Николай александрович бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ

Примечания[править | править код]

  1. Цит. по: Мещеряков М. Т. Судьба интербригад в Испании по новым документам // Новая и новейшая история. — 1993. — № 5. — С. 18.
  2. ↑ Цит. по: Шелохаев В. В. Общественная мысль России: теоретико-методологические проблемы ее изучения // Вопросы истории. — 2010. — № 6. — С. 39.
  3. Цит. по: Боханов А. Н. А. С. Пушкин и национально-государственная самоидентификация России // Отечественная история. — 2002. — № 5. — С. 5.
  4. Цит. по: Барковец О., Крылов-Толстикович А. Неизвестный император Александр III: Очерки о жизни, любви и смерти. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — С. 102. ISBN 5-7905-1412-X
  5. Цит. по: Нарский И. В. Фронтовой опыт русских солдат. 1914‒1916 годы // Новая и новейшая история. — 2005. — № 1. — С. 204.
  6. Цит. по: Кон И. С. Буржуазная философия истории в тупике // Вопросы истории. — 1960. — № 12. — С. 45.
  7. Цит. по: Васин А. Н., Велембовская К. М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. — 2013. — № 4. — С. 90.

Рекомендации

  1. Технически в то время «Обыхов» или «Обухово» Лоури. Мятежный пророк. п. 14.. https://ru.wikipedia.org/wiki/Обухов_(город) ] указывает «В Обухове родились: Николай Бердяев — русский религиозный и политический философ.
  2. Джордж М. Янг, Русские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователей, Oxford University Press (2012), стр. 134
  3. Стефан Бергер и Алексей Миллер, Национализация империй, Central European University Press (2015), стр. 312
  4. ^ Марко Маркович, La Philosophie de l’inégalité et les politiques de Nicolas Berdiaev (Париж: Nouvelles Editions Latines, 1978).
  5. ^ Самопознание: очерк автобиографии, Николас Бердяев (автор), Кэтрин Ламперт (переводчик), Борис Яким (предисловие) ISBN  1597312584
  6. Солженицын Александр (1973). . Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956 гг .: эксперимент в литературном исследовании, I – II. Харпер и Роу. ISBN  978-0060803322.
  7. Цитируется Марковичем, op. соч., стр.33, сноска 36.
  8. См. Лоури, «Мятежный пророк», предисловие, с. ix-x
  9. Цитата из книги Бенедикт Сарнов,Наш советский новояз: краткая энциклопедия реального социализма., п. 446-447. Москва: 2002, ISBN  5-85646-059-6 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  10. ^ , п. 111-112.
  11. , п. 8.
  12. .
  13. .
  14. , п. 2.
  15. .
  16. .
  17. , п. 3-4.
  18. , п. 118.
  19. , п. 37.
  20. , п. 20-60.
  21. , п. 41-42.
  22. П.Д. Стивс, «Бердяев Николай Александрович (1874-1948)» в Уолтер А. Элвелл, Евангелический богословский словарь, Baker Academic, 2001, стр. 149
  23. Книга недоступна на английском языке. Дополнительную литературу на английском языке см .:

Бердяев и его окружение

Самым большим богатством Бердяева, несмотря на внутреннее одиночество, были известные интеллектуалы того времени. Лишь то, что он лично знал и общался с известными богословами такой величины, как православные священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский, философами Николаем Лосским, Иваном Ильиным, Семеном Франком, Петром Струве, Василием Розановым, Евгением Трубецким, Антоном Карташевым, поэтом Александром Блоком и др., говорит о многом. И, конечно же, большой вклад в становление его как философа сделали и представители западной философии, с которыми он общался в период своего изгнания и жизни в Европе.

Огромное значение для философа имело общение с людьми Церкви: епископами и священниками, богословами, профессорами. И хотя среди иерархов было не так много выдающихся и ярких мыслителей, не наблюдалось просветителей и особенных личностей, по мнению Бердяева, его всегда влекла религиозная сторона жизни. Он хорошо отзывался о простых священниках. Однажды вместе с друзьями даже посетил известных в то время старцев в Зосимовой пустыне, и один из них не оказал должного впечатления, а второй, по мысли философа, вполне соответствовал своему призванию. Откровенно говоря, Бердяев не находил чего-то особенного в представителях священства. Однако в своей биографии он выделяет встречу и общение со священником Алексеем Мечёвым (ныне прославленном в лике святых как праведный). Образ священника произвел на философа очень сильное впечатление. Также благоприятное впечатление на него оказал и священник Константин Всехсвятский.

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Идеалист-одиночка

Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.

Бердяев в доме Жуковских-Герцык, 1915. (Pinterest)

В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

Основные положения философии

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «Божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и Божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в «Новом средневековье» Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец «современной античности» (мира XIX века, викторианской эпохи, русского классицизма и так далее) виделся как трагический путь к очистившемуся обществу.

Философия

Дэвид Боннер Ричардсон охарактеризовал философию Бердяева как христианский экзистенциализм и персонализм

Он подчеркивал важность творчества, которое требует личной свободы

По словам Марко Марковича, «Он был пылким человеком, непокорным ко всем авторитетам, независимым и« отрицательным »духом. Он мог заявлять о себе только в отрицании и не мог слышать никаких утверждений, не отрицая их немедленно, до такой степени, что мог бы даже противоречить себе и нападать на людей, которые разделяли его собственные прежние мнения «.

Он также опубликовал произведения о русской истории и русском национальном характере. В частности, он писал о русском национализме :

Русский народ не осуществил свою давнюю мечту о Москве Третьем Риме. Церковный раскол семнадцатого века показал, что московское царство — не третий Рим. Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; А потом в судьбе русского народа произошло удивительное событие. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал, и многие черты Третьего Рима перешли к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал также является Священной Империей, и он также основан на православной вере. Третий Интернационал — это не интернациональная, а русская национальная идея.

Прощание с миром

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.

Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его  творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.

«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».

«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».

«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».

«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не  только аморален, но  всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».

«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».

«Через одиночество рождается личность».

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».

Дух Вечности

И сегодня, спустя семь десятилетий после смерти Бердяева, не прекращаются споры вокруг его имени, вокруг его огромного творческого наследия. В истории философии Николай Бердяев всегда будет стоять несколько особняком – слишком честной и открытой была его мысль, направленная на самые острые и болезненные вопросы человечества.

Он возвращал философию в лоно античных мыслителей – Сократа, Платона, Аристотеля. Они мыслили так, словно жили под раскинувшимся звездным небом, тайны которого были на расстоянии их вытянутой руки. Бердяев буквально вырвал философию из пут наукообразного доктринерства, обернув ее вновь лицом к Смыслу Жизни. Он утвердил свободу персонального обращения с любой идеей, любым объектом познания, отстоял интуитивный поиск истины, независимый от предшествующих исканий и интерпретаций. Он полагал, что предназначение философа – интеллектуально выражать идею человека, его творчества и свободы. Кажется, ни один из мировых мыслителей не обретал объекты познания в такой интимной и глубокой простоте. Во всех своих трудах Бердяев отстаивал свободу личности. Это порыв к свободомыслию, желание проникнуть в суть проблем человека.

Работает

Он написал «более двадцати книг и десятки статей».

Первая дата — русского издания, вторая — первого английского издания.

  • Субъективизм и индивидуализм в социальной философии (1901)
  • Новое религиозное сознание и общество (1907) (русский: Новое религиозное сознание и общественность, романизированный: Новое религиозное сознание и общественность, включает главу VI «Метафизика секса и любви»)
  • Sub specie aeternitatis: статьи философские, социальные и литературные (1900–1906) (1907; 2019) ISBN  9780999197929 ISBN  9780999197936
  • Вехи — Достопримечательности (1909; 1994) ISBN  9781563243912
  • Духовный кризис интеллигенции (1910; 2014) ISBN  978-0-9963992-1-0
  • Философия свободы (1911; 2020) ISBN  9780999197943 ISBN  9780999197950
  • Алексей Степанович Хомяков (1912; 2017) ISBN  9780996399258 ISBN  9780999197912
  • Значение творческого акта (1916; 1955) ISBN  978-15973126-2-2
  • Кризис искусства (1918; 2018) ISBN  9780996399296 ISBN  9780999197905
  • Судьба России (1918; 2016) ISBN  9780996399241
  • Достоевский: интерпретация (1921; 1934) ISBN  978-15973126-1-5
  • Освальд Шпенглер и упадок Европы (1922)
  • Значение истории (1923; 1936) ISBN  978-14128049-7-4
  • Философия неравенства (1923; 2015) ISBN  978-0-9963992-0-3
  • Конец нашего времени [a.k.a. Новое Средневековье] (1924; 1933) ISBN  978-15973126-5-3
  • Леонтьев (1926; 1940)
  • Свобода и дух (1927–8; 1935) ISBN  978-15973126-0-8
  • Русская революция (1931; антология)
  • Судьба человека (1931; перевод Натали Даддингтон 1937) ISBN  978-15973125-6-1
  • Христианство и классовая война (1931; 1933)
  • Судьба человека в современном мире (1934; 1935)
  • Одиночество и общество (1934; 1938) ISBN  978-15973125-5-4
  • Буржуазный разум (1934; антология)
  • Происхождение русского коммунизма (1937; 1955)
  • Рабство и свобода (1939) ISBN  978-15973126-6-0
  • Дух и реальность (1946; 1957) ISBN  978-15973125-4-7
  • Начало и конец (1947; 1952) ISBN  978-15973126-4-6
  • Навстречу новой эпохе »(1949; антология)
  • Мечта и реальность: очерк автобиографии (1949; 1950) альтернативное название: Самопознание: очерк автобиографии ISBN  978-15973125-8-5
  • Царство Духа и Царство Цезаря (1949; 1952)
  • Истина и откровение (н.п.; 1953)
  • Верхом на бездне войн и революций: статьи 1914-1922 гг. (н.п.; 2017) ISBN  9780996399272 ISBN  9780996399289
Источники
  • «Bibliographie des Oeuvres de Nicolas Berdiaev» établie par Tamara Klépinine «, опубликованная Институтом исследований рабов, Париж, 1978 г.

Философские воззрения

Замечание 1

Своей ключевой и центральной проблемой Бердяев обозначал смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

С начала $90$х годов Бердяев придерживался марксисткой идеологии, но после с С. Н. Булгаковым перешёл «от марксистской лже-соборности, от декадентского-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства». Бердяев состоял в сборниках «Проблем идеализма» и «Вехи».

В $1922$ году Бердяев насильственно высылается из России на «философском пароходе», организованный Ленином для всех неугодных советскому режиму граждан. В конечном итоге обосновался в Париже, где начал активную общественную деятельность и издательство журнала «Путь», именуя себя «органом русской религиозной мысли».

Основные работы Бердяева:

  • «Философия неравенства»
  • «О рабстве и свободе человека»
  • «Духовный кризис интеллигенции»
  • «Философия свободы»
  • «Русская идея»
  • «Самопознание»

Свобода, творчество и личность – те основы, которые вошли в структуру его философского учения.

Первоисточник бытия, по мнению Бердяева, свобода в волеизъявлении личности и ее творческое начало. Человек является микрокосмом и поэтому имеет в себе всё:

Главным смыслом человеческой будет как исполнение святости и библейских заповедей, так и следование свободному творчеству, которое предсталвяет собой выражение потенциальной гениальности всех людей. Педагогика в этом плане по необходимости направляется на развитие человека, а не на его исправление.

Философская система Бердяева является синтезом многих разнообразных источников: от Канта, М. Бёме, до Шопенгауэра и Ницше. Из русских философов большое влияние на Бердяева оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев. На более зрелом этапе его философия бфла представлена одной из немногих в Европе разновидностей христианского экзистенциализма.

Замечание 2

Философию Бердяева без сомнения можно назвать антропоцентричной, поскольку она всегда затрагивала проблемы духовности, свободы, человека, личности, творчества, судьбы и смысла жизни.

Сам Бердяев неоднократно выражал это такими словами:

Бытие воплощает причинность, необходимость и пассивность, дух воплощает свободное начало, активность и творчество. Термин объективный мир у Бердяева заменяется на «объективированный мир», понимая его в качестве «объективации реальности», которую породил субъектный дух.

Ключевым значением в человеке, по мысли Бердяева, является то, что может определить его внутренний мир, а не внешний. Личность находится в области религиозного сознания, а это значит, что человеческая сущность, в её проявлении, уникальности понимается только в ее отношении к Богу.

Концепция религиозного персонализма

Концепция религиозного персонализма Бердяева дополняется учением о «коммюнотарности». Это разновидность метафизического и мистического коллективизма, которая выработана русской народной жизнью и философской культурой России, отсчитывая своё начало от славянофилов.

«Коммюнотарность» противопоставляется западной теории и практики индивидуализма, который понимается как дегуманизированная машина цивилизации.

Философия истории у Бердяева пропитана идеями эсхатологии. Он рассматривает 3 типа времени:

  • Космическое
  • Историческое
  • Экзистенциальное, метаисторическое

Важный вопрос, который волнует Бердяева в этой проблеме – каким образом «метаистория входит в историю» и обоснованность приближения конца истории. Эти настроения прослеживаются в последних трудах философа.

Цитаты[править | править код]

  • «Когда я поступил во второй класс кадетского корпуса и попал во время перемены между уроками в толпу товарищей кадетов, я почувствовал себя совершенно несчастным и потерянным. Я никогда не любил общества мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе… Общество мальчиков мне всегда казалось очень грубым, разговоры низменными и глупыми… Кадеты же мне показались особенно грубыми, неразвитыми, пошлыми… В коллективной атмосфере военного учебного заведения я был резким индивидуалистом, очень отъединённым от других»
  • «Каждая великая историческая эпоха, даже в новой истории человечества, столь неблагоприятной для мифологии, насыщена мифами»
  • «Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно, чем мышление западное, более дифференцированное, разделённое на категории»
  • «Русская интеллигенция всегда стремилась выработать себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором Правда-истина будет соединена с Правдой-справедливостью»
  • «Первым культурным свободолюбивым человеком в России был масон и декабрист, но он не был ещё самостоятельно мыслящим»
  • «В Пушкине как будто на одно мгновенье соединилось то, что было у нас всегда разъединено — идеология империи и идеология интеллигенции»
  • «…Русская революция являет собой торжество толстовства. На ней отпечатался и русский толстовский морализм, и русская аморальность. Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически-разностороннему. Он был выразителем той стороны русской природы, которая питала отвращение к исторической силе и исторической славе… Он морально уготовлял историческое самоубийство русского народа. Толстовская мораль обезоружила Россию и отдала её в руки врагов»
  • «В русской революции победил новый антропологический тип. … Появился молодой человек во френче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей к власти и проталкивающийся в первые ряды жизни, в большинстве случаев наглый и беззастенчивый. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует. Это он стремительно мчится в автомобиле, сокрушая всё и вся на пути своём, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает и он наживается на революции. … Чека также держится этими молодыми людьми. … В России, в русском народе что-то до неузнаваемости изменилось, изменилось выражение русского лица. Таких лиц прежде не было в России. Новый молодой человек — не русский, а интернациональный по своему типу…. Война сделала возможным появление этого типа, она была школой, выработавшей этих молодых людей»
  • «Верящий в бессмертие должен трезво относиться к плану земной жизни и видеть, что в нём невозможно окончательно преодолеть тёмное иррациональное начало, что в нём неизбежно страдание, зло и несовершенство»
  • «Во мне вызывает сильное противление то, что для русской эмиграции главный вопрос есть вопрос об отношении к советской власти. Между тем как я считаю главным вопросом вопрос об отношении к русскому народу»

Работы

Он написал «более двадцати книг и десятков статей».

Первая дата — русского издания, вторая — первого английского. издание

  • Субъективизм и индивидуализм в социальной философии (1901)
  • Новое религиозное сознание и общество (1907) (Русский : Новое религиозное сознание и общественность, романизировано : Новое религиозное сознание и общественность, включает главу VI «Метафизика секса и любви»)
  • Sub specie aeternitatis: статьи философские, социальные и литературные (1900-1906) (1907; 2019)) ISBN ISBN
  • Вехи — Достопримечательности (1909; 1994) ISBN
  • Духовный кризис интеллигенции (1910; 2014) ISBN 978-0-9963992-1-0
  • Философия свободы (1911; 2020) ISBN ISBN
  • Алексей Степанович Хомяков (1912; 2017) ISBN ISBN
  • Значение творческого акта (1916; 1955) ISBN 978-15973126-2- 2
  • Кризис искусства (1918; 2018) ISBN ISBN
  • Судьба России (1918; 2016) ISBN
  • Достоевский: Интерпретация (1921; 1934) ISBN 978-15973126-1-5
  • Освальд Шпенглер и упадок Европы (1922)
  • Смысл истории (1923; 1936) ISBN 978-14128049-7-4
  • Философия Неравенство (1923; 2015) ISBN 978-0-9963992-0-3
  • Конец нашего времени (1924; 1933) ISBN 978-15973126-5-3
  • Леонтьев (1926; 1940)
  • Свобода и дух ( 1927–8; 1935) ISBN 978-15973126-0-8
  • Русская революция (1931; антология)
  • Судьба человека (1931; перевод 1937 г.) ISBN 978-15973125-6-1
  • Христианство и классовая война (1931; 1933)
  • Судьба человека в современном мире (1934; 1935)
  • Одиночество и общество (1934; 1938) ISBN 978-15973125-5-4
  • Буржуазный разум (1934; антология)
  • Происхождение русского коммунизма (1937; 1955)
  • Рабство и свобода (1939) ISBN 978-15973126-6-0
  • Дух и реальность (1946; 1957) ISBN 978-15973125-4-7
  • Начало и конец (1947; 1952) ISBN 978-15973126-4-6
  • К новой эпохе »(1949; антология)
  • Мечта и реальность : Эссе в автобиографии (1949; 1950) альтернативное название: Самопознание: Эссе в автобиографии ISBN 978-15973125-8-5
  • Царство Духа и Царство Цезаря (1949; 1952)
  • Правда и откровение (np; 1953)
  • Верхом на бездне войны и революций: статьи 1914-1922 (np; 2017) ISBN ISBN
Источники
  • ‘Таблица произведений Николаса Бердяева par Tamara Klépinine », изданный Институтом исследований рабов, Париж, 1978

Христианство и религиозная философия Бердяева

Все темы и исследования философа были связаны с христианством, в котором он видел истинную религию, соединяющую Бога-Христа с человеком, единственную и подлинную основу жизни, истории и культуры. К христианству Бердяев пришел в зрелом возрасте, сознательно оставался ему верен до конца своей жизни. Нельзя говорить о безоблачном его отношении с церковной системой и вообще о большой церковности философа. Однако не приходится сомневаться в личной православности Бердяева, об этом он не единожды писал, хотя и определял себя как «христианского писателя». Бердяев – создатель философии христианского персонализма; проблема человека проходит через все его произведения, но не менее существенной темой его философии было христианство. Сквозь призму христианства он понимал человека, его жизнь, историю и конечную судьбу. Философское понимание христианства складывалось в русле «нового религиозного сознания», религиозно-философского движения той части интеллигенции, которая, оказавшись вне Церкви, искала свой путь к Богу. Бердяев был страстно увлечен пафосом «богоискательства». Основные черты «нового религиозного сознания» – отрицание «школьного богословия», критика исторического христианства, склонность к гностической мистике как соединяющей личность непосредственно с Богом, вера в новую синкретическую религию христианства, которая наряду с особенностями исторических христианских общин примет новые формы сознания и культуры, – оставили глубокий след в миросозерцании Бердяева. Он становится убежденным сторонником переосмысления основных богословских и религиозных понятий христианства.

Работы Бердяева вызывали интерес и в среде западных церковных деятелей; католические и протестантские богословы изучали православие и характер религиозно-философской мысли, раскрывающейся на его почве. Наиболее же сильное влияние на западноевропейских мыслителей оказал именно Бердяев.

Библиография

  • 1909 – «Вехи»
  • 1913 – «Гасители духа»
  • 1915 – «Душа России»
  • 1918 – «Из глубины»
  • 1924 – «Новое средневековье»
  • 1931 – «Христианство и классовая борьба»
  • 1931 – «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм»
  • 1934 – «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)»
  • 1939 – «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»
  • 1940 – «Самопознание»

Николай Александрович Бердяев
— русский религиозный и политический философ, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского ренессанса. Появился на свет 6 марта 1874 г. в Киеве. Будучи потомком старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где впервые состоялось его знакомство с философией и проснулся горячий интерес к этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета, обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал заниматься философией.

Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.

По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где становится одним из редакторов «Нового пути» — религиозно-философского журнала. Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С. Франком, Л. Струве.

В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П. Флоренским и Трубецким, представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела свет его первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В 1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы государства.

Осенью 1922 г. в биографии Николая Бердяева была перевернута новая страница. До 1925 г. он проживал в Берлине, после чего переехал во Францию, где до самой смерти жил в пригороде Парижа — Кламаре. По наследству ему достался небольшой дом, где проходили встречи представителей религиозных и философских кругов. Это был период очень насыщенной творческой жизни, напряженной работы интеллекта. Написанная в 1923 г. работа «Новое средневековье» сделала Николая Александровича известным в масштабах всей Европы, он активно включился в философские процессы. В 1925 г. Бердяев становится основателем и редактором журнала «Путь», который выходил вплоть до 1940 г.; являлся одним из главных идеологов Русского студенческого христианского движения, руководил его издательством.

Однако все это время Бердяев не забывал о судьбах родины; находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев в 1948 г., 23 марта, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: