Виктор шкловский — viktor shklovsky

Детство и юность

Виктор Шкловский появился на свет 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге. Отец преподавал математику, затем стал профессором Высших артиллерийских курсов, а мать вела домашнее хозяйство. Семья была большой, но из всех детей до старости дожил только Виктор. Его старших братьев Владимира и Николая расстреляли, сестра Евгения умерла от голода в Петрограде.

В ранние годы биографии Шкловский не мог похвастаться хорошей успеваемостью. Его неоднократно исключали за плохую учебу, пока юноша не попал в гимназию имени Николая Шеповальникова, которую в итоге окончил серебряным медалистом. Уже тогда Витя увлекался литературой, а его произведения печатали в журнале «Весна».

Поэтому, когда пришло время выбирать будущую профессию, парень отдал предпочтение историко-филологическому факультету Петербургского университета. В этот период Шкловский много читал, что повлияло на формирование собственного стиля.

С началом Первой мировой войны Виктор отправился на фронт добровольцем. Он продолжал интересоваться литературой, что сблизило его с Юрием Тыняновым и Борисом Эйхенбаумом, с которыми Шкловский в итоге основал школу русского формализма. В своих статьях «Воскрешение слова» и «Искусство как прием» писатель сформулировал основные понятия нового направления и описал прием отстранения, при котором знакомые вещи подаются в непривычном виде.

В военное время парень был участником Февральской революции, состоял в комитете Запасного броневого дивизиона и заседал в Петроградском совете. На фронте он продемонстрировал силу и мужество, когда повел полк в атаку под огнем противника. В тот день Виктор был ранен в живот, но продолжал подбадривать солдат, несмотря на боль и кровь. За этот подвиг он удостоился Георгиевского креста.

После реабилитации Шкловский участвовал в эвакуации российских войск из Персии. Вернувшись в Петроград, молодой человек присоединился к эсерам, из-за чего подвергся преследованиям. Автор скрывался в психиатрической больнице в Саратове, затем выехал в Киев и стал участником провалившейся попытки свержения Павла Скоропадского.

Только благодаря ходатайству Максима Горького расследование по делу было приостановлено. Некоторое время мужчина читал лекции по теории литературы при издательстве «Всемирная литература», позже стал профессором Российского института теории искусства.

Список сочинений

  • Собрание сочинений в 3 тт., М., 1973-74
  • Избранное, в 2-х тт., М., 1983
  • «Воскрешение слова», 1914. Теоретическая работа
  • «Встречи», 1944
  • «Второй май после октября». Историческая проза
  • «В Ясной Поляне». Историческая проза
  • «Гамбургский счёт», 1928.
  • «Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914 — 1933)», М., 1990
  • «Дневник», М., «Советский писатель», 1939. Сборник статей
  • «Достоевский», 1971. Статья
  • «Жизнь художника Федотова», 1936
  • «Жили-были». , 1964. Мемуары
  • «Житие архиерейского служки», Л., «Изд. писателей», 1931 Историческая проза
  • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
  • «Заметки о прозе Пушкина», М., 1937
  • «Заметки о прозе русских классиков», 1953, 2-е изд. 1955
  • «За 60 лет. Работы о кино», 1985
  • «За сорок лет. Статьи о кино», 1965
  • «Иприт». Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым), 1925
  • «Искусство как приём», 1917. Статья
  • «Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник
  • «Как писать сценарии», М.-Л. «ГИХЛ», 1931
  • «Капитан Федотов», Л., «Советский писатель», 1936
  • «Константин Эдуардович Циолковский»
  • «Конец похода», М., «Огонёк», 1925
  • «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове», Л., «Изд. писателей», 1930
  • «Лев Толстой». М.: Молодая гвардия, 1963.
  • «Литература и кинематограф», 1923. Сборник
  • «Марко Поло разведчик», М., «Молодая гвардия,1931
  • «Матвей Комаров, житель города Москвы», 1929. Повесть
  • «Минин и Пожарский», 1940. Историческая проза.
  •  «Моталка. О киноремесле. Книга не для кинематографистов.»М.-Л., 1927
  • «О мастерах старинных». Историческая проза.
  • «О Маяковском», 1940. Мемуары
  • «О поэзии и заумном языке», 1916. Статья
  • «О солнце, цветах и любви»
  • «О теории прозы»,1925, 2-е изд. 1929. Теоретическая работа.
  • «О теории прозы», 1983
  • «Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
    • «Художественная проза. Размышления и разборы», 1959
    • «Заметки о прозе русских классиков», 1953
    • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
    • «Заметки о прозе Пушкина», 1937
  • «Повесть о художнике Федотове», 1936,(«Федотов» в серии ЖЗЛ, 1965).
  • «Подёнщина», Л., «Изд. писателей»,1930
  • «Поиски оптимизма», М., «Федерация», 1931
  • «Портрет». Историческая проза
  • «Пять человек знакомых», Баку, «Заккнига», 1927
  • «Развёртывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
  • «Революция и фронт», Петроград, 1921. Мемуары.
  • «Розанов, 1921. Статья
  • «Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
  • «Сентиментальное путешествие», Л., «Атеней», 1924
  • «Созрело лето»
  • «Сюжет как явление стиля», Петроград, «ОПОЯЗ», 1921
  • «Тетива. О несходстве сходного», 1970. Теоретическая работа
  • «Техника писательского ремесла», 1927
  • «Третья Фабрика», М. «Артель писателей «Круг»»,1926 Автобиографическая проза.
  • «„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа“, Петроград, «ОПОЯЗ», 1921. Теоретическая работа
  • «Удачи и поражения Максима Горького», , «Заккнига», 1926
  • «Ход коня», Сборник статей. Москва—Берлин, «Геликон», 1923
  • «Чулков и Левшин», 1933.
  • «Эйзенштейн», 1973
  • «Энергия заблуждения», 1981
  • «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», Берлин, «Геликон»,1923, Л., 1924, 1929

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

  • «Проститутка», (реж. Олег Фрелих)
  • «Крылья холопа», 1926
  • «По закону», 1926
  • «Предатель», 1926. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Третья Мещанская», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Ухабы», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
  • «Ледяной дом», 1927
  • «Два броневика», 1928
  • «Дом на Трубной», 1928. Совместно с Эрдманом и др.
  • «Казаки» (Грузия), 1928
  • «Овод» (Грузия), 1928
  • «Капитанская дочка», 1928
  • «Последний аттракцион», 1928
  • «Турксиб», 1929. Документальный фильм
  • «Американка» (Грузия), 1930.
  • «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

  • «Молодёжь побеждает», (Грузия), 1928.
  • «Мёртвый дом», 1932. Кроме соавторства сценария, Шкловский снялся в роли Петрашевского.
  • «Горизонт», 1932. Режиссёр — Л. В. Кулешов
  • «Беломорско-Балтийский водный путь», 1933
  • «Минин и Пожарский», 1939. Режиссёр — В. И. Пудовкин.
  • «Алишер Навои», 1948 (совместно с Алексем Спешневым)
  • «Далёкая невеста», 1948
  • «Чук и Гек», 1953
  • «Овод», 1955. В гл. роли — О. А. Стриженов.
  • «Дохунда», 1957
  • «Казаки», 1961. Режиссёр — В. М. Пронин.
  • «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:

  • «Жили-были» (1972)
  • «Слово о Льве Толстом» (1978)

Программа «Культурный слой» о Шкловском на Пятом канале (Санкт-Петербург)

Список сочинений

  • «Воскрешение слова», 1914. Теоретическая работа
  • «Встречи», 1944
  • «Второй май после октября». Историческая проза
  • «В Ясной Поляне». Историческая проза
  • «Гамбургский счет», 1928.
  • «Дневник», 1939. Сборник статей
  • «Достоевский», 1971. Статья
  • «Жили-были». Мемуары
  • «Житие архиерейского служки». Историческая проза
  • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
  • «Заметки о прозе русских классиков», 1955
  • «За 60 лет. Работы о кино». Сборник статей и исследований.
  • «За сорок лет. Статьи о кино». , 1965. Сборник статей и исследований.
  • «Иприт». Фантастическая повесть в соавторстве с Всеволодом Ивановым
  • «Искусство как прием».Статья
  • «Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник
  • «Константин Эдуардович Циолковский»
  • «Лев Толстой». Биография для ЖЗЛ.
  • «Литература и кинематограф», 1923. Сборник
  • «Марко Поло». Историческая повесть
  • «Матвей Комаров, житель города Москвы», 1929. Повесть
  • «Минин и Пожарский», 1940. Историческая проза.
  • «О мастерах старинных». Историческая проза.
  • «О Маяковском», 1940. Мемуары
  • «О поэзии и заумном языке». Теоретическая работа.
  • «О солнце, цветах и любви»
  • «О теории прозы»,1925. Теоретическая работа.
  • «О теории прозы». 1983. Теоретическая работа.
  • «Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
    • «Художественная проза. Размышления и разборы», 1961
    • «Заметки о прозе русских классиков», 1953
    • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
    • «Заметки о прозе Пушкина», 1937
  • «Повесть о художнике Федотове». «Капитан Федотов», 1936,(«Федотов» в биографической серии ЖЗЛ).
  • «Поденщина», 1930
  • «Поиски оптимизма», 1931
  • «Портрет». Историческая проза
  • «Пять человек знакомых», 1927
  • «Развертывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
  • «Революция и фронт», 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
  • «Розанов». Статья
  • «Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
  • «Сентиментальное путешествие». Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
  • «Созрело лето»
  • «Тетива. О несходстве сходного», 1970. Теоретическая работа
  • «Техника писательского ремесла», 1927
  • «Третья Фабрика». Автобиографическая проза. 1926
  • «„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа», 1921. Теоретическая работа
  • «Удачи и поражения Максима Горького», 1926
  • «Ход коня», 1923. Сборник
  • «Чулков и Левшин», 1933
  • «Эйзенштейн». Книга отмечена Государственной Премией.
  • «Энергия заблуждения», 1981
  • «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», 1923. Эпистолярный роман

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

  • «Крылья холопа», 1926
  • «По закону», 1926. (Экранизация романа Джека Лондона).
  • «Предатель», 1926. Режиссер — Абрам Роом.
  • «Третья Мещанская», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
  • «Ухабы», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
  • «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
  • «Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова
  • «Два броневика», 1928
  • «Дом на Трубной», 1928. Режиссер — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом
  • «Казаки» (Грузия), 1928
  • «Овод» (Грузия), 1928
  • «Капитанская дочка», 1928
  • «Последний аттракцион», 1928
  • «Турксиб», 1929. Документальный фильм
  • «Американка» (Грузия), 1930.
  • «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

  • «Молодежь побеждает», (Грузия), 1928.
  • «Мертвый дом», 1932. (Экранизация Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
  • «Горизонт», 1932. Режиссер — Лев Кулешов
  • «Минин и Пожарский», 1939. Режиссер — Всеволод Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
  • «Алишер Навои», 1947
  • «Далекая невеста», 1948
  • «Чук и Гек», 1953
  • «Овод», 1955. В гл. роли — Олег Стриженов.
  • «Казаки», 1961. Режиссер — Владимир Пронин.
  • «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
  • «Сказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
  • «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:

  • «Жили-были» (1972)
  • «Слово о Льве Толстом» (1978)

Программа «Культурный слой» о Шкловском на Пятом канале (С-Петербург)

Фильмография

Сценарист

  •  — «Бухта смерти» — автор надписей
  •  — «Крылья холопа» — автор сценария совместно с Ю. Таричем, К. Шильдкретом
  •  — «По закону» — автор сценария
  •  — «Предатель» (среднеметражный) — автор сценария совместно с Л. Никулиным
  •  — «Проститутка» (Убитая жизнью) (СССР) — автор надписей
  •  — «Евреи на земле» (документальный) — автор сценария совместно с В. Маяковским
  •  — «Счастливые черепки» — автор либретто
  •  — «Третья Мещанская» — автор сценария совместно с А. Роомом
  •  — «Ухабы» — автор сценария совместно с А. Роомом
  •  — «Два броневика» — автор сценария совместно с С. Тимошенко
  •  — «Дом на Трубной» — автор сценария совместно с Б. Зорич, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Н. Эрдманом
  •  — «Иван да Марья» — автор сценария совместно с Б. Альтшулером, В. Широковым
  •  — «Казаки» — автор сценария совместно с В. Барским
  •  — «Капитанская дочка» — автор сценария
  •  — «Ледяной дом» — автор сценария совместно с О. Леонидовым, Г. Гребнером
  •  — «Овод» — автор сценария совместно с К. Марджановым
  •  — «Молодость побеждает» — автор темы
  •  — «Последний аттракцион» — автор сценария
  •  — «Американка» — автор сценария совместно с Г. Стуруа, Г. Мдивани
  •  — «Очень просто» — автор сценария совместно с Г. Мдивани
  •  — «Горизонт» — автор сценария совместно с Г. Мунблитом, Л. Кулешовым
  •  — «Золотые руки» — автор надписей
  •  — «Мёртвый дом» — автор сценария совместно с В. Федеровым
  •  — «Жить» — автор диалогов
  •  — «Три медведя» (мультфильм) — автор сценария
  •  — «Минин и Пожарский» — автор сценария
  •  — «Трофеи великих битв» (документальный) — автор дикторского текста
  •  — «Алишер Навои» — автор сценария совместно с А. Спешневым, И. Султановым, С. Уйгуном
  •  — «Далёкая невеста» — автор сценария совместно с Е. Помещиковым, Н. Рожковым
  •  — «Чук и Гек» (среднеметражный) — автор сценария
  •  — «Дохунда» — автор сценария
  •  — «Казаки» — автор сценария
  •  — «Три толстяка» (мультфильм) — автор сценария
  •  — «Сказка о Золотом Петушке» (мультфильм) — автор сценария
  •  — «Баллада о Беринге и его друзьях» — автор сценария совместно с Ю. Осиповым, при уч. Ю. Швырева

Писатель и писатель. теоретик

Помимо литературной критики и биографий таких авторов, как Лоуренс Стерн, Максим Горький, Лев Толстой, Владимир Маяковский, он написал ряд полуавтобиографических произведений, замаскированных под художественную литературу, которые также послужили экспериментами в его развивающих литературных теориях.

Шкловский, возможно, наиболее известен разработкой концепции остранения или клеветы (также переводится как «отчуждение») в литературе

Он объяснил эту концепцию в 1917 году в важном эссе «Искусство как техника» (также переведенном как «Искусство как средство»), которое составило первую главу его основополагающей теории прозы, впервые опубликованной в 1925 году. Он утверждал, что необходимо что-то изменить

это стало привычным, как клише в литературном каноне, во что-то оживленное:

Итак, чтобы вернуть ощущения в наши конечности, чтобы заставить нас чувствовать предметы, камень кажется каменным, человек получил инструмент искусства. Итак, цель искусства — привести нас к познанию предмета через орган зрения, а не узнавание. «Обволакивая» предметы и усложняя форму, прием искусства делает восприятие долгим и «трудоемким». Процесс восприятия в искусстве имеет собственное назначение и должен быть расширен в полной мере. Искусство — это средство познания процесса творчества. Сам артефакт не важен.

Помимо прочего, Шкловский также внес вклад в разделение сюжета / сюжета (сюжет / фабула), которое отделяет последовательность событий, связанных с произведением (рассказ), от последовательности, в которой эти события представлены в произведении ( сценарий).

Работа Шкловского подталкивает русский формализм к пониманию литературной деятельности как неотъемлемой части социальной практики, идея, которая становится важной в работах Михаила Бахтина и русской и пражской школ исследователи семиотики. Мысль Шкловского также повлияла на западных мыслителей, отчасти из-за переводов Цветаном Тодоровым произведений русских формалистов 1960-1970-х годов, в том числе самого Цветана Тодорова, Жерара Женетта и Ганс Роберт Яусс

Фильм

Шкловский был одним из самых первых серьезных сценаристов кино. Сборник его эссе и статей о кино был опубликован в 1923 г. («Литература и кинематография», первое английское издание 2008 г.). Он был близким другом режиссера Сергея Эйзенштейна и опубликовал обширную критическую оценку его жизни и творчества (Москва 1976, английский перевод отсутствует).

Начиная с 1920-х и до 1970-х годов Шкловский работал сценаристом в многочисленных советских фильмах (см

«Избранную фильмографию» ниже), часть его жизни и работы, которым до сих пор уделялось очень ограниченное внимание. В своей книге «Третья фабрика» Шкловский размышляет о своей работе в кино: «Во-первых, у меня работа на третьем заводе Госкино

Во-вторых, название нетрудно объяснить. Первая фабрика была моей семьей и школой. Вторая была Опояз. А третья — обрабатывала меня в этот самый момент ».

Библиография

  • Гриц Т. С. Творчество Виктора Шкловского. (О «третьей фабрике»). — Баку: Тиа. «Омзака», 1927. — 38 с.
  • Гуковский Г. Шкловский как историк литературы // Звезда. — 1930. — No 1.
  • Добин Е. С. Виктор Шкловский — аналитик сюжета. В кн.: Сюжет и действительность. — Л.: 1976.
  • Каверин В. А. «Я поднимаю руку и сдаюсь». В кн. : Эпилог. — М.: 1997
  • Калинин И. Виктор Шкловский: Прием // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 63—312. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
  • Левин Е. Виктор Шкловский — теоретик кино // Искусство кино. — 1970. — № 7.
  • Панченко О. Виктор Шкловский: текст — миф — реальность. — Szczecin, 1997.
  • Русские советские писатели-прозаики: Биобиблиографический указатель. — Т. 6. — Ч. 1. — М., 1969.
  • Сарнов Б. Глазами художника // Новый мир. — 1964. — № 7.
  • Эйхенбаум Б. О Викторе Шкловском, в кн.: Мой временник. — Л.: 1929.
  • Rad Borislavov, Revolution is Evolution: Evolution as a Trope in Šklovskijʼs Literary History // Russian Literature, 69,2-4 (15 February-15 May 2011), 209—238.
  • Урбан Т. Русские писатели в Берлине в 20-е годы XX века. — СПб., 2014. — С. 233—242.
  • Сальман М. Г. Из студенческих лет Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова и В. Б. Шкловского (По материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) // Russian Literature. 2014. Vol. LXXVI. №. 4. С. 447 – 509.
  • Сальман М .Г. Молодой Шкловский (По архивным материалам) // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2017. Vol. 5. Р. 148 – 167.
  • Сальман М. Г. Бер Шкловский и пятеро его детей // Скрещения судеб: Literarische und kulturelle Beziehungen zwischen Russland und dem Westen : A Festschrift for Fedor B. Poljakov / L. Fleishman, S.M. Newekla, M. Wachtel. Berlin et al.: Peter Lang, 2019. Р. 221 – 264. (Stanford Slavic Studies, Vol. 49).

Жизнь

Шкловский родился в Санкт-Петербург, Россия. Его отец был Литовский еврей (с предками из Шклов ), а его мать была немецкой / русской национальности. Он присутствовал Санкт-Петербургский университет.

В течение Первая мировая война, он пошел добровольцем в российскую армию и со временем стал инструктором по вождению в броневик блок в Санкт-Петербурге. Там в 1916 году он основал ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка — Общество изучения поэтического языка), одна из двух групп (с Московский лингвистический кружок ), которые разработали критические теории и методы Русский формализм.

Шкловский участвовал в Февральская революция 1917 года. Временное правительство России отправил его в качестве помощника Комиссар к Юго-Западный фронт где он был ранен и получил награду за отвагу. После этого он был помощником комиссара Русского экспедиционного корпуса в г. Персия (увидеть Персидская кампания ).

Шкловский вернулся в Петербург в начале 1918 г., после Октябрьская революция. Он выступал против большевизм участвовал в антибольшевистском заговоре, организованном членами Партия социалистов-революционеров. После того, как заговор был раскрыт Чека Шкловский скрывался, путешествуя по России и Украине, но в конце концов был помилован в 1919 году из-за его связей с Максим Горький, и решил воздержаться от политической деятельности. Два его брата были казнены советским режимом (один в 1918 году, другой в 1937 году), а его сестра умерла от голода в Санкт-Петербурге в 1919 году.

Шкловский интегрировался в советское общество и даже участвовал в Гражданская война в России, служащий в Красная армия. Однако в 1922 году ему снова пришлось скрываться, так как ему угрожали арестом и возможной казнью за его прежнюю политическую деятельность, и он бежал через Финляндию в Германию. В Берлин, в 1923 г. опубликовал свои воспоминания о периоде 1917–1922 гг. под названием Сентиментальное путешествие, воспоминания (Сентиментальное путешествие, воспоминания, Сентиментальное путешествие), ссылаясь на Сентиментальное путешествие по Франции и Италии к Лоуренс Стерн, автор, которым он очень восхищался, и чей отступительный стиль оказал сильное влияние на творчество Шкловского. В том же году ему разрешили вернуться в Советский союз не в последнюю очередь из-за обращения к советским властям, которое он поместил на последних страницах своего эпистолярный роман Зоопарк, или Письма не о любви.

Югославский ученый Михайло Михайлов посетил Шкловского в 1963 году и написал: «Я был очень впечатлен живостью духа Шкловского, его разнообразными интересами и его огромной культурой. Когда мы попрощались с Виктором Борисовичем и отправились в Москву, я почувствовал, что встретил одного из самых образованных людей. самые умные и образованные люди нашего века ».

Он умер в Москве в 1984 году.

Творчество

В разгар войны молодой Шкловский с группой соратников опубликовал 2 части «Сборников по теории поэтического языка», на страницах которых находились его знаменитые работы «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём».

В 1916 г. Виктор был одним из основателей «Общества изучения теории поэтического языка», сплотившего теоретиков формальной школы в литературоведения. Интересен факт, что он стал автором понятия «остранение».

Под остранением стоит подразумевать литературный прием, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Во время разразившейся Февральской революции он был одним из активных ее участников. Тогда же он вошел в состав Петроградского совета.

Затем Виктор Шкловский воевал на Юго-Западном фронте, был ранен в живот и удостоен Георгиевского креста 4-й степени. Оправившись после ранения он был определен на службу в Персию. Тут он руководил эвакуацией российских солдат, с которыми возвратился домой в начале 1918 г.

В Петрограде Шкловский примкнул к эсерам, борясь вместе с ними против большевиков. В скором времени он подвергся гонениям, что вынудило его скрывался в одной из саратовских психбольниц. Но даже тогда он не переставал увлекаться творчеством, работая над созданием теории прозы.

Позднее Виктор Шкловский переехал в Киев, где проходил службу в автопанцирном дивизионе. Там же он участвовал в безуспешной попытке свержения гетмана Скоропадского. Только благодаря заступничеству Максима Горького, ему удалось избежать репрессий.

Шкловский решил оставить политику и сосредоточиться на писательской деятельности. В 1919 г. он начал преподавать в Петрограде теорию литературы. В следующем году он участвовал в сражениях на Украине уже в составе Красной армии.

Осенью 1920 г. Виктор Борисович стал профессором Российского института теории искусства. Вместе с тем он издавал статьи в разных журналах и был включен в состав Всероссийского союза писателей.

Через пару лет советская власть снова начала преследовать эсеров, поэтому Шкловский был вынужден бежать в Финляндию, а потом в Германию. Именно тогда у него появилось время для написания знаменитого «Сентиментального путешествия», ставшего началом автобиографической трилогии.

Когда гонения утихли Виктор Шкловский снова вернулся в Россию, написав вторую книгу серии – «Zoo, или Письма не о любви». На ее страницах содержалась его переписка с Эльзой Триоле – сестрой Лили Брик, в которую прозаик был безответно влюблен.

В 1926 г. свет увидела книга «Третья фабрика», ставшая заключительной в трилогии Шкловского. Через пару лет он представил сборник статей «Гамбургский счет», сблизившись с поэтами Маяковским и Крученых. Мужчина продолжал заниматься писательской деятельностью и быть гостем разных литературных салонов.

В 30-е годы Виктор отказался от идей формализма, чему посвятил работу «Памятник научной ошибке». В частности, он начал позиционировать себя в качестве критика. Когда Пастернак подвергся травле он был одним из тех, кто поддержал ее.

В преклонном возрасте Шкловский начал проявлять интерес к теории кинематографа и появляться на ТВ – был рассказчиком в программах «Жили-были» и «Слово о Льве Толстом». И все же, к его ключевым научным открытиям относится введенный им термин остранения.

То есть неожиданного свежего взгляда на уже устоявшиеся идеи. Писательскому «почерку» Шкловского были присущи небольшие отрывистые фразы, объединенные малоочевидными ассоциациями, парадоксальные афоризмы, экспрессивность, сатира и полемический пафос.

Библиография (английский)

  • Сентиментальное путешествие: воспоминания, 1917–1922 гг. (1923, переведено в 1970 Ричардом Шелдоном)
  • Зоопарк, или Письма не о любви (1923, переведено в 1971 Ричардом Шелдоном) — эпистолярный роман
  • Ход рыцаря (1923 г., перевод 2005 г.) — сборник очерков, впервые опубликованный в Советском театральном журнале, Жизнь искусства
  • Литература и кинематография (1923 г., переведено в 2008 г.)
  • Теория прозы (1925, перевод 1990) — сборник сочинений
  • Третья фабрика (1926, переведено в 1979 году Ричардом Шелдоном)
  • Гамбургская партитура (1928 г., перевод Шушан Авагян опубликован в 2017 г.)
  • Жизнь помощника епископа (1931 г., перевод Валерии Ермишовой опубликован в 2017 г.)
  • Охота на оптимизм (1931 г., переведено в 2012 г.)
  • Маяковский и его окружение (1941, перевод 1972) — о временах поэта Владимир Маяковский
  • Лев Толстой (1963, перевод 1996)
  • Тетива: О непохожести подобного (1970, перевод 2011)
  • Энергия заблуждения: книга о заговоре (1981, переведено в 2007)

Интересные факты

  • Выражение «по гамбургскому счёту», введённое в русский язык благодаря Шкловскому, основывалось на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. По всей видимости, эти гамбургские матчи — выдумка Шкловского, и их никогда не существовало.
  • Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества, выведен им под фамилией Шполянский в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её перед приходом С. В. Петлюры — поступок, реально совершённый Шкловским, хотя и в другое время.
  • «Zoo, или Письма не о любви» основываются на частично выдуманной, частично настоящей переписке безответно влюблённого в Берлине Шкловского с Э. Триоле, сестрой Л. Ю. Брик. Несколько писем написано ею. Через некоторое время она станет известной французской писательницей и супругой Л. Арагона. Писать книги ей посоветует М. Горький, прочитавший её письма в «Zoo».
  • Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами следующих произведений: книги О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа «Чевенгур» А. П. Платонова и Льговского из романа-поэмы «Орфография» Дмитрия Быкова.
  • Имя героини Суок романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши — на самом деле фамилия. Эта фамилия принадлежала до замужества жене Олеши — Ольге Густавовне. А две её сестры вышли замуж за Шкловского и Э. Г. Багрицкого: на Серафиме Густавовне (1902—1982) в 1956 году женился Шкловский, а на Лидии — Багрицкий. Серафима сначала сама была гражданской женой Олеши (бездушная кукла — это именно она), а с 1922 года — В. И. Нарбута, а после Н. И. Харджиева, и лишь потом Шкловского. Она выведена как «подруга ключика», «дружочек» в романе В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Шкловский также был женат на художнице Василисе Георгиевне Шкловской-Корди (1890—1977).

Высказывания

В Викицитатнике есть страница по темеВиктор Борисович Шкловский

  • Богему создал ВАПП, накооптировавший в писатели 3000 человек (из выступления).
  • Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости (по Б. Сарнову).
  • Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте («Третья фабрика»).
  • Для того, чтобы познать своё сердце, надо немножко знать анатомию («Лев Толстой»).
  • Лестница литературных объединений ведёт к нарисованным дверям. Лестница существует эта, пока идёшь («Третья фабрика»).
  • Что касается электричества, телефона и ванны, то уборная в 100 саженях («Третья фабрика»).
  • Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна.
  • Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: