Психоневрологический институт и Институт мозга
В 1903 году претворилась в жизнь идея создания высшего учебного и научного заведения с программой гораздо более широкой по сравнению с медицинскими факультетами академии и университетов — школы, в которую свободно могли поступать молодые люди без различия сословия и вероисповедания. Эта школа получила название Психоневрологического института. Было организовано три факультета: медицинский, юридический и педагогический. Институт был построен на частные средства. Отчасти этому способствовали революционные настроения общества, предъявлявшего свои права на высшую автономную школу.
Академик В. М. Бехтерев у здания Психоневрологического института
Фото из фондов Военно-медицинского музея
Ещё в 1905–1906 годах у Владимира Михайловича Бехтерева возникла идея создать научно-исследовательское учреждение для всестороннего изучения строения мозга, его функций и психической деятельности. Учредить такой институт удалось только при Советской власти. В 1918 году был издан декрет об основании Института мозга, который объединил ряд учреждений, имевших связь с бывшим Психоневрологическим институтом и вошедших в систему Психоневрологической академии, которая просуществовала до 1927 года. Однако в таком виде академия просуществовала недолго. Одно из подразделений — Государственный рефлексологический институт по изучению мозга и психической деятельности, впоследствии получивший имя Бехтерева, — не только сохранился, но окреп и развился в системе народного хозяйства. При Психоневрологическом институте были организованы клиники неврозов и психоневрозов, эндокринных заболеваний, для алкоголиков и алкогольных психозов. Владимром Бехтеревым и его учениками изучались феномен гениальности и психология толпы, ставились эксперименты по гипнотическому воздействию и другие.
Владимир Михайлович Бехтерев
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927),
российский невролог, психиатр и психолог,
основатель научной школы. Фундаментальные труды
по анатомии, физиологии и патологии нервной
системы. Исследования лечебного применения
гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому
воспитанию, поведению ребенка раннего возраста,
социальной психологии. Исследовал личность на
основе комплексного изучения мозга
физиологическими, анатомическими и
психологическими методами. Основатель
рефлексологии. Организатор и руководитель
Психоневрологического института (1908 год; ныне им.
Бехтерева) и Института по изучению мозга и
психической деятельности (1918).
Другие биографические материалы:
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Профессор по душевным болезням
(Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).
Кондаков И.М. Построил собственную
общепсихологическую теорию (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный
словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).
Северикова Н.М. Русский невропатолог, физиолог,
психиатр, психолог (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. /
Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин.
М., Мысль, 2010).
Гримак Л. П., Пухир В. М. Психолог и психиатр (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Невзирая на лица…
(Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический
справочник. Санкт-Петербург, 2000).
Юрасов А.Н. Действительный статский советник (Энциклопедия
«Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые».
2021).
Великий физиолог (Использованы материалы сайта
http://100top.ru/encyclopedia/).
А.В. Луначарский о В.М. Бехтереве
Академик БЕХТЕРЕВ — крупный ученый. Уклон его научных исканий
интересен, так как относится к области физиологии и психологии труда и
научного распознавания способностей и склонностей. Соответственно этому
делал доклад на последней конференции по научному обследованию труда.
Выдвинулся в Петрограде как один из советских ученых. Рядом с этим,
однако, надо сказать, что этот организатор самого демократического
высшего учебного заведения в России, именно Психоневрологического
института — великий пролаза, любил действовать через всяких высоких
княгинь, лебезил перед Распутиным, потом перед Керенским. После
переворота немедленно явился ко мне с визитом и вел себя до противности
униженно. За широкими научными интересами, ходатайствами о судьбе своего
учебного заведения всегда стоит все-таки личный карьеризм и личные
выгоды.
Может быть употреблен с большой пользой, но увлекаться им не следует.
Некоторый дух авантюризма и легкого шарлатанства, несмотря на
европейское имя, имеется и в его научных трудах, по отзывам серьезных
исследователей.
(Письмо А.В.Луначарского Н.П.Горбунову об
ученых от 9 марта 1921 г.).
Владимир Михайлович Бехтерев в начале своей деятельности на медицинском поприще работал при клинике профессора И. П. Мержевского. Кто из наших современников слышал фамилию Мержевского. А Бехтерев наслуху. А больные, разумеется, всегда предпочитали обращаться за лечением к лучшим врачам. Но это только те больные, которые по-настоящему умеют лечиться! И когда вы выбираете медицинское учреждение, в котором собираетесь лечиться по подозрению, например, рака, то всегда выбирайте лучшие онкологические клиники мира и не экономьте на здоровье. В лучшей клинике вас вылечат или резюмируют, что вы здоровы. В худшей же вас — даже здорового — начнут от чего-нибудь лечить… |
Как педологию объявили извращением
В начале тридцатых годов, когда педология была ещё на пике своего распространения и развития в СССР, над ней уже начали сгущаться тучи. Это совпало с возвращением в школы старого привычного порядка — классно-урочной системы, оценок, формы. Дело в том, что в первые годы после революции и Гражданской войны, на волне увлечений всевозможными новаторскими идеями, сфера образования превратилась в поле для сплошных экспериментов. А теперь этот период заканчивался — возвращалась обычная традиционная школа.
Началом конца педологии стало то, что «вождь» педологов Арон Залкинд впал в немилость. Связано это было и с его увлечением фрейдизмом, который в СССР тогда сильно не приветствовался, и со слишком резкими публичными высказываниями о том, что в течение первых 12 лет советской власти новый «массовый» человек рождался не благодаря, а вопреки системе образования, и что большая часть психоневрологии не делает того, что нужно революции.
Залкинд лишился поста главы Института психологии, педологии и психотехники, а также перестал быть главредом журнала «Педология», да и сам журнал вскоре закрыли. Начались нападки и на главное детище Залкинда — появились первые статьи с критикой реальных и мнимых недостатков всей педологии.
В 1934 году приказом Совнаркома была разгромлена сеть из 29 НИИ психотехнических учреждений и журнал «Психотехника». Они разрабатывали тесты, которыми пользовались педологи, а также занимались исследованием взрослых — психофизиологией труда (эта сфера в связи с уничтожением психотехники тоже пострадала, как и педология).
Наконец, в 1936 году вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Основной мотив документа был такой: Наркомпрос доверил педологам руководство школами, а те развели беспорядок в системе среднего образования. Словом, педологию объявили причиной неудач ранней советской школы.
Деятельность педологов и их эксперименты в постановлении были названы бесполезными и даже вредными, утверждалось, что они нанесли большой ущерб. В первую очередь — при распределении детей по классам и школам, особенно специализированным. Как мы помним, ошибки действительно случались, но на педологов возложили даже ненадлежащее состояние вспомогательных учреждений.
Детский городок. Класс спецпредметов, Галич. 1932 годФото: «Костромская старина»
Конечно, совершенно в духе того времени не обошлось без обвинений в том, что педология противоречит марксистскому учению, позаимствовала буржуазные антинаучные предубеждения и вообще способствует врагам советского строя. Главным упрёком стало то, что с точки зрения педологии судьбу детей могут фаталистично предопределять какие-то факторы, будь то биологические или социальные. Такой подход, по мнению ЦК, способствует господству эксплуататорских классов, демонстрирует их мнимое превосходство над трудящимися.
Вот так партийная идеология уравняла ранее непримиримых оппонентов, представлявших разные течения педологии, — все они мгновенно стали представителями извращённой лженауки.
Постановление заканчивалось требованием восстановить педагогику и «ликвидировать педологию во всех формах её проявления теории и на практике».
По свидетельству дочери Арона Залкинда, учёный после знакомства с постановлением «О педологических извращениях» умер от инфаркта.
Скорее всего, истинная причина такой резкой смены отношения к педологии была связана не столько с её практическими провалами, сколько со сменой политического курса в стране в начале тридцатых годов и поиском классовых врагов среди учёных.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку уже не вписывался в новую тоталитарную парадигму
Теперь стало важно не то, какой ребёнок на самом деле, а то, каким он должен быть. Любые знания о человеке — психология, социология, генетика — оказались под большим прессингом политической идеологии или вовсе объявлялись лженауками
Кроме того, педология со своими тестами на «неполноценность» бросала тень на идеальный образ «общества трудящихся» и «страну победившего социализма».
Детский городок. Кружок физкультуры, Галич, 1932 годФото: «Костромская старина»
В течение полугода после постановления «об извращениях» вышло больше ста критических статей и брошюр о педологии. Её изъяли из вузовских программ. В следующем, 1937-м, году ряд руководителей Наркомпроса репрессировали — в том числе по обвинению в поддержке педологии как контрреволюционной деятельности.
Научная работа в области структуры мозга
Практически сразу после окончания академии Бехтерев приступил к работе в области восприятия активности мозга. Несомненно, неврологический подход был самым важным и доминирующим в разработке всех направлений и проблем человеческого восприятия. Он признал фундаментальную роль мозга и нервной системы в деятельности человека, в регулировании его взаимодействий с миром.
Центром неврологических исследований Бехтерева является проблема локализации, которую он рассматривал с двух точек зрения: с точки зрения изучения структурной локализации, выявления топографии мозга и изучения функциональной локализации. В конце 19 века вопросы структуры мозга до сих пор крайне плохо изучались. Поэтому расследования Бехтерева были революционными. Бехтерев тщательно изучил практически все участки мозга и спинного мозга, а также пути проведения, обнаружил и описал различные клеточные структуры.
Его исследования в области анатомии привели к созданию многочисленных схематических моделей структуры мозга, подготовке ряда оригинальных научных работ, а также классической двухтомной работы «Мозг и спинной мозговой контур», которая прошла через три издания и была переведена на другие языки. За эту работу Бехтерев был удостоен премии имени академика Баер Рая.
Глубокое изучение анатомических основ деятельности мозга, практическая направленность исследований Бехтерева побудили его к поиску механизмов, определяющих активность мозга в норме и патологии, что привело к тому, что ученый сформулировал проблему функциональной локализации.
Бехтерев представил и установил базовый принцип исследования мозга — принцип структурно-функционального подхода, то есть исследования структуры мозга в единстве с его функциями.
В цикле его физиологических работ функциональные свойства мозга убедительно представлены на основе обширного массива фактов. Используя метод развития, раздражения и разрушения нервной системы, Бехтерев устанавливает и тщательно изучает корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений; изучает анатомические и физиологические основы болевой чувствительности, корковые регуляторы мимических движений. Изучение органов статистической координации открывает Бехтереву возможность научной формулировки проблемы пространственных ощущений.
После того, как Бехтерев прошел процедуру отбора для командировки за границу, он отправился в Лейпциг, чтобы увидеться с Флеккингом, директором психиатрической колонии, тогдашним известным исследователем нервной системы и автором нескольких новых методов исследования мозга. Железное правило Флека: не пускать врача в клинику, пока он не будет за микроскопом за двумя парами штанов.
После этого Флеккинг писал: «Вот где Бехтерев — поистине врожденный исследователь — начал свое славное путешествие. И он ошибался. Бехтерев начал в Петербурге и отправился в заграничное путешествие после того, как уже опубликовал более пятидесяти работ.
В принципе, единственным методом, который использовался исследователями мозга в то время, было: отдельные волокна выделялись и извлекались из мозга, конденсируясь в алкоголе, который отделялся друг от друга. Они также были испачканы. В своей книге «Мозг и спинной мозг» Бехтерев предлагает «метод сравнения последовательных разделов одного и того же направления». За этими словами стоят изнурительные часы работы. С помощью ножа-микротома разрезается тончайший кусочек замороженного мозга, и этот кусочек, закрепленный на маленьком стакане, попадает под микроскоп для осмотра и набросков. Второй кусок, пятый, трехсотый, и удается проследить наверняка и до конца путь нескольких нервных волокон и соединения нескольких клеток.
Новое направление, тысячи новых ломтиков — кропотливая и терпеливая муравьиная работа. Около двадцати лет рабочий стол Бехтерева был заполнен стеклянными ломтиками. Когда он уезжал на новое место, он всегда оставлял коллекцию из тысяч черенков на старом месте. Книга «Проводящие пути» была переведена на несколько языков и удостоена золотой медали Российской академии наук. Все современные атласы мозга основаны на нем. Немецкий профессор Копш, один из авторов этих атласов, посвятивший им всю свою жизнь, однажды сказал следующее предложение: «Только два человека прекрасно знают структуру мозга: Бог и Бехтерев».
Бехтерев в Петербурге
В 1893 году по приглашению начальника Императорской Военно-медицинской академии В. В. Пашутина Владимир Михайлович вернулся в Петербург для занятия кафедры нервных и душевных болезней. Бехтерев долго колебался, однако перспективы более широких возможностей и более плодотворной работы в столице перевесили. В Петербурге Бехтерев получил в своё распоряжение только что построенную и открытую его предшественником, академиком И. П. Мержеевским, психиатрическую клинику с обширным помещениями для лабораторий.
Лекция профессора В. М. Бехтерева по гипнозу с демонстрацией больных в клинике душевных и нервных болезней академии, 1898 г.
Фото из фондов Военно-медицинского музея
Новая петербургская клиника не была должным образом подготовлена для ведения в ней курса нервных болезней. Владимиру Бехтереву удалось получить ассигнование на постройку отдельного здания клиники нервных болезней, которая была открыта в 1898 году. Любимым детищем Бехтерева стала операционная при новой клинике. В ней работали такие известные профессора как М. С. Субботин, Н. А. Вельяминов. Здесь впервые в России начали применять хирургические способы лечения и нейрохирургию.
Тематика научных исследований, которую Владимир Михайлович предлагал своим ученикам и сотрудникам, была весьма разнообразной. В клинике Бехтерева была разработана собственная методика по изучению сочетательных рефлексов, применимая и к животным, и к человеку, что шло в разрез с методикой И. П. Павлова. На фоне этого разгорелся непримиримый спор двух учёных длиною в жизнь.
Академик В. М. Бехтерев среди студентов 1-го женского Медицинского института в 1913 г.
Фото из фондов Военно-медицинского музея
В 1897 году был открыт Женский медицинский институт, в котором Бехтерева пригласили занять кафедру. Практические занятия проводились в его клинике, где профессор охотно разрешал своим студенткам работать. Кроме того, в Петербурге Владимир Михайлович стал одним из организаторов Общества нормальной и патологической психологии.
В 1903 году широко отмечалось 25-летие научно-преподавательской деятельности. Имя Бехтерева к тому времени стало известно не только в России, но и за рубежом. Отвечая на многочисленные приветствия и поздравления, Владимир Михайлович скромно заявил, что своими успехами он обязан своим учителям и предшественникам, особенно И. М. Балинскому и И. П. Мержеевскому.
Общественная деятельность Владимира Бехтерева
Революция 1905 года обнажила противоречия, существовавшие в обществе. Прогрессивная профессура и студенчество не могло оставаться в стороне от развернувшихся событий. В 1905 году после неожиданной кончины начальника академии профессора А. И. Таренецкого Владимир Бехтерев вступил в должность «исправляющего» обязанности начальника академии (до апреля 1906 года). Вновь проявился крутой нрав профессора: он, не жалея себя, вставал на защиту своих учеников. В сентябре 1905 года на II съезде психиатров в Киеве Владимир Михайлович произнёс речь «Об условиях развития личности», которая содержала критику царского правительства и такие требования для свободного развития личности, которые не могли понравиться властям. Работа съезда была приостановлена полицией, а профессору И. А. Сикорскому пришлось приложить немало усилий для того, чтобы возобновить её.
В. М. Бехтерев — начальник — Военно-Медицинской Академии, 1905 г.
Фото из фондов Военно-медицинского музея
В 1913 году Бехтерев на заседании конференции академии выступил с критикой насаждаемого военным министром В. А. Сухомлиновым приказа об отдаче студентами (на стороне которых были симпатии обществ и печати) чести офицерам. За этот поступок Владимир Михайлович был отстранён от службы в альма-матер. В целом, он часто подвергался гонениям в виду того, что в своих выступлениях обнажал социальные стороны личности — в его докладах не раз поднимались темы алкоголизма, проституции, самоубийств, беспризорничества и другие. В своё время Бехтерев, как и большая часть либерально настроенной профессуры, попал под особый надзор реакционно настроенного министра народного просвещения Л. А. Кассо. Несмотря на преграды, возникшие в связи с выражением гражданской позиции, научная работа имела первостепенное значение.
Почему педология провалилась
Формально советские педологи разрабатывали комплексную науку о детях, в этом и заключалась её суть. Так, программа Залкинда, которую в качестве «объединённой платформы» одобрил Первый педологический съезд, оказалась крайне эклектичной
Её характеризовали как «социогенетическую биологию в соединении с учением о рефлексах, при осторожном использовании ценнейшего ряда фрейдистских понятий и отдельных его экспериментальных методов»
Но в действительности педологи делились на несколько течений в зависимости от того, какие факторы конкретные исследователи считали доминирующими в развитии детей. Условно можно выделить две группы. Одни специалисты считали главными биологические факторы — наследственность, рефлексы и реакции. Другие отдавали приоритет социальным факторам — окружению, воспитанию, общественному строю, культурно-исторической эпохе.
Практически всё недолгое время существования советской педологии прошло в спорах представителей её различных течений. При этом некоторые педологи не гнушались использовать личные связи в партийной номенклатуре, чтобы шельмовать оппонентов.
До 1927 года доминировали так называемые «биогенетисты». Они фактически отрицали влияние на развитие детей среды и воспитания, призывая сосредоточиться на изучении наследственных факторов, поведенческих паттернов и реакций.
После Первого съезда педологов маятник качнулся в другую сторону, и возобладала точка зрения «социогенетистов»: теперь в абсолют возвели значение внешней среды. Например, на полном серьёзе рассматривалась гипотеза о том, что советский строй развивает у детей совершенно другой тип пищеварения и дыхания, нежели у их ровесников в буржуазных государствах.
Трудовая школа имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, Челябинская губерния, Челябинск. В гостях — дети сельскохозяйственной коммуны из деревни Смолино. В столовойФото: Государственный исторический музей Южного Урала
Преодолеть противоречия, связать различные факторы, влияющие на развитие ребёнка, и создать подлинно комплексное учение так и не удалось. Педологи превратились в кого-то вроде педагогических антропологов — собирателей различных данных о психологии, физиологии и социологии детства.
Данные, которые собирали о детях школьные педологи, представляли собой нагромождение сведений о физиологии, умственном развитии и происхождении ребёнка, слабо или вообще не связанных между собой, а то и вовсе противоречащих друг другу.
Как использовать эти данные дальше в педагогической практике, было неясно. Вот что писал об этом знаменитый педагог Антон Макаренко: «Когда человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, то потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает».
Кроме того, тесты, которые применяли педологи, были зачастую зарубежными и далёкими от условий и задач советского образования. А «коэффициент умственной одарённости», который они определяли, во многом не учитывал реальных способностей ребёнка.
Даже Первый педологический съезд счёл увлечение тестами чрезмерным и призвал их ограничить.
«Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни, — писал в 1927 году С. С. Моложавый. — Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку „местных“ тестов и с увлечением проводят эту работу за счёт своего ограниченного досуга».
С подачи Первого съезда педологи усовершенствовали свои методики. Они стали вести за детьми длительные наблюдения с первого года обучения, проводили дополнительные антропометрические и психологические измерения, изучали школьную документацию. Но и тут без перегибов не обошлось. Например, учебное отставание школьника могли связать с размером его грудной клетки или составом крови.
Детей отправляли в спецшколы и спецклассы для слабых или, наоборот, сильных способностей зачастую по ошибке, что признал и Первый педологический съезд. Причём в числе слабых чаще оказывались дети рабочих и крестьян, которые попросту не могли иметь такой же подготовки, как выходцы из интеллигенции. Это портило имидж «пролетарской державы». И тем самым педология рыла яму самой себе.
Кстати, изначально задумывалось, что вспомогательные классы и школы для слабых учеников будут оборудованы лучше, чем обычные школы, и там будут работать наиболее профессиональные педагоги. На деле же всё вышло наоборот: условия в спецшколах и спецклассах для отстающих были хуже, чем в обычных, а учителей туда набирали малоквалифицированных. Такие учебные заведения не только не исправляли двоечников, но и портили тех детей, которые попали туда по ошибке.
Какой след всё-таки оставила педология
Хотя педологи не смогли или попросту не успели объединить свои изыскания в единую систему, они накопили большой эмпирический материал о развитии поведения детей, который и сейчас представляет интерес, а также разработали ряд идей, которые потом успешно стали использовать специалисты по педагогической антропологии, возрастной и педагогической психологии, развивающему обучению, социальной педагогике, активным методам обучения и так далее.
Например, именно Владимир Бехтерев с коллегами первыми экспериментально исследовали детские коллективы и обнаружили феномены конформизма и группового давления. А работы Блонского и труды Выготского заложили основу научных знаний о развитии детей.
Тесты как методы исследований тоже давно «реабилитированы»: они активно используются в мониторингах качества образования. За рубежом на основе тестов сложилась наука о сборе данных и правильной их интерпретации — психометрика. Она применяется сейчас в различных областях, от оценки персонала до образования. Кое-где в школах Европы психометрик — штатная школьная должность, как в России когда-то — педолог.
В арсенале современной психометрики значительно больше методов, чем использовалось в двадцатых-тридцатых годах. Теперь применяются не только тесты и опросники, но и симуляции, дополненная реальность, мультимедиа и большие данные (им вообще в этой сфере прочат большое будущее). Новые и всё более совершенные алгоритмы позволяют оценивать такие сложные параметры, как креативность, коммуникабельность, критическое мышление.
Сейчас различные исследования — неотъемлемая часть мира современного образования, они проводятся и на международном уровне. Одно из самых известных исследований — PISA (Россия до 2022 года в нём тоже участвовала, и в стране есть национальный аналог). На основе таких исследований принимаются значимые для системы образования решения. Например, в 2001 году результаты учащихся из Германии в PISA оказались ниже среднего. Для немецкого правительства это стало стимулом увеличить расходы на образование и поддержку уязвимых групп населения, в результате к 2009 году ситуация улучшилась.
Развиваются нейронауки, которые пытаются разобраться, как работает мозг, и доказательное образование — подход, основанный на том, что в образовательных практиках надо отдавать предпочтение методам и прочим решениям, которые базируются на результатах исследований. Иными словами, современные специалисты снова связывают будущее образования с различными исследованиями. Так что можно сказать, что педология стала прообразом наук будущего и просто опередила своё время.
Вещие сны Натальи Петровны, встреча с Вангой
Еще в юности она рассказала, что перед арестом отца видела вещий сон, будто он плохо и небрежно одетый стоит в глубине домашнего коридора. Пол, который под ним вдруг начинал подниматься, охватывали языки пламени. Действительно ли Наташа видела такой сон или это плод детской фантазии (тогда ей было три года), теперь не узнать. Но вещие сны преследовали ее всю жизнь и часто предупреждали о трагических событиях.
Однажды летом она отправила маму пожить отдыхать на юг. Все было хорошо. Но вот приснился ей сон, что пришла телеграмма, сообщающая о том, что мама умерла. Она отправляется на курорт, и встречает незнакомых людей. Наутро Наталья Петровна срочно собралась лететь к маме (мобильных телефонов тогда не было), но родные ее уговорили не верить снам. А вскоре все так и случилось, сон оказался вещим.
Всю жизнь она пыталась разгадать, что происходит с мозгом, который посылает пророческие видения, и решила поехать в Ванге. Перед поездкой так волновалась, что забыла привезти с собой кусочек сахара. Он, по условиям болгарской целительницы, должен был находиться рядом с человеком не менее суток. Наталья Петровна подарила ясновидящей платок. Но та сразу поняла, что Наталья не вытаскивала его из пакета и не прикасалась к нему руками.
Но Ванга тем не менее удивила Бехтереву прозорливостью. Она предсказала ей поездку в Сибирь на научные чтения, посвященные деду Владимиру Бехтереву. Ванга была уверена, что она обязательно узнает место, где был расстрелян и похоронен в общей могиле ее отец (так потом и было). Провидица предостерегала ее от общения с замминистра, и советовала по всем вопросам обращаться к министру. Наталья по приезду домой сама удивилась, как быстро стали решаться все вопросы после посещения высокого чиновника.
Кто знает, может, это были лишь совпадения.
От Бехтеревой можно было услышать и утверждение о существовании потустороннего мира, но в это зазеркалье, утверждала она, заглядывать опасно.
Встречалась Наталья Петровна и с популярным тогда Анатолием Кашпировским. Но его обращение с толпой, способность делать людей смешными и беспомощными оттолкнуло от признанного мировым сообществом экстрасенса. Она считала эти вещи недопустимыми. Когда-то зарубежные ученые-нейрофизиологи приглашали ее деда на работу за границу, обещая золотые горы. Их интересовала возможность с помощью влияния на человеческий мозг управлять толпой. Речь шла о создании психотропного оружия. Но Владимир Бехтерев наотрез отказался. Так что если его на самом деле убили (это, кстати, утверждала и Ванга), то не работа ли это западных спецслужб? Пока остается загадкой.