Иван кожедуб: непобеждённый воздушный дуэлянт

В небе Кореи

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года летчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено как минимум 216 ( а по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Сам Кожедуб на боевые задания не летал — ему запрещалось непосредственно принимать участие в боях с противником. На командире дивизии лежала не менее ответственная и сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, которых американцы сбивали куда чаще, чем подчиненных Кожедуба.

В КОНЦЕ ВОЙНЫ

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбил лично 64 вражеских самолета, что подтверждено документально. Свой последний бой с противником в Великую Отечественную войну советский летчик совершил 17 апреля 1945 года. В этом бою в небе Берлина он сбил два истребителя Фокке-Вульф FW-190.

18 августа 1945 года страна отметила своего героя-летчика третьей звездой Героя Советского Союза.

Кроме немецких и румынских самолетов в конце войны советский ас сбил и пять американских самолетов. 22 апреля 1945 года он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг» (документально подтверждено), которые атаковали его, видимо, приняв за немецкий истребитель. А за несколько дней до капитуляции фашистской Германии — 3 американских бомбардировщика, которые в составе соединения из 20 самолетов пытались пробомбить территорию, уже занятую советскими войсками. Конечно, эти самолеты не были записаны в летную книжку нашего летчика, но сбил он их в честном бою, защищая свою жизнь и жизни советских солдат на земле.

Перехитрил немецкую авиацию

Как-то раз, когда Кожедуб во главе эскадрильи нес патрульную службу над линией фронта, появилась стая «мессершмиттов». Немцы держались таким образом, что создавалось впечатление, будто они вот-вот начнут штурмовать наши войска.

Это было необычно, ибо вблизи располагались их аэродромы, на которых находилось немало бомбардировщиков. Еще подозрительнее показалось Кожедубу то, что над линией фронта «мессершмитты» разделились на две группы.

Одна из них вступила в бой с,Лавочкиными”, но вела его с явным намерением оттянуть наших летчиков в сторону от района патрулирования. Другие же «мессершмитты» заняли выжидательную позицию.

Как и предполагал Кожедуб, с юго-запада к очагу воздушного боя стали подходить фашистские бомбардировщики

Они летели, уверенные в том, что первой группе «мессершмиттов» удалось отвлечь на себя все внимание советских истребителей

Но Кожедуб точным маневром сумел упредить врага. Быстро оторвавшись от «мессершмиттов», он всей эскадрильей обрушился на «юнкерсы» . Удар оказался внезапным, ошеломляющим. К месту схватки подоспела еще одна группа наших «Яковлевых».

Эскадрилья Кожедуба приняла на себя вражеских истребителей, а «Яковлевы» обрушились на «юнкерсы».

Интересное об Иване Кожедубе.

В своей книге под названием «Верность Отчизне» Иван Кожедуб вспоминал, что в детстве мог погибнуть в Днестре. «Ребята в разлив отправились на лодке на дальний остров и вечером, при сильном ветре, возвращались в село. Порывом ветра лодку развернуло поперек волны и перевернуло. Оказавшись в холодной воде, дети поплыли к дереву, оказавшемуся неподалеку, и выбрались на ветки. К ночи спасшиеся начали замерзать, и друг Вани Андрейка утонул. Да и самого Ваню сдуло с ветки ветром, когда он, обессилев, не смог держаться. Упав в воду, Ваня сразу пошел ко дну. Чудо его спасения было в том, что в это время как раз подошла помощь на баркасе, где был брат Вани Александр. Он успел заметить, куда упал будущий советский воздушный снайпер и, нырнув, спас его. В тот день маленький Иван пережил первую тяжелую утрату в своей жизни. А сколько еще судьба ему готовила…», — писал он.

В этой же книге Иван Кожедуб рассказал о своей первой встрече с самолетом: «… однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади, помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом. Вот бы подняться, посмотреть сверху на Десну, на наши просторные края.

Перед самым отъездом я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только — в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники – американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял – в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще фигура высшего пилотажа (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел – и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Награды

  • Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3)
  • Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944; 21.02.1978)
  • Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483)
  • Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500)
  • Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985)
  • Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
  • Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
  • Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.

Побоялся подойти к Покрышкину

Всю весну 1944 года за Днестром, над Прутом, в районе Ясс, шли ожесточенные бои с гитлеровской авиацией. Во время этих боев однажды, для того чтобы переждать надвигавшуюся грозу, на аэродром, где базировалась эскадрилья Ивана Кожедуба, приземлилась группа самолетов Александра Покрышкина.

Кожедуб еще издали узнал Покрышкина, что-то деловито объяснявшего своим летчикам. Очень хотелось поговорить с известным советским асом, о боевых успехах которого много писали газеты, но какое-то чувство неловкости заставило Кожедуба удержаться и не подойти вместе с другими к прилетевшим. А тем временем летчики Покрышкина разошлись по самолетам и вскоре поднялись в воздух. Так и не встретились, и не поговорили они тогда друг с другом.

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Свободный охотник

В августе 1944 года капитан Кожедуб появился на полевом аэродроме, расположенном всего в двух десятках километров от многоводной Вислы. На соседнем, 3-м Прибалтийском фронте в эти дни появилась группа отборных немецких истребителей. Отряду летчиков-гвардейцев была поставлена задача: «свободной охотой» помочь соседям в борьбе с гитлеровскими пилотами.

Отряд поручили возглавить Ивану Кожедубу. Гвардейцы, разбившись на пары – ведущий и ведомый, — углубляются на занятую врагом территорию, зорко выискивают воздушного противника. Вот восемь гитлеровских самолетов направляются к линии фронта. Кожедуб со своим напарником заходят сзади. Атака! Точная, неотразимая. Одного фокке-вульфа не стало. Еще одна группа «фокке-вульфов» . Снова атака. Теперь – на ведущего. И тот тоже штопорит вниз. И еще – уже третий за один вылет бой. И снова победа!

За несколько дней отряд «свободных охотников» Ивана Кожедуба очистил порученный им участок фронта от немецких асов.

Реактивный «трофей»

В отличие от немецкого аса Эриха Хартманна, считавшего нецелесообразными схватки с равными по силам противниками, Кожедуб никогда не боялся схваток с матерыми волками Геринга. Не один гитлеровский «охотник» закончил свою биографию после встречи в небе с «лавочкиным» советского летчика.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Кожедуб был назначен заместителем комaндира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Тогда же он получил вторую «Золотую Звезду» Героя за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В сентябре 1944 года Кожедуб и его товарищи сошлись с немецким «охотниками» в небе над Польшей. После нескольких дней «дуэлей» счел был 12:2 в пользу советских летчиков. В результате немцы свернули активные воздушные действия на данном направлении.

19 февраля 1945 года на Одером Кожедуб в паре с Дмитрием Титоренко обнаружили неизвестную немецкую машину, за которой «лавочкины» с трудом поспевали. Нашим удалось подкрасться к противнику сзади, и Кожедуб сбил незнакомца. Это был реактивный Me-262, последнее чудо техники Рейха, превратившийся в очередной трофей советского героя.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Коллекционирование вражеских самолётов

В августе 1944 года Кожедуб во второй раз стал Героем Советского Союза. Награду он получил за 256 боевых вылетов и 48 сбитых крылатых машин.

Вообще, за всё время войны на счету Ивана Никитовича было 330 боевых вылетов, 120 воздушных дуэлей и более 60 сбитых самолётов противника. В коллекции его трофеев были пикирующие бомбардировщики Ju-87, бомбардировщики Ju-88 и He-111, истребители Bf-109 и 21 Fw-190, штурмовики Hs-129, а также реактивный истребитель Ме-262. И ни один из противников не сумел подбить Кожедуба. Раз за разом именно советский пилот выходил победителем из воздушных дуэлей.

Помимо «немцев», на счету Кожедуба есть и американские самолёты. В автобиографии Иван Никитович вспоминал, что в 1945 году ему пришлось вступить в схватку с двумя Р-51 «Мустанг». Американские пилоты, не разобравшись в ситуации, приняли самолёт Кожедуба за немецкий и открыли огонь. Ас не стал указывать союзникам на ошибку, а просто продемонстрировал им своё мастерство. Итог: американские самолёты были подбиты.

В третий раз Кожедуб стал Героем Советского Союза в августе 1945 года. Затем была учёба в Военно-воздушной академии, знакомство с реактивным самолётом МиГ-15. Но в 1951 году о мирной жизни пришлось забыть. Разгорелась война в Корее. Кожедуб и его дивизия были отправлены в горячую точку, чтобы противостоять недавним союзникам — американцам. СССР выступил на стороне КНДР, американцы и силы ООН — на стороне Южной Кореи.

Памятник на Новодевичьем кладбище. (Wikimedia Commons)

Американские пилоты на «летающих крепостях» (бомбардировщики В-29 Superfortress) чувствовали себя хозяевами неба над Северной Кореей. Но советских пилотов это не смутило. С апреля 1951 года по январь 1952 года они сумели одержать более двухсот побед в воздушных дуэлях. Сам Кожедуб официально не участвовал в сражениях. Но есть сведения, что несколько раз он всё-таки нарушил запрет. И даже пополнил коллекцию трофеев ещё одним американским самолётом.

С небом Иван Никитович не расставался. Он освоил самые разнообразные самолёты, включая МиГ-21. В 1985 году ему присвоили звание маршала авиации. Не стало трижды Героя Советского Союза в августе 1991 года.

После войны

После того как Иван Кожедуб прибыл из Кореи он
продолжил служить, осваивая новые образцы техники. В 1956 году он закончил
Военную академию ГШ СССР, что открывало перед ним новые карьерные перспективы.
В 1964 году он назначен заместителем командующего ВВС Московского ВО. В 1970
году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1971 года его
направили для службы в центральный аппарат ВВС. В 1985 году ему было присвоено
высшее звание в СССР: маршал авиации. Иван Никитич не судилось наблюдать развал
страны, которой он служил более полувека. Умер лучший советский
летчик-истребитель ВОВ 8 августа 1991 года.     

* Очень почитаем Иван Никитич в Украине, где широко праздновалось 90 годовщина его рождения, и в честь чего НБУ выпустил юбилейную монету. В Сумах был открыт памятник летчику и в честь него назван центральный парк.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

№ п/п

Дата победы

Тип самолёта

Место победы

1

06.07.1943

Ju 87

зап. Завидовка

2

07.07.1943

Ju 87

ст. Гостищево

3

09.07.1943

Bf 109

Красная Поляна

4

09.07.1943

Bf 109

вост. Покровка

5

09.08.1943

Bf 109

Прелестный

6

14.08.1943

Bf 109

Искровка

7

14.08.1943

Bf 109

Коломна

8

16.08.1943

Ju 87

Рогань

9

22.08.1943

Fw 190

Люботин

10

09.09.1943

Bf 109

сев. Искровка

11

30.09.1943

Ju 87

юго-зап. Бородаевка

12

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

13

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

14

02.10.1943

Bf 109

Плоское

15

02.10.1943

Ju 87

Петровка

16

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

17

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

18

04.10.1943

Bf 109

сев.-зап. Бородаевка

19

05.10.1943

Bf 109

юго-зап. Красный Кут

20

05.10.1943

Bf 109

зап. Куцеваловка

21

06.10.1943

Bf 109

Бородаевка

22

10.10.1943

Bf 109

Днепрово-Каменка

23

12.10.1943

Ju 87

сев. Плоское

24

12.10.1943

Bf 109

юж. Петровка

25

12.10.1943

Ju 87

юж. Домоткань

26

29.10.1943

Ju 87

Кривой Рог

27

29.10.1943

He 111

зап. Будовка

28

16.01.1944

Bf 109

Ново-Злынка

29

30.01.1944

Bf 109

вост. Нечаевка

30

30.01.1944

Ju 87

зап. Липовка

31

14.03.1944

Ju 87

Осиевка

32

21.03.1944

Ju 87

Лебедин — Шпола

33

11.04.1944

PZL P.24

Сырка

34

19.04.1944

He 111

сев. Яссы

35

28.04.1944

Ju 87

юго-вост. Вултуру

36

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

37

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

38

03.05.1944

Ju 87

Тыргу Фрумос — Думбрэвица

39

31.05.1944

Fw 190

вост. Вултуру

40

01.06.1944

Ju 87

Чужа Вода

41

02.06.1944

Hs 129

зап. Стынка

42

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

43

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

44

03.06.1944

Fw 190

сев.-зап. Яссы

45

07.06.1944

Bf 109

Пырлица

46

08.06.1944

Bf 109

Кырпицы

47

22.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Стренчи

48

22.09.1944

Fw 190

юго-зап. Рамниеки — Даксты

49

25.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Валмиера

50

16.01.1945

Fw 190

юж. Студзяна

51

10.02.1945

Fw 190

сев.-зап. окр. аэродром Морин

52

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

53

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

54

12.02.1945

Fw 190

оз. Китцер-Зее

55

17.02.1945

Me 262

вост. Альт-Фридлянд

56

19.02.1945

Bf 109

сев. Фюрстенфельде

57

11.03.1945

Fw 190

сев. Брюнхен

58

18.03.1945

Fw 190

сев. Кюстрин

59

18.03.1945

Fw 190

сев.-зап. Кюстрин

60

22.03.1945

Fw 190

сев. Зеелов

61

22.03.1945

Fw 190

вост. Гузов

62

23.03.1945

Fw 190

ст. Вербиг

63

17.04.1945

Fw 190

Врицен

64

17.04.1945

Fw 190

Кинитц

В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Привычка к испытаниям

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.

Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.

В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора “Триждыдубом”, но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Устроил американцам «чёрный четверг»

Как в воду глядел Савицкий. Получивший в 1945-м третью геройскую Звезду Иван Кожедуб в 1951 году на Корейской войне командовал 324-й истребительной авиадивизией. Самому ему подниматься в небо запретили категорически. Но ещё со времён службы лётчиком-инструктором в Чугуевской военной авиационной школе он хорошо умел учить других.

Из архива
«Чёрный четверг» глазами художника.

12 апреля 1951 года над рекой Ялуцзян произошёл один из самых крупных воздушных боёв войны в Корее. Американцы собирались устроить грандиозный налёт. В воздух поднялись 48 бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей, дополнительно для подавления ПВО взлетели ещё 36 истребителей-бомбардировщиков. Им наперерез поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиационных полков дивизии гвардии подполковника Кожедуба.

В историю Корейской войны и военной авиации США день 12 апреля вошёл под названием «чёрный четверг». Американские ВВС одномоментно потеряли 12 бомбардировщиков и 6 истребителей. А всего с апреля 1951 года по февраль 1952-го лётчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолётов противника.

ИВАН КОЖЕДУБ

Иван Кожедуб
является примером, на который должно равняться молодое поколение. Ведь в его
характере отвага, беспримерный героизм и мужество, а также невероятная
целеустремленность сочетались в единое целое. Будучи инструктором в военном
училище, его беззаветная любовь к Родине, чувство собственного достоинства, а
также желание бить врага в воздухе и на земле, не позволили ему цепляться за
тепленькое место в тылу, далеко от фронта. У него было только одно желание:
воевать с фашистами, которые топтали родную его землю. Воздавая заслуженную
память герою, в СССР и странах постсоветского пространства об Иване Кожедубе
сняли документальный фильм, написали множество биографических и художественных книг,
названы улицы, сады и парки. В первой столице Украины в честь уроженца Украины
названо даже самое большое в стране военное училище, которое занимается
подготовкой военных летчиков.

Маршал Кожедуб

После войны Иван Кожедуб отправился учиться. В 1949-м он окончил Краснознамённую военно-воздушную академию

Во время учёбы в его жизни произошло важное событие: добираясь на электричке в часть, которая стояла в Монине, лётчик обратил внимание на девушку, но познакомиться с ней не отважился. Однако она так запала ему в душу, что он стал встречать все идущие в посёлок электрички, пока не увидел незнакомку вновь. В этот раз он решился и пригласил девушку на танцы, а через несколько месяцев они уже стали мужем и женой

В этот раз он решился и пригласил девушку на танцы, а через несколько месяцев они уже стали мужем и женой.

В годы Корейской войны Кожедуб в условиях строгой секретности командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, защищавшей небо над полуостровом от американской авиации. Согласно подсчётам историков, с апреля 1951-го по февраль 1952 года подразделение Кожедуба одержало в Корее 200 воздушных побед, потеряв при этом 29 самолётов и десятерых лётчиков.

В дальнейшем опыт Кожедуба использовался страной на стратегическом уровне. В 1956 году он окончил академию Генштаба и через шесть лет возглавил 76-ю воздушную армию, затем проходил службу в центральном аппарате ВВС. В 1970-м ему присвоили звание генерал-полковника, а в 1978-м включили в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Также по теме


Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

7 мая 1985 года Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации. В послевоенное время он неоднократно избирался народным депутатом Верховного Совета СССР. Написал несколько книг, разошедшихся многотысячными тиражами. Помимо советских орденов и медалей, он был удостоен наград ГДР, КНДР, Монголии и Польши.

Ушёл из жизни маршал Кожедуб 8 августа 1991 года. После смерти его имя было присвоено улицам и учебным заведениям в различных городах бывшего СССР. В его честь назван Центр показа авиационной техники в Кубинке.

По словам Дмитрий Хазанова, роль Ивана Кожедуба в советской военной истории была велика и многогранна. «Попытки некоторых любителей рассуждать о том, что Кожедуб якобы в чём-то уступал противнику, — это досужие разговоры. Ас есть ас. Это либо изначально прекрасно подготовленный лётчик, либо тот, кого закалила война, дав огромный фронтовой опыт. Он лично нанёс врагу огромный ущерб. При этом нельзя забывать о том, что помимо боевой составляющей есть ещё и морально-психологическая — на Кожедуба равнялись менее опытные пилоты, своим героизмом и мастерством он воодушевлял других красноармейцев», — подытожил эксперт.

До войны

Постепенно преобразовывалась жизнь, появилось много нового, к чему неудержимо стремилось сердце деревенского мальчонки. Начав ходить в школу и став пионером, он увлекался плаванием, лыжами, коньками, гирями; рос крепышом, не боящимся ни холода, ни жары.

После окончания техникума в начале 1940 года Кожедуб стал курсантом Чугуевской школы пилотов. На первых порах инструктор находил, что новый учлет, пожалуй, немного медлителен.

Он первым из всей группы допускается к самостоятельному полету на учебно-тренировочной машине. А затем обучение на боевом самолете. Летное училище Иван Кожедуб заканчивает в числе лучших, и его оставляют инструктором. Это — высокая честь для молодого пилота, признание его способностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: