Шагал марк захарович

Творчество Шагала[править | править код]

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала выступает его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идише и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Роспись плафона парижской Оперы Гарньеправить | править код

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, — Оперы Гарнье, был расписан Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из России, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 кг краски, а площадь холста занимала 220 м². Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 м.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

  • Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
  • Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
  • Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
  • Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
  • Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Дом Марка Шагала в Витебске, Белоруссия.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Детство и юность

Шагал Марк Захарович родился 24 июня (06 июля по новому стилю) 1887 г. в Витебске в Российской империи (территория современной Белоруссии). Имя при рождении – Мовша Хацкелевич.

Отец будущего художника, Хацкель Мордухович Шагал, был приказчиком. У Хацкеля и его жены Фейги-Иты Менделеевны, приходившимися друг другу двоюродными братом и сестрой, было 7 детей: 2 мальчика и 5 девочек. Мовша был старшим ребёнком в семье.

Родители Марка Шагала

Недалеко от Витебска, в местечке Лиозно, жили бабушка и дедушка Мовши по материнской линии, у которых он проводил много времени в детстве.

Как это принято в традиционной еврейской семье, мальчик изучал на дому священные книги (Тору и Талмуд) и древнееврейский язык. А в возрасте 11 лет ребёнка отдали в Витебское училище, где он учился до 1905 г. Затем Мовша поступил в местную художественную школу. Там его учителем стал живописец Юдель Пэн. Затем юноша решил отправиться в Петербург и продолжить обучение изобразительному искусству.

Марк Шагал в юности

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – «Я и деревня», «Посвящение моей невесте», «Памяти Аполлинера», «Голгофа», «Вид Парижа из окна», «День рождения», «Над городом», «Синий домик», «Прогулка», «Одиночество», «Белое распятие», «Свадебные огни», «Исход», «Мосты через Сену», «Война»… Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах. В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация. Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье, а в 1966-м создал панно «Триумф музыки» и «Источники музыки» для нью-йоркской «Метрополитен-опера». 

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций. В 1940-50-х годах он вместе с Леоном Бакстом работал над постановками из легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, балетами «Алеко», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя»…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса», позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе: поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала «Моя жизнь».

В Петербурге

Наконец терпение лопнуло. Имея 27 рублей в кармане, единственные деньги от отца на художественное образование, и неодобрение родни, морально тяготившее Марка, в 1907 году он отправился в новую жизнь. Тогда по царскому указу евреи, не имея вида на жительство, не могли жить в столице, и отец помог добыть справку, что сын поехал в Санкт-Петербург по поручению купца за товаром. Провалив экзамен в Училище технического рисования барона Штиглица, Марк был без экзаменов принят в школу Общества поощрения художеств сразу на третий курс. Через некоторое время стал стипендиатом, 10 рублей в месяц в течение года – это было целое богатство для бедного провинциала.

В Петербурге пришлось пережить много мытарств, поисков меценатов, выслушать сотни нравоучений, сменить уйму каморок и углов, поработать слугой у адвоката, даже посидеть в тюремной камере за отсутствие вида на жительство. Чтобы его получить, пришлось поучиться у мастера по вывескам. Учёба в школе Общества поощрения художеств Шагала совершенно не удовлетворила. Промучившись два года, он бросил её.

Затем, в 1909 году, поступил в школу Бакста Льва Самойловича (1866-1924), которая была единственной в столице на то время с явными европейскими веяниями. За уроки целых 30 рублей в месяц платили добрые люди, Марк упорно ходил на занятия и трепетно ждал похвал мастера. В этот период он понял, что в рисовании, как и в общем образовании способен учиться только с точки зрения получения новых сведений и общего развития. Но создавая художественный этюд, он должен следовать лишь своим инстинктам.

После войны.

После Второй мировой, в 1946 году, Шагал вернулся во Францию. Он стал ещё более знаменит благодаря своим литографиям и витражам. В Израиле имя художника стало символом еврейского художественного гения. По словам Шапиро, «Шагал явно стремился создать из опыта своей юности в России еврейское искусство – сверкающее, новое и современное».

На 24-й Венецианской биеннале он завоевал Гран-при за цикл иллюстраций к «Мёртвым душам» Гоголя. В 1952 году повторно женился. Новой супругой стала Валентина Григорьевна Бродская, владелица салона в Лондоне; Марк называл её «Вава». Они, как и в случае с Вирджинией, познакомились благодаря дочери Иде.

60-е годы ознаменовались поворотом к монументальным искусствам: от керамики и витражей Шагал перешёл к скульптуре, мозаике, шпалерам. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. После этого на него как из рога изобилия посыпались заказы на оформление храмов различных конфессий не только в Израиле, но и в Европе и Америке. В 1964-м он расписал плафон Гранд Опера в Париже, в 1966-м – создал два декоративных панно для нью-йоркской Метрополитан-Опера. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.

В 1973 году состоялось кратковременное возвращение в Москву и Ленинград. Шагала пригласило Министерство культуры СССР, организовавшее выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил несколько своих работ ГМИИ имени Пушкина и Третьяковке. Сбылись слова Шагала, написанные им перед эмиграцией в 20-е годы: «Может быть, вслед за Европой, меня полюбит и Россия».

В 1977 году Шагал получил высшую награду Франции – Большой крест Почётного легиона. Под конец года в Лувре вопреки правилам, запрещающим выставлять работы ещё живых художников, состоялась выставка, посвящённая 90-летию Шагала.

28 марта 1985 года Марк Шагал скончался в своём доме в Сен-Поль-де-Вансе.

До сих пор не было создано полного каталога работ, оставшихся после его смерти – настолько обширно наследие художника.

Витебск

Ещё недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле Марк — старший из 9 детей разносчика рыбы Хацкеля (по паспорту — Захара) — 7 июля 1887 года родился на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. А в Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка туда возили, хоть он этого и не любил — дед был резником (так в еврейских местечках называли мясников), в сарае вечно сохли шкуры убитых животных, и это было до жути страшно!

С Бэллой Розенфельд

Войдя в возраст и обнаружив в себе страсть к рисованию, Шагал покидает родной город: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. А в Петербурге он поступил в школу Общества поощрения художников, среди его учителей был и Лев Бакст. Но и в Питере, а потом в Париже, в Нью-Йорке, да где угодно, Шагал рисовал всё те же витебские столбы, заборы, свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика, раввина… Правда, главную свою живописную натуру, которую он тоже будет рисовать много лет, 22-летний Шагал нашел всё же в Питере. Её звали Белла Розенфельд. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. И это было поразительно, потому что Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией… В её присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. И себя летящим рядом с ней — над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.

Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Свадьба казалась делом решённым, и вдруг всё изменилось — влюблённого юношу стала мучить какая-то смутная тревога, какая-то тоска… Словом, в один прекрасный день он вдруг взял да и удрал от своей невесты в Париж. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. А она сама хранила спокойствие. Будучи женщиной необыкновенно умной, Белла одна понимала, что происходит с её любимым мужчиной — лучше даже, чем он сам. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется», — объясняла она. Этот таинственный инстинкт он и сам за собой знал: «Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар и, чтобы нас спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место. Может быть, поэтому я постоянно испытываю потребность куда-то уехать».

Живопись

Весной 1911 г. Марк Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию отправился в Париж, где продолжил обучение. Здесь он познакомился со многими живописцами и поэтами.

К тому моменту биографии Шагал уже написал такие картины, как «Покойник», «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Уже тогда у парня начал вырабатываться характерный для него стиль.

Во Франции Марк создал ряд полотен, включая «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые сделали его одним из передовых художественных представителей еврейской культуры.

Осенью 1913 г. работы Шагала были выставлены в Берлине, откуда он возвратился в Россию. Он планировал вернуться в Европу, но по причине начала Первой мировой войны (1914-1918), его планам было не суждено сбыться.

В разгар войны Марк написал цикл картин из 70 полотен: портреты, пейзажи, жанровые сцены. Когда к власти пришли большевики, его определили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Вскоре он открыл Витебское художественное училище.

В последующие годы биографии Шагал побывал в разных европейских странах, где представлял свои работы на выставках. Интересен факт, что во время пребывания в Германии, он освоил ряд печатных техник – офорту, сухую иглу и ксилографию.

В 1927 г. Марком была создана серия гуашей «Цирк Воллара», с безумными клоунами и акробатами. По распоряжению нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса в 1933 г. картины художника были публично сожжены.

В 1941 г. руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала в США, куда он впоследствии переехал вместе с семьей. Во Францию он вернулся уже после окончания войны. Стоит отметить, что он имел французский паспорт еще в 1937 г.

Когда Марку было 73 года он стал лауреатом премии Эразма. В это время он увлекся мозаикой, оформлением витражей, лепкой и керамикой. В 60-х годах он участвовал в создании мозаики для здания парламента в Иерусалиме.

В результате, Шагалу начали поступать крупные заказы на оформление католических и лютеранских церквей, а также синагог в самых разных государствах. Тогда же он представил множество гравюр к различным книгам.

В 1973 г. по приглашению Минкультуры СССР мастер побывал в Ленинграде и Москве. Специально для него устроили выставку в Третьяковской галерее, которой он подарил несколько своих полотен. Через 4 года он удостоился наивысшей награды Франции – Большого креста Почетного легиона.

В период биографии 1977-1978 гг. была организована выставка картин Марка Шагала в Лувре. Примечательно, что вопреки всем правилам в Лувре были представлены картины еще живущего автора.

Краткая биография

  1. Приехав в Петербург, Шагал поступил в Рисовальную школу Н. К. Рериха, сразу на 3-й курс.
  2. В 1909 г. молодой художник поступил в частную художественную школу Елизаветы Николаевны Званцевой, где обучался у Льва Самойловича Бакста.
  3. В Петербурге витебские друзья Мовши познакомили его с другими молодыми людьми, увлекающимися искусством. Тогда он и познакомился со своей будущей женой – Беллой Розенфельд.
  4. В 1911 г. Шагал получил стипендию и отправился в Париж продолжать обучение. Там он встретился с современными художниками и поэтами. Одним из лучших друзей Марка (в этот период он стал называть себя этим именем) стал писатель Блез Сандрар.
  5. В 1912 г. художник переехал в парижский «Улей» – дом с мастерскими для художников.
  6. В октябре того же года Марк представил несколько своих работ на Парижском Осеннем салоне. В то время художник увлёкся кубизмом, поэтому выставленные картины были выполнены преимущественно в этой манере. Хотя уже тогда критики отметили, что полотна Шагала сильно отличаются от картин других художников-кубистов.
  7. В 1913 г. прошла первая выставка картин Шагала в академии французской художницы русской эмиграции Марии Васильевой.
  8. А осенью того же года художник принял участие в Берлинском Осеннем салоне, после чего вернулся в Россию.
  9. В 1914 г. Марк приехал на лето в родной Витебск к родственникам и Белле. Уехать снова в Европу, как он планировал, помешала война.
  10. Осенью 1915 г. Шагал поступил на службу в петроградский Военно-промышленный комитет.
  11. В 1916 г. стал членом Еврейского общества поощрения художеств.
  12. А в 1917 г. вернулся в Витебск, где после революции получил должность уполномоченного по делам искусств.
  13. В 1919 г. художник открыл в Витебске художественное училище.
  14. В следующем году Марк Шагал переезжает в Москву. Он начал работать в Московском Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Художник принимал участие в создании костюмов и декораций.
  15. В 1921 г. Шагал поступил преподавателем в еврейскую трудовую школу-колонию для беспризорных детей в подмосковном посёлке Малаховка.
  16. В 1922 г. в литовском городе Каунас состоялась выставка работ Шагал. В Литву он отправился вместе с женой и дочерью. Оттуда они уехали в Германию.
  17. В 1923 г. известный торговец произведениями искусства и меценат Амбруаз Воллар прислал Шагалу с семьёй приглашение, после чего они переехали в Париж.
  18. В 1937 г. художник получил гражданство Франции.
  19. Летом 1941 г. по приглашению Нью-Йоркского музея современного искусства Шагалы на время войны переехали в Америку.
  20. В 1947 г. художник вернулся во Францию.
  21. В 1960 г. Марку Захаровичу вручили премию Эразма за значительный вклад в искусство.
  22. В 60-е гг. художник сосредоточился на монументальных видах искусства – мозаиках, шпалерах, витражах, скульптуре. Он украсил здание иерусалимского парламента мозаиками и шпалерами. Занимался оформлением израильских, европейских и американских храмов и синагог.
  23. В 1964 г. президент Франции заказал Шагалу роспись плафона в Гранд Опера в Париже.
  24. В 1966 г. художник поселился в собственном доме с мастерской недалеко от Ниццы.
  25. С 1962 по 1978 гг. работал над созданием гравюр к книгам.
  26. В 1973 г. Шагала пригласили в Советский союз, он посетил Москву и Ленинград, привёз и подарил музеям несколько своих картин. В родной город ехать не захотел.
  27. В 1977 г. художник во Франции был награждён Большим крестом Почётного легиона. И в том же году состоялось открытие его выставки в Лувре. Это был первый раз, когда в этом музее экспонировали работы ещё не умершего художника.
  28. 28 марта 1985 г. Марк Захарович Шагал скончался, поднимаясь в лифте. Он дожил до 97 лет. Похоронен на кладбище в Сен-Поль-де-Вансе.

Художник Марк Шагал

Дополнительные материалы

Книги о Шагале и альбомы художника

  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • «Шагал. Возвращение мастера» / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.
  • Шагал М. З. «Ангел над крышами». Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4
  • Шагал М. З. «Моя жизнь» — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3. Электронные версии: «Мой мир» — пер. Дмитрия Веденяпина, «Моя жизнь» — пер. Н. С. Мавлевич
  • «Марк Шагал. Здравствуй, Родина!» / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9
  • «Марк Шагал об искусстве и культуре» / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5
  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Белла Шагал (текст), Марк Шагал (иллюстрации). «Горящие огни». М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. №26. С. 46 — 50..
  • Яков Басин К вопросу о попытках дискредитации имени и творчества Марка Шагала в белорусских СМИ в 1987—2002 гг.. Заметки по еврейской истории (№8(155) август 2012 года). Проверено 15 августа 2012.

Источники и ссылки

В Викицитатнике есть страница по темеМарк Шагал

  • Марк Шагал, биография, избранные работы
  • Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии
  • Шагал, Марк Захарович в библиотеке «Старатель»
  • Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы

Рецензии

  • Александра Смирнова, «В мерном пламени меноры»(Рецензия на книгу Беллы Шагал «Горящие огни»)
  • Шварц Анна, «И прошли семь лет изобилия» (Рецензия на книгу второй жены М. Шагала Вирджинии Хаггард «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия.)
  • Михаил Эдельштейн, Рецензия на книгу Давида Мак-Нила «По следам ангела»

Статьи и эссе

  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Леонид Кацис, «Шагал сквозь призму идишкайта»
  • Письмо Марка Шагала Лео Кенигу
  • Эссе И. Шесткова «Скрипач»
  • Евгения Гершкович, «Еврейская луна над Чёрным горизонтом»
  • Мария Эндель Неизвестный Шагал. booknik.ru (22 августа 2013). Проверено 30/10/2013.

Музеи

  • Витебский музей Марка Шагала
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918—1941)
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Музей Шагала в Ницце — «Библейское послание Марка Шагала»
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall(французский сайт)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАГАЛ Марк в ЭЕЭ

Жизнь в Париже

В 1911 году благодаря протекции депутата Государственной думы художник отправляется в Париж. Знакомится с художниками и поэтами, новый круг общения упрощает творческие поиски. По слова Александр Таирова — именно атмосфера города вдохновила на написание «Вид Парижа из окна», «Невесты с веером», «Автопортрета с семью пальцами».

Через год переезжает в «Улей», дом в котором жили и работали иностранные художники. Стипендии хватало только на аренду и питание, Шагалу приходилось продавать картины оптом, чтобы покупать краски и холсты. В 1914 году пришлось вернуться в Витебск, женился на своей музе — Белле Розенфельд.

Весной 1923 года Марк Шагал отправляется в Париж, его друг издатель предложил создать иллюстрации посредством литографии к «Мертвым душам» Гоголя. Популярность и востребованность художника обеспечивает возможность путешествовать по Франции, с Беллой они отправляются в Палестину. Земля предков вдохновляет на создание иллюстраций к Библии.

В родном Витебске, Москве, Петербурге художнику приходилось браться за любую работу — создавать плакаты, учить детей рисованию. Только в Париже Шагал чувствовал свободу, его работы высоко оценивались публикой и искусствоведами, эмиграция принесла и коммерческий успех. Приход к власти Гитлера заставил Шагала с семьей переехать в США.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: