Биография островского

Ранние годы и образование

Драматург и писатель Александр Островский появился на свет 12 апреля 1823 по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако были людьми начитанными и довольно образованными.

Отца молодого человека звали Николай Федорович. Мужчина происходил из среды духовенства. По настоянию родителей окончил семинарию, а затем и духовную академию. Однако жизнь священнослужителя его вовсе не привлекла.

Вместо религиозной работы он предпочел чиновничий пост. Своим трудом добился должности судебного стряпчего. К 1839 году благодаря упорству и работоспособности отец будущего писателя дослужился до коллежского асессора и получил дворянский титул.

Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Ее родители служили при церкви. Молодой человек так и не успел как следует ее запомнить, поскольку та скончалась, едва Островскому исполнилось 9 лет от роду.

После смерти супруги отец писателя женился во второй раз, на Эмили фон Тиссен, дочке шведского аристократа. По счастливому стечению обстоятельств мачеха оказалась доброй и заботливой.

Помимо Александра в семье родилось трое детей (еще несколькие умерли в младенчестве). Жалованье отца было довольно высоким. По крайней мере, чтобы не бедствовать, семье его вполне хватало.


Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н. Островский

Материальный достаток позволил вплотную заняться образованием детей. Постигать знания Островский начал рано. Его обучением занималась мать, женщина умная и начитанная. А после ее смерти — мачеха, которая много времени уделяла образованию приемных детей.

С ранних лет Островский увлекался иностранными языками и чтением. Большой удачей было то, что у отца имелась солидная библиотека. После знакомства с отечественной и зарубежной литературой Александр Николаевич загорелся желанием стать писателем. Однако отец его стремления не разделял. Он намеревался устроить сына чиновником.

В 1835 году молодой человек был зачислен в Московскую гимназию, где получил начальное образование. А затем, в 1840, по настоянию родителя Островский поступил в Московский университет, на юридический факультет.

Учился писатель средне. Окончить образование, и получить диплом он так и не сумел. В 1843 ему не удалось сдать экзамен по римскому праву. В результате молодой человек написал заявление и отчислился по собственному желанию.


Островский в молодости

Отец помог сыну устроиться на мелкую должность Совестный суд. А затем через несколько лет Островский-младший перешел в Коммерческий суд, где занимался разрешением хозяйственных споров между мещанами, купцами, торговым крестьянством и мелкими дворянами. Тут он трудился до 1850-го года.

За долгий период службы Островский повидал немало людей. В будущем они стали основой для собирательных образов, типажей и ярких характеров, известных нам по многочисленным комедиям писателя.

Несмотря на чиновничью работу Александр Николаевич и не думал отказываться от своей затеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал наиболее интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе создавал собственные типажи для будущих пьес.

Александр Островский — биография

Александр Николаевич Островский — выдающийся русский драматург 19-го века, а его произведения, пьесы стали основой для создания отечественного театра. Самого же литератора заслуженно называют отцом русской сцены в том виде, в каком она существует, начиная со второй половины 19-го века.

Островский не имел литературного, филологического образования. Однако он был человеком внимательным и обладал каким-то природным чутьем на слово, язык, а также сюжеты и характеры. Во многом это связано с его службой.

За годы работы на мелких чиновничьих постах он повидал немало людей, которые легли в основу привычных типажей. Продажные, глуповатые чиновники, властолюбцы и прочие прочно вошли в пьесы Островского, а затем столько раз были воплощены на подмостках, что стали основой для дальнейшего развития сатиры.

Островский благодаря природной одаренности и упорному труду сумел реформировать русский театр. Ввел простые правила, которые повышали качество постановок. В конечном итоге задачей драматурга было привлечь и удержать интерес зрителя. И это ему блестяще удавалось.

За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру. Стали частью золотого фонда классики. Сейчас их изучают в рамках школьной программы.

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
  2. 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
  3. 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Биография писателя

Николай Алексеевич Островский — советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлые заболевания, неподвижность и слепоту) в Советском Союзе были окружены искренними популярностью и почитанием многих читателей.

Н. А. Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии(сейчас — Острожский район Ровненской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода (по другим данным, владельца шинка и двух чайных) Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу«по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (1915-1917), потом высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918-июле 1919 гг. был связным Шепетовского ревкома.

20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920-1921 гг. был сотрудником ЧК в Изяславе. В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации. В 1922 г. участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б).

По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз Н. Островского — «Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В. В. Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М. К. Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (ум. 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По её словам Ленобль говорил, что «роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Всё равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал». В пользу противоположной точки зрения свидетельствует то, что Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского.В апреле 1932 г. журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность.

Интересные факты о жизни Островского

  1. На протяжении всей жизни Островскому нравилось хорошо одеваться, и он мог долго вертеться возле зеркала. В юные годы, проживая среди мещан Замоскворечья, этот драматург опасался выходить на улицу в собственных экстравагантных нарядах. Соседи, которые ничего не понимали в моде, могли неправильно понять богемную привычку юноши.
  2. Александр Николаевич считался полиглотом и сам переводил свои пьесы. Он знал 7 языков. Кроме обязательных для образованного человека XIX века латыни, французского и древнегреческого, Островский говорил на итальянском, испанском, английском и немецком языках.
  3. Островский являлся заядлым рыболовом. В путешествия он всегда с собой брал все нужное для рыбалки снаряжение, а друзья, которые знали о таком его увлечении, всегда приводили его на рыбное место.
  4. Александр Островский известен дьявольским самолюбием и хвастливостью. Он не мог терпеть, когда о нём или о его пьесах говорили без превосходства. Он даже мог поссориться с друзьями из-за этого.

Мне нравится1Не нравится

Интересные факты о жизни Радищева, биография, творческая деятельность, философские воззрения

Интересные факты о жизни Александра Македонского, биография, личная жизнь, походы, сражения и завоев…

Интересные факты о жизни Сергея Есенина, биография, творческое наследие

Интересные факты о жизни Василия Жуковского, биография, личная жизнь, творчество

Интересные факты о жизни Вольфганга Моцарта, биография, творческий путь, семья

Самая гибкая девушка в мире – Юлия Гюнтель, известная под псевдонимом Злата

Кэтрин Джонсон работала компьютером и считала лучше техники

Интересные факты о жизни пиратов, история появления, узаконенное пиратство

Интересные факты

  • Александр Николаевич был основателем русского театра.
  • По отцу имел дворянское происхождение. Хотя родитель получил титул аристократа уже после рождения драматурга.
  • Островского связывали многочисленные знакомства с крупнейшими деятелями искусства того времени. Кроме прочих, он лично знал композиторов Римского-Корсакова и Чайковского.
  • Практически каждый год литератор выпускал по пьесе.
  • Не терпел критики своих произведений.
  • Знал 7 иностранных языков и свободно на них изъяснялся.
  • Выпустил около 50 пьес.
  • Активно занимался переводами Шекспира, который был его любимым иностранным драматургом.

Без вины виноватые

«Без вины виноватые» — одна из самых популярных пьес Островского, которая считается истинным образцом классической мелодрамы. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Здесь есть сюжеты о смерти ребенка, несчастье матери, предательстве любимого и пр.

Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия, автор был доволен пьесой, писал, что хотел доказать театральной публике из российской глубинки, что совсем не успокоился на лаврах, а продолжает творить.

Впервые «Без вины виноватые» были поставлены в Москве вскоре после опубликования текста. Сегодня пьеса считается одной из самых репертуарных из российской театральной классики, в т.ч. в кино и на ТВ.

Литература[ | ]

Мемуары и воспоминания

  • Островский А. Н. Вся жизнь театру / Подг. текста и примеч. Н. С. Гродская, вступ. статья Шаталов С. Е.. — М. : Советская Россия, 1989. — 368 с. — (Русские дневники). — 100 000 экз. — ISBN 5-268-00705-x.
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников / Подг. текста, вступ. статья, и примеч. А. И. Ревякина. — М. : Художественная литература, 1966. — 631 с. — (Серия литературных мемуаров / Под общ. ред. В. В. Григоренко и др.).
  • А. Н. Островский и русские композиторы : Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и В. Филиппова ; Государственный Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. — М. ; Л. : Искусство, 1938. — 249 с. — (Из истории русской оперы).
  • Мендельсон Н. М. Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его письмах. — М. : Т-во В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1923. — 179 с. — (Историко-литературная библиотека / Под ред. Н. Л. Бродского, А. Е. Грузинского, Н. М. Мендельсона, Н. П. Сидорова ; вып. 1).
  • Неизданные письма к А. Н. Островскому : из архива А. Н. Островского. — М. ; Л. : Academia, 1932. — 741 с. — (Памятники литературного и общественного быта ; Труды государственноготеатрального музея имени А. Бахрушина ; вып. II).
  • Ревякин А. И. Островский и его современники : Островский в воспоминаниях современников : Библиография. Внутреннее описание. — М. ; Л. : Academia, 1931. — 133 с.

Исследования

  • А. Н. Островский в русской критике : Сборник статей / Ред., вступ. статья и примеч. Г. И. Владыкина. — М. : ГИХЛ, 1958. — 452 с.
  • Александр Николаевич Островский : его жизнь и сочинения : Сборник историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. — 166 с.
  • Долгов Н. Н. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. . 1823—1923. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 1923 с.
  • Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Министерство культуры РСФСР ; Государственный литературный музей. — М. : Госкультпросветиздат, 1953. — 408 с.
  • Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. — М. : Искусство, 1976. — 526 с.
  • Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М. : Советская Россия, 1985. — 144 с.
  • Лобанов М. П. Островский. — М. : Молодая гвардия, 1979. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1 (587)).
  • Миронов А. В. Великий чародей в стране берендеев : Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыкове. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с.
  • Проблемы изучения творчества А. Н. Островского : К 150-летию со дня рождения / Редколлегия: В. А. Бочкарёв (отв. ред.) и др. — Куйбышев, 1973. — 164 с. — (Научные труды / Министерство просвещения РСФСР ; Куйбышевский гос. пед. институт им. В. В. Куйбышева ; т. 134).
  • Рахманькова Е. А. А. Н. Островский — либреттист. — Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. — 155 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский в Щелыкове. — Кострома : Книжное издательство, 1957. — 304 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. — М. : Учпедгиз, 1949. — 344 с.
  • Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского : Литературно-критический этюд. — М. : Академия педагогических наук РСФСР ; Л., 1948. — 128 с.
  • Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. — М. : Московский рабочий, 1962. — 542 с.
  • Творчество А. Н. Островского : Юбилейный сборник / Под ред. С. К. Шамбинаго. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 367 с.

Энциклопедии и словари

  • Варнеке Б. В. Островский, Александр Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1902. — Т. 12: Обезьянинов — Очкин. — С. 425—448.
  • Вейнберг П. И. Островский, Александр Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXII. — С. 352—355.
  • Островский Александр Николаевич / В. Я. Лакшин // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — С. 587—588. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  • Островский Александр Николаевич / И. А. Овчинина // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 605—607. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.

Справочная литература

Библиография литературы об А. Н. Островском : 1847—1917 / Сост. К. Д. Муратова ; Академия наук СССР ; Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л. : Наука : ленинградское отделение, 1974. — 284 с.

Сотрудничество с «Современником»

Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет, пьесы Александра Николаевича каждый сезон демонстрировались на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (печатаются произведения). Во время общественного подъема в стране (перед отменой крепостного права в 1861 году) произведения писателя вновь приобрели обличительную остроту. В пьесе «В чужом пиру похмелье» писатель создал внушительный образ Брускова Тита Титыча, в котором воплотил грубую и темную силу домашнего самовластья. Здесь впервые прозвучало слово «самодур», закрепившееся впоследствии за целой галереей персонажей Островского. В комедии «Доходное место» высмеивалось ставшее нормой жизни продажничество чиновников. Драма «Воспитанница» являлась живым протестом против насилия над личностью. Ниже будут описаны и другие этапы творчества Островского. Но вершиной достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».

Литература

Творческая биография Николая Островского началась в прямом смысле слова на больничной койке. С детства Николай Алексеевич любил читать: произведения Фенимора Купера, Жюля Верна и Вальтера Скотта буквально «проглатывались» жадным до книг мальчиком.

Николай Островский в молодости

Позднее Островский называл любимыми произведениями «Овода» Этель Войнич и «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Постепенно хобби переросло в собственное творчество: Островский, чтобы скоротать время в больницах, начал писать короткие рассказы и пьесы, следуя путем своего именитого писателя-однофамильца Александра Островского.

С 1927 года Островский уже не мог самостоятельно ходить, у прозаика диагностировали заболевание Бехтерева, а также полиартрит. Николай Алексеевич перенес несколько операций, но даже это уже не облегчало его состояние. Вскоре стало понятно, что улучшения не будет. Писателю в тот момент исполнилось только 23 года.

Николай Островский прикован к постели

Однако Николай Алексеевич начал усиленно заниматься и даже окончил заочное отделение Свердловского университета. Параллельно молодой человек много писал, примерно в это время появилась рукопись «Рожденные бурей», ставшая первой версией романа «Как закалялась сталь». Полгода писатель посвятил этому произведению, а затем рукописный вариант потерялся при пересылке.

Произведение нужно было начинать заново, но тут Островского поджидала новая беда: писатель начал терять зрение. Это всерьез подкосило моральные силы Николая Алексеевича, прозаик даже задумывался о самоубийстве, но стальная воля победила, и Островский продолжил писать. Сначала книга создавалась вслепую, периодически Николай Алексеевич надиктовывал текст родственникам и жене, которые ухаживали за ним. А затем придумал трафарет, позволивший работать немного быстрее.

Иллюстрации к роману Николая Островского «Как закалялась сталь»

Через некоторое время рукопись была готова. Островский отправил произведение в ленинградское издательство, но ответа не дождался. Тогда Николай Алексеевич отослал работу в издательство «Молодая гвардия», откуда получил отказ по причине «нереальности персонажей».

Но и тут воля и целеустремленность писателя не позволили ему отступить. Островский добился повторного рецензирования рукописи. На этот раз произведение отправили в печать, однако до этого редакторы дописали, а кое-где и переписали исходный текст.

Так для писателя начался новый этап битвы за книгу: отстаивать приходилось буквально каждый абзац. Тем не менее, в 1932 году вышла первая часть книги «Как закалялась сталь», а спустя некоторое время отпечатали и окончание романа.

Памятник Николаю Островскому

Успех превзошел даже самые смелые ожидания Островского: в библиотеках начали появляться очереди за его произведением, люди собирались группами и вслух перечитывали любимые отрывки.

При жизни Николая Алексеевича «Как закалялась сталь» переиздавали 41 раз. Островский начал задумываться над продолжением романа, а также планировал написать произведение «Детство Павки» для детей. Новая книга, над которой начал работать писатель, получила уже знакомое название «Рожденные бурей». Черновик произведения даже обсуждался на заседании Союза писателей. К сожалению, роман так и не был окончен.

Островский после демобилизации

Однако жаловаться на тяжелую судьбу Островский не торопился. И сидеть без дела он не мог. В тылу Николай активно помогал чекистам. Потом он перебрался в Киев, где устроился работать помощником электромонтера. Одновременно Островский в очередной раз пошел учиться. На этот раз – в электротехникум.

Однако ранения были не единственными злоключениями Николая. В 1922 году Островский во время аврального лесосплава несколько долгих часов провел в ледяной воде. Бесследно пройти для здоровья такое испытание не могло. На следующий день юноша слег с тяжелой формой лихорадки. У него развился ревматизм. А затем ослабленный организм не смог противостоять тифу. Эта болезнь чуть не свела Никлая в могилу.

Островский все же смог справиться с недугом. Тиф и лихорадка отошли в прошлое. Но все эти болезни окончательно подорвали здоровье Николая. У него постепенно стал развиваться паралич мышц, осложнившийся поражением суставов. Двигаться становилось все сложнее. Прогнозы врачей были неутешительными.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение

В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.

С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант».Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!» В 1850 году «Свои люди — сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.Александр Островский

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: