Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера Себастьена Мартинеса (исп.)русск. , чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ.)русск. и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп.)русск., по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.
4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп.)русск., новаторские в изображении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В -1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп.)русск. и Гаспара Ховельяноса.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп.)русск.. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено совершенное изображение ночного освещения. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос», их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Франсиско Гойя: известные картины
Яркий мастер-портретист, снискавший официальную славу в этом жанре в 80-е годы XVIII столетия, в 1792 году Франсиско Гойя серьезно заболел, что привело к полной глухоте. Именно в этот тяжелый период единственным прибежищем для него явилось искусство. Художник стал избегать людей, полностью ушел в себя, продолжая писать портреты.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.
Франсиско Гойя пережил страшные годы оккупации Испании наполеоновскими войсками, став свидетелем зверских расправ захватчиков над мирным населением. Именно эти события послужили основой для создания таких работ, как «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Восстание 2 мая на Пуэрта дель Соль».
Гойя работал до самого последнего дня. Одной из его завершающих работ был старик на костылях, под которым стояла подпись: «Я все еще учусь». Умер художник от паралича, в период зарождения нового Имея на рубеже двух столетий совершенно новый взгляд на окружающий мир, отвергавший старые запреты и иллюзии, Гойя с большой достоверностью смог передать в своем творчестве всю сложность и противоречивость своего времени.
Романтизм — Яркое искусство
ПРОСМОТРЫ: 148
Эжен Делакруа (Шарантон-Сент-Морис, 1798 — Париж, 1863) был главой французской романтической школы; его картины написаны с фантастической свободой и наполнены мощной экспрессией, характеризующейся насыщенным и открытым цветом, что окажет потом существенное влияние на становление техники у импрессионистов. В 1822 г. он представил на Салоне картину Ладья Данте, имевшую огромный успех, произведения. Затем последовали Резня на Хиосе (1822) и…
ПРОСМОТРЫ: 157
Наиболее последовательно романтические тенденции проявились у Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847 гг.) при создании картин с сюжетами из жизни русских крестьян. На картинах изображены простые люди, занимающиеся повседневными, привычными делами. Обратившись к изображению крестьянской жизни, мастер показал ее как мир, исполненный гармонии, величия и красоты (картины Гумно, На жатве, Лето, Крестьянская девушка с теленком, Жнецы и…
ПРОСМОТРЫ: 236
В ряду мастеров, творивших на рубеже XVIII—XIX вв., особое место занимает современник Давида — талантливый и яркий испанский живописец и график Франсиско Гойя (1746—1828 гг.). Создавая свои бессмертные картины в эпоху классицизма, этот художник во многом противостоял основоположникам этого направления. На полотнах мастера можно увидеть не только овеянные славой исторические личности, но и простых людей из народа. Во времена Гойи испанцы…
ПРОСМОТРЫ: 527
Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России. Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и…
ПРОСМОТРЫ: 149
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner, Лондон, 1775-1851), художник периода романтизма, некоторое время интересовался историческими сюжетами, затем обратился к историко-мифологическому пейзажу (Улисс, ослепляющий Полифема, 1829, Национальная галерея, Лондон) и особенно к жанру «чистого» пейзажа (Утренний иней, 1813). В характерно романтических работах зрелого периода свет и цвет размывают контуры, вспыхивая в воздухе богатыми…
ПРОСМОТРЫ: 155
Джон Констебл (John Constable, Ист-Берголт, Суффолк, 1776 — Лондон, 1837) решился писать с натуры, делая эскизы маслом (потом перерабатываемые в мастерской), с деревенскими видами Суффолка. Он стал зачинателем живописи стремительно-легкой, лиричной и описательной, передававшей непосредственно увиденное отрывистыми мазками и отдельными цветовыми пятнами, как бы предвосхищая искусство импрессионистов: например, Воз сена (1821) или еще одна…
ПРОСМОТРЫ: 223
Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую…
ПРОСМОТРЫ: 134
Уильям Блейк (Лондон, 1757—1827) был не только художником, но и поэтом и в своих произведениях воплотил — под воздействием Фюссли — усилившийся в то время интерес к фантастическому миру сновидений и оккультизма: таковы его иллюстрации к библейской Книге Иова и к книге Ночи писателя-предромантика И. Юнга, картина Паломники в Кентербери (1809). Громкую славу принесли ему акварельные иллюстрации к Божественной комедии Данте (Галерея…
ПРОСМОТРЫ: 178
Генрих Фюссли (Цюрих, 1741 — Лондон, 1825), писатель и художник, после изучения теологии провел длительное время в Италии и затем обосновался в Лондоне. Его стиль оказал значительное влияние на многих молодых британских художников, включая Уильяма Блейка. Испытывая интерес к образам ночных кошмаров и фантастическому миру, он стал осуществлять их «перевод» в живопись, носящую беспокойный, визионерский, таинственный характер, такую,…
Вы здесь
Главная Люди Франсиско Гойя — капризы настоящего мачо
Франсиско Гойя — капризы настоящего мачо
В посмертной записке его отца было сказано: «Не завещаю ничего, ибо нечего завещать». В Сарагосе инквизиция объявила награду за его поимку, так как он устроил драку и в пьяном виде «осквернил святыню в день церковного праздника». Позднее, в Мадриде, его подобрали на улице истекающим кровью, с ножом в спине – хозяином ножа оказался чей-то оскорбленный муж. Так начал свою жизнь величайший испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес.
Мир – маскарад
Правда, до величия было еще далеко. Первые опыты художника – росписи провинциальных церквей, наброски для ковров и гобеленов, одним словом – ширпотреб.
Но постепенно дар его развивается, растет признание. Вот Гойя уже заканчивает мадридскую академию художеств, становится первым королевским живописцем. У него появляются деньги, он обретает славу, вызывает интерес у красивых женщин (сам Гойя не слыл красавцем, но женский пол любил и получал ответные чувства).
Его обществом не гнушаются особы королевской крови, его картины полны света, радости жизни и издевательства над мракобесием. И это в то время, когда вся Испания пылала кострами святой инквизиции.
Но молодость проходит быстро, а с ней – и здоровье. Гойя теряет слух, его покидает любимая женщина, на испанский престол садится набожный, трусоватый в отношении религии король. В тот момент художник, утратив веру в людей и справедливость, создает серию офортов, известных как «Капричос» («Капризы»), суть которых выражает в собственных комментариях к одному из листов: «Мир – это маскарад. Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает».
Откровенная чертовщина
Инквизиция уже потирает руки. Ведь «Капричос» – явно безбожное, дьявольское, насыщенное откровенной чертовщиной и еретическими домыслами творение. А следовательно, и оно, и сам художник просто обязаны сгореть в очищающем огне аутодафе.
Король в смятении. С одной стороны – всесильная церковь, с другой – талантливый и уже хорошо известный художник. Что делать? А Гойю тем временем вызывают на суд инквизиции, где мастер должен дать объяснение по каждому из 80-ти офортов. Одна ошибка, – и его ждет костер.
Но Гойя уже поднаторел в придворных интригах, он предвидел такой поворот дела. И под злыми, откровенно издевательскими картинками, где в качестве героев частенько фигурируют сами представители церкви, художник заранее сделал вполне благопристойные, даже, можно сказать, благочестивые подписи.
А пока церковь разбиралась, чему верить: изображениям или подписям под ними, Гойя делает «ход конем» – он дарит лично королю первый комплект гравюр. Возможно, это и спасает мастера от казни.
Только воля
Затем следует еще череда офортов, но их судьба более печальна – люди увидели эти произведения лишь через 40 лет после смерти художника.
А умер Гойя на 83-м году жизни, на чужбине, во Франции, больным, одиноким, без слуг и без денег. Его немногочисленные друзья свидетельствовали, что он работал до самого конца. Художник говорил: «Мне не хватает здоровья и зрения, и только воля поддерживает меня».
Кстати, подписи под офортами серии «Капричос» до сих пор сбивают с толку исследователей. Некоторые считают, что истинный смысл этих гравюр так никогда и не будет раскрыт. В любом случае, «Капричос» отражают самые страшные пороки Испании того времени. И изучать офорты надо, вооружившись историческими справочниками.
10111 просмотров
Константин Федоров
Интересные факты о художнике
Гойя является одним из величайших мастеров офортов. За свою карьеру он создал четыре основных серии офортов. Эти работы отражают оригинальность художника и его истинное мнение о социальных и политических событиях его дня даже больше, чем его картины. Предмет его офортов меняется от сказочного к гротескному, документального к воображаемому и от юмористического до сатирического.
Женщины занимают центральное место в творчестве Гойи, и его изображения махасов (диковинных представителей низших классов Испании в 18-м и 19-м веках), ведьм и королев являются одними из его самых смелых и современных интерпретаций.
Поздние картины Гойи являются одними из самых мрачных и загадочных его творений. За три года до того, как он покинул свою родную страну, Гойя написал 14 картин прямо на штукатурке стен своего сельского дома в Мадриде. Эти работы, известные под общим названием «Черная живопись» (1821), изображали ужасные сверхъестественные сцены. Эти произведения не имели аналогов в живописи в того времени, выражая трагические порождения фантазии художника. Это пессимистические выражения стареющего, глухого гения, который разочаровался в обществе и борется со своим здравомыслием. Живя в изгнании в Бордо, Франция, художник умер 16 апреля 1828 года.
Смерть
Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Исследователи предполагают, это последствия запущенного ещё в молодости сифилиса. Глухота сильно осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.
Памятник Франсиско Гойе в Сарагосе
С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.
Однако судьба улыбнулась Франсиско, он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.
Портрет Леокадии де Вейс
В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам, решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно вернулся в Бордо.
Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.
Дом Глухого
Гойя вел в Доме Глухого жизнь затворника, которую, впрочем, скрашивала экономка, а по сути — спутница его последних лет Леокадия Соррилья Вейс. Леокадия проникла в «Мрачные картины» — в той части, которая оказалась на первом этаже, в изображении молодой женщины, опирающейся на могильную плиту.
Реконструкция Дома Глухого / Wikimedia Commons
Одной из важных причин, побудивших Гойю уединиться и почти никого не принимать, стало триумфальное возвращение на престол короля Фердинанда VII, который ненавидел художника. Гойя, дружный со многими просвещенными либералами, долгое время оставался под подозрением в сотрудничестве с врагами Испании, французами. Хотя впоследствии обвинения с него были сняты, в безопасности художник себя не чувствовал.
Дом Глухого давно исчез с лица земли – его поглотил разросшийся Мадрид, и только станция метро «Гойя» напоминает о том, что здесь жил великий художник.
— Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты, — говорит Вирхиния Альбарран. — В 1909 году дом превратился в руины. Кроме того, весь квартал в тот момент стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома. Существует проект археологических раскопок с целью определить точное местоположение дома.
На первом этаже Дома Глухого Гойя создал семь фресок. Это «Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» слева и справа от входной двери; «Юдифь и Олоферн» и «Сатурн, пожирающий своего сына» справа и слева от большого окна.
В лицо «Сатурна» смотрела «Донья Леокадия Соррилья», а на «Юдифь» — «Старик и монах» (или «Два старика», один из которых мог быть своеобразным автопортретом). Над входной дверью предположительно находились «Два старика, поедающие суп».
Реконструкция расположения «Мрачных картин» на втором этаже Дома Глухого. Макет сделан сайтом www.theartwolf.com
На втором этаже «Мрачных картин» было восемь: «Фантастические видения», «Паломничество к источнику Сан-Исидро», «Атропос», «Поединок на дубинах», «Смеющиеся женщины», «Читающие мужчины» и «Собака».
Пятнадцатая «Черная картина» считается утраченной вместе с выломанным куском стены — или, напротив, обретенной: это «Головы в пейзаже», которые находятся в коллекции Стэнли Мосса в Нью-Йорке.
Гойя и Испания
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.
Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.
«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.
Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).
Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.
Произведения
- 1777 – «Зонтик»
- 1778 – «Продавец посуды»
- 1778 – «Мадридский рынок»
- 1779 – «Игра в пелоту»
- 1780 – «Молодой бык»
- 1786 – «Раненый каменщик»
- 1791 – «Игра в жмурки»
- 1782-83 – «Портрет графа Флоридабланка»
- 1787 – «Семья герцога Осуна»
- 1787 – «Портрет маркизы А. Понтехос»
- 1796 – «Доктор Пераль»
- 1796 – «Франсиско Байеу»
- 1797-1799 – «Сон разума рождает чудовищ»
- 1798 – «Фердинанд Гиймарде»
- 1799 – «Ла Тирана»
- 1800 – «Семья короля Карла IV»
- 1805 – «Сабас Гарсия»
- 1806 – «Исабель Ковос де Порсель»
- 1810-1820 – «Бедствия войны» (серия из 82 гравюр)
- 1812 – «Девушка с кувшином»
- 1819-1923 – «Сатурн пожирающий своего сына»
- 1819-1923 – «Собака»
- 1820 – «Портрет Т. Переса»
- 1823 – «Шабаш ведьм»
- 1828 – «Портрет Хосе Пио де Молина»
«Бешеный Гойя»
«Фантазия, лишённая разума, рождает чудовищ; а в соединении с разумом она — мать искусства и источник его чудес», — утверждал один из самых гениальных и загадочных художников Испании Франсиско Гойя. Он был сыном владельца крохотной позолотной мастерской из небольшой испанской деревушки Фуэндетодос. Азы живописного мастерства юноша постигал у одного из художников Сарагосы. Вступительные экзамены в Королевскую академию живописи в Мадриде он дважды провалил и около 1766 года поступил учиться к придворному художнику, своему земляку Франсиско Байеу. Три года, проведённые в мастерской Байеу, оказали существенное влияние и на карьеру Гойи, и на его личную жизнь. Сестра Байеу стала супругой Гойи, а сам наставник всю жизнь помогал родственнику в получении престижных и высокооплачиваемых заказов. Однако брак, заключённый по расчёту, оказался несчастливым. Хосефа, женщина крутого нрава, не изъявила желания мириться с бесконечными любовными похождениями мужа. Франсиско же непрестанно давал поводы для сплетен. Его даже прозвали «бешеный Гойя». Однажды, например, он воспылал страстью к монахине. Под покровом ночи он пробрался в монастырь и был застигнут на месте преступления. Лишь заступничество высокопоставленного покровителя спасло жизнь любвеобильному Франсиско.
Вскоре мастерская Байеу стала тесной для таланта Гойи. Тогда живописец отправился в Италию, место паломничества и ученичества молодых художников. И снова не обошлось без авантюр. Чтобы добраться от Сарагосы до Рима, 23-летний Франсиско присоединился к группе матадоров и сам не раз участвовал в
. А в Риме, научившись трюкам уличных акробатов, он взобрался на купол собора Святого Петра с целью нацарапать на нём свои инициалы.
Презентация на тему: » Презентация на тему:»Жизнь и творчество Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентеса»» — Транскрипт:
1
Выполнил : студент группы ОИБТС 9-1 Мухарьямов Максим Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
2
Франсиско Хосе де Гойя — и — Лусьентес ( ) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
3
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Его отец Хосе Гойя. Мать Грасиа Лусьентес дочь бедного арагонского идальго.. Франсиско был младшим из трёх братьев : Камилло и Томас.. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана — и — Мартинеса. После Гойя попадает в Мадрид, здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Рождение и Молодость в Испании
4
После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии. Путешествие в Италию
5
В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик.
6
Для Королевской шпалерной мануфактуры в годах Гойя выполняет серию панно для столовой принца Астурийского во дворце Пардо. В 1778 году Франсиско получает разрешение на гравирование картин Диего Веласкеса. Тема испанской народной жизни импонирует заказчикам. В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе : в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Его не поддерживает его шурин Франсиско Байе, не желающий делить с ним место первого живописца короля Гойя в Мадриде ( )
7
В мае 1780 Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар за реалов. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора : Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. В результате он всё же их вносит. В июле 1781 года Гойя работает по украшению церкви св. Франциска Великого в Мадриде « Великаны », 1792
8
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойя становится вице — директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года директором её живописного отделения. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем В мае 1791 годаМ он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к « Деревенской свадьбе ». Портрет Франсиско Байеу
9
В 1793 г. Гойя был тяжело болен ( документы не сохранили диагноз ), его разбил паралич и потеря слуха. В июле 1795 г. умирает шурин Гойи Франсиско Байеу ( которому он обязан началу карьеры ). В том же году Франсиско Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан — Фернандо и получил хорошее жалование. В 1798 г. кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1799 г. Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в реалов в год С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты. Болезнь и творчество в е годы
10
1808 г. Испании была оккупирована французами. Новый король Фердинанд VII поручает Гойе написать его портрет. Но он будет арестован и художнику придётся дописывать портрет по памяти г. Хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения. В 1820 г. Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать в Академии В 1826 г. Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением уйти на покой с сохранением жалования. 16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах в Фоссе де л ‘ Интенданс в Бордо » Бедствия Войны » ( )
11
Трибунал Инквизиции гг.
12
Сумасшедший дом 1819 г.
13
Маха одетая 1803 г.
14
Семья Карла IV 1800 г.
15
Портрет маркизы Санта — Крус 1805 г.
16
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
17
Гойя,_ Франсиско Гойя,_ Франсиско biography.php biography.php