Перестает быть просветителем
Десять лет назад в России наблюдалась волна протестных митингов. И все ждали объяснений от мудреца Пелевина, но он молчал. Лишь спустя год он взволновал читателей романом «Бэтман Апполо», где смело высмеял оппозиционеров. Но, зная парадокс его постмодернистского стиля, трудно понять кого он точно высмеивает: саму оппозицию или все же критикующих оппозицию.
Подписывайтесь на нас в Telegram:
Культурология
t.me
Все бы хорошо, но вскоре появилась проблема: раньше именно в романах Пелевина люди узнавали о мировых философских и технологических трендах, а теперь автор просто «ворчит» о них с запозданием. Он перестает быть пророком и просветителем. Многие его темы устарели, да и обо всех событиях сейчас легко можно узнать в интернете, буквально с одного клика мышки.
Биография
ФИО:
Виктор Пелевин
Жанр:
Социальная фантастика, Фантастика, Русская фантастика, Современная проза, Проза, Контркультура
Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — современный российский писатель.
Родился в Москве 22 ноября 1962 года. В 1979 году окончил московскую среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной, там же работала завучем и преподавателем английского языка мать Виктора — Ефремова Зинаида Семёновна. Его отец, Олег Анатольевич, тоже работал преподавателем — на военной кафедре в МГТУ им. Баумана. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, учился в Литинституте, но был отчислен. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Книги Пелевина переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссёром Сокуровым). В конце 2009 года по результатам опроса был признан самым влиятельным интеллектуалом России.
Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. Это и центр управления советской Россией, который находился в подземельях под Кремлем (Повесть огненных лет), и версия перестройки, якобы возникшей в результате мистических упражнений уборщицы Веры Павловны, сосланной после смерти в роман Чернышевского в наказание за «солипсизм на третьей стадии».
Грань между жизнью и смертью, как правило, размыта: герои Вестей из Непала и Синего фонаря вдруг начинают понимать, что они – мертвецы, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли бы уехать заграницу (Бубен Верхнего Мира, 1993). Пелевин охотно пользуется мотивом инвариантности мира и для оживления своих описаний. Вот, например, «импрессионистский» портрет одного из красноармейцев в романе Чапаев и Пустота: «Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы – что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то, что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет помечтать иногда о несбыточном». Здесь заметна так же типичная для Пелевина ирония над штампами русской классики, поскольку эти бывшие крестьяне – активные участники красного террора, которым даже известно, что человечина похожа на говядину: «Я пробовал».
Но, по мнению Пелевина, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни и выйти навстречу подлинному Бытию. Так это и происходит с героями большинства его книг: цыплятами, которые вырвались за окна инкубатора, развив свое самосознание и врожденные способности. (Хотя автор и намекает, что «настоящий» мир имеет и свои минусы. С какого-то момента цыплятам на крылья приходится нацеплять гайки: в процессе упражнения ноги почему-то отрываются от земли (Затворник и Шестипалый)). Освобождается от иллюзорного мира и мотылек Митя, превратившись в светлячка (Жизнь насекомых), и сарай с душой велосипеда, обретающий истинную жизнь после устроенного им самим пожара (Жизнь и приключения сарая № ХХII). Рассказчик Желтой стрелы (1993) сходит в конце концов с бесконечного поезда, двигающегося к «разрушенному мосту», а Чапаев, Анна и Петр погружаются в финале романа в «Условную реку абсолютной любви» – сокращенно «Урал».
Но не верно будет относить произведения Пелевина только к мистической литературе. С таким же успехом их можно прочитать и как философскую притчу, и как юмористическую повесть, и даже как самоучитель Public Relations – роман Generation «P» (1998), самим Пелевиным названный в одной из бесед (поскольку интервью он не дает из принципа) – «производственным романом о рекламе».
Постановки и экранизации
Интерес к творчеству Пелевина привел к тому, что его произведения стали основой для театральных постановок. В числе первых был создан спектакль по книге «Чапаев и Пустота», вышедшей в Театре имени Терезы Дуровой. Спустя годы роман поставили в театре «Практика».
Среди других сюжетов знаменитости, воплощения которых поклонники увидели на театральных подмостках, «Шлем ужаса» и «Омон Ра». Рассказ «Бубен верхнего мира» существует и в виде экранизаций, вышедших в 2011-м, 2017-м и 2020-м.
Появилась и киноверсия нашумевшего романа «Generation П». Режиссером фильма стал Виктор Гинзбург, который задействовал в съемках таких знаменитых артистов, как Владимир Епифанцев, Александр Гордон и Михаил Ефремов. Лента была успешна в прокате, отмечена призами российских и зарубежных фестивалей. Писатель в создании не участвовал, но, как утверждается, фильм ему понравился.
Феномен писателя
Разнообразие и необычность творчества Пелевина вызывают к жизни самые разные слухи и мифы о нем самом. Подозревают, что Пелевин — это группа авторов, или что его тексты пишет компьютер, или что никакого Пелевина вообще нет, он — коллективная галлюцинация в сознании читателей, виртуальная реальность или сама Пустота. Сам автор дает много поводов для таких суждений: он окружил свою жизнь таинственностью, очень редко показывается на людях, почти не дает интервью, не участвует в публичных мероприятиях и тусовках, не желает фотографироваться.
Образ Пелевина двоится. С одной стороны, в нем нет ничего такого, чего нет или не могло бы быть в любом из нас. С другой стороны, в Пелевине есть какая-то загадка, некая тайна. Кто же он такой — графоман, который чутко уловил модные темы в современной литературе, культовый писатель, который сам создает моду, или глубокий мыслитель, распознавший тенденции развития философского и религиозного мышления?
Наверное, ни один другой автор не вызывал такого раскола мнений: критики ругают, читатели читают, писатели завидуют. Пелевин — это парадокс: презирая массовую культуру, он является одним из самых издаваемых писателей, критикуя интеллектуальные моды, приобрел массу фанатов, разоблачая современные мифы, стал создателем новой мифологии. В определенном смысле Пелевин — символ нашей противоречивой эпохи, совмещающей несовместимое, смешивающей высокое и низкое, сочетающей массовое и элитарное, соединяющей духовность с торговлей.
Виктор Пелевин
Великолепный современный русский писатель-философ, личность сложная и загадочная.
Настолько загадочная, что однажды возникло предположение, будто он — фигура вымышленная, в реальной жизни не существующая, а его книги написаны компьютером.
Всё это ерунда, конечно. Виктор Пелевин есть, он много и интересно пишет, его книги и статьи — всегда в центре публичного внимания, хотя оцениваются неоднозначно.
Я не отношусь к восторженным поклонникам творчества Пелевина, многого в нём не понимаю и не принимаю, но то, что понимаю и принимаю, поражает меня своей мудростью, небанальностью.
Без Пелевина было бы скучно.
И ещё Пелевина знают во всём мире. Сегодня именно он — один из самых ярких представителей русской словесности за пределами России. Это из немецкой Википедии:
Перевожу:
Несколько подробностей о Викторе Пелевине:
Родился: 22 ноября 1962 года в Москве.
Образование: после школы поступил в Московский энергетический институт (факультет электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта), который с отличием закончил в 1985 году. В марте 1987 сдал экзамены в аспирантуру и начал работать над проектом электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем, но не завершил его. Летом 1988 года поступил на заочное отделение Литературного института, но в апреле 1991 года был изгнан из него «за отрыв от института».
Первое произведение: сказочка «Колдун Игнат и люди» (1989).
Дебютный сборник: сборник «Синий фонарь» поначалу не был замечен критиками. Однако после ажиотажа, вызванного появлением в журнале «Знамя» романа «Омон Ра» (1992), «Синий фонарь» получил Малую Букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года, а через год — премии «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка».
Первая крупная публикация: роман «Омон Ра» (1992), который сразу сделал имя Виктора Пелевина одним из ключевых в современной российской литературе.
Литературные награды: очень много всяких.
Творческое направление: как считают критики, творчество Пелевина находится на стыке постмодернистской прозы и эзотерической традиции, но условно может быть отнесено к сатирической научной фантастике и фэнтези.
Основное содержание произведений: описание состояний сознания, восходящее к мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизму и магическому учению Карлоса Кастанеды. Реалии окружающего мира интересуют писателя только как фон для отображения духовности человека.
Стиль: микс, скольжение по временам и эпохам, быстрая смена событий, фантасмагория, эксцентризм, интеллектуальная насыщенность.
Личная жизнь и семья Виктора Пелевина
Виктор Пелевин предпочитает держать в секрете свою частную жизнь и никогда не делится её подробностями с прессой. Писатель считает излишним любопытство читателя к биографии автора, поскольку интереснее и красноречивее всего о нём говорит его творчество. Однако, несмотря на почти полное отсутствие информации о его личной жизни, в медиа распространено мнение о том, что он никогда не был женат, и у него нет детей.
Литератор не имеет официально подтверждённых аккаунтов в соцсетях, избегает литературные мероприятия и не появляется даже на вручении наград. Он не заключал договоры, по условиям которых должен был бы выпускать новые произведения в определённом издательстве или с конкретной периодичностью. Даже сотрудники издательств сообщают, что никогда его не видели, а взаимодействуют с писателем только через интернет.
Всё это способствует распространению слухов о том, будто Виктор Пелевин – вымышленная персона, за именем которой скрывается целый коллектив авторов. Однако были найдены люди, которые утверждают, что они вместе с Виктором Олеговичем учились, работали, преподавали у него. Так, документальный фильм «Писатель П. Попытка идентификации» Бориса Караджева основан на рассказах тех, кто был лично знаком с литератором.
Есть информация, что ранее Пелевин жил в Москве в Северном Чертанове. В 2018 году его имя было внесено в базу данных предпринимателей в территориальном управлении Пенсионного фонда этого района столицы. В 2021 году сотрудники интернет-издания Mash провели своё расследование. Согласно выявленным данным, писатель с 2020 года проживает в одном из таиландских отелей на острове Самуй. Также в прессе сообщалось, что он часто бывает в восточных странах: Японии, Китае, Южной Корее и Непале.
Виктор Олегович Пелевин
Есть ли жена и дети у Виктора Пелевина?
И в ранние годы карьеры, и уже после обретения славы личная жизнь Виктора Пелевина оставалась под завесой тайны. Как и подобает эксцентричному гению, писатель ведет фактически затворнический образ жизни, не раздает интервью и не появляется на публике. Официальных сведений о жене Виктора Пелевина и его возможных детях до сих пор нет. Одни из последних снимков писателя были сделаны в начале 2000 годов, когда тот посетил международный литературный симпозиум в Токио.
С Татьяной Толстой и Владимиром Сорокиным на Токийском симпозиуме
Постепенно в узких кругах даже возникло мнение, что Пелевин – всего лишь псевдоним либо фамилия человека, являющегося лицом тайной группы писателей. Если это действительно так, то у скрывающегося под данными именем человека вполне могут быть своя личная жизнь, жена и другие родственники. В случае раскрытия тайны информация о семье могла бы испортить имидж писательского проекта.
И все же в 2015 году в СМИ просочилась информация от предполагаемой соседки Виктора Пелевина по имени Анна. Та утверждает, что в былые годы постоянно встречала писателя в одной из элитных высоток в Чертаново.
Виктор Пелевин сейчас
Именно здесь Пелевин приобрел две просторные квартиры: одну для себя, а вторую для матери. Знаменитый автор предпочитает сторониться соседей, в общение с ними не вступает, а квартиру покидает только в неизменных темных очках.
На вопрос о возможной супруге и детях Виктора Пелевина Анна сообщила, что соседи по дому долгое время замечали писателя в компании некой женщины, которая фактически жила с ним в одной квартире. Наличие между ними романа было очевидным. Когда заболела мать Пелевина, его сожительница трепетно ухаживала за ней и даже перебралась жить в ее квартиру.
Виктор Пелевин часто путешествует в Азию
Однажды жители дома стали свидетелями некрасивой сцены: Виктор буквально выставил женщину за дверь с ее вещами. Она ушла и больше не появлялась. Местные продавцы отмечают, что также видели некую симпатичную поклонницу, пытавшуюся узнать адрес писателя и передать ему записку. Послание Пелевину передали, но тот никак не отреагировал на оказываемые ему знаки внимания.
Знакомые писателя предполагают, что болезнь и скоропостижная смерть матери сильно подкосили его. Вскоре после этого Виктор перебрался на постоянное место жительства в Германию, но, по слухам, иногда приезжает в ставшее для него родным Чертаново и проводит там некоторое время в гордом одиночестве.
Несколько лет назад писатель стал делать первые шаги на пути налаживания обратной связи с читателями. У него появилась своя страница в «Инстаграме», также вскоре ожидается появление официального сайта. Кроме того, недавно было заключено соглашение об экранизации нескольких самых известных работ, и будущие фильмы, судя по всему, еще больше увеличат интерес публики к таинственному писателю и его захватывающим романам.
События биографии
- 1979 – Несмотря на способности к филологии, поступил в столичный энергетический институт. Специальность была связана с автоматизацией транспорта и промышленности. В интервью говорил, что целью поступления была попытка избежать службы в армии.
- 1985 – Был отличником и после получения диплома Виктора оставили в вузе, где он работал инженером.
- 1987 – Опубликовал 1-ю статью в журнале «Химия и жизнь».
- 1987-1989 – Учился в аспирантуре, но решил изменить профиль деятельности и защищать диссертацию не стал.
- 1989-1990 – Работал корреспондентом в журнал «Face to Face» и начал сотрудничать с другими московскими журналами и газетами. Дебютировал в прозе с рассказами «Колдун Игнат и люди», «Реконструктор», эссе «Зомбификация…» и «Гадание на рунах».
- 1989-1991 – Учился в Литературном институте (заочно), но не окончил с формулировкой «отрыв от института». Хотя, по утверждению М. Лобанова, руководившего семинаром прозы, Пелевин был отчислен из-за недостатка жизненного опыта, заменяемого отвлеченным философствованием. Сам писатель позже считал потраченные на это обучение усилия напрасными. Поскольку поступали в этот вуз дети литераторов, редакторов и издателей, то целью студентов было приобретение связей, которые лично ему впоследствии иногда помогали. Например, Виктор познакомился с А. Егазаровым, заработавшим перепродажей компьютеров исходный капитал и организовавшим свое издательство «Миф». В этом издательстве Пелевин был редактором и подготовил 3-томник К. Кастанеды, художественную ценность труда положительно отметили в литературных кругах.
- 1991 – Дебютировал со сборником рассказов «Синий фонарь», к которому сначала критики отнеслись прохладно, но за этот труд через 2 года писателя наградили Малой букеровской премией.
- 1992 – Опубликовал в «Знамени» повесть «Омон Ра», чему способствовала рекомендация М. Умного. Это позволило выйти за границы развлекательной прозы, поскольку «Знамя» был литературно-художественным изданием, 2-м в иерархии «толстых» журналов. В следующем году получил за эту книгу премии «Золотая улитка» и «Интерпресскон».
- Апрель 1993 – В «Знамени» вышел роман «Жизнь насекомых». Эта книгу раскупили довольно быстро, и следующие произведения не задерживались долго на полках магазинов.
- 1993 – «Независимая газета» напечатала «Джона Фаулза и трагедию русского либерализма». Это эссе считалось ответом писателя на негативную критику его творчества. Он вступил в российский Союз журналистов и издал повесть «Желтая стрела».
- 1996 – Напечатаны роман «Чапаев и Пустота» и сборник «Сочинения».
- 1998-1999 – Опубликованы сборник «Желтая стрела» и роман «Generation «П». 3 500 000 экземпляров романа были проданы в разных странах, и писатель стал известен не только в России.
- 2001 – Читатели приветствовали необычное эссе «Подземное небо», повествующее о легендах Московского метрополитена, связанных с древними религиозными учениями.
- 2002-2003 – Вышли в свет сборники «Встроенный напоминатель», «Песни царства «Я» и «ДПП (NN)». За последний автор получил 3 премии.
- 2004-2006 – Опубликованы романы «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса…» и «Empire V», а также сборники «Relics. Раннее и неизданное», «Все рассказы», «Все повести и эссе».
- 2007-2008 – Опубликованы сборники «П5…», «Македонская критика французской мысли».
- 2009 – Вышел новый роман «t».
- 2010 – Читатели увидели сборник «Ананас вод для прекрасной дамы».
- 2011-2016 – Появились в продаже роман «S.N.U.F.F», «Любовь к 3-м цукербринам», «Бэтман Аполло», «Смотритель», «Лампа Мафусаила…».
- 2017-2019 – Издал романы «iPhuck 10», получивший премию А. Белого, и «Тайные виды на гору Фудзи», а также сборник «Искусство легких касаний», в который вошли одноименная повесть и «Иакинф».
- 2020 – Вышел в свет 17-й роман – «Непобедимое солнце». Он имеет ограничение «18+».
- 2021 – 26 августа вышел новый роман в рассказах «Transhumanism Inc.».
- 2022 – Вышла экранизация романа «Ампир V», в котором снялся известный рэпер Oxxxymiron.
Писатель Виктор Пелевин
Экранизации
Первой экранизацией Пелевина стал короткометражная лента «Ничего страшного», в основу которого лег рассказ «Синий фонарь». В нем мальчишки в пионерском лагере после отбоя рассказывают друг другу страшилки. Этот фильм стал дипломной работой Ульяны Шилкиной.
Следующей экранизацией творчества Виктора Олеговича мог стать фильм «А Хули» по «Священной книге оборотня». Информация о намерении компании «Гарпастум-фильм» взяться за книгу промелькнула в 2008 году, однако до реализации идея не дошла.
В итоге второй экранизацией стал «Generation П» от Виктора Гинзбурга. В той ленте снялись многие известные российские актеры. Вавилена Татарского, представителя поколения, выбравшего «Пепси», сыграл Владимир Епифанцев, известный по одиозному «Зеленому слонику», а компанию на съемочной площадке ему составили Михаил Ефремов, Владимир Меньшов, Александр Гордон, Олег Тактаров, Рената Литвинова, Андрей Панин, Сергей Шнуров, Роман Трахтенберг и Иван Охлобыстин.
В том же 2011-м вышла и короткометражка «Бубен Верхнего мира», снятая по мотивам одноименного рассказа. Режиссером выступил Сергей Гоникберг. Следующим переносом произведений Пелевина на голубой экран стала короткометражка Анастасии Власовой «Никого внизу, ничего вверху». Снята она была на Украине в 2014 году.
А уже в 2015-м появились еще две экранизации. Речь об уже упоминавшемся канадско-немецком малобюджетном фильме «Мизинец Будды», чьи съемки были анонсированы еще в нулевые, и еще одной короткометражке, уже российского производства, «Бубен Верхнего мира».
В формате короткого метра был также снят и фильм «Колдун Игнат и люди» в 2017-м, а вот комедия «Мухаморы» с Александром Башировым, вышедшая годом ранее, вполне полнометражка.
Число экранизаций Пелевина в ближайшее время пополнит еще один фильм Виктора Гинзбурга. Еще после успеха «Generation П» режиссер заявил о намерении взяться за «Empire V», но в силу разных причин две ленты окажутся разделены целым десятилетием. Кроме Оксимирона и Павла Табакова, в картине снялись Вера Алентова, Марина Зудина и Максим Дрозд.
Повести
Затворник и Шестипалый
В этом сообществе положение в иерархии определяет близость к кормушке. Невероятно сложная структура, от которой зависит жизнь и будущее…
Но что произойдёт с тем, кого отторгнет социум? Шестипалый случайно знакомится с Затворником — личностью незаурядной и самодостаточной.
Будьте готовы к тому, что эта повесть перевернёт ваше сознание, а яркие образы героев навсегда отпечатаются в памяти.
Принц Госплана
Хорошо, что у Саши — обычного и, скажем прямо, незначительного работника Госплана — есть альтернативная Вселенная. Другой, прекрасно оцифрованный мир, где наш герой — принц Госплана…
Он с изумительной лёгкостью обходит хитроумные ловушки, с помощью кувшинов повышает жизненные силы и с упорством, достойным великих, движется вперёд. Где-то там, в цифровых дебрях, принца Госплана ждёт прелестная принцесса.
А в это время в реальности происходят события, полные абсурда и тоски…
Жёлтая стрела
«Жёлтая стрела» мчится из ниоткуда в никогда. Под размеренный перестук колёс, определяющий ход времени в замкнутом пространстве, Андрей путешествует от одного пассажира к другому, пытаясь понять устройство мира и собственное предназначение.
Впереди разрушенный мост.
И только Андрею решать, где ему выходить.
Македонская критика французской мысли
Небольшая повесть и двенадцать рассказов для тех, кто нуждается в отрезвляющем сарказме, холодном цинизме и поразительной глубине смыслов.
Для главного героя повести «Македонская критика французской мысли» Насыха Нафикова, которого немногочисленные друзья и знакомые называют Кика, нет ничего более важного и значимого, чем французская философия. Всё-таки образование, полученное в Европе, обязывает…. Итак, сын нефтяного магната, вообразивший себя величайшим мыслителем и философом, публикует свой первый опус
Итак, сын нефтяного магната, вообразивший себя величайшим мыслителем и философом, публикует свой первый опус.
Ананасная вода для прекрасной дамы (сборник)
В эпоху, когда нет «ни мира, ни войны», внутренние и внешние противоречия обостряются максимально.
Человека буквально раздирают сомнения, невидимая чужому глазу внутренняя борьба с каждым днём становится всё более жестокой… А в это время страны — глобальные игроки и непримиримые противники — выходят на новый уровень противостояния.
Этот сборник рассказов знаменитого и неоднозначного Виктора Пелевина объединяет — как это не парадоксально звучит — война.
Искусство легких касаний (сборник)
Какие невидимые нити связывают трансгендерные уборные, расположенные в Западном полушарии, мистический путь развития и трансформации России и монстров, украшающих крышу крыши Нотр-Дама?
От разгадки этой мучительной тайны нас отделяет всего один шаг!
К.П. Голгофский, известный российский историк, жуир и ловелас, приступает к изучению химер и гаргойль, которых весьма опрометчиво в своё время причислили к банальным украшениям. А ведь на самом деле когда-то давно эти существа подчинялись тайным обществам. И, возможно, теперь перешли на сторону спецслужб…