Франц шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Доклад-сообщение Франц Шуберт

Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.

В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.

Разнообразие музыкальных форм и жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.

Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей. Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.

Первые сочинения

Еще обучаясь в конвикте, он занялся написанием собственных композиций. Это случилось в возрасте 13 лет. К творчеству Шуберт подошел с огромным увлечением, что плохо сказывалось на его общей успеваемости. К его первым произведениям можно отнести:

  • Увеселительный замок сатаны.
  • Мессу фа мажор.

После демонстрации своих выдающихся способностей парень привлек внимание известного композитора Антонио Сальери, который в тот период находился при дворе. Он предложил Францу индивидуальные занятия, где молодой человек дополнительно обучался контрапункту и композиции

Совместная работа сблизила ученика и учителя, и они на всю жизнь остались добрыми друзьями.

Так как музыкальная одаренность Франца развивалась очень стремительно, вскоре его отец начал тревожиться о будущем сына. Это связано с тем, что в те времена участь даже самых именитых и признанных музыкантов была незавидной. В его мечтах младший Шуберт должен был стать преподавателем в школе. Не придумав ничего лучшего, он запретил сыну навещать их по выходным и праздничным дням — эта стало неким наказанием за излишнее увлечение музыкой. Но это не помогло — молодой человек уже не мог отказаться от любимого дела.

В истории есть информация, что Шуберт так и не закончил обучение в конвикте, а причиной ухода стала мутация голоса, вследствие чего он больше не имел возможности петь в церковном хоре. А также большая увлеченность собственным творчеством не оставляла места для изучения других наук, поэтому успеваемость была крайне низкой. Впоследствии ему даже назначали переэкзаменовку, но он от нее отказался и покинул учреждение.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Биография Шуберта и творчество для детей

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) был среди первых последователей Романтизма и композитором, который более, чем кто-либо другой, привел музыкальное искусство (романсы) до художественной зрелости. Во время его короткой, но продуктивной карьеры он создал шедевры почти в каждом жанре, все отличались богатой гармонией, несдержанным отношением к классическим нормам и, казалось бы, бесконечным даром к мелодиям. Шуберт начал свое раннее музыкальное обучение, учась вместе со своими братьями и отцом. Пройдя прослушивание, он поступил в школу Конвикт, которая обучила молодых вокалистов со временем петь в часовне Императорского двора

Шуберт начал изучать музыкальные произведения и написал песню, обратившую внимание директора института, Антонио Сальери, который вместе со школьным профессором по гармонии, провозгласили молодого Шуберта гением

В 1813 году, после того, как у Шуберта сломался голос, он уехал жить к отцу, который побудил его идти по своим стопам и стать школьным учителем. Шуберт беспрекословно подчинился и с трудом работал в этой должности в течении дня в то время, как ночью он очень много сочинял произведений. Он написал более 100 песен, а также множество симфонических, оперных и камерных музыкальных партитур прежде, чем ему исполнилось 20 лет.

В конце концов, Шуберт оставил свое место преподавателя, чтобы полностью посвятить себя музыкальному делу. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он осенью ушел с этой должности, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводя время с группой друзей, которые играли роль его личной группы поддержки.

В 1820 году Шуберту сделали заказ два оперных театра, театр Картнертор и театр Ан дер Вин, на сочинение пары опер. Он написал Братья-близнецы и Волшебная арфа, которые обе были приняты без восторга. Шуберт не смог заключить контракт с издателем, т.к. никто не хотел идти на риск с относительно неизвестным композитором, который писал (гармонично) нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, представил свою работу группе примерно из 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил пытался себя поддерживать. Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку, как самонадеянную и незрелую.

В 1823 году Шуберт был избран в Музыкальное общество в Граце, как почетный член. Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался своим небольшим признанием и проявил свою благодарность, сочинив свою знаменитую Неоконченную симфонию. Пять лет спустя музыка Шуберта была представлена на концерте в Музыкальном обществе в Вене. Его работа была признана с большим энтузиазмом и критическим одобрением. Это признание было единственным разом в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом. Казалось, это дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал творить с невероятной скоростью. Он начал организовывать схему повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и прогресс, как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке.

Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последних моментов композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена. Шуберт почитал легендарного композитора и был благодарен ему, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса.

Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, сочинений, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром. Он известен прежде всего тем, что сочинил сотни песен, в том числе Гретхен на спиннинговом колесе и Лесной царь. Он стал первооткрывателем цикла песен с такими произведениями, как Прекрасная мельничиха и Зимний пейзаж, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.

Источник

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Шуберта

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
  • Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с В. А. Моцартом.
  • На гонорар с концерта Шуберт смог приобрести только кровать. Похоронен великий композитор был рядом со своим учителем и кумиром – Л. В. Бетховеном.

Все интересные факты из жизни Шуберта

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Интересные факты

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. В Придворной певческой капелле Шуберт обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище. Читайте еще: Михаил Шолохов биография.
  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Франц Шуберт: творческий путь

Биография Франца Шуберта — это безграничная любовь к музыке и впечатляющая продуктивность. В своих произведениях автор стремился воспроизвести отсутствующий в жизни идеал, отображал тоску по нему, страдания человека в чужом и враждебном для него обществе.

Шуберт — композитор, утвердивший в музыке дух романтизма. Он первый из выдающихся представителей этого направления.

В музыке Шуберта прослеживалась искренность, душевность. Его творчество тесно связано с народным искусством Австрии, бытовой музыкой Вены, фольклором венгров и славянских народов, входивших в состав Австро-Венгрии. В музыке композитора на первом месте мелодия, большое значение имеет колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки.

Самые известные произведения Шуберта найдете в разных направлениях:

Вокальное творчество

Наверное, самое важное место в жизни Франца заняли песни для голоса и фортепиано, которые были близки к жанру романса. В этом направлении композитор был новатором: он воплотил глубокий смысл за счет созвучия слов и музыки

Шуберт написал около 600 песен на стихи сотни поэтов-романтиков. Для каждого лирического произведения композитор находил соответствующие музыкальные стилистические приемы. Самыми значимыми для песенного творчества Франца были:

  • Иоганн Вольфганг Гёте: композитор написал около 70 песен, среди них — «Лесной царь», «Гретхен за прялкой»;
  • Фридрих Шиллер: Шуберт создал более 40 произведений, среди которых — «Группа из Тартара», «Жалоба девушки», «Желание»;
  • Вильгельм Мюллер: мотивы для песен подарили произведения «Зимний путь», «Прекрасная мельничиха»;
  • Генрих Гейне: Шуберт вдохновленный лирикой немецкого поэта создал сборник песен «Лебединая песня»;
  • Иоганн Майрхофер: его стихи легли в основу 47 песен, в том числе «Ночные фиалки», «Антигона и Эдип».

Еще отметим музыку к пьесе Гемлина фон Шези «Розамунда», написанную в 1823 году.

Инструментальное творчество

Инструментальная музыка Шуберта часто содержала лирические темы песенного характера, которые автор продумывал как что-то целое. На счету композитора девять симфоний. Среди них особой популярностью пользуется симфония №8 «Неоконченная» в си миноре, написанная в 1822 году.


Исполнение оркестром «Неоконченной» симфонии Шуберта: YouTube / Студия Неофит

Также Шуберт написал множество инструментальных произведений для домашнего музицирования квинтет «Форель» (1819), струнный квинтет до мажор (1828), три струнные квартеты.

Еще есть и фортепианные произведения Шуберта, среди которых особую популярность приобрели 23 сонаты, написанные автором на протяжении 13 лет с 1815 года, музыкальные моменты, вальсы, менуэты, экосезы, экспромты, увертюры, рондо, полонезы, марши. А также фантазия «Скиталец» и «Венгерский дивертисмент».

Это малая часть того, что сочинил гениальный композитор за свою недолгую жизнь.

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Ранние годы и образование

Будущий композитор Франц Шуберт родился 31 января 1797 в городе Вена Австрийской республики. Родители молодого человека были людьми бедными, но при этом талантливыми и довольно образованными.

Отец, Франц Теодор Шуберт, был простого крестьянского происхождения. Работал преподавателем в церковно-приходской школе Лихтенталя. При этом он любил музыку и был умелым, талантливым исполнителем. Играл на струнных и не только. Мать будущего композитора была дочерью слесаря. Сама она трудилась поварихой.

Портрет Франца Шуберта в детстве, худ. Джозеф Абель, 1814 г.

Франц был не единственным ребенком в семье. Помимо него у четы Шубертов было 13 детей. Однако девять из них скончались в совсем юном возрасте. До зрелости добрались лишь пятеро.

Трое связали свою жизнь с музыкой: в том числе Франц и его братья Фердинанд и Игнац. Но лишь первые двое решили сделать исполнительство и композицию своей профессией.

Несмотря на простое происхождение, казалось, что у Франца нет других альтернатив, кроме как связать свою жизнь с искусством. Отец частенько играл на скрипке и виолончели, как и братья.


Молодой Ф.П. Шуберт

Музыка была частью жизни семейства. Чета постоянно принимал у себя гостей. В том числе из людей искусства. Творческие вечера были обычной практикой.

Словом, музыка прочно и с ранних лет заняла место в душе Шуберта-младшего. Желанием связать свою жизнь с высоким искусством молодой человек заявил быстро.

Первые уроки игры на скрипке мальчику преподавал его собственный отец. Способствовал в этом деле и старший брат Игнац, который помогал освоить клавишные.

Франц Теодор Шуберт быстро понял, что у сына талант. Молодой человек умело играл по памяти. Даже на зная нотной грамоты. Недолго думая он определил юношу в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где тот мог бы проявить себя куда ярче. Как раз туда, где сам преподавал долгие годы.

Здесь юноша познакомился с М. Хольцером, который давал молодому человеку уроки вокала и игры на органе. Капельмейстер церкви был высокого мнения об ученике.


Франц Петер Шуберт в молодости

Благодаря выдающимся результатам, талантам и упорному труду, Франц Шуберт был принят в придворную капеллу в Вене. Вместе с тем его зачислили в школу-пансион (Конвикт), где молодой человек получал еще и общее образование. Тут он встретил друзей, с которыми поддерживал контакты до самой смерти.

Будучи школяром, Ф. Шуберт продолжал усердно учиться и постигать музыкальное искусство. На тот момент юноше было всего 11 лет. Будущий композитор учился теории, грамоте. В. Ружичка преподавал ему генерал-бас.

Затем же талантливым молодым человеком заинтересовался Антонио Сальери, который часто искал даровитых детей, неограненные алмазы. Опытный музыкант охотно стал обучать Шуберта. Причем совершенно бесплатно, в интересах высокого искусства.

Под началом Сальери молодой человек осваивал композицию и контрапункт. Занятия продолжались аж до 1816 года.

Презентация на тему: » Франц Шуберт (31 января 1797-19 ноября 1828) великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти.» — Транскрипт:

1

Франц Шуберт (31 января ноября 1828) великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии», а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

2

В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати, они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оффертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми- бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 года он сочинял непрестанно.В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати, они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оффертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми- бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 года он сочинял непрестанно.

3

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

4

Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее).Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее).

Творческий путь композитора Франц Шуберт

Подростковый возраст забрал у Шуберта главное — звонкий голос. Собственно, по этой причине он был вынужден покинуть Конвикт. Глава семейства начал настаивать на том, чтобы сын пошёл по его стопам и освоил профессию педагога. Францу не хватило смелости противостоять воле отца. Молодой человек поступил на работу в местную школу.

Работа не давала маэстро удовольствия. Он интересовался музыкой, поэтому преподавание в школе приравнивалось к каторге. Между уроками Франц брался за тетрадь и продолжал сочинять мелодии. Шуберт был в восторге от творчества Бетховена и Глюка.


Franz Schubert (Франц Шуберт): Биография композитора

Вскоре он презентовал поклонникам классической музыки первую содержательную оперу. Речь идёт о композициях «Увеселительный замок сатаны» и «Месса фа мажор».

Шуберт в своих мемуарах упоминал о том, что музыка не покидала его ни на минуту. Маэстро даже снились композиции. Он намеренно выходил из сна, чтобы записать композицию в тетрадь.

В выходные дни в доме Шуберта собирались гости. Они приходили только с одной целью — послушать блистательные композиции молодого маэстро. Импровизированные вечера Франца проходили не хуже, чем профессиональные концерты в оперных театрах.

В 1816 году Франц попытался устроиться руководителем в хоровую капеллу. Несмотря на блистательные знания в сфере музыки, планам Шуберта не суждено было осуществиться.

В этот период времени он познакомился с Иоганном Фогалем. Благодаря протежированию последнего о таланте Шуберта узнали миллионы неравнодушных жителей Австрии. Фогаль исполнял романтические композиции под аккомпанемент Шуберта.

Многие говорили о том, что игра Шуберта далека от идеальной. Его мастерство нельзя было сравнить с Бетховеном. Он редко впечатлял публику искусной игрой, поэтому большая часть оваций всё же доставалась Фогалю.

В 1817 году он стал автором музыки к композиции «Форель». Кроме того, маэстро сочинил музыкальное сопровождение к гениальной балладе Гёте «Лесной царь». Со временем авторитет Франца начал укрепляться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: