«Все знают»
Ценные соображения о том, что седьмого декабря 1941 года японцы в Пёрл-Харборе бомбили совсем не то, что нужно, с удручающим постоянством всплывают в любом обсуждении, посвящённом этой теме. Причём их авторов сложно в чём-то винить — они ведь не сами это придумали, а почерпнули из многочисленных статей и книг, в том числе написанных и вполне авторитетными людьми.
С. Э. Морисон «Восходящее солнце на Тихом океане»
Г. У. Прандж «На рассвете, когда мы спали»
Одним из первых, кто двинул этот тезис в массы, был американский историк Самуэль Морисон. В вышедшем ещё в 1948 году третьем томе монументальной 15-томной работы «Военно-морские операции США во Второй мировой войне» он написал: «Во всей истории войн нет другой операции, которая оказалась бы столь фатальной для агрессора. При ударе по Пёрл-Харбору японцы ошибочно сосредоточились на кораблях, а не на береговых сооружениях и нефтехранилищах».
Ему вторил и небезызвестный певец «стратегии непрямых действий» Бэзил Лиддел Гарт, а Гордон Прандж в своём классическом исследовании о Пёрл-Харборе высказался ещё более цветисто: «Не воспользовавшись шоком, замешательством и смятением на Оаху, не превратив в пыль базу Пёрл-Харбор, не уничтожив имевшиеся там громадные запасы топлива, Япония совершила первую и, вероятно, самую большую стратегическую ошибку во всей войне на Тихом океане».
Затем всё это перекочевало в популярную литературу, документальные фильмы и прочее. Словом, превратилось практически в аксиому — в нечто такое, что «все знают» и, следовательно, совершенно бездумно повторяют. Но попробуем подойти к данному тезису более критично.
Труба пониже, дым пожиже
Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».
Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.
Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»
А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.
Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.
Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.
Атака
Википедия довольно детально рассказывает об атаке на Перл-Харбор во время Второй мировой войны. Можно посмотреть фотографии всех шести авианосцев и множество истребителей, пилотируемых лётчиками высшего класса. В операции, суть которой наверняка не совсем осознавали, участвовали тысячи человек. При этом 7 декабря все как один готовы были погибать за своего императора.
В полшестого утра с крейсеров «Тонэ» и «Тикума» поднялись разведывательные самолёты. Первый полетел в направлении бухты Перл-Харбор. Второй – в Лахайна на Мауи. Через час поднялись в небо 183 истребителя. Два не достигли желаемой цели – один взорвался во время взлёта, у второго не сработал двигатель. Выстроившись буквой V, полетели в сторону Гавайев. Около 30 летательных аппаратов остались прикрывать плавающие платформы от возможного ответного удара.
Эскадрилья американских самолётов как раз возвращалась на базу острова Уэйк. Заметив скопление техники в воздушном пространстве, послали сообщение в форт Шафтер. В штабе все ушли на завтрак, оставив дежурить неопытного лейтенанта. Тот и мысли не допускал, что это могут быть чужаки, подумав, что возвращаются с задания бомбардировщики B-17E.
Разведчик из Перл-Харбора в 7:35 вышел в эфир, сообщив, что на якоре находится 16 линкоров и крейсеров. Второй, в свою очередь, предупредил об отсутствии кораблей в Лахайне.
Футида выстрелил сигнальной ракетой, приказывая подготовиться. Затем подумал, что не все эскадры его видели, и повторил сигнал. Его расценили, как разрешение к атаке. Поэтому бомбёжка началась на 11 минут раньше запланированного времени – в 7:49. Спустя 4 минуты в эфире послышалось трижды произнесённое слово «Тора», что означало успешное проведение операции.
Активные действия авиации
Примерно в это же время пикирующие бомбардировщики обезвредили стоящие стройными рядами самолёты на аэродроме Уиллер-Филд. Та же история происходила в Ewa Mooring Mast Field. Американцы, спешно установив пулемёт на крыле своего самолёта, сбили только один японский бомбардировщик. В Канеохе-Бэй японцы уничтожили все патрульные летательные объекты «Каталины».
В 7:55 японские торпедоносцы были уже в Перл-Харборе, атакуя большие корабли. Под раздачу попал и старенький учебный «Юта», начавший тонуть через 10 минут. Одна из торпед прошла под «Оглалой» и пробила крейсер «Хелена» с правого борта. От взрыва начал тонуть и минный заградитель. Такая же печальная участь ждала и «Вест Вирджинию».
В 8:05 были атакованы семь линкоров с танкером и ремонтным кораблём на острове Форд. Линкор «Невада» успел сбить один из торпедоносцев. На «Оклахоме» погибло 429 человек. Через 10 минут после атаки затонула «Аризона». «Неваду» удалось спасти от пожара, выведя из гавани. Пилоты мужественно пытались спасти хотя бы часть самолётов, отгоняя их подальше от горящих.
Из 18 разведывательных «Даунтлессов», пребывающих в небе, японцы сбили пять. Ещё один был подбит самими американцами, ведущими ответный огонь с линкоров.
Ещё 12 бомбардировщиков B-17 летели налегке, планируя дозаправиться на Гавайях и отправиться в сторону Филиппин, но попали под раздачу. Причём их приняли за японскую технику и стали расстреливать свои же. На аэродроме Хикэм-Филд японцами были подожжены с помощью зажигательных пуль и снарядов около трёх десятков бомбардировщиков.
Пожарные машины, пытавшиеся тушить линкоры и истребители в Перл-Харборе также подвергались бомбёжке с неба. Покинуть Жемчужную гавань удалось только «Хэлму». Эсминец по ходу дела напал на небольшую подводную лодку противника, попавшую на мель.
Вторая волна
Вторая волна с Кидо Бутай полетела к месту боевых действий, не дав противнику времени опомниться. В задачу лётчиков входило вступить в контратаку. Но в 9 утра нежданных гостей уже встретили в небе несколько уцелевших истребителей P-36 и P-40. Манёвренные японцы легко сбили противников. Американцам только удалось потопить с помощью глубинных бомб подлодку, пребывающую у входа в гавань. Трём эсминцам удалось выйти из гавани в море.
Большинство пилотов и наземных работников спрятались от повторного налёта в укрытие. Ответным огнём удалось сбить всего несколько японских самолётов.
Флот противника в результате потерял во время неожиданной массированной атаки 18 плавающих средств. Остальные подлежали восстановлению. 80% из 188-ми повреждённых самолётов в дальнейшем восстановили. Сколько было жертв? Более 2400 американских военных погибли и почти 1200 человек получили ранения. Это не считая пострадавших местных жителей.
Большие жестянки
Но на первом месте в рейтинге упущенных японцами шансов находится, конечно же, мазут. Тем более что тут можно ссылаться не на абы кого, а на целого главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера Нимица: «У нас было 4,5 миллиона баррелей топлива, и всё оно было уязвимо для 12,7-мм пуль. Уничтожение японцами этого топлива продлило бы войну на два года».
Самое крупное нефтехранилище Пёрл-Харбора – «Верхняя ферма». 2,55 млн. баррелей в 17 резервуарах по 150 000 баррелей. Хорошо видна обваловка вокруг каждого танка – получившийся «бассейн» вмещал весь мазут, что мог вылиться из повреждённого резервуара
Резервуары для нефтепродуктов, конечно, похожи на огромные консервные банки, но вообще-то они должны выдерживать давление тысяч тонн жидкости. Поэтому их стенки делают вовсе не из жести, а из стали приличной толщины. В данном случае это было от трёх четвертей дюйма в верхней части до полутора в нижней. То есть от 19 до 38 мм. Даже с учётом того, что сталь была не броневой, такой защитой могла похвастаться далеко не вся бронетехника.
Так что адмирал Нимиц был прав лишь отчасти. Крупнокалиберные пули действительно могли пробить эти резервуары. Но не все и не везде — только бронебойные и только в верхней части. Однако на японских самолётах были лишь 7,7-мм пулемёты, которые максимум поцарапали бы там краску, да и 20-мм авиапушки «Зеро» с их низкой начальной скоростью тоже могли пробить лишь верхние пояса и тоже только бронебойными. C нулевым «запреградным действием». Ведь красиво взрывающиеся от обычной пули бензобаки бывают только в плохих боевиках, а в реальности с этим далеко не всегда справляются и специальные боеприпасы.
Даже в случае бензина зажигательная пуля в толще жидкости не даст никакого эффекта — опасность представляет лишь заполненный парáми свободный объём, который в резервуарах для нефтепродуктов отсутствует благодаря специальному изолирующему понтону, плавающему на поверхности жидкости. А ещё этот понтон плюс крыша в сумме создают ещё и эффективную «разнесённую» защиту сверху.
Второе по величине нефтехранилище – «нижняя ферма». 1,33 млн. баррелей в 26 резервуарах по 50 000 и одном на 35 000 баррелей. Также видна обваловка вокруг танков
Словом, те, кто считают, что «достаточно было причесать эти баки из пулемётов» — сильно ошибаются. В чём убедились и японские пилоты, пытавшиеся вести огонь по резервуарам даже не с мазутом или дизтопливом, а с высокооктановым бензином на аэродромах Уилер и на острове Форд. Результаты этих обстрелов — а заодно и «дружественного огня» — ликвидировали путём забивания простых деревянных колышков.
Начало нападения
26 ноября 1941 года одно из ударных соединений японского флота (командиром которого являлся вице-адмирал Тюити Нагумо) вышло с базы, находящейся в заливе Хитокаппу (современное название — залив Касатка) на острове Итуруп, по распоряжению командующего флота Исороку Ямамото. Ударная группировка состояла из шести авианосцев, которые в сумме переносили более 400 истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. В эскорте было 2 линкора и 2 тяжелых крейсера, а также один легкий, в дополнение их прикрывали 9 эсминцев. Также в операции участвовало около 6 подводных лодок, транспортировавших к месту сражения карликовые подводные лодки. Все эти боевые единицы различными, скрытыми путями были отправлены к точке сбора, где им предстояло получить последние предписания, которые зависели от решения японского командования по поводу начала войны.
В итоге 1 декабря было принято решение о начале войны, и уже на следующий день было передано сообщение адмиралу Нагумо. В свою очередь, Ямамото отправил шифрованное послание ударной группировке. Оно гласило: «Взойдите на гору Нийтака», это означало, что атака должна была начаться 7 декабря.
Пока ударная авиация добиралась до острова, в это же время там была обнаружена и потоплена японская мини-субмарина.
В 7:02 при помощи РЛС американцам удалось засечь приближающихся японцев, однако лейтенант Тайлер успокоил персонал станции, сказав, что это свои. Аналогичную информацию передала и радиостанция, которая использовалась для пеленгации. В тот день на базу действительно должны были прилететь бомбардировщики B-17, однако радару повезло засечь именно японцев.
Уже спустя 40 минут началась атака, и стали слышны первые взрывы. Несмотря на начавшийся хаос и разруху, ровно в 8:00 военные музыканты на USS Nevada начали исполнять гимн США. В это же время и было отправлен сигнал тревоги, гласивший: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения».
Поскольку в гавани не оказалось авианосцев, это внесло беспорядок в действия японцев, которые были вынуждены выбирать цели по своему усмотрению. По итогу налета оказались потоплены 4 линкора, 2 эсминца и минный заградитель. 3 легким крейсерам, 4 линейным кораблям и 1 эсминцу были нанесены тяжелые повреждения. Также американцы потеряли более 188 самолетов сбитыми и еще 159 поврежденными. Особенно тяжело пришлось личному составу — 2 403 убитых (1 102 погибли на борту линкора «Аризона», который был взорван), при этом число раненых достигло отметки в 1 178. Японцы же потеряли всего 29 самолетов уничтоженными и 74 поврежденными.
Вторая волна состояла из более чем 160 самолетов. Среди них было 54 — B5N2, 78 — D3A1 и 35 — A6M2. В её состав не были включены торпедоносцы, поскольку основная ставка была сделана именно на первую волну, причем уменьшили даже истребительное прикрытие. Тем не менее, этому эшелону и было суждено встретить самое ожесточенное сопротивление — американцы уже смогли поднять в воздух несколько истребителей, хоть и большая часть из них уже была уничтожена.
Чем заняться
Пешие прогулки и эко туры, верховая езда, поездки на мотовездеходах (ATV), самолетные экскурсии, дайвинг, плаванье с маской и трубкой – популярный способ знакомства с красивой природой гавайских островов. На многих островах есть интересные музеи и исторические памятники.
Остров Оаху известный турами в Перл-Харбор, серфингом на северном побережье, популярны погружения в клетке с маской и трубкой для наблюдения за акулами, плаванье с маской и трубкой на Вайкики, поездки вокруг Оаху на автомобиле, в ходе которой увидите все основные достопримечательности острова. На Оаху расположен Полинезийский культурный центр, охватывающий не только Гавайи, но и культуры Таити, Фиджи, Самоа, Тонга, острова Пасхи и народа маори из Новой Зеландии. Более подробно про остров Оаху читайте десь
Остров Мауи служит популярным местом наблюдения за горбатыми китами с 15 декабря по 15 апреля каждого года, когда огромные горбачи мигрируют в теплые воды Гавайи для продолжения потомства. Рядом с Мауи расположен Молокини – частично погруженный в воду кратер вулкана, идеальное место для плаванья с маской и трубкой. Более подробно про остров Мауи читайте здесь
Остров Кауаи имеет лучшие пляжи на Гавайях, но не забывайте, остальную часть этого прекрасного “Острова сада”. Найдите время, чтобы посмотреть ухоженные ботанические сады, геологические чудеса каньона Waimea, невероятные вырезанные скалы побережья Na Pali, тропические леса одного из самых влажных мест на Земле. Закажите тур на вертолете, арендуйте внедорожник для поездок по острову, совершите паломничество в индуистский храм на священной гавайской сайте, посетите места съемок известных голливудских фильмом (Кауаи был показан во многих известных голливудских фильмах на протяжении последних нескольких десятилетий). Кауаи интересен не только своими великолепными пляжами. Побывав в его самых интересных местах, поймете, почему отдыхающие так очарованы этим волшебным островом. Более подробно читайте здесь.
На Большом острове Гавайи можете взять обычные туры или вертолетные экскурсии для полетов над вулканами в Национальном парке Гавайские вулканы. Кроме того, на Большом острове есть редкая возможность плавать в океане (не дельфинарии) с дельфинами и скатами-манта, отправиться верхом на лошади, пешком, на мотовездеходах (ATV) в красивую долину Waipio. Любителей спортивной рыбалки, плаванья с маской и трубкой, дайвинга привлечет бухта Кеалакекуа и побережье Кона. Более подробно читайте читайте здесь
Гавайи известны своими пляжами и водными видами спорта. Каждую зиму, на северное побережье Гавайских островов накатываются свеллы (swells) – длинные морские волны, образованные в результате бурь и штормов за тысячи километров к северу в районе Берингова моря. Такие волны гораздо более устойчивы в своей направленности и периодичности, чем обычные волны, образованные ветром, а потому более благоприятны для занятия серфингом. Серфинг практически религия на Гавайях, больше всего этот вид спорта практикуют на острове Оаху. Есть много мест для занятия дайвингом, плаванием с маской и трубкой, отдыхающим предлагают занятия водными лыжами, парусным спортом, трубкой, плаванием на каяках.
Гавайские острова являются одним из наиболее важных мест обитания тихоокеанских горбатых китов и единственное место в США, где они воспроизводятся. Ученые подсчитали, что две трети всей популяции горбатых китов в северной части Тихого океана (примерно 4000-5000) мигрируют в гавайские воды для воспроизведения потомства. Прибрежные районы вокруг некоторых островов стали частью Национального морского заповедника горбатых китов на Гавайских островах (Hawaiian Islands Humpback Whale National Marine Sanctuary), став одиннадцатым по счету морским заповедником США. Особенно популярны туры наблюдения за китами на островах Мауи и Кауаи.
Воспользуйтесь возможностью и посетите луау (luau) – традиционный гавайской праздник. Луау проходят на всех гавайских островах, посещаемых туристами. Современный луау предлагает туристам блюда традиционной гавайской кухни, гавайскую музыку, танцы хула и другие развлечения, традиционные для Полинезии.
К сожалению, даже рай имеет свою долю туристической халтуры. Будьте внимательны, чтобы не попасться в ловушку, где отдыхающих разводят на деньги. В конце каждой статьи есть раздел “Что делать, туры местных туроператоров”. Там представлена информация о турах самых популярных, дорожащих своей репутацией туристических агентств, предлагающих все самое лучшее на Гавайях.
2Перл-Харбор
Перл-Харбор — гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США. В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Перл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно захватили Гавайи. После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. Военно-морская база была создана здесь в 1900 году. В 1908 году был прорыт судоходный канал, в 1919 году вступил в строй сухой док. В конце 1941 года в Перл-Харборе находилось 75 боевых кораблей. 7 декабря 1941 года в 7 часов 50 минут утра база подверглась внезапному нападению японской авиации, уничтожившей в течение двух часов большую часть американского флота (18 крупных кораблей, 200 самолетов). Американцы потеряли 3,4 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, 1,3 тысячи человек ранеными. После 1945 года военно-морская база Перл-Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США. В настоящее время она является крупнейшей военно-морской базой США на Тихом океане и штаб-квартирой тихоокеанского флота США. Судоверфь, расположенная рядом с гаванью, обеспечивает работой 12 000 человек.В 2006 году был открыт Тихоокеанский авиационный музей в Перл-Харбор на острове Форд прямо посреди Жемчужной бухты на главном гавайском острове Оаху. Он является одним из элементов музейного комплекса, включающего в себя: мемориал линкора «Аризона», потопленного японской авиацией 7 декабря 1941 года, линкор «Миссури», на борту линкора был подписан Акт о капитуляции Японии, подводную лодку «Боуфин» и, собственно, музей.Надводные корабли приписанные в настоящие время: 7 эсминцев класса Arleigh Burke и 3 крейсера класса Ticonderoga. Также к базе приписанны 12 подводных лодок класса Los Angeles и 2 подводные лодки класса Virginia.
А пофиг неувязочки!
Первое, что бросается в глаза в предлагаемой нам дилемме «корабли или инфраструктура», — в ней напрочь отсутствует ещё один важный компонент. Самолёты. А ведь на аэродромах острова Оаху в тот момент базировалось 110 только современных истребителей. Плюс ещё полсотни пусть и устаревших, но вполне способных создать проблемы японским бомбардировщикам машин.
127-мм универсальные орудия и 28-мм счетверённые автоматы – основное зенитное вооружение кораблей ВМС США на начало войны
Вторая неувязка состоит в том, что и корабли — это не просто большие железяки, а ещё и плавучие зенитные батареи. На линкорах, крейсерах, эсминцах и танкерах, находившихся в Пёрл-Харборе, только «универсалок» калибра 127-мм имелось 246 единиц. Добавим к этому десятки 76-мм зениток на всякой мелочи, плюс сотни стволов 28-мм зенитных автоматов и 12,7-мм пулемётов. И всё это находилось в считанных сотнях — если не в десятках — метров от той самой инфраструктуры.
Согласитесь, крайне сложно себе представить, что американские зенитчики и лётчики-истребители дружно достали бы ведёрки с попкорном и, усевшись поудобней, наслаждались бы зрелищем японских самолётов, разносящих их родную базу, не предпринимая попыток им помешать.
Так что эта дилемма — «корабли или инфраструктура» — ложна, манипулятивна и имеет весьма слабое сцепление с реальностью. Японцы, будучи в здравом уме, не могли себе позволить атаковать никакую инфраструктуру, не подавив предварительно противовоздушную оборону острова Оаху. То есть не нанеся ударов по кораблям и аэродромам — чем они и занялись в этой самой реальности.
Не только корабли: горящие самолёты и ангары на авиабазе Уилер-филд
Не менее манипулятивен и тезис о том, что японцы «сосредоточились на кораблях». По кораблям в гавани в сумме отработали 162 бомбардировщика, в то время как гораздо больше машин — 105 бомбардировщиков и сотня истребителей — занимались уничтожением самолётов. В результате подавляющее число потерь японцы понесли не от авиации, а от зенитного огня противника.
Измена или всё-таки глупость?
И всё же было бы неправильно повторить вывод Джона Костера: «Уайт дал нам Пёрл-Харбор». Да, эта точка зрения популярна среди определённых кругов в США (её придерживался и известный конгрессмен и современник событий Хамильтон Фиш III). Ведь она снимает с американской дипломатии все вопросы, выставляя её невинной жертвой интриганов с Лубянки. Но склонить кого-то к тому, чего он сильно не хочет, — сложно. Средства влияния Уайта были чисто интеллектуальными — скорее агитация, нежели прямое давление.
Трудно сказать, как развернулись бы события без советского вмешательства в работу американского госаппарата. Дело в том, что, в отличие от НКВД, Госдепартаментом США в этот момент руководили люди, которые в принципе не понимали, что традиционная Япония вообще не может пойти на подчинение воле Вашингтона. Поэтому, разумеется, они не могли предупредить об этом главу своей страны.
То, что Уайт делал от большого ума, другие чиновники делали от его нехватки. Дин Ачесон из Госдепа, злоупотребив служебным положением и отъездом Рузвельта, летом 1941 года превратил заморозку японских счетов в фактическое эмбарго на поставку нефти. Когда президент вернулся, он уже ничего не мог сделать. Прекращение эмбарго значило бы, что он пошёл на односторонние уступки японцам, потерял лицо. Быть может, цепочка некомпетентных решений внешнеполитического ведомства заставила бы Рузвельта действовать так и без записок Уайта. Если Уайт не был главным фактором формирования американской политики, заставившей Японию воевать, то им были «эксперты», манипулировавшие государством на своё усмотрение и вопреки воле Франклина Рузвельта.
Высокопоставленные американские чиновники вели себя так рискованно потому, что просто слишком мало знали о Японии. Они позволяли себе в отношении неё всё, что считали нужным, не боясь возмездия. Токио считался слишком слабым в военном отношении. Поэтому вероятность того, что после ноты Хэлла японцы вдруг нападут, никого не пугала. Министр обороны США так отразил в своём дневнике позицию Рузвельта перед Пёрл-Харбором: «…нападут… они известны внезапными нападениями. Вопрос только в том, как бы нам поставить их в такое положение, при котором они сделали бы первый выстрел, но тот не причинил бы нам большого вреда».
Сама постановка этого вопроса означает, что и Рузвельт, и его военные жили в вымышленном мире, где величайшая военно-морская сила того времени считалась чем-то вроде испанского флота, не сумевшего защитить Кубу от американского десанта за сорок лет до того.
Торпедой по воротам
Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.
Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».
Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор
Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.
Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.
Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.
Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт
Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.
Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?
В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док
Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.
Итоги нападения на Перл-Харбор
Военно-морской флот США потерял четыре линейных корабля, три крейсера, два эсминца, один минный заградитель, несколько легких суден, каждое из которых принадлежало устаревшей флотилии времен Первой мировой. Самые современные и мощные американские корабли находились в другой точке Тихого океана и не пострадали в результате нападения на Перл-Харбор. Кроме кораблей Штаты потеряли 188 полностью уничтоженных самолетов, 159 серьезно поврежденных воздушных машин. Человеческие потери : 2403 убитых, 1178 раненых. Потери японской армии: 29 самолетов, 5 сверхмалых подлодок, 64 убитых и один попавший в плен – лейтенант Самагаки, разбившийся в своей малогабаритной подлодке на рифе и прибитый к берегу океанскими волнами. Самагаки попал в историю как первый японец, которого американцы взяли в плен. Главной целью налета было запугать американцев мощью Японской императорской армии и установить господство в небе и на воде тихоокеанского регионе. Дальнейшие планы Японии включали захват других западных островных территорий, подконтрольных Америке, а также оккупация Таиланда и Бирмы. Но сверхуспешная атака возымела обратный эффект, потому что после болезненного поражения в Штатах начался рост патриотизма, а политическая элита консолидировалась, без лишних прений, дебатов, разногласий поддержала предложение Президента Рузвельта вступить в открытые боевые действия. Хотя за несколько месяцев до декабрьских событий Рузвельт в письме своему британскому коллеге Уинстону Черчиллю признавался, что, несмотря на нарастающую агрессию предполагаемого противника, он не может объявить войну, потому что резолюция банально увязнет в парламенте. Масштабное вражеское нападение лишило оппозицию силы, сняло все вопросы, заставило Америку отказаться от исповедуемой политики военного изоляционизма и вступить во Вторую мировую войну на стороне союзников.
8 декабря Франклин Рузвельт, 32-й Президент США, обратился к обеим палатам Конгресса с требованием незамедлительной жесточайшей реакции на день, ставший позором американских военно-воздушных сил. Конгресс принял президентскую резолюцию — США полностью вступили во Вторую Мировую войну. Уже в ближайшие месяцы японцы прочувствуют гнев американской военной машины и осознают, что атака на Перл-Харбор в итоге для них самих стала началом конца.
Интересные статьи
- Самые модные танцы 1960-х годов
- Модная одежда 80-х годов в США (мужская и женская)
- История логотипа НБА (NBA)
- Кто такие Битники — история и фотографии Бит-поколения