Плутарх

Плутарх

У нас, эллинов, говорят умные, а дела решают дураки.

Плутарх (ок.45/ок.127 н.э.) — древнегреческий писатель и историк. Написал
около 50 биографий знаменитых греков и римлян, которые вошли в
«Сравнительные жизнеописания» — главный труд Плутарха. Все остальные
сочинения, дошедшие до наших дней, объединены под названием «Морали».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 222.

+ + +

Плутарх из Херонеи (ок. 46 — ок. 127) — греческий писатель и
философ-моралист. Принадлежал к
Академии платоновской
и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим,
перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для этого
времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и
подготовляла неплатоническое истолкование Библии. Полемизируя со стоическим
натурализмом и пантеизмом, Плутарх часто склонялся к пониманию материи как
космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего
трансцендентному Богу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 327.

Другие биографические материалы:

Пискунов А.И. Греческий писатель (Хрестоматия
по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М.,
1981).

Солопова M.А. Автор знаменитых «Параллельных
жизнеописаний» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).

Маркиш С.П. Неисчерпаемый источник сведений о древнем
мире (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968).

Баландин Р.К. Верховный жрец Аполлона в Дельфах (Баландин
Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Проявлял враждебность аскетизму и доктринёрству (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Греческий философ и биограф (Античные
писатели. Словарь. СПб, изд-во «Лань», 1999).

Историк и философ-моралист (Большая советская
энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 20. Плата – Проб. –
М., Советская энциклопедия. – 1975).

Далее читайте:

Плутарх Херонейский.
Плутарх. Сравнительные
жизнеописания. Ликург (фрагменты).

Плутарх Херонейский.
Жизнеописание Диона.

Плутарх Херонейский.
Брут.

Плутарх Херонейский. .

Плутарх Херонейский.
Деметрий.

Плутарх Херонейский.
Антоний.

Плутарх Херонейский. .

Плутарх Херонейский.
Гальба.

Плутарх Херонейский.
Отон.

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи,
упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие /
М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические
указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

Moralia, гее. С. Hubert, M. Pohlenz, К. Ziegler , v. 1-7, Lipsiae,
1925-67;

Vitae parallelae, у. 1-4, гее. С1. Lindskog et К. Ziegler, Lipsiae,
1914-39; в рус. пер.-Сравнительные жизнеописания, т. 1 — 3 М.. 1961-64.

Литература:

Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика
жанра в истории жанра, М., 1973;

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1–11 вв. н.э. М., 1979;

Ziegler К., Plutarchos vqn Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopadie
der Clas-sischen Altertumswissenschaft, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col..
636-962;

Dihle A., Studien zur griechischen Biographie, Gottingen, 1956.

Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. – В кн.: Проблемы
бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982;

Babut D. Plutarque et le Stoïcisme. P., 1969;

Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, 2ed. 1996, p. 184–230;

Brenk F.E. In Mist Apparelled: Religious Themes in Plutarch’s Moralia and
Lives. Leiden, 1977;

Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen
Seelenlehre. Wiesbaden, 1983, S. 12–61;

Hershbett J.P. Plutarch’s De animae proereatione in Timaeo. An analysis of
structure and content. – ANRW II 36, 1, 1987, p. 235–247;

Idem. Plutarch and Stoicism;

Plutarch and Epicureanism. – Ibid., 36, 5, 1992, p. 3336–3383;

Aspetti dello stoicismo e dell’epicureismo in Plutarco. Atti del II convegno
di studi su Plutarco. Ferrara, 2–3 aprile 1987, a cura di I.Gallo. Ferrara,
1988.

Плутарх

Плутарх Родился: 46 года.
Умер: 127 года.

Биография

Плутарх из Херонеи (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 46 — ок. 127) — древнегреческий философ, биограф, моралист.

Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии, (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.). В молодости в Афинах Плутарх изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония. В дальнейшем значительное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он считал себя платоником, но на самом деле был скорее эклектиком, причём в философии его интересовало главным образом её практическое приложение. Ещё в молодые годы Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где всё ещё сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха.

Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своём доме молодёжь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора.

Бюст Плутарха на его родине Херонее
Плутарх был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах Италии, имел учеников, занятия с которыми вёл на греческом языке (латынь он начал изучать лишь «на склоне лет»). В Риме Плутарх встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми. Среди них были Арулен Рустик, Луций Местрий Флор (соратник императора Веспасиана), Квинт Сосий Сенецион (личный друг императора Траяна). Римские друзья оказали Плутарху ценнейшие услуги. Став чисто формально членом рода Местриев (в соответствии с римской юридической практикой), Плутарх получил римское гражданство и новое имя — Местрий Плутарх. Благодаря Сенекиону он стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахайи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом. Впоследствии это распоряжение Траяна было подтверждено его преемником Адрианом.

На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую.

Цитаты

  • «Предатели предают, прежде всего, самих себя».
  • «Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам и все это на свою погибель».
  • «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
  • «Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу. Опережать с ответами других, стремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, — все равно, что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе».
  • «Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя».

Деятельность Плутарха

После получения образования Плутарх возвращается в свой родной город и посвящает всю свою оставшуюся жизнь служению Херонее. Благодаря своим разносторонним знаниям он уже с юношеских лет работает на управляющих должностях. По роду своей деятельности ему приходилось нередко посещать самого римского императора Траяна, чтобы решить те или иные политические вопросы.

Во время деловых визитов в Рим он успевал ещё посещать философские и исторические лекции, активно сам на них выступал. Во время таких бесед он сдружился с консулом Квинтом Сосием Сенекионом – лучшим другом Траяна. Эта дружба с Сенекионом в совокупности с растущей известностью Плутарха послужили его продвижению по карьерной лестнице. До 117 года он служил консулом, а после смерти Траяна при новом римском императоре Адриане Плутарх занимал должность прокуратора провинции Ахайи.

Эти должности были очень ответственными и важными. Чтобы понять всю их значимость, нужно отметить, что ни одно решение в провинции Ахайи не могло быть действительным без участия Плутарха. Это означает, что с ним должно было согласовываться любое мероприятие. То или иное решение осуществлялось, только если оно было одобрено Плутархом.

Помимо политики, он уделял большое внимание ещё и религии, и общественной деятельности. Так, примерно в 95 году Плутарх был избран жрецом в храме Апполона в Дельфах

Жрецы в то время выбирались обществом, и этот факт свидетельствует о глубоком уважении и почитании Плутарха в народе. Люди в честь него даже воздвигли статую.

Труды по этике и поведению человека

Плутарх создал обширную литературу, ведя активную социальную и гражданскую жизнь. Из его приблизительно 227 известных работ наиболее известными являются “Мораль”, также известная как “этика”, и “параллельные жизни”.

Мораль – это серия из 60 или более эссе, написанных в диалогах по этике, религии и политике современного греческого общества. Их литературная ценность усиливается частыми цитатами из греческих поэм и пьес, особенно стихов Еврипида и других драматургов.

«Параллельные жизни» Плутарха были написаны за последние два десятилетия до его смерти в 125 году нашей эры. Это серия биографий, расположенных в парах, подчеркивая общие добродетели и пороки субъектов. Плутарх был больше озабочен написанием биографии, чем историей, сосредоточившись на достойных действиях описываемых субъектов, как примерах благородного поведения, а не столько на временах, в которые они жили.

Безусловно, одним из самых ярких произведений Плутарха можно назвать «Сравнительные жизнеописания». Это серия биографий выдающихся личностей античности — грека и римлянина. Плутарх расположил их попарно. Между ними Плутарх нашел определенное сходство и описал. Всего до нас дошло около 23 пар биографий, и еще 4 выглядят отдельными эссе.

Творчество Плутарха почиталось в его время, а в более позднюю античность оно вдохновляло других историков и философов

Его труды привлекли внимание византийцев, которые не проявляли предубеждения к языческому происхождению

Труды Плутарха были представлены гуманистам 16 века и драматургам эпохи Возрождения, таким как Уильям Шекспир, который включил в свои произведения части его творчества. Его работы оказали большое влияние на эволюцию биографического и исторического письма в Европе с 16 по 18 века.

Труды Плутарха

Плутарх оставил после себя много значимых трудов. Он создал более двухсот сочинений на разнообразные темы. Главным образом, они носили исторический и поучительный хаpaктер. К сожалению, до нашего века дошла лишь малая часть его трудов. Среди них имеется его основной труд — «Сравнительные жизнеописания», где он описывал биографии знаменитых людей: римлян и греков.

Суть «Сравнительных жизнеописаний» состоит в том, что автор брал биографии двух личностей и проводил сравнения. Так, в этом труде можно найти описания жизни Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, Тесея, Ромула, Цицерона и других. Этот труд имеет для нас большое значение, так как содержит достоверные и наиболее полные сведения об античных личностях. До наших дней дошли жизнеописания двадцати двух пар, остальные были утрачены.

Среди остальных трудов Плутарха: «Политические наставления», «О сообразительности животных», «О любви к детям», «О болтливости», «О злокозненности Геродота», «О чрезмерном любопытстве» и многие другие на самые разнообразные темы. Большой интерес представляют пифийские диалоги, где им рассматриваются различные религиозно-философские вопросы своего времени.

Философия и литература

Плутарх собственноручно обучал своих сыновей грамоте, а также часто устраивал в доме молодежные встречи. Он образовал своего рода частную академию, исполняя роль наставника и лектора.

Мыслитель относил себя к последователям Платона. Однако в действительности он скорее придерживался эклектизма – способа построения философской системы путем сочетания различных положений, заимствованных из других философских школ.

Еще во время обучения Плутарх познакомился с перипатетиками – учениками Аристотеля, и стоиками. Позже он подвергнет резкой критике учения стоиков и эпикурейцев (см. Эпикур).

Философ часто путешествовал по миру. Благодаря этому ему удалось сблизиться с римскими неопифагорейцами.

Литературное наследие Плутарха действительно огромно. Его перу принадлежат примерно 210 сочинений, большинство из которых сохранились до наших дней.

Наибольшую популярность получили «Сравнительные жизнеописания» и цикл «Моралии», состоящий из 78 произведений. В первом труде автор представил 22 парные биографии выдающихся греков и римлян.

В книге находились жизнеописания Юлия Цезаря, Перикла, Александра Македонского, Цицерона, Артаксеркса, Помпея, Солона и многих других. Пары писатель подбирал по принципу схожести хаpaктеров и деятельности тех или иных личностей.

Цикл «Моралии», за авторством Плутарха, нес в себе не только просветительскую, но и воспитательную функцию. Он рассуждал с читателями о болтливости, робости, мудрости и других аспектах

Также в труде уделялось внимание воспитанию детей

Не обошел стороной Плутарх и политику, которая пользовалась большой популярностью как у греков, так и у римлян.

О политике он рассуждал в таких работах, как «Наставление о государственных делах» и «О монархии, демократии и олигархии».

Позже Плутарх удостоился римского гражданства, а также получил государственную должность. Однако вскоре в биографии философа произошли серьезные перемены.

Когда к власти пришел Тит Флавий Домициан в государстве начала притесняться свобода слова. В результате, Плутарх был вынужден возвратиться в Херонею, чтобы не быть приговоренным к cмepти за свои взгляды и высказывания.

Писатель побывал во всех крупных греческих городах, сделав множество важных наблюдений и собрав большое количество материала.

Это позволило Плутарху опубликовать такие произведения, как «Об Исиде и Осирисе», где излагалось его понимание древнеегипетской мифологии, а также 2-томник – «Греческие вопросы» и «Римские вопросы».

В данных трудах анализировалась история двух великих держав, две биографии Александра Македонского и ряд других произведений.

О философских идеях Платона нам известно благодаря таким книгам, как «Платоновские вопросы», «О противоречиях у стоиков», «Застольные беседы», «Об упадке оpaкулов» и многих других.

Биография[править | править код]

На своей родине был облечен полномочиями правителя; был жрецом в Дельфах. Его философские сочинения и произведения по различным отраслям науки объединены под общим заголовком «Моралии». Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную жизнь разумно-гармонической. Его сравнительное жизнеописание греческих и римских полководцев и государственных деятелей служит, в частности, также и ярким примером образцовой нравственности. Личность и произведения Плутарха оказывали влияние на последующее развитие вплоть до наших дней.

Плутарх написал фундаментальный исторический труд — «Сравнительные жизнеописания», в котором изложил биографии героев и правителей Древнего Рима и Древней Греции. В «Сравнительных жизнеописаниях» сравниваются биографии великих греков с великими римлянами. Плутарх нашёл много общего в жизни Солона и Попликолы, Пирра и Мария, Александра Македонского и Юлия Цезаря и других великих людей древнего мира.

Плутарх был знаменитый греческий моралист, родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образование в Афинах, где примкнул к академическому философу Аммонию. Ему удалось побывать и в Александрии. Он учился физике и естественным наукам, в молодости занимался и риторикой, но вскоре отстал от неё и, как приверженец Платона, находился в решительной вражде с общим софистическим направлением своего века.

В Риме он бывал несколько раз; впервые пришёл он туда ещё молодым человеком при императоре Веспасиане. Он достиг некоторого влияния при дворе императоров; есть известие, что Траян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в управлении провинцией руководились указаниями Плутарха Адриан также покровительствовал ему, но известие о том, что Плутарх был воспитателем этого императора, вымышлено в средние века.

В родном своём городе Плутарх был избираем смотрителем построек и архонтом; может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами Плутарх поддерживал тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он был примерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился в дружбе и переписке со многими римлянами и греками. Большую часть своего досуга он уделял обучению сыновей и других молодых людей, не устраивая, однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи его сочинений.

Сочинения

Плутарх не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Но в обработке Плутарха целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик. Именно в таком виде она влияла в течение многих веков на европейскую мысль и литературу.

Как видно из каталога некоего Ламприя, предполагаемого ученика Плутарха, он оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть благополучно дошла до нашего времени. По традиции, идущей ещё от издателей эпохи Возрождения, сочинения эти делятся на две основные группы: философско-публицистические, известные под общим названием «Ἠθικά» или «Moralia», и биографические (жизнеописания).

В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (греч. Тихе) и её роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для Плутарха является небольшое сочинение «О состоянии духа». Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, Плутарх часто приводит множество ценных сведений по истории философии. Таковы сочинения «Платоновские вопросы» и «О сотворении души в „Тимее“», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.

В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). По этим же причинам Плутарх занимался вопросами любви и брака. К сочинениям на темы семейной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Во многих сочинениях находят отражение педагогические интересы Плутарха («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей.

Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу. Так, например, сочинение «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела; в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов.

Плутарх писал и о человеческой душе, интересовался психологией, психологией животных («О сообразительности животных», «О мясоедении»), был приверженец вегетарианства. Вопросам религии Плутарх посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение «Об Исиде и Осирисе», в котором Плутарх, сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса и древнеегипетской мифологии.

Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: «Греческие вопросы» (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и «Римские вопросы» (Aitia Romaika; лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Пристрастие Плутарха к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений, «Апофегмы царей и полководцев», скорее всего не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения как «Пир семи мудрецов» или «Застольные беседы» (в 9 книгах).

В «Этику» Плутарха включены и неаутентичные произведения (неизвестных авторов, приписанные Плутарху ещё в древности и получившие под его именем широкую известность). К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей» (произведение, переведенное ещё в эпоху Возрождения на многие языки и до начала XIX в. считавшееся аутентичным).

Ряд трудов, ранее приписывавшихся Плутарху, написан неизвестными авторами, в отношении которых учёные ныне употребляют (условное) имя Псевдо-Плутарх.

Исследования[править]

О сравнительных достоинствах рукописей Плутарха см. критические аппараты к изданиям Reiske (Лпц., 1774—82), Sintenis («Vitae», 2 изд., Лпц., 1858—64); Wyttenbach («Moralia», Лпц., 1796—1834), Bernardakes («Moralia», Лпц. 1888—95), также Treu, «Zur Gesch. d. Überlieferung von Plut. Moralia» (Бресл., 1877—84). Словарь плутарховского языка — при назв. издании Wyttenbach’a. О жизни Плутарха скудные сведения даёт Свида.

Из новых соч. ср. Wesiermann, «De Plut. vita et scriptis» (Лпц., 1855); Volkmann «Leben, Schriften und Philosophie des Plutarch» (Б., 1869); Muhl, «Plutarchische Studien» (Аугсбург, 1885) и др.

  • Елпидинский Я. С. Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. — СПб., 1893. 462 стр.
  • Аверинцев С. С.

    переизд. в кн.: Аверинцев С. С. Образ античности. Сб. — СПб.: Азбука-классика. 2004. 480 стр. 3000 экз.

    Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М., 1973.

  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Литература[править | править код]

О сравнительных достоинствах рукописей Плутарха см. критические аппараты к изданиям Reiske (Лпц., 1774—82), Sintenis («Vitae», 2 изд., Лпц., 1858—64); Wyttenbach («Moralia», Лпц., 1796—1834), Bernardakes («Moralia», Лпц. 1888—95), также Treu, «Zur Gesch. d. Überlieferung von Plut. Moralia» (Бресл., 1877—84). Словарь плутарховского языка — при назв. издании Wyttenbach’a. О жизни Плутарха скудные сведения даёт Свида. Из новых соч. ср. Wesiermann, «De Plut. vita et scriptis» (Лпц., 1855); Volkmann «Leben, Schriften und Philosophie des Plutarch» (Б., 1869); Muhl, «Plutarchische Studien» (Аугсбург, 1885) и др. Из переводчиков Плутарха на новые европейские языки особой славой пользовался Амио. На русский язык Плутарх стали переводить ещё с прошлого века: См. переводы Писарева, «Наставления Плутарха о детоводстве» (СПб., 1771) и «Слово о непреступающем любопытстве» (СПб., 1786); Ив. Алексеева, «Нравственные и философические сочинения Плутарха» (СПб., 1789); E. Сферина, «О суеверии» (СПб., 1807); С. Дистуниса и др. «Плутарховы сравнительные жизнеописания» (СПб., 1810, 1814—16, 1817—21); «Жизнеописания Плутарха» под ред. В. Герье (М., 1862); биографии Плутарха в дешёвом издании А. Суворина (пер. В. Алексеева, т. I—VII) и под заглавием «Жизнь и дела знаменитых людей древности» (М., 1889, I—II); «Беседа о лице, видимом на диске луны» («Филол. обозрение» т. VI, кн. 2). Ср. исследование Я. Елпидинского «Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского» (СПб., 1893).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: