Возвращение из эвакуации
Сохранились его воспоминания о возвращении в город на Неве. Голубое небо, белые облака и красная теплушка, на которой висят люди. Мест не хватало, и пользовались любым выступом, чтобы уцепиться за состав. Вот старый человек догоняет вагон, за что-то цепляется, а баба в платке поливает его лысину кипятком из чайника. Идет пар.
Александр Иванович, отец Иосифа, прошел все войны, начиная с Финской, в качестве военного корреспондента. Он был журналистом и одновременно фотографом. Последние сражения он зафиксировал в Китае, вернувшись оттуда после разгрома Японии. Впоследствии бронзовая джонка, привезенная им оттуда, долго стояла на письменном столе поэта.
Мария Соццани
Они впервые встретились в Сорбонне в январе 1990 года. На лекцию поэта Иосифа Бродского, Нобелевского лауреата, прилетела итальянка Мария Соццани. Очаровательная красавица, изучающая историю русской литературы. Ее мать происходит из русского дворянского рода, отец трудится на высокой должности в компании «Пирелли».
Вряд ли поэт тогда выделил Марию из толпы, слишком много людей посещали его лекции. Но вскоре он получил письмо от нее из Италии. И на несколько месяцев почтовые письма стали связующей ниточкой между великим поэтом и юной итальянской студенткой.
Уже летом Иосиф Бродский и Мария Соццани отправляются вместе в Швецию. Именно в Швеции очень часто бывал Бродский. 1 сентября 1990 года в Стокгольмской ратуши был заключен брак Иосифа Бродского и Марии Соццани, которая была младше поэта почти на 30 лет. Помогал устроить свадьбу великому поэту его друг, филолог-славист и переводчик Бенгдт Янгфельдт с женой.
Литература
Бродский рассказывал, что писать стихи начал с 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, написанных в 16-17 лет. В раннем периоде творчества он написал «Рождественский романс», «Памятник Пушкину», «От окраины к центру» и другие стихи. В дальнейшем на стиль автора оказала сильное влияние поэзия М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой и Б. Пастернака — они стали личным каноном юноши.
Иосиф Бродский
С Ахматовой Бродский познакомился в 1961 году. Она никогда не сомневалась в таланте молодого поэта и поддерживала творчество Иосифа, веря в успех. Самого Бродского стихи Анны Андреевны не особо впечатляли, но масштаб личности советской поэтессы восхищал.
Первое произведение, которое насторожило Власть Советов, датировано 1958 годом. Стихотворение называлось «Пилигримы». Следом он написал «Одиночество». Там Бродский пытался переосмыслить, что с ним происходит и как выйти из сложившейся ситуации, когда газеты и журналы закрывали двери перед поэтом.
Поэт Иосиф Бродский
14 февраля 1960 года Иосиф Бродский впервые выступал на ленинградском «Турнире поэтов». Он читал «Еврейское кладбище», которое вызвало нешуточный скандал в литературных и общественных кругах. Через три года в «Вечернем Ленинграде» вышла статья, клеймившая Бродского за паразитический образ жизни, в ней же приводились цитаты из поэмы Иосифа «Шествие» и других произведений. Авторы пасквиля вырвали строки из контекста, что прозвучало как обвинение в адрес поэта в любви к чужой родине. Иосифа Бродского начали преследовать на всех уровнях.
В январе 1964 года в том же «Вечернем Ленинграде» были опубликованы письма «возмущенных граждан», требующих наказать поэта, а 13 февраля литератора арестовали за тунеядство. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. Мысли Бродского того периода четко угадываются в стихах «Здравствуй, мое старение» и «Что сказать мне о жизни?».
Поэт-диссидент Иосиф Бродский
Начавшаяся травля легла тяжелым бременем на поэта. Ситуация обострилась из-за разрыва отношений с возлюбленной Мариной Басмановой. В итоге Бродский предпринял попытку уйти из жизни, но неудачно.
В 1970 году автор написал стихотворение «Не выходи из комнаты», в котором отобразил взгляд о том, какое место отводится человеку при советской власти.
Гонения продолжались до мая 1972 года, когда Бродскому дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Иосифу Александровичу уже доводилось бывать в психбольнице, и, как он говорил, она была намного страшнее тюрьмы. Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 году поэт принял американское гражданство.
Иосиф Бродский
Перед отъездом из родной страны поэт пытался остаться в России. Он отправил письмо самому Леониду Брежневу с просьбой разрешить жить в стране хотя бы как переводчик. Но будущего Нобелевского лауреата так и не услышали.
Иосиф Бродский участвовал в Международном поэтическом фестивале в Лондоне. Затем преподавал историю русской литературы и поэзии в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. Параллельно он писал эссе на английском и переводил на английский язык стихи Владимира Набокова. В 1986 году вышел сборник Бродского «Меньше единицы», а в следующем году он получил Нобелевскую премию в области литературы.
Иосиф Бродский в Лондоне, 1994 год
В период 1985-1989 годов поэт написал «Памяти отца», «Представление» и эссе «Полторы комнаты». В этих стихах и прозе — вся боль человека, которому не разрешили проводить в последний путь родителей.
Когда в СССР началась перестройка, стихи Иосифа Александровича активно печатали литературные журналы и газеты. В 1990 году в Советском Союзе начали издавать книги поэта. Бродский не раз получал приглашения с родины, но постоянно медлил с этим визитом — он не хотел внимания прессы и публичности. Сложность возвращения отразилась в стихах «Итака», «Письмо в оазис» и других.
Война
Недавно закончилась война с Финляндией, меньше месяца оставалось до разгрома немцами Франции. В такой, мало сказать, тревожной обстановке 24 мая 1940 года в семье ленинградских фотографа и бухгалтера родился сын. Чуть больше года оставалось до начала Великой Отечественной войны. Потом он всю жизнь тосковал о том детстве, которого она его лишила. В письме из Стокгольма Якову Гордину называл тамошнюю обстановку со шхерами и шныряющими между ними пароходами своим детством, но наоборот.
Пространство трагедии — так он воспринимал мир. Думается, что идет это именно оттуда, из первых лет жизни. Он их вряд ли помнил, но первые месяцы блокады он провел с Марией Моисеевной, своей матерью, в осажденном городе. К счастью, им с огромным трудом, но удалось эвакуироваться. Местом временного проживания стал Череповец. Пожалуй, можно считать насмешкой судьбы то, что его мать, знавшая немецкий язык, стала работать переводчицей в лагере для несостоявшихся оккупантов. Он несколько раз бывал там с ней. Вспоминал, как их переправлял туда на лодке старик в плаще. Этот образ при желании тоже можно найти в позднейшем творчестве Бродского.
Странная женщина
Многие до сих пор задаются вопросом, что страстный и харизматичный Бродский нашел в молчаливой художнице Марине Басмановой. Впрочем, видимо таким, как она, Михаил Муромов посвятил свою знаменитую песню «Странная женщина». Они познакомились на общей вечеринке в 1962 году
Марина, казавшаяся всем окружающим довольно застенчивой, не была в центре всеобщего внимания, но чем-то привлекла внимание Иосифа Бродского. Видимо, неподдельным интересом к его персоне — Басманова любила таинственных и демонических личностей, к каким и относился Бродский.
Марина Басманова и Бродский казались всем гармоничной парой, которая только дополняла друг друга. Он декламировал ей свои стихи, она знакомила его с произведениями живописи. Иногда они ссорились и то и дело собирались расставаться. В такое время Бродский был сам не свой. Друзья неоднократно видели его с перебинтованными запястьями и понимали, что из-за всех этих разногласий поэт, видимо, предпринимал попытки уйти из жизни.
Ситуацию усугубляли и другие проблемы. После того, как был принят закон о тунеядстве, поэт старался скрыться из поля зрения милиции. Марине Басмановой и Бродскому пришлось расстаться. И пока приходилось прятаться от стражей закона, он по наивности попросил своего друга, поэта Дмитрия Бобышева, присмотреть за своей возлюбленной. Тот, конечно, согласился. Однажды Дмитрий и Марина пришли на вечеринку к общим друзьям. Бобышев представил Басманову как девушку Бродского, после чего она, всегда отличавшаяся скромностью, осталась сидеть в своем углу. Но, видимо, в тот вечер между Дмитрием и Мариной пробежала какая-то искра, и в итоге ночь они провели вместе. Возможно, об их грехе никто и не узнал, если бы Басманова не выкинула довольно странную штуку. Она подожгла занавески в комнате с криком: «Посмотрите, как интересно горят». На шум и запах гари, естественно, сбежались все друзья. Так все узнали об измене невесты Иосифа Бродского. Естественно, поэт тяжело переживал этот удар.
Однако на этом история любви Марины Басмановой и Бродского не закончилась. Из биографии поэта многим известно, что в 1964 году его арестовали, потом отправили на судебную медэкспертизу в психиатрическую больницу, где он познал все круги ада, затем была ссылка в Архангельскую область. Басманова, кстати, приезжала туда, и знатоки поэзии Иосифа Бродского говорили, что в это время были написаны его лучшие стихи. Но потом опять что-то разладилось, и она вновь изменила ему с Бобышевым. Однако у пары успел родиться сын, который впоследствии станет абсолютно неприкаянным человеком…
Впрочем, судьба поэта также не была счастливой, и это притом, что в Америке он стал лауреатом Нобелевской премии. После того, как в 1972 году Иосифа Бродского выслали из страны, он так и не смог увидеться с родителями.
К женщинам он относился довольно цинично: видимо, это была психологическая защита от душевной боли, поскольку раны, нанесенные Мариной Басмановой, не зарубцевались до конца жизни. Наверное, лучше всего его отношение к несостоявшейся возлюбленной отразилось в его гениальных строчках:
Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум, еще одна жизнь. И я эту долю прожил. Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии, ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива? Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии. Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
Кто знает, познай Иосиф Бродский истинное счастье любви (хотя под конец жизни он женился на своей студентке Марии Соццани, очень напоминавшей ту же самую Марину Басманову), может быть, он не постарел бы раньше времени и не ушел бы из жизни в 55 лет…
Эмиграция
4 июня 1972 года самолет уносил Иосифа Бродского в Вену. Его лишили гражданства и заставили покинуть Родину. В Вене его уже ждал Карл Проффер, который тут же озвучил приглашение на работу от Мичиганского университета.
Бродский совсем не склонен был строить из себя жертву. Он провел некоторое время в Европе, познакомился с западными литераторами и отправился в США, чтобы начать работу в качестве приглашенного поэта. Талантливый, получивший признание мирового сообщества, не имея даже полного среднего образования, он стал одним из любимейших лекторов университета. А дальше он стал читать свои лекции в Канаде, Франции, Ирландии, Швеции, Англии, США, Италии.
Он не изучал педагогику и не владел никакими методиками. Но он входил в аудиторию и начинал свой неизменный диалог о поэзии, ее значении в жизни. В итоге лекция, семинар, форум или просто встреча превращались в захватывающее поэтической действо.
Правда, часто манера преподавания шокировала его коллег, но им пришлось смириться с причудами гения. Он мог курить во время лекции и пить кофе. Вскоре это уже никого особо не удивляло, даже странно было представить Бродского без сигареты.
Слава его росла. Уже можно было говорить не о том, что он сделал и о чем написал, будучи гражданином Советского Союза, а о том, сколько всего успел, сменив гражданство.
Последние годы на родине
Бродский был арестован и отправлен в ссылку 23-летним юношей, а вернулся 25-летним сложившимся поэтом. Оставаться на родине ему было отведено менее 7 лет. Наступила зрелость, прошло время принадлежности к тому или иному кругу. В марте 1966 года умерла Анна Ахматова. Ещё ранее начал распадаться окружавший её «волшебный хор» молодых поэтов. Положение Бродского в официальной советской культуре в эти годы можно сравнить с положением Ахматовой в 1920—1930-е годы или Мандельштама в период, предшествовавший его первому аресту. В конце 1965 года Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962—1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».
В 1966—1967 годах в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты. С точки зрения читателя единственной областью поэтической деятельности, доступной Бродскому, остались переводы. «Такого поэта в СССР не существует» — заявило в 1968 году советское посольство в Лондоне в ответ на посланное Бродскому приглашение принять участие в международном поэтическом фестивале Poetry International.
Между тем это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965—1968 годах шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков» — произведением, которому сам Бродский придавал очень большое значение. Помимо нечастых публичных выступлений и чтения на квартирах приятелей стихи Бродского довольно широко расходились в самиздате (с многочисленными неизбежными искажениями — копировальной техники в те годы не существовало). Возможно, более широкую аудиторию они получили благодаря песням, написанным Александром Мирзаяном и Евгением Клячкиным.
Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента». Этому способствовало и то, что «поэт становится чрезвычайно популярен у иностранных журналистов, учёных-славистов, приезжающих в Россию
У него берут интервью, его приглашают в западные университеты (естественно, что разрешения на выезд власти не дают) и т. п.». Помимо переводов — к работе над которыми он относился очень серьёзно — Бродский подрабатывал другими доступными для литератора, исключённого из «системы», способами: внештатным рецензентом в журнале «Аврора», случайными «халтурами» на киностудиях, даже снимался (в роли секретаря горкома партии) в фильме «Поезд в далёкий август».
За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой. В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.
Драматург, переводчик, литератор
Перу Бродского принадлежат две опубликованные пьесы: «Мрамор», 1982 и «Демократия», 1990—1992. Ему также принадлежат переводы пьес английского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и ирландца Брендана Биэна «Говоря о верёвке».Бродский оставил значительное наследие как переводчик мировой поэзии на русский язык. Из переведённых им авторов можно назвать, в частности, Джона Донна, Эндрю Марвелла, Ричарда Уилбера, Еврипида (из «Медеи»), Константиноса Кавафиса, Константы Ильдефонса Галчинского, Чеслава Милоша, Томаса Венцлова. Значительно реже Бродский обращался к переводам на английский. Прежде всего это, конечно, автопереводы, а также переводы из Мандельштама, Цветаевой, Виславы Шимборской и ряд других.
Сюзан Зонтаг, американская писательница и близкий друг Бродского, говорит: «Я уверена, что он рассматривал своё изгнание как величайшую возможность стать не только русским, но всемирным поэтом… Я помню, как Бродский сказал, смеясь, где-то в 1976—1977: «Иногда мне так странно думать, что я могу написать всё, что я захочу, и это будет напечатано». Этой возможностью Бродский воспользовался в полной мере. Начиная с 1972 года он с головой окунается в общественную и литературную жизнь. Помимо трёх вышеназванных книг эссе, число написанных им статей, предисловий, писем в редакции, рецензий на различные сборники переваливает за сто, не считая многочисленных устных выступлений на вечерах творчества русских и англоязычных поэтов, участия в дискуссиях и форумах, журнальных интервью. В списке авторов, на чьё творчество он даёт отзыв, имена И. Лиснянской, Е. Рейна, А. Кушнера, Д. Новикова, Б. Ахмадулиной, Л. Лосева, Ю. Кублановского, Ю. Алешковского, Вл. Уфлянда, В. Гандельсмана, А. Наймана, Р. Дериевой, Р. Уилбера, Ч. Милоша, М. Стрэнда, Д. Уолкотта и другие. Крупнейшие газеты мира публикуют его обращения в защиту преследуемых литераторов: С. Рушди, Н. Горбаневской, В. Марамзина, Т. Венцлова, К. Азадовского. «Кроме того, он старался помочь столь большому количеству людей»,— в том числе, рекомендательными письмами— «что в последнее время наступила некая девальвация его рекомендаций».
Относительное финансовое благополучие (по крайней мере, по меркам эмиграции) давало Бродскому возможность оказывать и более материальную помощь. Лев Лосев пишет:
Вот свидетельство Романа Каплана, знавшего Бродского ещё с российских времён владельца ресторана «Русский самовар», одного из культурных центров русской эмиграции в Нью-Йорке:
Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991—1992 годы. В этом почётном, но традиционно номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: «Поэзия и Грамотность»), в ходе которого с 1993 года более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч. По словам Уильяма Уодсворта, занимавшего с 1989 по 2001г. пост директора Американской Академии поэтов, инаугуральная речь Бродского на посту Поэта-лауреата «стала причиной трансформации взгляда Америки на роль поэзии в её культуре».Незадолго до смерти Бродский увлёкся идеей основать в Риме Русскую академию. Осенью 1995 года он обратился к мэру Рима с предложением о создании академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Эта идея была реализована уже после смерти поэта. В 2000 году Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского отправил в Рим первого российского поэта-стипендиата, а в 2003г.— первого художника.
Карьера поэта
По утверждению самого Иосифа Александровича, он начал сочинять стихотворения только в возрасте восемнадцати лет. Познакомившись с такими видными поэтами, как Цветаева, Баратынский и Мандельштам, он настолько проникся творчеством и писательством, что захотел непременно попробовать создать произведение самостоятельно. Первыми творениями начинающего поэта стали такие стихотворения, как «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» и «Пилигримы», которые были написаны в очень музыкальном и лиричном настроении.
14 февраля 1960 года Иосиф Бродский участвует в своём первом публичном мероприятии с участием самых видных писателей и поэтов. «Турнир поэтов» – именно так называется мероприятие – проходит в ленинградском Дворце культуры имени Горького, куда съезжаются талантливые люди со всей страны. Именно там начинающий поэт Бродский выступает на одной сцене с такими личностями, как Кушнер, Соснор, Горбовский и многие другие. Для «турнира поэтов» он выбирает стихотворение «Еврейское кладбище», после прочтения которого мнения широкой публики кардинально расходятся. Одни видят в Бродском талантливого человека, которому есть дело до судьбы родины, другие же обвиняют его в богохульстве и расточительстве, а также в отсутствие всякого мастерства и поэтического таланта.
В 1960 году Иосиф совершает туристическую поездку в один из древних городов Узбекистана – Самарканд. Здесь он планирует не только увидеть восточные достопримечательности, но и, быть может, найти в них вдохновение к созданию новых стихотворений. Во время поездки Бродский знакомится с Олегом Шахматовым – революционно настроенным мужчиной, который после прочтения стихов Иосифа не скрывает своего благоговения и почитания поэта. Молодые люди даже пытаются разработать план побега за границу, поскольку на родине Бродский своего будущего не видит, но всё остается на словах, а Шахматов в скором времени исчезает из жизни Иосифа.
Явный поэтический талант и способности Бродского воспринимались положительно далеко не всеми. К 1963 году на страницах газеты «Вечерний Ленинград» выходит негативная рецензия не только на стихотворения Бродского, но и на саму личность поэта. В статье приводится несколько строк его последних творений, из которых складывается фраза, взбудоражившая общественность – «люблю я родину чужую». После этого литераторам и критикам становится ясно, что в скором времени на Бродского начнутся гонения, хотя сам автор подобных взглядов не разделяет и продолжает сочинять стихотворения.
Спустя год опасения оправдываются – в той же газете печатают жалобу с просьбой наказать «тунеядца Бродского», после чего поэта арестовывают и сажают в тюрьму, где у него происходит сердечный приступ. Именно он становится первой серьезной проблемой со здоровьем Иосифа, о которой он упоминает в таких стихотворениях, как «Что мне сказать о жизни? Что оказалась длинной» и «Здравствуй, моё старение!». К слову, оба произведения были написаны Бродским в 30 лет.
Детство
Иосиф Бродский появился на свет в обычной интеллигентной ленинградской семье. Отец был дипломированным географом, дополнительно окончил Школу красных журналистов. Начиная с 1940 года, он 8 лет работал военным фотокорром, прошел войну, начав с Финляндии и закончив Китаем. Чистка армейских рядов от лиц еврейской национальности в 1950 году послужила причиной демобилизации. С этого времени семья вынуждена была довольствоваться непостоянным заработком от небольших статей и проданных различным заводским многотиражкам снимков.
Сложное материальное положение семьи стало одной из причин ухода из школы будущего поэта. Иосиф Бродский бросил учебу в 16 лет. Всего за несколько лет он успел поменять целый ряд профессий. Вначале работал учеником на фрезеровальном станке, затем помощником в морге, длительное время трудился истопником и матросом.
Еще одной весомой причиной, из-за которой Бродский оставил школу, было неприятие активно внедряемого среди детей лицемерия и тотальной лжи.
Юность
В 17 лет жизнь Иосифа Бродского, еще не была связана с литературой, он становится рабочим в одной из экспедиций, проводившей геологические исследования. В составе группы исследователей он несколько раз побывал на берегах Белого моря, в Сибири, в некоторых районах Северной Якутии
В этот период своей биографии, будущий поэт много читает, уделяя особое внимание произведениям с философским уклоном, изучает самостоятельно польский и английский языки
Детство
Иосиф Александрович родился 24 мая в Ленинграде, по происхождению чистокровный еврей. Его отец был достаточно известной и уважаемой персоной в молодости, так как служил в Военно-морских Силах Советского Союза, но в 1950 году был демобилизован, после чего решил заняться карьерой фотокорреспондента.
Первоначально он работал там же, на флоте, в одном из филиалов военной газеты, публикуя различные призывные листовки и воодушевляющие статьи. Позже его повысили в должности журналиста, благодаря чему он смог свободно путешествовать по городам России, снимая репортажи в самых горячих точках. Мать Иосифа работала обычным бухгалтером, а её родная сестра, будучи человеком талантливым и одаренным, являлась известной актрисой театра имени Комиссаржевской.
Детство Бродского было очень тяжелым. Из-за частых командировок мальчик рос без отца и находился на полном попечении матери и её родной сестры. В момент появления Иосифа на свет ситуация в стране была напряженной: голод, безработица, страшные блокадные месяцы – всё это отражалось на жителях, которые старались уехать как можно дальше. Мать, опасаясь за жизнь и судьбу ребенка, решает переехать в Череповец, где маленький Иосиф идет в первый класс. Однако в дальнейшем он сменяет еще 5 школ, так как семью эвакуируют из города в город.
Будучи в седьмом классе, Бродский решает подать запрос в Балтийское морское училище, чтобы пойти по стопам отца. Но по неизвестным причинам мальчику практически сразу же приходит отказ в поступлении. Поняв, что, видимо, еще недостаточно подходит для службы, Иосиф решает продолжить обучение в старшей школе.
Творчество
В 1956-1957 гг. Бродский начал писать, еще не зная, что в будущем его признают литературным гением. К его ранней лирике относятся стихотворения «Прощай», «Теперь все чаще чувствую усталость…», «Пилигримы», «Стансы», «Одиночество», «Элегия (Издержки духа – выкрики ума)», «Глаголы». Впоследствии он занимался также детской поэзией («Баллада о маленьком буксире»), переводами польских стихов и текстов песен The Beatles, называя их «совершенно замечательными».
Иосиф Бродский в молодости
Однажды в 1958 вместе с друзьями он рассматривал возможность угона самолета из Самарканда в Иран для побега из страны. Об этом стало известно КГБ (по доносу одного из приятелей), и поэт был задержан на двое суток.
В 1960 молодой автор, входящий в большую литературу, впервые выступил на публике в ДК им. Горького. Он прочел «Еврейское кладбище», вызвавшее скандал и вызовы для профилактических бесед в компетентные органы. О нем заговорили.
В 1960 году Иосиф Бродский впервые выступает перед публикой
Еврейское кладбище около Ленинграда / Кривой забор из гнилой фанеры / За кривым забором лежат рядом / юристы, торговцы, музыканты, революционеры. Слава его в неофициальных литературных кругах стремительно росла. Он познакомился с Сергеем Довлатовым, Булатом Окуждавой, начал общаться с Евгением Рейном, посвятил ему «Рождественский романс». В 1961 в Комарово Бродского представили Анне Ахматовой, ставшей его учителем и критиком. Большое влияние на творчество начинающего литератора оказала также поэзия Евгения Баратынского, Марины Цветаевой, Бориса Слуцкого, Осипа Мандельштама.
Вольность и демонстративная аполитичность текстов его творений побудили власть относиться к нему пристально и недоверчиво. Публикация нескольких стихов в диссидентском поэтическом альманахе «Синтаксис» привела к новому задержанию поэта правоохранителями и окончательно закрыла путь в официальную литературу.
Итоги. Что удалось выяснить о петербургских предках Иосифа Бродского
Генеалогическое древо Бродских — Свердловых — Гигузиных. Создано Марком Гигузиным
Прадед поэта (и мой прапрадед) Иосель Шевелевич Свердлов, 1841 г.р., был оружейником в Лейб-Гвардии Измайловском полку. Вероятное место его рождения — Полоцк. После завершения службы от работал слесарем. Значился кронштадтским мещанином.
В 1870 году Иосель женится на солдатской дочери Хане Ициковой Ляхим (более правильно, видимо, Лехем). Ицко Ляхим/Лехем тоже значился кронштатдским. Он 1801 г.р., видимо родом из Вильна. В архиве Военно-Морского флота значится отставным рядовым военно-рабочей 3 роты Морской строительной части. Был женат на Бейле Ициковой, 1822 г.р. Умер в 1886 году от рака желудка. Бейла, вдова отставного унтер-офицера, умерла от кровоизлияния в мозг в 1892 году.
Метрическая запись о бракосочетании Иоселя и Ханы Свердловых, 1870 г.
Как я уже говорил, у Иоселя и Ханы Свердловых было как минимум 8 детей:
Бадане (1871-1956) — вышла замуж за Янкеля-Иосифа Скидельского. Двоих из их детей звали Белла и Юда.
Шая (1873-1918) — мой прадед, женился на Басе Гершкович. Старший их сын, Рувим, погиб на фронте. Шая умер в психиатрической больнице св. Николая Чудотворца в возрасте 35 лет. Кстати, по иронии судьбы, в эту же больницу через много лет был помещен и Иосиф Бродский.
Больница св. Николая Чудотворца
Генендель, моя бабушка, была младшей.
Генендель Гигузина (Свердлова) — бабушка Марка Гигузина и двоюродная сестра Александра Бродского, отца поэта. Фото из семейного архива Марка Гигузина.
О Басе более подробно я рассказал здесь.
Рахиль (1874-1936) — бабушка поэта. Как уже было сказано, вышла замуж за Израиля Бродского. У их сына, Александра, был старший брат, Яков, родившийся в 1901 году. Но он умер в 1902 году от гриппа.
Метрическая запись о рождении Рахили Свердловой, 1874 г.
Метрическая запись о бракосочетании Рахили и Израиля Бродских, 1898 г.
Метрическая запись о смерти Якова Бродского, 1902 г.
Метрическая запись о рождении Александра Бродского, 1903 г.
Сара (1876 г.р.) — вышла замуж за Шлему Шрадера из Митавы. Их дети, Рахиль и Гораций были репрессированы в 30-х годах. Дочь Изабелла Шрадер погибла при бомбежке в октябре 1941 года.
Ривка (1877-1877) — умерла от воспаления легких.
Райхе (1878 г.р.) — судьба пока неизвестна.
Гирш (1880 г.р.) — судьба пока неизвестна.
Моисей (1886-1924) — о нем я подробно рассказал здесь.
Моисей Свердлов, брат бабушки Рахиль. Фото: ЦГИА
Конечно, есть еще имена, но это основное. Я уверен, что будут продолжение и новые открытия. Может быть, откликнется кто-то из полтавских Бродских или из петербургских Свердловых, Лехемов, Шрадеров и Скидельских…