Добро
Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.
Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.
Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.
С чего начинать?
Для того чтобы написать сочинение на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», необходимо разобраться в особенностях русской литературы начала двадцатого столетия. И прежде всего с основными определениями. Точно назвать временные рамки сложно. На этот счет у литературоведов нет единого мнения. Одни полагают, что Серебряный век завершился в год гибели Гумилева — яркого представителя поэзии XX века. Другие связывают конец этого периода со смертью Маяковского.
Школьная программа предполагает выполнение письменной работы на одну из заданных тем. Она может быть посвящена любому поэту, жившему в первой трети прошлого столетия. Один из вариантов — сочинение на тему «Мой любимый поэт Серебряного века — Есенин». Расцвет творчества Есенина пришелся на 1915-1925 гг. Согласно мнению некоторых литературоведов, Серебряный век завершился с началом Первой мировой войны. Тем не менее именно творчеству Есенина, который так ярко выделялся на фоне остальных своих коллег, нередко посвящают творческие задания школьники.
Акмеизм в начале 20 века
Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Духовный аспект социальной работы
В каждом обществе существует своя система ценностей. Социальная работа существует в человеческом сообществе в форме помощи и взаимопомощи с незапамятных времен, основываясь на универсальных духовных ценностях. В основе любой профессиональной деятельности лежит необходимость реализации определенных ценностей. Этот факт не зависит от того, насколько люди, занимающиеся той или иной профессией, осведомлены об основных ценностях этой профессии. Однако степень понимания ими ценностного значения профессии во многом определяет их отношение как к непосредственно выполняемой работе, так и к профессии в целом. Понимание и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает в понимании места и роли профессии в обществе, в человеческой деятельности, в социальном, научном и техническом прогрессе и в определенной степени определяет ее.
Социальная работа — один из тех редких видов профессиональной деятельности, в котором личные качества специалиста во многом определяют успех работы. Социальная работа имеет моральную основу. Она может выражаться в различных формах, но в первую очередь это гуманизм, человечность и сострадание. А социальный работник должен обладать чувством сострадания, быть открытым к человеку, которому он пытается помочь, не управлять, а вести за собой, быть более терпеливым и настойчивым, чем его клиент.
Сегодня неотъемлемым признаком профессиональной компетентности социального работника является умение соотносить имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Таким образом, не применяя знания, навыки и умения на практике, социальному работнику нельзя доверять выполнение его профессиональных обязанностей, а не обладая духовными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов. А духовность как отличительная черта личности — это именно совокупность ее качеств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере. Поэтому в процессе обучения социальный работник не только постигает основы и тонкости профессии, но и формирует себя как личность, формирует духовные ценности. Социальная работа как определенный вид профессиональной социальной деятельности имеет ряд специфических характеристик, обусловленных как ее внутренними, так и внешними факторами. В этом контексте социальная работа требует особой, помимо нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения профессионала и предъявляет высокие требования к его личности.
Как с точки зрения социальной работы (работы с людьми), так и для развития системы ценностей самих социальных работников чрезвычайно важно учитывать духовный мир, ценности, философию, этику, а также стремления и идеалы людей, с которыми работают социальные работники. В настоящее время большинство социальных работников работают в государственных и других официальных учреждениях
Однако они не являются — и в этом особенность положения этих групп — только исполнителями «приказов сверху», профессионалов отличает особая нравственная позиция и обладание знаниями, на основе которых они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения.
Взяв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники несут наивысшую степень ответственности перед клиентом и способствуют желательным изменениям в социальной политике и практике. Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации государственной социальной политики, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Основываясь на гуманизме и морали, социальный работник руководствуется системой основных ценностей — благополучие людей, социальная справедливость и достоинство личности. Из этого следует, что специалисты по социальной работе должны развивать и саморазвивать духовно-нравственные качества человека и его культуры.
Сочинение по поэзии 20 века
Cочинение-эссе
Природа играет важную роль в поэзии, и авторы это понимают, поэтому описывают её как сказку.
«Летний вечер» — это спокойное и тихое по своей натуре произведение, но в нём присутствует и тревога. Автор изображает, как приходит ночь. Тишина, уходит дневная суетность. Здесь не остаётся места заботам, печалям повседневной жизни. Поэт призывает умчаться на коне в эту тишину «навстречу ночи и луне!». В пейзажной зарисовке С. А. Есенина «Пороша» описывается приход зимы: всё, окутанное белым снегом, мило спит прелестным, безмятежным сном, очутившись в прекрасной сказке:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Удивительно тонко А. Ахматова, практически не писавшая стихов о природе, сумела предать всю легкость ощущений, которые появляются в природе и душе человека с приходом весны. Весна – это обновление, победа над сном, появление чего-то нового, неожиданного:
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым.
Глубокой высокой духовностью проникнуто стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей». Для него звезда-это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. А для других это что-то недосягаемое, то, до чего невозможно достать. Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни, льёт духовный свет, столь необходимый всему человечеству, делая жизнь людей осмысленней и желанней:
Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…
Читая стихи о природе, невольно слышишь дивную музыку мироздания и ощущаешь созвучие её мелодии с душой поэта.
Вероника Сукач
Реализм в начале 20 века
Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Культовое искусство виртуоза
Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.
Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.
Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.
Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.
Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.
Краткая биография Баха
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор, создавший более 1000 произведений. Это кантаты, мессы, хоралы, а также музыка для инструментов и оркестров. Иоганн Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе в Германии. Его отец — скрипач и дирижер. Мальчик был восьмым ребенком в семье.
В 9-летнем возрасте у Иоганна умерла мать, а через год и отец. Мальчика воспитывал старший брат, работавший органистом. Иоганн обучался в гимназии. Брат научил мальчика играть на клавире и органе. В раннем возрасте Иоганн познакомился с произведениями Фробергера, Пахельбеля.
В юношеском возрасте Бах обучался в вокальной школе Святого Михаила, расположенной в Люнебурге. В это время он побывал в Гамбурге, Целле, Любеке. В школе Иоганн получил хорошие знания по истории, латыни, богословию. Он создал свои первые произведения.
В 1703 году Бах завершил обучение в вокальной школе. Сначала он работал придворным музыкантом у герцога. Потом Иоганн стал органистом в церкви Святого Бонифация в Арнштадте. В это время молодой композитор создал много произведений. За публикацию кантаты «Господь — мой царь» композитору дали хорошее вознаграждение.
В 1706 году Бах переехал в Мюльхаузен. Здесь он работал органистом в церкви Святого Власия. В 1707 году Иоганн сделал предложение руки и сердца своей троюродной сестре Марии Барбаре. В семье появилось семеро детей. Трое умерли в раннем возрасте, а двое пошли по стопам отца.
В 1708-1717 годах семья композитора проживала в Веймаре. Бах нашел новую работу — придворным органистом и устроителем концертов. В это время он писал клавирные и оркестровые произведения. Композитор начал работать над «Органной книжечкой». Это сборник, состоящий из 46 хоральных прелюдий.
В 1717 году Бах решил найти новую работу. Герцог не хотел его отпускать и даже арестовал. Вскоре герцог отпустил Баха и изъявил ему немилость. В этом же году композитора приняли на должность капельмейстера. Князь Леопольд Ангальт-Кетенский высоко ценил талант композитора, но ему не нравилась утонченная музыка на богослужениях. Поэтому композитор создавал светские произведения.
Летом 1720 года Бах вместе с князем находился в Карлсбаде. После возвращения в Кетен он узнал о смерти жены. В связи с этим событием композитор создал партиту ре минор для скрипки соло. В 1721 году Бах женился на Анне Магдалене Вильке, одаренной немецкой певице. Ей было всего 20 лет. В браке появилось 13 детей. Семь из них умерли в детстве.
В 1723-1750 годах Бах работал в Лейпциге. Он был кантором хора Святого Фомы, учителем в школе при церкви. В это время композитор создал цикл кантат на евангельские тексты, несколько вокальных многоголосных произведений. В 1747 году Иоганн пообщался с королем Фридрихом II. Тот попросил его что-то сочинить. Композитор исполнил трехголосную фугу. Впоследствии он сочинил цикл «Музыкальное приношение». Другим крупным циклом является «Искусство фуги», которое было опубликовано сыновьями Баха.
В последние годы жизни у композитора ухудшилось зрение. Офтальмолог Джон Тейлор дважды проводил операции, но безуспешно. Композитор остался слепым. 18 июля композитор прозрел на короткое время. После этого у него случился удар.
Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля 1750 года в Лейпциге. Его похоронили на кладбище, расположенном возле церкви Святого Иоанна. Могила композитора затерялась. При расширении церкви строители нашли останки Баха. Их перезахоронили. Когда церковь разрушилась во время войны, прах композитора перенесли в церковь Святого Фомы. В 1950 году установили бронзовую надгробную плиту.
Образование
В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.
Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.
Произведения Баха для детей
Огромную роль оказывают произведения Баха на развитие художественного вкуса у детей. Многоголосие композитора является хорошей практикой для работы над музыкальным слухом. Особенность его произведений в том, что они доступны к исполнению детьми разных возрастов.
К наиболее известным произведениям Баха для детей относят:
- «Аве Мария»;
- «Менуэт»;
- «Сюита для виолончели»;
- «Воздух»;
- «Шутка»;
- «Любимому малышу».
Большая часть детских пьес композитора – это адаптированные произведения для детского хора «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Дети младших классов могут исполнять их без особого труда. Бах выпустил две таких тетради. Один из биографов композитора считал, что его метод обучения идеальный, поскольку в нем прослеживается поэтапное продвижение от легкого к трудному.
Духовная жизнь общества – философия
Человечество во все века воспринимает духовность как ключевой критерий выбора жизненного пути. К ее основным принципам относятся:
- Многогранность. Нельзя охарактеризовать понятие однобоко – оно обладает всеобъемлющим характером, проявляется во всех сферах жизни;
- Субъективность. Нравственность, духовность являются интимными, внутренними аспектами каждого индивида;
- Идеальность. Человек воспринимает каждое событие или явление как чистое. Он освобождает его от пространственных, временных, предметных или материальных критериев, свойственных бытию.
В философии духовная жизнь является идеальным, субъективным миром индивида, она имеет высокий приоритет при выборе между материальным и объективным. К ней не относятся моральные, правовые, политические устои. Воспитание, образование, искусство относятся к духовной сфере. Производственные функции духовной жизни:
- Совершенствуется экономическая, социальная, политическая сферы жизни на основе ценностных ориентиров;
- Генерируются фундаментальные, прикладные идеи, играющие ключевую роль в развитии общества в целом, каждого человека конкретно;
- Зарождается внутреннее побуждение создавать ценности, творить, изучать;
- Формируется общественное мнение, производятся и распространяются знания. Здесь духовность тесно связана с идеологическим, политическим аспектами;
- Распространяются идеи, знания, информация, порождающая совершенствование человечества.
Духовные потребности и источники их насыщения
В центре экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями с другими членами общества, природой, материальными и другими ресурсами. Удовлетворение потребностей является целью всей человеческой деятельности. Он работает, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, отдыхом и развлечениями. Рыночный механизм и свободная экономика позволяют удовлетворить все потребности человека наилучшим образом. Каждое живое существо на земле, будь то растение или животное, живет или существует полноценно только при соблюдении определенных условий. Эти условия создают консенсус, который воспринимается как удовлетворение, так что можно говорить о пределе потребления, состоянии всех людей, при котором их потребности максимально удовлетворены. Много миллионов лет назад, во время существования человека, предел потребления начал расширяться. Но все же у него был физиологический характер. В ходе эволюции этот предел вышел за рамки чисто физиологической потребности. И в наше время потребность в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальна, и занятость на рынке труда, развитие крупного и малого бизнеса зависят от этого. Удовлетворение потребностей является целью всей человеческой деятельности. Он работает, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, отдыхом и развлечениями. Человек без потребностей — это мертвый человек. Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, упростив понимание разницы между высшими и низшими потребностями (вторичными и первичными). Во многих научных источниках это различие определяется как концепция автоматического понимания, то есть даются две категории, различие между которыми человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем разница между ними? Эти понятия отличаются тем, что отличает человека от животного, а именно разумом. При рождении у человека есть только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или несколько лет социализации, и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное существо. Одним из важнейших признаков этого изменения является появление на определенном этапе более высоких потребностей. Товары нужны для удовлетворения потребностей. Соответственно, экономические потребности — это те потребности, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами, потребности — это та часть человеческих желаний, которая требует производства, распределения, обмена и потребления товаров. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности или нужды, которую он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека прилагать определенные усилия, то есть выполнять продуктивную деятельность.
Идеологизация советской культуры
С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.
Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.
Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима
В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.
Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.
Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.
С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.
Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.
Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.
Популярные темы сообщений
-
Творчество Кира Булычёва
Игорь Всеволодович Можейко, известный читателю как Кир Булычев, родился в Москве 18 октября 1934 года в семье юриста Всеволода Николаевича и Марии Михайловны. С самого детства он был очень веселым
-
Природные источники углеводородов
Практически каждый день люди используют лекарства, лакокрасочные изделия, синтетические моющие средства, изделия из пластмассы — это как раз и есть те органические вещества, которые произведены путем синтезирования из углеводородов.
-
Чума
Что же такое чума? Это инфекционное заболевание, вследствие которого происходит поражение внутренних органов и лимфоузел. Так же сопровождается лихорадкой.
-
Любовная лирика Есенина
В творчестве Сергея Есенина можно выделить несколько ключевых тем: любовь к Родине и природе, крестьянский быт, о животных и любовная лирика.
-
Сова болотная
Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,
↑ Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими элементами как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
Общественное сознание — совокупность действующих факторов и процессов, определяющих мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы. Общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. В определенном смысле можно говорить, что общественное сознание является продуктом той или иной культуры. Общественное сознание включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Итак, все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом, общество не смогло бы нормально функционировать без какой-либо одной. Упадок в какой-либо одной сфере может привести к упадку всего общества.
Все сферы находятся в постоянном взаимодействии и оказывают воздействие друг на друга. Примером этого является принятие какого-либо закона. Например, закон о понижении налогов. Процесс составления и принятия закона отражает деятельность политической сферы, в первую очередь это отразится на увеличении производства и уменьшении стоимости товаров, что отражает экономическую сферу. Возрастут карьерные возможности людей, их благополучие — социальная сфера. С увеличением доходов возрастет интерес к культурным ценностям, религии, искусству — духовная сфера.
И наконец, все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга. Так, например, развитие хозяйственной отрасли страны (экономическая сфера) невозможно без четкого управления (политическая сфера) или мирные взаимоотношения народов (социальная сфера) невозможны без определенных религиозных, культурных и нравственных убеждений (духовная сфера).
Искусство
Искусство – это духовная самореализация человека посредством чувственно-выразительных аспектов – рисунка, звука, письма, света и т. д.
Искусство помогает каждому человеку почувствовать прекрасное, делает его духовно богаче, дарит энергию и приносит смысл жизни. Если бы не было искусства, то мы бы жили только теми вещами, которые нас окружают (обыденными), и не было бы возможности расти, прогрессировать.
Человек, который связан с искусством – наполнен энергией и сам способен творить окружающую реальность. Чаще всего творец начинает искать свой собственный смысл, прежде не встречавшийся среди людей.
Основные жанры
Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:
- Кантаты и оратории.
- Пассионы и мессы.
- Прелюдии и фуги.
- Хоральные обработки.
- Танцевальные сюиты и концерты.
Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является «Хроматическая фантазия ре-минор». Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха «обошло стороной» оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени
Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль
«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия
Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.
Игумен Агафангел (Белых)
Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.
Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?
В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.
В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.
Живопись и скульптура
В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм, который выражал принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др.). Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин («Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге»). Большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», В. М. Васнецов — «С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Витязь на распутье», «Богатыри»). Мастером однофигурных жанровых композиций был Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Курсистка», портрет актрисы П. А. Стрепетовой). В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи («Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой»). К концу XIX в. в изобразительном искусстве появились новые направления. Новая эстетика пейзажа представлена пейзажами И. И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь» и лирическими пейзажами А. К. Саврасова «Грачи прилетели», «Проселок». Особое место занимают пейзажи А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», в которых необычайные световые эффекты придавали полотнам некоторую театральность. Портреты кисти В. А. Серова («Девочка с персиками», портреты М. Ермоловой, К. Коровина) и пейзажи И. И. Левитана («Березовая роща», «Озеро») были созвучны французской школе импрессионизма. Самым ярким представителем русского импрессионизма был К. А. Коровин («Париж», «Сирень», «Цветы»). Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами: М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев («Купчиха»), И. Л. Билибин и др.
Творчество Н. К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гости», «Никола»).
На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к объединению вокруг журнала «Мир искусства» группы художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, Н. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры
Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох, популяризации западноевропейского искусства. Развивается историко‑бытовой жанр (А
П. Рябушкин — «Русские женщины», «Едут»).
В начале XX в. возник «русский авангард» (К. С. Малевич, P. P. Фальк, М. З. Шагал и др.), проповедовавший искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Это было предшествием абстракционизма и оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916) обратились к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма.
В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве A. M. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве), М. М. Антокольского (галерея скульптурных портретов и исторических деятелей России — «Иван Грозный», «Нестор‑летописец», «Ермак», «Петр I»), М. О. Микешина (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Обновление художественно‑образной системы связано с влиянием импрессионизма (П. П. Трубецкой — памятник Александру II в Петербурге, 1909). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина («Сидящий человек», «Изергиль») и С. Т. Коненков («Самсон, разрывающий узы», «Стрибог», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.
Сфера духовной культуры
Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.
- Мораль в обществознании — это система нравственных ценностей и норм, во многом определяющих поведение человека. Она вырабатывается обществом на протяжении длительного времени. Говоря простым языком, к ней относятся представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, справедливости и несправедливости. От того, какую роль эти категории выполняют в социуме, зависят нормы поведения. Они не имеют выражения в официальных документах, но часто являются ориентирами в жизни человека.
- Образование — элемент духовной культуры, целью которого является передача имеющихся знаний и накопленного опыта последующим поколениям. От его уровня зависит состояние общества: образованные люди способны оценивать и анализировать окружающий мир и себя, планировать пути развития.
- Наука — область духовной культуры, задачей которого является систематизация имеющихся знаний, формирование научной картины мира, открытие нового.
- Философия как элемент духовной культуры является особой системой взглядов на действительность. Она определяет, что входит в понятие рационального познания, что такое мир и бытие, каково место человека в нём.
- Религия — система представлений, в основе которой лежит вера в существование высших сил, обладающих сверхъестественными свойствами. С этой позиции она объясняет, что такое Вселенная, как она устроена, каким законам подчиняется жизнь человека.
- Искусство — область культуры, основанная на творческом осмыслении действительности, выражении взглядов автора в образах. Существуют различные виды искусства: живопись, архитектура, художественная литература, музыка, театр, скульптура.
Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.