Песни – основа творческого наследия Шуберта
Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.
В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.
Особенности творчества
Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.
Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.
Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.
Творчество
- Творчество Шуберта отличает разнообразие музыкальных жанров и форм. Ему удавалось одинаково вдохновенно писать песни, симфонии, оперы, вальсы. За 31 год жизни им было написано более 1200 произведений.
- Шуберт написал более шестисот песен. До него этот жанр считался в основном фольклорным, уходящим своими корнями в народное творчество. Песенный жанр получил, благодаря его таланту, особенное художественное воплощение. Среди друзей он стал именоваться «Королем Песни».
- Цикл произведений «Зимний путь» — это финальные аккорды творчества Шуберта, проникнутые чувством глубокой тоски и безграничной грустью. Музыка последних лет отражает эмоциональный настрой самого автора, когда жизнь становится все более безрадостной: композитор был не в силах справиться с длительной болезнью, страдал от нищеты. Близкие друзья старались поддерживать его в это непростое время.
- При жизни композитора большой редкостью было исполнение его произведений для широкой аудитории, они звучали в основном в узком дружеском кругу. Большинство из них так и осталось в виде молчаливых рукописей в нотной тетради. Талант Шуберта был признан только после смерти.
- Всю жизнь композитор был беден, практически на грани нищеты. Только благодаря друзьям в его доме появлялись нотные тетради и чернила, без которых творить было невозможно.
- 26 марта 1826 года состоялись похороны австрийского композитора Бетховена. В составе траурной процессии Франц Шуберт нес в день похорон его гроб вместе с другими композиторами-современниками.
- Любил читать поэзии Гете. Его произведения вдохновляли композитора на написание множества песен. В возрасте 17 лет он впервые читает «Фауста». Под впечатлением от этого романа у Шуберта рождается песня «Гретхен за прялкой». Не раз он отправляет Гете свои песни, но все обращения остаются безответными. Лично познакомиться им так и не довелось.
- Отношения Шуберта с отцом трудно было назвать гармоничными. Строгий родитель желал, чтобы сын тоже стал учителем. Вопреки родительской воле, Шуберт занимался созданием музыки.
- В 1824 году свет увидела загадочная Симфония №8. Музыковеды склонны считать, что это произведение было не закончено автором, ведь в нем было лишь две части из четырех предполагаемых.
- В 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно произведения Шуберта. Публика выразила свое одобрение топотом, как было принято в то время. На деньги, вырученные с продажи билетов, композитор покупает рояль
- В этот же день в столице Австрии прошел с грандиозным успехом концерт Паганини.
- В ноябре 1828 года Франц Шуберт заболел тифом. Последние дни жизни композитор прибывал в горячке, в болезненном состоянии он не мог больше творить. Это были единственный момент в его биографии, когда заниматься творчеством более было не по силам.
- При жизни Шуберт завещал, чтобы после смерти его захоронили рядом с Бетховеном, но из-за бедности он был захоронен на Верингском кладбище. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее волеизъявление было исполнено — захоронение перенесли. С 1888 года Шуберт и Бетховен покоятся рядом. Прах обоих композиторов находится на Центральном кладбище австрийской столицы.
- Большая часть произведений Шуберта была обнародована только спустя какое-то время после его смерти.
https://youtube.com/watch?v=cdApM8GW7iY
Первые занятия музыкой
Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец — на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.
Франц Шуберт
у берт (Franz Schubert, 1797–1828)—австрийский композитор. Родилсяв семьешкольного учителя.В 1808–12был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывалсяв венскомконвикте, где обучалсягенерал-басуу В. Ружички,контрапунктуи композиции(до 1816)у А. Сальери.В 1814–18помощник учителяв школеотца.К 1816Шуберт создал свыше 250 песен(в т. ч.на словаИ. В. Гёте—«Гретхенза прялкой»,1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе—1815),4 зингшпиля,3 симфониии др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей—поклонников его творчества(в их числе —чиновник Й. Шпаун,поэт-любительФ. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэти комедиографЭ. Бауэрнфельд, художники М. Швинди Л. Купельвизер,певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывалв Венгрии(1818и 1824),вместес Фоглемездилв ВерхнююАвстриюи Зальцбург(1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришлок Шубертулишьв 20-х гг.В 1828,за несколькомесяцевдо смертиШуберта,в Венесостоялся его авторский концерт, прошедшийс большимуспехом. Почётный член Штирийскогои Линцскогомузыкальных союзов (1823).Шуберт—первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший,по словамБ. В. Асафьева, «радостии скорбижизни» так, «каких чувствуюти хотели быпередать большинство людей». Важнейшее местов творчествеШуберта занимает песня для голосас фортепиано(нем. Lied, около 600). Одиниз крупнейшихмелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы—простуюи варьированнуюстрофическую, репризную, рапсодическую, многочастную,—Шуберт создали новыйтип песни сквозного развития(с объединяющимв целоеварьируемым мотивомв партиифортепиано),а такжепервые высокохудожественные образцы вокального цикла.В песняхШуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около70 песен),Ф. Шиллера (свыше40;«Группаиз Тартара»,«Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха»и «Зимнийпуть»), И. Майрхофера(47 песен;«Гребец»); среди других поэтов—Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушкаи Смерть»),Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет»,«Ты мойпокой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт(«Ave Maria»).Шуберту принадлежат квартеты для мужских 6 месс,кантаты, оратории и др.Из музыкидля музыкального театра известность приобрели лишь увертюраи танцык пьесе«Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823).
В инструментальноймузыке Шуберта, основаннойна традицияхкомпозиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, даваяейновое освещениес помощьютональной перекраски, тембровогои фактурноговарьирования.Из 9 симфонийШуберта6 ранних(1813–18)ещё близки сочинениям венских классиков, хотяи отличаютсяромантической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая2-частная«Неоконченная симфония»(1822)и величественнаягероико-эпическая «Большая» симфонияC-dur(1825–28).
Болезнь и смерть
1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.
Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.
Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года
За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар
Интересные факты биографии Шуберта
- Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 года в столице Австрии – Вене. Событие это произошло в семье Теодора Шуберта, простого учителя приходской школы, музыканта-любителя и Элизабет Шуберт, дочери слесаря. Помимо Франца в семье родилось 13 детей, девять из которых умерли ещё во младенчестве.
- От природы каждый человек тянется к мелодии. Шуберт не просто тянулся, музыка звучала в нем самом. Это и не удивительно. В его многочисленной семье очень любили музыку. Отец играл на скрипке и фортепиано, старшие братья – Игнац и Фердинанд, не отставали от главы семейства и стали первыми наставниками будущего композитора. Кроме того, Вена начала 19 века – это не просто столица европейского государства, а центр, приют для музыкантов и композиторов со всего континента, ищущих славы и наполняющих воздух большого города мелодиями своего народа.
- Много в биографии Франца Шуберта интересных фактов из жизни. К примеру, с раннего возраста он прекрасно владел искусством игры на трёх музыкальных инструментах: скрипка, фортепиано и орган. Когда у мальчика обнаружили прекрасный голос, его отправили учиться вокалу к регенту приходской церкви, и уже в одиннадцать он был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу. Вероятно, в будущем Франц мог бы стать талантливым исполнителем, но музыка, беспрестанно звучавшая в его голове, искала выхода.
- Вскоре наступил неизбежный период ломки голоса, и Франц был изгнан из капеллы. Встал вопрос о будущем юного музыканта. Чтобы добиться успеха в качестве композитора, одних способностей, пусть даже самых выдающихся, не достаточно. Отец Шуберта прекрасно это понимал. Скромному и застенчивому юноше не хватало смелости, решительности и некой находчивости. Поэтому по настоянию отца Шуберт избрал иной путь – скромного учителя музыки, который не обещал славы, но давал верный кусок хлеба.
- Франц поступил на службу в школу, где преподавал его родной отец. Всё шло как нельзя лучше. Но это была лишь видимость. Каждый день он ждал с нетерпением окончания ненавистных уроков, преследуя одну единственную цель – остаться наедине с собой и своей музыкой. За один только год он написал 150 песен.
- Нельзя жить двойной жизнью долго. В 1822 году терпению Франца пришёл конец: он бросил стабильную работу, семью, друзей и отправился в никуда. Как и предполагал его добрый отец, юного композитора ждали серьезные испытания. Жалкие гроши, на которые невозможно было купить одежду и хоть как-то питаться – таковым был его основной доход несколько лет. Помогли ему пробиться друзья, такие же бедные, но восторженные и преданные своему делу музыканты, как и он сам.
- В возрасте 31 года Шуберт тяжело заболел. Врачи поставили неутешительный диагноз – тиф. К тому моменту уже было создано восемь симфоний, восемь квартетов, два трио, двадцать сонат и множество других прекрасных произведений. После смерти музыканта часть его наследия была опубликована сразу, но всё же большая продолжала долго храниться в шкафах и ящиках.
Факты о Бетховене и его биографии
- Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне, Германия. Но точной даты его рождения никто не знает.
- Великий композитор фактически был третьим Людвигом ван Бетховеном в своей семье. Первый Людвиг ван Бетховен был дедушкой композитора, музыкантом из Бонна. Вторым был старший брат, который скончался через несколько дней после своего рождения.
- Как певец-неудачник в государственном хоре, отец Бетховена возлагал на сына собственные надежды, заставляя его репетировать по несколько часов ежедневно.
- После переезда в Вену Бетховен учился у учителя Моцарта — Франца Иосифа Гайдна, которого называют «отцом» симфонической музыки. Гайдн и Людвиг часто ссорились и спорили между собой. Тем не менее Бетховен посвятил две фортепианные сонаты своему учителю.
- Во время своего первого визита в Вену 17-ти летний Людвиг выступал перед Моцартом. Моцарт, в то время величайший композитор Вены, обычно не восхищался другими музыкантами. Но, как ни странно, он тогда сказал: «Не спускайте с Бетховена глаз. Когда-нибудь он даст миру повод для разговора». Хотя никто на самом деле не знает, что произошло во время концерта.
- В 27 лет он начал слышать постоянное жужжание в ушах, а к 46 годам полностью оглох. Глухота Бетховена, вероятно, возникла в результате детской болезни. Хотя сам он приписывал начало своей глухоты случаю, когда он якобы испугался и упал. Но скорее всего, это было последствием перенесенной в детстве болезни, возможно, сыпного тифа или оспы. Некоторые ученые считают, что он страдал костной болезнью Педжета (утолщение черепа) или отравлением свинцом.
- Он умер во время грозы 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Его друг сравнил этот момент с симфониями композитора с «грохотами, похожими на стук в порталы Судьбы».
- Композитор умер после продолжительной болезни, но точной причины неизвестно. Он мог умереть от нескольких болезней, таких как цирроз, сифилис, отравление свинцом или инфекции. Вскрытие также показало тяжелый цирроз и расширение слуховых и других нервов в ухе.
А что вы знаете о творчестве русского писателя Достоевского? Прочитайте интересные факты о Достоевском и его биографии.
Личная жизнь
Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.
Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.
Зрелые годы
Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.
Только в одном 1815 году Франц сочинил:
- 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
- 2 симфонии и 2 мессы;
- 144 песни и 4 оперы.
Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.
Мы изучаем — Интересные факты из жизни Шуберта. Подсказки школьнику
Франц Шуберт по праву заслужил именоваться родоначальником музыкального романтизма. За свою непродолжительную жизнь, а прожил один из самых величайших композиторов в истории всего 31 год, австриец успел создать около тысячи музыкальных композиций. В последующем другие, не менее гениальные композиторы, вдохновлялись произведениями юного Франца. Но даже столь непродолжительная жизнь Франца Шуберта была полна интересных фактов.
1. Любовь Франца Шуберта к музыке не знала границ, ради нее он даже забросил обучение, а в дальнейшем бросил и работу
Юный композитор сочинял каждую свободную минуту, даже не обращая внимание на место, в котором находился в тот момент, ведь музыка в его голове рвалась наружу с неудержимой силой
2. В последний год жизни композитора состоялся единственный концерт, на котором были исполнены исключительно его произведения. Это событие осталось незамеченным для представителей прессы, а вырученных средств едва хватила на приобретение нового рояля.
3. Шуберт является одним из тех гениев, к которым признание и слава пришли лишь после их смерти. Молодому композитору частенько не хватало средств, чтобы приобрести нотную бумагу. Большая часть творений Франца Шуберта была опубликована только после его смерти, а самое знаменитое произведение «Большая до-мажорная симфония» была обнаружено только через 10 лет после кончины композитора, и то совершенно случайно.
4. Австрийский композитор был большим почитателем таланта Гёте. Шуберт сочинил бесконечное множество песен на стихи немецкого писателя, добивался встречи с кумиром, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.
5. Со слов самого Шуберта, еще с юных лет композитор был готов к непродолжительной жизни, однажды волшебница предложила ему самому выбрать свой жизненный путь – долгие лета и безызвестность, либо короткая жизнь и мировая слава на века.
6. Великий австриец похоронен рядом с еще одним композитором – Людвигом Ван Бетховеном, но не всем известно, что Шуберт участвовал в похоронной процессии гениального немца, в завещании просил похоронить себя рядом с ним, но материальное положение молодого Франца не позволило воплотить последнюю волю в жизнь. Его последнее желание воплотилось в жизнь только через 60 лет после его смерти.
7. Даже самые близкие друзья Франца Шуберта считали его только сочинителем песен, и многие из них понятия не имели о всесторонней развитости музыканта.
8. Семья Франца Шуберта была очень музыкальной, хоть увлечения музыкой были больше любительскими, чем профессиональными. Это помогло молодому австрийцу неплохо овладеть тремя музыкальными инструментами – фортепиано, скрипкой и органом.
9. Франц Шуберт не был женат, хотя был влюблен в очаровательную Терезу Гроб, но нищенские доходы не позволили молодому австрийцу сделать предложение руки и сердца, а обречь красотку на жизнь в нищете не позволяла совесть и гордость.
10. Сейчас произведения Шуберта звучат в самых знаменитых филармониях и оркестрах, но при жизни композитора они на отрез отказывались даже рассмотреть возможность исполнения произведений молодого австрийца.
Все сочинения
Зрелость
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).
Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа ИоганнаЭстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
Последние годы
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.
Детство и юность
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат.
В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.
До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте
Изучая биографию Франца Шуберта, следует обратить внимание, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу
Любопытные факты о Бетховене, его музыке и творчестве
- «Творения Прометея» — единственный балет, написанный Бетховеном.
- Бетховен был глухим, когда писал «Оду радости». Во время премьеры симфонии 7 мая 1824 года не было слышно громовых аплодисментов.
- Однажды композитор написал элегию пуделю. Произведение называлось «Tod eines Pudels» или «Элегия на смерть пуделя».
- В последние годы своей глухоты и печали Бетховен сочинил так называемые «поздние квартеты». Они опередили его время, поэтому зрители не знали, как реагировать на эту музыку. Сегодня они считаются одними из величайших музыкальных произведений в истории.
- Бетховен любил гулять по лесу. Эти походы вдохновили композитора на создание некоторых из его величайших произведений, таких как «Пасторальная симфония».
- Бетховен по-прежнему популярен, а современные фильмы используют его музыку. Его работы можно найти в таких фильмах, как «Заводной апельсин», «Общество мертвых поэтов», «Крепкий орешек», «Знание» и «Бессмертные возлюбленные».
- Последняя полная симфония Бетховена — Симфония № 9 ре минор. Она считается одним из его величайших произведений. И одним из самых важных достижений в западной музыке.
- Соната Бетховена «Лунный свет» — одно из величайших фортепианных произведений Бетховена, но он никогда не знал это произведение как «Лунную сонату». Он просто назвал ее «Соната для фортепиано № 14», и поэтическое прозвище она получила только в 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб сказал, что первая часть звучала как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название прижилось.
Факты о 9-й симфонии Бетховена
- Девятая симфония Бетховена послужила прототипом для мирового хита «Песнь радости», написанного в 1970 году.
- На 9-й симфонии Бетховена, которая длится 70 минут, был основан и 80-минутный стандарт продолжительности компакт дисков в 1982 году. Знаменитый дирижер Герберт фон Караян сказал, что на компакт-диске должно быть достаточно места для полной 9-й симфонии Бетховена.
- «Ода радости» Бетховена звучит в фильме 1988 года «Крепкий орешек».
- С 1972 года мелодия 9-й симфонии Бетховена является официальным гимном Совета Европы. Произведение также разыгрывается в других праздничных случаях (например, в конце года). По просьбе Совета Европы Герберт фон Караян аранжировал три инструментальные версии: для фортепиано, для духовых инструментов и для оркестра. Его инструментальная версия является официальным гимном Европейского Союза с 1985 года.
- На Олимпийских играх между 1956 и 1964 годами, ода стала гимном общегерманской сборной, а в 1968 году — гимном обеих немецких олимпийских сборных.
- Девятая симфония Бетховена включает слова из стихотворения Фридриха Шиллера «Ода радости», в котором подчеркивается всеобщий мир и гармония.
- Когда закончилось первое исполнение его 9-й симфонии, Бетховен не услышал громовых аплодисментов и остался спиной к толпе. Хотя люди были полны решимости заставить его осознать, как сильно они любили его симфонию, и пять раз делали овации стоя. Легенда гласит, что к маэстро подошла молодая певица и развернула его лицом к публике, чтобы он смог увидеть овации.
Посмотрите фрагмент фильма «Бессмертная возлюбленная» в котором звучит Симфония №9 Бетховена.
Кратко о Бетховене, факты для детей
- Бетховен написал свое первое произведение, когда ему было всего 12 лет.
- У него была смуглая кожа. Из-за этого в школе его прозвали «испанцем».
- Великий композитор никогда не был женат и у него не было детей. Но после смерти брата, он взял под опеку своего племянника Карла.
- Основатель Римской республики Луций Юний Брут был героем и кумиром Бетховена. Статуэтка Брута всегда была на его столе.
- Людвига ван Бетховена часто считают первой в мире «рок-звездой» за его растрепанные волосы, неуважение к власти и революционной музыки.
- Перед смертью Шуберт попросил, чтобы его похоронили рядом со своим кумиром Бетховеном.
- Космический корабль «Вояджер» несет на себе золотую виниловую пластинку, на которой, помимо других великих работ, находятся две пьесы Бетховена.
Последние мысли
Когда мы говорим о великих композиторах, имя Бетховена обязательно попадет в длинный список выдающихся людей. Помимо того, что Людвиг ван Бетховен был пионером классической эпохи, он дал новое определение сонатам для фортепиано как в техническом, так и в музыкальном плане.
Он стал одним из самых влиятельных композиторов, написав десятки симфоний, концертов, сонат для фортепиано и струнных квартетов. Но есть еще много интересного, что можно узнать о Людвиге ван Бетховене, глухом композиторе, навсегда изменившем музыку.
Песни – основа творческого наследия Шуберта
Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.
В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.
Биография
Детство
Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте
учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.
Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.
Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.
Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.
В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Зрелость
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).
Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
Последние годы
Первая могила Шуберта
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.
Конвикт
Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.
Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.