Великий инквизитор — сын священника и племянник еврея
Томас Торквемада родился в начале 15 века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя, кардинал Хуан де Торквемада, был потомком крещёных евреев.
Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышлёном и общительном ребёнке. Существует легенда, что в молодости Торквемада путешествовал по Пиренейскому полуострову. Наслаждаясь морем, солнцем, окружающими красотами, он переезжал из города в город, пока в Кордове не увлёкся одной девушкой. Однако красавица предпочла ему некоего мавра, потомка ненавистных арабских завоевателей. Влюблённая пара сбежала в Гранаду. Торквемада же возненавидел мавров ещё больше и поклялся навсегда изгнать их из Испании. После этой истории, согласно преданию, он сделался мрачен, суров и аскетичен.
Кардинал Хуан де Торквемада. (pinterest.com)
Продолжив своё путешествие по Испании, Торквемада вскоре поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.
В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всём: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.
Литературное творчество
Первый период своей жизни писатель обучался дома, самостоятельно или под контролем отца. Мужчина прививал Гюго любовь к точным наукам. Он видел своего сына ученым.
Отец всегда считал, что молодой человек должен стать великим, прочил ему блестящее будущее. И как показала история — не зря. Однако юноша категорически не желал связывать себя с точными науками. Математику и прочие дисциплины он считал скучными. Потому в свое время не стал следовать рекомендациям отца и занялся литературой.
Нужно сказать, что интерес к словесности к будущего писателя проявился очень рано. К своим 14 годам он зачитывался классиками романтизма. Питал особую страсть к произведениям Франсуа Шатобриана, знал несколько иностранных языков. Переводил стихотворения Вергилия.
Несмотря на все природные таланты и раннее начало творческой деятельности, Гюго был недоволен своими первыми шагами. Он считал, что способен на большее.
Творческая биография Виктора Гюго началась примерно в 15 лет, причем не с прозы, благодаря которой его узнали во всем мире, а с поэзии. В 1813 молодой человек принял участие в литературном конкурсе. На суд жюри он представил оду, названную «Les avantages des tudes». Стихотворение о пользе научного знания получило положительные оценки и отзывы.
Первый успех не слишком воодушевил отца Гюго. Мужчина считал, что юноша должен поступить в политехнический университет. Отказа он не принял и был очень зол на сына. Настолько, что лишил его всякой финансовой, материальной помощи.
Поправить положение молодой человек сумел самостоятельно. Из-под его пера вышло стихотворение «На восстановление статуи Генриха IV». В нем отразились политические взгляды литератора как сторонника реставрации династии Бурбонов.
Произведение оценили по достоинству на самом верху. Власти наградили молодого литератора, назначили ему ежемесячное жалование.
Еще через пару лет Виктор Гюго и его старший брат Абель начали издавать собственный журнал. На страницах «Литературного консерватора» печатались произведения Гюго.
В 1822 стихотворений оказалось достаточно, чтобы выпустить целый сборник. Так на свет появилась книга «Оды». Она принесла молодому автору всенародное признание. Его знали и любили, читающая публика ждала от Гюго новых свершений.
К тому моменту литератор уже сложился как самостоятельный деятель искусства. Творчество Гюго имело глубокий социально-политический подтекст. В отличие от прочих представителей направления романтизма он ориентировался не на человеческую сущность и роль личности, а на особенности общественных процессов, воздействие социума на действительность.
Основной идеей произведений Гюго была необходимость того, чтобы все и каждый придерживались моральных, нравственных устоев. Только тогда общество достигнет совершенства.
В начале 20-х В. Гюго переключился на прозу. В 1823 известный литератор публикует свой первый роман «Ган Исландец». Работа в крупном размере получила довольно скромные оценки. Однако была принята по достоинству.
Луи Буланже, портрет Виктора Гюго, 1833 г.
Еще через несколько лет в 27-м литератор пробует свои силы на поприще драматургии и вновь добивается успеха. На свет появляется пьеса «Кромвель».
В конце десятилетия писатель опять берется за поэзию, лирику. Результатом его трудов становятся два сборника: «Восточные мотивы» (1829) и «Осенние листья» (1831).
В том же 1829 он написал повесть «Последний день приговоренного к смерти», где в иносказательной форме рассуждал на тему казни, целесообразности и возможности насилия над человеком, праве государства выносить приговоры.
В 1831 Гюго подготовил новый крупный роман, «Собор Парижской Богоматери».
биография
Изабелла Кастильская.
Томас де Торквемада родился в 1420 году в Торквемаде, городе в Королевстве Кастилия, или в соседнем городе Вальядолид, где он вырос. Как и его дядя, кардинал и папский богослов Хуан де Торквемада, он стал доминиканским монахом в монастыре Сан-Пабло в Вальядолиде. Вопреки тому, что часто повторяется, Томас де Торквемада не происходил из семьи конверсос .
В возрасте 32 лет он был назначен настоятелем монастыря Санта-Крус в Сеговии и занимал эту должность с по 1474 год .
Известный своей строгостью, его преданность и его эрудиции, он стал духовником княгини Изабеллы, инфанты из Кастилии, когда она была еще совсем ребенком. Он намеревался привить ей долг, что она как будущая владыка будет защищать религиозное единство королевства и политическую выгоду, которую она может извлечь из этого.
В Вальядолиде в 1469 году Изабелла вышла замуж за Фердинанда, который через десять лет, в 1479 году, стал королем Арагона Фердинандом II . Она была коронована королевой Кастилии в 1474 году. Хотя Торквемада был очень близок к монархам, также став духовником короля, он отказался от предложенных ему почетных должностей, таких как богатое епископство Севильи, и довольствовался постом советника. Во многом по его инициативе те, кого прозвали «католическими королями», решили проводить принудительную религиозную политику во имя единства Испании. Они убедили Папу Сикста IV реорганизовать суды инквизиции в Испании и поставить их под исключительный контроль короны.
Он занимал пост генерального инквизитора Испании в течение пятнадцати лет до своей смерти в 1498 году, выполняя свою миссию с огромным рвением и неумолимой решимостью. Под его началом испанская инквизиция расследовала около 100 000 дел неевреев и вынесла 2 000 смертных приговоров. За 18 лет Томас де Торкемада лично приговорил 9000 евреев к сожжению заживо и 7000 к эксгумации, чтобы сжечь их прах. Он выходит только в сопровождении 200 вооруженных охранников и 50 всадников на гигантские генеральные репетиции Страшного суда, богом которого он является, autodafés (деяния веры) на Куэмадеро в Севилье.
С помощью юристов он составил «кодекс инквизитора» из двадцати восьми статей, которые он опубликовал в 29 ноября 1484 г.по случаю общего собрания инквизиторов в Севилье. Он работал до самой своей смерти, чтобы усовершенствовать этот кодекс в соответствии с приобретенным опытом (эти правила объединены в единый процедурный кодекс: Compilación de las Instrucciones del oficio de la Santa Inquisición ).
Торквемада также сыграл решающую политическую роль, в частности, в Реконкисте мусульманской Испании, а также в решению католических королей.31 марта 1492 г..
В конце своей жизни он удалился в монастырь Святого Фомы Авильского, который он построил, возобновив простую жизнь брата, продолжая занимать должность Великого инквизитора и размышляя о лучших правилах. руководить инквизицией и руководить ею. Он получил несколько визитов от правителей (и отправился в Саламанку вОктябрь 1497 поддержать умирающего принца Дон Жуана и утешить короля и королеву).
Все еще довольно активный до 1496 года, его последние годы были отмечены приступами подагры . В 1498 году он председательствовал на последнем общем собрании инквизиторов. Он умер на16 сентябрятого же года, не без борьбы с Папой Александром VI, который хотел восстановить контроль над инквизицией и который в конечном итоге назначил в 1494 году, оправдывая свой преклонный возраст, четырех помощников с сопоставимыми полномочиями.
На посту настоятеля
Став настоятелем, Торквемада нашёл новые пути для декомпенсации. Понимая, что евонный орден уже не торт, решил возрождать старые орденские традиции и развивать в своих подчиненных любовь к суровому аскетизму: урезал и без того паршивую диету братьев, запретил им выпивать (даже когда братья страдали простудным насморком и прочими болячками), экономил на их шмотье, выкинул из монастыря все декоративные побрякушки и запретил братьям читать книжки с картинками: «Ведь серьёзные мужики, блеать!» Продал всех мулов и объявил ноги единственным средством передвижения своих монахов.
Жизнь сабжа долгое время протекала без внешних событий, но визит вдовы короля Хуана II Изабеллы Португальской в монастырь Санта-Крус внесла в нее разнообразие.
Изабелла переживала смерть мужа (причём уже три года) и пребывала в тяжелой депрессии сложной этиологии. Погружённая в воспоминания о прошедших летах супружества, бывшая инфанта была иной раз так печальна, что не желала выходить за пределы своей комнаты.
Находясь в полном ауте, Изабелла Португальская начала всё чаще переживать религиозные настроения. В конце концов состояние ее религиозности достигло пика, что и заставило ее предпринять довольно долгое путешествие к сеговскому монастырю.
Подключив остатки здравого смысла, неспособная адекватно справляться со своим положением Изабелла Португальская поняла, что если разведёт теперешнего настоятеля на помощь ей в религиозных упражнениях и в воспитании маленькой дочери, то значительно облегчит своё теперешнее положение. Последнего можно было добиться, уговорив Торквемаду заделаться духовником девочки, который бы согласился заявляться в их маленькое поместье по нескольку раз в месяц и просвещал ребенка в духовных вопросах.
Любопытный факт:
Внучка Изабеллы Португальской и дочка Изабеллы Кастильской (о которой речь пойдет ниже) Хуана Кастильская, пережив смерть своего мужа, короля Бургундии Филиппа Красивого, впала в похожую депрессию.
Хуана Кастильская (более известная, как Хуана Безумная) ещё в молодости отличалась заметной степенью неадеквата: страдала переменчивостью настроения, была непредсказуема и даже истерила.
Став женой Филиппа I «Красивого» и уехав к нему на малую родину, она постоянно чувствовала враждебность по отношению к своей персоне от королевских придворных, раздражалась непокорностью слуг, терпела недостатки сервиса, каких-то баб, вечно светящих рядом с королём. Любила устраивать королю сцены ревности и вообще всех бесила.
Случилось так, что Филипп склеил ласты. Это горе свело с ума страну в образном смысле и королеву Хуану в прямом. Последнюю какое-то время еще терпели: ей дали возможность побыть с трупом мужа и даже отправиться с ним в рейд по монастырям, после чего, когда окончательно осточертела, поймали, скрутили и заперли в башню. Там Хуана провела отпущенные ей Б-гом 44 года жизни и скончалась в возрасте 76 лет. Такие дела.
Молот ведьм
Жертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество.
В 1437 году немецкими инквизиторами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был написан трактат по демонологии «Молот ведьм», в котором давались рекомендации и руководства по выявлению потенциальных ведьм и доказательств их виновности в колдовстве.
Обложка лионского издания «Молота ведьм».
Так получилось что «Молот ведьм» стал «настольной книгой» инквизиторов, занимающихся «ведовскими процессами». Но даже среди церковных иерархов этот труд вызвал немало споров, и даже были те, кто открыто осудил «Молота ведьм» и его авторов.
Чаще всего «ведьмы» ставали жертвами не инквизиторов, (чьи заботы были все-таки больше в поиске еретиков, представляющих реальную угрозу для церкви, чем какими-то деревенскими ведьмами-колдуньями), а просто невежественных односельчан, стремившихся в происках ведьмы найти объяснение своих несчастий.
Бытует глупый стереотип, будто в Западной Европе инквизиция сжигала всех красивых женщин по обвинению в том, что они ведьмы. На самом деле этот стереотип не имеет ничего общего с исторической реальностью. Инквизиторы не занимались массовым преследованием ведьм (в отличие от еретиков), были лишь единичные случаи, когда женщина сжигалась как ведьма именно «святой инквизицией». Самый знаменитый такой случай – это сожжение Жанны Д’арк, но то был больше политический процесс, расправа англичан при помощи инквизиции над героической француженкой, которая смогла их победить, а обвинение Жанны в ведовстве был не более чем повод к расправе (а позже французы и вовсе признали ее святой). Более того, член инквизиции некий Алонсо Фриас де Салазар в 1611 году заявил, что ведьм и колдунов не существует, а все кто утверждает обратное суть еретики.
Обычно «ведьм» сжигали или топили или просто убивали либо собственные односельчане, либо же светский суд, не имеющий никакого отношения к инквизиции, а самый громкий процесс над ведьмами, известный как «Салемская охота», и вовсе произошел в протестантской Америке в 1692-1693 году.
Торквемада в художественной литературе
Литература
- В «Братьях Карамазовых » Достоевского есть известная притча, в которой Христос возвращается в Севилью во времена испанской инквизиции и противостоит Великому инквизитору .
- Эйн Портрет Торквемадас ( Портрет Торквемады ) Кристиана фон Астера (2002).
Комикс
- В Реквиеме, шевалье вампира, по Пэт Миллс и Ледруа, Торквемада перевоплощается как оборотень, типичный реинкарнации религиозных фанатиков во вселенной этого комикса. На протяжении всех томов он иногда выступает в роли скакуна для Клаудии Блэквелл, ключевого персонажа в этой вселенной.
- В Тайне Треугольника», том 5 «Печально известная ложь » Дидье Конвара и Пьера Вакса, Торквемада появляется в роли инквизитора.
- В манге Radiant из Тони Валенте, характер Крутящий вдохновлен Торквемада
- В Май 2019Сценарист Бернард Суизен и карикатурист Марко Пауло публикуют в изданиях Дюпюи жизнь Торквемады в комиксе ( Настоящая правдивая история — № 3: Торквемада ).
Кино
- В фильме Мела Брукса «Безумная история мира» инквизиция (особенно Торквемада) высмеивается.
- В Колодец и маятник (в), ( Колодец и маятник ), режиссер Стюарт Гордон в 1991 году и вдохновленной новеллы по Эдгар Аллан По, Торквемада играет Хенриксен .
- В фильме «Кредо убийцы» из одноименной игры его играет Хавьер Гутьеррес .
Музыка
Трек Torquemada ’71 из альбома Electric Wizard Witchcult Today (2007) повествует о Томасе де Торквемаде и Элизабет Батори, которые являются противоречивыми персонажами.
История инквизиции: ее появление
И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…
Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.
А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.
А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.
В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.
Детство и юность
Писатель Виктор Гюго появился родился 26 февраля 1802 года в городе Безансон, который расположен на востоке Франции. Мальчик был третьим ребенком в семье. До него у четы родились сыновья Абель и Эжен.
Виктор Гюго в юности
На свет будущий литератор появился очень хилым и болезненным. Акушерка была уверена, что отпрыск семьи не проживет и половины дня. У него была огромная голова, слабое тельце и вместо крика он издавал едва слышный писк.
Однако Гюго и не думал умирать. Мальчик выкарабкался и начал быстро приходить в форму. Так известному писателю повезло в первый раз, в самом начале жизни.
Родители молодого человека были простого происхождения. Отца будущего литератора звали Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго. Он был выходцем из крестьянства. Однако мужчина отличился в годы революции, был видным активистом и участником важных социальных событий.
Он быстро набрал политический вес, стал военным офицером. А когда к власти пришел Наполеон, большой ценитель талантливых людей любого происхождения, Леопольд дослужился до генерала армии.
Портрет Виктора Гюго в молодости
Мать будущего писателя звали Софи Требюше. О ней известно немногое. Точно можно сказать лишь то, что она была дочерью судовладельца из Нанта, с запада Франции.
Нельзя сказать, что семейная жизнь пары была безоблачной. Родители то и дело ссорились. Атмосфера в доме была ужасной. Во многом именно это стало причиной формирования сложного характера, который отмечали современники Гюго.
Революционные события набирали обороты, обстановка в стране оставалась нестабильной. Политика прокралась практически в каждый дом. Семья писателя в стороне не осталась.
Конфликты родителей часто возникали на почве разных взглядов и предпочтений. Леопольд был преданным сторонником Наполеона. Мать же мальчика поддерживала законную монархическую власть. Считала, что необходимо вернуть династию Бурбонов на трон.
Виктор Гюго в юности
Однако причиной окончательного разлада стали отнюдь не политические споры. В начале 10-х годов Софи Требюше, мать Гюго завела роман на стороне. Ее любовником стал генерал Лагори, к которому она и ушла.
В 1813 брак распался. В последующие годы женщина неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом. Но Леопольд был непреклонен.
Виктор Гюго жил на два дома. То у отца, то у матери. Большую часть времени он проводил у родительницы, которая оказала сильное влияние на его политические взгляды и предпочтения. Убедила, что Франции нужна монархическая власть, которая будет бороться за равенство и справедливость.
Детские годы Гюго прошли на территории Парижа. В таких условиях рос и формировался будущий классик с мировым именем.
Упоминания в искусстве
В литературе
- «Торквемада» — пьеса Виктора Гюго;
- «Торквемада» — роман американского писателя Говарда Фаста;
- «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, —) — роман польского писателя Ежи Анджеевского;
- Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»;
- «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды»;
- «Торквемада и испанская инквизиция» — историческая хроника Рафаэля Сабатини;
- Торквемада — персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
- Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
- Торквемада упоминается как один из фантомов — неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
- Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
- Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
- Упоминается в стихе украинского писателя Дмитра Павличка «Коли умер кривавий Торквемада», в котором деятельность Томаса Торквемады приравнивается к деятельности Сталина;
- Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691» (используется итальянская транскрипция имени — Томмазо).
В кино и на телеэкране
- Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «Всемирная история, часть первая» исполнил Мел Брукс;
- Роль Торквемады в фильме «Мрак покрывает землю» (в другом переводе «Торвемада» и «Тьма покрывает землю» () (режиссёр — Станислав Барабас);
- Роль Торквемады в фильме 1992 года «Христофор Колумб: Завоевание Америки» исполнил Марлон Брандо;
- Торквемада — главный герой фильма «Колодец и маятник» («Инквизитор»), 1990;
- Торквемада является одним из персонажей 2-го сезона испанского исторического телесериала «Изабелла»;
- Фильм «Разрытые могилы» 2009 год;
- Томас де Торквемада — один из главных злодеев фильма «Кредо убийцы», где его сыграл известный испанский актер Хавьер Гутьеррес.
- Аллюзия на Великого Инквизитора содержится в одной из хронологических линий фильма «Фонтан».
В музыке
- Песня Tomas de Torquemada английской маткор-группы Down I Go;
- Песня Torquemado чешской готик-рок группы XIII. Století;
- Песня Torquemada 71 британской стоунер-метал группы «Electric Wizard»;
- Песня «Fear The Grand Inquisitor» австрийской дэт-метал группы «Pungent Stench»;
Средневековая инквизиция
С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.
Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».
В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.
Эмблема доминиканцев.
Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.
Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.
Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.
Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».
Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.
Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.
Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.
Главный палач Кастилии
В пору власти Торквемады на испанских землях наблюдается расцвет деятельности (я бы сказала — бесчинств) инквизиции. Множество людей, заточённых в тюрьмы, ожидали своего приговора. На площадях крупных городов происходили сожжения еретиков, в пыточных камерах заключённых истязали самыми изощрёнными пытками.
Великий инквизитор не переставал создавать труды о принципах определения еретиков и правилах расправы с ними. Дошло до того, что даже Папа римский открыто возмутился действиями испанской инквизиции, однако Торквемаду это остановить не могло. Жан Батист Делиль де Саль в книге “Философия природы” отмечает:
Антонио Лопес де Фонсека приводит более точные данные:
Жан Поль Лоран «Папа Римский и инквизитор» / Музей изящных искусств Бордо, Франция
Карьера[править]
Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, в возрасте 14 лет вступил в орден доминиканцев.
С или 1460 года по 1482 год — приор (настоятель) монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из главных монастырей в Сеговии.
Около 1469 года был представлен кастильской инфанте Изабелле I и стал её духовником. Торквемада способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским, духовником которого он также стал, и на которого оказывал большое влияние. Это определило влияние Торквемады на государственные дела.
Считается, что Торквмеда способствовал объединению королевств Кастилия и Арагон в единое государство Испания.
Вместе с кардиналом П. Г. ди Мендосой составил обращение к римскому папе с просьбой разрешить в Испании единую государственную инквизицию. В 1478 году эта просьба была удовлетворена. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному фанатизму и богословской начитанности, Торквемада подчинил своему влиянию даже папу Сикста IV, который в или 1483 году назначил Томаса великим инквизитором Кастилии и Арагона.
Уже в 1483 году его усилиями были изгнаны евреи из Андалусии.
Главной своей задачей он видел в религиозном и политическом объединении Испании, для достижения чего реорганизовал и расширил деятельность инквизиции.
Основал сеть трибуналов инквизиции, сначала в небольших городах, где было сильнее влияние новых христиан и сопротивление его методам, а затем и в крупных.
Торквемада созывал съезды инквизиторов, первый из которых прошёл в Севилье в 1484 году, чтобы проверить работу трибуналов.
В 1486 году Торквемада становится великим инквизитором также и Валенсии и Каталонии.
Хронист Себастьян де Ольмедо называл Торквемаду «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена».
Поощрял продолжение реконкисты (отвоёвывания Испании у мусульман), возобновившейся в 1482 году. После взятия Гранады в 1492 году в том же году последовал указ об изгнании евреев из всей Испании, инспирированный Торквемадой.
Перед войной с Гранадой, Изабелла Кастильская и Фердинанд Католик опасались совместных действий евреев с мусульманами. Они лживо пообещали евреям Гренады все права, если они будут поддерживать испанцев. Война с мусульманами, для которой с евреев взимались особые налоги, окончилась победой христиан. Когда Гранада была взята, Фердинанд заявил:
31 марта — по другим сведениям, 30 января или 1 мая — был подписан эдикт об изгнании евреев из Кастилии, Арагонии и Сицилии. Шмуэль Абраванель и Авраам Сениор поспешили к королевской чете в Гранаду, и оба предложили королю Фердинанду 30 тысяч дукатов за отмену эдикта. Король уже готов был уступить, но тут явился Торквемада с распятием в руках и обратился к королевской чете со следующими словами:
Положив распятие, Торквемада покинул дворец. Предложение еврейских представителей было отвергнуто.
Изгнание евреев из Испании в 1492 году, конфискация имущества осуждённых инквизицией, сожжение еретиков на кострах — таковы были печальные результаты деятельности Торквемады. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается минимум в 2 200, половина из которых — соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции. Однако, Хуан Антонио Льоренте, первый историк инквизиции, утверждает, что за всё время, в которое Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, были сожжены 10 тысяч человек и подвергнуты пыткам 27 тысяч человек.
Торквемада обвинил в иудействе даже епископов еврейского происхождения, например Хуана Ариаса Давилу, епископа Сеговии, и Педро де Аранда, епископа Калагорры.
В течении 15 лет Торквемада присудил более 8 тысяч евреев и марранов к сожжению и более 6 тысяч к заочной казни.
Чтобы предотвратить пропаганду «ереси», Томас Торквемада, как вся Европа в то время, устраивал сожжение на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек.
Имел 250 охранников.
Умер 16 сентября 1498 года в Авиле.
Биография
Томaс де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде, который был потомком крещённых евреев. Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращенных в нашу святую католическую веру». Отец Томaсa Торквемады — также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе.
Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден, в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из основных монастырей в Сеговии, а потом — духовником кастильской инфанты Изабеллы. Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским, на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу. В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором.
Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона, а в 1486 году — Валенсии и Каталонии. Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды» Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика.