Содержание
Йоханнес гутенберг (1400 — 1468) был кузнецом, ювелиром и изобретателем. Его помнят за то, что он разработал и изготовил печатный станок с подвижным шрифтом в Европе около 1450 года. Эта технология использовалась для воспроизведения 42 строки Библии.
Раньше создаваемые книги приходилось копировать вручную, что было традиционным и наиболее популярным способом. Хотя принтеры по дереву были разработаны еще в средние века, высокая стоимость и низкая долговечность форм сделали их непрактичными.
Появление университета в 13 веке открыло путь к широкому кругу распространения текстов на темы, не связанные с религией, что создало рынок для переписчиков, которые предпочитали работать с бумагой вместо пергамента из-за его низкой стоимости. .
Гутенберг создал систему, в которой символы могли быть взаимозаменяемыми по желанию и сделаны из металла, что позволило эффективно проектировать страницы, одновременно увеличивая скорость и долговечность, обеспечивая большую экономию для производителей.
Массовая коммуникация начала вносить изменения в статус кво. Вот почему считается, что Гутенберг участвовал в великих преобразованиях, которые мир того времени испытал в таких областях, как политика, общество и наука.
Коммерческая сделка
Между 1445 и 1448 годами Гутенберг вернулся в свой родной город, так как в Страсбурге он не мог никого заинтересовать своими экспериментами. В Майнце ему повезло больше. Он заключил договор с Fust Johann, согласно которому последний в совместном капитале предприятия принадлежал и Gutenberg — идея и инструменты. Однако через 2 года изобретателю пришлось снова просить Фуста одолжить ему деньги. На этот раз под залог всей мастерской.
Получив новую ссуду, Гутенберг смог полностью отдаться изобретению книгопечатания. У него возникла гениальная идея: разделить текст на составляющие: знаки препинания, буквы и лигатуры, то есть частые их комбинации. Все это было объединено в блоки. Так набирались слова и целые страницы текста. Литые буквы можно было многократно использовать в различных комбинациях.
Мы изучаем — Биография Иоганна Гутенберга. Подсказки школьнику
Дата рождения: между 1397 и 1400 годами Место рождения: Майнц, Германия Дата смерти: 3 февраля 1468 года Место смерти: Майнц, Германия Иоганн Гутенберг создатель печатного станка. Иоганн Генсфляйшцур Ладен цум Гутенберг был рожден в Майнце, неизвестно в каком году, но за официальную дату его рождения чаще принимают 24 июня 1400 года. его семья была аристократической и боролась за свое существование с мелкими ремесленниками. Когда последним удалось захватить власть в городе, родители вынуждены были в 1411 году переехать в Страсбург.
После примирения сторон Иоганн вернулся в родной город с образованием золотых дел мастера. Это было в конце 1420-х годов, он занимался шлифовкой камней, отливкой украшений и изготовлением золотых рам. Привилегия изготовления чеканных изделий и монет была дана ему по наследству, но Иоганн мечтал построить печатный станок. Из-за этого он поссорился с отцом и взял в качестве основной фамилии фамилию матери Гутенберг. В 1429 году он вновь покинул родной род и переехал в Страсбург. В 1438 году вместе с гражданами Страсбурга Дритценом, Гейльманом и Риффе он заключил соглашение о тайном использовании в коммерческих целях своего изобретения. Сейчас так и не известно, что это было, но по всей видимости изобретение было связано с книгопечатанием. Через год произошел суд между Иоганном и одним его компаньонов из-за денег. Суд вынес решение в пользу Гутенберга, но потом еще один компаньон мастера скончался, а оборудование, над которым они вместе работали, исчезло. Его печатный станок был настоящим чудом для того времени. Для шрифта использовали гравировку рельефа выпуклого зеркального изображения шрифта, которая называлась пуансоном, а сейчас матрицей. При помощи матиц делались литеры, из которых составлялись наборные кассы.
Буквы с текстом располагались в специальной раме, которая уже подвергалась печати. Наборную форму покрывали краской, к ней прижимали белый лист бумаги и прижимали равномерным прессом. Полученный лист надо было просушить и собрать в книгу. Чтобы ускорит и облегчить процесс, форма перемещалась по кюретке. В 1444 году он приехал в Майнц, а через 6 лет взял в долг у одного купца города деньги, чтобы оборудовать типографию, в которой начинает печатать донаты, индульгенции и библию. Неожиданно купец потребовал деньги назад, а так как денег у Гутенберга не было, так что по решению суда Гутенбергу пришлось отдать все свои книги и оборудование. Также еще один удар ждал мастера от своего ученика Петера, который рисовал шрифты для книг. Женившись на дочери этого купца, его ученик завладел типографией своего учителя и стал там работать. В 1460-х годах из-за поддержки старого епископа, Иоганн был изгнан из города. Он жил в Эльтвилле, а в 1465 году вновь вернулся в Майнц с приходом нового архиепископа, который назначил мастера своим придворным и дал пожизненную ренту. В 1468 году 3 февраля Иоганн скончался. Достижения Иоганна Гутенберга: Изобретение печатного станка и типографского процесса в целом Даты из биографии Иоганна Гутенберга: 1400 год роился в Майнце 1411 год изгнание в Страсбург 1420-е годы возвращение в Майнц и работа мастером золотых дел 1429 год ссора с отцом и принятие фамилии матери 1450-1456 год изобретение станка и первые печатные книги 1458 год суд и потеря типографии 3 февраля 1468 года смерть Интересные факты Иоганна Гутенберга: Нет ни одного прижизненного портрета мастера Его имя носит множество учреждений в Германии, астероид и кратер
Все биографии
Типографии-конкуренты
Гутенберг потерял типографию и состояние, но руки не опустил. Его новым компаньоном стал один из самых уважаемых горожан доктор Конраде Гюмери, который дал изобретателю ссуду на новую типографию. И вновь обеспечением возврата денег стало печатное оборудование, но на этот раз Гутенберг не ошибся в выборе партнера — Гюмери дал ему возможность спокойно работать.
Развитие нового дела заняло много времени, а тем временем типография Фуста и Шефера быстро набирала обороты. В течение двух лет они выпустили псалтырь — настоящее произведение типографского искусства, изящную книгу с четким проработанным шрифтом. Это издание к тому же продавалось дешевле рукописных книг, поэтому было быстро распродано. В 1459 году Шефер начал издавать религиозные книги малого формата, которые также стремительно исчезали с книжных прилавков.
Параллельно с Шефером и Гутенберг озаботился уменьшением размера литер и в 1460 году выпустил грамматику латинского языка со словарем, отпечатанную небольшим шрифтом. Типография Гутенберга проигрывала конкуренту лишь в одном — талант Шефера позволял ему создавать не просто небольшие, а еще и удивительно красивые литеры.
Почести
Иоганнес Гутенберг получил самые разные награды — от большого количества статуй, украшающих различные места в Германии, до его включения в рейтинг самых влиятельных людей.
Одна из самых известных статуй Гутенберга находится в его родном Майнце, а именно в Gutenbergplatz (или площадь Гутенберга), созданная пластическим художником Бертелем Торвальдсеном в 1837 году.
Точно так же центр высшего образования в Майнце был переименован в честь его выдающегося сына: Университет Йоханнеса Гутенберга.
В городе также находится музей Гутенберга, открытый с 1901 года, в котором выставлены произведения, связанные с печатным станком и его создателем.
Кроме того, есть лунный кратер, названный в честь немецкого изобретателя, он имеет диаметр 74 км и глубину 2,3 км. Точно так же Франц Кайзер назвал астероид, который он нашел в 1914 году: «777 Гутемберга» в честь Гутенберга.
Вернуться в Майнц
В 1448 году Гутенберг попросил ссуду у Арнольда Гельтуса в Майнце. Предыдущие четыре года — темный период в его истории, неизвестно как место жительства, так и род занятий.
Новое партнерство возникло в 1450 году между Иоганном Гутенбергом и богатым персонажем по имени Иоганн Фуст, также жителем Майнца. Последний предоставил ему 800 гульденов на разработку своего проекта печатного станка с подвижным шрифтом.
В качестве страховки от суммы, которую Фуст дал Гутенбергу, было предложено изготовленное им оборудование для размножения книг. В то время к рабочей группе присоединился Петер Шеффер, который впоследствии стал зятем Фуста.
Запрошенная сумма была выделена на печать 42 строки Библии, первый великий проект, к которому стремился Гутенберг. Мастерская была установлена в Hof Humbrecht.
Создание этих произведений началось в 1452 году, но считается, что они также были посвящены воспроизведению других типов текстов, которые приносили большую прибыль, в том числе печать индульгенций по заказу церкви.
Между 1453 и 1455 годами книга, вошедшая в историю под названием Библия Гутенберга.
Печатный станок
Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.
Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.
Особым образом изготавливались литеры:
- на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
- прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
- данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
- специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
- когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
- затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
- на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
- пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.
У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления. Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.
Первая книга Гутенберга
Первой полнообъемной книгой, напечатанной Гутенбергом, стала так называемая 42-строчная Библия, состоявшая из двух томов в 1286 страниц. Эта книга, признанная шедевром ранней печати, имитировала готические средневековые рукописные книги. Цветные инициалы (заглавные буквы) и орнамент выполнялись художниками от руки.
К 1500 г. книгопечатание проникло в 12 европейских стран. За 60 лет, прошедших с начала применения нового способа, было напечатано более 30 тыс. наименований книг, средний тираж одной книги был равен 300 экземплярам. Эти книги получили название «инкунабулы».
Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Особенно больших успехов здесь достиг белорусский печатник Франциск Скорина, в 1517—1519 гг. печатавший книги в Праге, а в 1525 г. — в Вильно.
В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. Основателем его был Иван Федоров. Первая книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (это была первая московская типография), датируется 1564 г.
Иные претенденты на роль первопечатников
Как упоминалось выше, многие народы Западной Европы бросили вызов Германии за честь считаться основоположником книгопечатания. В этой связи упоминаются несколько имен, среди которых самые известные — Иоганн Ментелин Страсбургский, которому в 1458 году удалось создать типографию, аналогичную типографии Гутенберга, а также Пфистер Бамбергский и голландский Лоуренс Костер.
Даже итальянцы не остались в стороне, заявив, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем мобильного шрифта и что именно он передал свою типографику немецкому предпринимателю Иоганну Фусту. Однако никаких серьезных доказательств в пользу этого утверждения представлено не было.
Гутенберг и изобретение подвижной печати
Печать диффузии XV — го века.
Ксилочный пресс с деревянными рычагами.
Производство печатных книг из Европы между 1450 и 1800 годами.
Йоханнес Гутенберг, связанный с Иоганном Фустом и Пьером Шеффером, является изобретателем печати с подвижным шрифтом в Европе .
Для достижения своих целей Гутенберг стоит у истоков многих инноваций:
- сплава на основе свинца, олова и сурьмы, который имеет особенность плавления легко и не деформируя при охлаждении;
- форма для ручной плавки с отрицательной матрицей персонажа;
- футляр композиции;
- усовершенствование существующего печатного станка или ксилографического станка ;
- очень сильные чернила, как клей, который не делает «кармана» на листе.
Долгое время история заставляла Иоганна Гутенберга изобрести типографскую печать, и он никогда не делал ничего, чтобы гарантировать авторство своего изобретения. В книгах нет даты печати или подписи. Появляется первый колофон с гравюрами Иоганна Фуста и Пьера Шеффера .
Однако еще в году библиотекарь Сорбонны Гийом Фише написал на латыни в письме, приложенном к изданию принцепса «De l’orthographia de Gasparino Barzizza», что «Жоаннем Бенемонтано первым имеет напечатал книгу, достойную своего имени », имея в виду рукописные книги того времени, кодексы . Гийом Фише, внесший большой вклад в установку печатного станка во Франции с помощью бывших учеников Жана Гутенберга, Ульриха Геринга, Мартина Гранца и Мишеля Фрибургера, узнал от них имя своего учителя.
В году профессор Иво Виттиг из Майнца посвятил книгу Гутенбергу, названному изобретателем книгопечатания .
В XIX — м веке, Амбруаз Дидо Firmin, убежденный сторонник Гутенберга, нашел письма, в том числе самый старый, датированный явно свидетельствует авторство изобретения к Иоганном Гутенбергом.
Исторический контекст
Бюст Иоганнеса Гутенберга расположен во дворе типографии Турена.
В средние века тексты не использовались широко, потому что мало кто умел читать. Книги производятся или размножаются в монастырях монахами- переписчиками . Иллюстрации выполняются специализированными монахами- иллюминаторами . В rubricateurs вмешался, чтобы выявить, по цветам, по Sacra Nomina .
В некоторых случаях миряне могли создавать кодексы с одобрения монастырей . С XIV — го века, процесс гравюра на дереве позволил воспроизвести текст широко: это было записать документ лицевой стороной вниз на дереве, а затем применить его когда — то покрыты чернилами на бумаге.
Согласно легенде, в Страсбурге работает точильный пресс, Гутенберг придумал новый процесс печати, который позволил бы выпустить 180 Библий за три года, в то время как монах одновременно переписывал Библию.
Представляя мобильность персонажей и увеличивая их долговечность за счет их металлической консистенции, Гутенберг сделал персонажей многоразовыми и взаимозаменяемыми. Это нововведение спровоцировало культурную революцию: книга стала достоянием общественности в торговых и университетских городах, а число типографий увеличилось, что увеличило выпуск книг. Эта революция распространилась по Европе, главным образом в Италии и Нидерландах .
Благодаря культурному взрыву знания больше не принадлежат клерикам . Более легкий доступ к знаниям развивает обмен идеями, критическое мышление и, как следствие, гуманизм .
От Майнца до всей Европы
О смерти Гутенберга в Февраль 1468 г., различные сотрудники типографии уже давно покинули Майнц и эмигрируют по всей Европе, в основном во Францию и Италию.
Франция
- 1470–1472: печать первой инкунабулы во Франции в помещении Сорбонны в Париже тремя немецкими рабочими типографской типографии в Майнце, Ульрихом Герингом, Мартином Гранцем и Мишелем Фрибургером.
- 1537: Франсуа I — й устанавливает обязанность ОЭ, официально защищать статус книжных магазинов.
- 1546: Этьен Доле, книготорговец-печатник, подвергнут пыткам, задушен и сожжен своими книгами в Париже, на площади Мобер .
Эксперименты в области печати
Когда в 1428 году в Майнце вспыхнуло восстание ремесленников против дворянского сословия, семья Гутенберга была изгнана и поселилась на территории нынешнего Страсбурга, где начались его эксперименты с книгопечатанием. Уже знакомый с букмекерством, Гутенберг усовершенствовал мелкий металлический шрифт.
Бесконечно практичнее, чем вырезать цельные деревянные блоки для печати, каждый тип представлял собой одну букву или символ. Подвижный тип использовался в Азии сотни лет назад, но инновация Гутенберга заключалась в разработке системы литья и металлических сплавов, которые облегчали производство.
В 1448 году Гутенберг вернулся в Майнц и к 1450 году открыл типографию. Он занял 800 гульденов у местного финансиста Иоганна Фуста, чтобы приобрести специальные инструменты и оборудование, необходимые для его уникального метода типографии. К декабрю 1452 года Гутенберг был по уши в долгах и не мог расплатиться с Фустом. Было заключено новое соглашение, по которому Фуст стал партнером Гутенберга.
Однако к 1455 году Гутенберг все еще не мог выплатить долг, и Фуст подал в суд. Судебные записи отрывочны, но ученые полагают, что во время судебного процесса Гутенберг смог напечатать свой шедевр- «Библию из сорока двух строк», ныне известную как Библия Гутенберга.
Фуст в конце концов выиграл дело и взял на себя большую часть печатного бизнеса Гутенберга, включая производство его Библий. Питер Шеффер, зять Фуста, который давал против него показания на суде, теперь присоединился к Фусту в качестве партнера по бизнесу. Помимо Библии, другим важным достижением Гутенберга была Псалтирь (книга Псалмов). Псалтырь украшен сотнями двухцветных начальных букв и тонкими границами свитков с использованием остроумного метода, основанного на многократном нанесении чернил на один металлический блок. Псалтирь была первой книгой, в которой были указаны имена ее печатников, Фуста и Шоффера, но историки считают, что ни один из них не мог разработать такой сложный метод в одиночку и что Гутенберг, должно быть, работал на эту пару в бизнесе, которым он когда-то владел.
История появления бумаги
Время и место изобретения бумаги точно неизвестно. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в около II веке н.э. Чай-Лунем.
Производство бумаги в Китае получило широкое распространение и затем перешло в Среднюю Азию, Корею, Японию, Индию и другие страны Востока. Документы, написанные в VIII веке н.э. на бумаге, найдены в Таджикистане.
Не позднее X века бумага стала распространяться и в Армении.
В XI —XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги и документы.
На Руси бумага была известна очень давно, однако до нас дошли написанные на бумаге документы, относящиеся только к первой половине XIV века.
Технология производства бумаги
Основными операциями производства бумаги являлись:
- варка массы,
- промывка,
- измельчение бумажной массы
- и отливка самого бумажного листа.
В качестве основного сырья для выделки бумаги употреблялись стебли бамбука или шелковичного дерева (в Китае), пеньковое и льняное тряпье (в Аравии, России, Западной Европе), солома (в России).
С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, быстро растет производство бумаги, строятся бумажные фабрики.
Первое упоминание о бумажной мельнице на Руси относится к 1564 году.
Идея мирового значения
О биографии немецкого книгопечатника известно немного. Он жил в пятнадцатом столетии, лишь деяния виднейших личностей заносились в документальные источники. Современники сумели оценить труды Гутенберга, сведения о нем периодически встречаются в исторических описаниях. Известно, что на свет мальчик появился в примерно в 1400 году в зажиточной семье.
Мать будущего деятеля Эльза Вирих вела свой род от торговцев сукном, отец Фриле Генсфлейш принадлежал к высшему сословию бюргеров. О детстве и юности Иоганна нет упоминаний ни в одном источнике. Не сохранилось также записей о крещении малыша. Есть предположения, что это 24 июня 1400.
Неизвестно и точное место рождения. По нескольким версиям это могут быть Майнц либо Страсбург. В семье мальчик был младшим. Кроме старшего сына Фриле родители растили дочерей Патце с Эльзой. После школы Иоганн начал обучение ремеслу. Он выбрал дело предков с материнской стороны. Мастер получил право обучения подмастерьев. С 1434 проживал Гутенберг в Страсбурге.
Он занялся ювелирным делом, шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал. В голове молодого человека появилась идея создать станок, печатающий книги. В 1438 для реализации была создана организация «Предприятие с искусством» с одним из учеников Андреасом Дритценом. Выход изобретения был отложен из-за скоропостижной смерти компаньона.
В 1440 появилось книгопечатание. В 1444 под именем Вильдфогеля типограф пытался собрать средства для дальнейшего совершенствования разработки. Станок представлял собой вырезанные в зеркальном отражении выпуклые буквы. Для оттиска на бумаге требовались специальные пресс и краска.
Книгопечатание
Считается, что свой уникальный способ книгопечатания Иоганн Гутенберг изобрел в 1440 г. Он стал первым из европейцев, кто начал задействовать для печати подвижные литеры, совершив революцию в печатном деле.
Особенность такой техники заключалась в использовании рельефных металлических букв, из которых Гутенберг набирал соответствующий текст. После набора строк, с помощью пресса делался оттиск на бумаге.
В результате, Иоганн смог представить способ массового производства книг, а также совершить ряд других инновационных открытий, включая применение масляных чернил для книгопечатания и регулируемый тип матрицы. В конечном счете, он разработал практическую и экономически выгодную систему печати.
Важно отметить, что металлические литеры могли долгие годы находиться в эксплуатации, не нуждаясь в замене. Как известно, до этого книги создавались посредством рукописного труда, вследствие чего на их изготовление уходило много времени и сил
Вместе с тем, купить подобную книгу могли себе позволить только зажиточные люди.
До создания станка Гутенберга, печать текста также могла производиться с цельной деревянной доски, но для очередной части повествования приходилось вырезать новую доску. Однако благодаря подвижным литерам процесс книгопечатания изменился.
После набора и оттиска необходимых строк, можно было приступать к набору другого текста, задействуя те же самые буквы. Все это экономило время, силы, и удешевляло процесс книгопечатания. Технологический процесс печати Гутенберга в кратчайшие сроки обрел популярность в Европе, а вскоре и во всем мире.
До середины 1450-х годов Иоганн Гутенберг отлил не меньше 5 разных шрифтов, успев напечатать немало календарей, индульгенций и учебников латинской грамматики. Однако главным его трудом стала – Библия Гутенберга.
Библия Гутенберга была первой печатной версией Священного Писания, представлявшей собой точку отсчета в истории книгопечатания в Европе. И хотя к тому моменту уже были первопечатные издания, данная Библия обрела признание за исключительное эстетическое и техническое качество оформления.
Станок Иоганна Гутенберга
В научных кругах Библия Гутенберга стала именоваться 42-строчной Библией – по числу строк на полосе. Примечательно, что изначально их было 40. Позднее, очевидно в целях экономии, Иоганн увеличил количество строк до 42, сократив междустрочный интервал.
По мнению современных ученых, общий тираж Библии составил порядка 180 экземпляров. Основная часть трудов была напечатана на первосортной итальянской бумаге, тогда как около 45 книг были изданы на пергаменте.
молодежь
Мало что известно о ранних годах Гутенберга. Считается, что во время восстания в 1411 году в Майнце его семья, вероятно, переехала в Эльтвилль-ам-Рейм, на кастильском языке, который назывался «Альта Вилла».
Считается, что в те годы он учился в местном университете, поскольку в этом учреждении есть запись за 1418 год, согласно которой там учился молодой человек по имени «Йоханнес Эльтвиль».
В Германии люди брали фамилию места жительства, в котором они проживали. Позже Йоханнес взял одну из фамилий своей матери, потому что значение отцовского было неудобным, и с тех пор он стал известен как «Гутенберг».
Известно, что его отец, Фриле Генсфляйш, скончался в 1419 году, и Йоханнес упоминается в документах, касающихся семейного наследства. Смерть его матери, которая произошла в 1433 году, также превзошла все ожидания.
С другой стороны, было сказано, что из-за столкновения между членами союза и патрициями, которое произошло в 1428 году в Майнце, семье Гутенбергов пришлось покинуть город. По словам Генриха Вильгельма Валлау, два года спустя, Йоханнеса определенно не было в городе.
Появление подвижного шрифта
Однако независимо от того, насколько улучшилась технология штучной печати, ее основным недостатком была необходимость обрезать весь текст для каждой последующей страницы. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история печати получила значительный импульс, произошел и в Китае.
По словам выдающегося ученого и историка прошлых веков Шен Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать подвижные буквы из обожженной глины и поместить их в специальные рамки. Это давало возможность набрать из них определенный текст и, распечатав необходимое количество копий, разогнать его и повторно использовать в других сочетаниях. Так был изобретен мобильный шрифт, используемый по сей день.
Однако эта гениальная идея, легшая в основу всего будущего книгопечатания, не получила в то время должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого символа казалось слишком сложным.
Между тем, учитывая все этапы типографики, следует признать, что ранние неевропейцы использовали наборные буквы. На сегодняшний день известна единственная сохранившаяся книга религиозных текстов, сделанная в 1377 году в Корее. Исследователи обнаружили, что он был напечатан с использованием технологии подвижного шрифта.
Книгопечатание Иоганна Гутенберга
В 1448 году Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц, а к 1450 году открыл свою типографию. Для этого он взял заем у финансиста Фуста в размере 800 гульденов. На полученные деньги Гутенберг приобрел необходимые инструменты и оборудование. В декабре 1452 года Гутенберг осознал, что не в состоянии вернуть Фусту долг. По этой причине между ними было подписано новое соглашение, по условиям которого Фуст становился совладельцем типографии Гутенберга.
Однако, даже к 1455 году Гутенберг не смог выплатить Фусту остаток долга и тот подал на него в суд. Судебные записи обрывочны, однако ученые сходятся во мнении, что именно в качестве аргумента для судебного разбирательства Гутенберг напечатал свою знаменитую Библию.
В конечном итоге, Фуст выиграл дело и получил в свое распоряжение типографию Гутенберга. Он начал серийное производство Библии по тому же методу «сорок две строки». Новым совладельцем Фуста стал его зять Питер Шуффер, который, к слову, давал против него показания на суде. Помимо Библии издательство продавало теперь и Псалтырь. К этому моменту Фуст и Шуффер уже выпускали книги под своим патентом на метод печати (метод Фуста и Шуффера). Однако, историки уверены, что ни один из них не был причастен к разработке столь сложного типографского принципа.
В 1462 году город Майнц был расформирован епископом Адольфом II и все печатные предприятия в следствие этого уничтожили. Многие печатники в это время бежали в другие немецкие города, вместе со своим оборудованием и технологиями. Гутенберг же остался в Майнце, в полной нищете. Архиепископ проявил к нему великодушие, назначив Гутенбергу титул Хофмана в 1465 году. Титул обеспечивал для Гутенберга жалование и некоторые привилегии. Гутенберг смог продолжить свою печатную деятельность.
Записи о поздних годах Гутенберга также обрывочны, как и о ранних. Считается, что остаток своих дней он также провел в Майнце, и под конец жизни полностью ослеп. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года и был похоронен на церковном кладбище францисканского монастыря в соседнем городе Эльтвилле, Германия.
Карьера ювелира
После многих лет достатка Гутенбергам пришлось приспосабливаться к новым тяжелым условиям жизни. Молодость Иоганна прошла в бедности. Отсутствие достатка приучило его к самостоятельности и тяжелому труду. Традиционно патриции гнушались заниматься ремеслами, считая подобное занятие неблагородным. Иоганн Гутенберг думал иначе. Он завел знакомства с умелыми ювелирами Страсбурга и стал обучаться их делу. Получив соответствующее образование, молодой человек начал работать в компании, занимавшейся шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал.
Постепенно Иоганн Гутенберг становился все более известным и именитым мастером. У него начали появляться первые ученики. История сохранила имя одного из этих подмастерьев – Андреаса Дрицена. В 1435 году Гутенберг заключил с учеником контракт и создал с ним совместное предприятие. К этому времени историки относят появление идеи книгопечатания, которой загорелся страсбургский ювелир. На протяжении всей своей жизни он старался не предавать огласке секреты этого искусства. Именно поэтому, даже заключая контракт с Дриценом, Гутенберг не стал напрямую говорить о том, что их предприятие будет печатать книги. Публично была создана очередная мастерская по производству зеркал.
Судебная тяжба
В год изобретения книгопечатания мастер принялся за гигантский труд – издание Библии на латинском языке. Вместе с наборщиками Гутенберг более двух лет печатал первый тираж в количестве 100 тысяч экземпляров. Книга печаталась готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. В конце художник украшал Библию цветными рисунками. Таким образом, печатная книга по красоте ни в чем не уступала рукописной. Неудивительно, что первый тираж Библии был быстро распродан. А соотечественники Гутенберга были ошеломлены, ведь впервые они видели такое количество идентичных книг.
Правда, сам изобретатель не смог разбогатеть благодаря печатному станку. Ему даже не удалось закончить печатать Библию, поскольку его кредитор, оценив будущую прибыль, потребовал возврата ссуды. За этим последовала судебная тяжба, в результате которой Гутенберг потерял как печатный станок, так и все готовые экземпляры Священного Писания. Вскоре после этих событий Майнц был захвачен вражескими войсками, а изобретатель выслан из города. Только спустя три года ему позволили возвратиться, чтобы работать на нового архиепископа. Гутенберг скончался в феврале 1468 г., а изобретение книгопечатания в немецком городе Майнце с тех пор навсегда изменило мир.
Италия
В Италии торговля вокруг печатного станка получила особое развитие, поскольку Венеция стала одной из столиц бизнеса по всей Европе. Однако не в городе каналов располагалась первая итальянская типография.
Субиако, который был частью провинции Рима, был домом для первого печатного станка в Италии. В 1465 году за это предприятие отвечали А. Паннарц и К. Свейнхейн, и потребовалось еще два года, чтобы одно из этих предприятий было основано в Риме.
Венеция, с другой стороны, предоставила Йохану фон Шпейеру монопольную концессию на 5 лет в 1469 году, но этот предприниматель умер до конца периода.
Именно тогда процветали другие, заинтересованные в механическом воспроизведении текстов.
Среди наиболее известных был Н. Дженсон, который мог одновременно управлять 12 печатными станками. Он был одним из главных предшественников Венеции, которая позиционировала себя как издательская столица Средневековья.
Еще одним из основных элементов итальянского печатного станка была его связь с эпохой Возрождения и возврат к греческой и латинской классике. Одним из инициаторов этого был Альдус Манутиус, владелец типографии Aldina, которая занималась поиском и распространением этих работ.
Премия Гутенберга
Одной из инициатив, продвигаемых Международным обществом Гутенберга, была награда, названная так же в честь создателя печатного станка с подвижным шрифтом. Это признание появилось в 1968 году и первоначально присуждалось каждые три года.
Эта награда награждает величайших представителей издательского мира за их достижения, как эстетические, так и технические или научные в этой области.
Город Лейпциг в Германии также учредил свою собственную премию Гутенберга для редакционных директоров. Начиная с 1994 года, оба города стали ежегодно делить место проведения премии Гутенберга.
Победитель ежегодной премии Международного общества Гутенберга получает 10 000 евро. В 2018 году его приобрел Альберто Мангель, канадский писатель, переводчик и критик аргентинского происхождения.
В то время как лауреатом премии Гутенберга города Лейпцига за 2017 год стал Клаус Детьен за свою более чем 40-летнюю карьеру в качестве создателя, типографа, редакционного дизайнера и преподавателя.
Другие организации также взяли имя Йоханнеса Гутенберга, чтобы вручить награды и признания выдающимся людям в различных областях, связанных с издательским миром.