Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Самые известные картины Николая Константиновича Рериха, по мнению искусствоведов и ценителей
Картины Николая Рериха — отражение его мистических взглядов. Всего художник создал около 7 000 произведений. Самые известные шедевры:
- «Гонец. “Восстал род на род”» (1897). Картина написана под влиянием работ Куинджи. Сюжет для нее взят из Несторовой «Повести временных лет».
- «Заморские гости» (1901). Сюжет родился во время водного путешествия Рериха к Новгороду. В 1902-м произведение для дворца в Царском селе приобрел российский император.
- «И не убоимся» (1922). Картина входит в известный цикл Sancta. Сюжетом, возможно, послужила легенда о приручении Сергием Радонежским дикого медведя.
- «Матерь Мира» (1924). Картина-икона появилась во время путешествия в Тибет. Образ Матери Мира — один из самых вдохновляющих и сильных в творчестве Рериха.
- «Канченджанга» (1944). На картине изображена гималайская святыня — массив Канченджанга, состоящий из 5 вершин. С ним связано множество мифов и легенд.
- «Гессар-хан» (1941). Произведение входит в цикл картин, посвященных легендарному герою Гэсэр-хану.
В памяти и истории Рерих остался как великий духовный учитель и мастер, безусловно верящий в человечество. Его творческое наследие продолжается в работах молодых талантливых художников.
Просветительский опыт
Культурно-общественная жизнь Рерихов, Николая и Елены, началась после рождения их первого сына. Взяв годовалого младенца, они всей семьей отправились в «тур» по Российской империи, объехав 40 городов, которые представляли историческую ценность. В этой поездке Елене выпала роль фотографа: она снимала памятники древнерусского зодчества. Также в этой поездке она овладела мастерством реставратора и почувствовала, как развивается ее художественное чутье.
С наступлением 1916 года семье Рерихов пришлось завершить свои экспедиции по России и переехать в другую страну по настоянию врачей, обнаруживших у Николая серьезное заболевание легких. Они поселились в домике, расположенном на земле скандинавов, на берегу Ладожского озера, в Финляндии. С тех пор их культурно-просветительская деятельность получила новые, безграничные возможности.
В 1916-1917 годах Рерихи еще жили на территории Скандинавии. Однако позже они перебрались в Англию, где начали творить под влиянием тесного общения с представителями Теософского общества. Стоит заметить, что примерно с того времени, как Рерихи официально вступили в «Белое братство» и получили соответствующее свидетельство, Елена Ивановна начала целенаправленно развивать собственный талант.
Наброски ее первой книги, которая была издана в 1921 году под названием «Живая этика», создавались в условиях тесного контакта с представителями движения, продолжающего национальные традиции духовной жизни Индии. В первых заметках «Живой этики» начинающей писательницы Елены Ивановны Рерих освещалась новая философская система, позволяющая сложить правильное впечатление о концепции Космоса.
Это учение, которое выстраивалось при непосредственной помощи знаменитых Учителей Востока (махатм, предпочитающих оставаться анонимными), представляло собой индивидуальное видение Еленой устоявшейся системы реального Космоса.
Продолжит творить Елена Рерих уже в Нью-Йорке, куда они с мужем переехали осенью 1920 года. Там супруги при содействии небольшого сообщества своих единомышленников имели возможность вести активную деятельность, приобретшую более широкую культурную значимость и просветительский характер.
Детство
* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.* В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.
Дом семьи Рерихов
В доме на углу набережной реки Большой Невы, 25 и 6 линии, 1 семья Рериха поселилась в 1869 году. Был заключён контракт на аренду помещения сроком на 10 лет. В этом же доме отец Рериха открыл свою нотариальную контору. Семья проживала в квартире №8, которая находилась на втором этаже. Окна квартиры выходили на 6-ю линию и на набережную реки Невы. Современный адрес: угол Университетской наб., д. 25 и 6-й линии, д. 1. В этом доме Рерихов часто навещали известные деятели науки и культуры: историки Н.И. Костомаров и К.Д. Кавелин, ученый-химик Д.И. Менделеев, монголоведы К.Ф. Голстунский и A.M. Позднеев, художник М.О. Микешин и др. |
В доме на набережной семья Рерихов жила до 1899 года. Здесь прошли детские и юношеские годы Николая Константиновича Рериха, его учеба в частной гимназии К. И. Мая, Академии художеств и Петербургском университете. Здесь шло становление художника Рериха, будущего путешественника, археолога, педагога и общественного деятеля. Уже на склоне лет он вспоминал: «Так и жили на Васильевском острове, на набережной против Николаевского моста. Наискось было Новое Адмиралтейство. На спуск военных судов приходили крейсера и палили прямо нам в окна. Весело гремели салюты и клубились белые облачка дыма» |
В 1994 году на доме по Университетской наб. по инициативе учащихся скульптурного отделения Художественного училища имени Н.К. Рериха под руководством скульпторов Э. Озоля и В. Новикова была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился и жил с 1874 по 1899 год мыслитель-гуманист, художник Николай Рерих». |
В 1899 году, после окончания контракта на аренду помещения в доме по Университетской набережной, 25, семья Рерихов переезжает в собственный дом на 16-ю линию Васильевского острова (угол Большого пр., 57 и 16-й линии, 15).
Летом 1900 года умер К. Ф. Рерих. Мария Васильевна жила в этом доме с младшими сыновьями до 1912 года, а Николай Рерих — до 1901 года, до своей женитьбы на Е. И. Шапошниковой.
Об этом доме остались воспоминания Святослава Николаевича Рериха. В письме к П. Ф. Беликову от 10 ноября 1969 года он писал: «Я хорошо помню дом-особняк бабушки Марии Васильевны, но не помню линии. Был обширный сад, через ограду виднелось большое здание какого-то училища. Дом был одноэтажный, поместительный. В столовой на стене висели чучела птиц, приготовленные Н. К. — трофеи его охот. Тоже несколько ранних его работ, какой-то воин, перевязывающий руку и др.
Еще жила охотничья собака Н. К. — Изварка — пойнтер белый с черными пятнами. Ей было много лет. Этот дом был позже продан, и бабушка приобрела квартиру, тоже на Васильевском острове в новом доме. Жила она с Борисом Константиновичем».
М. В. Рерих переехала на Кадетскую линию (ныне Съездовская линия) и жила в доме под № 9.
Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название «Извара» было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает «Бог» или «Божественный Дух»).
Институт «Урусвати»
* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».
* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.
Александр Невский
Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.
Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».
12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.
На переднем плане картины зритель видит полководца
Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней. За предводителем идет его свита, его близкие друзья
Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя
За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.
Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.
Центрально-Азиатская экспедиция
Удивительно талантливым в семье Рерихов был не только сам Николай Константинович, но и его сыновья. Старший – Юрий готовился поехать в экспедицию с отцом.
Он начал своё образование в Лондонском университете, продолжил в Гарварде, а закончил в Сорбонском, то есть он успел поучиться в лучших высших заведениях мира всех времен.
На момент начала экспедиции в 1923 году Юрию был 21 год, к этому времени он овладел уже 12 иностранными языками, на которых мог свободно общаться, ещё он знал 10 языков, на которых мог хорошо изъясняться. При этом, в Европе он уже упрочил свое имя среди ученых, сам он стал востоковедом. Младший сын изучал архитектуру и живопись, Святослав стал художником.
Караван экспедиции Рерихов в пути
Центральноазиатская экспедиция проходила в несколько этапов. Рерих мечтал о создании Единой Азии, целью которой было соединение воедино идей коммунизма и буддизма.
Некоторые источники утверждают, что Рерихи отправились изучать не только культуру и этнологию региона, но и найти Шамбалу – мифическую страну, попасть в которую может не каждый. Существует мнение, что Рериху было поручено вернуть в Шамбалу камень, исполняющий желания – чинтамани.
Доподлинные намерения человека, которого уже давно нет с нами предположить сложно и уж тем более невозможно сказать о его помыслах с достоверной уверенностью. Тем не менее, из-под пера Николая Рериха вышла работа, под названием «Шамбала: в поисках новой эры».
Николай Константинович Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1947 годМестонахождение: Государственный музей и художественная галерея, Чандигарх, Индия
Экспедиция под руководством Николая Рериха была грандиозным событием своего времени, множество научного материала было получено по ходу неё. Новая серия картин вышла из-под кисти художника, не одна книга была написана на материалах экспедиции. Маршрут этой экспедиции был проложен по пути сокровенных странствий Будды.
Затем Рерих участвовал ещё и в Маньчжурской экспедиции, которая также имела большое значение для науки. После завершения первой экспедиции семья Рерихов осталась жить в Индии, в долине Куллу. Рерихи переводили и изучали древние манускрипты, изучали древние языки.
В Индии этой семьей была проведена колоссальная научная работа. Николай Константинович Рерих основал институт научных исследований «Урусвати», директором стал Юрий Николаевич. В дальнейшем с этим институтом сотрудничали многие европейские институты, ученые и исследователи. Например, с «Урусвати» сотрудничал Альберт Эйнштейн. Даже советские научные организации и ученые обращались в институт, созданный Рерихами.
В период Второй Мировой Войны Рерих в творчестве опять обращается к теме родины. Создает такие картины: «Поход Игоря», «Партизаны», «Богатыри проснулись» и другие.
В годы войны Рерих становится инициатором создания культурной ассоциации «АРКА» между культурами России и Америки, в которую, например, входили такие известные люди культуры как Эрнест Хемингуэй и Чарли Чаплин.
Николай Константинович Рерих «Богатыри проснулись», 1940 годМестонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия
Грани агни-йоги. Последователи
Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.
Музей Николая Рериха в Нью Йорке. (wikipedia.org)
Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.
Международный центр Рерихов. (wikipedia.org)
В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих. Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.
Великая отечественная война
* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.
Тангла
Песнь о Шамбале. В Китае, в Тибетском нагорье существуют горные массивы, объединенные общим названием Тангла. Здесь сохранилась неописуемая красота, в которой сочетаются куполовидные вершины, плоские склоны, широчайшие плоскодонные котлованы. Художник запечатлел это божественное явление в десяти холстах.
На фоне цепей заснеженных вершин причудливо отражаются краски неба в сочетании с его космической безбрежностью.
Согласно легендам, именно в этих краях находится страна Шамбала, в которой сходятся миры: земной и небесный. Материальный и духовный. А проживающие в этой стране люди, «махатмы», являются носителями невероятных по значимости знаний.
Картина написана в 1943 году. Находится в Государственном музее Востока. Если отойти чуть дальше от нее, будет впечатление, что пейзаж раскинулся как бы за окном собственного дома.
Рерих Светлана Витальевна
Российская эстрадная певица. Телеведущая. Продюсер.
Светлана Рерих родилась 26 августа 1971 года в городе Уяр, Красноярский край. В 14 лет стала лауреатом конкурса вокалистов, проходившем во Всесоюзном детском . После окончания школы поступила в Красноярский государственный педагогический институт. Во время учебы в институте стала солисткой собственной группы «P.S.», а затем — профессионального коллектива городского дома культуры «Weekend».
Эстрадный дебют Светланы Рерих состоялся в 1989 году, когда песня композитора Андрея Иголкина в ее исполнении заняла одно из первых мест в хит-параде молодежных редакций и радиостанций Урала, Сибири и Дальнего Востока. В эти годы песни Рерих звучат в эфире местных радиостанций и телеканалов Красноярского края, занимают лидирующие места в хит-парадах.
В 1995 году, являясь солисткой Красноярской филармонии, Светлана Рерих получает предложение о записи первого альбома на московской тон-студии «Союз», саунд-продюсером которого стал Язнур Гарипов. В этом же году начинается творческое сотрудничество певицы Светланы Рерих, композитора Николая Погодаева и поэта-песенника Аркадия Юркевича. В июле 1996 года увидел свет дебютный альбом Светланы Рерих «Я ждала тебя». Ко времени выхода альбома песня «Дай мне музыку» уже вошла в состав популярных музыкальных сборников, в том числе «Союз-18». Кроме того, на эту песню был снят дебютный видеоклип.
В мае 1997 года выходит второй альбом Светланы «Ладошки». Наиболее популярные песни альбома «Аленький цветочек» и «Ладошки» с успехом ротировались на радио и были изданы в составе многочисленных музыкальных сборников, в том числе «Союз-19», «Союз-20», «Горячая десятка», «Это все для тебя», «Молодые звезды Союза» и других. Кроме того, для закрепления успеха певицы на песню «Ладошки» режиссер Андрей Лукашевич снял клип. После издания второго альбома последовала череда успешных концертов по России и ближнему зарубежью.
Весной 1998 года вышел третий альбом певицы «Вредная девчонка». Однако он не был так популярен, как предыдущие альбомы исполнительницы. Личные проблемы Светланы свели на нет гастрольную деятельность певицы. Но все же в 1999 году она записывает несколько новых песен, в том числе и «Ты не для меня» в дуэте с Аленой Свиридовой.
В начале 2000 годов Светлана Рерих практически прекратила концертную деятельность. В 2001 году Светлана получает диплом о втором высшем образовании как специалист по связям с общественностью и получает предложение об участии в реализации нескольких PR-проектов.
В 2011 году PR-менеджмент певицы заявил о возвращении Светланы на «большую» сцену. Она готовит новый альбом и возобновляет гастрольную деятельность. Светлана выступает в основном на корпоративных мероприятиях. Во главе компании занимается разработкой подарочных концепций. В 2021 году начала сотрудничество с продюсерским центром ZZCO-music.
Дискография Светланы Рерих
Дискография Светланы Рерих
Я ждала тебя (1996 год)
Просто Дай мне музыку Если Обманщик А остальное не в счёт Я придумаю тайну Не уходи Вижу я Мотивчик Месяц до зимы
Ладошки (1997 год)
Ладошки Аленький цветочек Не везёт в любви Воркута Пусть — Non Stop Мотыльки Ночная Москва Бездомная ворона Я сгораю Не грусти, мама Зачем Если (Remix)
Вредная девчонка (1998 год)
Не пара Вредная Девчонка Ветер в парус Она просто одна В жёлтом сентябре Да и я Уезжаешь ты… Опять зима Ночная птица Тишина Маленькое чудо Ладошки (Club mix)
The best (1998 год)
Интересные факты о Светлане Рерих
Интересные факты о Светлане Рерих
В клипе «Ладошки» снялись молодые студенты московских театральных училищ Максим Аверин и Леонид Барац, а также Сергей Гинзбург.
Светлана сыграла одну из второстепенных ролей в молодёжном сериале «Любовь — не шоу-бизнес».
Светлана является приглашённой ведущей в одной из программ кабельного телевидения о загородной жизни и недвижимости.
«Рерих» — настоящая фамилия Светланы, имеет общие корни со знаменитой фамилией русского художника Николая Константиновича Рериха.
25.08.2018
Из писем
Письмо П.Ф.Беликова — Н.М.Иванниковой 25 марта 1976
«Вы спрашиваете о родственниках Н.К. Шведский род Рерихов осел давно вблизи Балтийского побережья около быв Газенпота (замок построен еще в XIII веке рыцарями Тевтонского ордена). Оттуда пошло несколько линий Рерихов. Ближайшая, которую я проследил, шла от брата деда Н.К. — Александра Федоровича Рериха. У него была дочь Мария, в замужестве за проф Кузнецовым. Их дочь — Елена Николаевна (1864-1932) — была замужем за внуком изв ученого А.В.Советова. Но мужская линия, а следовательно, и фамилия Рерих здесь продолжения не имеют. Фамилия не продолжилась также по линиям братьев Н.К. — Бориса и Владимира. Последний как раз жил после революции в Харбине, и его-то имя упоминается в 141 № третьего раздела посланной Вами библиографии.
К Николаю Константиновичу ближе был Борис, в 1934-35 годах Н.К. встречался на Дальнем Востоке и с Владимиром, но близких контактов между ними не установилось. В Латвии оставались в окрестностях Газенпота (теперь Айзпуте) Рерихи, но это уже какие-то очень отдаленные линии, не имеющие прямой связи с самым старым предком, которого мне удалось проследить. Это был владетель имения, числившийся также и в воинских списках Георгий (Юрис) Рерих, 1758 г. рождения. По этой линии глубже проникнуть мне не удалось».
Мировое признание художника
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.
Награды:
- Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
- Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
- Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
- Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.
Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:
- Действительный член Российской академии художеств.
- Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
- Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
- Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
- Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
- Действительный член Португальской академии (Коимбра).
- Действительный член Реймской академии (Франция).
- Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
- Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
- Вице-президент Общества Марка Твена (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США).
- Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
- Почетный член Общества Мора (Франция).
- Член Красного Креста (Франция).
- Член Общества по изучению древностей (Франция).
- Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
- Член Осеннего салона (Париж).
- Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
- Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
- Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
- Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
- Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
- Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
- Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
- Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
- Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
- Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
- Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
- Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
- Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
- Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
- Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
- Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
- Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) .
- Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
- Почетный член Общества Люзас (Париж).
- Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
- Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
- Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
- Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
- Почетный член Общества Браурведа (Ява).
- Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
- Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
- Президент Лиги культуры (США).
- Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.