Храм святой софии в константинополе

Где он находится

Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса — это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом

Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Мелхиседек (1771 — 1774)
  • …..
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)

    Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )

  • Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)

    Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)

  • Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)
    • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
    • Василий Розов (2 сентября 1886 — 30 декабря 1890)
    • Александр Браиловский
  • Александр Браиловский
  • Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Как зарегистрироваться и пройти Культурный марафон на Яндекс.Учебнике?

  • Педагог. Заполните данные в форме регистрации. После регистрации будут доступны ссылки для прохождения тестов, которые можно передавать ученикам.
  • Родитель. Заполните данные в форме регистрации. После регистрации можно добавить детей в личном кабинете.
  • Ученик. Можно зарегистрироваться по специальной ссылке от педагога. Зарегистрировать вас также может ответственный взрослый в своём личном кабинете. Для этого надо ответить на несколько вопросов и войти в аккаунт Яндекс, далее выбрать сложность теста, чтобы приступить к заданиям.

Тест разделяется на три возрастные категории по сложности:

  1. 7-9 лет
  2. 10-13 лет
  3. 14+ лет

Кроме Культурного марафона программа включает несколько проектов-спутников по теме марафона (будут доступны позже, после того, как вы пройдёте интерактивный тест Культурного марафона — 2022).

  • Мастер-класс с разработчиком. Создайте свой уникальный аватар в Роблокс
  • Особый повод. Соберите датасет нарядной одежды
  • Уроки моды. История, культура и технологии
  • Конкурс «Винтажный look». Придумайте новые образы на основе семейных фотографий

В 2022 году у участников Культурного марафона есть шанс выиграть ценные призы:

  • Яндекс Станция Лайт. Яркая и компактная умная колонка, которая управляется голосом и сенсорными кнопками
  • Подписка Плюс Мульти. Доступ к фильмам и сериалам на Кинопоиске, музыке и подкастам на Яндекс Музыке
  • Виртуальная вечеринка в Роблокс. Уникальное мероприятие в виртуальном офисе Яндекса

Результаты розыгрыша будут объявлены до 20 декабря 2022 года.

Архитектурные особенности

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

«Идущий к реке» — начало

Настоящее имя Сержа Дур-Дачника — Сергей Симаков. Сам он , что родился в семье инженеров на Кубани и с самого детства «увлекался информацией»: «Мне были интересны биологические аспекты — жизнь динозавров, пауки, и молекулы, и как устроено всё, формулы, цифры, энциклопедию с удовольствием читал… В садик ходил, был ребёнком вполне себе здоровым, прогрессивным, кои нарождаются и в авангарде становятся».

По словам Симакова, он рос среди взрослых людей с большим жизненным опытом, и это выделило его среди сверстников. В интервью изданию «Такие дела» блогер отметил, что с восьми лет просто перестал общаться с одноклассниками, посвятив себя саморазвитию — и так «через уединение и познание вышел на след бесконечно-вечного».

Симаков окончил школу с отличием, учился в Кубанском государственном технологическом университете, служил в армии. В 2012 году он завёл YouTube, взяв псевдоним Серж Дур-Дачник: Серж — сокращение от «Сергей», Дур — от «дурак», дачник — любимое хобби. Но вместо философских монологов Дур-Дачник записывал странные ролики в полуголом виде.

В 2013 году авторы канала Nemagia сняли обзор на видео Симакова под названием «Чокнутый качок». Сергей не отрицал, что хотел показаться зрителям немного безумным, называя свой образ «импульсивным, эпатажным, экстравагантным и, будем так говорить, вызывающим». По его словам, так и было задумано.

После ещё нескольких обзоров на «чокнутого качка» про Дур-Дачника забыли, но тот не перестал снимать видео для канала. В сентябре 2015 года появился ролик «Идущий к реке», который и увековечил блогера в истории рунета. На видео Симаков идёт по станице Марьинской: «Там очень хороший берег между полей, всё туда уходит. Я люблю гулять по полям — можно далеко идти, людей мало. Я балдею от открытых просторов и полевых уединений. Кричи — не хочу, скачи конём».

Но Дур-Дачник не кричал и не скакал конём, а вёл философские беседы с самим собой. Он рассказывал, как «преисполнился в своём познании» и прожил на Земле 5 миллиардов лет, а до этого — ещё триллионы лет на похожих планетах.

Видео достаточно сложно описать без цитирования всего текста — полностью его можно прочитать в качестве копипасты на других сайтах. У Дур-Дачника получилась причудливая смесь из рассуждений о вечном, пожеланий «на лучших самолётах летать и кончать прямо с иллюминатора» и фраз вроде «тачки-срачки» и «пи***й-бороздуй». Но без сторонней помощи монолог вряд ли бы стал настолько культовым.

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

Что посмотреть рядом

Голубая мечеть

Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.

Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой — султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.

А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.

Площадь Ипподром

Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега — одно из основных развлечений древнего мира — требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.

После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.

Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу

Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».

Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.

Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.

Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.

Цистерна базилика

Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.

Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.

В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.

Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Вариант 2

Все люди равны. Не зря чувство собственного превосходства считается грехом во всех религиях. Однако не каждый помнит об этом, начинает считать себя лучше других. А в результате появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же это может привести? В поисках ответа на этот вопрос, хотелось бы обратиться к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Главный герой романа считал себя лучше других, он ни во что не ставил чужую жизнь и с лёгкостью рушил судьбы. В своём дневнике он признался, что относится к радостям и страданиям других людей, как к пище, которая поддерживает его жизненные силы. Появляясь в жизни окружающих, Печорин думает только о себе. Такое чувство, что он испытывает судьбу, проверяя рамки дозволенного. Он говорил, что давно думает головой, а не сердцем. Получается, что все его ужасные поступки совершены обдуманно, умышленно. Их нельзя списать на чувственный порыв или вспышку ненависти, и это делает главного героя ещё более бездушным.

Печорин стал таким не по своей воле: его искренность и открытость были встречены враждебно, общество заставило юношу стать злым и закрытым. Но это не оправдывает его чувство собственного превосходства над остальными. Разве можно грубо вмешиваться в чужую жизнь, только потому, что считаешь себя лучше других? Разумеется, нет. Поэтому М.Ю. Лермонтов делает своего персонажа «лишним» человеком, которому нет в этом мире места. Печорин обречён на одиночество, ему не суждено познать вкус жизни. Судьба уже и так наказала его, подвергнув вечной скуке и разочарованию. В жизни главного героя не было никакого смысла, он не смог реализовать себя, потому что не соответствовал своему времени.

Другим примером человека, считающего себя лучше остальных, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – необыкновенная личность. Он человек дела, а не слова. Евгений действительно верит в свои идеалы и правоту собственных убеждений, он искренне ненавидит всех аристократов и резко негативно выступает против дворянских устоев. Его можно было бы отнести к великим борцам за благо народа, если бы не излишняя категоричности и чрезмерная увлечённость философией нигилизма.

Базаров упростил сложный духовный мир человека до физиологических процессов, он отрицал не только сословные разделения, а и чувства, искусство, веру. Главный герой признавал только то, что можно потрогать, то, что приносит реальную пользу. Всё остальное было придумано для того, чтобы запутать человека, сбить с истинного пути. По его мнению, во всём этом виновато само общество: те, кто навязывает свои мысли, и те, кто беспрекословно подчиняется мнению окружающих. Однако Базаров, мечтая стать народным героем, сам не замечает, как от него отрывается. Он считал себя лучше остальных, а свою точку зрения – единственно правильной. Желая помочь народу, он не принимает в учёт его духовность, неуважительно относится к его традициям и истории. Собираясь разрушить и освободить место для строительства новой жизни, он пытается перечеркнуть жизненный опыт всего человечества, бережно хранимый на протяжении многих веков.

Всё несовершенство теории главного героя заключалось в том, что он только себя считал достойным человеком, а остальных презирал за их несовершенство и недалёкость в суждениях. Нельзя создать светлое будущее для тех, кого не уважаешь. Базаров не мог воспитать себя самого, что уже говорить обо всём мире. Смерть стала итогом его конфликта с обществом, образовавшегося на почве непомерной гордыни. У человека без прошлого не может быть будущего, поэтому судьба главного героя романа И.С. Тургенева была предрешена с самого начала.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человеку необходимо чувство собственного достоинства, но важно научиться отличать его от тщеславия и высокомерия. Желание возвыситься над остальными людьми не приведёт ни к чему хорошему

Подобное стремление разрушает жизнь, лишает её радости и счастья. Невозможно жить в согласии с окружающим миром, считая себя лучше других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: