Здание Центросоюза (Наркомлегпрома) в городе Москва, Россия (1928—1935 гг.)
В 1928 году Ле Корбюзье победил в конкурсе на создание офиса Центрального союза потребительских обществ. Будучи уже известным архитектором, он с радостью принял известие о своей победе, но при непосредственном возведении сооружения в России, возникли некоторые противоречия с Николая Колли – куратором проекта.
Ле Корбюзье не хотел выбирать столь темные цвета для фасада и имел другое представление о механизме вентилируемости и теплоснабжения офиса. Оконная система вентиляции, предложенная французским архитектором, не оправдала своих надежд, ведь летом внутри здания было очень жарко, а зимой, наоборот, холодно. А в результате изменения политической ситуации в России, после 1930 зодчий больше не приезжал в Москву, и стройкой всецело занялся Н. Колли.
Среди характерных штрихов для Ле Корбюзье можно отметить зал заседаний, отличающийся своей просторностью за счет тонких колонн. Вместо лестниц здесь используются длинные пандусы, по которым работники офиса передвигаются между этажами. Внешне здание напоминает какого-то робота или фабрику, что было для 20-х годов очень необычным и смелым решением. В наше время офис воспринимается совсем иначе. Например, полукруглый фасад корпуса расположенный со стороны проспекта Академика Сахарова (ранее Ново-Мясницкая улица), похож на центральный вход, хотя он задумывался, как служебный. Главный вход в здание, отличающийся своим остеклением, предусмотрен с другой стороны дома.
Город Чандигарх в Индии (1950-1960 гг.)
Ле Корбюзье сразу же принял предложении от правительства Индии заняться постройкой целого города, рассчитанного на 3 млн. жителей. Зодчий понимал, что это поле не для создания его дерзких манифестов, и что здесь потребуется учесть жаркий и в тоже время дождливый климат страны. Со своей задачей архитектор справился на отлично, ведь после завершения строительных работ внешний облик города повлиял на все современные города. Первоначальный проект был разработан двумя американскими архитекторами – Альбертом Майером и Мэтью Новицким, но Ле Корбюзье внес в него значительные коррективы.
Город отличается своей строгой геометрией, большими проспектами, высокими зданиями жилого и административного значения. Чандигарх окружен зеленью, чтобы город «дышал» за счет вырабатываемого деревьями кислорода. Также озеленение, шириной 16 км., должно было предотвратить нежелательное расширение города за счет предместий.
Ле Корбюзье разделил весь город на сектора, которые похожи на маленькие государства. Каждому участку было условно назначена определенная функция – образовательная, жилая, коммерческая и т.д. Комплекс Капитолия, состоящий из главных административных зданий — Секретариата, Верховного суда и зала Ассамблеи — находятся практически за чертой города, и представляет собой отдельный архитектурный ансамбль.
Верховный суд имеет зонтичную крышу, которая отлично выполняет свои функции, спасая от жары и проливных дождей. Для создания тени, зодчий углубил все окна вглубь постройки между бетонными перегородками. Важную роль в качестве спасительной силы от сорока градусной жары выполняют искусственные водоемы, продуманные архитектором по всему городу. Также, чтобы справиться с условиями климата, Ле Корбюзье прибегнул к синтезу интернационального стиля и приемов индийского зодчества: он использовал солнцезащитные решетки «джали» в своих постройках. Сочетание индийской культуры и модернизма в чистом виде, позволило создать город, который понравится не только его коренным жителям, но и ценителям европейского архитектурного стиля.
Над проектом «Чандигарх» Ле Корбюзье работал со своим братом Пьером Жаннере, вместе с которым он создавал не только центральные улицы и проспекты, а и мебель для будущих квартир. Эта необходимость возникла из-за отсутствия поблизости мебельных фабрик, так как город возводился в чистом поле вдалеке от цивилизации. На сегодняшний день город Чандигарх считается одним из самых красивых и удобных городов в Индии.
Дворец Ассамблеи в городе Чандигарх Индия (1951-1962 гг.)
Одним из главнейших проектов, признанный наиболее удобным в плане функциональности здания, является Дворец Ассамблеи. Внешне сооружение имеет причудливый вид за счет поднятого вверх козырька, опирающегося на излюбленные архитектором пилоны. Высота бетонного гиперболоида с алюминиевым каркасом равна 37 м., и является главным элементом композиции. При своей простоте геометрических форм, сооружение удивляет разнообразием восприятия с различных ракурсов.
Внутри огромного бетонного параллелепипеда размером 90×90 метров расположен центральный зал (60×60 м), который, в свою очередь, условно делится на две части: зал Верхней палаты, имеющий пирамидальную крышу с остеклением, и зал заседаний гиперболоидной формы. Их верхушки «торчат» из плоской крыши здания, создавая дополнительный объем. Обе локации разделены высокими колоннами и несколькими пандусами соединяющими этажи ассамблеи. Благодаря сквозной системе вентилирования и созданию искусственных водоемов на территории дворца, в помещениях всегда прохладно, даже когда температура на улице достигает +40 °C. Массивные бетонные стены раскаляются снаружи, но изнутри они всегда остаются холодными.
По трем сторонам от залов расположены помещения для сотрудников и имеются отдельные входы. Стены покрыты мозаикой, цвет которой разбавляет бетонный интерьер здания. На столь масштабной площадке мозаика изображает небо и белые облака, что визуально увеличивает объем залов. Среди рисунков спрятана акустическая аппаратура, улучшающая качество звука в пустых помещениях.
Гений и злодейство…
«Ле Корбюзье оказался в Виши отнюдь не случайно. Он и его единомышленники считали, что наступил долгожданный момент, когда, наконец, можно реализовать идеи, давно уже изложенные ими в архитектурных журналах «Plans» и «Prélude», — говорит Ксавье де Жарси. «Революция, которую они хотели произвести, была, на самом деле, революцией урбанизма, который у Ле Корбюзье выступал воплощением консервативной идеологии, основанной на возвращении к таким патриархальным ценностям, как работа и семья», — уточняет он далее.
«Ле Корбюзье был изначально готов идти на сотрудничество с новой властью в Франции. Проблема была в том, что сам режим Виши не слишком-то был заинтересован в его архитектурных проектах. У него были свои собственные идеи, которые не обязательно совпадали с идеями этого архитектора», — констатирует К. де Жарси.
При этом он предлагает проводить четкую грань между гениальным творцом, видевшим в тоталитарной власти инструмент, с помощью которого можно было «тотально» перестроить мир в духе русского авангардизма, обогащенного немецкой технологией стиля «Баухауз» (не случайно Ле Корбюзье столь комфортно ощущал себя в СССРВнешняя ссылка), и настоящими коллаборационистами, пособниками и предателями, писавшими доносы и обрекавшими на смерть других.
Одна из необычных скульптур Ле Корбюзье — архитектор был еще и мастером малых форм в прикладном искусстве.
«Были люди куда хуже его. Он все-таки напрямую не сотрудничал с немцами», — подчеркивает К. де Жарси. Именно поэтому освобождение Франции от оккупации не стало для Ле Корбюзье каким-то рубежным событием в том смысле, что никто никаких претензий к нему не предъявлял. «Возмездие постигало не всех, только самых худших среди коллаборационистов», — напоминает журналист. С его точки зрения «фашизм отнюдь не мешает таланту».
В качестве доказательства К. де Жарси указывает, например, на французского писателя Луи-Фердинанда Селина (Louis-Ferdinand Céline, 1894 — 1961). Он тоже, кстати, приезжал в СССР, первый сокращенный перевод его романа «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit») был сделан по личной инициативе Льва Троцкого. Л.-Ф. Селин поддерживал режим Петена и имел репутацию антисемита и расиста, что не помешало ему стать родоначальником целого направления в литературе, из которого вышли потом Г. Миллер, Э. Паунд, У. Берроуз, А. Гинзберг, Ч. Буковски и другие.
Клуб Ассоциации текстильных промышленников в городе Ахмадабад, Индия (1954 г.)
На краю высокого берега реки Сабармати расположено трехэтажное здание, выполненное из монолитного бетона – это знание Ассоциации промышленников текстильного бизнеса. Ле Корбюзье вновь использовал некоторые принципы, свойственные его стилю, и поднял сооружение над землей при помощи мощных колонн. Крыша уже не плоская, а более подходящая для климата Индии – зонтичная. С парадного входа Ле Корбюзье решил сделать длинный пандус до второго этажа для заезда транспортных автомобилей.
Здесь используется сквозная система вентилирования за счет больших бетонных блоков, создающих проемы для проветривания. Эти же блоки создают дополнительную тень, поэтому от здания Ассоциации из грубого бетона (beton brut) всегда веет прохладой. К тому же, геометрические угловатости здания сглаживает озеленение, как вокруг постройки, так и в ней самой. Со стороны реки, где находится служебный выход, на стенах Ассоциации есть специальные ниши, с которых сверху и до самого низу свисают зеленые растения, создавая дополнительную тень. Особенностью постройки являются специальные экраны из волокна тростника. Эти же раздвижные панели способны поглощать до 35% влаги, что делает воздух более легким и свежим.
С тех пор прошло много времени и многие ткацкие фабрики прекратили свое существование в городе Ахмадабад, но Ассоциация промышленников продолжает работать на том же месте, что и 63 года назад.
Центр визуальных искусств в городе Бостон, США (1959-1962 гг.)
Если не брать в расчет штаб-квартиру ООН, в архитектурных документах которой даже не упоминается имя архитектора, то проект Центра для изучения изобразительно искусства считается единственной постройкой автора, созданной в Америке. В здании, площадью в 4 047 м², размещаются классы, графические мастерские, художественные галереи и залы для выставок и проведения лекций, кинопоказов и других мероприятий.
Изначальная задумка сооружения заключалась в создании такого места, где студентам Гарвардского университета можно было привить любовь к художественному видению мира. Центральная часть здания выполнена в форме куба – простой геометрической фигуры, что свойственно модернистскому стилю. К этой части постройки пристроено еще два крыла закругленной формы. Через весь Центр проходит длинный пандус S-образной формы. Проходя по нему, можно сквозь большие панорамные стекла увидеть, что происходит на первом и втором этажах. Он выполняет не только функциональную роль перехода, но и служит, как символ моста между миром искусства и обыденной жизнью.
Перед началом работ, архитектор-модернист приезжал в Бостон всего один раз, для того, чтобы узнать детали заказа и ознакомиться с территорией, на которой предполагалось возведение Центра. Студенты жаждали встречи с гением архитектуры и сильно обиделись на дирекцию Гарвардского университета, ведь те собирались скрыть приезд Ле Корбюзье. В знак протеста они разрисовали одну из стен блока искусств углями, изобразив себя в виде индейцев, ищущих по следам своего кумира.
Чтобы справиться с поставленной задачей, которая заключалась в создании сооружения с гибкой планировкой, модернист распланировал пространство следующим образом:
– На первом этаже находились кабинеты для работы с фотографией, а также зал для проведения лекций.
– Второй этаж был отведен для мастерских открытого типа, чтобы все желающие могли наблюдать за работой отдельных групп. Это было сделано для того, чтобы вызвать интерес у студентов к различным видам искусства, ознакомившись с их аспектами в качестве зрителей.
– Третий этаж не имел точного назначения и мог использоваться, как угодно.
– На последнем четвертом этаже расположилась огромная мастерская по созданию скульптур из различных материалов.
Весь Центр изобразительного искусства насыщен элементами модернистского стиля в виде длинных колонн, линейного размещения окон, наличия простых геометрических форм и ярких одноцветных фрагментов. Внешние фасады выполнены с применением техники «beton brut», которую отлично освоил зодчий за время своей карьеры. Единственным недостатком Центра считается отсутствие большой аудитории хотя бы на 200-300 человек.
Павильон фирмы Philips и «Электронная поэма» Ле Корбюзье в городе Брюссель, Бельгия (1958 г.)
На всемирной выставке в Брюсселе Expo 58 в 1958 году проходил смотр достижений человечества. Это был крупнейший показ со времен Второй мировой войны и в нем принимали участие все страны мира. Здесь нашлось место и для павильона компании Philips, которую представлял гений модернизма Ле Корбюзье. Он предложил директорам фирмы свою «Электронную поэму», которая соединила в себе то, что до этого момента можно было воспринимать только по отдельности: музыкальные ритмы, видео презентацию, световые эффекты, шумы и тишину.
Макет самого павильона был разработан совместно с Янисом Ксенакисом, учеником Ле Корбюзье. По их задумке павильон вмещает до 500 человек и в течение 10 минут зритель наблюдает синтез искусства. После странного деформированного входа, человек попадает в небольшой зал с искаженными стенами. На двух противоположных стенах шла проекция картинок и видеоряд, на двух других вспыхивали одноцветные картинки, сопровождающиеся звуками и мелодиями. В помещении было установлено 300 колонок, которые располагались по углам. Они заполняли «палатку» необычным звучанием и создавали непередаваемую фантастическую атмосферу.
Электронную поэму на выставке Expo 58 прослушали около 1 млн. 250 тыс. человек. Всего на воплощение данного проекта потребовалось два с половиной года, включая создание поэмы, строительство площадки Philips и его демонстрацию других странах Европы.
Над музыкальным оформлением работал Я. Ксенакис, записавший 120 секунд музыки. Оставшиеся 480 сек. были написаны Эдгаром Варезом, который трудился в специальном ангаре технической компании Philips на протяжении 7 месяцев. Основные технические службы фирмы в значительной мере повлияли на финальный образ павильона. Например, специалисты по акустике Кальф и Так настояли на уменьшении каркаса «палатки» на 25% от общего размера и предложили изменить массу бетонных стен до 120 кг/м2. Таким образом, готовое помещение весило около 32 тонн и состояло из 4000 натянутых, как струны, железобетонных стяжек.
Профессор Дельфтского университета Фриденбург и инженер строительной компании «Страбед», Дуистер, внесли свою весомую лепту в создание данного проекта. Они рассчитали общий вес готовой постройки и соотнесли с возможностями опорных конструкций. Эти два человека вовремя заметил, что «палатка» может сложиться от сильных звуковых колебаний, поэтому предложили Ле Корбюзье разместить по центру несколько опорных балок. Но профессор и инженер придумали другой вариант, разделив стены на плоские части напряженного бетона, что позволило отказаться от опорных конструкций внутри помещения.
Работа над «Электронной поэмой» и павильоном Philips осуществлялась профессиональной командой, объединенной одной целью – слияние архитектуры, музыки и кино в один единый мультимедийный проект. Ежедневные старания по созданию идеального синтеза искусства, потребовали от них максимальной отдачи и объединения собственных сил для того, чтобы нажав на кнопку «Пуск», увидеть синтез движений музыки и цвета, поразивший миллионы людей.
«Марсельская жилая единица» в городе Марсель, Франция (1947—1952 гг.)
Многоквартирный дом, называемый Unité d’Habitation (Марсельский блок), состоит из 17 этажей, которые опираются на мощные колонны. Сооружение включает в себя 337 квартир различного типа, но основное количество из них спроектировано в стиле «дуплекс» и занимают два этажа.
Работая над созданием Марсельского блока, Ле Корбюзье, сам того не зная, открыл новое течение – брутализм. Это произошло после того, как зодчий применил технику грубой заливки бетона «Béton brut» и вместо смягчения внешнего вида отделки, наоборот, подчеркнул его. А для того, чтобы здание не выглядело угрюмым, архитектор разукрасил лоджии однотонными и яркими цветами.
Дом может вместить до 1500 жильцов и имеет следующие параметры: длина — 138 м, ширина — 25 м и высота — 56 м. В «бетонном параллелепипеде» были предусмотрены кафе, библиотека, магазины и даже сад и спортзал на плоской крыше здания.
На сегодняшний день Марсельский блок находится не в самом лучшем состоянии и там проживает не так много людей. Этаж, где были расположены кафетерии и другие заведения, сейчас арендует «Hotel Le Corbusier». На крыше уже давно нет спортзала, а вместо него был создан выставочный зал под открытым небом. Марсельская жилая единица считается достопримечательностью города и поэтому здесь частенько проводятся экскурсии для туристов.
Доминиканский монастырь Ла Туретт (Sainte Marie de La Tourette) в городе Лион, Франция (1957—1960 гг.)
Территорию для выполнения этого проекта Ле Корбюзье выбирал лично и никто не мог подумать, что его выбор остановится на склоне холма, позади которого возвышался лес, а спереди простиралась равнина. Территория была далеко не идеальной, но архитектор был категоричен в своем решении. Для заказчика отца Мари-Ален Кутюрье было не секретом, что будущий автор кельи Ле Корбюзье еретик, ведь они были хорошими друзьями. Но талант французского архитектора покорил отца и тот доверился зодчему.
Но, несмотря на прежние изменения стиля, автор снова вернулся к геометрии. Для него здание с угловатостями на фоне сложного природного ландшафта являлось символом целенаправленности и силы веры против окружающего мира. Чтобы выровнять сооружение в горизонтальной плоскости, градостроитель снова применил колонны в качестве опоры. В непосредственном контакте с землей оказались кухня и другие подсобные помещения. На первом этаже столовая или, как ее называют в монастыре, трапезная. Второй этаж занимают классы для занятий, выше – комнаты для ста братьев, которые живут, учатся и молятся в этом здании. Далее идет крыша, укрытая травой. Оттуда открывается неповторимый вид, особенно когда наступает рассвет. Монахи проводят здесь большое количество времени для того, чтобы ощущать гармонию с природой и собой.
В разное время года здесь собирается много туристов, желающих посмотреть на творение Ле Корбюзье – монастырь Ла Туретт, несмотря на его непрезентабельный вид (из-за времени, сооружение сильно постарело и выглядит заброшенным). Братьям, живущим здесь, внешний вид обители никак не мешает проводить службу и занятия, чего нельзя сказать о туристах. На протяжении многих лет монахи ведут борьбу с любопытными посетителями, пытаясь ограничить время посещений для спокойного существования наедине с собой.
Капелла Нотр-Дам-дю-О в городе Роншам, Франция (1950-1955 гг.)
Бетонная паломническая церковь, называемая еще капеллой Роншама, расположена на самом высоком холме в близлежащих окрестностях. Здание абсолютно не похоже на предыдущие работы Ле Корбюзье. Здесь нет ни плоской крыши, ни ленточных окон, ни правильных геометрических форм. Но до этого уже зрелому и опытному архитектору не доводилось принимать участие в подобных проектах. Находясь под влиянием византийской церковной архитектурой, зодчий решил провести эксперимент по слиянию модернизма и экспрессионизма.
Окна теперь не упорядочены, как было в прежних работах градостроителя, а разбросаны по всей площади стен, при этом каждое окно имеет различный размер. Благодаря витражным стеклам, такое решение позволило добиться весьма интересного освещения в разное время суток внутри церкви. Форма крыши, которая напоминает шапку монашки, на самом деле была навеяна морской раковиной. Из-за массивных стен белого цвета и необычной крыши, капелла Роншам чем-то похожа на гриб с деформированной шляпкой.
Из-за того, что во время паломничества церковь Нотр-Дам-дю-О не может принять всех посетителей, рядом был построен еще один алтарь и кафедра. После этого появилась возможность проводить службы под открытым небом, и вопрос с численностью прихожан был решен. Помимо паломников, сюда съезжается порядка 100 тысяч туристов каждый год. У них есть возможность зайти через северный вход, который условно является «черным». Через главные ворота их не пропускают по одной простой причине – на месте входа стоит массивная плита, поворачивающаяся на центральной оси. Она расписана самим Ле Корбюзье и имеет высокую значимость, как памятник архитектуры, поэтому ее старые механизмы открывают парадную дверь только во время больших церковных праздников.
Дом для рабочих в городе Штутгарт, Германия (1927 г.)
Для большинства архитекторов-модернистов одной из главных задач было создавать компактные и простые дома для проживания рабочих, но чтобы сооружения при этом имели современный вид. В Штутгарте есть небольшой район Вайссенхоф, в котором Ле Корбюзье вместе с Мисом ван дер Роэ, Петером Беренсом и другими архитекторами-модернистами реализовывали свои проекты по созданию жилых домов. Всего было построено 21 сооружение.
Простота и удобство – вот два основных критерия, которые характеризуют постройку зодчего из кирпича и штукатурки. Именно в проектировании этого здания начинающий архитектор из Швейцарии применил свои основные принципы строительства: дом на столбах, плоские крыши, свободная планировка, не зависящая от стен, ленточные окна, свободный фасад. Все пять принципов позволяют освободить внутреннее пространство, так как весь вес сооружения переносится на опорные колонны. Отсутствие несущих стен дает волю архитекторами совместно с дизайнерами создавать всевозможные комбинации планировки и интерьера помещения.
Чтобы освободить еще больше пространства внутри помещения, Ле Корбюзье продумал специальные передвижные ширмы, благодаря которым можно регулировать количество комнат и их размер. Также в спальнях были установлены выдвижные кровати, которые после сна можно было «спрятать» в стену. Установка больших панорамных окон позволила пропускать большее количество солнечного света, что делает дом экономнее. На сегодняшний день здание отреставрировано и имеет первоначальный вид. Сооружение используется в качестве музея.
Центральные учреждения Организации Объединенных Наций в городе Нью-Йорк, США (1947–1951 гг.)
В 1947 году было принято решение о создании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и полностью утвержден план архитектуры будущего строительства. Известный американский филантроп Джон Рокфеллер-младший, выделил из собственного бюджета 8,5 млн. долларов для того, чтобы выкупить участок под застройку, где в то время находились скотобойни и железнодорожное депо. Этот жест позволил ускорить утверждение Нью-Йорка в качестве места для объединения всех государств мира. С тех пор данный участок, площадью более, чем 73 тыс. м2 , является международной территорией.
В состав почетной группы из 13 человек, работавшей в то время над проектом, входил и Ле Корбюзье. Изначально он числился, как главный архитектор, но из-за разногласий с куратором проекта Уоллесом Харрисоном и Оскаром Нимейером, который был избран в качестве директора по планированию, от идей Л. Корбюзье почти не осталось и следа. В официальном списке архитекторов даже забыли указать его фамилию.
Согласно чертежам Ле Корбюзье, весь комплекс зданий должен объединяться в один единый блок и не выглядеть как отдельные проекты. А вот здание Секретариата, согласно задумке автора, должно было в основном состоять из высоких стеклянных панелей и иметь плоскую крышу. Этот пункт был принят голосованием всех архитекторов, участвовавших в работе, и поэтому Секретариат имеет именно такой вид, каким его можно увидеть сегодня. Единственное отличие касается этажности сооружения, так как изначально задумывалось возвести 45 этажей, но из-за сокращения бюджета от 80 млн. долларов до 60 млн., здание пришлось «укоротить» до 39 этажей. Ле Корбюзье также разработал центральный вход в виде изгибающейся крыши, чем-то схожей с ангаром. К моменту завершения строительства, штаб-квартира ООН считалась образцом самого современного архитектурного дизайна на Манхэттене.
На сегодняшний день, здание Секретариата, куполообразный зал заседаний Генеральной Ассамблеи и Крыло конференций открыты для посещения туристами.