Музыка
Творческая биография Людмилы Марковны Гурченко – это не только биография актрисы театра и кино. Эта женщина была чрезвычайно многогранна в своих талантах. Гурченко записала 17 музыкальных альбомов, выпустила три автобиографические книги и неустанно выступала в дуэтах с различными исполнителями, среди которых значились Зиновий Гердт, Юрий Соломин, Алла Пугачева, Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Илья Лагутенко, Борис Моисеев, Николай Басков и другие.
Людмила Марковна снялась в 16 видеоклипах на свои песни, в том числе и на исполненные дуэтом с Борисом Моисеевым композиции «Ненавижу» и «Петербург-Ленинград». Клип на одну их знаковых песен Гурченко под названием «Молитва» режиссировал Федор Бондарчук, известный своими работами в большом кино.
Последней работой Людмилы стал клип, где актриса перепела песню «Хочешь?», которую в оригинале исполняла Земфира. Людмила Марковна принесла еще большую популярность этой песни и, по ее словам, получила наслаждение от прикосновения к настоящему таланту.
Карьера
Свои первые роли в кино Людмила Гурченко исполнила в 1956 году. Это были картины «Сердце бьется вновь» и «Дорога правды». Но настоящую популярность и любовь советских зрителей принесла ей работа в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Гурченко исполнила главную роль, а песня «Пять минут» стала популярной на многие десятилетия. Она и сегодня считается одной из самых главных мелодий Нового Года.
После этого была еще работа в фильме «Девушка с гитарой». Песни из этой картины потом даже легли в основу отдельного музыкального альбома. А за Людмилой Марковной утвердилась слава одной из лучших актрис СССР. Правда, были в ее карьере и «черные дни». В советское время даже ведущие артисты не могли рассчитывать на большие гонорары, все получали по одной таксе. И Людмила Марковна нашла для себя «халтуру», стала выступать с собственными концертами. И тут же на нее обрушился вал критики со стороны журналистов и партийных работников. Ее обвинили в «капиталистическом подходе» к искусству. И какое-то время ей не давали сниматься, а зритель стал немного охладевать к актрисе.
Но дальнейшая карьера все равно расставила все по своим местам. Вышли на экраны такие фильмы, как «Соломенная шляпка», «Любовь и голуби», «Женитьба Бальзаминова», «Вокзал для двоих». И Гурченко вновь вернулась на Олимп актерской деятельности.
Параллельно с кино Людмила Марковна играла в театре. Больше всего спектаклей с ее участием было поставлено на сценах «Современника» и Театра-студии киноактера. Не менее успешной была и музыкальная карьера. В разное время вышло множество пластинок с песнями Гурченко. Она пела с Тото Кутуньо, Борисом Моисеевым, группой «Уматурман». За свою карьеру Людмила Гурченко получила массу наград. Среди них звание Народной артистки СССР, орден «За заслуги перед Отечеством», премии «Золотой граммофон» и «Ника».
«Женский организм – это совсем не гармонь. Захотела – похудела, захотела – потолстела. Надо всегда поддерживать форму. Я вот и в старости легко влезаю в те платья, в которых снималась еще у Эльдара Рязанова в «Карнавальной ночи».
Отношения с дочерью
У актрисы складывались непростые отношения с дочерью, Марией Королевой. До трех лет ребенка воспитывали бабушка с дедушкой, позволив тем самым Гурченко продолжить актерскую карьеру. Девочка тяжело восприняла воссоединение с матерью и даже попыталась сбежать обратно к бабушке. Несмотря на череду отчимов, настоящая семья у мамы с дочкой никак не складывалась – Людмила Марковна была, прежде всего, актрисой, Гурченко много времени проводила на съемках, могла надолго уехать на гастроли. В итоге в детстве Мария была довольно часто предоставлена сама себе.
Людмила Гурченко с дочкой
Сама актриса, ее окружение и поклонники надеялись, что в конечном итоге Мария пойдет по стопам звездной матери, но еще в молодости Маша показала, что они с Людмилой очень разные. Девушка не проявила склонности к музыке или к сцене, окончила медицинское училище, и, в отличие от ставшей образцом стиля и элегантности матери, носила удобную одежду и почти не пользовалась косметикой. Мария вышла замуж за обычного человека и родила двух детей-погодок. Людмила Гурченко сильно конфликтовала с зятем, из-за чего Мария сначала даже развелась с мужем, но потом снова сошлась.
Внуков, названных в честь ее собственных родителей, актриса очень любила, но даже они не могли окончательно примирить ее с дочерью и ее мужем. На внука и внучку артистка возлагала большие надежды, видя в них продолжателей своих актерских начинаний.
Дочь Людмилы Гурченко Мария Королева
В 1998 году произошла трагедия. Скоропостижно скончался Марк, внук актрисы. Юноша умер от передозировки наркотиков. О болезни сына Мария знала и долго и безуспешно боролась с его недугом
По слухам, Людмила Гурченко не пришла на похороны, но на самом деле актриса была на прощании и очень скорбела, просто постаралась не сильно привлекать внимание к своей персоне
Людмила Гурченко и Сергей Сенин
Вскоре произошло обострение отношений между матерью и дочерью. Людмила Марковна в очередной раз вышла замуж. Шестым и последним супругом актрисы вплоть до ее кончины оставался продюсер Сергей Сенин. Новый муж Гурченко не смог поладить ни с падчерицей, ни с тещей. В итоге произошел затяжной конфликт, который усугубился разделом имущества матери Людмилы Гурченко. Бабушка завещала свою квартиру Марии, минуя свою звездную дочь. Актриса не смирилась с этим, и дело дошло до суда.
Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов
В последние годы жизни актрисы в прессе появился слух о романе Гурченко с фотохудожником Асланом Ахмадовым. Людмила действительно говорила, что влюблена в Аслана, но, скорее всего, имела ввиду сильные дружеские чувства и восхищение его творчеством. Ахмадов подчеркивает, что любовных отношений между ним и актрисой не было. Людмила Марковна познакомилась с молодым человеком на модном показе, Ахмадов предложил ей тематическую фотосессию, посвященную мифу об Эдипе, а позже стал ее личным гримером.
Личная жизнь
Актриса Людмила Гурченко,биография которой интересна творческими успехами и наследием, состоялась как заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР, но вот в личной жизни повезло намного меньше.
Она всегда от сильных мужских плеч искала понимания того, что профессия, выбранная ею, является для нее всем, она жила своей работой и посвящала ей всю свою душу. Однако верного спутника она так и не сумела найти, а может, в силу своего характера, не смогла оценить. Как бы там ни было, но на этот вопрос не могла ответить сама Гурченко.
У нее было шесть мужей, в числе которых кинорежиссер Василий Ордынский, сценарист и историк Борис Андроникашвили, актер Александр Фадеев, эстрадный артист Иосиф Кобзон, музыкант Константин Купервейс, продюсер Сергей Сенин. Всем этим мужчинам она посвятила не один год семейной жизни. Прежде всего, она ценила уважение к себе и верность, однако очень часто в жизни сталкивалась с предательством, которое прощать так и не научилась.
Годы забвения Людмилы Гурченко
Потом, после годов травли за то, что играет легкомысленных девушек, а скорее за то, что отказалась сотрудничать с КГБ, настали времена забвения. Тогда был перекрыт кислород, замолчали телефоны, актрису практически никуда не приглашали. Она, конечно, продолжала сниматься, но не в главных ролях, а в микроскопических, появлялась в кадре на полминуты: «Женитьба Бальзаминова», «Строится мост», «Живой труп», «Тень», «Табачный капитан».
Настоящей своей ролью, которая позволила возродиться, почувствовать новое дыхание, Гурченко считала роль директора фабрики Анны Георгиевны Смирновой из драмы Виктора Трегубовича «Старые стены»:
В результате картину полгода не выпускали на экраны, потому что, по мнению критиков, был показан нетипичный директор.
Людмила Гурченко (фотоснимок из архива актрисы)Потом уже были и «Соломенная шляпка», и бенефисы Крамарова, Мартинсона и Голубкиной, и «Двадцать дней без войны». Гурченко приглашали сниматься сразу в нескольких картинах, в год выходило от трех до восьми фильмов. И тут на картине «Мама» она сломала ногу (клоун Олег Попов упал ей на ногу, когда они вместе были на льду) и на полтора года выпала из обоймы: сначала в больницах, потом был период реабилитации.
Музыкальное творчество
Музыкальная карьера Гурченко не ограничивается номерами и песнями из её картин.
Она записала 17 музыкальных пластинок и постоянно работала в дуэтах с исполнителями самых разных жанров — Аллой Пугачёвой, Андреем Мироновым, Зиновием Гердтом, Ильёй Лагутенко, Николаем Басковым, Борисом Моисеевым.
Концерты и творческие вечера
В 1978 г. режиссёр Евгений Гинзбург делает постановку новаторского телевизионного фильма-спектакля «Бенефис Людмилы Гурченко» с запоминающимися сквозными персонажами, сыгранными известными актёрами. В них участвуют Лариса Голубкина, Андрей Миронов, Савелий Крамаров и, конечно, звезда советских мюзиклов Людмила Гурченко. Этот бенефис больше напоминает капустник со вздорным сюжетом и спецэффектами. Бенефициантка Гурченко сыграла в нём около двадцати мини-ролей — старуху, разбойницу, монахиню, пастушку, пресс-секретаря и даже даму из дома терпимости. Рядом с ней на экране Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Александр Ширвиндт. И в любой роли артистка была органична и неповторима.
Скорее всего, единственным, кто мог бы похвастаться таким же многогранным талантом, был другой король синтетического искусства — Андрей Миронов. Две звезды блистали вместе на съёмках картины «Соломенная шляпка».
«Соломенная шляпка»
В 1979 г. Алла Пугачёва тоже выступила в новой для себя роли — сыграла в фильме «Женщина, которая поёт». С этого момента актриса, покорившая эстраду и певица, снявшаяся в фильме, будут пристально следить друг за другом, перенимая образы и сценические находки. Позже Пугачёва скажет, что песня «Примадонна» вовсе не про неё, как думали многие. Она посвящена Людмиле Гурченко.
В 1980-х Людмила Марковна выступает на телевидении с двумя концертными программами
Её попурри «Любимые песни» и «Песни войны» снова приковывают внимание публики к фронтовой лирике — «Давай закурим», «Тёмная ночь», и к песням давних лет — «Нет, мой милый», «Дорогие мои москвичи»
В 1991 г. актриса записала первый сольный альбом.
Невероятное шоу «Марковна. Перезагрузка»
В ноябре 2010 г. канал НТВ к 75-летию Людмилы Гурченко снял уникальное бенефис-шоу под названием «Марковна. Перезагрузка». В нём артистка предстала в эпатажном образе Леди Гаги, выступила с песней Сергея Шнурова и группы Ленинград «День рождения» и исполнила несколько дуэтов с современными музыкантами. А публика была просто шокирована экстравагантными экспериментами со стилем.
шоу «Марковна. Перезагрузка»
Съёмки в клипах
Людмила Гурченко снялась в 16 клипах на собственные песни, в том числе в дуэте с Борисом Моисеевым «Петербург — Ленинград» и «Ненавижу». Клип на знаковую композицию «Молитва» снял для неё режиссёр Фёдор Бондарчук.
Последней работой Гурченко стал клип на песню Земфиры «Хочешь?». Впервые эту композицию Людмила Марковна исполнила в фильме «Старые песни о главном. Постскриптум». Земфиру она называла «совершенно гениальной девочкой» и говорила, что «испытала редкое наслаждение от прикосновения к настоящему, неподдельному таланту».
Клипография
Год | Название клипа |
---|---|
1956 | «Пять минут» |
1969 | «Мария» |
1997 | «Примадонна» дуэт с А. Пугачёвой |
2000 | «Хочешь?» («Старые песни о главном. Постскриптум») |
2002 | «Харьков» |
2004 | «Петербург — Ленинград» (дуэт с Б. Моисеевым) |
2005 | «Молитва» (режиссёр Ф. Бондарчук) |
2005 | «Ненавижу» (дуэт с Б. Моисеевым) |
2008 | «Маяк» (дуэт с М. Боярским) |
2010 | «Московские окна» |
2011 | «Московские окна» |
2010−2011 | «Так, как хочется» |
2011 | «Пять минут тому назад» |
2011 | «Жду» |
2011 | «Живем мы что-то без азарта» |
2011 | «Хочешь?» |
2012 | «Я отпускаю тебя» — Ф. Киркоров (архивные кадры с Л. Гурченко) |
Детство и юность
Родилась актриса 12 ноября 1935г. в Харькове. Её отец был простым русским крестьянином, а мать репрессированной дворянкой. Папа Людмилы отлично играл на баяне, а мама помогала с организацией разнообразных мероприятий.
Во время интервью женщина сказала о том, что её назвали Людмилой всего за 2 часа до того, как она появилась на свет. С самого детства Людмила просто обожала устраивать перед своими близкими разнообразные представления, у неё был отличный голос, благодаря которому она постоянно устраивала домашние праздники и пела на них.
Людмила всегда была в центре внимания, она пела в детском саду, всегда была снегурочкой на новый год. В начале войны её отправили на фронт, а Люся с мамой остались дома. Людмила постоянно помогала своей маме с решением разнообразных проблем, благодаря тому, что она отлично пела, она постоянно получала еду. После того, как её город освободили от немцев, Гурченко пошла в школу, а через некоторое время записалась в музыкальную школу.
Влюбиться в красавца
Разорвав свои первые отношения актриса была готова к новым. Она была молода и красива, а ее карьера только начиналась. Новая любовь настигла Людмилу неожиданно. Со своим будущим супругом Борисом Андроникашвили они встретились в столовой ВГИКа. Парень проходя мимо так посмотрел на девушку, что она чуть не потеряла сознание от такого взгляда.
Людмила была сражена красотой Бориса и окунулась в новый роман с головой. Пара поженилась и им пророчили долгую и счастливую семейную жизнь. Поначалу все так и было. Молодожены всегда появлялись вместе на всех мероприятиях и смотрелись очень гармонично. Людмила была без ума влюблена в своего мужчину и была готова ради него на любые жертвы.
Плодом такой любви стало рождение ребенка. У пары родилась дочь, которую назвали Марией. Но рождение ребенка не стало радостью для актрисы. Она надеялась, что у нее родиться сын, которого она назовет Марком в честь своего отца. Далее последовало еще одно разочарование.
Дочь Гурченко – Мария Королева
Людмила была вынуждена на некоторое время оставить карьеру актрисы и заняться воспитанием ребенка. Пока она была занята домашними делами, ее муж часто задерживался на работе, а время предпочитал проводить в компании друзей. Вскоре женщина узнала о его многочисленных любовницах.
Людмила спокойно собрала вещи, забрала дочь и подала на развод. Борис особо и не сопротивлялся. Так супруги спокойно оформили развод, а актриса пообещала себе, что больше никогда не будет рожать детей.
Детские годы, учеба
Людмила родилась в украинском городе Харькове 12 ноября 1935 года. Ее мать, Елена Александровна Симонова, происходила из древнего дворянского рода, а отец, Марк Гаврилович Гурченко, был выходцем из смоленских крестьян. Родители работали в Харьковской филармонии: Елена — массовиком-затейником, а Марк пел и играл на баяне.
Людмила Гурченко в детстве. Фото kino-teatr.ru
В начале войны с Германией он добровольно ушел на фронт, несмотря на свою инвалидность. Елена с дочерью не успели эвакуироваться и прожили 2 года в оккупации. Маленькая Люся была очень артистичной и хорошо пела. Девочка приходила к немецкой части и “выступала” перед солдатами. Продукты, которые в благодарность давали ей немцы, помогли им с матерью выжить в то голодное время.
После освобождения Харькова, жизнь постепенно восстанавливалась: демобилизовался Марк Гаврилович, Люся пошла сначала в обычную, а потом и в музыкальную школу. С детства она была увлечена кинематографом и театром и не сомневалась, что станет знаменитой актрисой. Отец тоже считал, что дочь ожидает великое будущее и поддерживал ее веру в собственный талант. Он всегда будет для Люси самым дорогим человеком.
Людмила Гурченко с родителями. Фото culture.ru
Окончив школу, Людмила поехала в Москву. С первой попытки она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Девушке потребовалось несколько лет, чтобы полностью избавиться от украинского говора (Герасимов сразу ее предупредил, что с таким произношением в институте делать нечего).
В 1956-м году талантливая студентка-третьекурсница снялась сразу в трех картинах. В киноповести “Дорога правды”, где состоялся ее дебют и драме “Сердце бьется вновь” она сыграла проходные роли. А третьей стала музыкальная комедия “Карнавальная ночь” начинающего режиссера Эльдара Рязанова. Здесь юная актриса исполнила главную роль Леночки Крыловой, которая принесла ей всесоюзную славу. Прославился и Юрий Белов, сыгравший вторую ведущую роль Гриши Кольцова.
Людмила Гурченко. “Карнавальная ночь” 1956 г.
Популярность Гурченко была невероятной. Молодую звезду приглашали участвовать в концертах, мешками приходили письма от поклонников. Казалось бы, успешная карьера ей обеспечена, но все произошло с точностью до наоборот. Как снимающуюся студентку, Людмилу лишили стипендии. А деньги (8 тысяч), которые она получила за “Карнавальную ночь”, подошли к концу. За концерты ей не платили (считалось, что студенты должны выступать бесплатно), но некоторые организаторы мероприятий все-таки вручали девушке конверты со скромными суммами.
В 1957 году, накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, “органы” предложили Людмиле “сотрудничество”. Ей пообещали помочь с квартирой в Москве и прочие материальные блага. Гурченко отказалась и с этого момента, по словам самой актрисы, “началось мое крутое пике — вниз”.
С Тамарой Макаровой (слева). “Дорога жизни” 1956 г. – дебютная роль Людмилы Гурченко
Вскоре в одной из центральных газет появилась разгромная статья под названием “Чечетка налево”, в которой Людмилу выставили алчной пронырой, загребающей бешеные деньги на “левых” концертах. Публикация имела большой общественный резонанс. Травле подверглись не только Гурченко, но и ее родители в Харькове. В результате Марк Гаврилович перенес инфаркт.
Тем не менее, Людмиле все-таки дали окончить ВГИК, после чего она получила распределение на “Мосфильм”. Попасть в штат можно было только при наличии столичной прописки. Выручили знакомые, временно прописавшие Гурченко на своей жилплощади, как домработницу.
В 1958 году она устроилась в московский Театр-студию киноактера, а потом перешла в “Современник”. Ни в одном из них актриса не смогла себя проявить: слишком мало ролей ей удалось сыграть. В 1966-м году Гурченко уволилась из театра. Через 25 лет она вернется на театральную сцену и будет играть в антрепризах почти до конца жизни.
Свадьба, покрытая мраком
Во ВГИК Гурченко поступит с первого раза. За два года до окончания вуза начнет сниматься в кино. Но первую удочку в профессию она запустит еще раньше – в 18 лет. Именно тогда юную красавицу с острыми чертами и осиной талией заприметит уже известный режиссер Василий Ордынский.
Ордынский с первого взгляда по-мальчишески потерял голову от Люси. А та поняла: он может стать ее персональным режиссером, и после непродолжительной дружбы согласилась выйти за него замуж.
Что удивительно, об этом браке не знал никто ни из ее, ни из его окружения.
Ордынский пытался оправдать надежды молодой актрисы и позвал ее на пробы в свой новый фильм, но комиссия красотку зарубила, а муж не смог противостоять. Тогда Людмила была жестоко разочарована и решительно подала на развод, прожив с режиссером чуть больше года. Поговаривают, что отпускал он ее стиснув зубы, любил всю жизнь и молчаливо покровительствовал ее актерской карьере.
Трудный тернистый путь к славе
Биография полной сил, энтузиазма, обаяния и идей девушки началась в Харькове, в далеком 1935 году. 12 ноября в одном из родильных домов первой столицы Украины на свет появилась девочка, которой родители дадут имя Люда, или просто Люся. Отец ее, Гурченко Марк Гаврилович, был профессиональным музыкантом и выступал с баяном, аккомпанируя своей супруге, Елене Александровне (в девичестве – Симонова). Возможно, закулисное детство девочки и помогло ей в дальнейшем реализоваться в качестве киноартистки и театрального деятеля.
С самого появления на свет и до своего совершеннолетия девочка Люся Гурченко жила со своими родителями в 1-комнатной квартирке цокольного этажа одного из домов Мордвиновского переулка (нынче это переулок Кравцова). Выступая на сценах театров и домов культуры, родители брали дочку всегда с собой. Однако не только такое детство осталось в памяти Людмилы Марковны. С наступлением Великой Отечественной Войны жизнь семьи Гурченко изменилась. Отец, хотя и был инвалидом и непризывным по возрасту, принял решение идти на фронт. До окончания военных действий в оккупированном Харькове Люся осталась с мамой.
Ситуация поменялась в лучшую сторону для будущей звезды кинематографа немного позже, когда в 1943 г. Харьков был освобожден от оккупантов. В сентябре того года Люда начала ходить в школу, которая была расположена прямо во дворе ее дома. А в следующем году родители, заметив немалые вокальные и актерские данные дочери, перевели Люду в детскую музыкальную школу им. Бетховена. Там девочка продолжила обучение до 1953 года. Стоит отметить, что этот год можно считать началом столичной жизни и карьеры легендарной женщины, Людмилы Марковны Гурченко.
Именно в 1953 г. Люся уезжает в «город соблазнов», Москву, где поступает во ВГИК на актерский факультет. Руководители мастерской, в которой развивала свои творческие способности Гурченко Людмила Марковна, Сергей Герасимов и Тамара Макарова беспрестанно удивлялись талантам девушки. Это была самая блистательная личность на всем потоке. Она умела великолепно петь, а еще замечательно танцевала и великолепно играла. В этом смогла убедиться аудитория, которая посетила сценическую постановку по Теодору Драйзеру «Западня». В этой оперетте Люда Гурченко играла Кето, будучи практически выпускницей.
ВУЗ окончила Люся в 1958 году. Первые 5 лет после выпускного актриса играла в Театре-студии кинотеатра, а после начала работать в Современнике. Проработав там два сезона, артистка Людмила Гурченко успела сыграть не одну роль в спектаклях знаменитого на просторах СССР театрального режиссера и постановщика Олега Ефремова. Это постановки:
- «Старшая сестра»;
- «Вечно живые»;
- «Без креста»;
- «Голый король»;
- «Сирано де Бержерак».
После плодотворной работы в Современнике Людмила Гурченко ушла в театр им. А.П.Чехова, а
позже – в Московский театр сатиры, где на протяжении многих лет посвящала себя сцене без остатка.
Параллельно с усовершенствованием своих актерских данных, Людмила Марковна развивала свой талант и других направлениях. Так, творческая биография Людмила Гурченко пополнилась 17-ю музыкальными альбомами, тремя автобиографическими книгами, несколькими клипами и исполненными в дуэте со знаменитыми певцами композициями. А именно:
- «Песенка-импровизация» в документальном киноочерке «Звезды встречаются в Москве», исполненная в тендеме с Марком Бернесом;
- «Примадонна» — совместное исполнение с Аллой Пугачевой;
- «Маяк» — дуэт Гурченко и Боярский;
- «Петербург-Ленинград» и «Ненавижу» — в совместном исполнении с Борисом Моисеевым.
Еще один проект, который был реализован практически перед самой трагической кончиной легендарной звезды советской эстрады, — это песня «Алло». Ее Людмила Гурченко исполнила вместе с украинской певицей Ольгой Поляковой. Стоит отметить, что клип на эту песню был презентован уже после смерти талантливой и яркой женщины, но ранее запланированной даты выхода.
Женщина-праздник со сложной судьбой
В период съемок этого фильма Людмиле Марковне КГБ предложило сотрудничество – доносить на своих коллег (это было в 1957 году). Но после её категоричного отказа, на актрису была направлена настоящая «травля» в СМИ и через кабинеты чиновников, контролировавших дела в культуре и искусстве. Её пытались обвинять в несоответствии облику советской морали из-за её подработок на различных концертах и мероприятиях, творческих вечерах. Это оказало негативное воздействие на артистическую карьеру Гурченко, но и на ее физическое и психическое самочувствие. Для любого артиста несправедливая критика, невостребованность и забвение публики могут стать настоящим ударом судьбы.
Долгих 10 лет длился творческий кризис Людмилы Гурченко. Хотя в этот период у нее были какие-то роли в фильмах и в некоторых театрах, до широкой публики ее успехи доходили в незначительной степени и кинозрители начали ее забывать. А в личной жизни артистки в те годы разворачивались целые сюжеты драматических событий, оказавшие негативную роль на ее творческую работу. Возможно, именно этот период жизни стал для Людмилы Гурченко первым ударом по здоровью, что впоследствии привело к тяжелой болезни, которая и стала причиной скоропостижного ухода из жизни.
Детство и семья Людмилы Гурченко
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в городе Харьков Украинской ССР. Отец актрисы, Марк Гаврилович Гурченко, происходил из семьи крестьян. С девяти лет Марк Гурченко вел трудовую жизнь: пас помещичьих лошадей в родной деревне Дунаевщина Смоленской области, а потом подался в Кривой Рог, был рабочим в шахтах, учится в техникуме. В 1932 году он перебрался в Харьков, где благодаря врождённому музыкальному дару и умению играть на баяне смог получить место в Харьковском музыкальном институте, а затем в филармонии.
Родители Людмилы Гурченко
Елену Симонову, ученицу девятого класса, Марк Гурченко встретил в школе, в которой подрабатывал аккомпаниатором. В венах Елены Александровны текла дворянская кровь, возможно, поэтому её мать не приняла Марка Гурченко, бывшего батрака с простонародным говором, который, к тому же, был почти на двадцать лет старше её дочери. Юная Елена проявила характер и ушла из дома, не получив согласие матери. Вопреки материнской воле она вышла замуж за своего избранника и осенью 1935 года родила дочь Люсю. Школу Елена Александровна так и не окончила, всю жизнь она работала вместе с мужем, помогая ему проводить мероприятия. Говоря об отце, Людмила Марковна любила вспоминать историю о том, как она получила своё имя. Актриса предпочитала, чтобы её называли Люсей, ведь это имя выбрал её отец, посмотрев незадолго до её рождения в харьковском кинотеатре американскую картину «Акулы Нью-Йорка», главную героиню которой звали Люси. Сотрудники ЗАГСа объяснили Марку Гавриловичу, что они не вправе зарегистрировать его дочку как Люси, и предложили ему записать её Людмилой. Так, выбрав для дочери имя, связанное с кинематографом, отец предопределил её судьбу.
Людмила Гурченко в детстве
Когда началась Великая отечественная война, Марк Гурченко отправился добровольцем на фронт, а Елена Александровна и Люся не смогли уехать и вскоре оказались в другой реальности: Харьков оккупировали фашисты. Из полуподвальной тёмной комнаты мать и дочь выселили немцы, заняв весь дом под комендатуру. Елена Александровна с дочкой поселились в доме на переулке Кравцова, в квартире с балконом, светлой, но холодной и чужой. Всю жизнь Людмила Марковна ненавидела балконы, они были для неё символом голода, холода и войны.
Людмила Гурченко с мамой
В биографии, которую написала со слов актрисы Софья Бенуа, говорится о том, в голодные оккупационные годы маленькая Люся стала кормилицей семьи: она пела для немцев, в надежде получить для себя и матери хотя бы тарелку супа, и те отдавали маленькой артистке остатки еды. В своей книге «Аплодисменты» Гурченко тоже упоминает о том, как она исполняла песни из немецких кинокартин и танцевала перед солдатами.
Кафе для немцев в оккупированном Харькове
Во многих биографиях, в том числе и в книге Софьи Бенуа «Людмила Гурченко. Я – актриса», упоминается о песне «Лили Марлен», которая так нравилась немецким солдатам и мотив которой быстро «схватила» маленькая артистка. Также во многих биографических статьях говорится о том, на Люсю огромное впечатление произвела картина «Девушка моей мечты», которую она посмотрела в оккупированном фашистами голодном Харькове. Некоторые исследователи полагают, что Людмила Марковна, скорее всего, просто не запомнила название немецкого фильма, повлиявшее на её решение стать актрисой, ведь картина с участием Марики Рёкк «Девушка моей мечты» вышла в 1944 году, а Харьков был освобождён советскими войсками в 1943.
1 сентября 1943 года Люся пошла в первый класс харьковской школы №6, а в следующем году стала ученицей музыкальной школы имени Бетховена, однако более значимым событием для неё стало возвращение с фронта отца.
В школе Гурченко была душой компании и звездой всех утренников и капустников, демонстрировала актерские задатки, а вот ученицей слыла посредственной, хотя все быстро схватывала. Уже тогда Людмила понимала, что станет актрисой, и делала упор на русский и литературу. Девочка была первой модницей класса, самостоятельно перешивая старые мамины наряды в восхитительные платья с воланами и рюшами.
Детское фото Людмилы Гурченко
Вот что вспоминала о будущей актрисе ее соседка по парте: Окончив школу, в 1953 году Людмила уехала в Москву и поступила во ВГИК, блестяще сдав экзамены. Рады были видеть ее и в Щукинском училище, и в ГИТИСе, но Гурченко отдала предпочтение мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе. Учеба давалась ей легко, за исключением скучных, но обязательных даже для людей творческих профессий предметов вроде политэкономии. Большим препятствием стал и харьковский «говорок», с которым Гурченко боролась не один год.
Людмила Гурченко в юности
Другой путь
Следующая большая роль Гурченко в принципе имела потенциал для того, чтобы это предубеждение опровергнуть: в фильме Ивана Кавалеридзе по мотивам романа Панаса Мирного «Гулящая» она играет селянку, вынужденную в трудных жизненных обстоятельствах уехать в город и переквалифицироваться в танцовщицу кабаре и содержанку богатых панов. Однако главное, что замечаешь в «Гулящей», — у актрисы завлекательные танцы в шикарных нарядах получаются лучше, чем страдальческие переживания. Переодевшись из костюма порядочной селянки в кафешантанное платьице, Гурченко чудесным образом преображается, и самые банальные монологи героини вдруг начинают сверкать такими же яркими бликами, как огромные бриллианты в ее ушах. Актриса словно чахнет и теряет интерес к своему персонажу, когда одета в простонародную скромную одежду, а нарядившись в шелка и шляпу с вуалью, становится естественной, искренней и убедительной.
Тут можно вспомнить и историю о том, что Гурченко не сразу была утверждена на «Карнавальную ночь», потому что на первых пробах была неудачно одета, и то, как в «Вокзале для двоих» Эльдара Рязанова герой Олега Басилашвили окончательно влюбляется в сыгранную Гурченко официантку после того, как она меняет скучную рабочую униформу на свои личные кокетливые наряды, и еще несколько фильмов, в которых триумфальный проход Людмилы Гурченко на каблуках становится одним из стилеобразующих эпизодов — как в «Любимой женщине механика Гаврилова» Петра Тодоровского.
Но это будет уже в 1980-е годы, в период максимального женского цветения Людмилы Гурченко, когда режиссеры почувствовали, что ее желание быть сногсшибательной красавицей само по себе заряжает фильм неотразимой энергетикой — скажем, в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» много удачных находок, но что останется, если убрать из нее Раису Захаровну, «сучку крашену» с ее кружевным воротничком, красным мохеровым беретом и родившимся на съемочной площадке экспромтом: «Отчего же крашеная? Это мой натуральный цвет».
Со своим актерским «натуральным цветом», с амплуа характерной актрисы, а не романтической героини, Людмила Гурченко, вероятно, так никогда и не смирилась. После яркого дебюта в 1950-е, в последующее десятилетие актриса пережила период, который она сама и знатоки ее творчества обычно называют «периодом забвения», хотя снималась она каждый год, в том числе и в главных ролях, и не обязательно легкомысленно-музыкальных, и не у последних режиссеров.
В «Белом взрыве», малоизвестной драме Станислава Говорухина о военных альпинистах, написанный у Гурченко на лице немой вопрос «О боже, в чем приходится сниматься» (в смысле — в медицинском белом халате или в солдатской гимнастерке) придает персонажу неподдельную горечь. А в «Старых стенах» Виктора Трегубовича Гурченко становится очень занимательной предшественницей Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» — директором текстильной фабрики, которая шарахается от собственного счастья и не решается надеть юбку с разрезом.
То, что 1960-е – начало 1970-х казались Людмиле Гурченко не самым удачным периодом ее актерской жизни, конечно, недоразумение. Дело, наверное, не в отсутствии работы, а в том, что женщина такого склада трудно переживала невозможность блистать в каждой роли и чувствовать себя звездой, чьи портреты не сходят с журнальных обложек.
Тем не менее сыгранные в это «невыразительное» время небольшие роли иногда получались богаче самых звездных по внутреннему содержанию — например, испугавшаяся было трудностей, но изменившаяся в лучшую сторону жена слепого героя в «Рабочем поселке» Ивана Венгерова. Режиссером на этой картине работал Алексей Герман, позже снявший Гурченко в «20 днях без войны» в роли театральной костюмерши, которая заводит мимолетный, но оттого особенно щемящий роман с фронтовым корреспондентом.
Думается, Герман с такой же сознательной парадоксальностью выбрал на эту роль Людмилу Гурченко, с какой взял на главную — клоуна Юрия Никулина. Как впоследствии рассказывала Гурченко, работа над этим образом давалась ей с большим трудом, и во многом ей помогал Никулин, снижавший пафос на съемочной площадке. Так, когда по тексту в романтической сцене шла реплика «Обними меня, у тебя такие сильные руки», Никулин комментировал: «А если бы ты знала, какие у меня ноги…»
Возможно, благодаря этой поддержке тактичного партнера Людмила Гурченко расслабилась, забыла, что она снимается в серьезной драме военного времени, почувствовала себя просто красивой блондинкой в элегантном полушубке и потому сыграла самые сложные сцены без малейшего видимого напряжения, почти так же легко, как Леночка Крылова пела про оставшиеся до Нового года пять минут.