Шарль бодлер, биография, личная жизнь

Личная жизнь

В биографии Шарля Бодлера неизменно упоминается имя Жанны Дюваль. Актриса стала музой французского поэта. Он посвятил ей множество произведений: «Шевелюра», «Балкон», «Танцующая змея». Обворожительная креолка вдохновила его и на создание стихотворения «Падаль» из сборника «Цветы зла». Они познакомились в начале 40-х, но семья Бодлера не приняла Жанну. Мать сделала всё, дабы разлучить их. Однажды поэт-декадент даже предпринял попытку суицида.

Шарль Бодлер и Жанна Дюваль

Бодлер не расставался с Дюваль до конца жизни. Он человеком был расточительным, ввязывался в сомнительные проекты. Родственники выплачивали ему ежемесячно сумму, которая быстро иссякала. Большую часть жизни Бодлер провел в нищете. К тому же, как и Жанна, страдал сифилисом.

Литературные успехи

В тот же период Бодлер знакомится с творчеством американского писателя Эдагара Аллана По. В нем, по мнению литературоведов, он почувствовал родственную душу. Поэтому в ближайшие полтора десятилетия стал уделять много времени рассказам американца, делая их перевод. Шарль Бодлер переложил на французский язык большинство его основных произведений.

Писатель не остался в стороне от французской революции 1848 года. Он выступал на баррикадах и даже недолгое время редактировал радикальную газету. Вскоре увлечения политикой прошло, Шарль сконцентрировался на творчестве.

В 50-х годах он пишет свои лучшие стихи.

Отдельные факты

В Париже Шарль Бодлер проживал более чем по 40 адресам.
Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом.
Ш.Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла прах матери поэта. На пространной эпитафии — только три строчки о Бодлере: «ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ.УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ». О поэте Бодлере — ни слова. Место захоронения крайне неудобно: оно прижато к западной стене кладбища и окружено массивными надгробиями. Поэтому впоследствии на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру (кенотаф -греч.:пустая могила). Единственный кенотаф на всем кладбище, специально воздвигнутый именно в честь Бодлера. На простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен … Сатана. Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Leon Deschamps, объявивший 1 августа 1892 г. в основанном им журнале «La Plume» общественный сбор средств для кенотафа. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи: Леконт де Лиль — председатель и первый французский нобелевский лауреат Сюлли Прюдом. Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой насчёт его целесообразности и выбора автора монумента. Одним из возможных кандидатов был Огюст Роден, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа. 26 октября 1902 г. монумент был торжественно открыт. Вокруг кенотафа много свободной площади и именно это место привлекает почитателей Бодлера, приходящих сюда читать его стихи.

История любви

Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.

До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.

Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.

К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.

На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.

Юность поэта

Поэт Шарль Бодлер, биография которого берет начало в 1821 году, родился в Париже. Его отец Франсуа был крестьянином в весьма преклонном возрасте, принимал участие в Великой французской революции. В год рождения Шарля ему исполнилось 62 года. Мать же была молодой 27-летней девушкой. Несмотря на крестьянское происхождение, Франсуа Бодлер всерьез увлекался живописью и начал прививать сыну любовь к искусству с первых дней его жизни. В 1827 году Франсуа скончался.

Через год отчимом будущего поэта стал полковник Жак Опик, ставший в скором времени дипломатом.

В 11-летнем возрасте Бодлер переезжает вместе с семьей в Лион, начинает учиться в королевском колледже. Уже в то время он постоянно страдал от меланхолии и резких перепадов настроения. Аккуратность и прилежность резко сменялись рассеянностью и ленью. Хотя в этом возрасте впервые проявилось его увлечение литературой.

Во французскую столицу семья вернулась в 1836 году, когда Шарлю исполнилось 15. Он обучается праву в колледже святого Людовига и погружается в ночную жизнь Парижа. По его собственному признанию, встречается с женщинами легкого поведения, заражается от них венерическими заболеваниями, тратит деньги, взятые в долг. Бурная жизнь накладывает отпечаток на его учебу, колледж окончить ему не удается.

Получив все-таки всеми правдами и неправдами диплом, Шарль решает попробовать себя в литературе, несмотря на то что его отчим настаивает на карьере юриста. Чтобы спасти сына от влияния развратного Парижа, мать отправляет его в путешествие в Индию. В 1841 году отплывает из Франции Шарль Бодлер. Биография поэта пополнилась новыми и свежими впечатлениями от этой поездки, несмотря на то, что до Индии он так и не добрался.

Вернувшись из почти годового путешествия, Бодлер получает наследство, весьма приличное по тем временам. Незамедлительно он начинает его тратить и очень скоро получает в столичном обществе репутацию богатого денди.

Могила поэта

Французский поэт Шарль Бодлер был похоронен в Париже, на кладбище Монпарнас, рядом с отчимом, с которым он враждовал всю жизнь. На надгробном камне о Бодлере не было сказано ни слова.

Только через три с половиной десятка лет на могиле был установлен величественный надгробный памятник. Инициаторами его создания стали почитатели его таланта. Причем одни сомневались в необходимости этого памятника, так как даже к началу XX века значение Бодлера для французской поэзии многими ставилось под сомнение.

В результате памятник был открыт только в 1902 году. Сегодня это место остается одним из самых популярных среди его поклонников. Здесь собираются литераторы, читают стихи Бодлера.

Публикационная карьера

Его первой опубликованной работой под псевдонимом Бодлер Дюфа была его художественная рецензия «Салон 1845 года», которая сразу же привлекла внимание своей смелостью. Многие из его критических мнений были новыми для своего времени, в том числе его отстаивание Делакруа, и некоторые из его взглядов кажутся удивительно созвучными будущим теориям художников-импрессионистов

В 1846 году Бодлер написал свой второй обзор Салона, получив дополнительный авторитет как защитник и критик романтизма. Его постоянная поддержка Делакруа как выдающегося художника-романтика получила широкое признание. В следующем году вышла в свет повесть Бодлера «Фанфарло».

Цветы зла

Les Fleurs du mal

Бодлер был медленным и очень внимательным работником. Однако его часто отвлекали праздность, эмоциональные переживания и болезни, и только в 1857 году он опубликовал Les Fleurs du mal (Цветы зла), свой первый и самый известный сборник стихов. Некоторые из этих стихотворений уже появлялись в Revue des deux mondes (Обзор двух миров) в 1855 году, когда их опубликовал друг Бодлера Огюст Пуле Малассис. Некоторые из стихотворений появлялись в различных французских журналах как «беглые стихи» в течение предыдущего десятилетия.

Стихи нашли небольшую, но благодарную аудиторию. Однако их предмету было уделено больше внимания общественности. Воздействие на коллег-художников было, как сказал Теодор де Банвиль, «огромным, поразительным, неожиданным, смешанным с восхищением и неопределенным тревожным страхом». Гюстав Флобер недавно подвергся нападению в Подобная мода на мадам Бовари (и оправдана) была впечатлена и написала Бодлеру: «Вы нашли способ возродить романтизм… Вы непреклонны, как мрамор, и проницательны, как английский туман.

Главные темы секса и смерти считались скандальными для того периода. Он также затронул лесбиянство, священную и мирскую любовь, метаморфозы, меланхолию, разложение города, потерянную невинность, гнетущую жизнь и вино. В некоторых стихах примечательно то, что Бодлер использует образы обоняния и ароматов, которые используются для пробуждения чувства ностальгии и прошлой близости.

Книга, однако, быстро стала синонимом нездоровья среди основных критиков. дня. Некоторые критики назвали некоторые из этих стихотворений «шедеврами страсти, искусства и поэзии», но другие стихи были сочтены заслуживающими не меньше, чем судебного преследования. Дж. Хабас возглавил обвинение против Бодлера, написав в Le Figaro : «Все, что не является ужасным, непонятно, все, что понимается, — гнилостное». Бодлер ответил на этот протест в пророческом письме к своей матери:

«Вы знаете, что я всегда считал, что литература и искусство преследуют цель, не зависящую от морали. Мне достаточно красоты концепции и стиля. Но эта книга, чье название (Fleurs du mal) говорит обо всем, одето, как вы увидите, в холодную и зловещую красоту. Оно было создано с гневом и терпением. Кроме того, доказательством его положительной ценности является все зло, о котором они говорят Книга приводит людей в ярость. Более того, поскольку я сам боялся того ужаса, который должен внушить, я вырезал треть из корректур. Они отказывают мне во всем, в духе изобретательности и даже в знании французского языка. мне наплевать на всех этих слабоумных, и я знаю, что эта книга с ее достоинствами и недостатками останется в памяти литераторов, наряду с лучшими стихами В. Гюго, Ф. Готье и даже Байрон «.

Фели cien Rops

Бодлер, его издатель и типография были успешно привлечены к уголовной ответственности за преступление против общественной морали. Их оштрафовали, но Бодлера не посадили. Шесть стихотворений были заморожены, но позже напечатаны как Les Épaves (Обломки) (Брюссель, 1866). Другое издание Les Fleurs du mal, без этих стихов, но со значительными дополнениями, появилось в 1861 году. Многие известные деятели сплотились вокруг Бодлера и осудили приговор. Виктор Гюго писал ему: «Ваши fleurs du mal сияют и ослепляют, как звезды… Я аплодирую вашему энергичному духу изо всех сил». Бодлер не обжаловал приговор, но его штраф был уменьшен. Почти 100 лет спустя, 11 мая 1949 года, Бодлер был оправдан, приговор был официально отменен, а шесть запрещенных стихов восстановлены во Франции.

В стихотворении «Au lecteur» («Читателю») это В предисловии к Les Fleurs du mal Бодлер обвиняет своих читателей в лицемерии и в том, что они так же виновны в грехах и лжи, как и поэт:

… Если изнасилование или поджог, яд или нож
Не ткут узоры в материале
Этот скучный холст мы принимаем за жизнь…
Это потому, что мы недостаточно смелы!
(перевод Роя Кэмпбелла )

Пасынок генерала

В многословной эпитафии, выбитой над могилой на кладбище Монпарнас, где он упокоился вместе с матерью и отчимом, сказано так: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи. Умер в Париже 31 августа 1867 в возрасте 46 лет». Современники еще не могли признать, что этот больной «неприличной» болезнью нищий бунтарь, закончивший свои дни в лечебнице для умалишенных, был, прежде всего и превыше всего, именно поэтом. Поэтом, навсегда изменившим сами правила поэзии — не только в родной Франции, но и во всем мире.

Он родился 9 апреля 1821 года в семье пожилого (в год рождения сына Жозефу-Франсуа Бодлеру было уже 62) ветерана революции, выходца из крестьян, дослужившегося при Наполеоне до сенаторского кресла, и 27-летней Каролины, в девичестве Дефаи. Старший Бодлер был, несмотря на чиновную карьеру, натурой артистической и считался талантливым художником-любителем. Он брал маленького Шарля с собой на выставки и в мастерские знакомых художников, стремясь с младых лет приобщить ребенка к прекрасному. Увы, Жозеф-Франсуа умер в 1827 году, и для Шарля наступили черные времена.

Мрачный садовник

Портрет Бодлера работы Эмиля Деруа, 1844 год

Фото: commons.wikimedia.org

Мать, всё еще молодая женщина, вскоре вышла замуж за полковника Жака Опика, впоследствии — генерала и посланника Франции при нескольких европейских дворах. Отчима мальчик почти открыто ненавидел, ревнуя к матери. Страдавшего припадками «черной меланхолии» Шарля отдали учиться в пансион, а в 14 лет он перешел в Лионский Королевский колледж. Учился он довольно плохо, хотя один из одноклассников потом описывал его как «наиболее изысканного и утонченного из всех соучеников».

В 1836 году Бодлер поступил в парижский Лицей Людовика Великого, но вскоре был отчислен. Латинский квартал и богемная жизнь увлекали рано созревшего подростка куда больше унылых аудиторий. Именно тогда Бодлер, видимо, и заразился сифилисом, в конце концов сведшим поэта в могилу. Отчим прочил его по юридической или дипломатической части, но Шарль твердо решил посвятить себя литературе — к ужасу родителей. Стремясь оградить сына от дурного влияния, они послали Шарля в путешествие на Восток, в Индию — модное в те годы развлечение. До Индии поэт, впрочем, не добрался, повернув назад с Реюньона, но вынес из поездки немало впечатлений, отголоски которых слышны и в его более поздних стихах.

В 1841 году совершеннолетний Шарль Бодлер вступает в права наследства, оставленного ему родным отцом. В Париже он быстро становится своим в богемных кругах; его считают едва ли не главным столичным денди. Довольно приличные деньги позволяют ему жить на широкую ногу — впрочем, недолго. В 1844 году родители, недовольные и образом жизни Шарля, и его избранницей — темнокожей балериной-гаитянкой Жанной Дюваль, добиваются установления над ним опеки. Всеми средствами отныне распоряжалась мать, выдававшая Шарлю лишь мелкие суммы «на карманные расходы».

Мрачный садовник

Портрет Жанны Дюваль кисти Эдуарда Мане

Фото: commons.wikimedia.org

«Цветы зла», Предисловие (пер. Эллиса)

Сам же Бодлер лихорадочно пытался заработать на самых смелых (и всегда кончавшихся крахом) финансовых проектах. Писал он спорадически, в 1848 году принял участие в революции, но к политике быстро охладел. Большую часть времени теперь у него занимали попытки укрыться от бесчисленных кредиторов. Несмотря на определенную известность как критика, которую ему принесли сборники «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года», литература не давала надежды разбогатеть. Стихи, которые он писал в 1840-е и 1850-е, впоследствии вошли в сборник, принесший ему при жизни славу, скандал — и очередные финансовые затруднения.

Муза Бодлера

В этот период Бодлер встречает свою музу. На ближайшие 20 лет ею становится балерина Жанна Дюваль. В то время она только приехала в Париж с Гаити. В креолку поэт влюбился почти сразу, она стала самой главной женщиной в его жизни после матери. Ей посвящены множество стихотворений, например, «Шевелюра», «Балкон» и «Экзотический аромат».

Бодлер называл ее Черной Венерой — для него Жанна Дюваль стала символом сексуальности и красоты. На протяжении 20 лет семья Бодлера не принимала балерину, подозревая, что та только выманивает у поэта деньги. В 1862 году его муза умерла, заразившись сифилисом.

Знакомство и расточительная жизнь с Дюваль привели к тому, что в 1844 году его мать подала в суд, чтобы установить над сыном опекунство. С тех пор все наследство перешло ей, а поэт ежемесячно получал только небольшое количество денег на карманные расходы. Это ухудшило и так не очень хорошие отношения с отчимом. При этом к матери Бодлер все равно продолжал относиться с уважением и любовью.

Бодлер и музыка

На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В. Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев, Судный день и др.

«La musique souvent me prend comme une mer!» — «Как море,музыка порой меня влечет» (пер. С.Шервинского). Именно в этих словах заключено отношение Ш. Бодлера к музыке. См.сонет «Музыка». А в его сборнике разрозненных заметок » Моё обнажённое сердце» есть,пожалуй, самое сильное утверждение: «La Musique creuse le ciel.- Музыка пронзает небо». Sic — с заглавной буквы. Будем понимать каждый по-своему.

Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет СООТВЕТСТВИЯ). Он был тонким знатоком музыки. Бодлер явился первым во Франции, кто открыл Рихарда Вагнера, написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже»(1861 г.) В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер, Бетховен, Лист. В Брюсселе тяжелобольной Бодлер часто просил играть для него увертюру к «Тангейзеру».

Болезнь

В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.

По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днем ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Его перевезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.

Литература

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.

Поэт Шарль Бодлер

В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».

Портрет Шарля Бодлера

Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.

Шарль Бодлер

В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.

Автопортреты Шарля Бодлера

Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты

Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.

Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

Литература

Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.

Поэт Шарль Бодлер

В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.

Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».

Портрет Шарля Бодлера

Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.

«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.

Шарль Бодлер

В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.

Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».

Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.

«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.

Автопортреты Шарля Бодлера

Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты. Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни

Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться

Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.

Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.

Литература

Тогда же Бодлер увлекся творчеством Эдгара По. Произведения этого писателя настолько его увлекли, что он решил перевести их на французский язык. Интересен факт, что переводам книг По он посвятил около 17 лет своей биографии.

Когда в 1848 г. в стране разразилась революция Шарль самозабвенно сражался на баррикадах, но вскоре пересмотрел свои взгляды. Более того, он подверг критике революционеров, а позднее и вовсе начал испытывать отвращение к политике.

Интересен факт, что Бодлер был первым французом, который распознал талант Рихарда Вагнера. Биографы заявляют, что больше всего ему нравилось творчество Вебера, Бетховена и Листа.

Литература

  • Венгерова З. А. Бодлэр, Шарль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IV. — С. 214–215.
  • Charles de Spoelberch de Lovenjoul. // Les lundis d’un chercheur (фр.). — Paris: Calmann-Lévy  (англ.) (рус., 1894. — P. 249—303. — 362 p.
  • Mouquet J., Bandy W. Т. Baudelaire en 1848. P., 1946
  • Borgal C. Ch. Baudelaire, P., 1967
  • Les Lettres françaises. 1967. № 1197
  • Baudelaire: Actes du colloque de Nice, , 1968
  • История французской литературы. В 4 тт. М.: АН СССР, 1956. Т.2.
  • Левик В. Шарль Бодлер // Писатели Франции / Сост. Е.Эткинда. М. Просвещение, 1964
  • Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера (отрывок) / Пер. А. Магуна // Синий диван. — № 1, 2002. — С. 107—124.
  • Анри Труайя Бодлер / Пер. В. А. Никитина; Вступ. слово С. Б. Джимбинова. — М.: Молодая гвардия, 2006.— 262 с: ил. — (Жизнь замечательных людей).
  • Фокин С. Л. Пассажи: Этюды о Бодлере. СПб.: Machina, 2011
  • Saulnier V.-L. Baudelaire (Charles) / V.-L. Saulnier // Dictionnaire de biographie française :  / sous la dir. de M. Prevost,… et Roman d’Amat. — Paris : Letouzey et Ané, 1951. — T. 5 : Baltazar — Bergeret de Grancourt. — Col. 835–838. — 1528 col. — OCLC .

Детство и юность

Будущий поэт, критик и эссеист родился в 1821 году во французской столице. Ранний период в биографии автора «Цветов зла» был безоблачным. Когда Шарль появился на свет, отцу было уже за 60. Матери – 28. Каролина Аршанбо была бесприданницей. Однако замужество за немолодым и состоятельным человеком привлекло ее не только возможностью выбраться из нищеты. Франсуа Бодлер был обходителен, обладал аристократическими манерами и оригинальным складом ума.

Шарль Бодлер

Отец Шарля вышел из крестьян. Участвовал в революционных событиях. Эпоха Наполеона открыла новые пути для представителей низших сословий. Франсуа Бодлер получил университетское образование. Работал в сенате, медленно, но верно поднимался по социальной лестнице.

Бодлер-старший часто водил сына по старинным достопримечательностям. Уже в раннем возрасте в мальчике пробудилась любовь к искусству. Отец умер, когда Шарль был еще ребенком. Первую психологическую травму поэт получил в детстве, со смертью отца. Он не только потерял близкого человека, но и познал муки ревности.

Портрет Шарля Бодлера

Мать вдовствовала всего год. На этот раз избранником Каролины стал 39-летний офицер, не смысливший ничего в литературе и искусстве. Это был человек сдержанный, дисциплинированный, образованный. Но ему не удалось найти подход к пасынку. Шарля отправили в Лион, в интернат при Королевском колледже.

Первые стихотворения Бодлера относятся к парижскому периоду. После выпуска из интерната он уехал в столицу, где продолжил образование. Ранние произведения наполнены чувством разочарованности, тоски. В 1841 году лирик закончил обучение. Отчим настаивал на юридической карьере. Однако Шарль уже тогда знал, что жизнь его будет связана с литературой. Родители убедили его отправиться в Индию, надеясь, что таким образом спасут юношу от «пагубного пути».

АЛЬБАТРОС

Когда в морском пути тоска грызет матросов, Они, досужий час желая скоротать, Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов, Которые суда так любят провожать. И вот, когда царя любимого лазури На палубе кладут, он снежных два крыла, Умевших так легко парить навстречу бури, Застенчиво влачит, как два больших весла. Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон! Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает, Тот веселит толпу, хромая, как и он. Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: