Стороны горизонта. ориентирование. стороны горизонта: с ю з в сз юв св юз горизонт

Ориентация на месте с помощью карты

С помощью карты можно определить свое местоположение, выбрать тип движения с учетом укрытия и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для езды по местности и в условиях ограниченной видимости.  
Чтобы сориентироваться на местности, вы должны сначала выровнять карту и определить свое положение. 

Опытные туристы с большим уважением относятся к топографическим картам. Дело в том, что эти карты очень подробные. Они рисуются в масштабе 1 : 15000 или 1 : 20000, что означает, что один сантиметр на карте соответствует 150 или 200 метрам на земле. На них изображены даже мельчайшие детали, такие как вырубки, небольшие кустарники, леса, овраги, небольшие ямки, холмы и даже небольшие дорожки. 

При создании спортивных карт используются семь цветов. Черным цветом показаны искусственные сооружения, такие как дороги и дома. Также, границы лесов и полей, а также наиболее опасные детали микрорельефа: камни, скалы, скальные впадины. Водные объекты, реки и болота окрашены в голубой цвет. Коричневый цвет используется для представления рельефа с линиями контура. Открытые и полуоткрытые участки, луга и поляны желтого цвета.

Зеленый цвет используется не для всего леса, а только для тех его частей, которые препятствуют быстрому передвижению по лесу, таких как кустарники и лесные заросли. Основная часть леса остается белой — это не имеет никакого значения для участников, так как соревнования по ориентированию всегда проходят в лесу. Наконец, красным цветом показаны запрещающие знаки и маркировка маршрута для старта и финиша. 

На спортивных картах используется всего 70 символов, в то время как на обычных топографических картах около четырехсот символов. Это значительно снижает нагрузку на карту, что также ценится туристами.

Ориентация на карте, предполагающая знание нескольких точек, вовсе не сложна. Может быть выполнен по линиям рельефа (на прямых участках дорог, каналов, расчисток и т.д.), давая компас нулевого диаметра на линии истинного меридиана, и, судя по отклонению магнитной стрелки, по величине и направлению склонения магнитной стрелки. Помните, что в этом случае нельзя использовать линии электропередач, железные дороги, линии связи и т.д. для ориентации карты, так как металл и электрические токи будут влиять на показания магнитной стрелки.

Магнитное склонение не является постоянным. Это проявление магнитных свойств Земли. На территории России она колеблется в довольно широком диапазоне. Кроме того, само магнитное склонение может быть разным для одной и той же точки, изменяясь из года в год. При перемещении группы по азимуту необходимо тщательно соблюдать направление и чаще проверять компас.

Избегайте размещения очень больших расстояний между путевыми точками, чтобы помочь вам найти свой путь. Если Вы обходите препятствие на противоположной стороне, Вы должны найти ориентир на противоположной стороне препятствия и продолжать ориентироваться на этот ориентир. 

Если у вас нет карты местности, члены пешеходной группы должны составить свою диаграмму маршрута (мошенники) и подготовить описание маршрута. В этих случаях очень полезен опыт предыдущих участников. 

В поле расстояние до далеких вещей встречается примерно на глаз. При хорошем мастерстве погрешность определения расстояния с помощью окуляра не превышает 5 процентов.

Следует учитывать, что некоторые явления влияют на точность оценки расстояния:

  • Освещенные объекты кажутся дальше, чем ярко освещенные;
  • Проливная погода, дождь, сумерки, туман и дымка — все это способствует завышению расстояния;
  • Объекты появляются ближе при взгляде вверх (отсюда и обычная ошибка, допущенная новичками при определении высоты горы); при взгляде вниз они появляются дальше.

Расстояние, пройденное ходунком, может быть измерено наиболее точно пошагово. Длина шага определяется заранее на специальном измерительном расстоянии 200-300 метров. Такое расстояние можно измерить рулеткой, а можно использовать километровые отметки на шоссе или железнодорожных путях. Лучше считать не каждый шаг, а пары шагов. Следует также учитывать, что длина ступеней варьируется в зависимости от характера местности, поэтому измерения длины ступеней стоит проводить отдельно для дорог, для травянистых участков, для лесов, для спусков и подъемов.

Как определиться на местности в Северном полушарии по звездному небу

Для определения местоположения в Северном полушарии используется несколько способов.

По Полярному светилу

Вычисление сторон света, используя самый главный и яркий ночной ориентир – Полярную Звезду, самый простой и надежный способ, о котором знают даже школьники. Она никогда не меняет своего местоположения на небе. Если стать к светилу лицом, понимаешь, что север впереди. Значит, юг находится сзади. И соответственно, слева – запад, справа – восток.

Многие путают ее с Венерой, т.к. планета также выделяется в ночном небе своей яркостью. Найти Полярную Звезду очень просто, если использовать для этого созвездия — указатели. Самые популярные из них – это Малая и Большая Медведица. Малая Медведица похожа на «ковш». Полярная Звезда – это последняя звездочка на «ручке ковша». Если Малую Медведицу по каким-либо причинам не видно, можно найти более яркую «сестру» — Большую Медведицу.

Справка
Две крайние звезды ее «ковша» (которые называются Мерак и Дубхе) указывают направление к Полярному светилу. А расстояние к ней — это луч из пяти отрезков между ними.

По Млечному пути

Ориентирование по Млечному пути возможно только в случае, если его хорошо видно. Для этого необходима ясная погода и отсутствие какого-либо искусственного освещения. Серебристая полоса Пути всегда направлена с севера на юг. Зная это, легко выяснить, в каком направлении находятся и другие стороны света.

Помощь других созвездий

Созвездие Орион (или, как его еще называют, Охотник) по форме напоминает песочные часы или бант. Внутри этого созвездия находятся три яркие звезды, которые очень близко расположены друг к другу. Они называются «пояс Ориона». Правая из них (Минтака) тянется вверх с восточной стороны, а опускается на западной. Лучше всего рассмотреть его можно в холодное время года – осенью или зимой.

Подробнее об ориентировании по разным звездам рассказано в видео:

При помощи 2 колышек

Если на небе не нашлось знакомых созвездий – ничего страшного. Сориентироваться можно и по одной единственной звезде. Для этого нужно найти два колышка, вбить их в землю в метре друг от друга таким образом, чтобы сравнять воображаемую линию между ними с выбранным светилом. Все звезды движутся с востока на запад. Следовательно, через некоторое время и выбранная для ориентира звезда сдвинется. Как только это произошло, и небесное тело оказалось вверху от линии между колышками, значит, впереди восток. Если внизу – перед нами запад. Соответственно, движение вправо – юг, влево – север.

Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
  • Ключевые слова
  • Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
  • Тезаурус
  • Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
  • Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
  • Полярная звезда.
  • Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
  • План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
  • Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
  • Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
  • Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности?  В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.  Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется. 

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

  1. Разбор типового тренировочного задания:
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
  4. Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
  5. Варианты ответов:
  6. местности,
  7. звуков,
  8. условных знаков,
  9. плоскости,
  10. увеличенном,
  11. реальном,
  12. уменьшенном,
  13. цифр
  14. Правильный вариант ответа:
  15. Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
  16. Разбор типового контрольного задания
  17. Тип задания: Сортировка элементов по категориям
  18. Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
  19. Основные Промежуточные
  20. Варианты ответов:
  21. Север,
  22. Юго-восток,
  23. Северо-запад,
  24. Запад,
  25. Восток,
  26. Северо-восток,
  27. Юго-запад, Юг
  28. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные Промежуточные
  • Север,
  • Запад,
  • Восток,
  • Юг
  1. Юго-восток,
  2. Северо-запад,
  3. Северо-восток,
  4. Юго-запад

Применение глобуса

Глобус — название уменьшенной модели Земли. Выполняется он в форме шара. На него в неискаженном виде наносятся материки, водные пространства и рельеф территории. Масштаб всегда постоянный и составляет 1:50000000. Это означает, что в 1 см содержится 500 км.

Вся поверхность глобуса покрыта меридианами и параллелями. Они необходимы для нахождения координат любой точки земного шара. Для этого используются такие понятия, как широта и долгота.

Широта — угол, сформированный двумя линиями. Одна представляет радиус экватора, а вторая соединяет центр Земли с определяемой точкой. В зависимости от полушария она бывает северная и южная.

Долгота — угол, образованный двумя плоскостями. Обе проходят через всю ось Земли. Одна из них рассекает планету через нулевой меридиан, а вторая — тот, на котором находится нужная точка. Под нулевым меридианом условно принято расположение Гринвичской обсерватории. Находится она под Лондоном. Долгота также бывает северная и южная.

Ориентирование в горах

Лучший способ ориентирования в горах — это наблюдение за местностью с высот, с которых открываются лучшие виды. Как правило, достопримечательности включают в себя:

  • Дороги, жилища, геодезические и астрономические знаки;
  • реки, ручьи, особенно их слияния;
  • выдающиеся горные вершины, скалы, скалы;
  • овраги, крутые склоны (скалистые или осыпные);
  • контуры лесов, лугов, ледников.

Общее направление пути определяется компасом. Кроме того, важнейшим знаком ориентирования является профиль трассы — склоны, уклоны и их крутизна, кривые дороги, их расположение относительно склонов (например, спуск влево, подъем вправо), расстояния между кривыми. 

Также полезно знать следующие особенности:

  • во многих районах южные склоны гор более ровные, северные склоны круче;
  • Лиственные деревья (в основном дубы) растут в основном на южных склонах, хвойные — на северных;
  • на южных склонах преобладает травянистая растительность, на северных склонах — древесная растительность;
  • зона снега на северных склонах ниже, чем на южных;
  • Виноградники, как правило, расположены на склонах, обращенных на юг.

При оценке расстояний на глаз следует помнить, что большая прозрачность воздуха, резкие изгибы и большие формы рельефа в горах делают расстояния до объектов гораздо меньше, чем они есть на самом деле.

Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
  • Ключевые слова
  • Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
  • Тезаурус
  • Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
  • Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
  • Полярная звезда.
  • Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
  • План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
  • Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
  • Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
  • Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности?  В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.  Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется. 

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

  1. Разбор типового тренировочного задания:
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
  4. Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
  5. Варианты ответов:
  6. местности,
  7. звуков,
  8. условных знаков,
  9. плоскости,
  10. увеличенном,
  11. реальном,
  12. уменьшенном,
  13. цифр
  14. Правильный вариант ответа:
  15. Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
  16. Разбор типового контрольного задания
  17. Тип задания: Сортировка элементов по категориям
  18. Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
  19. Основные Промежуточные
  20. Варианты ответов:
  21. Север,
  22. Юго-восток,
  23. Северо-запад,
  24. Запад,
  25. Восток,
  26. Северо-восток,
  27. Юго-запад, Юг
  28. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные Промежуточные
  • Север,
  • Запад,
  • Восток,
  • Юг
  1. Юго-восток,
  2. Северо-запад,
  3. Северо-восток,
  4. Юго-запад

Доклад на тему Стороны горизонта

Всем известно, что наша Земля разделена на четыре части, которые называются сторонами горизонта, это: Север, Юг, Запад и Восток.

С древних времён люди нуждались в приборах, которые помогали бы им в ориентировании, особенно они сильно обострились после начала Великих географических открытий.

Мореплаватели, отправляясь в далёкие путешествия, использовали различные методы определения своего места положения и контроля своего пути. Самым известным в те времена была астролябия, которая служила морякам как прибор, для ориентирования по звёздам.

Несмотря на то, что астролябия облегчала задачу в ориентировании, известность среди моряков и не только среди них, получил компас, который по историческим источникам был изобретён китайцами.

Для удобства определения сторон света, на компасе есть специальные деления, на которых отмечены стороны света, но только на английском языке. Также на компасе есть градусная шкала, необходимая для определения азимутов. Все эти шкалы можно ассоциировать одним словом — лимб.

Конечно, компас это очень удобная вещь, которая помогает ориентироваться в любой местности. Но что делать, если у тебя его нет под рукой, а своё местоположение и дальнейшее продвижение необходимо знать? Это может пригодиться, например, если ты заблудился и надо найти дорогу к определённому месту.

Если это произошло в солнечный день, то можно на земле вычертить окружность. Как это сделать? Надо взять обычную палку, привязать к ней верёвку или что-то альтернативное, воткнуть палку в землю. Таким образом у нас получиться самодельный циркуль. Получившаяся окружность будет служить нам циферблатом. Палка, использованная в качестве циркуля, послужит часовой стрелкой. Осталось только начертить деления, но желательно свериться прежде с цифровыми часами, но если их нет придётся так…

По этим часам можно определить время, т.е. расположение солнца, ведь в определённое время суток, солнце расположено в разных частях света.

Кроме солнца, есть такой известный ориентир, как Полярная звезда. Независимо от расположения человека, она всегда показывает только на Север. Её можно найти по созвездию Большой Медведицы. На небосводе, оно похоже на ковш, если взять последние две звезды, расстояние между ними, а затем мысленно продолжить линию, то вскоре она «упрётся» в Полярную звезду.

Есть также способы ориентирования по местным объектам. Например, самым распространенным является ориентирование по муравейнику. Они обычно строятся возле больших деревьев, около камней, так вот, необходимо посмотреть на южную его сторону, так как именно там он наиболее пологий.

Менее эффективным, но тоже неплохим способом ориентирования является ориентирование по мху на деревьях и камнях. Избегая прямых солнечных лучей, мох обычно растёт с северной стороны, но из-за того, что он произрастает в лесу, где есть большое количество деревьев, т.е. там много тени и благоприятных условий появляется больше, он уже растёт по всей поверхности дерева или камня. Из-за этого этому ориентиру не стоит сильно доверять.

Конечно, это ещё не всё, есть и другие способы определения сторон горизонта, но это самые основные.

География. Ориентирование на местности. 6 класс. 5 класс

Способы ориентирования в лесу без компаса

Вы заблудились в лесу, компаса нет, солнце помогло бы определить направление, но оно сегодня скрыто за плотной пеленой облаков. Что же делать в таком случае? Можно попытаться определить стороны горизонта по луне или звездам, но в ваши планы наверняка не входит провести ночь в лесу, да и не факт, что они тоже будут видны. Самое главное в этом случае сохранить выдержку и спокойствие. Проявим знания, наблюдательность и предметы нас окружающие подскажут нам направление сторон света.

Ориентирование по деревьям и растениям

В лесу, внимательно присмотревшись к деревьям, вы заметите, что окрас коры некоторых деревьев не однороден — с одной стороны она светлее, а с другой темнее. Наиболее четко проявляется такая особенность на сосне, осине и березе в виде темной полосы идущей от комля дерева к вершине. Эта полоса образуется от недостатка солнечного света и находится с северной стороны.

На южной стороне хвойных деревьев смола выступает больше, чем с северной. Лишайники и мох с северной стороны деревьев (камней) растут обильнее.

Лесные ягоды на пригорках и на болотах начинают созревать быстрее с южной стороны, та часть ягод, которая обращена к северу, дольше остается зеленой.

Ориентирование по насекомым

Вспомогательным признаком служит всем известное жилище муравьев, их форма укажет примерное направление на север: южная сторона муравейника имеет пологий склон, а северная крутой.

Если вы окажитесь летом в лесу на поляне посмотрите вокруг, где-нибудь обязательно увидите бабочек. Эти красивые насекомые также смогут помочь в определении направления. Бабочки во время отдыха складывают крылья и располагаются на цветке таким образом, чтобы под лучи солнца попадала как можно меньшая площадь крыльев. Поэтому утром сложенные ее крылья указывают на восток, в полдень — на юг, а вечером — на запад.

Ориентирование по просекам

Практически все наши леса поделены на кварталы просеками. Просеки прорубаются строго в направлении север-юг, или запад-восток. В местах их пересечения устанавливаются квартальные столбы.

1

Они изготовлены из срубленных деревьев, имеют вид вкопанного в землю и освобожденного от коры бревна высотой около метра, вершина которого имеет вид четырехгранника. На каждой грани нанесена цифра с номером квартала. Ребро между гранями, которые имеют наименьшие цифры, указывает на север.

Определение сторон горизонта зимой

С приходом холодов и выпадением снега для определения направления используем часть предыдущих способов, а также некоторые другие. Например, всем известно, что в конце зимы и весной набирающие силу лучи солнца образуют первые проталины: около деревьев, пней и столбов находящихся на открытых местах образуются вытянутые в южном направлении ямки. Точно так же склоны оврагов и холмов, находящихся с южной стороны, быстрее освобождаются от снега. Эти приметы и подскажут направление на юг.

2

В ночное время по лесу лучше не передвигаться, есть большая вероятность получить повреждение пробираясь сквозь дебри, также не исключена встреча с дикими животными, поэтому лучше переждать ее у костра. Но если в этом есть необходимость, определить направление движения помогут только луна и звезды. А как это сделать можно прочитать вот здесь.

В заключение хочется добавить, что неоценимую помощь в благополучном посещении леса окажет ваша предусмотрительность и память

По пути к лесу запоминайте встречающиеся ориентиры: линии электропередач, реки, автомобильные и железные дороги, а в самом лесу обратите внимание на такие объекты как глубокие овраги, большие поляны, деревья, лесные дороги и т.п. Прежде чем зайти в лес посмотрите на облака, запомните в каком направлении они двигаются, в дальнейшем они помогут определить примерный путь назад т.к

их движение в течении длительного времени остается неизменным. И еще не стоит забывать, что каждый способ не даст точного направления, поэтому необходимо их проверять другими приметами, делая вывод только на их комплексе.

Конспект урока с презентацией по теме Ориентирование 5 класс

  • Конспект открытого урока по географии
  • Тема урока:  Ориентирование.
  • Предмет:  география
  • Класс:   5
  • Цель  урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.
  • Задачи урока: 1. Образовательные:
  •                                  — познакомить учащихся со способами ориентирования  в  
  •                                     пространстве;  
  •                                   — показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
  •                                   — раскрыть роль компаса как величайшего изобретения
  •                                     человечества;
  •             2. Развивающие:
  •                                    — развивать умения работать с компасом; ориентироваться на
  •                                       местности;
  •                                     — развивать мышление, воображение, способности к
  •                                      самостоятельному решению задач;
  •                                 3. Воспитательные:                              
  •                                      — способствовать формированию географической культуры, развитию      
  •                   умения работать в группе.
  • Планируемые результаты:
  • Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта
  • Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
  • Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:  умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД:  умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно, работать с компасом.

коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  1. Тип урока: Изучение нового материала.
  2. Оборудование: компасы, презентация, учебники,  рабочая   тетрадь, карточки.    
  3. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.                           
  4. Ход урока.
  5. 1. Организационный момент

— Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

2. Проверка домашнего задания.

— Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре. По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток
На юг
На север
На запад
На северо-восток
На юго-восток
На северо-запад
На юго-запад

Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их чтобы я могла проставить оценки в журнал.

3. Актуализация знаний.

— Что вы наблюдаете на слайде? Может быть кто-то знает название и автора этой картины?

В.М.Васнецов «Витязь на распутье».

-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

-Значит тема нашего урока «Ориентирование».

-Совершенно верно.

2. Новая тема.

Перед изучением темы обращаю внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дети рассматривают картину

Дети рассматривают картину.

Рассказ учителя.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?

   1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.

   2. Научиться ориентироваться в пространстве.

   3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.

Телеграф

Человечество всегда искало способы максимально быстрой передачи информации от одного источника другому. Огонь, дым от костра, различные комбинации звуковых сигналов помогали людям передавать сигналы бедствия и другие чрезвычайные сообщения. Развитие этого процесса – бесспорно, одна из важнейших задач, стоящих перед миром. Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году, представив его в своей квартире. Он придумал определенную комбинацию символов, каждой из которых соответствовала буква алфавита. Эта комбинация проявлялась на аппарате черными или белыми кружками.

Ориентирование по солнцу и звездам

Чтобы в яркий солнечный день сориентироваться по Солнцу следует дождаться полдня. В это время светило находится в зените, любая тень, отбрасываемая предметами, становится короткой. Следует встать спиной к светилу, тень туриста укажет направление на север. За спиной путешественника будет юг. По правую его руку будет восточное направление, по левую руку – западное.

В межсезонье, в весенние и осенние дни солнце будет всходить строго на востоке, заходить на западе. В полдень в любой сезон светило находится на юге и каждая тень укажет на север. В зимние дни солнце взойдет с юго-востока и зайдет с юго-запада. В летние дни солнце взойдет с северо-востока и зайдет с северо-запада.

Любой путешественник имеет представление о созвездиях своего северного неба. Сегодня практически каждый школьник может найти на небе звезды Большой и Малой медведицы. Но хотя теоретически туристы могут знать, что Полярная звезда является конечной на хвосте Малой медведицы, найти ее бывает довольно сложно. Помочь в этом может совет найти две конечных звезды в Большой медведице и продолжить мысленно линию, соединяющую их до яркой Полярной звезды. Встав к ней лицом, турист будет смотреть на север.

Таблица: определение частей света по солнцу

Параграф 16. Стороны горизонта

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение

    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

Особенности ориентирования в пустынной степной местности

При движении по рельефу местности подшипник является важнейшим средством поиска направления. 

К важным достопримечательностям относятся выдающиеся холмы и редкие местные особенности, такие как каналы, колодцы и сооружения, связанные с религиозными культами. 

Для ориентации можно использовать следующие локальные особенности:

  • Направление ветра;
  • Направление борозд в глине и известняке (в направлении преобладающих ветров);
  • Направление дюн, барханов и рябь в песке (перпендикулярно направлению ветра);
  • Крутизна склонов дюн и барханов (наветренная — до 15°, подветренная — до 40°);
  • Снег скапливается в впадинах и за препятствиями на подветренной стороне;
  • снежные шапки на подветренной стороне сугробов;
  • Направление снеговых волн и пульсаций (перпендикулярно направлению ветра).

Для использования очень удаленных достопримечательностей полезно иметь карту для большой территории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: