Краткое содержание сообщения
Детские годы
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) родился в провинциальном городке Эйзенах в Тюрингии (Германия). Его семья дала миру несколько поколений музыкантов. Первые уроки музыки были получены от отца, городского скрипача. Родители умерли рано, и с 9 лет он жил в семье брата, который был органистом, хотя как педагог отличался педантизмом и не мог удовлетворить запросы младшего брата. Иоганн Себастьян не просто учился музыке, игре на клавесине, альте, скрипке, но стремился познакомиться с достижениями европейской музыки.
Жизнь в провинции
Германия той поры представляла собой множество мелких государств. И.С. Баху пришлось тесно соприкасаться с косной инертной средой, где его рвение, талант и творческая фантазия вызывали только недовольство. Так было в княжеской капелле Веймара, в Новой церкви Арнштадта, в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.
Светская служба
Накопив опыт и имея несколько великолепных церковных сочинений, Бах снова перебирается в 1708 г. в Веймар к местному герцогу. Это была первая светская служба, где он мог развить свои замыслы не только в области церковных жанров. Здесь написаны Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор, Токката до мажор и знаменитая «Органная книжечка». Став вице-капельмейстером (1714), Бах получает больше свободы для творчества. Он сочиняет кантаты на библейские и хоральные тексты, во многом уходя от стереотипов.
Новый жизненный и творческий этап начинается в Кетене, где Бах получает должность капельмейстера. Здесь написаны «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга», вокальные светские сочинения и др.. Отдельного упоминания заслуживают педагогические сочинения, предназначенные ученикам.
Лейпцигский период (1723-1750)
В Лепциге И.С. Бах руководит школой певчих, работает в «Музыкальной коллегии». В эти годы созданы «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса», «Рождественская оратория» и др. На основе импровизации, исполненной для короля Фридриха II, Бах создает грандиозный цикл «Музыкальное приношение». Композитор выступает с еженедельными концертами, пишет 150 кантат, сочинения для клавира с оркестром. В свои последние годы жизни он много болеет, особенно страдает зрение: не помогает и операция, на которую Бах решился. Он ослеп, но продолжал диктовать новые сочинения.
Личная жизнь
Первая жена Баха, Мария Барбара, скончалась, оставив 4 маленьких детей. Со второй женой, Анной Магдаленой Вильке, одаренной певицей, ставшей его верной спутницей и помощницей, Бах прожил до последнего дня. Два сына Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил получили известность как композиторы.
Посмертная слава
Творчество Баха долгое время не имело популярности. Первое его жизнеописание появилась только через 52 года после кончины. В 1850-е годы началось систематическое изучение творчества, работа по собиранию и изданию сочинений, определению авторства и уточнению биографических фактов. В ХХ веке многие исполнители стали использовать клавесин вместо фортепиано, стремясь воссоздать дух баховской музыки. Существует «Баховское общество», проводятся фестивали и конкурсы им. И.С. Баха, открыто несколько музеев.
Основные произведения
Всего Баху принадлежит более 1000 концертов, клавиров, кантат, ораторий, фуг, симфоний, месс, прелюдий и др. произведений, включающих богатое органное наследие, целый ряд вокальных и скрипичных сочинений:
- Хорошо темперированный клавир — цикл произведений, который включает в себя 48 прелюдий, фуги для клавира, объединен в 2 тома по 24 произведения
- Музыкальное приношение — цикл канонов, фуг, трио-сонаты и других произведений
- Кантата № 211, Кофейная
- Кантата № 212, Крестьянская
- Месса си минор
- Рождественская оратория
- Страсти по Иоанну
- Страсти по Матфею
- Органная книжечка
Музыка
После окончания гимназии в 1703 г. Иоганн Себастьян устроился придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста.
Благодаря прекрасной игре на скрипке, он приобрел определенную известность в городе. Вскоре ему наскучило ублажать своей игрой разных вельмож и чиновников.
Желая продолжать развивать свой творческий потенциал, Бах согласился занять должность органиста в одной из церквей. Играя всего 3 дня в неделю, он получал весьма неплохой оклад, что позволяло ему сочинять музыку и вести довольно беспечную жизнь.
В данный период биографии Себастьян Бах написал массу органных композиций. Однако натянутые отношения с местными властями подтолкнули его уехать из города через 3 года. В частности, церковники критиковали его за новаторское исполнение традиционных духовных произведений, а также за самовольные выезды из города по личным делам.
В 1706 г. Иоганна Баха пригласили работать органистом в церковь Св. Власия, расположенной в Мюлюхаузене. Ему начали платить еще большую зарплату, а уровень мастерства местных певчих был гораздо выше, чем в предыдущем храме.
Как городские, так и церковные власти были очень довольны Бахом. Более того, они согласились реставрировать церковный орган, выделив для этой цели крупную сумму денег, а также выплатили ему солидный гонорар за сочинение кантаты «Господь – мой царь».
И все же, примерно через год Иоганн Себастьян Бах покинул Мюлюхаузен, вернувшись обратно в Веймар. В 1708 г. он занял пост придворного органиста, получая еще больший оклад за свою работу. В это время биографии его композиторский талант достиг рассвета.
Бах написал десятки клавирных и оркестровых произведений, с жадностью изучал творчество Вивальди и Корелли, а также овладел динамичными ритмами и гармоническими схемами.
Через несколько лет герцог Иоганн Эрнст привез ему из-за границы множество партитур итальянских композиторов, открывших для Себастьяна новые горизонты в искусстве.
У Баха были все условия для плодотворной работы, учитывая то, что он имел возможность пользоваться оркестром герцога. Вскоре он начал работу над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий. К тому моменту мужчина уже имел репутацию виртуозного органиста и клавесиниста.
В творческой биографии Баха известен весьма интересный случай, произошедший с ним в то время. В 1717 г. в Дрезден приехал популярный французский музыкант Луи Маршан. Местный концертмейстер решил устроить состязание между двумя виртуозами, на что оба дали свое согласие.
Однако долгожданного «поединка» так и не произошло. Маршан, услышавший накануне игру Иоганна Баха и испугавшись провала, спешно покинул Дрезден. В результате, Себастьян был вынужден играть перед публикой один, показывая свою виртуозную игру.
В 1717 г. Бах снова решил сменить место работы, однако герцог не собирался отпускать любимого композитора и даже на какое-то время арестовал его за постоянные просьбы об отставке. И все же, ему пришлось смириться с уходом Иоганна Себастьяна.
В конце того же года Бах занял пост капельмейстера у князя Ангальт-Кетенского, который понимал толк в музыке. Князь восхищался его творчеством, вследствие чего щедро платил ему и позволял импровизировать.
В тот период Иоганн Бах стал автором знаменитых «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир». В 1723 г. он устроился кантором хора Св. Фомы в церкви Лейпцига.
Тогда же публика услышала гениальное произведение Баха «Страсти по Иоанну». В скором времени он стал «музыкальным директором» всех городских церквей. В течении 6 лет пребывания в Лейпциге мужчина издал 5 годовых циклов кантат, 2 из которых до наших дней не сохранились.
Кроме этого Иоганн Себастьян Бах сочинял светские произведения. Весной 1729 г. ему доверили возглавить Музыкальную коллегию – светский ансамбль.
В это время биографии Бахом была написана известная «Кофейная кантата» и «Месса си минор», которая считается лучшей хоровой работой в мировой истории. Для духовного исполнения он сочинил «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», удостоившись за это титула королевско-польского и саксонского придворного композитора.
В 1747 г. Бах получил приглашение от прусского монарха Фридриха II. Правитель попросил композитора исполнить импровизацию на предложенную им музыкальную зарисовку.
В результате, маэстро моментально сочинил 3-голосную фугу, которую позже дополнил циклом вариаций на эту тему. Он назвал цикл «Музыкальным приношением», после чего преподнес его в дар королю.
За годы творческой биографии Иоганн Себастьян Бах стал автором более 1000 произведений, многие из которых сегодня исполняются на крупнейших площадках мира.
Сообщение-доклад Бах
Иоганн Себастьян Бах — великий композитор XVIII века, произведения которого актуальны и в наши дни. Словно из маленького ручейка (так переводится фамилия Бах с немецкого) в огромное море превратился талант музыканта.
Родившись в последний день марта 1685 года Иоганн был восьмым ребенком в музыкальной семье Баха. Начало семейной музыкальной династии фамилии ведется с XVI века, поэтому с детских лет мальчик рос среди прекрасных музыкальных звуков. Рано лишившись родителей ( мама умерла мальчику было 9 лет, через год ушел из жизни папа), Иоганна воспитывал старший брат, который обучал его игре на клавире и органе.
Пятнадцатилетним юношей переезжает он на учебу в люнебургскую вокальную школу Святого Михаила, по окончании которой устраивается придворным музыкантом к герцогу Иоганну Эрнсту. Юный музыкант покоряет своей игрой на скрипке и уже через полгода службы его приглашают органистом в церковь Святого Бонифация, расположенную в Арнштадте. В это время композитор создает более тридцати своих произведений для органа, сюит, кантат. Новаторство композитора, а именно использование вокала и органа в произведении, не нравилось местной власти и через три года Бах переезжает Мюльхаузен органистом в церковь Святого Власия.
В 1708 году композитор возвращается в Веймар к герцогскому двору в должности устроителя концертов и органиста. Переезд обусловлен значительным повышением денежного довольствия. На тот момент Бах был женат и ему необходимо было содержать семью. От своего первого брака у композитора было 7 детей, двое из которых стали композиторами.
Веймарский период творческого пути великого композитора значителен. Написанное в этот период «Органная книжечка»- музыкальное произведение , состоящее из 46 прелюдий с разной техникой обработки протестантских одноголосных песен. Композитор переложил их для исполнения хора в сопровождении органа. Бах становиться известнейшим музыкантом, он виртуозно играет как на клавесине, так и на органе.
Из Веймера композитор переезжает в Кетен, где проживает плодотворных шесть лет. В это время написаны множество сюит ( в том числе Английская и Французская), первый том «Хорошо темперированный клавир» , соло для виолончели. Внезапная смерть супруги отразилась в ре минорных партитурах для соло скрипки.
Повторный брак через год после кончины подарил Баху 13 детей. Последним периодом в жизни и творчестве композитора стал Лейпцигский. Наиболее известные произведения данного периода « Искусство фуги», цикл «Музыкальные приношения», «Кофейная кантата».
За творческую деятельность им было написано более 1000 произведений разного жанра. Бах писал музыку как светского, так и церковного направления. Современные музыковеды присвоили произведениям Баха индивидуальные номера и поместили их в каталог его работ. До настоящего времени произведения Баха являются классикой мировой музыки. Музыканты не только исполняют его произведения на инструментах для которого создавалось произведение, но и оранжируют ее под современные.
6 класс кратко, его творчество
Музыка
После окончания гимназии в 1703 г. Иоганн Себастьян устроился придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста. Благодаря прекрасной игре на скрипке, он приобрел определенную известность в городе. Вскоре ему наскучило ублажать своей игрой разных вельмож и чиновников.
Желая продолжать развивать свой творческий потенциал, Бах согласился занять должность органиста в одной из церквей. Играя всего 3 дня в неделю, он получал весьма неплохой оклад, что позволяло ему сочинять музыку и вести довольно беспечную жизнь.
В данный период биографии Себастьян Бах написал массу органных композиций. Однако натянутые отношения с местными властями подтолкнули его уехать из города через 3 года. В частности, церковники критиковали его за новаторское исполнение традиционных духовных произведений, а также за самовольные выезды из города по личным делам.
В 1706 г. Иоганна Баха пригласили работать органистом в церковь Св. Власия, расположенной в Мюлюхаузене. Ему начали платить еще большую зарплату, а уровень мастерства местных певчих был гораздо выше, чем в предыдущем храме.
Как городские, так и церковные власти были очень довольны Бахом. Более того, они согласились реставрировать церковный орган, выделив для этой цели крупную сумму денег, а также выплатили ему солидный гонорар за сочинение кантаты «Господь – мой царь».
И все же, примерно через год Иоганн Себастьян Бах покинул Мюлюхаузен, вернувшись обратно в Веймар. В 1708 г. он занял пост придворного органиста, получая еще больший оклад за свою работу. В это время биографии его композиторский талант достиг рассвета.
Бах написал десятки клавирных и оркестровых произведений, с жадностью изучал творчество Вивальди и Корелли, а также овладел динамичными ритмами и гармоническими схемами. Через несколько лет герцог Иоганн Эрнст привез ему из-за границы множество партитур итальянских композиторов, открывших для Себастьяна новые горизонты в искусстве.
У Баха были все условия для плодотворной работы, учитывая то, что он имел возможность пользоваться оркестром герцога. Вскоре он начал работу над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий. К тому моменту мужчина уже имел репутацию виртуозного органиста и клавесиниста.
В творческой биографии Баха известен весьма интересный случай, произошедший с ним в то время. В 1717 г. в Дрезден приехал популярный французский музыкант Луи Маршан. Местный концертмейстер решил устроить состязание между двумя виртуозами, на что оба дали свое согласие.
Однако долгожданного «поединка» так и не произошло. Маршан, услышавший накануне игру Иоганна Баха и испугавшись провала, спешно покинул Дрезден. В результате, Себастьян был вынужден играть перед публикой один, показывая свою виртуозную игру.
В 1717 г. Бах снова решил сменить место работы, однако герцог не собирался отпускать любимого композитора и даже на какое-то время арестовал его за постоянные просьбы об отставке. И все же, ему пришлось смириться с уходом Иоганна Себастьяна.
В конце того же года Бах занял пост капельмейстера у князя Ангальт-Кетенского, который понимал толк в музыке. Князь восхищался его творчеством, вследствие чего щедро платил ему и позволял импровизировать.
В тот период Иоганн Бах стал автором знаменитых «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир». В 1723 г. он устроился кантором хора Св. Фомы в церкви Лейпцига.
Тогда же публика услышала гениальное произведение Баха «Страсти по Иоанну». В скором времени он стал «музыкальным директором» всех городских церквей. В течении 6 лет пребывания в Лейпциге мужчина издал 5 годовых циклов кантат, 2 из которых до наших дней не сохранились.
Кроме этого Иоганн Себастьян Бах сочинял светские произведения. Весной 1729 г. ему доверили возглавить Музыкальную коллегию – светский ансамбль.
В это время биографии Бахом была написана известная «Кофейная кантата» и «Месса си минор», которая считается лучшей хоровой работой в мировой истории. Для духовного исполнения он сочинил «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», удостоившись за это титула королевско-польского и саксонского придворного композитора.
В 1747 г. Бах получил приглашение от прусского монарха Фридриха II. Правитель попросил композитора исполнить импровизацию на предложенную им музыкальную зарисовку. В результате, маэстро моментально сочинил 3-голосную фугу, которую позже дополнил циклом вариаций на эту тему. Он назвал цикл «Музыкальным приношением», после чего преподнес его в дар королю.
За годы творческой биографии Иоганн Себастьян Бах стал автором более 1000 произведений, многие из которых сегодня исполняются на крупнейших площадках мира.
Период обучения
Иоганн Себастьян Бах в детстве
Он успешно освоил множество инструментов и со временем стал музыкантом-универсалом. Природа наделила Иоганна Себастьяна абсолютным слухом и отменным чувством такта, что определило его успех в будущем. Бах смог самостоятельно освоить нотную грамоту, часто переписывал известные музыкальные произведения, умело раскладывая их по аккордам.
Когда Бах достиг 15-летнего возраста, он поступил в школу вокала. Обучаясь, он продолжал знакомиться с разными музыкальными инструментами и активно интересовался творчеством успешных композиторов, на них он потом равнялся в своих работах. В 16 лет Бах написал свое первое произведение.
Школу вокала Бах окончил успешно, поэтому получил право на поступление в университет. Однако денежных средств было недостаточно для того, чтобы продолжить образование. Трудовой опыт он впервые получил в небольшом городке Веймаре, куда поступил в придворную капеллу скрипачом.
Мастер: жизненный путь
Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.
Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.
Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.
После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.
Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.
В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.
Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.
Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.
Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.
Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.
Творческий путь
Себастьян учился в музыкальной школе, которая находилась в Люнебурге. Там он и создал свое первое произведение. Окончив обучение, он несколько раз менял место жительства, при этом работал в церквях органистом. Музыкант не мог поладить ни с одним работодателем, потому что церковники попросту не воспринимали его новаторское исполнение.
В свои 18 лет он уже стал смотрителем церковного органа в Арнштадте. В этом месте композитор создал более 30 произведений, в том числе:
- сюиты;
- кантаты;
- каприччио.
Бах не только был невероятно талантливым композитором, еще он славился как отличный педагог. Уже в период своей известности он часто переодевался в простого городского жителя и давал в церквях бесплатные музыкальные уроки.
Спустя год после брака со своей кузиной, композитор и его семья переехали в Веймар, и там Бах работал придворным органистом у герцога Вильгельма Эрнеста Саксен-Веймарского. Но через девять лет ему пришлось уволиться, потому что у музыканта возник неразрешимый конфликт с герцогом. Но покровитель распорядился не отпускать его, так как считал очень талантливым, и даже посадил Баха на месяц в тюрьму.
Творческий путь продолжился на службе у князя Леопольда, где Иоганн стал капельмейстером. В это время на свет появились следующие произведения:
- «Тайная вечеря»;
- «Хорошо темперированный клавир»;
- «Бранденбургские концерты».
Последний город, в котором жил композитор стал Лейпциг, где Бах работал при церковной школе. Он создавал произведения для православных праздников и служб.
https://youtube.com/watch?v=qP1BwtJSMbE
В Арнштадте и Мюльхаузене
В июле 1703 г. Баху предложили должность органиста в «Городском муниципальном совете Арнштадта». По этой причине он покинул Веймар и уже в августе приступил к новой работе. В октябре 1705 г. Бах посетил Любек, где он и познакомился с великим органистом Дитрихом Букстехуде. Там Бах не только вел замечательные беседы с мастером органного дела, но также и посетил несколько концертов. Он продлил свое пребывание в Любеке до февраля 1706 г.
По возвращении Бах пытался использовать полученные знания в своих новых произведениях, однако у исполнителей возникали сложности с воспроизведением, что приводило к некоторой неразберихе. Руководство церкви сделало ему замечание за «странное звучание», а также за его самовольное отлучение. Тогда Бах начал искать иные возможности. И в 1706 г., когда он узнал о смерти городского органиста в Мюльхаузене, он подал заявку на его должность.
Таким образом, в июне 1707 г., Бах приступил к новой должности в «Церкви Святого Власия» в Мюльхаузене. Очень скоро между православными лютеранами и пиетистами разразился конфликт. В связи с этим положение музыкантов в Мюльхаузене стало шатким. По этой причине, когда герцог Веймарский предложил Баху должность камерного музыканта при своем дворе, на щедрых условиях, он с радостью согласился. 25 июня 1708 г. Бах отправил руководству заявление на увольнение и уехал в Веймар.
Память
Продолжительное время на могиле композитора отсутствовал даже надгробный камень. У потомков Баха просто не хватало средств для его установки. В результате могила великого композитора была утеряна и нашлась при проведении строительных работ лишь в 1894 году веке на кладбище церкви Святого Иоанна в Лейпциге. Во время Второй Мировой войны церковь была разрушена, а могила снова утеряна.
Только в 1949 году, останки музыканта были перенесены в хоры церкви Святого Фомы в Лейпциге. Среди биографов Баха бытует мнение, что останков композитора в могиле нет, поскольку они много раз перезахоранивались.
О жизни Баха снято 20 художественных и документальных фильмов.
Исполнение
Современные исполнители произведений Баха обычно следуют одной из двух традиций: так называемой аутентичной (исторически ориентированное исполнение) или современной (задействуя современные инструменты, часто — большими ансамблями). Во времена Баха оркестры и хоры были значительно скромнее, чем в наши дни, и даже его наиболее амбициозные произведения — пассионы и «Месса си минор» — были написаны для гораздо меньшего количества исполнителей. Кроме того, сегодня можно услышать очень разные версии звучания одной и той же музыки, т. к. в некоторых камерных произведениях Иоганна Себастьяна изначально вообще отсутствовала инструментовка. Современные «облегченные» версии произведений Баха внесли большой вклад в популяризацию его музыки в XX веке. Среди них — известные мелодии в исполнении Swinger Singers и запись 1968 года Венди Карлос Switched-On-Bach с применением недавно изобретенного синтезатора. Проявляли интерес к музыке Баха и джазовые музыканты, например Жак Лусье. Джоэль Шпигельман исполнил обработку его знаменитых «Гольдберг-вариаций», создав свое произведение в стиле нью-эйдж.