Чингиз Айтматов: краткая биография и творчество
Чингиз Торекулович Айтматов — прозаик, писавший на киргизском и русском языках (12.12. 1928 кишлак Шекер Киргизс. ССР – 10.06.2008 Нюрнберг, Германия). Ребёнком, живя у бабушки, Айтматов приобщился к традиционному кочевому быту киргизов. Родители его окончили русскую школу; отец, партработник ещё со времен большевистского переворота, в 1937 стал жертвой сталинского произвола. Чингиз Айтматов рос в двуязычной среде, в 1948 окончил двухгодичный ветеринарный техникум, в 1953 — сельскохозяйственный институт.
Айтматов 3 года работал в НИИ скотоводства, в эти же годы (с 1952) публиковал в местных органах печати отдельные рассказы. В 1956-58 он занимался на Высших Литературных курсах при Литературном институте в Москве, затем был редактором журнала «Литературный Киргизстан», журналистом во Фрунзе. После публикации рассказа «Лицом к лицу» в журнале «Октябрь», (1958, № 3) Айтматов получил доступ на страницы московских журналов, с 1958 стал одним из авторов журнала «Новый мир».
Широкую международную известность принесла ему повесть «Джамиля» (1958). В 1959 Чингиз Айтматов вступил в КПСС. За сборник «Повести гор и степей» он в 1963 получил Ленинскую премию, в 1968 и 1983 — Государственные премии СССР. После еще нескольких повестей и рассказов Айтматов совместно с К. Мухамеджановым написал пьесу «Восхождение на Фудзияму» (1973 год), которая в том же году была поставлена театром «Современник».
В 1980 Чингиз Торекулович обратился к форме объемного романа, причем наибольшее число противоречивых мнений и дискуссий вызвал роман «Плаха» (1986). С 1966 Айтматов — депутат Верховного Совета. В 1967-88 — член редколлегии журнала «Новый мир», с 1967 входит в редколлегию «Литературной газеты»; в 1981 — делегат XXVI съезда КПСС; в 1988-90 — главный редактор журнала «Иностранная литература»; в 1990-1994 — посол в Люксембурге.
Тематика прозы Чингиза Айтматова часто связана с его родной Киргизией. В центре его произведений — человек под ударами судьбы, человек страждущий. В ранних произведениях, из жизни трактористов, шоферов, колхозников современная техника показана в сочетании с чарующими степными пейзажами Средней Азии; средствами языка ему удается воспроизвести музыку и живопись; он умеет живо обрисовать образы (в особенности женские), душевные движения, еще не осознанные самими героями. Используя традиционную форму рассказа в рассказе и вводя повествователя ( в «Джамиле» это 15-летний подросток), Чингизу Айтматову удается сделать изображаемое им более глубоким.
В повести «Прощай, Гульсары» (1966) трагизм судьбы главного героя обусловлен произволом сталинизма. В повести «Белый пароход» (1970) Айтматов впервые вводит мифологические сказания в современный материал, создавая своего рода притчу. Идейную и сюжетную основу повествования образует сказание о Рогатой матери-оленихе — обожествлённом воплощении доброты. Эта доброта в сюжетном развитии повести воплощена в образах семилетнего мальчика и его деда и гибнет под натиском бездушного материализма. В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977 год) автор перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшую силу, вершащую земные судьбы, дед, отец и еще один рыбак жертвуют собой в бурю ради мальчика. На примере героя, ставшего жертвой сталинизма, затем реабилитированного, но по-человечески совершенно разрушенного, Ай поднимает проблему молчания, делающего человека совиновником; драма выходит за рамки темы преодоления прошлого. В первом романе Чингиза Торекуловича «И дольше века длится день» (1980) сочетаются не только миф и действительность, но и реальная жизнь населения Средней Азии с фантастикой межпланетных контактов. В этой многоплановости автор выделяет основные этические вопросы современной цивилизации. В романе «Плаха» (1986) Айтматов обращается к актуальным темам: наркомания, защита окружающей среды и богоискательство в СССР. Роман, в том числе и сильные в художественном отношении картины природы, сконструирован рассудочно по форме и содержанию. Глава о Христе и Пилате, где Чингиз Айтматов идет по стопам М. Булгакова, проигрывает из-за незнания христианства и недостатка веры.
Чингиз Айтматов (Чыңгыз Айтматов)
Чингиз Тоpекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласской области Киргизстана.
Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1953 г. окончил Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, в 1958 г. — Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве. Его повести и рассказы, переведенные на русский язык, печатаются в журналах «Октябрь» и «Новый мир». Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.
В 1963 г. был издан первый сборник Ай, за который он получил Ленинскую премию. В него вошли повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле».
До 1965 года Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, «Прощай, Гульсары!».
В 1973 году подписал открытое письмо против Сахарова и Солженицына.
Первый роман Ай был опубликован в 1980 году.
В 1988-1990 гг. Чингиз Айтматов — главный редактор журнала «Иностранная литература».
В 1990-1994 гг. работал послом СССР и затем России в Люксембурге. До марта 2008 г. был послом Кыргызстана в странах Бенилюкса – Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Герой Социалистического Труда СССР (1978) и Народный писатель Киргизской ССР, Герой Кыргызской Республики (1997).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле».
За литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.
Академик НАН Кыргызской Республики, академик Академии российской словесности, действительный член Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.
Инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум», попечитель фонда «Вечная память солдатам», президент Ассамблеи народов Центральной Азии. Учреждена Золотая медаль и создан Международный Фонд им. Ч.Айтматова. В 1993 году в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия. В городе Эль-Азык (Турция) парк был назван именем Ч.Айтматова.
В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).
Произведения Чингиза Айтматова переведены более чем на 100 языков мира, многие из произведений были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и балеты.
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
Фантастическое в творчестве:
Практически все творчество Чингиза Торекуловича Айтматова, ставшего уже классиком в литературе, пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день». В тот же роман включена сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь. Действие известной повести «Пегий пес, бегущий краем моря» происходит во времена Великой Рыбы — женщины, прародительницы человеческого рода. И, наконец, перу Айтматова принадлежит полностью фантастический роман – «Тавро Кассандры» — о проблеме создания искусственного человека.
Сообщение Чингиз Айтматов. Чингиз Айтматов: жизнь и творчество
Чингиз Торекулович Айтматов — культовый писатель киргизского происхождения, дипломат, академик, герой Киргизии, лауреат численных премий СССР. Он родился в селе Шекер (Таллаская область). Его родители были известными на то время активистами, государственными деятелями, за что поплатились свободой, а позже и жизнью. Дед стоял во главе движения за раскуркуливание. Отца по политическим мотивам расстреляли.
Начало пути
Великая Отечественная война стал причиной, по которой четырнадцатилетний Чингиз вынужден был стать секретарем совета в родном поселке, так как все жители аула вынуждены были уйти на фронт. Окончив 8-м классов, будущий академик был зачислен в Джамбульский зоотехникум. Студент блистательно завершил учебу, получив отличие, продолжил обучаться в сельскохозяйственном институте.
Вскоре Чингиз Айтматов становится редактором газеты «Литературный Киргистан». В 1963 году писатель издает первый сборник «Повести гор и степей». Самыми запоминающимися стали произведения «Материнское поле» и «Первый учитель». В своих работах Айтматов рассказывал о непростой судьбе простого деревенского жителя, анализировал и рассматривал с разных позиций ключевые проблемы.
«Русский» киргиз
Вплоть до 1965 года писатель работает только на родном языке. В этот период он пробует свои силы в написании русскоязычных повестей. Первой стала работа «Прощай, Гульсары!». Автор рассказывает о коллизиях, связанных с коллективизацией, о непростом выборе главного героя Танабая. В скором будущем многие эксперты признают русскоязычные работы писателя удивительно «славянскими» и качественными с позиции языковедения.
В 1977 году выходит культовая повесть «Пегий пес, бегущий краем моря». Работа особенно понравилась немцам. Позже повесть экранизируют и в ГДР, и в России. В этот период начинается эдакая культурная и интеллектуальная интеграция писателя и активиста в странах Европы.
Спустя год писателя удостаивают звания Героя Труда. Через два года Айтматов издает роман «И дольше века длится день». Работа была настолько успешна, что академика наградили Государственной премией.
Дипломатическая работа
1990 – 1994 года – особый период в жизни писателя. Он работает послом в Киргизии и РФ во Франции, Бельгии и ряде других европейских странах.
Классик с мировым именем долгое время был депутатом Верховного Совета СССР, членом президиума, активистом в сфере международных отношений. Именно Айтматов становится учредителем международной программы «Иссыккульский форум».
Великий классик и дипломат скончался в 2008 году. Последним пристанищем стала больница в городе Нюрнберг. Там писатель проходил очередной курс терапии. Похоронили Айтматова в пригородной зоне Бишкека, сформировав историко-мемориальный комплекс «Ата-Бейит».
* Нажимая «Отправить» Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности .
О жестокости
— Что вы считаете сегодня самой актуальной проблемой человечества?
— Меня больше всего волнует проблема человечности. Современный мир столкнулся с жестокостью, вызванной социальными факторами: научно-технической революцией, проблемами больших городов, перенаселенностью и еще многими конфликтами, возникающими на социальных и религиозных почвах.
А возьмите то, что происходит сейчас на Западе — жестокость молодежи с ее повальной болезнью наркоманией. Я думаю проблема человечности, высоких человеческих начал — проблема неизбывная. Воспитание, формирование гуманных основ, стремление к усовершенствованию себя — вечная тема.
Человечность — антитеза жестокости.
— Но, выступая против жестокости, следует ли показывать ее даже во имя гуманных идей?
— Жестокость следует показывать, не ради смакования, а во имя желания искоренить, вызвать силы воспротивиться ей. И еще, по возможности, исключая изображение физического насилия. Если мы будем пичкать читателя только прекраснодушными схемами, у него не будет ни сил, ни желания бороться.
— Примерно такая же дилемма, как в педагогике, показывать и рассказывать детям о жестокости или нет?..
— Да. И так же, как в педагогике, надо знать, как и в каком возрасте это преподносить. От элементарных проявлений жестокости к вопиющим, читателя надо подводить постепенно. От жестокости физической к жестокости нравственной.
Разворачивая перед ним весь фронт. Потому что человек должен быть подготовлен к борьбе.
Семья
- Дедушка (по отцу) — Айтмат Кимбильдиев, был талантливым ремесленником и портным.
- Дедушка (по матери) — Хамза Абдувалиев, уроженец пригорода Казани, был очень богатым человеком и купцом.
- Отец — Айтматов Торекул (1903—1938) — государственный деятель Киргизской ССР. В 1926 году окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока.
- Мать — Абдувалиева Нагима Хамзиевна (07.12.1904 — 10.08.1971) — общественный деятель. Поженились 3 сентября 1926 года. В 1935—37 годах жила с мужем в Москве.
- Младший брат — Ильгиз Айтматов (род. 08.02.1931). Доктор технических наук, профессор, академик НАН Киргизии. Член ряда Международных научно-технических академий. Лауреат Государственных премий СССР и Киргизской ССР в области науки и техники. Им опубликовано более 280 научных работ, в том числе 8 монографий, сделано 25 изобретений и одно крупное научное открытие. Экс-президент Национальной академии наук КР (1990—1993) и директор Института физики и механики горных пород НАН КР, с 2005 года советник дирекции этого же института. Международным биографическим Центром (Кембридж, Англия) имя академика И. Т. Айтматова внесено в список выдающихся людей XX века.
- Младшая сестра — Айтматова Люция (1934—1995). Окончила с отличием школу. Выпускница энергетического факультета Фрунзенского политехнического института. Первая среди женщин-киргизок инженер-энергетик, общественный деятель. У Люции был брат-близнец Рева, названный в честь Революции, умер в шестимесячном возрасте.
- Муж — Кенжебай Акматов (1932—1995), доктор биологических наук, автор терминологического словаря растений.
- Трое сыновей и внуки.
- Младшая сестра — Айтматова Роза (Розетта) (род.08.03.1937) — кандидат физико-математических наук, окончила физико-математический факультет Кыргызского женского педагогического института, окончила аспирантуру, доцент, заслуженный работник образования КР. Работала научным сотрудником Академии наук Киргизской ССР, преподавателем физики педагогического университета им. И. Арабаева. Автор более двухсот научно-методических статей по проблемам педагогики, а также статей и книг по гендерным проблемам. Перевела на кыргызский язык и издала международную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Автор книг «Белые страницы истории» и «Человек жив до тех пор, пока о нём помнят…» в соавторстве с племянником Асаном Ахматовым, в 2016 году была удостоена международной премии имени Чингиза Айтматова, за книгу «Белые страницы истории»(2009), в которой рассказывается о жизни и деятельности их отца, Торекула Айтматова, репрессированного сталинским режимом в 1930-е годы, а также о детстве старшего брата. Лидер женского движения, перевела на кыргызский язык и издала Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1997). С 1996 года возглавляет организацию «Центр помощи женщинам».
- Муж — Эсенбек Алымкулов (ум.16.11.2005), кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач Кыргызской Республики, известный детский хирург в Киргизии.
- Сын — Алымкулов Урмат — врач..С семьей живёт и работает в США.В городе Филадельфия.
- Дочь — врач
Внук — Ильяс
- Первая жена — Шамшибаева Керез (род. 1930—?), заслуженный врач Киргизской ССР
- сын — Санджар (род. 1954) — журналист и литератор. Представитель таможенной службы Республики Киргизия (2002). Спецпредставитель Правительства Кыргызской Республики в городе Москва (2004). Ныне живёт в Москве. Имеет свой бизнес.
- сын — Аскар (род. 1959) — в 1981 году окончил Институт Азии и Африки при МГУ.Специальность — историк-востоковед. Владеет английским, турецким, французским языками. Экс-министр иностранных дел Кыргызстана.Возглавляет общественный фонд «Иссык-кульский форум им. Чингиза Айтматова».Живёт в Бишкеке.
- Вторая жена — Мария Урматовна, окончила сценарный факультет ВГИКа
- от первого брака Марии Урматовны, дочь — Чолпон, ныне живёт в Лондоне, у неё растет сын.
- сын — Эльдар, учился в школе с английским уклоном,окончил Бельгийскую королевскую академию изящных искусств, художник и дизайнер,c 2004 года президент Международного фонда Чингиза Айтматова
внук — Сулейман, самый маленький внук Ч.Айтматова.
- дочь — Ширин (род. 28.07.1977) — родилась в Москве, училась в магистратуре в США. В совершенстве владеет русским, английским, французским, японскимВ 1987—2007 годы жила в США.Разработчик проекта «Дебют» Международного фонда Чингиза Айтматова.. Экс-депутат парламента КыргызстанаС февраля 2012 года по настоящее время — член комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностьюУшла из политики,имеет свой небольшой бизнес.
- внучка — Кира-Керемет (род. ок. 2008)
- внучка (род. 2013)
Сын репрессированного коммуниста
Он родился в 1928 году в Киргизии, в глухой сельской местности. Родители Айтматова принадлежали к первому поколению коммунистов, которое подверглось репрессиям в конце тридцатых годов. Ареста не избежал и отец писателя. Позже в своем первом романе отразит эти события Чингиз Айтматов.
Биография этого человека удивительна. Спустя десятилетия даже Айтматову не верилось, что, будучи четырнадцатилетним подростком, он мог выполнять обязанности секретаря аилсовета и решать вопросы, которые касались различных сторон сельской жизни. К началу войны будущий писатель успел окончить всего семь классов. Но все мужчины ушли на фронт. В деревнях остались женщины и дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть.
О войне
— Много лет прошло с тех пор, как закончилась война, а вы снова и снова возвращаетесь в то время. Почему?
— Мне думается, тема войны, испытания человека войной еще долго будет волновать умы наших современников. Каждый пишет об этом по-разному. У всякого времени свои военные книги. Я не был на фронте, но мои детство и юность совпали с этим периодом. И сегодня эта тема кажется мне злободневной. Война — время дефицита человечности. А меня сейчас больше всего волнует вопрос доброты, гуманности. Как оградить человека, как сохранить то, что дает природа? Как не растерять связь с ней, и тем, что заложено в нас нашими предками, как остаться человеком, защитить, не дать разрушить, и передать потомкам удивительный мир безумно красивой нашей планеты…
Начало пути
Великая Отечественная война стал причиной, по которой четырнадцатилетний Чингиз вынужден был стать секретарем совета в родном поселке, так как все жители аула вынуждены были уйти на фронт. Окончив 8-м классов, будущий академик был зачислен в Джамбульский зоотехникум. Студент блистательно завершил учебу, получив отличие, продолжил обучаться в сельскохозяйственном институте.
Вскоре Чингиз Айтматов становится редактором газеты «Литературный Киргистан». В 1963 году писатель издает первый сборник «Повести гор и степей». Самыми запоминающимися стали произведения «Материнское поле» и «Первый учитель». В своих работах Айтматов рассказывал о непростой судьбе простого деревенского жителя, анализировал и рассматривал с разных позиций ключевые проблемы.
Поэтичная проза
К тому времени, когда в свет вышел первый роман, за спиной у Айтматова уже была публикация таких произведений, как «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» и т. д. И, несмотря на то что этого писателя принято было считать одним из представителей социалистического реализма, в его книге присутствует необыкновенная поэтичность. Обладают тщательно выстроенным текстом и лишены всякой идеологии произведения, которые создавал Чингиз Айтматов.
Биография, краткое содержание которой изложено в статье, освещает лишь основные события. Может показаться, что творческий путь писателя был чрезвычайно легок. Однако, это обманчивое впечатление, поскольку к каждому из своих произведений Айтматов шел долгой мучительной дорогой.
Самым значительным произведением Айтматова стала изданная в 1986 году «Плаха». В этом романе автор заговорил впервые о том, что прежде было темой закрытой: о вере, о наркомании и о жестокости, которая уже перестала удивлять людей. После выхода в свет этого произведения едва ли не к сонму литературных небожителей был причислен Чингиз Торекулович Айтматов.
Краткая биография этого писателя включает молниеносный успех этой книги, за которой в магазинах простаивали длинные очереди. «Плаху» передавали из руки в руки. О ней говорили на каждом шагу. Книга Айтматова стала бестселлером.
Ни одно последующее произведение этого писателя не имело подобного успеха. И дело не в том, что они были хуже, а в коренных изменениях, которые произошли в обществе. Первыми читателями «Плахи» стали представители уходящей эпохи, для которых литература занимала особое значение. Последующие произведения не пользовались столь широким успехом. И это, скорее, говорит о духовной бедности современного общества, в котором принято литературе отводить функцию развлекательную.
К постсоветскому периоду в творчестве Айтматова относятся такие произведения, как «Тавро Кассандры», «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Когда падают горы».
В 2006 году вместе со своими единомышленниками писатель учредил благотворительный фонд, деятельность которого была направлена на развитие и распространение русского языка в странах постсоветского пространства.
Известность
Биография Чингиза Айтматова (на кыргызском языке в том числе) изобилует огромным количеством опубликованных рассказов еще в начале его творческого пути. Но настоящую известность писателю принесла повесть «Джамиля», напечатанная на страницах журнала «Новый мир». Именно в этом произведении впервые проявились особенности прозы литератора: неразрывное слияние описаний обычаев народа и природы с напряженным драматизмом в описании характера лирического героя.
Окончив литературные курсы, начинает работу журналистом Чингиз Торекулович Айтматов. Биография писателя продолжается в городе Фрунзе, где он стал редактором местного журнала «Литературный Киргизстан». Затем в 60-80 годы он занимал пост депутата Верховного Совета СССР, был делегатом съезда КПСС, входил в состав редколлегии «Литературной газеты» и «Нового мира». Кроме того, за это время Айтматов был трижды награжден за свои произведения Государственными премиями СССР. А 1963 году за сборник рассказов «Повести гор и степей» удостоился Ленинской премии. В книгу вошли произведения, рассказывающие о сложных психологических ситуациях, в которые попадают жители обычной деревенской глубинки.
Долгое время автор писал только на киргизском языке, что подтверждает биография Чингиза Айтматова. На русском впервые только в 1965 году была создана повесть «Прощай, Гульсары!», изначально носившая название «Смерть иноходца». В этом произведении проявилась еще одна свойственная для всего творчества Айтматова черта – эпический фон, построенный на сюжетах и мотивах эпоса Киргизии. Позднее мифологические и этические мотивы в литературных творениях автора набирали все большую силу.
В 1973 году Айтматов дебютировал как драматург, написав в соавторстве пьесу «Восхождение на Фудзияму». По произведению в театре «Современник» (Москва) была постелена пьеса, имевшая огромный успех у зрителей.
Советский бестселлер
Самым значительным произведением Айтматова стала изданная в 1986 году «Плаха». В этом романе автор заговорил впервые о том, что прежде было темой закрытой: о вере, о наркомании и о жестокости, которая уже перестала удивлять людей. После выхода в свет этого произведения едва ли не к сонму литературных небожителей был причислен Чингиз Торекулович Айтматов.
Краткая биография этого писателя включает молниеносный успех этой книги, за которой в магазинах простаивали длинные очереди. «Плаху» передавали из руки в руки. О ней говорили на каждом шагу. Книга Айтматова стала бестселлером.
Ни одно последующее произведение этого писателя не имело подобного успеха. И дело не в том, что они были хуже, а в коренных изменениях, которые произошли в обществе. Первыми читателями «Плахи» стали представители уходящей эпохи, для которых литература занимала особое значение. Последующие произведения не пользовались столь широким успехом. И это, скорее, говорит о духовной бедности современного общества, в котором принято литературе отводить функцию развлекательную.
К постсоветскому периоду в творчестве Айтматова относятся такие произведения, как «Тавро Кассандры», «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Когда падают горы».
В 2006 году вместе со своими единомышленниками писатель учредил благотворительный фонд, деятельность которого была направлена на развитие и распространение русского языка в странах постсоветского пространства.
О достойных и эмансипированных женщинах
— Главные героини ваших повестей — женщины, а кто из них ближе всего к вашему идеалу? Наверное, Джамиля из вашей одноименной повести «Джамиля»?
— Трудно сказать насчет идеала, так как это понятие растяжимое, но существует, по-моему, общепринятое понятие достойной женщины, которое включает ее нравственные человеческие качества, культуру, обаяние, внешность. Джамиля — несколько романтическое восприятие женщины. Сейчас эта Джамиля была бы немного иной.
Я в последнее время думаю, что есть перекос в престижности современной женщины. Произошла эмансипация. Но она былапонята многими односторонне — как страсть к удовлетворению общественных запросов, честолюбивых устремлений женщины. И многие поступились личной жизнью, материнством, полноценностью ощущений, чтобы преуспевать. Да, конечно, женщина самостоятельно может решать свою судьбу. Но есть то, что ничем не наверстаешь. Женщин, отказавшихся от всего ради достижения жизненной цели можно уважать. И вот она преуспевает в работе профессионально, а семью не создала. И мне очень жаль таких вот, казалось бы, преуспевающих женщин. Я думаю, что это есть посягательство на какие-то незыблемые основы жизни. Если каждая женщина в порыве преуспеть будет лишать себя возможности стать матерью, женой, хозяйкой семьи, то к чему мы придем?