Введение
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи к классическому рабовладению и расцвету античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в изменении самих форм градо-государственного устройства. В конце 11-го тысячелетия до н. э., как свидетельствует гомеровский эпос, в греческом мире наметилась относительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного главы дворцового хозяйства и т. д. В методах его правления все более и более проявлялись деспотические черты древних монархов, особенно восточных. Аналогичную картину можно наблюдать несколько столетий спустя в Риме в эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которых покоилась единоличная власть царя (Басилевса, Рекса), и рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большим богатством и общественным влиянием, привели к разрушению царской власти почти во всем древнем мире, сопровождавшемуся в некоторых случаях (как это было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Упразднение монархии привело к победе республиканского строя в древнем мире, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и распада рабовладельческого общества) полисной системы государственного устройства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, заложенный в полисной системе, предусматривающей элементы прямой демократии (народные собрания и т. Простой народ полиса, не имевший политического опыта и черпавший свои идеи власти из патриархального и религиозного прошлого, отдал бразды правления почти во всех древних полисах племенной, жреческой и новой собственнической аристократии. Такова была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д.
Процесс демократизации политической жизни в древних городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей власть в своих руках и стремившейся сохранить старые полисные порядки, и народом (демосом), все больше осознававшим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (Евпатриды и демосы в Афинах, патриции и плебеи в Риме и т. д.) стал ряд законодательных реформ, которые подорвали монополию аристократии в государственных органах и создали основу для развития демократических институтов.
Цель работы-раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права Древней Греции.
Исходя из поставленной цели, задачи данной работы заключаются в следующем:
- Определить социально-политическое положение Греции до начала реформ;
- Исследовать содержание реформ Солона;
- Рассмотрим влияние реформ на жизнь в государстве;
- Подчеркните значение реформ для истории права в целом.
Реформы Солона в Афинах…
Солон (рожд. около 640 года до н. э. — смерть около 559 года до н. э.) — один из «семи греческих мудрецов». В истории известен как выдающийся реформатор, который в значительной мере изменил политическое лицо Афин и таким образом, дал возможность Афинам опередить в своем развитии другие греческие города.
Считается отцом афинской демократии.
Предыстория
Социально-экономическое и политическое положение в Аттике продолжало ухудшаться практически весь VII век до н. э. Социальная дифференциация населения довела до того, что уже множество всех афинян влачили жалкое существование. Бедное крестьянство жило в долг, выплачивая громадные проценты, закладывая землю, отдавая своим состоятельным согражданам до 5/6 урожая, продавая своих детей в рабство, закладывая самих себя. Рабов активно вывозили и за пределы полиса. Напряженность в обществе грозила социальными потрясениями.
Старый родовой уклад был тормозом дальнейшего развития, решать на его основе возникающие конфликты было нельзя. Недовольство выражалось не только лишенными, по сути, политических прав и закабаленными малоимущими слоями населения, но и разбогатевшими, но недостаточно знатными гражданами. Осложнялась ситуация неудачей в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII века. В Афинах даже запрещалось упоминание названия этого острова. Запрет был нарушен поэтом Солоном.
Происхождение. Ранние годы
Солон, сын Эксекестида (по другой версии его звали Эвфорион), по достатку он принадлежал к «гражданам среднего круга», происходил из древнего знатного рода Кодридов, который раньше был царской династией. Вел морскую торговлю и имел, таким образом, связь одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого с уважением относились к Солону за честность.
Притворяясь сумасшедшим, Солон публично в стихах призывал афинян к реваншу. Стихи поэта пользовались большой популярностью, что спасло его от наказания. Солону поручили собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины смогли победить Мегары, а Солон становится наиболее популярным человеком в городе. 594 год до н. э. — он избирается первым архонтом-эпонимом. Солону также поручается выполнение функций айсимнета, т. е. он становился посредником при улаживании социальных вопросов.
Солон решительно взялся за реформы.
Кто такой Солон?
Выходец из бывшего царского рода Кодридов, к тому времени уже обедневшего, родился около 640 г. до нашей эры. В молодости, для улучшения материального положения, занимался морской торговлей, благодаря чему много путешествовал. В странствиях знакомился с жизнью и укладом разных стран. До начала политической деятельности прославился как поэт.
Первые шаги в политике Солон сделал во время конфликта между Афинами и Мегарой за владение островом Саламин. Как указывают древние авторы, упоминание этого конфликта в Афинах каралось смертной казнью. Прикинувшись умалишенным, Солон собрал вокруг себя большую толпу, в основном молодежь, и прочитал стихи, в которых призывал к борьбе за Саламин.
Восторженная толпа поддержала поэта. У власти не осталось другого выхода, как только организовать военную экспедицию, во главе которой и был поставлен Солон. Экспедиция оказалось удачной, стратегически важный остров был захвачен, а поэт пришел в политику.
К 594 году до нашей эры политический вес Солона был таким, что его избрали одним из девяти архонтов (правителей), то есть он достиг высшей власти.
На этом посту он провел ряд реформ, которые стали основополагающими для становления Афин как государства.
Законы Солона
Избранный архонтом – простатом, Солон приступил к созданию серии коренных государственных преобразований, вошедших в историю как «Реформы Солона», которые затронули экономические отношения, социальную и военную структуру, а также, государственное управление.
Определение 1
Простат – политик, защитник демоса в период государственных преобразований в полисе.
Экономические преобразования.
Главной целью данного блока реформ стало оживление хозяйственной жизни Афинского полиса. Для чего Солон предпринял следующие шаги:
- Регулирование водоснабжения в Аттике, часто страдающей от засухи.
- Развитие оливководства. Был разрешен экспорт оливкогого масла, в то время как вывоз зерна законодательно запрещен. Изданы предписания, регулирующие посадки и обработки оливковых деревьев. Благодаря чему, произошло оживление отрасли, а оливковое масло Аттики славилось своим качеством во всем эллинском мире.
- Развитие ремесленного производства. В частности, сын освобождался от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его никакому ремеслу.
- Меры, направленные на активизацию торговли. Вместо архаической фидоновской системы мер и весов была введена более удобная эвбейская весовая и денежная система, распространенная по всему Эгейскому региону.
- Запрет на излишества и непроизводительные траты. Запрещались дорогостоящие погребения и строительство роскошных гробниц, жертвоприношения большого количества животных.
Отъезд Солона из Афин
Вскоре против Солона выступили и ущемленные им крайние представители старой знати, и низшие слои демоса, находившие его реформы недостаточными. Солон решил удалиться на некоторое время из государства, главою которого был в продолжение нескольких лет; ему надобен был отдых от долгого труда. Солон хотел удовлетворить свою любознательность путешествием по востоку; но главные мотивы его отъезда были другие: он хотел дать новым законам время укорениться без личной поддержки его личным авторитетом; он желал устраниться от требований, чтоб он делал перемены в них. Взяв с граждан обещание сохранять десять лет его законы, не изменяя в них ничего, Солон удалился из отечества. Говорят, что Солон во время своего десятилетнего добровольного изгнания посетил в Малой Азии знаменитого царя Лидии,Креза, побывал в Египте, слушал рассказы ученых саисских и гелиопольских жрецов о давних временах. Он был на Кипре, где позже чтили память этого мудреца, присоветовавшего их царю Филокипру переселиться на прекрасную приморскую равнину; царь послушался и основал новую столицу, названную Солами – в честь Солона. Но Солону предстояло еще испытать много тяжелых огорчений, – ему предстояло видеть свою родину вновь терзаемою ожесточенным раздором партий, существеннейшие части своего великого дела уничтоженными. Возвратясь с Кипра, он нашел афинское государство в очень взволнованном состоянии. Некоторые из влиятельных эвпатридов были во вражде между собою; каждый искал союзников, и скоро сформировались три партии: они группировались около трех сильных эвпатридских родов, Алкмеонидов, Филаидов и Писистратидов; каждая из них, руководимая знатным честолюбцем, стремилась захватить в свои руки всю власть.
Очищение Афин Эпименидом Кносским
Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.
Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.
Жизнь [ править ]
Хилон был сыном Дамагета и жил в начале 6 века до нашей эры. Геродот говорит о нем как о современнике Гиппократа, отца Писистрата . Диоген Лаэртий утверждает, что он был стариком на 52-й Олимпиаде (572 г. до н. Э.) И что он был избран эфором (надзирателем) в Спарте на 56-й Олимпиаде (556/5 г. до н. Э.). Алкидамас заявляет, что он был членом спартанского собрания. Диоген Лаэртий даже заходит так далеко, что утверждает, что Хилон был также первым человеком, который ввел обычай присоединять эфоров к царям в качестве их советников.
Говорят, что Хилон помог свергнуть тиранию в Сикионе , который стал союзником Спарты. Ему также приписывают изменение в спартанской политике, приведшее к развитию Пелопоннесской лиги в шестом веке до нашей эры. Другая легенда гласит, что он умер от радости, когда его сын получил приз по боксу на Олимпийских играх , и что на его похоронах присутствовали все греки, собравшиеся на фестивале.
Один из его потомков женился король Анаксандрид Спарты и родила сына, царь Клеомен I .
Реформы Солона
Реформаторскую деятельность Солон начал с создания Совета Четырёхсот. Право избрания в совет получили представители трёх из четырёх основных социальных групп. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах:
- Пентакосиомедимны. Имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла, могут избираться архонтами и казначеями
- Гиппеи. Имеют доход свыше 300 медимнов зерна, могут содержать боевого коня
- Зевгиты. Имеют доход свыше 200 медимнов зерна, служат гоплитами
- Феты. Имеют доход менее 200 медимнов зерна, могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.
Феты, как наименее обеспеченная группа, войти в состав Совета Четырёхсот не могли, но получили ряд привилегий. Например, им было дано право участвовать в выборах девяти архонтов из сорока кандидатов.
Были созданы народные суды — Хелиеи. Любой горожанин мог стать, как сказали бы сегодня, присяжным. Надо сказать, что народные суды за довольно непродолжительный промежуток времени сумели сосредоточить всё судебное производство в своих руках и стать последней судебной инстанцией, вытеснив с этой «должности» суд архонтов.
Реформы, проводимые Солоном в значительной степени коснулись частной собственности. Сисахфия, или «стряхивание бремени», проведённая законодателем, ликвидировала долговое рабство, снимались все долговые камни, которые были установлены ранее на землях должников. Крестьяне, проданные за долги в рабство за границу, по велению Солона были разысканы и выкуплены за счёт государственной казны.
Следующим важным моментом было разрешение на свободное завещание любых видов собственности, в том числе земельных участков. Понимая, что сельское хозяйство не сможет прокормить быстро растущее население, Солон законодательно поощрил занятие ремёслами. Один из законов освобождал сына ремесленника от обязанности содержать в старости своего отца, если тот не обучил его ремеслу.
Стремление найти решения общественных проблем, приемлемые для подавляющего большинства граждан и в наименьшей степени опирающиеся на принуждение, характерно для всего законодательства Солона — в большом и малом. Впрочем, разумеется, даже лучшие из законов не могут быть по душе всем без исключения, и Солону, по-видимому, приходилось проявлять определенную твердость духа.
Разработка всего кодекса законов заняла у Солона всего один год, пока он был архонтом. Не сохранилось данных о какой-либо процедуре обсуждения и принятия законов Солона. Похоже на то, что афиняне, предоставив ему полномочия, заранее согласились полностью принять новое законодательство.
Законы были записаны на деревянных досках, которые вращались на стержне, и находились в Акрополе для всеобщего ознакомления. Позднее по совету Эфиальта, были размещены на Агоре. Потом народ и ареопаг поклялись общей клятвой исполнять их, а каждый из новоизбранных архонтов впредь приносил на площади особенный обет в том, что если он чем-нибудь преступит эти законы, то посвятит в Дельфы золотую человеческую статую в свой рост.
Солон был человеком, не только оказавшимся в нужное время в нужном месте, но и сумевшем реализовать свои возможности, принеся немало пользы не только своему народу, но и создав значимый исторический прецедент: законы, созданные им, частично легли в основу античного, в частности римского, права и даже стали своеобразным прообразом будущих конституций.
Реформа долговых отношений
- Проведение кассации долгов, взятых под заклад земли и сисастхии («стряхивание бремени»). Кредиторы ставили на поле должника камни с записями на участках, задолжавших крестьян. По реформе Солона, эти камни были сброшены или торжественно вывезены за пределы Аттики.
- Отмена долговой кабалы (Запрещение обращения в рабство гражданина за долги). Эта мера стала тяжелым ударом по аристократии, так как являлась постоянным источником увеличения их земельных наделов и использования дешевой рабочей силы.
- Принятие мер по возвращению граждан, проданных в рабство в другие полисы.
- Введение ограничения ссудного процента.
Замечание 1
Эти радикальные меры должны были укрепить социальное положение граждан и активизировать развитие экономики. Принципиальное значение имела отмена долгового рабства, так как ориентировала крупные аграрные и ремесленные хозяйства не на труд зависимого работника из числа кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынке.
- Свобода завещания при отсутствии прямых наследников. Раньше вся земля в таком случае оставалась роду.
- Введение земельного максимума (запрещение иметь наделы свыше установленной законом нормы)
Это интересно: 3960,РИХТГОФЕН (Richthofen) Фердинанд Пауль Вильгельм фон (5.5.1833-6.10.1905)
Хилон Спартанский (596 — 528 гг. до н.э.)
Один из «семи мудрецов». Хилон Спартанский был первым эфором — членом правительственной коллегии в Древней Спарте. Диoген Лаэртский говорил, что Хилон сделал эфорат, состоящий из пяти человек, равным царской власти. Предсказание, сделанное Хилоном, принесло ему большую посмертную славу: про лежащий у берегов Лаконии остров Киферу Хилон говорил, что для спартанцев было бы лучше, если бы он погрузился в море. Хилон чувствовал постоянную угрозу нападения на Спарту со стороны этого острова. Будущее показало, что его опасения оказались не напрасны. Вначале спартанский изгнанник Демарат советовал Ксерксу сделать там стоянку для своих кораблей, но царь отверг этот совет. Позднее, в Пелотоннесскую войну, Никий захватил этот остров и поставил там афинский гарнизон. С этого острова афиняне нанесли спартанцам большой урон.
Pacсказывают, что однажды Coлон задал вoпpoc o том, когда царь или тиран более всего стяжает славу. Питтак ответил: «Когда добъется, что бы подданные более всего боялись не его, а за него». Хилон же на этот вопрос ответил так: «Дело правителя — помышлять не о смертном, а о бессмертном».
Законы о долгах, рабах и судьях
Солон родился около 640 года до н. э., и в 594 году до н. э. он стал влиятельным политическим деятелем в Афинах, где в 621 году до н. э. Драконт составил первые записанные законы.
Рис. 1. Солон.
В том же 594 году Солон был избран архонтом и получил чрезвычайные полномочия. Как правило, на этот пост избирал ареопаг, но из-за особой ситуации выборы были поручены народному собранию. Все социальные слои, то есть аристократы и простой народ, рассматривали его компромиссную фигуру.
Первый из законов Солона получил название «сисахфия» — отмена всех долгов и освобождение от рабского статуса кабальных должников. Помимо этого, было запрещено долговое рабство. Результатом стало снижение социальной напряжённости и переход заложенных земельных участков в собственность. Рабов, ранее проданных в другие полисы, государству следовало выкупить за свой счёт.
Второй закон был связан с выборностью судей. Благодаря ему, судьёй мог стать любой афинянин, необязательно знатный и богатый. Солон дал право любому из граждан возбудить судебный иск по делу, которое не имеет прямого отношения к человеку.
В рамках судебной реформы был учреждён новый суд — гелиэя. Он стал важнейшим органом прямой демократии. Второе его название — дикастерий. Суд заседал на площади Гелиэя в Афинской агоре, поэтому и получил такое название. Судей называли дикастами и гелиастами.
Рис. 2. Древние Афины.
Личность Солона
К счастью, в Греции нашелся человек, сумевший помешать кровопролитию. И даже больше, заложить основы будущего процветания. Спустя две с половиной тысячи лет, человечество вспоминает его добрым словом и считает отцом демократии.
Солон родился около 640 года до нашей эры в Афинах и происходил из знатного рода Медонтидов. Семья его не была богатой. По тогдашним меркам жили они средне. Солон занимался торговлей и много путешествовал. Благодаря этому, он расширил свой кругозор, набрался опыта и мудрости, научился ладить с людьми. Всю свою жизнь, как писал сам Солон, он продолжал учиться.
Солон был поэтом, мыслителем. Как бы сказали сегодня, публицистом. Стихи его были как посты в блоге, в которых он выражал свое мнение по тому или иному вопросу. Гражданам особенно нравилось стихотворение, в котором он говорил, что остров Саламин должен быть возвращен Афинам. Народ ратовал за территориальную целостность. Потом Солон написал стих, про то, что закон – это хорошо, а беззаконие – плохо, и нужно всеми силами стремится к восстановлению права и порядка. И все снова согласились с такой здравой мыслью.
Древнегреческий поэт Солон. Иллюстрация из книги, датировка неизвестна
В новых стихах поэт призывал богатых не быть алчными, умерить гордый дух и заняться полезными делами. Показная роскошь раздражает народ и не приносит блага своим владельцам. Богач дрожит как осиновый лист, ведь в любой момент имущество может быть отнято. А был бы закон, никто не посмел бы на него посягнуть. Справедливость одна способна предотвратить войну.
Мудрыми речами Солон установил авторитет. Ему внимали аристократы – потому что он был для них своим. Его слушал и народ (демос), ведь он работяга – один из них. Он говорил правильные вещи. Призывал к миру и справедливости. Кто будет возражать против такого? Кому нужны война и беззаконие?
Солон выступил посредником между бедными и богатыми, властью (аристократами) и народом. И те, и другие могли быть уверены, он отстаивает их интересы. Элита видела, что он способен усмирить народ, устроить так, чтобы они не потеряли власть, и сохранили имущество. Народ, учивший наизусть его стихи, был убежден – Солон все уладит по справедливости.
Богача ведут в ад. Худ. Д. Тенирс Младший, 1647 г.
В 594 году до н. э. Солона избирают «архонтом (правителем), посредником и законодателем», т.е. фактически главой государства с широчайшими, можно сказать неограниченными полномочиями, а именно с правом по своему усмотрению (!) «отменять или сохранять существующее или вводить новое». Такое доверие могло быть оказано только очень добропорядочному человеку. Ибо сколь велик соблазн взять эту неограниченную власть и воспользоваться ею в своих целях.
Солон не сделался тираном (а ведь предлагали!), не поддался искушению. Понимал, что власть дана ему только для того, чтобы навести порядок. После того как закон будет утвержден, главенствовать будет право, а не люди. Один человек не может и не должен править. Это противно природе.
Крез показывает свои сокровища Солону. Худ. Г. ван ден Хукке, 1630-е гг.
Личность
Личная жизнь
Некоторые авторы писали, что в молодости Писистрат был возлюбленным Солона. Согласно Плутарху, «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, „как борец в палестре“».
О потомках Солона никаких достоверных сведений нет. По-видимому, Солон просто не оставил после себя никакого потомства. И в последующей истории Афин нет ни одного деятеля, который по прямой линии возводил бы себя к нему. Однако потомки Солона по боковым линиям встречаются, например глава «Тридцати тиранов» Критий и философ Платон. Они возводили свой род к брату законодателя — Дропиду.
Политические взгляды
Из элегии «Благозаконие»
Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность.В силах оно наложить цепь на неправых людей,Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,Злого обмана цветы высушить вплоть до корней, Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,И разномыслья делам вместе с гневливой враждой Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинаетВсюду, где люди живут, разум с порядком царить.
Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.
Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия — уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия.
Религиозные взгляды
Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:
Поэтический дар
Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт
Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания
Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.
Ссылки [ править ]
- Геродот, я. 59
- Alcidamas ap. Аристотель, Рет. II. 23. 11
- ^ abc Диоген Лаэртиус, я. 68-73
- Hammond, газоконденсата и Scullard, HH (ред.) (1970). Оксфордский классический словарь (с. 229). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869117-3 .
- Перейти ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Хилон» .Encyclopdia Britannica .6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 163.
- Энн Ольга Колоски-Оструу , Археология санитарии в римской Италии: туалеты, канализация и водные системы, Университет Северной Каролины, 2015, стр.115 : в оригинальном латинском «Vissire tacite Chilon document subdolus»
Солон
Особой остроты, социально-политическая борьба достигает в $VI$ веке до н.э., когда правящая верхушка приходит к необходимости введения экстраординарных мер. Самым естественным путем примирения всех слоев общества было назначение на государственную должность особо уважаемого человека. Такой человек нашелся в Афинах, им оказался Солон.
Солон был выдающимся политическим деятелем, философом, мыслителем, поэтом, самым знаменитым законодателем эпохи. Он происходил из обедневшего рода эвпатридов, и чтобы поправить финансовое положение некоторое время занимался морской торговлей, поэтому хорошо знал нужды торгово-ремесленного люда Афин. Постоянные путешествия расширили кругозор, а разносторонняя деятельность, снискала ему репутацию мудрого человека. Впоследствии Солона включили в число «семи мудрецов Греции». Особо известны были в Афинах его политические стихи, обличавшие недостатки правления аристократии. В $600$ году до н.э. Солон стал инициатором военной акции против Мегар, в результате которой, греки взяли под контроль остров Саламин.
В $594$ году до н.э., в связи с разрастающимся общественным конфликтом, Ареопаг избирает Солона на должность Архонта, и наделяет его чрезвычайными полномочиями. Реформатор пробыл у власти всего год, но полностью оправдал надежды народа, заложив основы знаменитой Афинской демократии.
Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Блестящее будущее Афин, законодатель видел в развитии экономики, совершенствовании системы земледелия, процветании торговли и ремесла. Солон пытался создать гарантии благополучной жизни для всех прослоек гражданского общества.
Солон
Солон (ок. 640 — ок. 556 гг. до н.э.) — афинский законодатель.
Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование,
сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность
значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской
торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки
позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.
В конце VII века Солону удалось убедить афинскую молодежь отвоевать у соседнего
города Мегары остров Саламин, ранее принадлежавший Афинам. В этой войне он
проявил себя талантливым военачальником и приобрел среди афинян немалый
авторитет. В 594 году его избрали на должность первого архонта с правами
законодателя. За короткое время он разработал и осуществил широкую программу
социально-экономических и политических преобразований, направленных на
восстановление единства афинского общества.
Наиболее важной реформой Солона была сейсахтейя («стряхивание бремени»),
отменявшая поземельную задолженность и ликвидировавшая долговое рабство. Многие
афиняне, проданные в рабство за долги, были выкуплены и возвращены в Аттику
Вместе с тем Солон издал закон о свободе завещаний, по которому каждый афинянин
получал право завещать имущество по своему усмотрению. Также был осуществлен ряд
мер в интересах торговцев и ремесленников: устанавливались твердые меры веса,
емкости и длины, эгинская денежная система заменялась эвбейской, разрешалось
создание торговых объединений.
Кроме того Солоном была проведена тимократическая, или цензовая, реформа,
согласно которой все афиняне делились на четыре разряда по своим годовым доходам
от сельского хозяйства. К первому разряду относились пентакосио-медимны, имевшие
500 медимнов зерна в год; ко второму -всадники, обладавшие доходом в 300
медимнов и способные содержать боевого коня на случай войны; к третьему — зевгты,
располагавшие 200 медимнами; к четвертому — феты, у которых было менее 200
медимнов. Каждый разряд получал свои права. Так, граждане первых двух разрядов
имели доступ к высшим государственным должностям. Однако они несли и
обязанности: пентако-сиомедимны выполняли литургии — повинности в пользу
государства в виде постройки за свой счет кораблей для флота и организации
общественных праздников (например, театральных представлений); представители
второго разряда служили в коннице. Из зевгитов формировалась тяжеловооруженная
пехота, феты же набирались в ополчение в качестве легковооруженных воинов.
Реформы Солона коснулись также и государственного устройства Афин. Сохранив
функции ареопага, Солон усилил роль народного собрания (эклесии). На основе
древних четырех фил (племен) был создан новый орган — Совет 400 (буле), в
который избиралось по сто человек от каждой филы. В компетенции Совета 400
находились все текущие дела в перерывах между народными собраниями. Большое
значение имело учреждение в Афинах гелиэи (суда присяжных), в котором
участвовали даже феты.
Таким образом, реформы Солона способствовали частичной ликвидации пережитков
родового строя и демократизации афинского общества.
По преданию, Солон взял с афинян клятву не нарушать его установления в течение
десяти лет, а сам удалился из Афин, чтобы никто не смог заставить его отменить
что-нибудь из реформ. Во время своих странствий он посетил Египет, где жил при
дворе фараона Амасиса, побывал на Кипре у царя Филолая, посетил Лидию и другие
страны.
Солон известен не только как политический деятель и реформатор, но и как мудрец;
античная традиция включает его в число «семи мудрецов». Он был одним из первых
аттических поэтов, писал элегии и ямбы; в своей поэзии затрагивал как
общественные, так и философские темы, многие из его стихов сохранились до наших
дней.
Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В.
350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности.
Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.