Второй период
После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории – поместья, а в идеологическом – у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.
Культура и быт
Большая часть городского населения жила бедно. Воду добывали из колодцев и источников, которые легко можно было отравить, что часто практиковалось при осаде. О дезинфицирующих средствах не знали. В условиях антисанитарии много рожениц умирало во время родов, а дети не доживали до года.
Для лечения использовали отвары из трав, талисманы, а в тяжелых случаях аптекарь или цирюльник делал кровопускание. Описать все тяготы жителя средневекового города сложно. Не зря Средневековье еще называют темными временами.
Суровые трудовые будни скрашивали народные праздники, возникшие еще в языческие времена, но интерпретированные согласно канонам христианской религии. И хотя церковь в основном осуждала необузданное веселье, майские хороводы, песни и пляски, но искоренить их так и не смогла.
Благородное сословие развлекалось на рыцарских турнирах и охоте. Жители города еще любили посмотреть на публичные казни. В конце средневековья возникли карнавалы, в которых принимали участие даже духовные лица.
Культурная жизнь обычно полностью контролировалась церковью, следившей за содержанием летописей, песен и театральных сценок, устройством власти и повседневной жизнью граждан. Существовали церковные театры, ставившие сценки по библейским мотивам (мистерии). Позже театр вышел за рамки церкви, а к религиозным темам добавил сценки из повседневной жизни (фарсы).
Доклад про Лермонтова сообщение
Имя знаменитого талантливого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова известно во всем мире. Его короткая жизнь была насыщена яркими событиями — радостными и печальными, известными именами. Все это сказалось на богатом духовном мире поэта, его творческой деятельности.
Отец Лермонтова — Юрий Петрович — не имел отношения к знатному роду, был дворянином. Это стало препятствием для его женитьбы на Марии Михайловне — представительнице потомков Столыпиных. Однако брак все-таки состоялся.
В 1814 году в семье родился Михаил Юрьевич, который с детства ощутил результат неравного брака в виде ругательств и непонимания между родителями.
Однако это продолжалось недолго. Нервные потрясения привели молодую женщину к обострению болезни и она скончалась. Отец переехал в Тульскую волость, поселившись там в родовом имении.
Оставшись на попечении бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, мальчик стал смыслом ее жизни. Михаил тяжело перенес разлуку с отцом и раннюю смерть матери.
Тем не менее он был окружен заботой и вниманием пожилой женщины настолько хорошо, что у него не было свободного времени страдать. В усадьбе в Тарханах он с интересом брался за игру на музыкальных инструментах, занимался лепкой
Образование на дому, благодаря стараниям бабушки, было на высоком уровне. В результате он был хорошо подготовлен для поступления в учебные заведения, знал французский и немецкий языки, много читал.
Первая поездка на Кавказ стала запоминающимся событием в его жизни, хотя цель посещения была не столь радостной. Мальчику необходимо было укрепление здоровья, так как он был слишком болезненным. Бабушка сопровождала внука повсюду.
В 1828 году Лермонтов стал студентом Московского благородного пансиона. Годы, проведенные в его стенах, связаны с первым творческим опытом. Большие по объему произведения Лермонтов пишет обучаясь в университете Москвы. Однако закончить его не удается. Этому мешает противоречивый характер юноши и ссоры с преподавателями.
На этом обучение его не заканчивается. Молодой человек поступает в 1832 году в военную гимназию. В это время события, связанные с гибелью А. С. Пушкина, он описывает в стихотворении «Смерть поэта». За попытку выразить на бумаге призыв к революции Лермонтова ссылают на Кавказ. Однако он не унывает, находя там себе занятия по душе в знакомстве с природой, увлекается основами живописи, местными достопримечательностями.
Молодой человек во время студенческих лет часто влюблялся. Но каждый раз знакомство заканчивалось драмой. То же самое было и в отношениях с Варварой Лопухиной, которая оставила юного поэта ради другого мужчины, что ранило душу Лермонтова.
После этой поездки поэт проживет еще всего четыре года. Но те произведения, которые он написал за это время, стали его лучшим поэтическим наследием.
Находясь на Кавказе, М. Ю. Лермонтов нередко скучал по родным местам, поэтому с помощью бабушки он вернулся в Петербург. Там он начинает все чаще выходить в свет, знакомиться с известными людьми, заводит друзей. Наблюдения за жизнью светского общества не прошли даром. Они выливаются в драму «Маскарад».
Позже поэт должен был вновь вернуться на Кавказ. Но его постоянно мучает предчувствие беды. Очередная ссылка 1841 года становится последней в его судьбе. Возвращаясь из нее, писатель в вступает в словесную перепалку с давним другом Н. Мартыновым. Последний вызывает поэта на дуэль. Рана, нанесенная Лермонтову, оказывается смертельной. Елизавета Алексеевна мучительно переносит известие о смерти любимого внука. Похоронен поэт в Тарханах.
3, 4, 5 класс краткое содержание
Роль церкви
Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь – от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа – Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим религиозная философия эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.
Крестьянская одежда
Практичность и многослойность
– именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.
Мужчины и женщины носили:
- рубахи свободного кроя длиной до колен;
- жилеты;
- туники;
- широкие штаны брэ длиной ниже колен;
- чулки-шоссы с завязками в области бедер;
- плащи с капюшоном;
- меховые тулупы.
По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.
Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.
Лермонтов Михаил Юрьевич: биография — жизнь, творчество, смерть
В.Г.Белинский
Дмитрий Пален. М. Ю. Лермонтов после валерикского боя. 1840г. Написан с натуры. Это — единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Если сопоставить количество произведений, написанных Михаилом Лермонтовым, и количество прожитых им лет, становится очевидно, что перед нами гениальная личность. Талант поэта не могли не заметить и его современники, поэтому Михаил Юрьевич обрел громкую славу еще при жизни. Но люди, жившие с ним в одно время, сталкивались также с противоречивым и весьма нелегким характером гения, а потому мнения о поэте у разных людей сложились самые противоречивые. Лермонтов ушел из жизни не понятый и не принятый до конца, встав в один ряд с одаренными уникальными людьми, которых гораздо легче любить на расстоянии.
Средневековые европейские города – образование
Ученые выделяют два фактора, которые способствовали их появлению. Первые – это перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что крестьянские хозяйства производили столько продуктов, что с легкостью могли прокормить как феодалов и духовенство, так и других людей, которым не было нужды работать на земле.
Второй фактор – высокий уровень потребности в предметах, которые производили ремесленники, а центрами развития ремесел были именно города.
Таким образом города возникали там, где было удобно не только производить ремесленную продукцию, но и продавать ее. Часто формирование средневековых городов Европы происходило на руинах римских поселений, ведь римляне строили их по строгим правилам. Один из самых ярких примеров этого – французский город Арль.
Рис. 1. Арль.
Также городские стены начинали возводиться возле реки, вокруг разросшегося феодального имения, на пересечении торговых путей или неподалеку от хорошо укрепленного монастыря.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
«Средневековый город и урбанизация»
Средневековый город представляет собой качественно новое образование по сравнению с древним. Средневековый город отличался прежде всего концентрацией неаграрного населения, именно торгового и ремесленного. Его доходы складывались не от земледельческого хозяйства, как в древности, но от ремесла и торговли.
Город только в средние века обрел полный суверенитет, самоуправление и саморегуляцию экономики, расширил права и свободы граждан, предоставляя свободу каждому. Культура средневекового города была многообразной и динамичной, в ней сталкивались разные тенденции, четко обозначались реакционные, отживающие, но цепко борющиеся за свои позиции черты и прогрессивные импульсы, с которыми было связано поступательное развитие искусства.
При всем разнообразии и пестроте городских образований в средневековой Европе возникающая в них культура отмечена определенным типологическим единством. Корни этого единства — в общности городского уклада, в котором торговля и производственные функции скоро выходят на первое место. Основной массой горожан были ремесленники и торговцы, а также слуги и некоторое число представителей свободных профессий . Приток крестьян в город, где они получали свободу и овладевали городскими ремеслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города.
Все эти разнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались. Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. Важным фактором развития городской культуры был фольклор, прежде всего фольклор деревенский. Культура средневекового города проявляла тенденцию к регламентации и каноничности.
Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Средневековые города, как один из главных жизненных нервов феодализационных процессов Западной Европы, на протяжении IX-XV вв. становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.
Конспект урока «Средневековый город. Урбанизация».
Следующая тема: «».
Развитие сельского хозяйства
в период Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян основной отраслью хозяйства, заметно продвинулось вперед.
Чередование лесных и степных пространств лесостепной зоны в широтном направлении диктовало условия для хозяйственного освоения земель. На северо-востоке Руси складывалось успешно развивающееся земледельческое хозяйство. Основным земледельческим орудием была соха, но на юге применяли плуг или рало (деревянный плуг) При пашенном земледелии резко повысилась производительность труда и появилась возможность обрабатывать обширные участки земли — поля {пашни).
Получила развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начало распространяться трехполье.
В северных районах, в зонах подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, господствовала огневая подсечная система земледелия. Применение в качестве основных орудий возделывания земли сохи и мотыги сковывало развитие земледельческого хозяйства.
В целом по стране в земледельческом производстве использовались небольшие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был выше северных районов.
Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, овес, лен, конопля, бобы, чечевица, репа, капуста. Развивались также огородничество и садоводство.
Важными отраслями хозяйства были животноводство и птицеводство, тесно связанные с земледелием. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток).
В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было «кобыл стааных 3000, а коней 1000». Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми.
Уровни сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и наборы культур Киевская Русь стояли на том же уровне, что и современных стран Западной Европы, были одинаковы.
Но как и в Западной Европе, неурожайные годы в XI-XII вв. были частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.
Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, бортничество. Но в северных районах, где земледелие не могло полностью обеспечить потребности населения, они были распространены.
Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних, но и диких животных. Пушниной взимались подати. Охотились на рысей, туров, лосей, медведей, оленей, кабанов, зайцев, соболей, куниц, горностаев, белок, песцов и др.
Летописи отмечают лесные богатства северных земель, в первую очередь Новгородской, где по старой народной легенде «оленци Мали» и «веверица (белка) млада» падают в леса с проходяших туч и «взрастають и расходятся по земли».
Определенную роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Принятие христианства с его системой постов утвердило рыбу как один из компонентов постной пищи.
Торговые площади
Город Нюрнберг на средневековой миниатюре
Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.
Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города. С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.
В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).
На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.
Горожане на миниатюре 13 века
Это интересно: 409,Поразительное искусство Среднего царства: рассказываем развернуто
Значение средневекового города
Оно просто огромно! Именно благодаря тому, что люди из деревень стали переселяться в города, способствуя тем самым их укреплению, и ускорился прогресс западноевропейской цивилизации. Постепенно крепнущие города становились центрами культуры и экономики, и те из них, которым везло, становились достаточно сильными, чтобы обеспечить защиту всем жителям. Впрочем, везло не всем, даже Париж, один их крупнейших средневековых западноевропейских городов, не избежал разграбления викингами. Точнее, не совсем разграбления – Париж был осаждён, и французский император Карл III откупился от них, выплатив огромную дань серебром.
50 интересных фактов о Максиме Горьком
20 интересных фактов о Ледовом побоище
Как бы то ни было, со временем города стали новыми очагами цивилизации, средоточием силы, денег и влияния. Конечно, из-за феодальной раздробленности в Западной Европе крупных государств в то время не существовало со времён распада империи Карла Великого, но в будущем, уже в Новое Время, централизация власти началась именно вокруг крупнейших средневековых городов, которым была уготована участь стать новыми столицами. Типичный город той эпохи развивался медленно, но, как показало время, довольно уверенно. Постепенно решающее влияние на темпы развития стала оказывать торговля. Но не сразу – поначалу многие города фактически находились на самообеспечении, и торговые связи налаживались на протяжении столетий.
Международная торговля[править | править код]
Международная торговля — древнейший вид экономической деятельности. Исследования показывают, что существуют три основные причины существования международной торговли:
- Неравное распределение природных благ — первая из причин возникновения международной торговли заключается в неравном распределении природных ресурсов, полезных ископаемых, и т.п. между различными странами и народами. Торговля помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность получения любого типа природных ресурсов, если они способны их купить;
- Существование абсолютного преимущества в производстве — возможность государства производить продукцию с наименьшими расходами, чем в других странах;
- Существование относительного преимущества в производстве — это преимущества, которые характеризуются наличием в стране уникальных условий. В данном случае идёт сопоставление величин альтернативной цены на идентичный товар в разных странах.
Можно ли отгородиться друг от друга? Отгородиться полностью страны от международного сотрудничества, торговли практический не могут, так как это не выгодно ни для кого и потребности населения не смогут полностью удовлетворяться. Например Северная Корея в силу политического строя и идеологии практический полностью отгородилась от международной торговли, при этом мы видим, что уровень жизни населения и общий уровень развития отстаёт от общемирового на большой промежуток времени. Поэтому полностью отгородиться друг от друга страны не смогут.
Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?
Основные положительные последствия глобализации:
- увеличение объемов и разнообразия товаров на мировом рынке;
- снижение себестоимости многих продуктов производства за счет технологического прогресса и возможности размещать предприятия в странах и регионах, где производство товаров обходится дешевле;
- повышение качества жизни во многих регионах мира (продолжительность жизни, уровень материнской и детской смертности, уровень грамотности населения);
- возможность плодотворного взаимодействия и оперативной взаимопомощи между разными странами и культурами;
- широкий доступ к информации, накопленной всем человечеством;
- быстрое распространение достижений технологии;
- формирование социокультурного единства человечества, развитие международного туризма, рост взаимопонимания между представителями разных наций и культур.
Основные отрицательные стороны глобализации:
- неравномерность распределения преимуществ от глобализации, что находит свое выражение в упадке некоторых отраслей и сфер деятельности в отдельных странах из-за возросшей конкуренции и ухудшения условий жизни определенной категории людей;
- уменьшение занятости в обрабатывающих отраслях отдельных стран и увеличение числа работающих в сфере услуг, где производительность труда в большинстве своем является более низкой;
- наличие угрозы для национальной экономики утечки из страны прямых или портфельных инвестиций;
- увеличение числа экономических преступлений;
- увеличение разрыва между размерами оплаты труда квалифицированных и менее квалифицированных работников, рост безработицы среди последних;
- перераспределение производства продукции в страны с низкой оплатой труда, что не всегда является желательным для экономики отдельных стран;
- ухудшение состояния окружающей среды из-за расхождений в экономических интересах и наличия различных политических целей.
Города древней Руси
Образование городов
Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» не упоминает, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В то время, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого «операционного базиса русской торговли» к Азовскому и Каспийскому морям.
Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.
Вторая ссылка Лермонтова
По решению суда Михаил Юрьевич снова был сослан на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк – теперь это были совсем другие условия, по сравнению с первой ссылкой: поэт фактически оказался на передовой Кавказской войны. Также был приказ императора не выпускать Лермонтова с первой линии. Но корнет с первых же дней показал себя вполне готовым к войне. Начальство рапортует, что Лермонтов несколько раз отличился «мужеством и хладнокровием» в бою, однако Николай I оставил эти донесения без внимания и наград поэту не выдал.
А Михаил Юрьевич их и не ждал. Все свободное время он мыслями в новых произведениях: у него один за другим рождаются стихи
Но основное свое внимание он направил на написание романа. Именно в эти месяцы рождается «Герой нашего времени»
Печорин и княжна Мери. Художник В. А. Поляков.
Сначала роман печатался в «Отечественных записках» отдельными главами, а чуть позже вышел самостоятельной книгой. Также в это время увидел свет единственный прижизненный сборник сочинений Лермонтова, в который вошло 26 стихотворений и две поэмы: «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова».
Цехи-союзы ремесленников
Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи
Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.
1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.
На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.
Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.
В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).
Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.