Зороастризм

Противоположный эталонному образ последнего человека

Это люди, живущие в «тепличных условиях», сочетающие в себе такие качества, как наивность, смирение, ненасилие. Такие люди ищут комфорт и безопасность. Равенство играет весомую роль. Как писал Заратустра: «Нет пастуха, одно лишь стадо». Для таких людей труд — развлечение.

Фрагмент Афинской школы Рафаэля, 1509 г., показывающий Зороастра (слева, со звёздным глобусом)Фото: Общественное достояние

В итоге, когда у нас сложилось чёткое представление о двух противоположных образах, очень интересно знать общественное мнение. Парадокс в том, что люди, услышав теорию о сверхчеловеке, идеале, к которому нужно идти, подняли на смех отшельника. Проповедь же, касаемая отрицательного образа, вызвала такие настроения:

Стоит заметить, что несмотря на это, Заратустра не переставал надеяться на то, что его вскоре поймут. Он уходил в горы, возвращался снова к людям, проповедуя то же самое.

Фридрих Ницше — мистическая фигура конца XIX века, философ, получивший известность благодаря своему неординарному видению мира. И книга «Так говорил Заратустра» — точное отражение состояния души её хозяина.

Лютый атеизм, реклама поведения, выходящего из всяких рамок морали, преподносится так навязчиво, на золотой тарелочке с надписью «Величайшая истина истин», будто это нечто такое сокровенное, нереально умное, настолько важное, что человек должен сиюминутно проникнуться, зажечься идеей преображения на пути к сверхчеловеку. Если вам по душе философские размышления, вы в восторге от диковинного, нереального подхода к миропознанию, спокойно относитесь к вышеупомянутой религиозной позиции, то эту работу стоит прочесть

Если вам по душе философские размышления, вы в восторге от диковинного, нереального подхода к миропознанию, спокойно относитесь к вышеупомянутой религиозной позиции, то эту работу стоит прочесть.

Джорджоне, «Три философа» 1508 г.Фото: Общественное достояние

Я, как человек с иной планеты, не увидела в произведении драгоценного металла, ничего полезного не вычерпав для себя. Полностью не согласна с Ницше. Я не придерживаюсь атеизма, теории эволюции и не считаю, что «Бог умер», ведь много лет назад наши предки почитали Бога, и до сих пор религия, вера существуют в самых разных уголках мира — это знак.

Не завоевала моего расположения и модель сверхчеловека, ведь она содержит качества, которые нужно искоренять. Себялюбие, например, я бы поменяла на отзывчивость, а злость — на смирение, миролюбие. Конечно, можно раскритиковать каждый пункт, но, думаю, этого будет достаточно для формирования представления моего отношения к произведению.

Что бы там ни было, важно помнить одно: каждый человек понимает окружающий его мир по-своему. Мы, в свою очередь, должны высказывать свою позицию и с уважением относиться к трудам других людей

Личная жизнь

В биографии Заратустры было 3 жены. Первый раз он женился на вдове, а 2 остальных раза на дeвcтвeнницах.

После встречи с Ахура-маздой мужчина получил завет, согласно которому любой человек должен оставить после себя потомство. В противном случае, он будет считаться грешником и не увидит радости в жизни. Дети дарят бесcмepтие до свершения последнего суда.

Вдова родила Заратуштре 2-х сыновей – Урватат-нара и Хвара-читра. Повзрослев, первый стал обpaбатывать землю и заниматься скотоводством, а второй занялся военным делом.

От других жен у Заратуштры родилось четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастризма, и 3 дочери: Френи, Трити и Поручиста.

Cмepть

Убийцей Заратустры оказался некий Брат-реш Тур. Любопытно, что впервые он хотел убить будущего пророка, когда тот еще был младенцем. Убийца повторил попытку спустя 77 лет, будучи уже дряхлым стариком.

Брат-реш Тур незаметно пробрался в жилище Заратустры, когда тот молился. Подкравшись к своей жертве сзади, он вонзил в спину проповедника меч и в тот же миг умер сам.

Заратустра предвидел насильственную cмepть, вследствие чего готовился к ней последние 40 дней жизни.

Религиоведы предполагают, что со временем сорок дней молитв пророка превратились в различных религиях в поcмepтные 40 дней. В ряде религий существует учение, что душа покойника остается в мире людей еще сорок суток после cмepти.

Точная дата кончины Заратустры неизвестна. Считается, что его не стало на рубеже 1500-1000 вв. до н.э. Всего Заратустра прожил 77 лет.

Во что верили зороастрийцы?

Основы учения Заратустры изложены в Авесте — священной книге всех зороастрийцев. Она представляет собой сборник всевозможных молитв, гимнов и наставлений, написанных в разные века.

Чтение Авесты

При этом самые ранние из текстов очень схожи по языку и сюжетам с индийской Ригведой, а потому некоторые исследователи оценивают возраст Авесты в три тысячи лет. По всей видимости, создатели обеих книг творчески переосмыслили какие-то более древние верования ариев.

На того, кто впервые сталкивается с зороастризмом, тут же обрушивается целый поток незнакомых слов и понятий. Но если не заморачиваться с терминологией, то люди, хоть немного знакомые с христианством, найдут у этих религий много общего.

Например, в роли единого Бога-Творца в зороастризме выступает Ахура Мазда (переводится примерно как «Владыка Мудрый»). Так же как Иегова, он считается благим и всемогущим. Кстати, сами себя последователи Заратустры называют маздаяснийцами, то есть служителями Мазды.

Вместо Сатаны и бесов, зороастрийцам досаждают Ариман (он же Ангра-Майнью) и его дэвы. Но в отличие от христианства, в зороастризме зло существует изначально как естественный антагонист добра. Впрочем, добро в итоге должно-таки победить зло, а Ариман и его воинство будут повержены.

Поединок Ахура Мазды и Аримана

Есть у зороастрийцев и посмертное воздаяние. После смерти каждый человек должен пройти по специальному мосту, где будут взвешены его мысли, слова и дела. Если зло в человеке перевесит, то его душа попадает в ад (Дузах), а если перевесит добро — то в рай (Бехешт). Если же чаши весов окажутся в равновесии, то душа отправится в Мисван-гату («место смешанных»), которое по своему унылому антуражу очень напоминает Лимб из поэмы Данте.

Но на этом злоключения усопших не заканчиваются, ибо в конце времен их ждет еще и Страшный Суд. Каждый, кто когда-либо жил на Земле, снова получит телесное воплощение и должен будет перейти через реку расплавленного металла. Грешники в этой реке погибнут, а праведникам она покажется парным молоком. Во время Страшного Суда будет уничтожен Ариман и все темные силы.

Также у маздаяснийцев есть и свои ангелы, которые называются язатами, т.е. «достойными почитания». Среди них особое место занимают шесть Амэша-Спэнта («бессмертных святых»), которые покровительствуют различным благим деяниям и являются эманациями Ахура Мазды. Кстати, именно из-за язатов христианские и исламские проповедники, особо не вникая, объявляют зороастрийцев «проклятыми язычниками».

Царь Кир в облике язаты

А напоследок «вишенка на торт»: у зороастрийцев тоже есть учение о грядущих мессиях, которых ожидается сразу трое. Это «избранные» Ахуро Маздой люди, которых называют Спасителями мира (саошьянта). Их задача — восстанавливать учение Заратустры, возвещать истину и поднимать людей на битву со злом.

Учение пророка Заратуштры

Из монотеистической религии (маздеизма) зороастризм преобразовался в дуалистическое учение.

Мировоззрение зороастрийцев

«Относись с почтением и следуй трем вечным истинам: Благие Мысли, Благие Слова, Благие Деяния.»

«Относись с почтением к своему слову, и да будет оно твоим священным долгом.»
(Авеста)

Зороастризм — древняя религия, возникшая на рубеже 1 — 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране)
и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра (также — Заратууштра, Зороастр).

До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный обрядовый культ,
имевший в то же время общие черты с ведическим культом Индии.
Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов, доминировавших в военных союзах, и была по сути пуританской реформой нравов.

Важнейшая особенность зороастризма — синтез монотеизма и ярко выраженного дуализма, представления о противоборстве доброго и злого начал.
Верховное божество зороастризма — Ахурамазда. Он выступает в качестве творца всех противоборствующих сил.
Дети Ахурамазды — Спента Манью и Ангро-Манью — воплощают образы истины и лжи, добра и зла.
В до-зороастрийский период (период индо-иранской общности) дэвы и ахуры представляли из себя божества.
В зороастризме они эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся богами Аша, а дэвы — демонами Друдж.

Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила.
Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых «башнях молчания».
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

Основной священной книгой зороастризма является Авеста.
Считается, что древнейшая часть Авесты — Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре.

Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви:

  1. Зенд (Толкование Авесты),
  2. Бундахишн (Первотворение),
  3. Денкарт (Деяние веры),
  4. Сборник жреца Затспрама,
  5. Датисан-и-Диник жреца Манушчехра,
  6. Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений),
  7. Намак (Книга),
  8. Датисан-и Менок-и Храт

Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего Востока арабами,
зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий.
Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту парсов.
К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения, преимущественно в сторону монотеистических тенденций.

К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы ислама
и христианства.

В настоящее время (1976 г.) численность зороастрийцев составляет 130 тысяч человек.
Большая часть из них живет в Индии, остальные — в Иране и США.

Откровения и заветы Заратуштры

«Не к народу должен говорить Заратустра, а к спутникам. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада».

«Мне нужны спутники, которые следуют за мною, потому что хотят следовать сами за собой».
(Ф.Ницше)

Нравственность у зороастрийцев

Теперь самое интересное. Если в устройстве «зороастрийской вселенной» разобраться относительно легко, то нравственные основы этой религии обычно вызывают у европейцев недоумение. Люди, с рождения невольно привыкшие к авраамическим религиям (иудаизму, христианству и исламу), часто испытывают легкий шок от столкновения с древней и явно чужой для них культурой.

В авраамических учениях вся мораль крутится вокруг принципов единобожия и общественных отношений. У зороастрийцев же она основана на двух ключевых понятиях — аша и друдж, которые можно перевести как «благодать» и «скверна». Аша включает в себя все хорошее — добро, истину, жизнь, чистоту, гармонию. Друдж, в свою очередь, это зло, ложь, смерть, болезнь, грязь, гниение и прочая гадость, которая портит творения Ахура Мазды.

Чтобы преумножать ашу и побеждать друдж, истинный зороастриец должен строго соблюдать ритуальную чистоту и избегать грязи. Он обязан содержать в чистоте свое тело, придерживаться правил гигиены во время приготовления пищи, оберегать от загрязнения землю и источники воды.

Эти принципы были огромным шагом вперед для своей эпохи, поскольку защищали древних персов от заразы и эпидемий. Увы, но в более поздних религиях такого внимания чистоте уже не уделяли. Невольно вспоминается венгерский врач Земмельвейс, который в XIX веке (!) так и не смог убедить акушеров мыть руки.

Огромным грехом у маздаяснийцев было осквернение стихий (земли, воды и огня), что очень сильно повлияло на их погребальные обряды. Как только человек умирал, к нему начинали относиться как к чему-то очень заразному. Им занимались лишь профессиональные могильщики, да и те соблюдали при этом кучу ритуалов.

Башня молчания в Индии

Мертвых не хоронили, чтобы не осквернять почву. Их укладывали в специальные «Башни молчания», где хищные птицы и жаркое персидское солнце быстро превращало их в скелеты. И только уже сухие и очищенные кости предавали земле, где они и дожидались Судного дня.

Похоронная процессия в Башне молчания

Впрочем, в современном Иране зороастрийцам запретили пользоваться «Башнями молчания». Сейчас они хоронят усопших в специальных бетонных саркофагах, которые тоже не допускают контакта с почвой.

Естественно, что из-за страха перед заразой у зороастрийцев появились ритуалы очищения на все случаи жизни. Самый сложный из них назывался «Очищение девяти ночей». Во время этого ритуала человек проводил в полном уединении девять суток, постоянно совершая омовения и молитвы.

Но самым-самым страшным грехом, который даже не подлежит искуплению, у зороастрийцев считается «кунмарз». Этим словом обозначались все половые извращения, то есть любой секс, который не приводил к продолжению рода. В частности в одном из трактатов Авесты сказано:

Согласно преданию, именно с помощью «кунмарза» Ариман и произвел на свет дэвов. Для этого он… хм… оплодотворил сам себя ректально, попутно положив начало современному художественному перформансу.

Что же касается отношений между людьми, то здесь зороастризм мало чем отличается от авраамических религий. В Авесте есть даже свое «Золотое правило», которое звучит так:

Однако зороастрийцы терпеть не могут крайности, поэтому часто заповеди у них соблюдаются с различными оговорками. Например, убивать людей, конечно же, нельзя, но для защиты себя или своей страны убивать можно. Пьянство порицается, но пивасик с друзьями — это святое в умеренном употреблении нет ничего плохого. Аборты запрещены, но и они допускаются, если существует угроза для жизни матери.

Главный положительный, эталонный образ произведения — сверхчеловек

Заратустра проповедовал, что человек эволюционирует и её конечной стадией является сверхчеловек. Но не стоит считать, что в данной цепи только два звена, их гораздо больше:

Затем уже только человек и сверхчеловек. Заратустра говорил, что сверхчеловек обязательно должен быть верен земле и не думать ни о чём «непостижимом выше».

Примечательно, что в книге есть несколько символов — змея, орёл, солнце, упомянутые в самом начале.

Солнце освещает всё вокруг, спускается вниз. Также и главный герой освещает истину (соответствующую его убеждениям), спускается вниз для того, чтобы пролить свет на всё неизвестное. Змея — символ земли. Орёл — верховное божество, возвышающееся над этой системой.

Итак, какими же качествами должен обладать сверхчеловек? По мнению «величайшего» Заратустры, это властолюбие, себялюбие, злость и твёрдость, мужество. Изображение Зороастра в Клавис Артис, рукопись алхимии, опубликованная в Германии в конце XVII или начале XVIII века и псевдоэпиграфически приписываемая ЗороаструФото: Общественное достояние

Отмечу также тот факт, что автор является ярым атеистом. Парадокс в том, что его отец и дедушка были священнослужителями. Цитата «Бог умер» красной нитью окутывает всё произведение, твердо обосновавшись в каждой строчке. Такая маленькая фраза с огромнейшим смыслом является основой рассуждений Ф. Ницше.

Заратустра отрицает внешнюю мораль и твердит о существовании исключительно внутренней. То есть, грубо говоря, любое действие человека является правильным, если он сам так считает. Он также говорит о том, что на пути к совершенству необходимо избавляться от слабых, немощных людей, которые являются препятствием для создания «здорового общества». Смирение, равенство, ненасилие — грязь, то, что ни в коем случае не должно быть в сверхчеловеке. Отшельник хорошо относится к воинам, считая, что они ближе всех находятся к правде, «преодолевают человека в себе». Он мечтал видеть всех мужчин воинами.

На пути к преображению необходимо сменить курс собственного развития. Поэтому Заратустра повествует также о трёх превращениях, каждое из которых приближает человека к намеченному идеалу.

  • Первое превращение связано со становлением сильного, выносливого духа, который может выдержать все трудности «подобно навьюченному верблюду».
  • Второе — появление льва в человеческом духе, что завоёвывает свободу.
  • Третье — появление ребёнка, символизирующее формирование новых ценностей.

Внешность

Человек

Высокая худая женщина, носит длинную водолазку и брюки темно-цианового цвета, туфли и лента на талии тёмно-розовые. У учительницы короткие синие волосы с челкой, белая кожа. Красит ногти, глаза и губы фиолетовым. Под левым глазом шрам.

Заратустра одевается в стиле 70-х. Появляется первая одежда специально для дискотек, в моде яркие расклешённые брюки, ткани стрейч, широкие ремни, платья-футляры и приталенные кожаные пальто. Прямо на улицах Лондона рождается стиль панк. Женщины носят мини-юбки, колготки в четочку и туфли на высоком каблуке. Футболки пестрят дерзкими лозунгами. Популярна одежда в стиле милитари, брюки, куртки и армейские ботинки — для молодёжи это символ протеста.

Монстр

В результате заклинания, наложенного Валтором, учительница была превращена в ужасного трёхметрового монстра, сине-зелёная кожа которого соответствует цвету повседневной одежды. В данном обличии она имеет удлинённые передние конечности, служащие опорой при передвижении. Задние лапы выглядят значительно короче, так как они постоянно согнуты. Голова чудовища напоминает молот с треугольным выступом посередине. На нём расположено два небольших жёлтых глаза. Возможно, большой красный кристалл также является оком. С верхней челюсти свисают два длинных острых клыка. Из мускулистого тела выпирают три пары белых рёбер.

Пророк

Эпоху Заратустры принято считать временем нравственного упадка. Тогда в одном месте за другим происходили войны, а также пpaктиковались жестокие жертвоприношения и спиритизм.

На территории Ирана господствовал мадеизм (многобожие). Люди поклонялись различным природным стихиям, однако вскоре многое изменилось. На смену многобожию Заратустра принес веру в одного Мудрого Господа – Ахура-Мазду.

Согласно древним текстам, в 20-летнем возрасте Заратустра отказался от разных желаний плоти, решив вести праведный образ жизни. В течение 10 лет он стрaнcтвовал по миру, стремясь получить божественное откровение.

Заратустра получил откровение, когда ему исполнилось 30 лет. Это произошло в один из весенних дней, когда он пошел к реке за водой.

Оказавшись на берегу, мужчина неожиданно увидел некое сияющее существо. Видение позвало его за собой и привело к 6 другим светящимся личностям.

Главным среди этих сияющих фигур оказался Ахура-Мазда, которого Заратустра и провозгласил Творцом, призвавшим его на служение. После этого случая, пророк начал рассказывать соотечественникам заветы своего бога.

С каждым днем зороастризм приобретал все большую популярность. Вскоре он распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан.

Новое учение призывало людей к праведности и отказу от любой формы зла. Любопытно, что при этом зороастризм не запрещал проводить ритуалы и жертвоприношения.

Тем не менее, соотечественники Заратустры скептически отнеслись к его учению. Мидийцы (запад Ирана) решили не менять свою религию, изгнав пророка со своих земель.

После изгнания Заратустра на протяжении 10 лет скитался по разным городам, часто сталкиваясь с тяжелыми испытаниями. Отклик на свою проповедь он нашел на востоке страны.

Заратустру с почтением принял глава Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана. Со временем заветы Ахура-мазды, наряду с проповедями пророка, удалось запечатлеть на 12 000 бычьих шкурах.

Главную священную книгу – Авесту, было решено поместить в царскую сокровищницу. Сам Заратустра продолжил жить в пещере, расположенной в горах Бухары.

Заратустру считают первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после cмepти и последнем суде. Он утверждал, что спасение каждого человека зависит от его дел, слов и помыслов.

Учение пророка о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и идеями Платона. При этом зороастризму присуща вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура-Мазды, а значит и необходимость заботы о них.

Сегодня общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы). Также по причине эмиграции из обеих стран сложились общины в США и Западной Европе. В настоящее время в мире насчитывается до 100 000 человек, исповедующих зороастризм.

Биография Заратустры

Заратустра появился на свет в Радесе, который относится к числу древнейших городов Ирана.

Точная дата рождения Заратустры неизвестна. Считается, что он родился на рубеже 7-6 вв. до н.э. Однако анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности пророка к 12-10 вв. до н.э.

Национальность Заратустры также вызывает много споров у его биографов. Разные источники относят его к персам, индийцам, грекам, ассирийцам, халдеям и даже евреям.

Ряд средневековых мусульманских историков, опираясь на древние зороастрийские источники, указывали, что Заратустра появился на свет в Атропатене, на территории современного Иранского Азербайджана.

Детство и юность

Если доверять Гатам (17 религиозным гимнам пророка) Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Кроме него, у его родителей – отца Порушаспы и матери Дугдовы, родилось еще четверо сыновей.

В отличие от своих братьев, при рождении Заратустра не плакал, а смеялся, уничтожив своим смехом 2000 демонов. По крайней мере, так сообщают древние книги.

Согласно традиции новорожденного омыли коровьей мочой и запеленали в шкуру овцы.

С ранних лет Заратустра якобы совершал множество чудес, вызывая зависть у темных сил. Эти силы многократно пытались убить мальчика, но безуспешно, поскольку он находился под защитой божественной силы.

Имя пророка было довольно распространенным для того времени. В буквальном смысле оно означало – «обладатель старого верблюда».

В 7-летнем возрасте Заратустру приобщили к священству. Интересен факт, что учение передавалось в устной форме, поскольку на то время у иранцев еще не было письменности.

Ребенок занимался исследованием традиций и заучивал мантры, которые остались еще от предков. Когда ему исполнилось 15 лет Заратустра стал мантраном – составителем мантр. Он сочинял религиозные гимны и песнопения, обладая поэтическим талантом.

Истоки зороастризма (маздаизм, митраизм, бон)

Маздаизм

Маздаизм связан с древнеиранскими культами до реформы Заратуштры.

Синкретизм религиозно-мифологической системы и служители культа у кочевников Горного Алтая скифской эпохи.
Дашковский П.К. (г.Барнаул)

Митраизм

Митраизм — западное (традиционное) направление маздаизма
и одна из древнейших религий человечества.
Митраизм был суровой религией, культом победоносного Бога,
требовавшего от своих последователей духовной мощи и мужества в жизненной борьбе.

Митра – договор, согласие ; Бог солнца;
космический и людской закон, состояние мира, дружбы, симпатии;
хранитель клятвы, помогающий тем, кто держит слово и жестоко наказывающий лжецов.
“Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем кто не лжив к договору.”
Митра упорядочивает и организует жизнь на Земле, гарантирует устойчивость и согласие между людьми,
охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор,
и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его и тем служат лжи.
Митра бог верности и истины. Митра сопровождает солнце, величайшее из всех огней
(огонь – очиститель был связан с Митрой), в его ежедневном движении по небу
и следит за теми, кто хранит верность договору и кто его нару-шает.

Митра входил в тройку верховных божеств древних ариев –
Ахура–Мазда (Хормазд), Митра, Апам–Напат,
поддерживающих истинный порядок в мире.

Хормазд моделирует космические элементы Вселенной, а Митра ведает социальной организацией людей,
т.е. устройством “человеческой” вселенной.
Митра — правая рука верховного творца всего сущего и посредник между Небом и Землей
.

Митраизм был широко распространён в Римской империи и соперничал
с христианством.
А многие ритуалы и принципы Митраизма вошли позже в христианский культ
(например обряды крещения , причастия и многие другие).
Почитался Митра также в Армении, в Средней Азии, среди эфиопов, в Кушанской империи,
где поддерживался царём Михиракулой, боровшимся с буддизмом.

Религия Бон (тибетский митраизм)

От эфталитов Митраизм попал в Тибет, где стал государственной религией, пока не был вытеснен буддизмом.
Причём, имя Митры даже попало в буддизм, в образе Будды будущего – “Майтрейи”.

Тибетский Митраизм носил название ‘Бон”.
“Бонцы”, как монголы и арии, почитали двуединных “Всеблагого Бога” и “Великую Мать Земли”,
боролись с обманом и ложью, и поклонялись Митре в образе “Божества – жреца Белого Света.”

Тибетская традиция БОН в России

Жизнь Заратустры

Философ и пророк Заратустра — личность легендарная, а потому трудно сказать, существовал ли он на самом деле. Но по самой популярной версии он жил на территории Ирана за 258 лет до Александра Македонского, то есть в VII веке до нашей эры. Некоторые отодвигают это время на I тысячелетие до нашей эры, а иногда и на более ранний период (вплоть до 1700 года д. н. э.).

Спитама Заратустра

По поводу родины Заратустры опять же существуют разные теории. Кроме Ирана, исследователи называют Афганистан и Азербайджан, а «особо креативные» — даже Аркаим, о котором мы уже писали.

С биографией пророка у историков тоже все сложно, поэтому нам придется поверить зороастрийцам на слово и придерживаться их версии.

Легенда гласит, что родителей Заратустры звали Поурушаспа и Дугдова. С самого рождения жизнь Спитамы Заратустры (Спитама — это родовое имя, вроде нашей фамилии) сопровождалась множеством чудес. Еще ребенком он демонстрировал великую мудрость и праведность, из-за чего его люто возненавидели дэвы (персидские демоны) и языческие жрецы.

Когда же Заратустре исполнилось тридцать лет, он получил откровение от бога-творца Ахура Мазды и с энтузиазмом начал проповедовать новую религию. Однако в самом начале пророка отовсюду прогоняли, а его проповеди так никого и не убедили. В результате за первые годы миссионерства он смог обратить в новую веру лишь одного человека — своего двоюродного брата.

Заратустра и царь Виштаспа

Но однажды удача ему улыбнулась. Он произвел настолько сильное впечатление на царя Виштаспу, что тот принял учение Заратустры и сделал его официальной религией своей страны. Что это был за царь, и что это была за страна — опять же неизвестно. Но можно предположить, что в легенде речь идет о персидском царе Гистаспе — отце Дария I.

Погиб Заратустра в возрасте 77 лет. Когда пророк молился в храме, его ударил ножом в спину один из языческих жрецов. С приходом новой религии они потеряли былую власть и не могли Заратустре этого простить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: