В память о Беринге
Благодарные потомки в знак уважения к великому морскому путешественнику и первооткрывателю в разные периоды (смена государственности в России, времена существования СССР) давали его имя многим географическим и картографическим объектам.
Именем Беринга названы улицы в Анадыре, Артеме, Астрахани, Мурманске, Санкт-Петербурге, Петропавловске-Камчатском и еще в 10 городах России.
В Москве есть Берингов и Новый Берингов проезд. Деятельность командора нашла свое отражение в документальной и художественной литературе, были созданы произведения о славных делах командора и его сподвижников.
Свет увидели следующие книги:
- Ваксель Савелий Лаврентьевич, штурман «Святого Петра», после смерти Беринга возглавивший оставшийся отряд, написал книгу «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга».
- Издательство ЭКСМО в 2014 году в серии «Великие путешественники» выпустило книгу «Камчатские экспедиции».
- «Последняя экспедиция Витуса Беринга». Издательство Прогресс—Пангея, 1992.
- Во многих научных и художественных изданиях помещался фрагментами или целиком дневник Георга Стеллера, активного участника той экспедиции: «Описание плавания из Петропавловска на Камчатке к западному побережью Америки, а также происшествий, имевших место на обратном пути».
- «Четверть тысячелетия спустя» опубликовали отчет о работах ученых по восстановлению истинного внешнего вида Командора Беринга.
- В книге о знаменитых путешественниках XVIII века Жюль Верн кратко, но по сути, описывает Вторую Камчатскую экспедицию и дает ей высокую оценку.
В Советском Союзе были выпущены почтовые марки в память прославленного морехода. В 1943 году в честь 200-летия с даты гибели Беринга в оборот был введен блок из четырех марок.
Основные изображения:
- карта пролива, названного в честь первооткрывателя;
- вид на Камчатку с моря;
- схема маршрутов экспедиций;
- корабль «Святой Петр», на котором мореплаватели достигли западного берега Америки в 1741 году.
В 1981 году выпущена почтовая марка в память 300-летия со дня рождения Командора. На ней он изображается в морской форменной одежде по своему чину.
В Петропавловске-Камчатском установлены памятник Витусу Берингу и стела с фигурами кораблей «Святого Петра» и «Святого Павла» в память о знаменитых экспедициях. На острове, носящем его имя, в 1966 году установлен мемориальный знак, а в 1981 году — памятник на Командорских островах.
В 1970 году вышла в прокат художественная экранизация подвига первопроходцев — кинофильм «Беринг и его друзья».
Наперекор смерти[править | править код]
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Пётра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.
За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.
Вторая Камчатская экспедиция
Основные статьи: Великая Северная экспедиция, Отряд Беринга—Чирикова (Великая Северная экспедиция)
Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Vitus Jonassen Bering — Brief an den Sohn Jonas (Ochotsk, 1740).jpg
Письмо Беринга сыну Ионасу, написанное в Охотске в 1740.
Anna Christina Bering — Brief an den Vater (Ochotsk, 1740).jpg
Письмо жене Анне Кристине, Охотск, 1740
Ochotsk (1737).jpg
План Охотского Острога, 1737 год
Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
Файл:RR3415-0007.png
Файл:RR3415-0007R.png
Витус Беринг и пакетбот «Святой Пётр» на памятной монете СССР 1990 года из палладия 999 пробы из серии «250 лет открытия Русской Америки»
4 июня — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
Файл:Waxell — Aleuten vor den Schumagininseln (gross).jpg
Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого — гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.
Открытия
Окончание учебы Витуса Беринга совпало с интересом Петра 1 в освоении морского ремесла. Тогда российский император прилагал все усилия для развития флота, с помощью которого он планировал сделать Россию одной из господствующих держав на море.
Российские агенты активно вербовали иностранных специалистов, знающих свое дело. В результате, в их поле зрения попал и Беринг. В 1704 г. парень обосновался в Российской империи, где быстро продвигался по карьерной лестнице.
Интересен факт, что после 20 лет образцовой службы, Витус подал в отставку. Биографы заявляют, что такое решение было связано с тем, что долгое время он не получал повышения до капитана 1-го ранга, о чем так мечтал.
Тем не менее, позже Беринг был снова принят на службу командиром линейного корабля «Селафаил» – в чине капитана 1 ранга. Географические открытия, которые принесли ему мировую славу, были сделаны в ходе Первой Камчатской экспедиции.
Данная экспедиция была начата в конце 1724 г. по распоряжению Петра Великого, который хотел образовать российский флот в акватории Тихого океана. Во время экспедиции, руководителем которой был Беринг, матросам предстояло отыскать подходящие места для постройки будущего флота.
Кроме этого, Витусу Берингу было поручено изучить тихоокеанские воды и проложить путь от Командорских до Алеутских островов. Во время плавания были обнаружены Карагинский залив с островом, Анадырский залив, залив Креста, бухта Провидения и остров Св. Лаврентия.
В итоге, за 2 года экспедиция Беринга впервые произвела инструментальную съемку западного побережья моря, которое в конечном счете будет названо именем капитана. И хотя он не окончил открытие северо-восточного побережья Азии, он нанес на карту ряд важных объектов.
Таким образом, карта Витуса пользовалась популярностью у многих европейских картографов, при изображении северной и восточной частей Азии. Примечательно, что чиновники посчитали, что мореплаватель плохо справился с порученным ему заданием.
Однако важность открытий Беринга по достоинству оценил Джеймс Кук, который ознакомился с его картами спустя десятилетия. Кук был так впечатлен проделанной работой русского капитана, что назвал пролив между Чукоткой и Аляской его именем
Стоит заметить, что после возвращения в Россию, Витус Беринг заявлял, что Камчатка находится неподалеку от Америки. Также он утверждал, что в районе Сибири располагаются крупные залежи железной руды и соли. В 1733 г. ему было поручено снарядить Вторую Камчатскую экспедицию, которая отличалась значительно большими масштабами.
Витус Беринг и Алексей Чириков
Вместе с Алексеем Чириковым, Берингу предстояло изучить североамериканское побережье, найти морской путь к Японии, нанести новые объекты и выполнять ряд других поручений. Чиновники не проявляли интереса к данной экспедиции, поэтому всячески тормозили ее начало.
Это привело к тому, что русские мореплаватели двинулись в путь только через 7 лет. К тому моменту биографии Берингу уже было за 60 лет. В ходе плавания, которое сопровождалось разными погодными трудностями, были открыты многие острова, включая Кадьяк и Кыску.
Примечания
- Энциклопедический словарь Сальмонсена (дат.)
- Nordisk familjebok (швед.)
- . Calend.ru. Дата обращения: 14 августа 2019.
- Беринг, Витус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Загоровский В. П. Беринг, Витус // История Воронежского края. — Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1982. — С. 26. — 312 с. — 10 000 экз.
- , с. 63.
- Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х тт. Т. 2. М.: Воениздат, 2002. Сс. 424—425
- Аронов В. Н. Патриарх Камчатского мореходства. // «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки»: Историко-краеведческий сб. — Вып. 3. — 2000. Вахрин С. Покорители великого океана. Петроп.-Камч.: Камштат, 1993.
- Свердлов Л. М. Русское поселение на Аляске в XVII в.? «Природа». М., 1992. № 4. С.67-69.
- . t-l.ru. Дата обращения: 3 ноября 2020.
- . petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru. Дата обращения: 28 января 2017.
- . kamvesti.com. Дата обращения: 28 января 2017.
- . ГУ “Арктический и антарктический научно-исследовательский институт” (ГУ ААНИИ). — Список событий. Дата обращения: 23 октября 2010.
Третий сын небогатого рода
Говоря нынешним языком, Беринг был трудовым мигрантом, сделавшем карьеру благодаря выдающимся личным качествам и реформам Петра I. На родине Витусу Ионассену, третьему ребенку в семье разорившейся аристократки и таможенника, особого успеха было не снискать.
Довольно рано выучившись грамоте и правописанию, амбициозный юноша в 14 лет закончил школу и сбежал из древнего датского городка Хорсенс в Нидерланды. В Амстердаме Беринг отучился в кадетском корпусе и рискнул записаться на российскую службу в чине подпоручика.
Уже через четыре года Беринг стал поручиком, а чуть позже — капитан-лейтенантом юного российского флота. В 29 лет датчанин командовал небольшим парусным судном в войне с Турцией. В 1716 году Иван Иванович Беринг, так «перевели» его имя в России, был произведен в капитаны IV ранга.
Жену Иван Иванович взял из Выборга. Кстати, сам датчанин был правнуком бургомистра города Виборга на полуострове Ютландии — фамилия Беринг была как раз образована от названия тамошнего пригорода — района Бьерринг.
Смерть капитана
Обратный путь, какой отличался большими трудностями, проходил в течение нескольких месяцев. Прокладыванию точного курса мешал постоянный туман. Не было возможности вести ориентир по звездам. Среди матросов началась цинга, которая привела к смерти части экипажа.
Приблизившись к острову, получившему позже названия Беринга, было принято решения о зимовке. Однако это не спасло многих членов экипажа. Они не вынесли трудных условий и умерли. Вместе с ними смерть постигла и самого Беринга, который заболел еще в начале обратного пути.
После этого экспедицию возглавил Свен Ваксель. Вместе с оставшимися матросами он сумел добраться домой и сообщить печальную весть о смерти Беринга.
По заданию Петра I
По словам историков, уже в 1695-м Беринг отправился в первое плавание. В качестве юнги он сопровождал своего сводного брата, посещавшего датские заморские владения в Индии. В дальнейшем Витус получил образование в Голландии, в Амстердамском морском кадетском корпусе.
Также по теме
Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского
215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…
В 1704 году (в некоторых источниках указывается 1703 год) Беринг принял предложение о поступлении на российскую военно-морскую службу. Он служил на Балтике и Азовском море, принимал участие в Северной войне и боевых действиях против Османской империи.
«При Петре I в Россию привлекали много иностранных наёмников в хорошем смысле этого слова. Одним из них стал Беринг. Лучшие талантливые кадры из европейских стран шли служить России не только ради денег, но и ради колоссальных перспектив, возникавших перед ними в нашей огромной стране», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
С 1712 года Беринг командовал различными судами, но после почти 20 лет службы подал в отставку. По словам историков, причиной тому послужило отсутствие решения командования о производстве его в капитаны 1-го ранга.
Однако год спустя Пётр I дал указание вернуть Беринга на службу и присвоить ему чин, которого тот добивался. Царь уже несколько лет задумывался над снаряжением экспедиции, которая бы выяснила, существует ли пролив между Азией и Северной Америкой. Поручить руководство экспедицией император решил именно Берингу.
- Гангутское сражение Северной войны
Пётр I подготовил инструкцию, согласно которой они должны были построить на Камчатке один или два бота, двигаться на них на север, выяснить соединяется ли Азия с Америкой и составить карту исследованных земель. Помощником Беринга был назначен лейтенант Алексей Чириков.
В начале 1725 года Беринг вместе со своими спутниками выдвинулся из Санкт-Петербурга в Охотск. В пути они находились более двух лет. Весной 1728 года участники экспедиции прибыли в Нижнекамчатск и занялись строительством бота «Святой Гавриил». Летом того же года они вышли в море и двинулись на север, согласно инструкциям уже умершего к этому времени Петра I.
Экспедиция поднялась до 67° 18′ северной широты, пройдя почти весь пролив, названный впоследствии Беринговым. Пообщавшись с местными жителями, российские моряки убедились, что азиатский берег поворачивает на запад, а к северу никаких признаков суши не наблюдается. Участники экспедиции повернули на северо-восток, но никакой земли там также не обнаружили и взяли курс на Нижнекамчатск. У берегов Камчатки они первыми посетили остров Святого Лаврентия, а также сделали ряд других географических открытий.
- Алексей Ильич Чириков
После строительства второго бота, получившего название «Фортуна», Беринг назначил Чирикова его командиром. Летом 1729 года члены экспедиции уже на двух судах вышли в море. Они двинулись на восток, но новых земель не обнаружили и занялись исследованием побережья Камчатки.
По результатам Первой Камчатской экспедиции стало ясно, что Камчатка не соединяется с Японией. Кроме того, Беринг произвёл картографическую съёмку примерно 3,5 тыс. км побережья моря, названного затем в его честь.
По словам историков, часть того, что сделала экспедиция Беринга (в частности, посещение Берингова пролива) ранее уже совершил первопроходец Семён Дежнёв, однако о результатах его исследований, проведённых несколькими десятилетиями ранее, в Санкт-Петербурге на тот момент ещё не было известно. Как отметил почётный полярник России Валерий Ипполитов, любые сведения с востока в европейскую часть России в то время шли чрезвычайно долго, документы об экспедиции Дежнёва банально затерялись и были обнаружены в архивах почти 80 лет спустя.
«Пролив, названный затем в его честь, Беринг фактически открыл повторно, после Дежнёва», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.
- Маршруты путешествий Витуса Беринга
Открытия
Завершение учебы Беринга совпало с интересом Петра Первого к освоению морского ремесла
Агенты, в задачу которых входила вербовка иностранных специалистов, сразу обратили внимание на Витуса, отличавшегося непринужденным характером и выдержкой, так необходимой на море
Камчатская экспедиция Витуса Беринга
В 1704 году Беринг переехал в Россию, где быстро продвигался по карьерной лестнице. Но после 20-летней службы, отмеченной только положительными характеристиками и наградами, мореплаватель подал в отставку. Историки утверждают, что причина поступка – гордость Беринга. Мужчина не получил звание капитана 1-го ранга, о котором честолюбивый моряк давно мечтал.
Витус Беринг на Камчатке
Географические открытия, прославившие фамилию Витуса, случились во время первой камчатской экспедиции. В 1724 году по приказу Петра Первого российский флот отправился на исследования новых земель. Единственным специалистом, который справился бы со столь сложной задачей, оказался Беринг.
В течение пяти лет мужчина исследовал и фиксировал на карте берега Чукотки и Камчатки. К заслугам Беринга относятся опровержение домыслов, что Америка соединяется с Азией, а Камчатка неразрывна с Японией. Увы, столь впечатляющие результаты экспедиции не нашли должного внимания в Адмиралтействе.
Берингов пролив
Чиновники решили, что Беринг не оправдал надежд и плохо выполнил поручения царя
Всю важность открытий Витуса подтвердил Джеймс Кук, который ознакомился с картами мореплавателя в 1778 году. Впечатленный кропотливой работой англичанин назвал пролив между Евразией и Америкой в честь мореплавателя, которого не знал лично. Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей
На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях
Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей. На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях.
Витус Беринг и Алексей Чириков
Командование вторым судном доверили Алексею Чирикову. Мужчина выполнял обязанности помощника капитана в первой камчатской экспедиции и заслужил безграничное доверие Беринга. В планах исследователей было изучить Сибирь, добраться до Камчатки и выдвинуться к берегам Северной Америки, чтобы детально ознакомиться с малопосещаемыми берегами.
История
Беринг Витус-Йонассен — датский морской офицер на русской службе, затем российский подданный, капитан-командор, начальник 1-й (1725—1730) и 2-й (1733-1743) Камчатских экспедиций.
В 1724 году Беринг был поставлен во главе Камчатской экспедиции, которая должна была выяснить, «сошлась ли Америка с Азией», и найти северный морской путь из Европы в Азию. Экспедиция в составе 34 человек. отправилась в путь из Петербурга 24 января 1725. В 1728 году, в Нижнекамчатске, Беринг построил бот «Святой. Гавриил». На нем 16 августа Беринг достиг 67 градуса северной широты и вышел в Чукотское море. Наличие пролива, который носит имя Беринга, сочли доказанным. 5-8 июня 1729 Беринг предпринял попытку достичь Америки, но густой туман и встречный ветер помешали продолжить плавание. 1 марта 1730 Беринг вернулся в Санкт-Петербург, где был по указу императрицы Анны Ивановны произведён в капитан-командоры.
В апреле 1732 подписан указ об организации 2-й Камчатской экспедиции, известной как Великая Северная. Руководителем экспедиции был назначен Беринг. Основной состав экспедиции двинулся из Санкт-Петербурга 2 марта 1733. Общее количество участников всей экспедиции достигало 2 000 человек, ещё около 5 000 человек обеспечивало доставку грузов и оружия. Из Твери грузы и участники двинулись на восток сначала по Волге, перегрузились в Казани, затем пошли по Каме и через Сарапул прибыли 19 сентября в Осинскую слободу (ныне город Оса Пермского края). Из Осы капитан-командор писал в Екатеринбург письма начальнику уральских горных заводов В. И. Геннину об отливке для экспедиции 72 пушек и продаже речных судов. В Осе и окрестностях местные жители заготавливали для экспедиции продукты питания, предоставили кров и лошадей, изготовили более 300 саней-розвальней. В ноябре путешественники отправились в путь через Кунгур в Екатеринбур. Так Оса стала началом сухопутной части Второй Камчатской экспедиции.
Примечательный и важный факт — из Осы Витус Беринг отправил бургомистру Хорсенса письмо об отказе от родительского наследства в пользу малоимущих и бедных города.
В октябре 1734 Беринг прибыл в Якутск, откуда осуществлял руководство работой всех отрядов экспедиции. В Якутске Беринг построил железоделательный завод и канатную мастерскую, организовал заготовку смолы. 8 сент. 1740 из Охотска вышел на Камчатку на кораблях «Св. Пётр» и «Св. Павел». Зимовали в Авачинской бухте, где Беринг основал город Петропавловск.
04 июня 1741 года корабли вышли в море и направились к Америке. В пути из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга из виду, и в дальнейшем оба капитана продолжили путь самостоятельно.
17 июля «Святой Пётр» подошел к берегам Америки. Возвращаясь на Камчатку, он был прибит штормом к острову, который позже был назван именем Беринга. Во время тяжёлой зимовки умер Витус Беринг. Лишь в августе 1742 года выжившие моряки построили новое судно из обломков разбившегося пакетбота и вернулись на Камчатку.
Итоги и историческое значение
В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.
Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции
Вторая Камчатская экспедиция была предприятием, грандиозным даже на современный масштаб. Работы ее охватили всю Сибирь, вплоть до Камчатки, Курильские острова, Японию, Америку. Результатом экспедиции явились: открытия северо-западной Америки, описание Камчатки С.П. Крашенинниковым и Г. Стеллером, работы И.Г. Гмелина по изучению Сибири, чрезвычайно важные материалы по исторической географии Сибири, собранные Г.Ф. Миллером, и, наконец, совершенно исключительный в истории географических открытий подвиг- описание северных берегов Сибири.
К XVIII веку ни одно государство не организовывало подобной экспедиции: масштабной по задачам, обширной по территории охвата, представительной по составу ученых, затратной в материальном плане, и значимой для развития мировой науки.
Основные результаты экспедиции, определенные академиком Карлом Бэром как «памятник мужества русских», заключались в открытии морских путей и описании северо-западных берегов Америки, Алеутской гряды, Командорских, Курильских, Японских островов. Положенные на карту, русские открытия поставили точку в истории географических мифов, созданных многими поколениями западно-европейских картографов – о землях Иезо, Кампании, Штатов, Хуана да Гама, о таинственной и сказочной Северной Тартарии.
По некоторым данным, картографическое наследство Второй Камчатской экспедиции составляет порядка 100 общих и региональных карт, составленных мореходами, геодезистами, студентами академического отряда. По результатам экспедиции в 1745 был издан «Атлас Российский», опубликованный под именем известного французского картографии и астронома Ж.Н. Делиля, работавшего над ним по заданию Петербургской Академии наук. Это был первый атлас, охватывавший всю территорию России и вошедший в золотой фонд мировой географии. Он состоял из общей карты России и девятнадцать карт более мелких частей страны, покрывающих совместно всю ее территорию. Современники были очень высокого мнения об этом атласе. В него вошли не все данные беринговой экспедиции, поэтому он не претендовал на совершенство, но, тем не менее, был достаточно точным для своего времени…
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де
Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.
Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии. Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга.
На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.
Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).