О стиле
На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.
Но о той же “Зюлейме” сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда “Весну” отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки “Деву-избранницу”, Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.
Дальнейшее творчество К. Дебюсси
Дебюсси был талантливым пианистом, поэтому фортепьянная музыка в его сочинениях представлена очень широко. Французская пианистка М. Лонг вспоминала: «Играл он почти всегда на «полутонах», без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен». Именно от шопеновской лёгкости, ажурности звучания фортепианно шёл Дебюсси в своих музыкальных поисках. А вторым истоком импрессионизма была старинная доромантическая музыка клавесинистов эпохи рококо. Но Дебюсси не прибегал к стилизации, он создает свой образ музыки.Программная сюита (оркестровая и фортепианная) стала излюбленным жанром композитора. Он создаёт сюиты для оркестра «Ноктюрны» (1899), «Море» (1905) и «Образы» (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы», 2 тетради «Образов», «Детский уголок», который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается показать музыкальные миры разных культур и народов: звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде»), пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).В двух тетрадях прелюдий (1910, 1913) весь образный мир композитора раскрылся в полном объёме. Пьеса «Девушка с волосами цвета льна» создана как будто прозрачными акварельными красками. Звуковая насыщенность присутствует в «Террасе, посещаемой лунным светом», в прелюдии «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». В эпическом звучании «Затонувшего собора» сказалось воздействие М. Мусоргского и А. Бородина. А в «Дельфийских танцовщицах» сочетаются античное сочетание строгости храма и обряда с языческой чувственностью.В последние 5 лет жизни его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты («Камма», «Игры», поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912 г., и кукольный балет для детей «Ящик с игрушками», 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г. д’Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна» (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст.В планах Дебюсси было написание 6 сонат для камерных ансамблей, но он успел создать только 3: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915) и для скрипки и фортепиано (1917). Затем были написаны Двенадцать этюдов (1915), посвященных памяти Ф. Шопена.В некоторых сочинениях Дебюсси отразились события Первой мировой войны: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, лишенных крова», неоконченная «Ода Франции».
К. Дебюсси и И. Стравинский в 1910 г.Музыка Клода Дебюсси оказала влияние на творчество И. Стравинского, Б. Бартока, О. Мессиана и других композиторов XX в.К. Дебюсси умер 26 марта 1918 г. во время бомбардировки Парижа немцами. Несмотря на тяжелую болезнь, он не прекращал творческих поисков, находил новые темы и сюжеты.Он постоянно выступал против бессодержательности, запутанности формы, усложненности музыкального языка, характерных для многих представителей модернистского искусства Западной Европы конца XIX- начала XX в. «Как общее правило, всякие намерения усложнить форму и чувство показывают, что автору нечего сказать», – говорил он. И ещё: «Музыка делается трудной каждый раз, когда ее нет».
Антуан Бурдель. Памятник Дебюсси (1907). Бронза. Сад скульптур Траммелл Кроу (Даллас, Техас, США)
- < Назад
- Вперёд >
Лучшие произведения Дебюсси
Deux Arabesques (1888/1891)
Хотя это довольно раннее произведение Дебюсси « Deux Arabesques для фортепиано», но оно уже содержит намеки на развивающийся музыкальный стиль композитора. Эта сюита является одним из самых ранних произведений импрессионизма, созданным после французской формы визуального искусства, и через музыку изображает вызывающие воспоминания сцены.
Бергамская сюита (1890, rev.1905)
Бергамасская сюита – это четырехчастная сюита для фортепиано «Прелюдия», «Менуэт», «Клер де Люн» и «Паспье». Расслабляющая музыка вдохновлена стихотворением французского поэта Полем Верленом и перекликается с туманными, импрессионистическими текстурами более поздних работ Дебюсси, особенно в его самой любимой фортепианной пьесе «Clair De Lune».
Струнный квартет соль минор (1893)
Струнный квартет соль минор Дебюсси , один из его ранних шедевров, сочетает в себе манящие мелодии с волнующей ритмической свободой и проложил путь к Prélude à L’Après-Midi D’Un Faune в следующем году. Дебюсси расширил звучание струнного квартета множеством новых текстур и тональных эффектов. С экзотическими гаммами, нетрадиционными аккордами, прогрессиями и ключевыми изменениями в музыке представлены уникальные для своего времени мелодии и гармонии.
Прелюдия к Апре-Миди Фауна (1894)
Часто говорят, что эра современной музыки началась с единственного произведения 1894 года: « Прелюдия к апре-миди д’Юн Фауна» Клода Дебюсси для оркестра. Основываясь на стихотворении Малларме, Дебюсси считал, что Прелюдия вызывает воспоминания «о сменяющих друг друга сценах, в которых стремления и желания фавна проходят в разгар полудня». Дебюсси до предела расширил традиционную систему клавиш и тональностей. « Прелюдия» , одно из лучших произведений Дебюсси, является одним из самых популярных музыкальных произведений всех времен и вдохновляет многих композиторов, в том числе Леонарда Бернстайна и Булеза.
Пеллеас и Мелизанда (1902)
Pelléas Et Mélisande – единственная полностью завершенная опера Дебюсси, которая считается вехой в музыке 20-го века. Французское либретто было адаптировано из пьесы-символиста Мориса Метерлинка « Пеллеас и Мелизанда» . Дебюсси подчеркивает символизм Метерлинка удивительно оригинальной музыкой, хотя его использование мотивов для идентификации всех актеров и других сил вполне по-Вагнеровски.
La Mer (1905)
«Мер» – самое популярное и широко исполняемое концертное произведение Дебюсси. Эти три оркестровых симфонических произведения отражают почти сверхчеловеческую способность Дебюсси переводить игру света на воде и место моря в мире природы в музыкальное звучание. Программный характер этого произведения сделал его новаторским произведением музыкального импрессионизма.
Images (1905 – 1907)
Две книги « Образы» продвинули текстурную привередливость и изысканность Дебюсси, особенно «Reflets Dans L’Eau» Книги I («Размышления в воде»). В Книгу изображений II входит «Cloches à Travers Les Feuilles», вдохновленный звоном проезжающего колокола, который переносится из деревни в деревню между религиозными праздниками.
Детский уголок (1908)
Очаровательная сюита в шести частях, напоминающих сцены из детства, в том числе «Прогулка пирога Голливога», посвященная «Моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями ее отца за то, что будет дальше».
Прелюдии (1910-1913)
Первая книга из 12 прелюдий для фортепиано соло отличается новыми эффектами и оригинальным текстурным взаимодействием, с отдельными названиями в конце каждой пьесы. Вторая книга Прелюдий продолжает исследование современного фортепиано, уже знакомого по Книге 1, особенно в «Brouillards» ( «Туманы» ), которое подводит нас к грани политональности.
Jeux (1913)
Jeux , описанный Дебюсси как «Поэма Danse», премьера состоялась в Париже в 1913 году всего за две недели до Обряд весны Стравинского. Этот незабываемый балет представляет двух девочек и мальчика, которые, потеряв мяч во время вечерней игры в теннис, охотятся за ним в лунном подлеске, играя по пути в прятки. Jeux была последней оркестровой партитурой, которую Дебюсси закончил перед своей смертью в 1918 году, и является его величайшим оркестровым произведением.
Это были лучшие произведения Дебюсси: Топ 10 пьес. Следите за новостями, делитесь информацией с друзьями!
1 069
“Образы”, “Мученичество” и “Игры”
Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам – Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская “Иберия” – с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ноктюрном “Ароматы ночи” в средней части.
В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию “Мученичество святого Себастьяна” Габриэля д’Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет “Игры” от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.
Детские годы и юность
Появился на свет Ашиль-Клод Дебюсси в столице Франции в 1862 году. Будущий композитор имел четверых братьев и сестёр, поэтому семья жила относительно небогато. В 1870 году глава семейства Викторин принимает решение перебраться в приморский город Канны. Тут маленький мальчик начал обучаться ранней игре на фортепиано, а его учителем стал известный итальянский композитор-виртуоз Жан Черутти.
В консерватории Дебюсси занимался:
- изучением игры на фортепьяно;
- сочинением небольших увертюр;
- подработкой учителем музыки.
В 1879 году семнадцатилетний юноша развлекал богатых гостей замка Шенонсо своей игрой на музыкальных инструментах. Именно тут юноша пристрастился к роскошной жизни и стал задумываться о том, как ему быстро и легко заработать деньги. Он устроился преподавателем музыки к Надежде фон Мекк, ставшей впоследствии покровительницей Петра Чайковского. Двадцатилетний юноша много путешествовал, бывал в Италии и Швейцарии, он не только преподавал музыку, но и сочинял небольшие увертюры.
Обучаясь в консерватории, Ашиль-Клод неоднократно вызывал негодование своих преподавателей, неизменно нарушая устоявшиеся классические каноны музыкальных композиций. В 1884 году он получил престижную награду — Римскую премию — за свое сольфеджио, после чего решил дальнейшее обучение продолжить в Италии. К сожалению, местная музыка не вдохновляла будущего композитора, поэтому он стал воплощать собственные индивидуальные и необычные творческие идеи.
https://youtube.com/watch?v=jG3Uzbu9sl4
Интересные факты Феликсе Мендельсоне
Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:
- Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
- При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта «пустым бренчанием».
- 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление «Страстей по Матфею». Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
- Национальность Феликса Мендельсона — немец еврейского происхождения.
- Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
- В то время, когда маэстро руководил Лейпцигским оркестром Гевандхауза, он получал множество предложений и просьб о включении произведений молодых и опытных талантов в основную программу. Одним из таких композиторов был Рихард Вагнер. К сожалению последнего, Мендельсон потерял его работу. Этим можно объяснить, почему Вагнер так не любил Феликса и высказывался о нем крайне резко после его смерти.
- По мнению Авраама Мендельсона, старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыке, относительно Феликса. Но в то время считалось просто немыслимым, чтобы женщина занималась музыкальной карьерой.
- Во время гастролей в Париже, композитор представил «Реформационную симфонию», которая, к сожалению, провалилась. Этот инцидент стал первым творческим ударом, после которого маэстро был подавлен. Благо, он сумел справиться.
- После успешного лондонского концерта, маэстро получил заманчивое предложение места главного дирижера в Дюссельдорфе. Тем не менее, в 1835 году после выступления на музыкальном фестивале в Кельне композитор получает предложение должности руководителя оркестра симфонических концертов в Лейпциге и сразу же его принимает.
- Многим неизвестно, что в 1836 году Феликс Мендельсон получил звание доктора философских наук.
- Образ композитора очень часто идеализируют. Во многих источниках пишут, что Мендельсон был примерным семьянином и относительно спокойным и уравновешенным человеком. Однако с такими фактами вступают в конфликт сведения из писем его племянника, который описывал дядю, как «резкого» и «переменчивого» человека. Как известно, перепады настроения и угрюмое состояние с бессвязным бормотанием являются поведением, которое было у композитора на пороге смерти.
- Четверо из пятерых детей Мендельсона прожили длинные жизни, став уважаемыми гражданами и представителями науки и искусства. Второй сын по старшинству умер от длительной болезни. Супруга композитора Сесилия Жанрено пережила мужа всего на шесть лет.
- Спустя большое количество времени после смерти композитора, появились слухи, что Мендельсон мог и не быть таким верным мужем для своей Сесилии, как принято было думать. Нашлись некие документы, якобы существовавшие, но не представленные общественности, гласящие, что Феликс имел определенную романтическую связь со шведской певицей Йенни Линд. Удивительно, но вы эту особу был влюблен и писатель Ханс Кристиан Андерсен. В этих сомнительных документах якобы писал Мендельсон и просил даму о свидании, а также угрожал самоубийством в случае отказа. После появления такой неподтвержденной информации появились мнения, что смерть Мендельсона наступила не по естественным причинам.
Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.
Факты о Бетховене и его биографии
- Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне, Германия. Но точной даты его рождения никто не знает.
- Великий композитор фактически был третьим Людвигом ван Бетховеном в своей семье. Первый Людвиг ван Бетховен был дедушкой композитора, музыкантом из Бонна. Вторым был старший брат, который скончался через несколько дней после своего рождения.
- Как певец-неудачник в государственном хоре, отец Бетховена возлагал на сына собственные надежды, заставляя его репетировать по несколько часов ежедневно.
- После переезда в Вену Бетховен учился у учителя Моцарта — Франца Иосифа Гайдна, которого называют «отцом» симфонической музыки. Гайдн и Людвиг часто ссорились и спорили между собой. Тем не менее Бетховен посвятил две фортепианные сонаты своему учителю.
- Во время своего первого визита в Вену 17-ти летний Людвиг выступал перед Моцартом. Моцарт, в то время величайший композитор Вены, обычно не восхищался другими музыкантами. Но, как ни странно, он тогда сказал: «Не спускайте с Бетховена глаз. Когда-нибудь он даст миру повод для разговора». Хотя никто на самом деле не знает, что произошло во время концерта.
- В 27 лет он начал слышать постоянное жужжание в ушах, а к 46 годам полностью оглох. Глухота Бетховена, вероятно, возникла в результате детской болезни. Хотя сам он приписывал начало своей глухоты случаю, когда он якобы испугался и упал. Но скорее всего, это было последствием перенесенной в детстве болезни, возможно, сыпного тифа или оспы. Некоторые ученые считают, что он страдал костной болезнью Педжета (утолщение черепа) или отравлением свинцом.
- Он умер во время грозы 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Его друг сравнил этот момент с симфониями композитора с «грохотами, похожими на стук в порталы Судьбы».
- Композитор умер после продолжительной болезни, но точной причины неизвестно. Он мог умереть от нескольких болезней, таких как цирроз, сифилис, отравление свинцом или инфекции. Вскрытие также показало тяжелый цирроз и расширение слуховых и других нервов в ухе.
А что вы знаете о творчестве русского писателя Достоевского? Прочитайте интересные факты о Достоевском и его биографии.
Период высшего творческого подъема
Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.
Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.
Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.
Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».
https://youtube.com/watch?v=Izvse8DCvng
Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки
Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете
Первые крупные концерты
На волне успеха от «Страстей по Матфею» композитор Мендельсон впервые едет в тур со своими концертами. Первой остановкой стал Лондон. Здесь он многократно играет свои произведения перед восторженной публикой. Наибольшей популярностью пользуется уже знаменитая увертюра «Сон в летнюю ночь», помимо которой играются некоторые работы Бетховена и Вебера. Концерты Мендельсона пользуются такой популярностью, что после Лондона он отправляется покорять Шотландию. После этой поездки, находясь под впечатлением и неизгладимыми эмоциями, маэстро напишет «Шотландскую» симфонию.
Английские концерты стали лишь отрывной точкой в продолжительной гастрольной деятельности маэстро. Спонсирование отца позволило отправиться с концертами в Италию, где его ждал старый добрый друг Гете.
В том же году Феликс получил предложение занять солидную должность в Берлинском университете, где ранее учился композитор. Но он продолжает тур, отвергая работу.
Феликс Мендельсон как основоположник жанра концертной программной увертюры провел все лето 1830 года в разъездах. Выступления проводятся в Мюнхене, Париже, Зальцбурге, Риме. В последнем композитор останавливается на целую зиму, чтобы закончить работу над «Гебридой», а также приступить к «Первой Вальпургиевой ночи». По дороге домой Феликс вновь заезжает в Мюнхен, где Мендельсон дает множество фортепианных концертов. Он погружен в приятные и страстные чувства, записывая наспех новую композицию, он выступает с ней перед королем Баварии. Обратно в Берлин Феликс приезжает звездой европейского масштаба.
Личная жизнь
Первой музой композитора стала певица Мари Гарден, которая к тому времени была замужем, но у них завязался страстный роман. Известно, что эти отношения длились в течение 7 лет, но в 1890 году муза Дебюсси ушла от начинающего музыканта, вернувшись к своему супругу. Дебюсси в общей сложности посвятил своей первой любви 27 песен и несколько масштабных композиций.
В скором времени Клод познакомился с Габриэль Дюпон, и после нескольких лет отношений они решили перебраться в Париж. Однако буквально через месяц после начала совместной жизни композитор завел роман с известной певицей Терезой Роже. Сразу после этого Дебюсси предложил новой возлюбленной руку и сердце.
Знакомые и друзья осудили такое поведение композитора, тем самым поспособствовав расторжению помолвки.
Через 5 лет Клод вновь начал семейную жизнь, его избранницей стала Мари-Розали Текстье. Девушка была одновременно прямолинейной и ласковой, она создала для своего супруга все условия для творчества. Однако Мари не понимала музыку мужа, поэтому Дебюсси, жаждущий возвышенных отношений, вскоре отправил жену к родителям и начал в Париже многочисленные романы с певицами и актрисами. Это привело к публичному скандалу, а композитор лишился уважения друзей.
Детские и юношеские годы
Он родился в Париже. Дата рождения маэстро – 22 августа 1862 года. Клод воспитывался в многодетной семье. Некоторое время семейство проживало в столице Франции, но спустя некоторое время большая семья переехала в Канны. Вскоре Клода начали знакомиться с лучшими образцами классической музыки. Он изучал игру на клавишных под руководством итальянца Жана Черутти.
Он быстро учился. Клод схватывал всё на лету. Спустя некоторое время молодой человек продолжил знакомиться с музыкой, но уже в Парижской консерватории. Он получал удовольствие от занятий. Клод числился на хорошем счету у педагогов.
В 1874 году старания молодого музыканта были оценены по достоинству. Он получил свою первую премию. Клод тянул за собой шлейф подающего большие надежды музыканта и композитора.
Летние каникулы он проводил в замке Шенонсо, в котором развлекал гостей своей изумительной игрой на фортепиано. Ему не чужда была роскошная жизнь, поэтому через год музыкант занял должность преподавателя в доме Надежды фон Мекк. После этого, несколько лет он посвятил путешествиям по европейским странам. Тогда же он сочиняет несколько миниатюр. Речь идёт о произведениях Ballade à la lune и Madrid, princesse des Espagnes.
Он постоянно нарушал классические каноны композиции. Увы, но такой подход нравился на всем преподавателям Парижской консерватории. Несмотря на это, очевидный талант Дебюсси было не запятнать импровизацией. Он получил «Римскую премию» за сочинение кантаты L’enfant prodigue. После этого Клод продолжил обучение в Италии. Ему нравилась атмосфера, которая царила в стране. Итальянский воздух был пропитан новаторством и свободой.
Возможно, именно поэтому музыкальные произведения Клода, написанные в период проживания в Италии, педагоги охарактеризовали как «причудливые, витиеватые и непонятные». Вернувшись на родину, он потерял свободу. Клод оказался под влиянием сочинения Рихарда Вагнера. Спустя некоторое время он поймал себя на мысли, что у произведений немецкого композитора нет будущего.
Семейная жизнь
Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь
А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году
Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.
В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.
На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат — сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.
Время музыкальных экспериментов
В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина — у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение — «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.
Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе», — утверждал Дебюсси.
В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.
Поздний творческий период
Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.
Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы — игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.
В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений — «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.
Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.
Поездка в Париж
За годы жизни Феликс Мендельсон побывал во многих городах и странах. Но его карьера как дирижера и композитора начинается именно в Париже. Глава семейства, Авраам Мендельсон, везет сына во Францию в 1825 году, дабы продемонстрировать талант мальчика ректору Парижской консерватории. Выступление было высоко оценено местными мэтрами, но сам Феликс остался недоволен французским музыкальным учреждением. Что, тем не менее, не помешало ему принять от места все самое лучшее, а также завести множество важных знакомств. Вернувшись домой, юный композитор продолжил работу над произведением «Свадьба Камачо», которая стала своеобразной аллюзией на «Дон Кихот». Композиция была закончена в 1925 году.