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе, противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства». Художник Дедов, пытаясь уйти от ужасов и противоречий жизни, идёт в чистое искусство, в то время как его антипод Рябинин сперва пишет картину, чтобы «убить покой общества», а затем и вовсе бросает творчество.

В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин показывает, что руководствуясь практическими доводами и фактами, заключённые растения приходят к пассивному отношению к жизни и ни к чему не движутся, в то время как стремящаяся к одному идеалу свободы пальма в итоге разбивает крышу оранжереи. Но если такое стремление и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались: достигнутая свобода не приносит радости. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие. В этих произведениях он идёт по указанному Львом Толстым пути создания «народных» рассказов.

В 1885 году появляется единственное крупное произведение писателя — повесть «Надежда Николаевна».

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Среди прозаиков XIX века ярким пятном выделяется творчество выдающегося писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада».

Дата рождения известного прозаика – 2 февраля 1855 год. Детские годы будущего автора связаны с Приятной Долиной, где атмосфера была наполнена разговорами на военную тему, так как его отец был человеком этой профессии, а уют обеспечивала мать Всеволода – приятная, образованная женщина.

Однако счастливые дни на пятом году жизни мальчика были омрачены не простыми отношениями родителей. Его психическое здоровье было подорвано тем, что он испытал, наблюдая, как отец пытался отомстить любовнику матери Всеволода. Распад семьи угнетал состояние ребенка с каждым днем. Сложившееся мироощущение отразилось на творчестве будущего писателя.

Вынужденный в связи с изменой матери переезд в Петербург также впоследствии отразился на психике ребенка, выражаясь в нервных расстройствах. В этом городе на протяжении 10 лет Всеволод посещал гимназию № 7. Обучение в Горном институте было прервано началом военных действий, в которых он принял участие. Полученное ранение привело к отставке, после чего молодой человек занялся литературной деятельностью. Тема войны мгновенно нашла отражение в его первом рассказе «Четыре дня». Второе его сочинение «Красный цветок» (1883 г.) относится к новой художественной форме — жанру новеллы.

Пик популярности литературной деятельности Гаршина приходит на 80-е годы. В его произведениях чувствуется искренность, человечность, участие в судьбах окружающих людей, талант. В силу психической нестабильности он был слишком чувствителен к происходящим событиям в обществе, политической жизни страны. Смертная казнь народовольца И. Млодецкого, совершившего попытку убийства графа М. Лорис-Меликова, окончательно нарушили его рассудок. В смятении, не находя выход из несправедливой ситуации, он бесцельно объездил несколько городов. После этого его поместили на принужденное лечение в лечебницу для душевнобольных. Несмотря на улучшение состояния, проживание в имении дяди, состояние вновь ухудшилось. Длительная депрессия привела его к попытке самоубийства. На протяжении нескольких дней врачи пытаются его спасти, но тщетно. В марте 1888 года В. Гаршин умер.

Литературное наследие талантливого писателя не велико. Однако каждое его сочинение является своеобразным шедевром, получившим всемирную известность. Каждый факт из биографии В. М. Гаршина является составляющей его внутреннего мира, наполненного добром и позитивным началом.

О жизни и творчестве

  • Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей. Вып. 1–3 / Ю. И. Айхенвальд. — 2-е изд., испр. и значит. доп.— Москва : Науч. слово, 1908–1913. —

    Вып. 1. — С. 316–330.

    .

  • Андреевский, С. А. Книга о смерти / С. А. Андреевский ; изд. подгот. И. И. Подольская ; отв. ред. H. A. Богомолов ; зав. редакцией Е. Ю. Жолудь ; ред. Е. Л. Никифорова ; худож. В. Ю. Яковлев. — Москва : Наука, 2005. — 670 с. — (Литературные памятники). — .
  • Беляев, Н. З. Гаршин / Н. З. Беляев. —  : Молодая гвардия, 1938. — 180 с., 1 вкл. л. портр. : ил. — (Жизнь замечательных людей; 1938, 13). — .
  • Бялый, Г. А. В. М. Гаршин и литературная борьба восьмидесятых годов / Г. А. Бялый ; Акад. наук СССР. Ин-т лит-ры (Пушкинский дом). — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1937 (Л. : Тип. им. Володарского). — Переплет, 209 с. — .
  • Венгеров, С. А. Гаршин, Всеволод Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1892. —

    Т. VIII. — С. 163–164.

    .

  • Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с. — (Школьная библиотека).
  • Глинка, А. С. Гаршин как религиозный тип / Волжский. — Москва : , 1906 (тип. А. П. Поплавскаго). — 56 с. — .
  • Давыдова, О. Гаршин, Всеволод Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. —

    Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 246–258.

    .

  • Красный цветок : лит. сб. в память Всеволода Михайловича Гаршина : воспоминания о Гаршине : стихи и рассказы. — Санкт-Петербург : тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 196 с. — .
  • Михайловский, Н. К. Литературно-критические статьи / . — Москва : Гослитиздат, 1957. — 664 с., 1 л. портр. — (Русская критика). — .
  • Порудоминский, В. Гаршин / В. И. Порудоминский. — Москева : Молодая гвардия, 1962. — 304 с. : ил., 6 л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 5).
  • Порудоминский, В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина / В. И. Порудоминский. — 2-е изд. — Москва : Книга, 1987. — 285 с. — .
  • Протопопов, М. А. Литературно-критические характеристики / М. А. Протопопов. — Санкт-Петербург : ред. журн. «Рус. Богатство», 1896. — , 523 с. — .
  • Рыбникова, М. А. Гаршин как детский писатель // Рыбникова М. А. Избранные труды. — Москва : Академия пед. наук РСФСР, 1958. — С. 575–582. — .
  • Скабичевский, А. М. Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней : пособие для нар. и сред. шк. / А. М. Скабичевский. — Санкт-Петербург : В. И. Яковенко, 1908. — IV, 276 с. : портр. — .
  • Современники о В. М. Гаршине : воспоминания / вступ. статья, подгот. текста и примеч. Г. Ф. Самосюк. — Саратов : Изд-во СГУ, 1977. — 251 с. — .
  • Шулятиков, В. М. Избранные литературно-критические статьи / В. М. Шулятиков ; редакция и примеч. В. Гебель ; вступ. статья В. Совсуна ; обложка: Л. Воронов. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, 1929 (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 239 с. — (Библиотека критики и искусствоведения).
  • Peter Henry. A Hamlet of his time: Vsevolod Garshin : the man, his works, and his milieu // Willem A. Meeuws. Oxford, 1983. 424 p. — .

Сказки Всеволода Михайловича Гаршина

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 14.11.2016 19:16 Творчество В. Гаршина было необычайно популярно у его современников. И это тем более удивительно, что жизнь его была

короткой (всего 33 года), и написал он совсем немного: его художественные произведения составили всего один том.

Но всё, что создано им, вошло в классику русской литературы, его произведения переведены на все главные европейские языки.

Гаршин обладал особым талантом увидеть новое в известном, найти оригинальный приём для выражения своих идей. Полнее всего его личность и талант оценил А.П. Чехов: «У него особый талант – человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьём к боли вообще».

Гаршин и Репин

Личное знакомство с Репиным состоялось в 1882 году. Переехав в Санкт-Петербург, Илья Ефимович познакомился с группой молодых писателей, среди которых были Мережковский, Фофанов, Бибиков, Минский и другие. В будущем, некоторые из них встанут у истоков грандиозного явления русской культуры – Серебряного века. Этой группе принадлежал и Гаршин.

В Гаршине Репина привлекло нечто невиданное в других – редчайшая скромность, трогательность и яркая фотогеничность

Художник сразу обратил внимание на глаза Всеволода Михайловича – светло-карие, с длинными ресницами. Он был потрясён их стыдливостью и на всю жизнь запомнил гаршинский взгляд

Лишь однажды, в 1905 году, он встретил похожие глаза. Глаза другого гения русской литературы, Леонида Николаевича Андреева. Репин писал в воспоминаниях, что они были удивительно похожи, Гаршин и Андреев, и взглядом, и чрезвычайной красотой, и деликатнейшим характером. Только внешне Андреев был несколько выше ростом и крупнее.

Гаршину Репин тоже очень понравился. Привлекал, конечно, талант, но Гаршин оценил и личные качества Ильи Ефимовича – простоту и мягкость в общении, при этом сильный характер и острый ум. Репин написал самый известный портрет Гаршина. По нему, собственно, мы и можем почувствовать глубочайшую грусть Всеволода Михайловича. Образ томящегося от несовершенства мира человека так западает в душу, что кажутся нелепыми наши насущные трудности и проблемы. Взгляд Гаршина, одновременно вопрошающий и истошный, трогательный и смиренный, обязательно находит свой отклик в душе неравнодушного человека.

Илья Репин «Портрет Гаршина» 1884

В картинах Репина «Не ждали» и «Иоанн Грозный и его сын Иван» лицо Гаршина стало прообразом вернувшегося народовольца и сына Иоанна Грозного. Гаршин с удовольствием согласился позировать другу. Он высоко ценил именно эти две картины и считал, что они не имеют аналогов в русской живописи по силе воздействия на зрителя.

Илья Репин «Не ждали» 1888
Илья Репин «Иоанн Грозный и его сын Иван» 1885

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» — музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: