Слайды и текст этой презентации
Джордано Бруно
Джордано Бруно — великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах. Так, в Оксфорде в 1583 г. на знаменитом диспуте о вращении Земли, бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров в ней он, по отзывам современников, «раз пятнадцать заткнул рот бедняге доктору» — своему оппоненту.
В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании, во многом предугадав грядущие научные открытия.
Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал «Небо… единое безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли… разумом мы заключаем о бесконечном количестве других»; «Все они имеют свои собственные движения… одни кружатся вокруг других».
«Все они имеют свои собственные движения… одни кружатся вокруг других». Он утверждал, что ни только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число. Он утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая, что в течение огромных промежутков времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря».
Учение Бруно опровергало священное писание, операющееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви.
И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве. После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью «Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».
Личная жизнь
Точных сведений о личной жизни Бруно нет. Известно, что философ никогда не был женат, а следовательно, официальных потомков у него тоже не осталось. Нет достоверной информации и о том, чтобы у него были ученики или последователи. Он имел довольно хрупкое телосложение и на всех портретах выглядел очень задумчивым.
Джордано все свое время посвящал сначала изучению наук и собственным философским размышлениям, а позже и увлечению мистикой, а потому ни времени, ни желания заводить отношения у него не было. О характере Бруно тоже ничего неизвестно, можно лишь сказать, что он рьяно доказывал теорию Коперника и был предан этому, так как даже перед смертью он не отказался от своих слов, а наоборот, продолжал говорить такие же непростительные для церкви речи, хотя покаяние и могло бы дать ему более мягкий приговор.
книга Джордано Бруно
Еще один факт – это его насмешки над духовенством, церковью, и Папой Римским в частности. И если многие люди в то время считали, что раз уж Папа – наместник Божий, то и ошибки допускать он не может, Бруно считал совершенно по-другому. Однажды он сказал:
Это говорит о том, что Джордано Бруно был смелым и честным человеком, намного опередившим свое время.
Биография и жизнеописание
Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.
Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.
Детство и юность
Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.
В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).
В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).
Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.
Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.
Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.
Период странствий
Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.
Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.
В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).
В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.
Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.
В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.
Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).
Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.
Открытия
Что же такого сделал Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия подводят нас к этому
Что касается философских идей и мнемоники, то многие исследователи акцентируют внимание на том, что в сочинениях Бруно явно заметны идеи герметизма. Космология же требует отдельного рассмотрения
Он поддерживал идеи Коперника о гелиоцентризме, а также мог привести ряд фактических доказательств. Джордано Бруно (биография — в статье) также опровергал религиозное противопоставление неба и земли. Он говорил о том, что весь мир однороден и состоит только из 5 элементов (вода, земля, воздух, огонь, эфир). Он считал, что кометы – это отдельные небесные тела, а не странные испарения в атмосфере. Также он допускал мысль о том, что возможна жизнь на других планетах. Бруно был уверен в том, что Вселенная бесконечна, что есть такое явление, как переселение душ. Особую ненависть в религиозных кругах вызвало то, что Бруно позволял себе называть Христа магом и говорить, что тот вовсе не добровольно принял мученическую смерть, а всячески пытался её избежать. Также он сделал заявление, что Дева Мария не могла родить.
Джордано Бруно (краткая биография и его открытия отчетливо нам это демонстрируют) причудливо сплетал в своем воображении реальное научное понимание мира и мистическую сторону вопроса. Как это соединялось в его голове в единую картину, неизвестно. Занимательно, что в Англии Бруно призывал всех вернуться к религиозным традициям Египта
Каково мнение ученых о Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия показывают, что он имел некое чувство превосходства над Коперником, так как считал, что тот не понимает всей важности своего открытия
Личная жизнь
О том, что происходило в личной жизни философа, какая-либо информация отсутствует. Известны только сведения, что у Джордано не было жены или детей, а также учеников или каких-либо последователей. Некоторые исследователи даже предполагают, что у великого философа были гомосексуальные наклонности. Стоит отметить, что гомосексуализм не являлся редкостью в Средневековье, причём он широко был распространён среди монахов и священников.
На портретах Джордано выглядит совсем хрупким и постоянно задумчивым юношей.
Поэтому многие биографы не раз говорили о том, что увлечённость магией и наукой у философа была столь велика, что заменила ему плотские утехи с женщиной.
Почему на римской площади Цветов был разведён костёр?
Не обошлось и без сюрпризов. В приговоре Джордано Бруно ничего не было сказано о его научных убеждениях — «Земля не является центром Вселенной, которая бесконечна». А ведь «добровольное мученичество» за науку и сделало Бруно «иконой», вдохновлявшей учёных на научные подвиги, а тут такое! Но самое любопытное, в приговоре, вообще не было конкретного обвинительного заключения, если не считать таковым первое предложение документа: «Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечён к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.».
В своей «Эстетике Возрождения» русский философ, профессор Алексей Фёдорович Лосев сформулировал важную задачу перед исторической наукой, которая несколько десятков лет ожидала публикацию дела: «Историк должен ясно ответить на вопрос: За что же, в конце концов, сожгли Джордано Бруно?».
За что сожгли Джордано Бруно?
В ходе инквизиционного процесса были сформулированы различные обвинения. Главным образом они сводились к богохульству, аморальным поступкам и искажении теологических догматов. Философские и космологические тезисы не были сочтены первостепенными.
Обвиняемый не отказался от своих утверждений и по личному распоряжению римского папы был сожжён. Главные тезисы Бруно изложил в труде «О причине, начале и едином» 1584 года издания. Эта работа написана в духе пантеизма (растворённости божества в природе и всём существующем, а не существовании некоторого персонифицированного бога). Тогда же, в сочинении «О бесконечности, Вселенной и мирах» фиксируется идея бесконечности и неисчерпаемости вселенной.
Надо отметить, что фактический материал, которым мог располагать Ноланец, не мог послужить основанием для этих выводов, они носят в значительной мере умозрительный характер. Тем не менее, ряд из них содержательно совпадает с теоретическими выводами современной космологии и физики.
О воображении и памяти
Для Бруно эти механизмы дают возможность прямого применения божественных принципов Магии. В их основе лежит стремление и возвращение к добру, к истине и к прекрасному. Сила, движущая ими, – это Героическая Любовь и Героический Энтузиазм.
Воображение и память являются двумя сторонами единого процесса познания Божественного через Природу. Воображение – как путь, канал Души, связь между «Небом» и «Землей», миром «Вечного» и миром «Преходящего». Память не просто как процесс запоминания, а как искусство, дающее возможность зафиксировать следы Бога в Природе.
Оба они являются лучшей терапией для Души и для Духа, пробуждающей в человеке его глубокие потенциалы и силы, связанные с «воспоминанием о Вечном».
Искусство памяти основывается на использовании ментальных, символических, архетипальных образов, связанных одной архетипальной нитью. Эти символические образы, оживленные воображением, организованные внутри особого «священного пространства сознания» и создающие таким способом своего рода «семью архетипальных символов», размещаются внутри комплексной системы динамичных колес, вращающихся и взаимодействующих между собой подобно созвездиям на небе.
Каждый ученик, пользуясь системой колес, понимает сочетание создающих их символов и их постоянную трансформацию в соответствии с состоянием своей души и сознания, под обязательным руководством Учителя. Живые архетипальные символы, с которыми он работает, дают доступ к источникам универсального познания.
Биография
Филиппо Бруно родился в небольшом городке Нола (Италия), близ Неаполя. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью Фраулисса (Флаулиса?) Саволино. В 15 лет он стал послушником в монастыре Сан-Доменико-Маджоре, неподалеку от Неаполя, приняв имя Джордано и вступил в доминиканский орден. В то время доминиканцы специально занимались мнемоникой, методом тренировки памяти, позволявшим хранить и вспоминать огромные объемы информации. Бруно настолько овладел данным методом, что его даже отвезли в Рим, чтобы он продемонстрировал свое искусство перед папой римским. В 1572 году Джордано Бруно становится католическим священником. В 1576 г. он был вынужден уехать, поскольку его начали подозревать в ереси из-за чтения запрещенных книг, а также из-за того, что он не держал в келье изображение святых. Бруно, сбросив с себя монашескую рясу, бежал из Неаполя, пересек всю Италию и чуть не попался инквизиции на швейцарской границе. Он бежал в Рим, чтобы молить о прощении Римского Папу, однако, когда там стало известно, что Бруно бросил сочинения отца церкви Иеронима в уборную, сбежав из монастыря, ему пришлось покинуть Рим. Бруно вышел из монашеского ордена и отправился в Турин, Венецию и Падую, а затем начал странствовать по Европе и читать лекции.
В 1578 году в Швейцарии Джордано Бруно принял кальвинизм и был зачислен в Женевский университет, однако вскоре ему пришлось уехать оттуда, из-за подозрений в ереси уже со стороны кальвинистов. В 1580 году Джордано Бруно переезжает во Францию, сперва в Тулузу, где тогда католическая церковь не имела большого влияния, он преподает астрономию в Тулузском университете в течение двух лет, а затем переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбоннского университета. Он публикует первую свою работу по мнемонике («О тенях идей»; итал. De umbris idearum) и читает лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство: краткое открытие истины»
Этим он обращает на себя внимание короля Генриха III, которому в 1582 году посвятил свое сочинение «Искусство памяти» (итал. Ars memoriae)
Впоследствии Бруно писал:
Бруно оставался в Париже до 1583 года, когда из-за споров со сторонниками Аристотеля ему пришлось уехал в Англию, чтобы читать лекции в Оксфорде.
После этого он ведет бродячую жизнь, странствует по Франции, Англии и Германии, обучая магии и мнемонике. Католическая церковь заподозрила его в создании в Германии тайных групп «Джорданистов». Впрочем, достоверных тому доказательств получено так и не было.
Джордано Бруно: открытия
В рамках парадигмы единства науки и религии фигура этого известного философа представляется очень неудобной. Во всех своих произведениях он открыто называл тупость тупостью. В качестве ценностей он признавал не догмы из замшелых источников, а свободу, любовь и стремление к личному счастью.
Для ясности ситуации, выход из католической религии в Европе семнадцатого столетия по всем законам карался смертью. А вход осуществлялся при крещении младенцев, разумеется, не спрашивая их согласия.
Наказуемо было что-то утаить от своего «духовного отца» на исповеди, или просто пропустить несколько воскресных служб. Подобными случаями занималась отлично отлаженная неумолимая машина вездесущей инквизиции.
Её приговоры не всегда заканчивались сожжением на костре. Во всех без исключения случаях ломали человеку жизнь, подразумевая унизительный отказ от своих убеждений и травлю от окружающих.
Джордано, будучи доминиканским монахом и видел всю эту «кухню» изнутри. Инквизиция находилась под патронатом именно этого ордена. Бруно нашел в себе силы бежать в, неподконтрольную римскому папе, Швейцарию.
Однако, скоро выяснилось, что кальвинисты с независимыми мыслителями поступали точно так же, доктор Мигель Сервет не даст соврать.
Космологическая концепция
К этому времени Джордано разработал собственную космологическую концепцию, очень мало отличимую от современной. Вселенная бесконечна и состоит из повторяющихся систем, аналогичных утверждениям Коперника. Каждая звезда — это далекое Солнце, вокруг которого обращаются планеты.
Звёзды могут отличаться друг от друга размерами и яркостью. Планеты вокруг них слишком слабы, чтобы их можно было увидеть с Земли невооруженным глазом.
Главным же отличием от Коперника, которое сейчас тщательно ретушируют, был отказ от «небесных сфер» — прозрачных твердых поверхностей, к которым будто бы крепятся небесные тела. Признаваемые Аристотелем, Птолемеем, Коперником и Библией, небесные сферы примерно две тысячи лет тормозили развитие научных представлений.
Дальше были Франция, Англия, знакомство с королевой и с оксфордскими учёными, для которых по-прежнему авторитетом был Аристотель, а не собственные наблюдения.
Плюнув на всё, учёный вернулся в самое гнездо католицизма, в Венецию. Там он был незамедлительно выдан инквизиции за трактовку библейской истории и церковных таинств. Начались долгие семь лет, в течение которых палачи пытались сломить волю Джордано, с тем, чтобы использовать его философию во славу католического мира.
Убежденный в своей правоте не только относительно космоса, но и относительно религии, он предпочел мученическую смерть.
А правота была доказана только в наше время. В 1992 г. была уверенно подтверждена первая, как их сейчас называют, экзопланета. В наше время их известно несколько сотен.
Документальный фильм Джордано Бруно: биография и его открытия
Джордано Бруно
В первой половине 20 века появилось новое направление в музыке – джаз. В нем смешались западноафриканская и западноевропейская музыка. Непростой ритм свидетельствует о том, что родиной джаза таки является Африка.
Бомбакс – редкое листопадное дерево из семейства Мальвовых, подсемейства Бомбаксовых. Достаточно крупные цветки, яркого красно-оранжевого цвета, лепестки утолщенные, отогнуты на внешнюю сторону,
Подростковый период очень активен в поиске новых ощущений, познавательных идей, проведение досуга просто в компании друзей. Все эти процессы объясняются физиологией и психологией молодежи.
Джордано Бруно (1548 — 1600) был итальянским философом, поэтом, математиком, астрономом и монахом шестнадцатого века. Его слава родилась из его мученичества за защиту научных идей; среди прочего, бесконечная вселенная, которая была впереди мысли его современников.
Бруно отверг геоцентризм, идею, которая царила в то время, и поддержал теорию, что каждая звезда была солнцем, окруженным планетами, подобными нашей. Он считал, что такие заявления могут сосуществовать с религиозной доктриной католицизма, которую он практиковал.
В то время, когда он был монахом, он читал труды голландца Эразма Роттердамского. Оттуда возникла большая часть его знаний и его философской концепции, но эти тексты были запрещены церковью в то время, что привело к тому, что Бруно был связан с оккультизмом..
Тем не менее, для разума того времени бесконечная вселенная без центра была дестабилизирующей теорией, поэтому тревоги в церкви проснулись. Джордано Бруно предстал перед судом инквизиции, который обвинил его в нарушении доктрины католицизма.
В конце концов, в процессе против Бруно он был признан виновным в предъявленных ему обвинениях и приговорен к смертной казни на костре как еретик. Таким образом, его легенда родилась как мученик, который терпел страдания, чтобы придерживаться научных принципов.
В дополнение к его идеям о строении и размерах вселенной мысль о бесконечном Боге, а не об антропоморфном, также способствовала роковой судьбе жизни Джордано Бруно..
Он был заинтересован в познании человеческого разума, с особым рвением в памяти. Он выполнил мнемонические исследования и обосновал их, что было одним из его первых сочинений, датированных 1582 годом..
Джордано Бруно также имел обширный список публикаций на различные темы, как поэзии, так и науки.
Последние годы
Джордано Бруно вернулся в Италию по просьбе Джованни Мочениго, важного венецианца, который хотел, чтобы ноланы лично проинструктировали его. Тогда считалось, что суд инквизитора уже смягчен
Когда он прибыл в Падую, Бруно пытался получить должность профессора в городском университете, но в начале 1592 года ему было отказано в этой должности. После этого Бруно отправился в Венецию, где встретился с Мочениго..
Через несколько месяцев Бруно хотел покинуть город, чтобы отправиться в Германию, где он будет публиковать новые работы. Но этот последний день не мог сбыться, так как Мочениго, узнав о своем желании уйти, предал его и осудил его в Инквизиторском суде Венеции..
Тот же самый, который побудил его вернуться, был тем, кто позже привел к концу одного из великих умов Европы в шестнадцатом веке. Святая Инквизиция задержала Джордано Бруно 22 мая 1592 г..
Пока суд проходил в Венеции, все указывало на то, что Бруно будет успешным в предъявленных ему обвинениях. Именно тогда римские власти потребовали передачи в их юрисдикцию, чтобы продиктовать вердикт.
суждение
Джордано Бруно прибыл в Рим в сентябре 1592 года. Процесс против него занял восемь лет, и все это время его держали в плену. Дело было возбуждено Роберто Белармино, который также участвовал в процессе по делу Галилея.
Спустя время стало известно, что причиной недовольства Джованни Мочениго был отказ Бруно научить его контролировать умы других..
Некоторые обвинения против Джордано Бруно должны были противоречить самой католической церкви и ее служителям. Также к догмам, связанным с Троицей, с Христом и Его воплощением в Иисусе и с девственностью Марии; а также его возражения против таинства массы.
Кроме того, его обвиняли в том, что он практиковал колдовство, верил в реинкарнацию духа и утверждал, что существует множество миров.
Бруно была предложена возможность отказаться от своих утверждений, как теологических, так и философских и научных, что противоречило тому, что было установлено религией. Несмотря на это, он отказался это сделать.
20 января 1600 года он был приговорен к смертной казни римским инквизиторским судом, а его произведения были сожжены на общественной площади.
выполнение
Джордано Бруно умер 17 февраля 1600 года в Кампо де Фьори в Риме. Там его приговор был исполнен, его сначала повесили, обнажили и заткнули рот. Наконец он был сожжен на костре.
Открытия
Как таковых открытий Джордано Бруно не совершал. Этот философ прославился тем, что пропагандировал учение Коперника, а также на его основе создал собственное представление о нашей планете и Вселенной в целом.
А также философ прославился в своё время тем, что не раз высмеивал деятелей католической церкви, потешался над Папой Римским. Во времена жизни Джордано Папа Римский считался (как и сейчас) наместником Бога на Земле, а это априори подразумевало, что всё им содеянное – правильно.
Однако прославленный философ был убеждён, что если бы ему задали вопрос, может ли Папа ошибаться, он ответил: «Конечно, Папа может ошибаться! Как простой человек в целом, так и плохой человек в частности».
Тюремное заключение, суд и казнь, 1593-1600
22 мая 1592 года Джордано Бруно был арестован инквизицией в Венеции по обвинению в ереси. Среди многочисленных обвинений в богохульстве и ереси в Венеции против него было выдвинуто обвинение, основанное на доносе Мочениго, в том, что он верит во множественность миров и отрицает Страшный суд. Бруно умело защищался, подчеркивая философский характер одних своих высказываний, отрицая другие и признавая, что у него были сомнения по некоторым догматическим вопросам. 17 сентября 1592 года римская инквизиция потребовала его перевода в Рим. После нескольких месяцев споров венецианские власти неохотно согласились, и 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. Он был заключен в тюрьму и подвергнут допросам. В течение шести лет своего пребывания в Риме Бруно содержался в заключении в башне Нон.
В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. По мнению итальянского историка Луиджи Фирпо, обвинениями, выдвинутыми против Джордано Бруно Римской инквизицией, были:
- придерживается мнений, противоречащих католической вере и выступает против нее и ее служителей;
- придерживается противоположных католической вере взглядов на Троицу, божественность Христа и его воплощение;
- придерживается мнений, противоречащих католической вере, относящихся к Иисусу как Христу;
- придерживается мнения, противоречащего католической вере относительно девственности Марии, Матери Иисуса;
- придерживается противоположных католической вере мнений как о пресуществлении, так и о Мессе;
- утверждает существование множества миров и их вечность;
- верит в метемпсихоз и переселение человеческой души в животных;
- занимается магией и гаданием.
Бруно защищался так же, как и в Венеции, настаивая на том, что он принимает догматическое учение Церкви, но не отрекался от своих философских взглядов. В частности, он твердо придерживался своей веры во множественность миров, хотя его и убеждали отказаться от нее. Суд над ним проходил под надзором инквизитора кардинала Беллармина, который потребовал полного отречения, но Бруно от этого отказался. 9 февраля 1600 года инквизиционный трибунал вынес приговор, в котором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком», после чего он был передан светским властям, приговорившим его к сожжению на костре.
17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на рыночной площади Цветов. Его прах был брошен в реку Тибр. Все работы Бруно в 1603 году были помещены в католический Индекс запрещённых книг, где они оставались до 1962 года. В 2000 году, после консультации с Папским советом по культуре и теологической комиссией, Папа Иоанн Павел II объявил казнь Джордано Бруно несправедливостью. Однако полной реабилитации Бруно католической церковью не произошло, поскольку исповедуемый им пантеизм был несовместим с католическим учением.
Кардиналами инквизиции, судившими Джордано Бруно, были кардинал Беллармино, кардинал Мадруццо, кардинал Камилло Боргезе (позднее Папа Павел V), Доменико кардинал Пинелли, Помпео кардинал Арригони, кардинал Сфондрати, Педро кардинал де деза Мануэль и кардинал Санторио (архиепископ Санта-Северины, кардинал-епископ Палестрины).
Бруно потерпел в жизни поражение, и конец его был жалок, а его группы «Джорданистов», если таковые, конечно, существовали, не оставили о себе никаких следов. Его влияние на последующую историю тайных обществ было на удивление велико. Именно его вариант мнемоники, переданный его учеником Александром Диксоном, предписывал изучать первым шотландским вольным каменщикам Уильям Шо, королевский мастер работ, немало сделавший в конце XVI столетия для перехода от оперативного масонства к спекулятивному. В начале XVII века ирландский философ Джон Толанд, основатель по крайней мере одного тайного общества и значительная фигура в истории современного друидизма, внимательно изучал работы Бруно, перевел на английский его «Изгнание торжествующего зверя» и переложил его идеи на язык пантеизма, произведшие сильное впечатление на многих радикалов XVIII века.