Расшифровка как римская империя стала христианской

Происхождение[править]

Родился 27 февраля 272 года в Наиссе, Мёзия. Его отец — римский император Констанций I Хлор.

Мать — Елена. Относительно Елены известно, что она исповедовала иудаизм:

Как это интерпретировать непонятно.

Так как многие женщины в Римской империи принимали иудаизм, полагают, что она не природная еврейка, а язычница, принявшая иудаизм (затем отпавшая в христианство).

Скорее всего так оно и есть, вряд ли бы природное еврейство матери Константина указывалось лишь в «Деяниях Сильвестра», к тому же имя Елена указывает, что она родилась в языческой семье, следовательно, она возможно стала иудейкой уже взрослой женщиной.

(Но возможно, что иудейство матери Константина — домысел или ошибка Сильвестра, тем более что другие источники иудейскую религию матери этого римского императора не упоминают).

20 интересных фактов о Циолковском

  1. Константин Циолковский (1857-1935) – изобретатель, философ, писатель и родоначальник теоритической космонавтики.
  2. В 9-летнем возрасте Циолковский серьезно простудился, что стало причиной частичной потери слуха.
  3. Читать и писать будущего изобретателя научила его мать.

  4. С раннего возраста Циолковский любил что-нибудь мастерить своими руками. В качестве материалов мальчик использовал любые подручные вещи.
  5. Константин Циолковский рационально обосновал применение paкет для полетов в космос (см. интересные факты о космосе). Он пришел к выводу о необходимости использования «paкетных поездов», которые позже станут прообразом многоступенчатых paкет.
  6. Циолковский внес значительный вклад в развитие аэронавтики, космонавтики и paкетодинамики.
  7. Константин Эдуардович не имел хорошего образования и по сути являлся гениальным ученым-самоучкой.
  8. В возрасте 14 лет Циолковский по своим чертежам собрал полноценный токарный станок.
  9. Интересен факт, что перу Циолковского принадлежит немало научно-фантастических произведений, некоторые из которых неоднократно переиздавались в СССР.
  10. Когда Циолковскому не удалось поступить в училище, он занялся самообразованием, живя пpaктически впроголодь. Родители отправляли сыну всего 10-15 рублей в месяц, поэтому юноше приходилось подpaбатывать репетиторством.
  11. Благодаря самообразованию, позже Циолковский смог с легкостью сдать экзамены и стать школьным преподавателем.
  12. Знаете ли вы, что Циолковский был создателем первой в СССР аэродинамической трубы, что позволило сделать большой шаг в развитии советской авиации?
  13. В честь Циолковского назван город в России и кратер на Луне (см. интересные факты о Луне).
  14. Первый проект межпланетной paкеты Константин Циолковский разработал еще в 1903 г.

  15. Циолковский являлся активным пропагандистом технического прогресса. К примеру, он разработал теоретические модели поездов на воздушной подушке и космических лифтов.
  16. Константин Циолковский утверждал, что со временем человечеству удастся достичь прогресса в освоении космоса и распространить жизнь по Вселенной.
  17. За годы своей жизни изобретатель написал примерно 400 научных трудов, который касались темы paкетостроения.
  18. Циолковский особенно увлекался творчеством Заболоцкого, Шекспира, Толстого и Тургенева, а также восхищался работами Дмитрия Писарева.
  19. На протяжении долгого времени Циолковский трудился над усовершенствованием управляемых аэростатов. Позже некоторые его труды использовались при изготовлении дирижаблей.
  20. Любопытно, что ученый скептически относился к теории относительности Альберта Эйнштейна. Он даже публиковал статьи, в которых критиковал теорию немецкого физика.

Достижения ученого

Циолковским была разработана новаторская концепция металлического дирижабля, так как использовавшиеся тогда резиново-тканые аппараты были очень несовершенны. Константин Эдуардович разработал теорию реактивного движения в космических перелетах, именно ему принадлежит идея использовать для полетов многоступенчатые ракеты. Также он трудился в области теоретической космонавтики. Помимо этого, им были созданы труды философского направления, в том числе с элементами научной фантастики.

Циолковский негативно высказывался о теории относительности Эйнштейна, считая ее логически абсурдной и противоречащей здравому смыслу. Что касается пространства, то он настаивал на том, что оно бесконечно, и не признавал идею замкнутой Вселенной и космологические идеи.

Стоит отметить и тот факт, что Циолковский имел близкую дружбу с А. Л. Чижевским.

Появление на ТВ

Без сомнения, самая точная информация до людей доносится с центральных каналов России. Два из них освещают военные действия на территории Украины с утра до вечера.

Если передача «Новости» предлагает чаще факты и репортажи о происходящем, то политические ток-шоу разбирают ситуацию подробно, основываясь на экспертных мнениях приглашенных гостей. Они точно разбираются в большой политике. Отлично разбирается в военной теме Сивков Константин Валентинович.

Уже один вид политолога, появившегося на проектах Владимира Соловьева, Евгения Попова и Ольги Скабеевой, Шейнина Артема и так далее, дает гарантию того, что предложенная тема будет раскрыта полностью. В обсуждении примут участие специалисты всех уровней.

Иногда бывает, что эксперты не согласны с каким-то моментом. Тогда Сивков четко раскладывает все по местам, опираясь на неопровержимые факты. Политолог имеет внушительный запас академических знаний. Даже высших образований у Сивкова несколько. Опять же, прошел военную службу, тем более в штабной Академии. Он и сейчас трудится при военной академии. У бывшего кадрового военного большой авторитет, как для политолога и военного эксперта.

Помимо участия в политических ток-шоу Константин Валентинович выступал в телевизионных программах и в СМИ.

Сивков появлялся в телевизионных проектах как:

  • Председатель Союза геополитиков;
  • член-кор Академии ракетных и артиллерийских войск РФ;
  • корреспондент журнала «Военно-промышленный курьер»;
  • один из разработчиков документации по применению оружия Вооруженными силами России.

Семья[править | править вики-текст]

Констанций Хлор, отец

Елена, мать Константина

Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин), родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наисс (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II). В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет.

Константин Великий и торжество христианства

Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским, открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме. Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка. Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени. (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством. При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.

Однако, в эпоху двоевластия Константин и Лициний мало-помалу разошлись между собою в своих отношениях к христианству. В то время, как первый все более и более начинал предпочитать христианство, второй, наоборот, стал поощрять старую языческую партию. Это сеяло раздор между обоими правителями империи, тем более, что они ссорились, кроме того, и по другим поводам. Дело кончилось вооруженным столкновением, и победа Константина над Лицинием была одновременно и восстановлением отмененного Диоклетианом единства императорской власти, и торжеством христианской партии над языческою.

Большим поражением для государственной религии Рима было и то, что глава её, император, не стал жить в её старом центре, Риме, рядом с храмами капитолийских богов. Уже Диоклетиан оставил Рим, где сильны были предания прежнего государственного устройства, а у Константина, разрывавшего с язычеством, явилось и новое побуждение не жить в Риме, как средоточии язычества. Для своей столицы, или «Нового Рима» он выбрал старую греческую колонию, Византию, на европейском берегу Босфора, которая стала теперь называться Константинополем (т.е. городом Константина)

Место было выбрано весьма удачно, на важном торговом пути, вблизи от стран греческой культуры и богатого Востока, в непосредственном соседстве с северными областями Балканского полуострова, храброе население которых поставляло в императорские войска хороших воинов, Наконец, на одинаковом расстоянии и от северных, и от восточных границ государства, требовавших защиты. Перенесение столицы (326) из языческого старого Рима в новый Рим, который скоро сделался одним из важнейших центров христианства, было тоже одним из фактов всемирно‑исторической важности

Антоний Пий

Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антоний Пий, правивший под именем Тит Элий Адриан Антоний, и больше известный как Антоний Пий, был императором Римской империи с 138 по 161 годы, и является четвёртым из «пяти хороших императоров». Он происходил из галльского сенаторского рода, и в 135 году был усыновлён императором Адрианом. Прозвище «Пий» Антоний получил после того, как убедил Сенат обожествить своего приёмного отца Адриана. Это прозвище переводится как «благочестивый» или «исполняющий долг в отношении богов и родных».

Правление Антония Пия можно назвать, пожалуй, самым мирным среди всех императоров. Следующий за ним император Марк Аврелий называл Антония Пия человеком, преданным нуждам империи, трудолюбивым, рациональным, скромным, терпимым, сострадательным и решительным.

Отсутствуют какие-либо записи о значительных боевых действиях во время его правления. Вместо войны Антоний Пий сосредоточился на строительстве инфраструктуры, уменьшил налоги городам, пострадавшим от стихийных бедствий, и в целом тратил государственные деньги на благосостояние граждан. Но при этом он оставил после себя богатую казну.

Кроме того, он заботился даже о самых низших слоях населения Рима, которые ранее не удостаивались таких почестей. Так, например, он ввёл в римское право понятие презумпции невиновности, наказание за убийство раба и плохое обращение с ним. Несмотря на то, что Антоний Пий был приверженцем традиционной римской религии, он практически не преследовал христиан.

Также Антоний Пий поддерживал науку и искусство, щедро одаривая учителей, учёных и деятелей культуры. Император умер 7 марта 161 года, перед этим назначив своим приемником Марка Аврелия — последнего из «пяти хороших императоров». В честь императора в Риме прошли пышные похороны, а сам он был обожествлён.

Дальнейшая деятельность

Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.

Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.

По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.

Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.

Становление правителя

Константин смог укрепить свою роль, доказав свое военное превосходство над врагами. В 313 году вместе с Лицинием он подписал Миланский эдикт. Это узаконило христианство и обеспечило свободу вероисповедания. Хотя этот указ часто игнорировался, он стал важным моментом в начале христианской терпимости, принятой в Римской империи.

Константин Великий установил воскресенье как день богослужения и предусмотрел возвращение Церкви конфискованного имущества. Миланский эдикт сохранил терпимость к христианам, но не упомянул евреев. Когда христианство стало доминирующей религией в Риме, гонения на пожилых евреев усилились.

Последние годы правления Константина

5 июля 328 император лично открывает «Константинов мост» через Дунай в Суцидаве в Дакии, который был стал самым длинным речным мостом древности. Его общая протяженность составляла 2437 метров, из которых 1137 метров проходили над Дунаем. Ширина моста составляла 5,7 метров, а высота над уровнем реки — 10 метров. В планах Константина было возвращение Дакии, которая была оставлена еще в 271 году при императоре Аврелиане.

В 332 году Константин провёл совместную с сарматами войну против готов. Вестготы под предводительством Ариариха вышли из Ойума и стали продвигаться на территории сарматов в Дакии. Сарматы попросили у Константина помощь, и 20 апреля 332 года римская армия под предводительством его сына Константина II разбила варваров, уничтожив «голодом и холодом» около 100 000 варваров. В 334 сарматы устраивают переворот против своих лидеров и тогда Константин начинает войну уже с сарматами. Разбив их войска Константин расселяет часть выживших в Иллирии в качестве крестьян, а других забирает в свою армию. Поселенные в определённых землях варвары, известные как колоны, стали прообразом крепостных крестьян, так как не имели права покидать обрабатываемую ими землю. В 336 году Константин получает титул Dacicus maximus.

После успехов в Дакии, Константин планирует начать войну с Сасанидской Персией. В 338 году заканчивал действие Нисибисский мирный договор и обе страны готовились к войне. Константин пишет письмо шихиншаху Шапуру II, в котором говорит о своём покровительстве персидских христиан и требует прекратить притеснения, которые начались после принятия Римом христианства как официальной религии. Константин планировал принять крещение в реке Иордан перед тем как войти на территорию Персии, но он заболел весной 337 года.

Видимо осознавая скорую кончину Константин тайно приготовил себе место для погребения в Храме Святых Апостолов. Но после пасхи 337 года он почувствовал себя хуже и отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Вначале он лечился в банях Никомедии, затем прибег к горячим источникам Дрепана, после чего поселился на своей столичной вилле Анкирона, куда призвал нескольких арианских епископов, включая Евсевия Никомедийского, для принятия крещения. Собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь. Но, почувствовав себя хуже, Константин велел перевезти себя в Никомедию где его крестил Евсевий Никомедийский 22 мая 337 года. После смерти Константин Великий был похоронен в Храме Святых Апостолов.

Общие сведения[править | править код]

В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.

Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор (1-й Вселенский Собор), всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.

Император Константин Великий Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.

В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.

Имел титулы:
Цезарь — с 25 июля 306 г.,
Август — с 31 марта (?) 307 г.,
Величайший Август — после 29 октября 312 г.,
Германский Величайший и Сарматский Величайший — не ранее 314 г.,
Готский Величайший — с 314-315 гг.,
Германский Величайший II, Мидийский Величайший, Британский Величайший, Арабский Величайший, Адиабенский Величайший и Персидский Величайший — с 315 г.,
Армянский Величайший и Германский Величайший III — с 318 г.,
Карпийский Величайший — с 318-319 гг.,
Готский Величайший II — с 324 г.,
Готский Величайший III — с 332 г.

Власть трибуна получал 34 раза (впервые 25 июля 306 г., в 307 г. дважды — 25 июля и 11 ноября, затем ежегодно 11 ноября; начиная с 317 г. — 1 марта, в 323 г. дважды — 1 марта и 8 ноября, затем ежегодно 8 ноября; в 333 и 334 гг. — 25 декабря; с 335 г. — 18 сентября).

Был консулом 307 или 309 г., 312, 313, 315, 319, 320, 326, 329 гг.

Путь к императорской власти

Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно племяннице Диоклетиана.

Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.

Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.

В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.

Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.

По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.

Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». (wikimedia.com)

В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.

Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.

В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.

Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: