Живопись
По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:
Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»
Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.
Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»
В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.
В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»
В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Прожектор
В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.
Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.
Изобретения великого русского механика
Кулибин Иван Петрович и его изобретения поражают широтой своей мысли и неординарностью. Так, великий русский механик сконструировал и модернизировал следующие проекты.
Гидравлическое устройство перекачки воды.
В 13 лет И. Кулибин создал гидравлическое устройство для налива воды в пруд и перекачки лишней жидкости из источника. Внедрение этого аппарата помогло нормализовать процесс размножения рыбы в пруду.
Часы с кукушкой.
На то время придумал совмещение механики часов со звуком.
Новые функциональные часы.
В период с 1764 г. по 1769 г. придумал и воплотил свои рационализаторские идеи при создании нового часового механизма. Оригинальной была форма часов в виде гусиного яйца. Самое уникальное – это их устройство. Часы показывали не только секунды и часы, но также времена года и фазы Луны, при этом они каждый час открывались, а в полдень играла музыка. На циферблате был изображен храм Воскресения.
Зрительные трубы, телескоп, микроскоп и электрическая машина.
Неполный перечень достаточно сложных технических устройств, которые Иван Петрович сделал по образцам.
Проект мостов через реки Нева и Волга.
Спроектировал мост в один пролет через реку Нева, при этом длина моста предполагалась в 298,704 метра (140 саженей, 1 сажень — 2,1336 метра). Знаменитый академик Леонард Эйлер проверил все вычисления И. П. Кулибина, отметив точность и правильность всех математических расчетов. После этого он напечатал об этом в Академию Наук. Практические испытания модели, которая была уменьшена в 10 раз, были проведены 27 декабря 1776 года во дворе Академии Наук Российской империи. И они были успешны.
Проект железного моста в три проема через Волгу был совершенен.
И в наше время многие выдающиеся инженеры отзываются о конструкциях И. П. Кулибина как наиболее рациональных, поскольку мост поддерживается аркой, а раскосная система предотвращает его изгиб.
Фонарь с отражающими стеклами.
И. П. Кулибин усовершенствовал фонарь за счет установки отражающих стекол, что усилило силу света до 25,5 км. Данное изобретение стало использоваться для света маяков, освещения длинных галерей и т.д.
Прототипы будущих протезов.
Иван Петрович первый в мире разработал и стал делать механические руки и ноги для ампутированных частей тела. Данная идея протезирования на практике в полном масштабе начала реализовываться во Франции после войны с Россией (1812-1813 гг.).
Устройство для открывания форточек на окнах.
Современный способ открывания и закрывания окон с помощью веревок первым придумал И. П. Кулибин. Он предложил открывать форточки в Царскосельском дворце, которые располагались высоко от земли, с помощью шнурков.
Освещение помещений с помощью зеркал.
Иван Петрович придумал освещать темные помещения и коридоры во дворце императрицы с помощью зеркал, которые усиливают дневной свет.
Уникальные фейерверки.
Создал оригинальные на то время комнатные фейерверки, огненные фонтаны, ракеты. При их запуске в помещении не оставалось следов пороха и дыма.
Проект судна, которое двигалось против течения.
Передовой на то время проект судна, которое за счет движения встречной воды двигалось без парусов против течения. Такое изобретение успешно прошло все испытания в 1806 году, и Иван Петрович ходатайствовал о постройке данного типа кораблей в России.
И это не полный перечень изобретений И. П. Кулибина.
Наш соотечественник не только придумывал сложные механические устройства, но и успешно решал другие проблемы, связанные с механикой. Причем другие ученые не могли справиться с такими задачами. Так он с легкостью решил следующие задачи:
- починил сложный механизм машины, которая демонстрировала движение планет в Академии Наук;
- создал автомат, который играл в шашки и давал посетителям различные советы;
- сконструировал устройство для безопасного передвижения емкостей с расплавленным стеклом на заводе;
- придумал и сделал подъемную машину по винтовой лестнице для императрицы, причем кресло двигалась без каких-либо канатов и цепей;
- решил задачу по спуску корабля «Благодать» с 130 пушками на борту, который застрял на эллинге, и строители «опустили руки».
Сам Кулибин Иван Петрович и его изобретения были уникальными для того времени. Проекты их основывались на глубоких знаниях законов механики и физики. К сожалению, многие идеи не были воплощены в жизнь.
https://youtube.com/watch?v=necxbd9iTpg
Личная жизнь
Сам Кулибин был довольно консервативным, что, возможно, шло от его старообрядческого воспитания. Он не никогда не пил и не курил, отличался добродушным нравом и всегда развлекал гостей шутками и забавными историями. На насмешки он умел отвечать остро, однако без злобы или недоброжелательства.
Женился Кулибин три раза. Первой его женой стала девушка Наталья. У пары родилось три сына и четыре дочери, но к сожалению, жена скончалась вскоре после переезда семьи в Петербург. Второй брак был заключен Кулибиным в возрасте 50 лет. Женился он на Авдотьи Щербаковой, а от этого брака родилось три сына и одна дочь, но женщина также умерла, однако уже при родах. В последний раз устроить свою личную жизнь удалось изобретателю в 70 лет, и от его новой жены, Марьи Докукиной, у него также было три дочери.
Что имеем, не храним…
Это был уже не молодой, но сохранивший ясность ума, точный глаз и твердую руку 61-летний механик. Он по-прежнему что-то изобретал, правда, размах воплощений его новых проектов в жизнь становился существенно меньше. Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения.
Могила Кулибина в Нижнем НовгородеФото: Torin-ru, общественное достояние
Хотите примеры? Пожалуйста!
- Оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов.
- Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца.
- Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов.
- То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов.
- И даже больше — в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.
Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала, руки росли из правильного места и трудолюбием Бог не обидел. Жаль, что изобретательство сегодня в большей мере заменено рационализаторством. Но сути это не меняет. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина. Главное, ее вовремя разглядеть и развить…
Иван Петрович Кулибин: краткая биография
Жизнь русского изобретателя охватывает период с конца 18 века до начала 19 века. Будущий ученый родился в Нижнем Новгороде в семье мещанина, отец его торговал мукой, и это занятие было предначертано сыну. Юному мальчику не хотелось всю жизнь провести на базаре, с ранних лет его тянуло к занятиям механикой, практическому применению ее в жизни. Он не посещал школу, а самостоятельно выучился грамоте у дьячка. Тяга к знаниям была велика у Ивана, поэтому он самостоятельно выучил такие науки, как физика и химия.
Кроме того, он выучился игре на фортепиано, писал оды и хорошо пел.
Таланты будущего великого механика стали проявляться еще в раннем возрасте. Иван Кулибин своим изобретением убедил отца, что должен выбрать другую профессию, а не торговать мукой.
Чуть позже И. П. Кулибин сконструировал и представил императрице Екатерине ІІ удивительные на то время часы. Она оценила изобретение, и по ее распоряжению он был переведен в Петербург. На протяжении долгого времени Иван Петрович служил при Императорской Академии наук, состоял членом Вольного экономического общества и долгое время возглавлял работу Инструментальной палаты при Академии наук.
За выдающиеся заслуги И. П. Кулибин был жалован со стороны Екатерины ІІ и Александра І денежными премиями и удостоен особой золотой медали.
На протяжении жизни Иван Петрович был женат три раза, последний брак состоялся, когда ему исполнилось 70 лет. От всех браков у И.П. Кулибина появилось 11 детей: четыре сына и семь дочерей.
Всю свою жизнь Иван Петрович Кулибин неутомимо работал, тратя на свои проекты собственные средства, поэтому и умер в бедности. Могила с величайшим русским изобретателем находится в Нижнем Новгороде на Всехсвятском кладбище, где установлен памятник величайшему человеку.
Изобретения Кулибина
Императрица Екатерина II всегда покровительствовала Кулибину и считала его выдающимся мастером, а потому заказала у него лифт. Та конструкция, которая уже была во дворце, августейшую особу не устраивала, а потому Иван Петрович создал для нее более простой лифт без канатов, двигавшийся с помощью винтов. Изобретения Кулибина вызвали восторг при дворе.
изобретения Кулигина
Среди изобретений Кулибина стоит выделить и водоход. Принцип его работы похож на коноводное судно, которые использовались в России наряду с бурлацкими. Механизм – водяные колеса, работающие за счет потоков речной воды. Всего Кулибиным было создано три проекта водохода, однако все они были отклонены даже после усовершенствований, так как чиновники из водного департамента посчитали водоход слишком затратным и бесполезным.
Неким прообразом современного автомобиля модно назвать самоходную коляску, созданную Иваном Петровичем. На самом деле, это был трехколесный велосипед со сложным механизмом управления и коробкой передач. Человек, сидевший в ней, должен был периодически нажимать на педали, а в остальное время коляска ехала сама. Но, к сожалению, среди богатых людей того времени не нашлось знатока, который разбирался бы в технике и ее перспективах, а потому это устройство так и не было введено в производство.
Первый протез тоже был создан Кулибиным, и речь сейчас не о деревянной палке или крюке. Протез Кулибина представлял собой почти полноценную замену конечности, и состоял из нескольких частей, а также удобно крепился к телу. Открытия Кулибина не нашли широкого применения из-за недостаточного финансирования его деятельности.
Подробнее о них рассказано в статье.
Смерть
Смерть великого изобретателя была очень тихой – он умер во сне в возрасте 83 лет в своем имении в Нижнем Новгороде. Его похоронили на Петропавловском кладбище, где его могила находится и до сих пор. Если биография Кулибина рассказывается кратко, этих сведений вполне достаточно для полного раскрытия темы.
Сам Иван Петрович не получил большого признания у современников, так как многие из его изобретений, подобно изобретениям да Винчи, намного превышали научное развитие мира того времени. Из дошедшего до нас можно отличить самоходную коляску и удивительно искусные часы, а также отечественную технологию производства оптических стекол и разработку новых мостовых конструкций
Впрочем, еще при жизни его начали называть «нижегородский Архимед», указывая на важность и гениальность его изобретений. Кроме того, Кулибин пользовался покровительством многих известных и знатных людей того времени, например графа Орлова, Суворова или даже августейших особ, таких как Екатерина II или император Священной Римской империи Иосиф II, а также был членом и механиком Императорской академии наук
Водоходное судно
В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.
Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.
В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.
Самобеглая коляска и другие истории
Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.
Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи.
Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.
Протез ноги
На рубеже XVIII-XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова.
Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.
Происхождение и детство
Родился Иван Кулибин 10 апреля 1735 года в семье старообрядцев. Его отец, Петр Кулибин, был торговцем мукой. Сейчас усадьбы Кулибиных уже нет, однако на том месте, где она некогда располагалась, теперь находится мемориальная плита. Воспитание в семье было очень строгим, как и подобает старообрядцам, к труду мальчика тоже приучили очень рано. Сам по себе Иван был очень смышленым, а потому скоро освоил грамоту, а также часто заменял отца за прилавком.
Начальное образование он получил при Успенской церкви, в приход которой входила усадьба Кулибиных. Но как бы то ни было, торговля парня интересовала мало, а вместо этого он увлекался наукой и чтением, любил конструировать различные простые приборы и вещицы. Отец не был против такого увлечения сына, а наоборот считал, что увлечение наукой пойдет юноше на пользу, а потому Кулибин активно занимался изучением слесарского, токарного и часового дела.
Теория и практика мостостроения
С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.
Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.
В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.
В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.
Изобретатель-самоучка сумел стать придворным специалистом Екатерины II
Иван Кулибин действительно является изобретателем-самоучкой, родившимся в провинциальной деревушке возле Нижнего Новгорода. Он самостоятельно постигал азы механики, инженерии, кораблестроения, так как не имел возможности обучаться в университете, но обладал незаурядным талантом. На самом деле Кулибину повезло, ведь он один из немногих народных изобретателей Российской империи, кто сумел стать приближенным Екатерины II.
Правда, есть одно «но». В императорском дворе стремились реализовывать развлекательные идеи Кулибина, а вот действительно нужные простым людям в хозяйстве механизмы не получали ни должного внимания, ни финансирования. Изобретатель был выходцем из народа, поэтому как никто знал о тяжести крестьянского труда.
Семья
Иван Петрович Кулибин был женат трижды и имел в общей сложности шесть сыновей и восемь дочерей.
- В первый раз женился в возрасте 24 лет в Нижнем Новгороде. От этого брака родились сыновья Павел, Иосиф, Семён и четыре дочери. Жена по имени Наталья умерла в Петербурге.
- Вторично женился в возрасте 50 лет в Петербурге на Авдотье Васильевне Щербаковой. От этого брака родились сыновья Дмитрий, Александр, Пётр и одна дочь. Авдотья Васильевна умерла после родов, вскоре после переезда в Нижний Новгород.
- В третий раз женился в 70-летнем возрасте на нижегородской мещанке Марье Ивановне Докукиной. От этого брака имел трёх дочерей.
Известные имена дочерей: Елизавета (старшая дочь), Пелагея, Мария, Александра, Евдокия, Капитолина.
«Мама» оказалась скупа
При этом императрица еще умудрилась выгадать, положив жалованья своему русскому таланту на 2000 рублей меньше. Но Кулибин был рад и этому: в его понимании деньги были последнее дело, главное — престиж государства.
В первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, оптики — семья Беляевых. Как из рога изобилия посыпались изобретения: новые приборы и «всякие машины, которые… полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем».
Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп.
Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы, созданные русским изобретателем. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы со стороны императрицы и придворных всех мастей порой опережали друг друга. Для Екатерины II Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потемкина — любителя шумных и красочных фейерверков — такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы — китайцы.
Немного о музеях
В прошлых столетиях никто даже не думал о том, чтобы выставить доспехи на всеобщее обозрение / Фото: forum.guns.ru
Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.
Как правило, поврежденные доспехи переплавляли на новые / Фото: udachnyj-enot.com.ua
Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку.
Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.
В музеях редко выставляют поврежденные в бою доспехи / Фото: Pinterest
Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.
Изрубленная в боях кольчуга находится в Воронежском краеведческом музее / Фото: m.123ru.net
Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.
В музеях преимущественно выставляют реплики или реконструкции / Фото: dees-stribling.com
Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.
Первая идея моста через Неву
Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.
Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.
Рис. 1. Проект однопролетного моста через Неву
Его конструкция была передовой для своего времени и отвечала требованиям, заявленным в конкурсе на мост через Темзу. Этот конкурс укрепил русского изобретателя в мысли, что его идеи отвечают духу времени и отражают реальные запросы города.
Отношения с властью
Кулибин пользовался благосклонным отношением как императрицы Екатерины II, так и других монархов, а потому никаких проблем с властью у него никогда не было. Иван Петрович работал на благо русского мира и самой императрицы, некоторые его изобретения были созданы специально для нее.
Кулибин и Екатерина Вторая
Однако даже выдающиеся заслуги Кулибина не продвинули его по социальной лестнице. Дворянство и другие привилегии того времени так и остались недостижимыми для него. Но он смог войти в Академию наук и получить возможность бывать на аудиенциях царицы. Жизнь Кулибина все-таки сложилась иначе, не так, как у его родственников и односельчан.
Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы
Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина, потерявшего ногу при штурме Очакова.
С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.
Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.
В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I, Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.
После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.
После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.
Память
- В настоящее время в России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле. Кулибиными, с большей или меньшей долей иронии, называют любителей что-то самостоятельно переделать или улучшить в машинах и механизмах. Слово может приобретать и отрицательный оттенок, когда речь идёт о стремлении отечественных специалистов что-то поменять в существующей проверенной технологии, возможны фразы вроде «не подпускать Кулибиных».
- Кулибин стал прототипом героя пьесы Александра Островского.- часовщика-самоучки Кулигина.
Улицы и переулки
- Площадь Кулибина (Санкт-Петербург)
- Бульвар Кулибина (Тольятти)
- Улица Кулибина (Астрахань)
- Улица Кулибина (Владимир)
- Улица Кулибина (Воронеж)
- Улица Кулибина (Екатеринбург)
- Улица Кулибина (Йошкар-Ола)
- Улица Кулибина (Киев)
- Улица Кулибина (Магнитогорск)
- Улица Кулибина (Мариуполь)
- Улица Кулибина (Нижний Новгород)
- Улица Кулибина (Нижний Тагил)
- Улица Кулибина (Омск)
- Улица Кулибина (Пенза)
- улица Кулибина (Тюмень)
- Улица Кулибина (Уфа)
- Улица Кулибина (Челябинск)
- Улица Кулибина (Курган)
- Переулок Кулибина (Липецк)
- Переулок Кулибина (Уфа)
- Переулок Кулибина (Харьков)
- Тупик Кулибина (Ставрополь)
Что еще изобрел инженер-самоучка
Вклад Ивана Кулибина в теорию и практику строительства мостов, судов, подъемных механизмов и других машин не ограничивался перечисленным. Иван Петрович создавал точные инструменты для навигации, астрономических и других научных исследований. Например, он сделал микроскоп без хроматических аберраций по проекту Эйлера, мощный прожектор с параболическим зеркалом, довел до совершенства технику шлифовки оптических стекол.
Императрица высоко оценила «дальнеизвещающую машину», семафор с проектом специальной башни. Код для шифровки сообщений Кулибин тоже придумал сам. Машина передавала информацию на расстояние прямой видимости, затем по цепочке таких башен — дальше.
Но признанием и восхищением знати пользовались в основном изобретения Кулибина для развлечения публики: хитроумные автоматы, сложные фейерверки, предметы роскоши.
Музыкальные золотые часы, заключенные в корпус в форме пасхального яйца, украшенного богатой чеканкой, уцелели до наших дней. Сложный механизм часов состоит из четырехсот деталей, часть которых приводит в движение множество фигурок механического театра.
↑ Биография Ивана Петровича Кулибина (1735-1818)
Этот человек прожил долгую, исполненную неустанных трудов жизнь – 78 лет. Почти никуда не выезжал из родного Нижнего Новгорода. Наверно, про таких, как он, можно сказать строчкой поэта В.Брюсова: «Единое счастье – работа!» Однако Кулибин успевал всё. Он был трижды женат. Примечательно, что последний, третий брак был заключен, когда жениху уже стукнуло 70 лет. И тем более поразительно, что родилось еще три дочери. А всего Кулибин произвел на свет 11 отпрысков, и успел всем сыновьям, как наследникам, дать достойное образование.
Будучи дерзким новатором в области науки и техники, намного опередившим своё время экспериментатором, он придерживался довольно консервативных привычек и манер в быту, в повседневной жизни. Был абсолютным трезвенником, никогда не курил, к азартным играм относился равнодушно. Одевался подчеркнуто по-купечески, носил длинную, окладистую бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги. Над ним подтрунивали, но уважительно. Кулибин располагал к себе остроумием, добродушием и незлобливым нравом. Часто собирал у себя званые вечера, где развлекал присутствующих и был неистощим на выдумки и розыгрыши.