Факты о древнем и современном египте

Пирамида Джосера

Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.

Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.

Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.

Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).

Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трёх основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатхор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением архитектуры нового царства стало отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить своё тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

Амарнское искусство

После прихода к власти Эхнатона ведётся строительство храмов, посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.

Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten (Найденный Атон) — отказ в храмах от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами (традиционно для храмов Нового царства), чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. Традиционно божественная статуя божества хранилась вдали от глаз простых обывателей, в атонизме такой статуи не было вовсе — её заменяло солнце само по себе.

Это интересно: 243,Египетская монументальная живопись в эпоху Древнего и Среднего Царства

Достижения культуры Древнего Египта

Достижения египтян в математике были обусловлены практической необходимостью

  • Письменность. Она возникла ещё в конце 4 тысячелетия до н. э. и была одной из древнейших в мире, наряду с письменностью народов Месопотамии. Египетская письменность была основана на иероглифах – на этом её развитие остановилось, и она так никогда и не обрела алфавитной основы. Тем не менее, это достижение всё равно впечатляет, так как это была, возможно, первая письменность в мире.
  • Архитектура. Весь мир знает египетские пирамиды, древнейшая из которых, пирамида Джосера, была построена около 4700 лет назад. Она древнее Балтийского моря (оно появилось около 4000 лет назад), и вообще является самым старым каменным строением на Земле. Помимо пирамид, египтяне строили также храмы, обелиски и т. п. Знаменитый Сфинкс тоже был построен именно ими, он расположен в Гизе, пригороде Каира.
  • Ирригация. Древнеегипетская цивилизация относится к речному типу, она возникла в дельте Нила и затем распространилась по берегам этой могучей реки. Вдали от Нила плодородных земель не было, но достижения науки и культуры Древнего Египта в области ирригации (орошения) полей позволили жителям этой страны выращивать продовольствие в таких количествах, что они его даже экспортировали.
  • Искусство. Оно было тесно связано с религией и культурой Древнего Египта, в особенности с культом загробной жизни. Сохранились многочисленные образцы живописи и скульптуры, известно также о существовании литературы и музыки.

Древнеегипетская письменность была выдающимся достижением

  • Литература. Считалось, что изобрёл её бог Тот, олицетворение мудрости, так то египтяне почитали литературу за откровения богов. Как и другие виды древнеегипетского искусства, литература была тесно связана с религией, традициями и культом загробной жизни.
  • Религия. Египтяне создали сложную систему религиозных верований, которая оказывала огромное влияние на весь их быт. Культура и религия Древнего Египта были столь тесно взаимосвязаны, что одного без другого просто не могло бы существовать.
  • Папирус. Именно его изобретение позволило египтянам накапливать знания и передавать их следующим поколениям. Изобретение и производство папируса в промышленных масштабах было важным достижением, и у этого материала был лишь один недостаток – относительная недолговечность.
  • Наука. Египтяне создали календарь (правда, они не имели високосного года, а потому ошибка в их календаре за 1440 лет уже равнялась одному году), они вели наблюдения за звёздным небом и документировали их. Астрономия – ценное достижение культуры Древнего Египта, она зародилась из-за необходимости следовать сельскохозяйственному календарю.
  • Медицина. Древнеегипетская медицина была передовой для своего времени. Она включала в себя прогрессивные по меркам тех лет методы лечения переломов и простую хирургию.
Английская революция 17 века. Причины, итоги, события, участники, суть кратко.
Культура стран Арабского халифата

Живопись и рельеф

Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.

Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.

Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.

Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.

Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.

Государственное устройство и население

Во главе Древнеегипетского государства стоял всесильный повелитель – фараон. Ему принадлежали все земли царства, он являлся верховным судьей и верховным главнокомандующим. Жители верили, что фараоны Древнего Египта являются прямыми потомками богов, которые когда-то снизошли с небес на землю. Власть фараонов передавалась по наследству, таким образом, занять трон могли исключительно представители священного царского рода.

Могущество фараонов поддерживалось силой армии Древнего Египта. Воины проходили специальную боевую подготовку. Основным оружием для них служил лук, копье с наконечником и боевой топор.

Самыми уважаемыми категориями населения Древнего Египта были жрецы, чиновники и писцы. Жрецы распоряжались храмами, организовывали религиозные праздники, следили за поклонением населения богам и «сынам богов» — фараонам. Они были самыми образованными людьми в государстве: могли вычислить продолжительность года, предсказывали лунные и солнечные затмения, проводили сложные математические вычисления. Чиновники (управленцы) распоряжались царской сокровищницей, землями, зернохранилищами. Они осуществляли сбор налогов, следили за состоянием войск, контролировали местное население. Писцы проводили перепись жителей долины Нила, писали письма, фиксировали суммы налогов, взимаемых с народа, подсчитывали продовольственные запасы.

Запоминаем новые слова!

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с граждан в пользу государства.

Казна – это государственная собственность, состоящая из драгоценностей и денежных средств.

Ремесленники в Древнем Египте находились под контролем государства и получали плату из государственной казны. Они изготавливали предметы мебели и одежду, орудия труда, оружие, посуду, ювелирные украшения. Самой большой по численности населения в Древнем Египте была категория крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Продукция, которую они производили, принадлежала государству, храму, чиновникам, землевладельцам.

Самое низкое положение в Древнеегипетском государстве занимали рабы. В основном это были военнопленные и осужденные преступники. Но в отличии от других рабовладельческих государств, рабы в Древнем Египте могли заводить семью, владели собственностью, находились под защитой законов.

Происхождение гранита

Образование гранита – вопрос, породивший много теорий. Ученые XVIII века уверяли, что гранит возникает из кристаллов, которые осаживаются на дно моря. Столетием позже появилась теория, что камень является сгустком магмы, которая при поднятии на земную поверхность запекает другие материалы. Они остывают вместе с магмой и кристаллизуются. В прошлом веке считалось: гранит образуется в результате обмывания подземными водами горных пород. Под действием движения воды одни кристаллы смывает, а другие трансформируются в кристаллы.

Сейчас считаются верной две последние теории. Экспериментальные исследования доводят, что гранит формируется двумя способами:

  • гранитизацией – претворением минералов в кристаллы под действием грунтовых вод;
  • магматически – в результате извержений вулканов.

Самые древние и необычные украшения на Земле

Древнеегипетские бусы, возраст которых составляет более 5000 лет, можно считать самыми необычными украшениями на Земле. И дело не только в их возрасте, но и в материале изготовления. Их сделали из обломков железного метеорита, упавшего на Землю из космоса. Между тем, до изобретения настоящего железа, привычного понятиям современного человека, на тот момент было очень далеко. Бусы нашли в одном из древних захоронений в 1911 году неподалеку от Каира. Возраст гробницы также достаточно солидный и датируется 3200 годом до нашей эры.

Внутри нашли не только бусы, но и золото с драгоценными камнями. А анализ состава бусин выявил практически сразу частички железных метеоритов. Главной отличительной чертой стало большое количество никеля, комбинации кобальта, фосфора и иных металлов, которые в таком сочетании и концентрации встречаются исключительно в метеоритном железе.

Предположительно металл расплющили в тонкие листы прежде чем сформировать в бусы. Это требует навыков кузнечного дела, до изобретения которого также оставалось более 1000 лет. И поднимает большое количество вопросов насчет привычной всем картины мира. Ведь такая гробница была далеко не первой и не последней с украшениями из космических материалов.

Доклад на тему Пирамиды Древнего Египта

В нашем мире множество тайн и загадок, связанных с природой. Одна из таких великих тайн – пирамиды. А именно, пирамиды древнего Египта.

До нашего времени сохранилось около 100 пирамид. Одна из пирамид входит в чудеса света – пирамида Хеопса.

Туристам очень нравится посещать эти великие сооружения. Как нам всем известно, пирамиды строили фараоны, для того, чтобы там, хоронить различных правителей, вместе с их вещами и драгоценностями.

Построены пирамиды из каменных блоков, которые люди, в наше время, утаскивают для строительства своих домов. Эти блоки были сделаны кусков скалы. Даже лезвие не могло пролезть между ними, так их старались сделать идеальными.

Внутри все пирамиды были схожими, так как цель у них была одна. Обязательно был зал, где стоял саркофаг, вход был высоко от земли, коридоры, ведущие в погребение, могли быть очень тесными и узкими.

Много вопросов о том, почему была именно такая форма, почему углы смотрят на стороны света, как могли люди поднять данные блоки так высоко и вообще, как они строились, эти пирамиды. А главное, что за люди строили такие огромные тяжелые сооружения?

Кто-то думает о работе рабов, кто-то о военных силах. Некоторые приписывают помощь Богов или инопланетян. В любом случае многие считают, что силы и время, которое было затрачено на их строительство не стоит того, что по своей сути пирамиды бессмысленны, либо смысл есть, но мы его не понимаем. И всё же – это единственно чудо света, которое всё-таки сохранилось до нашего времени.

Многие говорят о мистике этих мест. Во многих пирамидах происходили всякого рода раскопки, и после эти люди погибали. Спустя несколько лет те люди, которые открыли пирамиду погибли, к сожалению, это факт. Многие исследователи говорят, что вовсе нет там тех, кого хоронили там. Многих мумий фараонов попросту не нашли. Если говорить о мародерах, то почему тогда остались все драгоценности. Это загадка, трудная для нашего человечества.

Ученые утверждают, что обычно на сроки изготовления пирамиды должно уйти не менее 100 лет, но каким-то загадочным образом пирамиду построили примерно лет за 25.

Самое интересное, что обычно захоронения строили задолго до смерти этих самых фараонов. Так было это принято. Конечно, до сих пор, гробницы часто грабят так называемые любители сокровищ, поэтому даже тогда это предусматривали, делая различные ловушки.

Недалеко от данных пирамид располагается статуя сфинкса, как бы охраняя вход в пирамиды. Раньше бытовала легенда, что как только этого сфинкса занесет песком, тот, кто его откопает и становится фараоном. Конечно, у ученых данного подтверждения не нашлось.

Это очень интересная и загадочная тема, которую можно раскрывать и спустя много лет.

Пирамида Джосера, или по ступеням в вечность

Пирамида Джосера в Саккаре. Зодчий Имхотеп. III династия. XXVII в. до н. э.

Пирамида фараона Джосера признана самой древней из сохранившихся египетских усыпальниц и первой каменной ступенчатой пирамидой. Когда начались раскопки, она была уже сильно разграблена. Но даже по сохранившимся остаткам археологи поняли, что перед ними архитектурный шедевр — свидетель древней культуры. Сохранилось имя зодчего пирамиды, высеченное на цоколе статуи Джосера, — это архитектор и приближенный фараона Имхотеп.

Внутри пирамиды было найдено 11 помещений, предназначенных, вероятно, для захоронения семьи верховного владыки. Главная погребальная камера находилась на глубине 27 метров под пирамидой. Впоследствии эти камеры архитекторы стали устраивать в самом центре пирамиды, скрывая их с помощью множества запутанных ходов.

Ступенчатая форма пирамиды, как предполагают историки, символизировала путь, по которому фараон уходил в загробный мир. Может быть, поэтому со временем каменные гиганты становились все выше и выше?

Фараон Джосер не оставил в истории Египта почти никакого следа. Но благодаря Имхотепу и его пирамиде имя фараона пережило века, а первого зодчего Египта почитали как архитектора, мудреца, ученого, астронома и врача.

Кроме пирамид, построенных на равнине, в Египте появлялись храмы, высеченные в скале. Таков храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Имя архитектора тоже известно — это сановник Сенмут.

Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри. Зодчий Сенмут. XVIII династия. Нач. XV в. до н. э.

В архитектурном плане этот храм был гораздо сложнее, чем пирамида, но археологам удалось восстановить его облик. К святилищу царицы ведут три ступени, соединенные пологими пандусами — широкими лестницами. Ступени представляют собой террасы, на которых, как предполагают ученые, высаживались растения и даже деревья. По дороге к храму расположены сфинксы с головой Хатшепсут в образе чрезвычайно почитаемого в Египте бога Осириса. Самый верхний ярус храма предназначался для проведения религиозных ритуалов.

После смерти царицы храм был сильно разрушен, но даже в руинах он поражал своей величественностью.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум – уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Описание

Большинство гробниц расположена в так называемой Долине царей, они открыты для туристов и вы можете посетить их и прослушать ряд интереснейших экскурсий. Понять иерархию каждого места будет проще понять, когда вы ближе узнаете историю Египта. Так как власть переходила по наследству, история каждого сына очень интересна, начало правления и конец требуют особого внимания в этом вопросе. Нельзя забывать, что каждое такое место имело большое сакральное значение и хранит в себе множество тайн. Особенно занимательно становится, когда рассказывают о проклятии фараона. Эта древняя байка ходит среди археологов и даже стала очень популярна для сюжетов различного кино. Но вся мистика кроется именно в мощи и труде, которая была вложена в такое сооружение.

Фактически жилище для умершего имеет внушительный вид, и даже если забыть о личности, которая здесь захоронена, вы все равно сможете разглядеть много всего интересного и получить много новых впечатлений. Также вы уже не раз могли встречать с описанием саркофага или элементов отделки гробниц в музеях и прочее, но увидеть подобное в той самой обстановке будет намного интереснее. Ведь такие храмы возводили всеми силами в течение многих лет и тратили громадные средства. Поэтому именно захоронениям уделяют, так много внимания, в его стенах хранится большая часть истории этих мест.

Древние египетские пирамиды хранят множество секретов, и по сей день не до конца изучены историками. Это настоящее чудо света, являющееся значимым памятником древней человеческой цивилизации. Одним из первых фараонов, кто занялся строительством каменных некрополей, стал Тутанхамон Великий. Самые знаменитые пирамиды находятся в пригороде Каира городе Гизе, а в общей сложности ученым известно 118 сооружений этого типа, возраст которых превышает 10000 лет.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.

Три пирамиды на плато Гиза: вид сверху

Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато — пирамида Хефрена, сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м2, , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида — пирамида фараона Микерина — была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём — 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса — статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно — насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра — ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.

До сих пор не ясно, кто именно создал Большого сфинкса

https://youtube.com/watch?v=JAnAd7ZGBkE

Используемые строительные материалы

Основным строительным материалом в Египте был прочный природный камень. В те времена древние мастера смогли разработать уникальную технологию обработки известняка, который одновременно был прочен и устойчив к длительному выветриванию. Такой камень добывали в многочисленных каменоломнях, а потом с помощью уникальных технологий или же используя рабский труд доставляли непосредственно к месту строительства храма и многочисленных пирамид.

Из каменных огромных по своему размеру глыб высекали стройные высокие обелиски, делались столбы и массивные колонны, высота которых могла достигать 10 метров и более. Даже сегодня специалисты, обладая современными технологиями работы с камнем, поражаются утонченностью и совершенством таких форм, которые были сделаны более 5000 лет назад. Уникальны технологии строительства пирамид, сложенных из каменных огромных блоков. Такой материал обрабатывался с высочайшей точностью, поэтому в последующем не требовалось даже использовать строительные растворы для скрепления плит.

Древним египтянам была известна технология обустройства сводных сооружений, однако мастера того времени использовали более простые конструкции с тяжёлыми балками, которые опирались на пилоны, колонны и стены. Для архитектуры Древнего Египта характерны колонны-капители, выполненные в форме пальмы или цветов папируса.

А вот древесину для строительства жилищ и культовых сооружений в Древнем Египте не использовали. Из-за особенностей климата деревья тут практически не росли, поэтому они ценились на вес золота и использовались для изготовления речных и морских судов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: