С чего началась история успеха Стивена Спилберга?
В 1993 Стивен Спилберг снял два величайших кинопроизведения в своей карьере: коммерческий фильм «Парк юрского периода» и драматический фильм «Список Шиндлера». «Список Шиндлера» принес мужчине его первую премию Оскар за лучшую режиссуру, тогда как «Парк Юрского периода» получил более девятисот миллионов долларов.
В тысяча девятьсот девяносто восьмом году Спилберг стал режиссером фильма «Спасти рядового Райана», который принес ему вторую премию «Оскар» в номинации «Лучший актер». Затем Стивен начал снимать сиквелы «Индианы Джонс», общая прибыль которых составила два миллиарда долларов.
Режиссер снял множество блокбастеров, таких как «Поймай меня, если сможешь», «Терминал», «Особое мнение», «Приключения Тинтина» и «Линкольн». На две тысячи девятнадцатый год журнал Forbes оценил общее состояние Спилберга в три миллиарда семьсот миллионов долларов.
Американский режиссер был удостоен различных наград, в том числе трех наград Академии. Его творчество и инновации стояли за гигантским успехом, которого он достиг за долгие годы своей деятельности. Стивен стал национальной иконой в Соединенных Штатах и одним из величайших кинематографистов в истории мирового кинопроизводства.
Карьера
Большой финансовый успех принес Спилбергу фильм «Челюсти» (1975) об огромной акуле, пожирающей людей (тема восходит к классическому роману Г. Мелвилла «Моби Дик»). Успех фильма повлек за собой появление нескольких фильмов-подражаний, поставленных другими режиссерами. В творчестве Спилберга проявляется стремление к визуальным эффектам, достигаемым с помощью трюков и макетов, производящих впечатление живых существ. Модной «космической» фантастике Спилберг отдал дань в фильме «Близкие контакты третьего вида» (1977), рассказывающем о посещении Земли инопланетянами. Комедия «1941» (1979) в сатирическом духе изображала Голливуд, подвергшийся нападению японской подводной лодки во время Второй мировой войны.
В фильме «Инопланетянин» («E.T. the Extra-Terrestrial», 1982) жестокому и корыстному миру взрослых противопоставлена трогательная дружба десятилетнего мальчика с разумным существом с другой планеты.
Вместе с режиссером Дж. Лукасом Спилберг поставил кинотрилогию о приключениях профессора-археолога Индианы Джонса: «Искатели потерянного ковчега» (1981); «Индиана Джонс и храм Страшного Суда» (1984); «Индиана Джонс и святой Грааль» (1989). Фильмы построены по одной схеме: неуязвимый Индиана Джонс разрушает козни злодеев и спасает чудодейственные реликвии (в том числе Ковчег Завета).
В 1986 г. Спилберг поставил реалистический фильм «Пурпурный цвет» по роману Э. Уокер — о жизни чернокожей девочки на юге США в первой половине 20 в. В фильме «Империя Солнца» (1987) события Второй мировой войны показаны через восприятие английского мальчика, оказавшегося в оккупированном японцами Шанхае). Превратности войны смещают в представлениях юного героя критерии добра и зла. В 1990 г. Спилберг поставил фильм «Хук»; в нем сказочный герой — мальчик Питер Пен — превращается во взрослого мужчину, отца двоих детей, которых похищает злодей.
Приемы, испробованные в фильме «Челюсти», Спилберг успешно применил в фильме «Парк юрского периода» (1993), где зрителя поражают искусно сделанные движущиеся макеты гигантских динозавров. В фильме содержится предостережение об опасностях, таящихся в генной инженерии.
Спилберг как продюсер успешно сотрудничал с режиссерами Дж. Данте («Гремлины», 1984; «Гремлины II», 1990), Д. Блутом, поставившим на студии У. Диснея рисованный фильм «Американский хвост» (1987), в котором затронута тема иммиграции евреев в США в конце 19 в., и с Б. Зильберлингом («Каспер», 1994).
Некоторые критики упрекают Спилберга в бессодержательности и погоне за чисто коммерческим эффектом, однако в каждом фильме Спилберг демонстрирует мастерское владение языком кино, техническое новаторство, умение увлечь зрителя.
В 1990 г. Американская академия кинематографических искусств и наук (Американская киноакадемия) присудила Спилбергу премию И. Талберга за выдающееся мастерство и важный вклад в киноискусство.
«Список Шиндлера»
Лиам Нисон в роли Оскара Шиндлера
-
Основная статья: Список Шиндлера
Особое место в творчестве Спилберга занимает тема Катастрофы, к которой он обратился в фильме «Список Шиндлера» (1993), снятому по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». К этой картине режиссёр шёл с 1983 г., всё никак не решаясь приступить к съёмкам, но в итоге именно за этот фильм Спилбергу была присуждена премия «Оскар» (за фильм и режиссуру).
Фильм стал самым дорогим чёрно-белым фильмом XX века — бюджет составил 25 миллионов долларов. В то же время самый коммерчески успешный чёрно-белый фильм на сегодняшний момент (2007). Мировые сборы составили 321 миллион долларов, в том числе 96 миллионов — в американском прокате. Но Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги», и в 1994 г. он основал общество «Фонд Шоа», целью которого является создание всеобъемлющего архива запечатленных визуальными средствами свидетельств лиц, переживших Катастрофу.
«Мюнхен»
Файл:Munich Squad Pic.jpg
Кадр из фильма «Мюнхен»
-
Основная статья: Мюнхен (фильм)
В 2005 г. Стивен Спилберг выпускает в широкий прокат фильм «Мюнхен». Поставлен по книге канадского журналиста Джорджа Джонаса (англ. Vengeance: The True Story of an Israeli Counter-Terrorist Team) (по той же книге в 1986 г. был снят телевизионный фильм «Меч Гедеона»). История о террористическом акте на Мюнхенской Олимпиаде и о последовавшей операции возмездия со стороны израильских спецслужб. Фильм был номинирован как лучшая картина на 78-ю премию «Оскар».
Фильмы
В молодости Спилберг предпринял две попытки поступить в школу киноискусств при Университете Южной Калифорнии. Оба раза Стивену отказывали с пометкой в резюме «бездарность». Но мысли о кино не покидали молодого человека. Он не отчаялся и поступил в технический колледж, во время обучения в котором снял 26-минутную ленту «Эмблин». Именно этот фильм был замечен представителями кинокомпании Universal.
Известная компания заключила контракт с парнем. Изначально Спилберг работал над съемками сериалов «Психиатр», «Ночная галерея», «Коломбо. Убийство по книге», а в 1971 году уже создал небольшой фильм-катастрофу «Дуэль» с одним актером.
Картина получила хорошие отзывы, и в 1974 году продюсеры Universal предложили начинающему режиссеру снять дебютную полнометражную криминальную драму «Шугарлендский экспресс» с Голди Хоун в главной роли.
Эта лента также была тепло принята зрителями, а настоящую славу Спилбергу принес фильм ужасов «Челюсти», вышедший в 1975 году и удерживавший рекорд по кассовым сборам в течение нескольких лет. Позже было снято три сиквела легендарного фильма, но уже без участия Спилберга.
В 1979 году Стивен попробовал силы в жанре комедии и снял сатирическую картину «1941». В 1981-м появился приключенческий боевик с Харрисоном Фордом в главной роли «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега», который стал самым кассовым фильмом года, собрав в прокате $ 400 млн.
Стивен Спилберг и Дэниел Дэй-Льюис Семь «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру, получила историческая драма о жертвах Холокоста «Список Шиндлера» с Лиамом Нисоном в главной роли. В 1998 году Стивен Спилберг вернулся к военной теме, сняв картину «Спасти рядового Райана», где главного героя сыграл Том Хэнкс.
В 2001 году режиссер окончил начатую Стэнли Кубриком работу над проектом «Искусственный разум», ради которого даже отказался от съемок «Гарри Поттера». В последующие годы фильмография кинорежиссера пополнилась известнейшими картинами «Поймай меня, если сможешь», «Война миров», «Линкольн», «Шпионский мост».
В 2020 году Стивен Спилберг выпустил семейный фильм в стиле фэнтези «Большой и добрый великан», в котором речь пошла о дружбе маленькой девочки Софи (Руби Барнхилл) и великана (Марк Райлэнс).
Спустя 2 года на экраны вышла фантастическая лента «Первому игроку приготовиться» о будущем, в котором виртуальная реальность существует на равных с реальным миром.
Кроме режиссирования, Стивен Спилберг активно принимает участие в создании многочисленных проектов в качестве исполнительного продюсера, сценариста, а также актера, появляясь в эпизодах собственных фильмов, тем более что его внешний вид способствует этому: при росте 171 см вес составляет 70 кг.
В 2020 году имена Стивена Спилберга и других культовых режиссеров, в числе которых Квентин Тарантино, Дэвид Линч, Стэнли Кубрик, попали в Оксфордский словарь. Связано это с очередным обновлением лексики английского языка новыми прилагательными, образованными от фамилий известных режиссеров.
Бесчувственный человек
Стивен Спилберг. Фото: Graham Morris/Getty Images
Их было две: Эми Ирвинг и Кэтлин Кэпшоу. Первый развод был связан с небольшим скандалом: порвав со своим супругом, г-жа Ирвинг поспешила заявить в интервью, что она никогда не видела более бесчувственного человека, чем ее бывший муж.
Любимым занятием Спилберга, по словам Эми, было сидеть вечерами в полутемной комнате в обществе каких-то чудовищных экзотических статуэток — не то кукол, не то божков. Маэстро подолгу разговаривал с ними голосом обиженного ребенка, жалуясь на неудачный браки нескладывающиеся семейные отношения. Раз в месяц на протяжении семи лет великий режиссер собирал у себя близких друзей и играл с ними в некую, якобы французскую, игру, именуемую им «petite-jeu».
Каждый участник игры должен был рассказать какую-нибудь историю из собственной жизни, в которой он повел себя совершенно неподобающим образом. И однажды муж г-жи Ирвинг якобы поведал кружку посвященных о каком-то своем увлечении, которое повергло всех в шок. Эми Ирвинг отказалась рассказать, о чем именно шла речь.
Добавила только, что по сравнению с этим набоковскую «Лолиту» можно назвать чтением, рекомендованным в младших классах. Бывшая супруга также жаловалась, что Спилберг не воспринимал ее как человека, а наблюдал за ее поведением, словно ученый за лабораторной крысой, и даже вроде бы делал какие-то пометки в специальной книжечке, с которой не расставался никогда.
Быт мало волновал Спилберга: долгое время он с семьей снимал квартиру в дешевом непрестижном районе Coldwater Canyon в скромном доме за $49500. Во дворе стояла развалюха-машина, купленная за $400 на распродаже.
После развода Спилберг приобрел огромный особняк в Беверли-Хиллз. К припаркованному неподалеку зеленому «Порше» по звонку тотчас же выбегает шофер, чтобы везти знаменитого хозяина к пляжу Малибу — «на дачу».
Волшебный дождь
После той странной ночи маленький Спилберг переменился чрезвычайно. Раньше донельзя застенчивый, теперь Стивен никому не давал прохода. Больше всех страдала от него младшая сестра Энн: он пробирался под ее окна и часами, бывало, выл: «Луна-а-а-а… К тебе пришла луна-а-а!..» Девочка ни жива, ни мертва, каждую ночь выслушивала эту дикую серенаду, зная, впрочем, что днем будет не лучше.
Самым изысканным развлечением для Стивена было отрезать голову любимой кукле сестренки, надеть ее на нож и подать к обеду — между листом салата и кроваво-красным помидором. Однажды Спилберги пошли в кино на какой-то фантастический фильм про страшные инопланетные коконы, которые по ночам заглатывали людей. Вернувшись домой, Стивен тут же соорудил подобие такого кокона и положил его под кровать своей другой сестры. Увидев инопланетное чудовище, девочка испугалась настолько, что на год лишилась дара речи.
Стивен Спилберг: детство и дебют
Стивен Спилберг родился в семье пианистки и разработчика серии ранних компьютеров GE-200. Увлечение киносъёмкой началось со случайности. В начальной школе он вступил в ряды бойскаутов (это по сути аналог наших пионеров), вожатый дал задание сделать серию фотографий, за что обещал выписать благодарность. Фотоаппарат, лежавший дома, оказался неисправен, зато отыскалась восьмимиллиметровая кинокамера, на которую и был снят первый фильм Спилберга. Оригинал записи не сохранился, но по словам маэстро, это была короткометражная картина в жанре вестерна.
Процесс съёмки настолько увлёк ребёнка, что он стал привлекать актёров для следующих фильмов — ими выступали родители и друзья. Вместо крови использовался томатный сок, а вместо дорогостоящих декораций — небольшая железная дорога и другие игрушки. После окончания съёмок все приглашались на просмотр, но это удовольствие стоило 25 центов. Кроме того, Стивен подключил к своей зарождающейся киноимперии и младшую сестру, которая продавала попкорн перед началом «сеанса».
В 13 лет на местном конкурсе любительских фильмов в Фениксе Стивен Спилберг получает свою первую награду. Картина называлась «Побег в никуда» — можешь оценить трейлер.
https://youtube.com/watch?v=3brEB3_uJzY
Школу Стивен заканчивал уже в Калифорнии, куда переехал с отцом после развода родителей. Там же он дважды пытался поступить в Университет Южной Калифорнии на факультет театрального и киноискусства и дважды получал отказ с формулировкой «не имеет таланта». Устроившись на работу в Universal Studios, Спилберг выполнял широкий перечень задач — от помощи при монтаже до участия в массовках. Платили копейки, но это работа давала возможность познакомиться с нужными людьми, влиться в звёздную тусовку.
В 1968-м это наконец произошло: найдя финансирование, Стивен Спилберг снял свой первый профессиональный, но всё ещё короткометражный фильм «Эмблин». Картину увидел вице-президент Universal Studios, после чего вручил Стивену долгосрочный контракт на работу с телесериалами. В 1975 году мир увидит фильм «Челюсти» про огромную акулу — его называют первым блокбастером в американском кино. Картина заработает невероятные по тем временам 470 миллионов долларов и заберёт три премии «Оскар».
Университетские годы
Когда родители Спилберга развелись, юноша оказался перед выбором: с кем остаться, с матерью или отцом. 19-летний Стивен решает присоединиться к Спилбергу-старшему в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, поскольку планировал поступать в School of Cinematic Arts USC – киношколу при Университете Южной Калифорнии. Данное учебное заведение
входит в ТОП-10 лучших киношкол США по версии The Hollywood Reporter. Техническое оснащение школы находится на высочайшем уровне. Ее финансирование складывается из пожертвований выпускников, среди которых значится Джон Ландау и Джордж Лукас. Обе попытки Стивена поступить в этот ВУЗ не увенчались успехом, комментарий приемной комиссии гласил — «не умеет снимать кино, бездарен».
У режиссера стоит поучиться тому, как не останавливаться перед неудачами, слушать собственное сердце, а не профессионалов, которые подчас могут ошибаться. Став знаменитым, Стивен вошел в совет директоров кинематографической Школы USC.
После неудачи Спилберг решает поступить в другое учебное заведение и становится студентом Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич (California State University-Long Beach). Данный колледж находится на 37 позиции в списке Forbes America’s Best Value Colleges. Университет славится третьим по величине кампусом среди калифорнийских университетов: в студгородке открыто более 300 организаций, включая 40 братских и женских. Стивен органично вписался в студенческое сообщество и примкнул к братству Theta Chi, отделению Zeta Epsilon. Это студенческое содружество является одним из старейших (основано в 1856), в нем ценится дружба и взаимопомощь.
Во время каникул, Спилберг снимает 26-минутную ленту «Amblin» («Иноходь»). Короткометражка открывает студенту двери в мир большого кино: на кинофестивале в Атланте в 1969 ленту замечают представители кинокомпании Universal Studios (сейчас Universal Pictures). Стивена приглашают на бесплатную стажировку, а после заключают с 23-летним дебютантом в кинематографе долгосрочный контракт.
Ради карьеры Стивен бросает обучение в университете. 31 мая 2002, спустя 30 лет после первого зачисления, увенчанный тремя «Оскарами» Спилберг вновь вливается в ряды студентов. Он заканчивает California State Long Beach со степенью бакалавра кинопроизводства и электронных спецэффектов (Bachelor of Arts/Science Film Production and Electronic Arts).
Детство и семья
Будущий киногений родился 18.12.1946 в Цинциннати (Cincinnati), штат Огайо (США). Оба родителя Стивена были выходцами из семей еврейских иммигрантов, уехавших из Российской Империи, один дед Спилберга был родом из Одессы, другой – из украинского села.
Отец Стивена – Арнольд Меер Спилберг (06.02.1917г.р.) был ветераном ІІ-й Мировой Войны. Его рассказы про войну позже вдохновят Стивена снять фильм «Спасти рядового Райана». Спилберг-старший трудился в General Electric инженером, занимался созданием мини-компьютеров серии GE. Своим наибольшим вкладом он называет разработку первого управляемого компьютером кассового аппарата. Выйдя на пенсию в 1991, Арнольд Спилберг консультировал технологические компании, работал в Shoah Visual History Foundation – организации, основанной сыном.
отец Стивена Arnold Meyer Spielberg
Мать Стивена Спилберга Лея Адлер (урожденная Posner, Adler – фамилия по второму мужу) родилась 12.01.1920, до встречи с мужем работала профессиональной пианисткой. Ее карьера так и не сложилась, выбор миссис Спилберг сделала в пользу семьи, а не музыки.
Родители Стивена Спилберга поженились в январе 1945, а менее 2 года спустя в семействе появился первенец.
Малыш Стивен с родителями
Именно от матери Стивен унаследовал качества, которые привели его к успеху: бьющую через край жизненную энергию, тонкое чувство юмора и юношескую наивность.
У Стивена было три младших сестренки – Энн (1949), Сью (1953) и Нэнси (1956), с которыми разница в возрасте составляла 3,7 и 10 лет соответственно. Детство, проведенное в окружении такого количества девочек, не прошло даром – Стивен «поднаторел» в женской психологии.
Его сестры помогали Стивену работать над ранними фильмами, однако, сорванец практиковался на них в умении нагнетать страх (что пригодилось ему после в «киношной» деятельности). К примеру, Стивен прятался под окнами дома и завывал: «Луна, луна» (сестры боялись Луны). Однажды он отрезал голову у куклы Нэнси и, сервировав салатом, подал на тарелке.
Спилберги не единожды меняли место проживания. Энн появилась на свет уже в Филадельфии, штат Пенсильвания. Позже семья переезжает в Хэддон, штат Нью-Джерси, далее – Скоттсдейл, штат Аризона.
Лия Адлер вспоминает, как при очередном переезде, когда она приняла решение нанять сиделку для детей, из этой затеи ничего не вышло. Дочки не отпускали родителей из дома даже на пару часов, если они оставляли их со Стивеном.
Кинорежиссер с сестрами и матерью
Стивен Спилберг с отцом и младшими сестрами (справа налево) Sue, Nancy и Anne
Стивен Спилберг с родителями Arnold Spielbergи Leah Adler
По воспоминаниям матери Спилберга, его комната всегда представляла собой «ужас»: мальчик периодически выпускал своего попугая полетать, пол был такой грязный, что там «можно было выращивать грибы». Когда в их доме из клетки сбежала ящерица, домочадцы нашли ее только три года спустя. «Похоже, что я никогда не знала, как надо растить детей, – признается Лея. – Возможно, мы были более нормальными родителями, чем я помню, хотя вряд ли». Кинорежиссер имел хорошие отношения с матерью, и, став успешным, приобрел ей роскошный особняк.
Родители Стивена Спилберга развелись в 1966. Стивен болезненно воспринял сложившуюся ситуацию. Арнольд Спилберг вновь женился в 1997, в 80-летнем возрасте. В 2021 ему исполнилось 100 лет.
Лея второй раз вышла замуж за Бернарда Адлера (Bernard Adler), с которым вместе управляла рестораном «The Milky Way» в Лос-Анджелесе. Заведение было очень популярным во многом благодаря харизме «бывшей миссис Спилберг». Она шутила, что даже ее сын не может занять столик без предварительной брони.
Лея Адлер в своем ресторане Milky Way развешивала постеры фильмов, которые снял ее сын – на фото справа она возле постера «Е.Т. The Extra-Terrestrial» (в российском прокате «Инопланетянин»)
Лея умерла 21.02.2017 в возрасте 97 лет. Два года спустя после ее смерти, в феврале 2021, семья решила вновь открыть двери ее ресторана.
«Инопланетянин» почти получил продолжение
Universal / YouTube
Учитывая выдающийся успех фильма Спилберга про инопланетянина, было вполне естественно, что были планы на продолжение, которое было названо «Ночные страхи» (странное название). Это продолжение с гораздо более мрачной историей должно было показать, что Эллиотта и его друзей, братьев и сестер похищают злые пришельцы из того же мира, что и инопланетянин. Это заставило бы инопланетянина, которого, как выяснилось, зовут Зрек, вернуться, чтобы спасти Эллиотта и других детей. Спилберг по понятным причинам отказался от этого продолжения — слишком оно было мрачным.
Список Спилберга
Злого мальчика не любили соседи. На любую колкость или насмешку с их стороны подросток реагировал мгновенно: имена врагов тут же заносились в «черный список» — список Спилберга. Врагам, зачисленным в список, обещались всевозможные страшные казни — от электрического стула до сожжения живьем. Впрочем, это были только фантазии — на деле гнева Стивена хватало лишь на то, чтобы тайком по ночам мазать окна своих врагов арахисовым маслом. За этим занятием его однажды поймали, «черный список» был обнаружен, а его автор жестоко выпорот.
Раздражение, вызываемое сверстниками, стало определяющей чертой всей его дальнейшей жизни. Сверстники это чувствовали и в долгу не оставались. Как- то раз весь класс Спилберга бежал кросс, и в конце концов на кругу остались только двое: паренек с заторможенным развитием да будущий создатель «Индианы Джонса». И как же горько было слышать Стивену, что товарищи подбадривают несчастного калеку, а ему свистят и улюлюкают вслед!
Путь домой из школы превращался зачастую в настоящую пытку — Спилбергу приходилось буквально прорываться сквозь строй мальчишек, которые то и дело норовили ему наподдать. Они чувствовали, что Стивен — не такой, как все, и мириться с этим не собирались. Но однажды Спилберг нашел средство, с помощью которого мог расправиться со всеми своими недругами.
Успех во всём
Как бы то ни было, Спилберг никогда ничего не делает «просто так». В 1993 году он снял «Список Шиндлера» — очень серьезное драматическое произведение о еврейской трагедии времен Второй мировой войны. Критика ликовала, картина получила семь «Оскаров», в том числе и за лучшую режиссуру. Мало кто тогда понимал, что «Список Шиндлера» — это прекрасно спланированная акция, очередная роза в бутылке из-под «Рерsi».
Дело в том, что Спилберг никогда не получал «Оскара» как режиссер — ни за «Инопланетянина», ни за «Индиану Джонса». Поэтому однажды он решил отомстить Киноакадемии, сняв фильм, который стал бы «оскароносным» на все сто процентов. А чтобы угодить и кинокритикам-интеллектуалам, и простым смертным, он в том же году выпускает на экраны очередной приключенческий мегахит — «Парк Юрского периода». И снова попадает «в десятку».
В последнее время живые люди перестают интересовать гениального режиссера: он занимается мультфильмами. Рисованные персонажи привлекают Спилберга своей безусловной покорностью — он давно мечтал о некотором подобии кукольного театра, где вся власть принадлежит только ему, Хозяину.
Интересно, что последний проект «голливудского волшебника» — «Царь Моисей». Это полнометражный мультфильм об Исходе евреев из Египта. Так тема «Списка Шиндлера» преломляется во второй раз: компьютерные человечки страдают гораздо более натурально, чем живые люди. Парадокс? Нет, скорее очередной циничный поступок.
Всем известная пословица об умеренности в случае со Спилбергом не работает абсолютно: за каким бы количеством зайцев ни погнался Стивен, он обязательно поймает их всех. Ведь в его руках по-прежнему остается кинокамера — мощное оружие, с помощью которого Стивен Спилберг когда-то давно решил завоевать весь мир.
Алексей Ткачев
- Амиши — удивительные люди
- Габриэль Гарсия Маркес: Любовь — это смысл жизни
Успех
Но настоящий триумф и мировую славу принес Спилбергу триллер «Челюсти», снятый в 1975 году. История противостояния людей и гигантской акулы-людоеда, снятая со множеством спецэффектов, стала классикой мирового кино и одним из самых кассовых фильмов в истории.
Он принес огромную прибыль своим создателям даже несмотря на то, что бюджет несколько раз увеличивался в процессе съемок.
Самому Спилбергу во время работы очень пригодились те подростковые навыки, которые он приобрел, монтируя самостоятельно декорации. Создать такую механическую акулу, которая правдоподобно смотрелась бы в кадре и могла бы нормально перемещаться в воде, никак не удавалось.
И тогда Спилберг решил использовать приемы Хичкока, и только с помощью музыки и игры света и теней давать зрителю почувствовать присутствие животного. Это сделало фильм еще более страшным и выразительным.
Многообразие использованных приемов и очень натуральные съемки и были ключом к феноменальному успеху картины. Она получила сразу несколько престижных наград, в том числе три Оскара – за монтаж, музыку и звук. Лента была номинирована как лучший фильм, но этот приз ей не достался.
Но для Спилберга это уже был оглушительный успех. Впоследствии были отсняты еще три части картины, но они не могли конкурировать с первой серией, хотя и принесли режиссеру солидные гонорары.
В 1979 году Спилбергу, которого с раннего детства волновала тема инопланетного разума, все же удалось реализовать на большом экране свою детскую мечту и снять фильм «Близкие контакты третьей степени», повествующий о встречах землян с пришельцами.
Собирая материал к фильму, Стивен исколесил почти всю Америку, беседуя с людьми, пережившими подобный опыт. Он и лег в основу фильма, который получился очень впечатляющим.
К инопланетной теме Спилберг возвращался еще дважды – в 1982 году зрители увидели версию дружественного контакта мальчика и пришельца в ленте «Инопланетянин», где главную роль сыграл Генри Томас младший.
А в 2005 триумфально прошествовала по мировым экранам фантастический блокбастер «Война миров» с впечатляющими спецэффектами и бюджетом 132 млн. долларов. Кассовый сбор составил более полумиллиарда долларов.
Среди самых известных картин Спилберга фильмы о приключениях Индианы Джонса, фантастическая сага о динозаврах «Парк Юрского Периода», он принимал непосредственное участие в создании мини-сериала «Назад в будущее».
Вообще фантастические фильмы – это конек режиссера. Но не менее великолепно ему удаются приключения, психологические триллеры, детективы и драмы. На сегодняшний день в фильмографии режиссера более полусотни работ.
Личная жизнь
В юности Спилберга настолько захватил мир кино, что он и не помышлял о серьезных отношениях. Так что его первым настоящим увлечением стала актриса Эми Виргин, с которой он познакомился вскоре после завершения работы над «Челюстями» на одной из светских тусовок. Вспыхнул страстный роман, который продлился почти три года, но из-за измены Эми они расстались.
На этот раз в измене супруга обвинила уже Эми. Бракоразводный процесс длился много месяцев, но в итоге Эми удалось отвоевать баснословную компенсацию в 100 млн. долларов.
Обвинения экс-супруги были небезосновательными. Действительно, еще с середины 80-х у Спилберга были близкие отношения с актрисой, снимавшейся во второй части о приключениях Индианы Джонса Кейт Кэпшоу. А через год после развода Спилберга она родила ему дочь Сашу. В 1991 пара Кейт стала официальной супругой известного режиссера.
С Кейт Кэпшоу
После брака в семье появилось на свет еще двое детей, но всего их оказалось семеро. У Кейт была старшая дочь и усыновленный мальчик, Спилберг забрал сына от первой супруги к себе, а в 1996 году они уже совместно удочерили девочку. Сейчас это большая дружная семья, все дети в которой в прекрасных отношениях между собой и с родителями, и связаны так или иначе с миром искусства.
Заключение
Когда мы говорим о кино фамилия Спилберга одна из первых приходит на ум. Режиссер, который каждой своей премьерой срывал кассы. Из-за его работ в киноиндустрии утвердилась традиция, что если в первые выходные после премьеры фильм «не выстрелит», то ему уже не стать значимым и знаменитым.
Его кинокартины уже больше 20 лет поражают и заставляют восхищаться работой режиссера. В каждый проект он вкладывает весь свой талант, труд и технику, которую продолжает оттачивать с каждым днем. Его фильмы разбираются во всех кино университетах мира, как пример профессионального и новаторского отношения к делу.
Начиная с детских попыток снимать видео на 8-мм камеру, он проделал путь от кассовых блокбастеров и ужасов до драмы и комедии. В творчестве Спилберга каждый сможет найти фильм по душе и оценить его вклад в киноиндустрию.
Автор статьи: Алла Дьячкова