Детство
Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белёве в дворянской семье немецкого происхождения. Её отец был известным по тем временам юристом, который до этого служил обер-прокурором в Сенате. Мать являлась дочерью екатеринбургского оберполицейского и имела прекрасное образование. Из-за того, что отцу Зинаиды часто приходилось уезжать в другой город, мать и дочка вынуждены были сопровождать его, поскольку он был единственным кормильцем в семье. Именно из-за этого Гиппиус не могла обучаться в школе, как её сверстницы, и, в результате, осталась без начального образования. Тем не менее, её отец прекрасно понимал, что без соответствующих навыков девочка не сможет найти работу в будущем, поэтому Гиппиус обучали в основном нанятые гувернантки. С ними юная поэтесса училась писать и читать, они помогали ей готовиться к экзаменам и даже обучали нескольким языкам.
Начиная с 7-летнего возраста, Зинаида всерьез увлекается поэзией. Она с удовольствием пишет несколько произведений и даже не старается скрывать их от родителей. Наоборот, она гордится своим талантом и изо дня в день стремится рассказать о нем. Однако, как позже признаётся сама Гиппиус, в то время практически все считали её стихи «испорченными». В письме Валерию Брюсову, она говорила:
«… на тот момент я не понимала, почему мои произведения являлись для людей чем-то плохим, испорченным. По своей натуре я человек очень религиозный, поэтому я никогда не позволила бы себе писать что-то, что расходится с моей верой, портит мнение обо мне как о верующей девушке…».
Тем не менее, первые стихи поэтессы воспринимаются общественностью скорее как блажь. И только генерал Драшусов, один из друзей отца Зинаиды, с которым она на тот момент вела активную переписку и делилась созданными стихотворениями, замечает талант Гиппиус, советует ей не слушать мнение окружающих и продолжать делать то, что ей нравится. К слову, с юных лет поэтесса воспринимает свой талант как «моменты вдохновения». Она верит, что любое произведение можно создать, не отрываясь от пергамента. Ведь если ты прервешь эту связь, отвлечешься, вдохновение исчезнет, а вновь вернувшееся будет уже не таким, как прежде.
Увлечение
Революцию встретили в Петрограде. Они жили тогда на Сергиевской, ныне улице Чайковского. Я бы не стал поминать это, если бы угловой дом их не стоял в двух шагах от знаменитого Таврического дворца — горнила революции. Вот мимо их углового балкона в прямом смысле прошли (и стройными рядами, и безликими толпами) сначала Мировая война и революции, а потом — война Гражданская.;Черный, грязный, усыпанный шелухой подсолнухов город, с шатающимися бандами расхлястанных солдат» — эти слова Гиппиус равно относились ко всем этим событиям. «Раскрашенная, в парике, оглохшая от болезни, — видел ее здесь Корней Чуковский. — Сидит за самоваром — и ругает с утра до ночи большевиков, ничего, кроме самовара, не видя и не слыша»…
Она и муж ее опять были «против течения», иными словами — против всех. Только теперь, увы, и все были — против них. Их как будто никто не любил уже — из недавно любящих. Ни Керенский, ни Савинков, ни Блок, ни Вырубова — никто из бывавших у них на Сергиевской. А кроме того, в этом доме закончился, распался фактически и их многолетний союз с Дмитрием Философовым, «брак», как злословили вокруг, «втроем».
Любовный треугольник (Гиппиус, Философов и Мережковский) в жизни…
Бред! Разумеется, никакого брака не было. Был союз для создания Новой, небывалой еще Церкви: резали при свечах хлеб на белой скатерти, давали друг другу пить вино из одной чаши, молились, целовали в ладонь руки друг другу и обменивались крестами. Из этого обряда родилось знаменитое Религиозно-философское общество — для свободного обсуждения вопросов Церкви и культуры. Но теперь и Философов уходил от них, вернее — от нее. Об их отношениях напишет потом Сергей Маковский, поэт:
…и на шарже Ре-Ми. 1908-1913 годы.
«Я был свидетелем завязки этой странной любви между женщиной, не признававшей мужчин, и мужчиной, не признававшим женщин. Уточнять не буду. Одно надо сказать: она сделала всё от себя зависевшее, чтобы дружба их стала настоящей любовью, в данном случае женщина победила в ней неженщину».
Она еле уговорила Философова бежать с ними на Запад. На вокзале, говорят, они теряли чемоданы, до последнего не могли пробиться в вагон, и Мережковский кричал, выдумывая на ходу: «Я член Совета. Я из Смольного!..» Но и это не помогало. Потом он взвизгнул: «Шуба!» — с него, очевидно, в толпе срывали шубу. Но потом, скрючившись в купе, куда набилось 12 человек, вместо четырех, летя в ледяную неизвестность, она, видя перед собой двух Дмитриев — мужа и Философова — не могла, наверное, не думать о том, что сформулировала уже для себя:
«Да, верю в любовь, как силу великую. Верю, но знаю, чуда нет и не будет… Не буду же просить подставить мне лестницу к облакам, раз у меня нет крыльев… Хочу того, чего не бывает. Хочу освобождения. Я люблю Дмитрия Сергеевича, его одного. И он меня любит, но… как любят здоровье или жизнь. А я хочу… Я даже определить словами моего чуда не могу».
Любовь — неисполнимость — вот что следует и из слов ее, да и из жизни ее. Все видела и, кажется, поняла главное: любовь — это лестница к облакам, или, другими словами, — недостижимое совершенство…
Эмиграция. Вдвоем до конца.
Предварительный просмотр:
Нельзя не отметить, что деятельность Гиппиус была тесно связана со становлением русского символизма, его развитием в литературе и с появлением религиозного ренессанса начала XX века. Крупнейшие писатели, философы, политические деятели – каждые по-своему испытывали интеллектуальное влияние этой выдающейся личности.
В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи и настроения присутствовали на раннем и более позднем этапе творчества, в каких исторических условиях создавались те и иные произведения, и, тем самым, выявим общие тенденции, присущие русскому символизму начала двадцатого века.
Детство и семья
Поэзия в начале литературного пути
Небеса унылы и низки,
Но я знаю – дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.
Беспощадна моя дорога,
Она к смерти меня ведет.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасет.
Три основные идеи волнуют поэтессу – человек, любовь и смерть. Гиппиус желает примирить любовь и вечность, осознавая при этом, что единственный путь к достижению единства – смерть, и только она способна спасти любовь от всего преходящего. В одном из стихотворений она говорит:
Тройная правда – и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.
Гиппиус отрицает традиционно-церковного Бога, она обращается к иному – Неведомому, недостижимому началу:
Чего, быть может, нет.
Поэзия и религия
Страдать достойней одному.
Пусть я жалею и пойму –
Любви и жалости не верь,
Не открывай святую дверь,
Храни, храни ее ключи,
И задыхайся – и молчи.
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь – одна.
В начале XX века
Творчество в период 1914 – 1917 гг.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне,
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Мой дух пойдет и с ним на брань,
Восстанет и на Бога.
Переполняющие стихи военных лет гнев и отчаяние, однако, смягчается верой поэтессы в Свет, что воссияет однажды над тьмой мировой войны, и последует святое воскрешение мира:
Пускай он спит, закрыт – но он живет!
В Страстном томлении земля весенняя.
Восстань, земля моя! И расцветет
Зеленопламенный в день воскресения!
Простят ли чистые герои
Мы их завет не сберегли,
Мы потеряли все святое:
И стыд души и честь земли.
Рылеев, Трубецкой, Голицын!
Вы далеко, в стране иной.
Как вспыхнули бы ваши лица
Перед оплеванной Невой!
Таким образом, Октябрь поэтесса воспринимает как преступление политических проходимцев и общенародный грех за то, что допустили их к власти и позволили, тем самым, измываться над собой.
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянным сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил – засек кнутом?
Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей – никогда.
И я ходил, ходил в петрокомпроды ,
Хвостился днями у крыльца в райком .
Но и восьмушки не нашел – свободы
Из райских учреждений ни в одном.
Перестарки и старцы и юные
Впали в те же грехи:
Берберовы, Злобины, Бунины
Стали читать стихи
И Гиппиус, ветхая днями,
Кинулись со стихами,
Бедою Зеленых Ламп.
Л. Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус. 1906
Дом Мурузи на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля
Зинаида Гиппиус. Рисунок Ильи Репина. 1894
Зинаида Гиппиус дома в своем кабинете. 1903
Зинаида Гиппиус в эмиграции.
Загадка
В их парижский дом приходило все русское зарубежье: Зайцев, Бунин, Ходасевич, Георгий Иванов, Тэффи. Гиппиус — сухая, сгорбленная, вылинявшая, полуслепая ведьма «из немецкой сказки» — всех встречала на диване, под лампой. Сидела в старой, но еще элегантной кацавейке, курила тонкие папиросы, вышивала гладью, поблескивая наперстком на узком пальце. И по-прежнему «играла с людьми», словно она, как раньше, как всегда была на сцене.
Словно вновь и вновь доказывала: она — «не как все».
Любила смутить гостя бесстыдным вопросом в лоб, прямотой «от земли», вывертом. Гладя кошку по имени «Кошшшка» (с тремя «ш»), смеялась, что в итоге жизни так и не выучилась «готовить суп». Обожала парадоксы, цедила сквозь зубы: «Если надо объяснять… то не надо объяснять». И все опасались лезть с вопросами, ибо никто не хотел выглядеть дураком. Или говорила: «Один человек — это половина человека». И все смотрели на Мережковского в кресле (он и умрет в этом кресле у камина), думая, что он и есть ее «половина».
А она, кажется, смеялась внутри, а может, плакала — кто знает.
Известно точно: последними, написанными ее рукой, словами были: «Я стою мало. Как Бог мудр и справедлив». И еще известно, что, несмотря на вечного мужа, на постоянную толпу вокруг, она, оказывается, всю жизнь была страшно одинока. Об этом — каждая страница ее интимного потайного дневника. Одинока, как бывает абсолютно одиноким человек, взобравшийся на высочайшую вершину. На ледяной пик, за которым только облака, небо, Бог. Или, как ракета, оторвавшаяся от земли в поисках неземной любви.
Это не мои слова. Так сказал о ней летописец русской эмиграции Юрий Терапиано: «Она всегда была подлинной русской патриоткой, глубоко любящей свою родину, — написал он и добавил: — В ней есть холодный блеск взлетающей с земли ввысь ракеты — ракеты, обреченной неминуемо разбиться о какое-нибудь небесное тело, не будучи в состоянии вернуться назад и рассказать нам о том, что там происходит…»
Сначала умер Мережковский, а через четыре года, в 1945-м, — она. В своем парижском доме на улице Колонэль Боннэ, 11-бис. До последнего дня они ежедневно ходили гулять в Булонский лес («Гулянье — свет, — любил приговаривать Мережковский, — а не гулянье — тьма»), потом в одно и то же кафе — пить кофе. Он в потертой бобровой шубе, привезенной когда-то из России, она в шубе рыжего меха, розовой шляпке и всегда — на высоких каблуках. Глядя на них, идущих под руку, было непонятно, кто за кого держится. Уже полвека. Да и зачем это было знать другим?
Могила Зинаиды Гиппиус на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже (под одним надгробием с Дмитрием Мережковским).
Начало литературной деятельности
В 1889 году Гиппиус вместе с Мережковским переезжают в Петербург. Здесь поэтесса знакомится с А. Майковым, В. Розановым, Я. Полонским, Д. Григоровичем, В. Брюсовым, А. Блоком, А. Белым и т.д. Гиппиус активно сотрудничает с журналом «Северный вестник», заводит знакомства с редакторами других журналов, среди которых «Русская мысль» и «Вестник Европы». Гиппиус часто посещает салоны и литературные вечера, ходит на различные лекции, начинает искать свой путь в литературе.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Творчество Гиппиус приобретает выраженный «символический» характер после появления в 1892 году работы Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы». Это заметно в первых сборниках рассказов «Зеркало», «Новые люди». Позже, в своей книге «Литературный дневник», Гиппиус обосновывает и отстаивает символизм. Однако либеральная критика негативно восприняла раскованный максимализм «новых людей».
Основными темами произведений Зинаиды Николаевны Гиппиус в этот период являются:
- неохристиансктво
- метафизика любви
- фундаментальные философские вопросы об основах бытия и религии.
В период с 1899 по 1901 год были опубликованы первые литературно-критические статьи Зинаиды Гиппиус. Свои статьи Гиппиус часто подписывала псевдонимами – Роман Аренский, Антон Крайний, Никита Вечер и т.д. В это же время у Гиппиус и Мережковского возникает мысль о создании «новой церкви», идея обновления христианства. Идея создания «Религиозно-философских собраний» заключается в объединении представителей церкви и интеллигенции для того, чтобы произошло «религиозное возрождение» страны. Печатным органом Собраний является журнал «Новый путь».
Влияние этих идей Д. Мережковского на творчество Зинаиды Николаевны отражается в ее произведениях «Христу», «Господь отец» и других. Однако наиболее ценная часть ее творческого наследия содержится в следующих сборниках стихотворений:
- «Собрание стихов 1889-1903»
- «Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909»
- «Последние стихи. 1914-1918»
- «Стихи. Дневник. 1911-1921»
- «Сияния».
Замечание 2
Для стихотворений Гиппиус характерен изысканный поэтический слог, преобладание эпитетов и глаголов и особенный изломанный ритм.
Творчество эмигрантского периода
В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: «тяжелый холод» воцаряется в его душе, она мертва, будто «убитый ястреб». Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов «Сияния», созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом «идущего мимо» (эти слова вынесены в заглавия важных стихов в позднем творчестве Гиппиус, напечатанных в 1924 году). Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, которая не признает неприкрытой эмоциональности и нередко строится на оксюморонах, назвал творчество поэтессы «электрическими стихами». Рецензируя «Сияния», Ходасевич писал о том, что «поэтическая душа» Гиппиус борется в них с «непоэтическим умом».
Личная жизнь. Любовь всей жизни
Зинаида Гиппиус была замужем лишь один раз. Ее мужем, как уже упоминалось, был известный русский философ и поэт Дмитрий Мережковский. В литературном мире ходили слухи о том, что их брак всего лишь фикция. Но это было далеко не так. Дмитрий и Зинаида очень любили друг друга. Мережковский и Гиппиус познакомились в Боржоми в 1888 г. На первом же свидании молодые люди поняли, что близки по духу, что их тянет друг к другу. Тогда Зинаиде было всего восемнадцать лет. Дмитрий был очарован как внешностью, так и талантом молодой девушки.
Рекомендуем: Вера Холодная: судьба актрисы
Через несколько месяцев поэт сделал предложение любимой, которая даже не сомневалась в своих чувствах и ответила ему: «Да!» Влюбленные поженились в 1889 г. в Тифлисе. У них не было пышной свадьбы, даже гостей они не пригласили. Вернувшись домой после регистрации брака, муж и жена сели за работу.
Гиппиус всегда находилась в центре внимания. Про ее личную жизнь ходили разные слухи. Ей приписывали романы со многими известными представителями искусства. Однако никакого подтверждения все это не имело и осталось на уровне сплетен. Зинаида безумно любила и буквально боготворила своего супруга. Гиппиус и Мережковский прожили вместе полвека.
Самые интересные факты
Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза
Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.
Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.
В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.
К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:
- Зинаиду часто при жизни называли колдуньей, из-за чего на похоронах женщины некоторые люди собрались вокруг гроба и с особым энтузиазмом стучали по нему, чтобы убедиться в том, что она действительно умерла.
- Истории известен случай, когда на сытном обеде большого философского общества поэтессу сильно огорчило однообразное меню. Именно поэтому она поделилась своим мнением с рядом сидящим человеком: «Как же скучно. Всё время подают одно и то же. Снова эта телятина! Хоть раз бы подали нам жареного младенца!». После услышанного сосед Гиппиус был в шоке.
- Иван Бунин панически боялся смерти, из-за чего он пытался избегать всего, что с ней было связано. Но на похоронах Гиппиус он не только присутствовал, а даже не отходил от гроба поэтессы ни на секунду.
- Достоверно известно, что в своих стихотворениях Зинаида неоднократно признавалась в искренней любви к баронессе Овербек, которая была её близкой подругой.
https://youtube.com/watch?v=Yr9ZYV4-SF0
Другие берега
В Париже их литературная и общественная деятельность продолжилась – они не собирались сидеть, сложа руки. Вокруг Мережковских всегда собирались люди. Так было в Петербурге, так продолжилось и в Париже – и здесь они стали одним из сосредоточений русской интеллектуальной жизни. По воскресеньям в их квартире, в доме 11-бис на улице Колонель Бонне, расположенном в фешенебельном квартале Пасси, собирались писатели и журналисты, философы и издатели русских газет и журналов. Говорили о литературе, спорили на политические темы, обсуждали положение в России и мире.
Но вскоре эти воскресные посиделки показались Мережковским недостаточными, и в феврале 1927 года они создали общество «Зеленая лампа». Как писал один из участников этого общества Ю.Терапиано, это было их «вторым предприятием», рассчитанным на более широкие круги русских, обосновавшихся в Париже: «Мережковские решили создать нечто вроде «инкубатора идей», род тайного общества, где все были бы между собой в заговоре в отношении важнейших вопросов «воскресений» и постепенно развить внешний круг «воскресений» – публичные собеседования, чтобы перебросить мост для распространения «заговора» в широкие эмигрантские круги. Вот почему с умыслом было выбрано само название «Зеленая лампа», вызывающее воспоминание петербуржского кружка, собиравшегося у Всеволожского в начале XIX века».
Цвет «русского Парижа» можно было увидеть на этих ставших традиционными встречах. К Мережковским приходили «мэтры» Бунин и Ремизов и молодые поэты, критики, публицисты Фельзен и Ю.Мандельштам, философы Бердяев и Федотов и журналисты Бунаков-Фондаминский и Руднев. Общество просуществовало до 1939 года.
Немцы вошли в Париж 14 июня 1940 года.
Дмитрию Сергеевичу останется жить чуть больше года, Зинаиде Николаевне – пять лет.
Но что это были за годы. Многие русские успели (кто куда) выехать из Франции. Мережковские остались. З.Н. записывает в дневник: «Я едва живу от тяжести происходящего. Париж, занятый немцами… неужели я это пишу». Через две недели гитлеровцы уже были в Биарицце. «О, какой кошмар! – восклицает она. – Покрытые черной копотью, выскочили из ада в неистовом количестве с грохотом, в таких же черных, закоптелых машинах… Почти нельзя вынести». Но они вынесли и это. Как и сумели пережить в августе смерть Философова.
Но беды продолжали валиться одна за другой. Они боролись с навалившейся старостью, с болезнями – возникли перебои с лекарствами, с голодом – порою вся еда их состояла из кофе и черствого хлеба, с холодом – не было угля, чтобы согреть дом, с безденежьем – французские издатели с приходом немцев перестали платить, о заграничных – не заходило и речи. Вспоминался Петроград 17-го года. В Париже — 40 – было хуже. Что оставалось? Друзья, которые помогали, чем могли. Работа, которая спасала от уныния.
…Дмитрий Сергеевич Мережковский ушел из жизни 7 декабря 1941 года. Он редко болел, продолжал много писать и умер внезапно. А она все время боялась за Д.С. – и добоялась.
Неженская поэзия Зинаиды Гиппиус
В представлении большинства из нас женское творчество непременно связано с темой любви. Прекрасная женщина может писать стихи только о своих чувствах к любимому, ведь ее предназначение, цель и средоточие смысла жизни – любовь. Но не такова Зинаида Гиппиус. Ее творчество не вместить в узкие рамки восхищения мужчиной. Она умела любить, как никто другой – 52 года в тесном любовном и творческом союзе с Дмитрием Мережковским доказывают это. Но она умела мыслить, чувствовать и действовать не только как нежная женщина, но как Гражданин. Именно так, с большой буквы, следует писать по отношению к Зинаиде Гиппиус это слово.
Личная жизнь
Многих современных ценителей поэзии интересует биография и творчество Зинаиды Гиппиус. Но кратко изложить все важные моменты из жизни этого талантливого человека просто невозможно. В начале 1888 года Зинаида вместе со своей матерью переехала в Боржоми. Именно там будущая поэтесса в возрасте 18 лет познакомилась с писателем Дмитрием Мережковским
Этот творческий мужчина отличался от всех остальных поклонников юной красавицы своей мечтательностью и вдумчивостью, что и привлекло внимание Зинаиды
Постепенно между парой возникла близость на духовном уровне, из-за чего они решили расписаться. Через 11 месяцев после знакомства влюблённые обвенчались в старинной церкви Архангела Михаила. Уже в скором времени пара решила перебраться в Петербург. В своих заметках Зинаида неоднократно указывала, что после венчания она не разлучалась со своим Дмитрием ни на один день в течение всей их семейной жизни.
Настоящий взлёт творчества девушки произошёл в тот период, когда она вместе со своим мужем переехала в Петербург. В этом городе перед Зинаидой открылось гораздо больше возможностей, так как она познакомилась с опытными поэтами, драматургами, писателями, философами и художниками. Близкие Гиппиус говорили, что общество не всегда понимало, но охотно принимало эксцентричную и немного дерзкую литераторшу.
Так как влюблённая пара занималась исключительно творчеством, они договорились, что Зинаида будет писать исключительно свою любимую прозу, а вот Дмитрий займётся поэзией. Но уже через некоторое время Мережковский первым нарушил устную договорённость, так как он решил написать целый роман о Юлиане Отступнике. После этого Гиппиус поняла, что их брак построен на родстве духовного мира и общности творческих идей.
Гиппиус Зинаида НиколаевнаМережковская Зинаида Николаевна
Российская поэтесса и писательница. Драматург. Критик. Одна из видных представительниц Серебряного века. Идеолог русского символизма. Вместе с Дмитрием Мережковским составила один из самых творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы.
Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в городе Белев, Тульская область. Девочка выросла в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и ей приходилось учиться в разных школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге. Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы — «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году написан роман «Чертова кукла». Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью. Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчужденность от родины. По ее инициативе в Париже было создано общество «Зеленая лампа», призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.
Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте семидесяти пяти лет. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Творчество Зинаиды Гиппиус
Поэзия
«Собрание стихотворений». Книга первая. 1889-1903. Книгоиздательство «Скорпион», М., 1904. «Собрание стихотворений». Книга вторая. 1903-1909. Книгоиздательство «Мусагет», М., 1910. «Последние стихи» (1914-1918), издание «Наука и школа», Петербург, 66 сс., 1918. «Стихи. Дневник 1911-1921». Берлин. 1922. «Сияния», серия «Русские поэты», выпуск второй, 200 экз. Париж, 1938.
Проза
«Новые люди». Первая книга рассказов. СПб, 1-е издание 1896; второе издание 1907. «Зеркала». Вторая книга рассказов. СПб, 1898. «Третья книга рассказов», СПб, 1901. «Алый меч». Четвертая книга рассказов. СПб, 1907. «Черное по белому». Пятая книга рассказов. СПб, 1908. «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Издательство «Альциона». М., 1912. «Чертова кукла». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1911. «Роман-царевич». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1913. — 280 с.
Драматургия
«Зеленое кольцо». Пьеса. Изд. «Огни», Петроград, 1916.
Критика и публицистика
«Литературный дневник». Критические статьи. СПб, 1908. «Синяя Книга. Петербургские дневники 1914-1938». — Белград, 1929-234 с. «Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914-1919». Нью-Йорк — Москва, 1990. Зинаида Гиппиус. Дневники
Семья Зинаиды Гиппиус
Отец — Николай Романович Гиппиус, обрусевший немец, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате. Его предки эмигрировали из Мекленбурга в Русское государство в XVI веке, первый из них, Адольфус фон Гингст, изменивший фамилию на «фон Гиппиус», поселившись в Москве, в Немецкой слободе открыл в 1534 году первый в России книжный магазин. Постепенно род Гиппиусов становился все менее «немецким»; в жилах дочерей Николая Романовича русской крови было на три четверти. Мать — Анастасия Васильевна (урожденная Степанова), была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера.
Муж — Дмитрий Мережковский, религиозный философ07.08.2020
Биография и творчество
В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.
Юридическая служба отца была причиной постоянной смены места жительства семьи. По этой причине образование Зинаида получала урывками. Посещение учебных заведений постоянно прерывалось переездами. Обучение и подготовка к экзаменам проходили на дому с гувернантками.
Но это совсем не помешало целеустремлённой и духовно одарённой девочке раскрыть и развить свой поэтический талант. Стихи маленькая Зина стала писать уже в семилетнем возрасте. Она очень любила книги, впечатлениями от прочитанного заполняла дневники и с удовольствием вела переписку с отцовскими друзьями.
В 1881 году отца поэтессы Серебряного века не стало. Анна Васильевна Гиппиус перевезла дочерей в Москву. Старшая, Зина, стала с удовольствием посещать гимназию Фишер, но тяжело заболела туберкулёзом. Сказалась наследственность. Москву пришлось сменить на Ялту. Крымское солнце стало спасением для ослабевшей Зинаиды. А в 1885 году стараниями своего дяди Александра, девочка поселилась на даче в Боржоми.
Именно там Гиппиус, которой уже исполнилось 18, познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. Молодые люди поженились в 1888 году. Брак продолжался больше 52-ух лет и был образцом духовного и творческого единства.
Физического единения в паре не было. Гиппиус, была не только умна и талантлива, но и удивительно красива. Её романы, в том числе и с женщинами, стали достоянием общественности, но они не разрушили союз с Мережковским.
1888 год стал значимым и в творческой карьере Гиппиус. Она начала печататься и вскоре стала одной из значимых фигур литературного Петербурга
Пробовала себя в переводах, прозе, но особое внимание уделялось поэзии
В стихах Зинаида раскрывала свою уникальность и неповторимость. Сначала непонятные читателю, они стали популярными в эпоху декаданса.
Начинающие писатели и поэты стали завсегдатаями литературного салона, в который превратилась петербуржская квартира Мережковских. Салон Гиппиус стал «настоящим оазисом русской духовной жизни начала ХХ столетия».
Яркая, умная, талантливая и острая на язык хозяйка салона воистину вдохновляла молодых литераторов на создание новых произведений. Среди её, так называемых крестников, А. Блок, О. Мандельштам, С. Есенин.
Гиппиус называли гением русского символизма. Она вместе с Мережковским, Брюсовым, Бальмонтом и Сологубом стояла у его истоков.
Общественная деятельность была представлена работой литературным критиком во многих журналах и газетах. Писались критические статьи под разными мужскими псевдонимами.
Период с 1901 по 1903 год был ознаменован долгим творческим союзом с Д. Философовым и созданием журнала «Новый путь».
После событий 1905 года, Мережковские, разочарованные в самодержавии, покидают Россию и отправляются в добровольную парижскую ссылку. Там Гиппиус сближается с эссерами Савинковым и Фондаминским, работает над публицистикой, пишет стихи.
Связь с русскими газетами и журналами не прерывается. На родине постоянно публикуются новые статьи и книги Гиппиус и Мережковского.
Через три года, в 1908, супруги вернулись. Но жуткое впечатление от начала Первой мировой войны и непринятие Октябрьской революции вылилось для Мережковских в решение покинуть Россию навсегда.
В 1919 году они бежали во Францию. Так и не примирившись с властью большевиков, Гиппиус и Мережковский очень тяжело переживали разрыв с родиной.
Созданное ими литературное общество «Зелёная лампа» объединило русскую культурную эмиграцию на долгих 14 лет.
После кончины мужа в 1941 году, Гиппиус погрузилась в работу над его биографией, вернулась к написанию стихов и ведению дневников. Умерла Зинаида Николаевна 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена рядом с супругом на Сент-Женевьев-де-Буа.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.