40 интересных фактов из жизни фонвизина

Анализ комедии Фонвизина «Бригадир»: краткое содержание и характеристика героев

Действие пьесы «Бригадир» происходит в помещичьем доме советника. В нем, помимо хозяина дома, его дочери Софьи и супруги (мачехи Софьи), находятся сваты – бригадир (генеральский чин) с супругой и сыном Иванушкой, который является женихом дочери советника. У самой Софьи есть возлюбленный – помещик Добролюбов, который в качестве жениха ее отцом не рассматривается, так как не имеет достойного состояния.

У каждого из персонажей пьесы свои представления о том, что хорошо, а что плохо.

  • Советник и бригадирша ценят деньги, хозяйственность и экономию. Причем известно, что советник оставил службу после введения закона о мздоимстве – без возможности брать взятки служба потеряла для него интерес. Он остался убежден, что умение найти лазейку в законе и повернуть дело так, чтобы правым оказался заплативший больше, обязательно пригодится в жизни.
  • Бригадир советует сыну читать воинский устав, сожалеет, что не отдал его на военную службу, все оценивает с позиции силы или слабости. Жену считает дурой, хозяйством не интересуется, но понимает, что сын у него вырос никчемным человеком. Он олицетворяет бездушие, грубость, порок и косность. Именно поэтому и сама пьеса получила название «Бригадир».
  • Советница изнывает от тоски, так как в провинции не с кем флиртовать. Радость ей доставляет только примерка новых шляпок и чтение любовных романов.
  • Сын бригадира Иванушка побывал в Париже, после чего считает себя душой французом и презирает все русское. Убежден, что важнее то, что на голове, чем то, что в голове, так как последнего никто не видит. Эту точку зрения разделяет и советница.
  • Только Софьи и Добролюбов ценят истинные добродетели: правду, справедливость, искреннюю любовь.

Порочность большинства героев, кроме Софьи, Добролюбова и бригадирши, подчеркивает их готовность к измене. Иванушка и советница признаются друг другу в чувствах и в готовности вступить в связь, уехать вместе в Париж. Бригадир положил глаз на советницу, а советник – на бригадиршу.

В результате все интрижки раскрываются. Добролюбову же удается выиграть дело благодаря вмешательству высших чинов, заставивших судий действовать справедливо. В результате он становится обладателем 2000 душ (то есть богатым). Благодаря этому советник с радостью соглашается отдать за него дочь.

Порок наказан, добродетель вознаграждена. Одновременно утверждена вера в справедливость высшей власти.

Пьеса не длинная, хоть и состоит из 5 действий. В ней показан быт помещиков: они пьют чай, играют в карты. Действие происходит в одном месте, укладывается в один день. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. В каждом доминирует какая-либо одна черта характера. Герои имеют имена, говорящие об их принадлежности к тому или иному социальному слою или об их внутренних качествах: Софья (мудрость), Иванушка (дурачок), Добролюбов (любящий добро), советник (гражданский чин), бригадир (военный чин). Это позволяет отнести комедию Фонвизина «Бригадир» к числу классицистических произведений.

След в истории

  1. Писатель во времена службы у графа Н.И. Панина, министра иностранных дел и воспитателя цесаревича Павла, в чине секретаря принял участие в написании проекта конституции Российской Империи, полный текст которого не сохранился до наших дней.
  2. Фонвизин считал, что крепостное право нужно не уничтожать, а умерить во избежание повторений «пугачевщины». Свои суждения он изложил в труде «Размышления о непременных государственных законах», предназначенном для изучения будущим императором Павлом Петровичем. Но этот труд не получил одобрения у императрицы, что не удивительно, ведь трактат весь пронизан обличением произвола на всех уровнях власти.
  3. Политическую карьеру Денис Иванович оставил в чине статского советника, как и его отец.
  4. Полтора десятка улиц и переулков в российских и украинских городах наречены именем Фонвизина. В Москве его именем названа новая станция метро.

Николай Васильевич Гоголь

Современники Николая Васильевича Гоголя свидетельствуют, что прозаик поражал их своими странностями. У него была любовь к рукоделию: с величайшей старательностью он кроил себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал — только сидя.

Одной из многочисленных причуд писателя была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Государственная служба. Зрелое творчество

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

Денис Иванович Фонвизин

Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В XVIII веке его фамилия писалась в два слова или через дефис (Фон Визен, Фон-Визен) – Денис Иванович Фонвизин происходил из древнего рыцарского рода, осевшего в России еще при Иване Грозном.

Интересные истории из жизни

Мы подготовили для вас несколько интересных фактов, связанных с биографией Фонвизина: 

Денис Иванович считал, что внешний вид человека – это очень важно. Он следил за своей одеждой, всегда выглядел опрятно и украшал костюмы цветами, а обувь – пряжками

Окружающие называли его франтом. 
Фонвизин женился на богатой вдове. У его супруги, Екатерине Хлоповой, девичья фамилия была Роговоикова, она происходила из состоятельного купеческого рода.
Первая пьеса, которую увидел Фонвизин на театральной сцене – это «Генрих и Пернилл» Хольберга. Она произвела на него настолько большое впечатление, что свою страсть к театру Фонвизин сохранил на всю дальнейшую жизнь. 
В 1778 году Фонвизин встретился во Франции с Бенджамином Франклином, известным американским политиком и общественным деятелем, активно боровшимся за независимость США. Есть предположения, что образ Франклина был частично заимствован для персонажа Стародума (комедия Фонвизина «Недоросль»). 
Комедию «Недоросль» любили в Российской Империи несмотря на то, что она резко критиковала дворянство и принятый общественный уклад. Например, когда Николай Васильевич Гоголь проходил обучение в гимназии, он участвовал в постановке этой пьесы и играл роль госпожи Простаковой. 

Пьесу «Недоросль» можно считать огромным успехом Фонвизина. Причем признание публики он получил еще при жизни – театральная постановка так понравилась зрителям, что они забросали всю сцену кошельками с деньгами (это обычай того времени)

В дальнейшем комедия получила очень широкое распространение, а слово «недоросль» стало нарицательным – оно обозначает молодого человека, который не уделяет внимание обучению или не заканчивает его. 

Федор Михайлович Достоевский

Яркой особенностью Федора Михайловича Достоевского был нескончаемый интерес к людям. Писатель любил знакомиться с новыми людьми, заговаривать на улице со случайными прохожими, при этом смотря собеседнику прямо в глаза и выспрашивая его обо всем на свете. Таким образом Достоевский собирал материал для будущих произведений, формировал образы героев.

Когда замысел созревал, Федор Михайлович запирался и подолгу работал, забывая о еде и сне. При этом он расхаживал по комнате и вслух проговаривал текст. Однажды с ним даже произошел курьезный случай. Писатель работал над «Преступлением и наказанием» и громко рассуждал о старухе-процентщице и Раскольникове. Лакей, услышав это из-за дверей, отказался обслуживать Достоевского. Ему показалось, что тот собирается кого-то убить.

Действующие герои комедии

Стародум и Софья считаются представителями своего рода нового мнения. Это же можно сказать о Милоне и Правдине. Этих персонажей пьесы смело можно назвать представителями эпохи Просвещения. Они считаются воплощением добра и любви. Эти персонажи тянутся к знаниям и испытывают сострадание. Скотинин, Митрофанушка, Простаковы относятся к так называемым старым дворянам. Там царит культ материального успеха и низкой образованности.

Итак, к основным персонажам комедии Фонвизина относятся:

  1. Недоросль Митрофанушка – парень, который отличается глупостью и невежеством. Он не способен адекватно анализировать ситуацию, что не дает ему возможности стать разумным и активным представителем дворянства. Его девиз по жизни: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Это убеждение в полной мере отражает характер юноши, который ничего не воспринимает серьезно.
  2. Простакова – грубая и хитрая женщина, которая имеет много минусов. Она не любит и не уважает никого, за исключением своего сына Митрофана. Воспитание Простаковой только подтверждает устойчивость принципов консерватизма. Он препятствует полноценному развитию русского дворянства.
  3. Софья – хорошая девушка с добрым нравом и прекрасным образованием. Она резко выделяется на фоне алчных людей, которые всему завидуют.
  4. Стародум – дядюшка Софьи. Он воспринимает девушку не как маленького ребенка, а как сформированного члена общества. Он позволяет девушке выбирать и учит ее правильным принципам. Именно в Стародуме Фонвизин воплощает образ человека, который прошел через все подъемы и падения. При этом ему удалось стать хорошим родителем и настоящим примером для последующих поколений.
  5. Скотинин – еще один представитель так называемых говорящих фамилий. Внутренняя суть человека в большей степени напоминает грубое животное, чем нормального воспитанного человека.

Молодость Фонвизина

Публицист Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Он относился к старинному немецкому роду дворян. Его предки оказались в России в середине XVI века. Отец будущего драматурга служил майором. Детство Фонвизина прошло в семье с патриархальной обстановкой.

Мальчик говорил на русском, а немецкий учил в школе. Французским он овладел только во взрослом возрасте. Начальное образование он получил в домашних условиях.

Когда мальчику было 10 лет, его приняли в дворянскую гимназию. Уже в тот период он полюбил литературные произведения. После пятилетней учёбы в гимназии будущий писатель поступил в вуз на факультет философии.

Юноша вошёл в список лучших студентов заведения и отправился вместе с остальными лучшими учащимися в Петербург. Среди них также был один из братьев Дениса. Во время пребывания в столице Фонвизин познакомился с М. В. Ломоносовым. Также он столкнулся с Александром Сумароковым, который тогда руководил Русским театром.

В период обучения юноша занимался переводами статей для журналов университета. Профессионально он занялся этой деятельностью с 1761 года. Сначала Фонвизина попросили перевести басню Людвига Хольберга. Затем юноша работал ещё с несколькими популярными произведениями:

  • «Альзира или Американцы» Вольтера;
  • «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» Террасона;
  • «Метаморфозы» Овидия.

В последующем он переводил работы иных иностранных литераторов. Необходимо отметить, что на него сильно повлияли работы таких французских писателей, как Вольтер и Гельвеций. Юноша стал регулярно посещать кружок вольнодумцев. Эти занятия помогли писателю и в рабочей сфере.

Основные этапы творчества

В 1762 году Фонвизин устраивается работать переводчиком, а в 1763 его уже приглашают на должность секретаря при кабинет-министре И. Елагине в коллегию иностранных дел, где он пробудет до 1769 года. После он уходит на службу к Панину, становится его доверенным лицом. Незадолго до кончины Панина Фонвизин по его указанию написал «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного управления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Этот сочинение даёт правдивую картину политической жизни в эпоху правления Екатерины II и её деспотического режима, демонстрирует угрозу насильственного переворота в случае отсутствия необходимых для народа конституционных преобразований.

Фонвизин женился на вдове штык-юнкера Хлопова и дочке богатого купца Роговикова 5 сентября 1774 года. Венчание происходило в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе. Этот брак помог Фонвизину улучшить своё материальное положение.

В какой-то момент Фонвизин принял решение покинуть Россию. Вместе с женой в период с 1777 по 1778 год он отправился во Францию, где находился довольно долгое время. Отсюда он вёл переписку с Я. И. Булгаковым, П. И. Панином и, конечно, со своей любимой сестрой Ф. И. Аргамаковой.

В этих письмах ярко отражалась социальная и политическая действительность того времени. Фонвизин обладал прекрасным острым умом и наблюдательностью, поэтому легко разбирался в политических, социальных и экономических явлениях, имевших место в жизни французского общества, и создать историческую реальность феодально-абсолютистской Франции ему не составляло труда. Изучая общественно-политические процессы, происходящие во Франции, он искал лучший способ создания социально-политического порядка в России. Чаще всего он наблюдал за торговлей и промышленностью во Франции, так как именно эти отрасли были самыми развитыми здесь.

В Париже Денис Фонвизин в августе 1778 года заводит знакомство с Бенджамином Франклином. П. А. Вяземский охарактеризовал эту встречу как «беседу юного представителя просвещения Российской Империи с представителем юной Америки». Существует мнение, что, помимо отца Фонвизина в комедии «Недоросль», написанной в 1781 году, прообразом Стародума был Франклин.

Известный критик Ключевский отзывался об этой комедии как о бесподобном зеркале русского народа, в которой удивительно просто, прямо и без прикрас отображалась русская действительность правления Екатерининской эпохи. Герои «Недоросля» смешны и забавны, когда их видишь на сцене театра, а при встрече с подобными персонажами в реальной жизни становится довольно грустно.

Сообщение было предназначено воспитаннику Никите Панину, который в будущем станет императором Павлом Петровичем. Рассуждая о крепостном праве, Фонвизин пишет не о желании уничтожить его, а сделать более мягким и умеренным.

Он предвидел возможность возникновения новой пугачёвщины, понимал необходимость уступков для избежания будущих потрясений и народных волнений

Отсюда следует главная мысль — необходимость внести «фундаментальные законы», повиновение которым важно и для монарха. Писатель-сатирик живо и ярко рисует картину общественно-политической жизни Российской империи: повсюду безграничный хаос и произвол, захвативший все органы государственного правления. Помимо публицистических произведений, классик-сатирик написал немало художественной литературы

Вот краткий список наиболее знаменитых произведений писателя:

Помимо публицистических произведений, классик-сатирик написал немало художественной литературы. Вот краткий список наиболее знаменитых произведений писателя:

  • «Недоросль».
  • «Бригадир».
  • «Корион».
  • «Чистосердечное признание».

Полный список можно найти в Википедии.

Знание иностранных языков помогло ему проявить себя в качестве профессионального переводчика. Он перевёл на русский язык произведения Вольтера и Террасона, около 200 басен Людвига Хольберга, а также «Метаморфозы» Овидия. Интересный факт: любимым писателем Фонвизина был Руссо.

https://youtube.com/watch?v=BV-dw_RWFJs

Краткая биография Д.И. Фонвизина

Фамилия Фонвизин произошла от немецкой фон Визен (von Wiesen). Дело в том, что прародитель известного русского писателя, публициста и переводчика Дениса Ивановича Фонвизина был ливонским рыцарем. Во время Ливонской войны он был пленен, позже принял православие и пустил корни на русской земле. Долгое время его фамилия писалась на русский манер Фон-Визен. Слитно фамилия начала писаться лишь в 19 веке, хотя Пушкин и ранее полагал, что фамилию драматурга следует писать слитно, так как, по мнению Александра Сергеевича, тот был «из прерусских русский».

Пушкин вообще с большим уважением относился к творчеству Фонвизина и даже писал о нем в «Евгении Онегине»:

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Детство и юность Фонвизина

Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 (14) апреля 1745 года. Если вам хочется представить характер его отца, то достаточно прочитать «Недоросль». Дело в том, что образ одного из главных и положительных героев пьесы Стародума автор «списал» со своего родителя.

Несмотря на то, что все предки Дениса Фонвизина были военными, будущий писатель с детства предпочитал гражданскую стезю. В 1755 году он поступил в дворянское отделение университетской гимназии. За успехи в учебе он был награжден серебряной и двумя золотыми медалями, произведен в воинский чин. В 1760 году лучшие ученики гимназии были направлены в Санкт-Петербург для беседы с куратором университета И.И. Шуваловым. Будучи в столице, юноша познакомился с Ломоносовым и руководителем русского театра Сумароковым. Здесь он впервые в своей жизни увидел первую театральную постановку.

Литературное и публицистическое творчество Фонвизина

С 1761 года Фонвизин стал студентом Московского университета. В этот период он начал заниматься литературным творчеством. На данном этапе это были переводы (басни Хольберга. политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», трагедия Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, сентиментальная повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», названная Фонвизиным «Корион»).

После окончания университета Фонвизин поступил на службу переводчиком в иностранную коллегию, но после перевода Вольтера был приглашен в кабинет-министр Елагина.

Дальнейшему карьерному росту Фонвизина способствовало уже его личное творчество. В 1769 году была написана первая комедия «Бригадир», которая очень понравилась публике. Екатерина II даже пригласила автора к себе, чтобы тот сам прочел ей этот литературный шедевр.

Фонвизин читает “Бригадира”

После этого Фонвизин становится секретарем государственного деятеля Н.И. Панина. Здесь он прослужил до 1982 года, полностью разделяя оппозиционные взгляды своего руководителя. Опыт работы у Панина позволил Фонвизину создать одно из наиболее известных и изучаемых до сих пор публицистических произведение – «Рассуждение о непременных государственных законах».

Вторая комедия Фонвизина «Недоросль» была закончена в 1782 году, но на этот раз не встретила одобрения публики. Несмотря на сопротивление дворянства, пьеса была поставлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Режиссировал сам автор. За жесткую сатиру на дворянские традиции Фонвизин впал в немилость Екатерины Великой. Опалу Императрица с него так и не сняла.

Женитьба и дальнейшая жизнь Фонвизина

Женился Фонвизин в 1774 году на дочери богатого купца Роговкина, бывшей к тому времени вдовой штык-юнкера Хлопова.

В 1777—1778 гг. супруги совершили заграничное путешествие, побывали во Франции. Через 6 лет они познакомились с Германией. В 1784 году состоялась третья поездка за рубеж, на этот раз Фонвизины посетили Италию.

В 1785 году у Фонвизина произошел первый инсульт. К тому времени он уже вернулся в Россию. Но врачи отправили его на лечение в Карлсбад.

Почувствовав улучшение, писатель вернулся домой и занялся работой над собственным сатирическим журналом. Однако этому изданию не суждено было увидеть свет из-за запрета Екатерины II. Издавать собрание сочинений Фонвизина она тоже не разрешила.

В 1791 году последовала серия апокалиптических ударов. Но даже будучи разбитым параличом, Фонвизин продолжал работать над автобиографией «Чистосердечное признание». Однако этот труд так и не был закончен – в 1792 году писатель скончался. Похоронен он был на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постановка “Недоросля”

Портрет фонвизина. Воспитание и образование

Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 апреля 1745 г. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который был довольно начитанным человеком.

Дом Фонвизина. Современная фотография

В возрасте 10 лет он поступил в открывшуюся при Московском университете гимназию, а через 5 лет стал студентом Московского университета.

Его литературные опыты начались уже на студенческой скамье: сначала это были переводы, а затем и оригинальные произведения, в основном сатирической направленности. Несмотря на то, что первые его сатирические опыты пользовались популярностью, сам он относился к ним весьма критически, отмечая, что «они были сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли».

А. Венецианов «Портрет Фонвизина»

В это время Фонвизин увлекся театром, побывав на представлении в Петербурге. О своем впечатлении он писал: «Действия, произведенного во мне театром,  почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие».

Отношение современников к творчеству Фонвизина

Пушкин пришел в неподдельный восторг по прочтении «Недоросля». Поэт высоко оценил веселость Дениса Ивановича, при этом сокрушался, что подобных сочинений в русской литературе крайне мало. Александр Сергеевич также заметил преемственность драматургии Фонвизина и Николая Гоголя. В дальнейшем имя автора комедии появилось в «Евгении Онегине»: «Блистал Фонвизин, друг свободы…»

Александр Герцен отмечал, что в сатирических сочинениях автора впервые для русской литературы появился сарказм и с тех пор надолго сделался господствующей тенденцией в произведениях иных писателей.

Критик Виссарион Белинский считал Фонвизина чуть ли не лучшим творцом первого русского литературного периода, потому что тот обращался не к заоблачным образам, а говорил об обществе, живой действительности, существующей здесь и сейчас.

С «Недорослем» также связан исторический анекдот. Григорий Потемкин прочел произведение и заявил автору, что теперь тот может больше ничего не сочинять и даже спокойно умереть, поскольку благодаря одной только этой пьесе обрел бессмертие.

Писатель Денис Фонвизин. Гравюра Ф.А. Брокгауза / Фото: кадр из видео youtube.com

След в литературе

  1. Фонвизин упоминается в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который очень любил его как сатирика и очень сожалел, что в русской литературе мало веселости и много драмы.
  2. В Пушкинской «Тени Фонвизина» писатель изображен призраком, посетившим известных поэтов того времени с целью хвалы или осуждения.
  3. Также Гоголь упоминает образ Фонвизина в своей повести «Ночь перед Рождеством».
  4. По мнению А.И. Герцена понятие сарказма в русской литературе появилось благодаря таланту Фонвизина.
  5. Известный критик В.Г. Белинский отмечал Фонвизина как очень интересного автора.
  6. В сочинение старообрядцев «Век осьмый» вошел полный текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».

Интересные факты биографии фонвизина. Десять фактов о Фонвизине

220 лет назад умер Денис Иванович Фонвизин – выдающийся русский писатель и драматург, создатель нового для России жанра – бытовой комедии. Вот несколько интересных фактов о его жизни:

– В XVIII и первой половине XIX века фамилия Фонвизин писалась в два слова, хотя уже Пушкин находил написание в одно слово правильным.

– Денис Иванович Фонвизин происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву ещё в XVI веке и совершенно обрусевшего.

– В 1760 году Фонвизин стал студентом, но проучился в Московском университете всего два года. Тем не менее, будучи послан в Петербург в качестве лучшего ученика философского факультета, он познакомился в 1760 году с Ломоносовым и Сумароковым.

– Литературные занятия Фонвизина, начатые ещё в университете, оказали ему помощь и в его служебной карьере

Перевод трагедии Вольтера «Альзира» обратил на себя внимание, и в 1763 году Фонвизин был назначен состоять при кабинет-министре И.П. Елагине

– Будучи секретарём графа Н.И. Панина в коллегии иностранных дел, Фонвизин имел отношение к составлению интересного проекта государственных реформ, по которому предполагалось предоставить верховному Сенату законодательную власть, а также освободить крестьян.

– В 1769 году Фонвизин написал комедию «Бригадир» – сатиру на молодых людей, побывавших во Франции, и их пренебрежение ко всему отечественному. Сам Фонвизин несколько раз бывал за границей, в том числе и во Франции, но не был очарован европейскими странами. «Славны бубны за горами» – такова была его оценка.

– Комедию «Бригадир» долго не ставили, но автор много раз читал её в кругу друзей и знакомых. Слушатели восторженно принимали комедию за сходство характеров.

– В.О. Ключевский назвал «Недоросль» «бесподобным зеркалом» русской действительности.

– Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которую не успел закончить.

– Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия.

«Недоросль»

Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.

В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:

  1. Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
  2. До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
  3. В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.

Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.

Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.

Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.

Литературный путь

В столице Денис Иванович быстро влился в студенческое общество, продолжил играть в театре, начал пробовать силы в литературе. В журналах стали периодически печатать его творения. А благодаря отличному знанию немецкого и латинского языков уже в это время молодой Фонвизин стал заниматься профессиональными переводами.

Вскоре появились новые произведения автора острого сатирического содержания. Например, свет увидела комедия «Бригадир», в которой писатель дерзким языком изобличал тогдашние дворянские нравы, страсть ко всему французскому. Пьеса спровоцировала большой резонанс в обществе, по ней начали ставить спектакли, долго не сходившие с афиш.

Писатель не прекращал развивать творчество, работал много и старательно, выпуская все новые литературные шедевры. Среди прочего у него вышла книга, посвященная государственным законам. Впоследствии ее признавали одним из лучших творений в русскоязычной публицистике.

В последний период жизни Фонвизин занимался преимущественно статьями для журнала. Вдобавок вышли такие произведения, как «Выбор гувернера» или «Разговор у княгини Халдиной», а еще автобиографический труд «Чистосердечное признание». Но вершиной творчества писателя по праву признается «Недоросль».

Переводчик

Сначала в Фонвизине проснулся даже не писательский, а артистический дар и способности к изучению иностранных языков. Хотя и русские стихи слагать он умел не хуже будущих знаменитых стихотворцев. Он много переводил – и не только из европейских современников. Обращался и к античному наследию – например, к «Метаморфозам» Овидия. От перевода к переводу проявлялась легкость пера. Скуку он презирал больше всего в жизни. «Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным. Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть», – с наслаждением вспоминал Фонвизин на склоне лет.

В молодости он любил шумное общество. Но писательство все-таки занимало его сильнее пирушек.

Литература

  • Бороздин А. К. Фонвизин, Денис Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жданов И. Фонвизин, Денис Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Коровин В. Л. Фонвизин, Денис Иванович // Энциклопедия Кругосвет
  • Вдовина Л. Н. Фонвизин (фон Визин) Денис Иванович //А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 781—782. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Издания произведений Фонвизина

  • «Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина» (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова, с биографией, составленной А. П. Пятковским)
  • «Первое полное собрание сочинений Фонвизина» (М., 1888)
  • Избранные сочинения и письма. Общая редакция проф. И. Л. Бродского, подготовка текста и комментарий Л. Б. Светлова-М.,Государственное издательство художественной литературы, 1946.

Материалы по биографии и творчеству

  • Кн. П. А. Вяземский, «Фонвизин» (СПб., 1848; «Полн. Собр Соч. кн. Вяземского», т. V, Факсимильное воспроизведение в pdf);
  • Н. С. Тихонравов, «Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова» (СПб., 1894);
  • A. И. Незелёнов, «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (СПб., 1889);
  • С. А. Венгеров, «Русская поэзия» (т. 1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чортик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Фонвизину);
  • И. Н. Жданов, «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная библиография).
  • А. Л. Штейн, «Д. И. Фонвизин: 1745—1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).
  • Станислав Рассадин. Умри, Денис, или Неугодный собеседник императрицы. (История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина). М., «Текст», Серия «Коллекция», 2008.
  • К. Трунин Княжнин, Фонвизин, Крылов. Критика и анализ литературного наследия. — 2020.

Бригадир

Его первым большим успехом стал «Бригадир» – настоящая, полноценная комедия, сильно выделявшаяся в ряду тогдашних потешных однодневок. Он с успехом исполнял свою комедию в лицах – в том числе и в присутствии императрицы Екатерины II, которая сама сочиняла комедии и, возможно, отнеслась к драматургу несколько ревниво. И всё-таки смеялась. Слишком ловко вышло у Фонвизина: девушку хотят выдать за богатого дурака. Сановитый господин заглядывается на чужую жену. К тому же Фонвизин в «Бригадире» нещадно разоблачал галломанию дворянства – а Екатерина терпеть не могла преклонение перед всем французским… В конце концов, как водится, Софья выходит за светлоликого Добролюбова. Разумеется, Фонвизин искусно выдумывал говорящие фамилии. Добролюбов – значит, славный парень, любит добро… В то время это уже было почти штампом, но еще не вызывало такого раздражения, как в наше время.

Подведем итоги

Некоторые обвиняли Фонвизина в том, что он женился по расчету. Хотя обстоятельства свадьбы были хорошо известны и многие считали, что Денис Иванович согласился на брак только ради защиты чести девушки, о которой злые языки распускали сплетни. Ведь Екатерина Роговикова была из зажиточной семьи. Ее отец был известным богачом, занимался торговлей и слыл мудрым купцом. Именно благосостояние супруги и дало повод для сплетен. Сообщение о том, что Фонвизин обычный охотник за богатством, быстро облетело Петербург. Писатель не стал оправдываться, потому что считал, что не должен объяснять окружающим мотивы своей женитьбы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: