Девять уроков жизни от Конфуция
1
«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь»
Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха – это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.
2. «Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих».
Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!
3. «Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое».
Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.
4. «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача».
Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.
5. Ничего плохого в том, что Вы ошиблись.
Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!
6. «Когда ты разгневан, думай о последствиях».
Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.
7. «Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».
Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.
8. «Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого».
Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь – это история, наполненная уроками, созревшими для сбора.
9. «Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».
Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.
Конец жизненного пути
После долгих странствий по Поднебесной Конфуций в 497 году до н.э. возвращается к себе на родину. Ему были очень рады, и правитель назначил философа главой города Чжун-ду. Теперь у мудреца появилась реальная возможность претворить свои идеи в жизнь. Он пытался навести порядок, лишая земли и имущества тех, кто получил ее нечестным путем. К ужасу своих учеников, философ приказал казнить одного из своих политических противников, объясняя жесткое решение его злыми умыслами.
Такая политика многим оказалась не по нраву и против Кун-цзы начала свою деятельность оппозиция. Будучи не в силах ей сопротивляться, он покинул Лу. Мастер все еще считал, что может растолковать правителям правильность своих идей и порой делал это весьма сомнительными способами. Однажды он даже согласился быть слугой придворного вельможи, чтобы попасть ко дворцу, но эта попытка опять провалилась.
Конфуцию было около 70, когда умерла его супруга. Хотя она и не была ему духовно близка, свое вдовство философ трактовал как знак скорой смерти. Как-то стоя на берегу реки, он уподобил время течению реки, которая никогда не останавливается.
Вскоре умер сын, а затем и любимый ученик Янь Юань. В это время Кун-цзы усиленно занимался литературным творчеством, желая завершить свой летописный труд «Чюнцю», но его силы были на исходе. В 479 году до н.э. великого философа не стало. Он умер, размышляя о нравственных проблемах общества, а последние слова были заботой о том, кто продолжит его учение.
Философское учение
Порочность чиновников, непрекращающиеся междоусобные войны, слабость правителей и другие видимые признаки кризиса общества и государства навели ученого на мысль о создании новой моральной философии, основывающейся на первоначальном добре, которое есть у каждого человека. Определенный прототип правильного общественного устройства он видел в добропорядочных семейных традициях, базирующихся на почитании старших младшими, сыновнем долге и верности перед своими предками. Так, и мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен воспитывать у своих подданных почитание морального закона, прибегая к силе только в крайних случаях. Отношения в государстве необходимо выстраивать подобно семейным, где каждый знает свое место.
Философ не разделял знание и добродетель, в связи с чем человеческую жизнь рассматривал как часть своего учения. Его система взглядов не была обособлена от общества, а тесно с ним переплетена. Рассуждая о роли государства, мудрец говорил о том, что оно непременно должно добиваться доверия народа. Поможет в этом образованный и нравственно достойный правитель.
Направления
Спустя два года после кончины мудреца появились храмы, чествующие его – сначала в родном Цюйфу, а потом и в других местах страны. Его ученики разделились на несколько направлений в интеллектуальном наследии Кун Фу Цзы. Наиболее прославились среди них Мэн Цзы и Сюнь Цзы, создавшие одноименные сочинения.
Сюнь Цзы (313 г. до н.э. — 238 г. до н.э.) — китайский мыслитель, основоположник ханьского конфуцианства
Наследию Конфуция приходилось конкурировать за право владеть умами граждан с другими течениями, существовавшими в тот период, такими как
- моизм,
- легизм,
- даосизм.
Это было время раннего конфуцианства
. В III веке до нашей эры императором Цинем Шихуанди легизм был провозглашён государственной идеологией. А ученикам Конфуция пришлось нелегко: их преследовали, уничтожали сакральные документы. Самым драматическим моментом стало погребение заживо около пятиста конфуцианцев.
Но самая тёмная ночь бывает перед рассветом, и вот, при династии Хань, сменившей Чжоу, начинается поклонение Конфуцию всей нацией. Священные ритуалы с жертвоприношениями в его честь совершают прежде всего императоры, которые в трактате «Чюнь Цю» усмотрели зашифрованное им идеальное политическое устройство и образы ханьских правителей, сумевших организовать его, придя к власти.
Конфуцианская доктрина переосмысливается в свете существующей действительности и провозглашается государственной. В китаистике (синологии) это течение зовут классическим конфуцианством
. Конфуцианские канонические правила Лю И унифицируются, процветает обожествление Конфуция, складывается экзаменационный механизм кэ цзюй, сделавший конфуцианские сочинения священными.
Конфуцианский храм, Пекин, Китай Испытуемый на соответствие какой-либо административной должности должен был продемонстрировать отличное знание канона и овладение шестью искусствами, которые тоже назывались Лю И и в те времена считались неотъемлемой частью образования каждого учёного мужа:
- ориентация в ритуалах,
- знание музыкальной грамоты,
- владение меткой стрельбой из лука,
- навыки управления колесницей,
- владение счётом и письмом (в том числе, сочинением стихов).
Сдавать экзамены нужно было поэтапно. Трёхступенчатая система предполагала начало испытаний в провинции и финальное испытание в столице. Выдержавший его занимал желанную должность. Эта экзаменационная система прошла проверку временем длительностью в две тысячи лет и просуществовала вплоть до начала XX столетия.
Во времена правления Тан у учения Конфуция появился ещё один конкурент – буддизм. В результате взаимодействия двух течений образовалось неоконфуцианство
. Его связывают с именем Хань Юя, который жил в VIII-IX веках нашей эры.
В XIX веке учение испытало западное влияние, и возникли его новые трактовки, включающие европейские идеи. Когда в Китае в XX столетии к власти пришли коммунисты, они поначалу проявляли уважение к идеям и последователям Кун Фу Цзы. Но в период культурной революции Мао Цзэдуном учение Конфуция было объявлено помехой на пути к прогрессу.
Жизнь Конфуция
Родители мыслителя Шулян Хэ и Янь Чжицзай. Когда они поженились, отцу исполнилось 66 лет, матери же ещё не было 20. Говорили, что их союз ненастоящий, так как противоречит канонам древнего общества. Мужчинам запрещено вступать в повторный брак после 60 лет. У Шулян Хэ была другая жена, которая родила ему 9 девочек, одного мальчика. Но тот был настолько слаб, что не мог претендовать на титул наследника.
Когда Конфуцию было 3 года, умер отец, после 16 – скончалась мать. Уже тогда юноша, привыкший зарабатывать на жизнь собственными силами, начал заниматься самообразованием.
Детство
Детство, юность философа прошли в бедности. От его матери отвернулись родственники, она с трудом справлялась с содержанием семьи. Янь Чжицзай рассказывала, что будучи ребёнком, Конфуций расставлял вокруг себя сосуды, наполненные водой, воссоздавая нечто, напоминающее жертвоприношение. Мать с детства внушала мальчику, что он должен трудиться, учиться, чтобы приобрести качества, необходимые аристократу.
Зрелость
События биографии Конфуция собраны в таблице.
Дата | Событие |
532 год до н.э. | Начало семейной жизни. Женился на девушке из царства Сун. Она вскоре родила мыслителю сына и двух дочерей |
530 год до н.э. | Открыл школу для представителей всех сословий |
530-525 годы до н.э. | Поступил на службу к клану Цзи. Выполнял незначительные поручения, например, пас скот. Это занятие необходимо, чтобы заработать денег, обеспечить семью. Встречался с Лао-Цзы, основоположником Даосизма. Но этот факт не является подтверждённым |
524 год до н.э. | Поступил на службу в молельню царства Лу. |
522 год до н.э. | Состоялась встреча с правителем Царства Ци. Император обсуждал с Конфуцием методы управления. Впоследствии философ прожил несколько лет на территории Ци. Конфуций учил правителя, как создать идеальное государство |
500 год до н.э. | Стал главой судебного ведомства царства Лу, это второе лицо княжества. Но через некоторое время был снят с должности из-за неуместного замечания правителю |
500-485 год до н.э. | Путешествовал, ища людей, способных заниматься «истинным» правлением |
485-479 год до н.э. | Занимался преподаванием, работал над летописями |
479 год до н.э. | Умер. Похоронен в Цюйфу, город провинции Шайдун, место рождения великого философа |
Конфуцианство и даосизм
Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.
Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как «Старый Мастер», «Старый Младенец» или «Мудрый Старец»; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).
Лао-цзы (604 г. – ок. 500 г. до н. э.)
Даосизм излагает о дао. Это переводится как «путь». Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.
Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.
Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.
Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.
Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.
Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.
Взносы
Самым далеко идущим вкладом Конфуция была его философия, известная как конфуцианство, которая, хотя и не утвердилась при его жизни, оказала большое влияние в Азии после его смерти
В Китае он добился очень важного бума, став одной из основ правительств этого региона
Со временем конфуцианство претерпело изменения, которые выродились в своего рода религию, хотя Конфуций никогда не задумывался как таковая. Он пытался вернуться к порядку, установленному китайцами в древние времена.
Его видение образования было революционным, поскольку он был одним из первых, кто считал, что образование должно быть универсальным и не предназначаться для знати или тех, кто может позволить себе учение мудреца.
Также среди его наследия миру есть предложение о том, что правитель, хотя и навязанный милостью Космоса, должен стать достойным своего положения, потому что, если он не сделает этого, люди обязаны найти лидера, который предлагает им хороший пример, помимо справедливости и доброжелательности.
Большинство его философских идей нашли отражение в таких текстах, как Анаклеты Конфуция, которые были составлены его учениками, Четыре книги или Пять классиков, которые иногда приписываются непосредственно ему.
Биография Конфуция о главном
Примерно в 551 году до нашей эры появился на свет будущий мыслитель и философ Конфуций. На тот момент его отцу исполнилось примерно 63 года, а матери только лишь 17. После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили небывалые ссоры, что и вынудили покинуть их дом. Переехав в город Цюйфу, стала жить сама с сыном. Детство прошло в бедности, потому приходилось много трудиться. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.
Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов — шесть искусств этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом — чиновником, отвечающим за скот. Свою успешную карьеру он начал примерно в 20-25 лет. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.
Кроме того, занимался преподаванием, им было открыта первая частная школа, куда принимали всех детей, несмотря на их происхождение или материальное состояние. Там преподавалось 4 дисциплины: политику, мораль, язык, литературу.
Примерно 583 году до нашей эры у него умирает мать и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период он полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.
В скорости, страну охватили большие перемены. На смены стабильным правления династиям, пришли продажность жадность чиновников, междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Примерно в 60 лет он окончил свои странствование и осел на одном месте. За свое обучение брал символическую плату, жил на средства выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.
Интересно, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но по именно насчитывается примерно 26.
Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе».
Умер примерно в 479 году в возрасте 72 лет, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. Конечно, вокруг биография Конфуция частично покрыта легендами, но не стоит преуменьшать тот факт влияния его учений на будущие поколения.
На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образование.
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Декарт Рене
Рене Декарт появился на свет 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен во Франции. Отец – Жоаким Декарт, мать – Жанна Брошар. Род Декарта восходил к старинному дворянскому имени. Жоаким Декарт работал судьей в небольшом городке Ренн,
-
Колчак Александр Васильевич
Будущий адмирал был рожден 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчака происходила из дворянского рода, отец – Василий Иванович Колчак, генерал-майор, мать – Ольга Ильинична Колчак. Мать Александра отличалась сильно набожностью,
-
Столыпин Петр Аркадьевич
Этот видный государственный деятель родился 14 апреля 1862г. В семье генерал-адъютанта и княжны, потомков именитых дворянских родов: Столыпиных и Горчаковых. Из-за военной деятельности отца семья Столыпиных была в постоянных переездах.
-
Андропов Юрий Владимирович
В Ставрополье в июне 1914 года на станции Нагутская на свет появился мальчик. Имя ему дали Юрий. Воспитывался он в простой семье, как и положено детям своего времени. Окончил школу, затем учебное заведение водного транспорта. Работал, был комсомольцем.
-
Роберт Льюис Стивенсон
Роберт Льюис Стивенсон — шотландский писатель и поэт, родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 г. Его отцом был инженер, специалист по маякам, мать происходила из старинного шотландского рода Бэлфур. Последнее обстоятельство нашло, в последствии,
-
Суриков Василий Иванович
Биография практически каждого знаменитого и выдающегося русского человека, который смог внести свой вклад в то или иной дело всегда является знакомой и доступной многим. Большинство людей, знают и любят каждого из них. Не стал исключением и Суриков
Биография писателя
Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.
Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу .
Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года
Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу
Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.
С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй).
Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).
Распространение конфуцианства
После смерти Конфуция философские учения его последователей начали формировать вокруг себя отдельные школы, по разным источникам, к III веку до н. э. их было от восьми до десяти, но точных сведений о многих из них не сохранилось. Конфуцианство стало основой государственной идеологии в период династии Хань, конфуцианская мораль и нормы нравственного развития вошли в официальную идеологию государства и сохранялись в таком качестве вплоть до начала XX века. Однако приписывать такое распространение учения одному Конфуцию будет неправильным: огромный вклад в формирование и развитие так называемого классического конфуцианства внес его ученик – ДунЧжуншу, прозванный за это «Конфуцием эпохи Хань».
Представители школы Дун Чжун-шу использовали творческий подход к работам Конфуция, объединив работы разных философских школ во всеобъемлющую доктрину, которая и стала впоследствии основой мировоззрения целого государства. Таким образом, конфуцианство стало неотъемлемой частью истории Китая – даже после прихода к власти коммунистического режима, на словах отвергавшего конфуцианство как мешающее прогрессу учение, но на деле оно оставалось главным моральным ориентиром. Культ самого Конфуция сложился значительно позже.
В I веке н. э. был образован так называемый конфуцианский канон. Помимо включения классических текстов в образовательную систему и обработки древних текстов, этот процесс также привел к созданию культа Конфуция. В период правления династии Тан – VII-X века – в китайскую духовную жизнь вмешался буддизм, оказывавший значительное влияние на экономическую и политическую жизнь в государстве. Проник он и в учение великого философа –через деятельность выдающегося политика Хань Юя классическое конфуцианство преобразовалось в то, что сейчас принято называть неоконфуцианством. Имперские амбиции европейских держав, в XIX веке разрывавших Китай культурной экспансией, привели к самому сильному и затяжному кризису в китайской истории. Жестокая колониальная политика привела в конечном счете к синтезу конфуцианской мысли и европейской культуры. Е
диного учения, как в случае с буддизмом, правда, не получилось – в развитии китайской философии наметился раскол. Основными направлениями стали: консервативное конфуцианство (помимо традиционной трактовки учения ориентировавшееся на Японию), либерально-западническое (ориентирующееся на США и отрицавшее традиционный взгляд на конфуцианство), радикально-марксистское (русифицированное, также отрицавшее традиционные ценности), социально-политический идеализм (также – суньятсенизм) и социально-культурологический идеализм (ставший основой современного неоконфуцианства).
Потомство
С тех пор как Гаозу пришел к власти из династии Хань, члены семьи Конфуция удостоились различных должностей и титулов в Империи. Сюаньцзун из династии Тан дал Конгу Суйчжи, потомку древнего мастера, титул герцога Вэньсюань.
Они долгое время были связаны с различными политическими проблемами Империи. Семья была разделена на две большие ветви: одна, которая осталась в Цюйфу, носила титул герцогов Яншэн, и те, которые ушли на юг, поселились в Цюйчжоу.
Потомки Конфуция были очень великими. Только в Цючжоу более 30 000 человек могут проследить свое происхождение до учителя.
Около 1351 года ветвь семьи перешла в Корею через Конга Шао, который женился на естественной женщине из своей новой страны проживания и изменил свое имя на «Гонг» (кореянский) во времена династии Корё.
Среди самых известных потомков Конфуция сегодня — Гон Ю (Gong Ji-cheol), Gong Hyo-jin и Gongchan (Gong Chan-sik).
Зарегистрировано около 2 миллионов потомков Конфуция, хотя, по оценкам, общее число должно быть близко к 3 миллионам.
Жизненный путь Конфуция
Биография Конфуция началась в 551 году до н.э. Отец малыша — немолодой военный Шулян Хэ, который давно ждал сына. Только трижды женившись, мечта научного деятеля сбылась (во втором браке у мужчины родился сын с инвалидностью). Мать Конфуция — юная девушка, она вышла замуж раньше старших сестер, из-за чего ее брак подлежал беспрерывным пересудам, считался скандальным по тем временам.
Настоящие имена будущего философа «Ци» (холм), Чжун-Ни (глиняный второй) указывали на его происхождение, но были перепутаны, перефразированы европейскими миссионерами. В результате появилось словосочетание Кун Фу-цзы или «Учитель из рода Кун», которое мы произносим, как Конфуций.
В трехлетнем возрасте мальчик потерял родителя. Мама посвятила себя воспитанию сына, вела благочестивый образ жизни. Это отразилось на взглядах мыслителя.
Мыслитель с детства тяготел не к играм, как прочие ребятишки, а к знаниям, он еще тогда проявлял себя маленьким мудрецом.
В семь лет Конфуций пошел в школу, стал отличным учеником: освоил чтение, письмо, счет, стрельбу, управление колесницей, занимался музыкой, был участником древних ритуальных церемоний. Всестороннее развитие позволило юноше к 17годам стать чиновником, заведующим амбарами, скотным двором империи Лу.
19 летний молодой человек женился на девушке Коан-ши.
Уже к 25 годам Конфуций стал многоуважаемым членом культурного общества Китая, император изъявил желание лично познакомиться с мудрецом.
С тех пор философ понял, что главным долгом жизни является сохранение великих традиций китайского народа. Эта идея стала основой всего конфуцианства. Мыслитель считал: личность должна быть максимально полезной социуму, стране, стараться соблюдать природные законы, заниматься самопознанием собственных возможностей.
Благодаря бесконечной мудрости идей, философ поднялся на вершину карьерной лестницы – получил звание министра правосудия. Люди с самых отдаленных окраин государства прониклись учением мыслителя. Влияние Конфуция достигло апогея, страх перед которым заставил завистников оклеветать министра перед императором.
С тех пор мудрец покинул руководящий пост, отправился странствовать по соседствующим царствам, превознося в их жизнь нравственную философию ценностей. Он нигде не останавливался надолго, аргументируя это потребностью посвящать других людей, которых считал членами собственной семьи, в идеи конфуцианства.
Тринадцатилетнее странствие мыслителя окончилось возвращением на родину, после которого он стал Учителем.
В 479 году до н.э. Конфуций окончил земной путь. Будучи провидцем, он предсказал день своей кончины.
Взгляды философа никогда не расходились с его поступками, благодаря чему он стал примером для большого количества последователей.
Биография Конфуция
Детство, предки и родители Конфуция
Среди предков мудреца — Вэй-цзы, обедневший полководец, вынужденный переселиться на север Китая, в царство Лу.
Отца философа звали Шулян Хэ. Его первая супруга родила 9 дочерей, вторая — единственного сына, который долго не прожил. Матерью Конфуция стала 17-летняя наложница Янь Чженцай. Мальчик появился на свет в 551 г до н.э.
По легенде, девушка рожала на холме. В этот момент из земли забил ключ. Когда в его воде обмыли младенца, источник иссяк.
Через 1,5 года отец мальчика умер. Официальные жёны тут же выжили Янь из дому, и они с сыном перебрались в город Цюйфу.
Семья жила бедно, обоим приходилось тяжело трудиться, но мальчик старательно учился, чтобы стать достойным продолжателем рода. На школу доходов не хватало, и он брал частные уроки, занимался самообразованием.
Первые должности Конфуция
В 20 лет юноша стал присматривать сначала за амбарами, а потом за скотом семейства Цзи в восточной части Китая.
В 523 г до н.э. Янь умерла. Согласно традиции, Конфуций оставил работу ради 3-летнего траура. За это время молодой человек много читал и даже написал философский трактат, в котором размышлял о построении гармоничного общества.
Женитьба и рождение сына
Женился Конфуций в 19 лет. Супругу (Кикоан Ши) взял из знатного рода.
Жена родила ему сына, которого родители назвали Ли или Бо-Юй.
Чуть позже в семье появилась и дочь.
Супруга была с Конфуцием почти всю его жизнь, умерев, когда мудрецу исполнилось 66. Но историки утверждают, что он не был счастлив в браке.
Посещение столицы
В 25 лет молодого мудреца пригласили ко двору в качестве специалиста по древним традициям. 13 лет он жил там, стараясь повлиять на правителя: по мнению Конфуция, страну должно было спасти возвращение к обычаям древности.
Но правителя окружали и другие чиновники, и их мнение в конце-концов стало подавляющим.
Конфуций — министр правосудия
В 44 года он получил должность правителя резиденции Лу и пост главы местной судебной службы.
Философ старался не карать провинившихся людей сверх меры, и правителей призывал наказывать только при неповиновении, а в других случаях наставлять и обучать преступников.
Последние годы жизни Конфуция
Он был чиновником в некоторых княжествах, но не сошёлся во взглядах с придворными.
Философ собрал учеников и стал путешествовать по стране, неся людям своё учение.
В 60-летнем возрасте он вернулся в Цюйфу, где жил до смерти.
Жили с ним и ученики. Историки утверждают, что их было 26, хотя есть мнение, что число учеников достигло 3000.
Умер философ в 72, в 472 г до н.э.
Летопись Чунь Цю
В Цюйфу Конфуций работал со старинными книгами, редактируя их.
Историки уверены: он написал только одну — «Весну и осень» (Чунь Цю). Это трактат о периоде кровавых междоусобиц, который прошла его страна.
Позже ученики записали и мудрые высказывания Конфуция (книга «Беседы и суждения» — «Лунь Юй»). Также они издали «Великое учение» об идеальном жизненном пути человека и «Книгу о середине» о способе достижения гармонии.
Могила Конфуция
В захоронении Конфуция покоятся и многие из его учеников.
Могила, а также храм, построенный на месте дома мудреца, почти сразу стали объектом поклонения.
ЮНЕСКО охраняет эти объекты с 1994 года.