Презентация на тему школа и воспитание в древнем египте

Книга пророка Иезекииля

Поэт (и вообще писатель), каким его представляет европейская культура, сохраняет в себе черты колдуна и пророка. Новалис и Малларме, Блок и Элиот не раз говорили о стихах как о своего рода магии, позволяющей вступать в контакт с высшими сущностями, обретать новое зрение и пробуждать дремлющие в мире силы.

Согласно этому древнему представлению, поэт не создаёт свои стихи, но как бы извлекает их откуда-то, где они уже существовали, как бы пишет под чью-то диктовку. Не случайно говорят о вдохновении: значит, кто-то «вдохнул» в поэта способность сказать то, что он сказал. На заре литературы Гомер призывает божество, дабы обрести поэтическое слово: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». А вот как в XX столетии об этом говорит Иосиф Бродский: «То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка… не язык является его (поэта. — Прим, ред?) инструментом, а он — средством языка к продолжению своего существования». На место божества ставится язык, но понимание поэзии как связи с иным уровнем бытия сохраняется.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы – всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, — достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

§9. Военные походы фараонов

Объясните значение слов:

Бронза — сплав меди и олова.

Пехотинец — воин пешего отряда. Ведет сражение в строю или участвует в одиночных схватках. Пехотинец вооружен орудиями ближнего боя — копьем, коротким мечом или длинным кинжалом, топором. Для защиты используется щит.

Боевая колесница — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных. Экипаж боевой колесницы — возничий, управляющий лошадьми, и колесничий — воин, стреляющий из лука и метающий копья.

Дыш­ло — толстая оглобля, прикрепляемая к передней оси экипажа, повозки, колесницы при парной запряжке лошадей.

Возница — человек, управляющий лошадьми, запряженными в повозку.

Колесничий — воин, осуществляющий обстрел неприятеля с колесницы. Колесничие были вооружены луком и легкими метательными копьями.

Дротик — метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен.

Наёмное войско — вооруженное подразделение, состоящее из наемных, профессионально обученных солдат. Наемное войско вступало в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений, и не принадлежало ни к одной заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе. Наемники воевали по контракту, их услуги оплачивались нанимателем. В Древнем Египте широко использовались наемные войска, состоящие из нубийцев (начиная с позднего Древнего царства), семитов из будущей Палестины (Среднее и Новое царства), шерданов, ливийцев, в Поздний период в качестве наёмников в армию привлекались финикийцы, карийцы и греки.

Юридические источники

Источником
права в Древнем Египте изначально был обычай. С развитием государства
активизировалась законодательная деятельность фараонов. Есть информация о
происхождении кодификаций, но они до нас не дошли. Остальная информация по
египетскому законодательству очень краткая.

В
Египте существовало несколько видов собственности на землю: государственная,
храмовая, частная и коммунальная. С землей можно было вести разные виды
бизнеса: давать, продавать, завещать.

В
частную собственность также входит движимое имущество: рабы, рабочие животные,
оборудование и т.д.

Существовали
различные типы договоров — договор займа, трудовой договор, договор
купли-продажи, договор аренды земли, договор на перевозку багажа, партнерский
договор.

Предусмотрена
специальная процедура передачи земли из рук в руки, которая включает в себя
несколько соглашений, платежей, взятия во владение и актов религиозного
характера.

Семейные
отношения в Древнем Египте характеризовались довольно высоким положением женщин
в семье. Брак был заключен на имя жены и мужа. Имущество жены оставалось ее
собственностью, и передача всего семейного имущества жене также разрешалась.
Развод был бесплатным для обеих сторон. По закону, наследниками были дети обоих
полов. И муж, и жена могут составить завещание.

Древнеегипетское
уголовное право знало следующие виды преступлений: 1) государственная — измена,
заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозная — убийство
священных животных, колдовство: 3) против человека — убийство, отступление от
правил исцеления в случае смерти больного; 4) против имущества — кража, измена,
взвешивание; 5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние,
изнасилование.

Главной
целью наказания было сдерживание. Применяются различные виды телесных наказаний
и нанесения себе увечий, при этом широко распространена смертная казнь. Кроме
того, имели место случаи лишения свободы, подневольного состояния и штрафов.

Первые сведения о школьном обучении в Древнем Египте

Первые исторически подтвержденные сведения об организованном процессе образования в Древнем Египте относятся в 3-му тысячелетию до н.э.

Основной задачей школ в Древнем Египте было осуществление организованного процесса воспитания ребенка, подростка и юноши, привести их в мир взрослых. Первые школы были образованы при дворце фараона, в период Древнего царства. Образование не было доступно простым людям, его могли получить только лишь дети знатных родителей. В образовательных учреждениях Древнего Египта осуществлялась подготовка:

  • строителей,
  • врачей,
  • чиновников,
  • архитекторов.

В школах, организованных при храмах готовили будущих писцов жрецов.

Обучение начиналось с 7 лет, но родители приводили ребенка в школу в том возрасте, когда они считали, что он полностью готов к учебе. Образование было доступно для мальчиков в возрасте от 7-ми до 16-ти лет.

Замечание 1

Основные школьные предметы – это грамота, счет и письмо.

Процесс обучения письму осуществлялся с использованием тонкой тростниковой палочки, писали черной краской, каждый новый абзац начинали красной краской. Именно отсюда и прошло выражение «красная строка».

Писали на папирусе. В связи с тем, что папирус был крайне дорогим, то изначально дети практиковались в письме на полированных пластинках известняка. В зависимости от учебного предмета пластинки разграфляли в клетку или линейку.

После того как ученик овладевал письмом достаточно хорошо, ему позволяли писать на узком свитке папируса. Тексты, которые учащиеся переписывали с целью совершенствования навыков письма, подбирались так, чтобы они способствовали воспитанию будущего специалиста, например, религиозные тексты, наставления, гимны и т.д.

Папирус можно было пользоваться многократно. Перед каждым новым употреблением с него смывали то, что было написано ранее. Прежде, чем приступить к уроку письма, ученику следовало поставить в углу папируса число, месяц, год и день недели данного урока.

Учебные пособия хранились в виде свитков, которые читали, прочитанное, заучивали и переписывали. При каждой школе были организованы библиотеки, в которых хранились древние тексты.

Помимо письма большое внимание уделялось счету. Исторически подтверждено, что в Древнем Египте детей обучали решать практические задачи, такие как расчет площади, периметра, необходимой рабочей силы для выполнения работ и т.д

Немаловажным в процессе обучения было заучивание религиозных текстов, а на высших ступенях обучения большое значение придавалось изучению практических задач.

Кроме учебных предметов, в школах были предусмотрены занятия, направленные на развитие физических умений и навыков, например, плавание, гимнастические упражнения.

Для детей высшей египетской знати были организованы военные школы, которые занимались подготовкой будущих полководцев.

В школах при храмах, детям давали религиозное образование, которое предусматривало помимо прочего изучение астрономии и медицины. Детей, подготавливаемых в жрецы, учили также, как и всех детей. После того как они осваивали счет, письмо и чтение, упор в обучении смещался на изучение религиозных обрядов и догм.

В конце обучения все ученики сдавали выпускные экзамены.

Искусство Древнего Египта

Основными направлениями искусства в Древнем Египте были архитектура, скульптура, живопись, литература и музыка. Театров у египтян не существовало, они были изобретены позднее, в Древней Греции, но прообразами театральных представлений были древнеегипетские фестивали. Архитектурные достижения той эпохи мы можем увидеть своими глазами – например, знаменитые египетские пирамиды.

Древнеегипетское искусство

Основными литературными жанрами в Древнем Египте были гимны, сказки, заупокойные и поучительные тексты, а также любовные песни

Музыка также занимала важное место в культуре египтян, хоть поначалу она и была вторичной – музыканты лишь аккомпанировали певцам, но позднее она стала самостоятельным видом искусства. Особенно популярны были такие музыкальные инструменты, как арфа и флейта

igor-schpilenok-yula.jpg

Архангельская тайга, река Юла, приток Пинеги. Фото: Игорь Шпиленок В первозданном виде на данный момент сохранилось не более одной пятой российских лесов – наша страна входит в тройку мировых лидеров по скорости и масштабам их уничтожения. Каждый год из-за строительства дорог, пожаров, добычи полезных ископаемых и древесины исчезает свыше 1,5 миллионов гектаров первозданных лесов, и есть риск уже через 80 лет утратить их полностью

«В профессиональный праздник хотелось бы обратить внимание всех работников леса нашей страны на необходимость сохранения чудом уцелевших старовозрастных, а по сути, реликтовых деревьев – носителей памяти Природы и уникальной информации об изменениях климата, гарантов поддержания повышенного биоразнообразия, патриархов лесного Царства России, – отмечает Александр Чибилёв. – Русское географическое общество могло бы сыграть архиважную роль по сбережению фонда больших и старовозрастных деревьев страны»

Он председательствует на суде души в зале Истины

Древние египтяне верили, что в путешествии по подземному миру человек попадал в «Зал Маат», где его сердце измерялось на шкале напротив «пера истины» Маат. Если сердце при взвешивании оказывалось легче, чем перо, то душа соединялась со светом и истиной и продолжало свое путешествие в вечность. Однако, если оно оказывалось тяжелее, то египетская демоница Аммут проглатывала сердце и это означало конец загробной жизни человека. Тот председательствовал на суде мертвых с Осирисом в зале Истины в то время как Бог Анубис взвешивал сердце умершего человека. В Зале Тот также являлся писцом, который вел учет душ умерших и следил за белым пером истины. 

В загробной жизни Особняк Тота — это место, где души умерших отдыхали и готовились к нелегкому путешествию в рай. Они получали магические заклинания от Тота, помогавшие им бороться с демонами, стоящими на пути в подземный мир. В загробной жизни магия Тота также наделяла души заклинаниями, которые могли вернуть их из загробной жизни и воскресить. Считается, что Тот написал эти магические заклинания в различных книгах и эти книги очень надежно спрятаны.

Анубис выполняет взвешивание сердца, а Тот (справа) записывает результат.

Главные боги Египта

В период Раннего царства каждый крупный город египтян имел свой пантеон богов, именуемый эннеада. Среди верховных божеств все-таки на территории всей страны выделялось 9 основных существ.

Впервые пантеон из 9 богов был зафиксирован в Гелиополисе и относится к временам раннего Египта. Ученые полагают, что пантеон верховных богов египтян был перенят именно оттуда.

Бог Ра в Древнем Египте являлся верховным существом и олицетворял солнце. Он изображался с человеческим телом и соколиной головой, над которой располагалось изображение Солнца.

Рис. 1. Бог Амон-Ра.

В разных городах имя Ра изменялось на Амон-Ра или Хнум-Ра. Именно он создал окружающий мир и стал им управлять. Для людей это было самое счастливое время.

Его божественная сила была заложена в имени. Чтобы обрести эту силу, другие боги всеми способами пытались его узнать, но тщетно. Лишь в глубокой старости Ра раскрыл секрет своего имени и дорого за это поплатился.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Рассердившись, Ра покинул Землю и ушел на небеса, но продолжил заботиться о людях. С тех пор ежедневно на лодке Атет он движется по небосводу, а чуть выше его головы зияет золотой круг, символизирующий солнце. В полдень он меняет лодку и на другом челноке направляется в подземное царство. Там он встречается с гигантским чудовищем Апопом, олицетворяющим сумрак. Между ними случается битва и Ра всегда побеждает, но Апоп вновь возвращается на следующий день на свое место и вновь готов к схватке со светом.

Бог Осирис был правнуком Ра и выполнял обязанности правителя мира. Он вступил в брак с богиней Исидой и обучил людской род многим нужным ремеслам и умениях. Его брат, бог по имени Сет, живущий в пустыне, завидовал Осирису. Выбрав момент, Сет атаковал Осириса и умертвил брата, а тело разделил на 14 кусков и разбросал по миру. Вскоре части Осириса были найдены Исидой, собраны вместе и в подземном царстве собраны в мумию, ставшую первой в истории Египте.

Рис. 2. Бог Осирис.

Исида была очень популярна в Египте за счет того, что являлась богиней плодородия и материнства. Она родила от Осириса Гора – бога, правившего последним в Египте до фараонов. Гор изображался древними художниками с головой сокола и телом человека. Он решил отомстить за отца и вызвал Сета на бой, в котором одержал над ним верх, а затем изгнал побежденного в пустыню. Гор сумел оживить своего родителя, отдав за его воскрешение свой левый глаз. С тех пор Осирис – правитель загробного мира.

Кроме Осириса, Сет приходился братом Исиде и Нефтиде, которую взял себе в жены. Сет являлся богом пустынных бурь, войны и хаоса. Он являлся воплощением зла и представлялся в виде человека с головой осла.

Египтяне почитали Нефтиду как богиню творения, пронизывающего пространство и время, всего того, что нельзя почувствовать на ощупь или увидеть.

Философия в Древнем Египте

Факт #1. В Египте философская мысль зародилась одной из первых на земле.

Факт #2. Мифология и космогония – вот основание философии. Мир делился на загробный и земной. В земном мире главную роль играл земледельческий и погребальный культы. Однако рабовладельческий строй, острые социальные конфликты привели к появлению скептически настроенных философов.

Факт #3. «Песнь арфиста» говорит о том, что из мира мертвых еще никто не возвращался.

Песнь арфиста

Факт #4. «Беседа разочарованного со своим духом» прямо указывает на несправедливость общественного строя, сомнительность существования загробной жизни.

Факт #4. «Поучения Птаххотепа» представляют собой наставления отца своему сыну. Он учит его честности, сдержанности, поощряет тягу к знаниям и добрым отношениям в семье. Эта философская работа была широко известна египтянам со школьной скамьи.

Эпитеты к слову «образование»

Среднее, высшее, оконченное, хорошее, отличное, законченное, незаконченное, профессиональное, государственное, платное, бесплатное, художественное, музыкальное, полученное, престижное, специальное, никудышнее, поверхностное, ускоренное, начальное, школьное, обязательное, интенсивное, систематическое, первичное, многолетнее, специализированное, дошкольное, очное, заочное, индивидуальное, групповое, дистанционное, целенаправленное, наглядное, дополнительное, полноценное, теоретическое, формальное, элементарное, традиционное, университетское, длительное, самостоятельное, качественное, успешное, последующее, повторное, всеобщее, результативное, необходимое, минимальное, духовное, социальное, значимое, серьёзное, современное, особое, реальное, основное, прилежное, усердное.

Ответы к §12. Письменность и знания древних египтян

Объясните значение слов:

Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.

Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.

Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.

История

Государство пережило три основных периода — Древнее, Среднее и Новое царство. За это время в сменилось 30 династий фараонов.

Древнее царство — это первый этап истории. В это время укрепляется государство, захватываются ближайшие земли. Фараонам начинают поклоняться и называть их «Сынами солнца». Для них строят величественные пирамиды, в которых хранятся мумии умершего, оружие и несметные богатства.

Среднее царство — следующий период. Среди египтян начинаются восстания рабов и простолюдинов. Это ослабило государство, чем и воспользовались азиатские племена. Они начали нападать, но воины Египта смогли изгнать их со своей территории и извлечь из атак пользу. Благодаря этим боям египтяне познакомились с новым оружием и колесницами и тоже стали ими пользоваться.

Новое царство — последний этап существования цивилизации. В это время она переживает свой расцвет. Появляется много памятников культуры, происходит несколько успешных военных наступлений, и границы Египта расширяются. Но войны были удачными не бесконечно. В кон-концов из-за проигранных боёв страна ослабляется и становится лёгкой добычей. Многочисленные армии захватывают территорию древнего Египта. Так заканчивается история великой цивилизации.

igor-schpilenok.jpg


Двинско-Пинежский таежный массив, вырубка. Фото: Игорь Шпиленок В 2016 году жители Приморья пострадали от жестокого наводнения, виной чему послужила хищническая заготовка древесины в объёмах, превышающих допустимые в два, а то и в четыре раза. В итоге, деревьев, укрепляющих почву и склоны, попросту не хватило – вода стала уходить в реки куда быстрее, чем могла бы, задерживай её более плотные насаждения. Это и привело к катастрофе.

В такой сложной экосистеме, как лес, всё взаимосвязано: пострадали от пожаров и вырубок кедрово-широколиственные леса – стало мало желудей и орехов – не хватило пищи копытным, которые начали гибнуть от голода, – в результате не на кого охотиться тиграм. Голодают гималайские медведи, будучи истощенными, не залегают в спячку или просыпаются слишком рано, погибают. Страдают сотни видов бактерий, мхов и лишайников, которые очищают воздух от вредных выбросов, связывают CO2, и оказывают, тем самым, влияние на глобальное потепление. Чем меньше их становится, тем сильнее нарушается природный баланс.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

Ремесленниками называют людей, обладающих определёнными навыками (ремеслом), производящих изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда. Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

Объясните значение слов:

Вельможа — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. В Древнем Египте вельможи составляли приближенное к фараону сословие советников и военачальников.

Писец — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике и грамоте письма. Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов, сборщиков налогов и других административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Налог — обязательный и безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти, в целях обеспечения деятельности государства и органов управления. В Древнем Египте сбором налогов занимались специальные административные работники — писцы.

Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.

Шадуф — древнейшая форма колодца-журавля, известного со времён Древнего царства (3460 — 2000 года до н. э.), когда их начали использовать древние египтяне для орошения полей. На одном конце балки — кожаная ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из известняковой глыбы или камней.

Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Амулет — предмет, которому приписываются магические силы, и который должен принести счастье или уберечь от потерь.

Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения

Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения гераклеопольского царя» XIII в. до н. э. писал: «Следуй отцам твоим, предкам твоим». Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие 0 пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице». Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников.

Флора и фауна

Практически вся растительность сосредоточена в дельте Нила, нильской долине и оазисах. Наиболее распространенное дерево — финиковая пальма. Среди других растений: сикомор, тамариск, акация, кипарис, мимоза, миртовое дерево. Папирус, ранее росший в большинстве мест, теперь остался только на юге. Из-за засушливого климата животных в Египте немного.

В пустынях обитают газель, пустынная лисица, гиена, шакал, дикий осел, кабан, тушканчик, египетский мангуст. В древности в Ниле водилось большое количество крокодилов и гиппопотамов, теперь они обитают в верховьях Нила. Среди рептилий несколько видов ящериц и ядовитых змей, в том числе рогатая гадюка и кобра. В Египте, в основном в дельте Нила, обитает около 300 видов птиц, в том числе пеликан, фламинго, цапля, нектарница, иволга, эгретка, сокол, орел, стервятник. Большое количество насекомых, а в пустынных регионах — скорпионов. В Ниле и озерах региона дельты обитает около 100 видов рыб.

К.Г. Паустовский «Великий сказочник»

О положительном воздействии чтения на человека писал и К.Г. Паустовский. В произведении «Великий сказочник» рассказывается о том, как на повествователя огромное влияние оказали сказки Г.Х. Андерсена, которые он читал накануне нового века. В тот момент мальчику было все равно и на новогоднюю елку, и на сам праздник. Главным было чтение отличной книги. Спустя годы рассказчик понял, что сказки, которые он читал, научили его добру, милосердию и любви. Герой благодарит великого сказочника Г.Х. Андерсена за то, что он научил всегда верить в добро. К.Г. Паустовский продемонстрировал, как книга способна воздействовать на человека, способствовать его развитию, формированию нравственных качеств, которые позволяют в дальнейшем жить в соответствии с принципами чести и достоинства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: