Театральные работы Папанова
В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде — в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали и Папанов вернулся в Москву.
В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.
Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков — и не только за кулисами, но и на сцене. Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены. На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.
Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями», — говорил Папанов. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.
Личная жизнь
С личной жизнью у Анатолия Папанова все было просто отлично. года он женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой учился месте в ГИТИСе. Она тоже была бывшей фронтовичкой, многое повидала за годы войны, которую прошла медсестрой. Они прожили вместе более четырех десятков лет, и за это время практически не ссорились. Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и выяснений отношений, в их семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.
Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева
В 1954-м супруги стали родителями единственной дочери Елены, которая продолжила семейную династию. В 1976 году она поступила на службу в театр им.Ермоловой, и служит там до сих пор. У нее родились две дочери – Мария и Надежда, которые и сами уже стали мамами. На сегодняшний день у Анатолия Папанова подрастают трое правнуков.
Учеба
Домой после службы актер вернулся в 1942 году с удостоверением инвалида третьей группы. Однако это не избавило его от мечты стать артистом. Недолго думая, Папанов подает документы в ГИТИС, правда, сделал он это уже после окончания вступительных экзаменов. Но несмотря на это, юноше, опирающемуся на палочку, все же позволили прочесть стихотворение. Комиссия настолько была удивлена актерским талантом Папанова, что не просто приняла его в ряды студентов ГИТИСа, а зачислила его сразу на второй курс.
С первых же дней занятий Анатолий Дмитриевич, несмотря на состояние своего здоровья, стал усердно работать. Преодолевая сильную боль в ноге и не давая себе поблажек, он наравне со всеми занимался танцами и гимнастикой. Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости.
Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема – произношение. Из-за неправильного прикуса в речи актера было много шипящих звуков. Несмотря на все попытки преподавателей по технике речи исправить эту ситуацию, произношение Анатолия Дмитриевича так и не изменилось.
После окончания учебного заведения Папанова приглашают сразу в несколько театров – МХАТ, Малый театр, Театр им. Вахтангова. Но талантливому выпускнику пришлось отказаться от всех этих предложений. Все дело было в том, что возлюбленная Анатолия Дмитриевича получила распределение в город Клайпеду (Литва), и ему не хотелось оставлять ее там одну.
Карьера
Театр
В 1946 году, окончив Государственный институт, Папанов уехал в Клайпеда, Литовская ССР вместе с другими студентами. Там они основали Клайпедский русский драматический театр, где выступал несколько лет. В 1948 году Андрей Гончаров предложил ему поступить в Московский Театр Сатиры, где продолжал играть до самой смерти, сыграв около 50 спектаклей.
Среди его популярных ролей. были Александр Корейко в Золотой теленок (1958), Киса Воробьянинов в Двенадцать стульев (1960, оба по романам Ильфа и Петрова ), Василий Теркин в фильме Александра Твардовского Тёркин в ином мире (1966), Антон Антонович в Николая Гоголя Государственный инспектор (1972), Николай Шубин в «Маленькие комедии большого дома» Григория Горина и Аркадия Арканова (1973), Павел Фамусов в Александра Грибоедова Горе от Вит (1976), Роман Хлудов в Михаил Булгаков Рейс (1977), Леонид Гаев в Антона Чехова Вишня Орчард (1984) и др.
Помимо исполнительского мастерства Папанов преподавал актерское мастерство в Государственном институте театрального искусства, а в 1986 году он поставил свою первую и последнюю пьесу Последние по Максиму Горькому. Как набожный христианин, Папанов хотел закончить это молитвой. Чтобы избежать возможной цензуры, он использовал радиозапись Федора Шаляпина, исполняющего молитву.
Кино
В 1960-е годы Папанов начал регулярно сниматься в фильмах. Исполнил главные роли в комедиях Приходи завтра, пожалуйста… (1962), режиссер Евгений Ташков, и Дети Дон Кихота (1965), Режиссер Евгений Карелов, снялся в нескольких комедиях Эльдара Рязанова, в том числе «Человек из никуда» (1961), где сыграл сразу четыре роли. Однако это не принесло ему никакой славы, так как фильм подвергся резкой критике после выхода на экраны и быстро запретили на 25 лет подряд.
Папанов стал очень известен, однако, после своей работы в качестве генерала Серпилина в Военная драма Александра Столпера Живые и мертвые (1964). За эту роль он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и главного приза Первого Всесоюзного кинофестиваля, а Константин Симонов награжден лично. его работы.
В 1966 году Эльдар Рязанов выпустил Остерегайтесь машины, в котором Папанов появился вместе со своим другом Андреем Мироновым, а Миронов — современным черный маркетолог, а Папанов — его тесть, ветеран войны, который всю дорогу над ним издевался. Его популярность привела к тому, что Леонид Гайдай представил их в своей комедии 1968 года Бриллиантовая рука в качестве главных антагонистов, пары контрабандистов, которые пытались заполучить «бриллиантовую руку» героя. В год проката фильм посмотрели 76,7 миллиона человек, став третьим по популярности советским фильмом всех времен. В 1971 году Гайдай также пробовал обоих актеров на главные роли в своей экранизации Двенадцать стульев, но решил иначе. В 1976 году Марк Захаров снял свою телеадаптацию книги и, в конце концов, выбрал обоих актеров на главные роли, воссоединив их в последний раз.
Папанов также пользовался большим спросом у режиссеров анимации. Его характерный рычащий голос подходил всем видам зверей, таким как Шер Хан из Приключения Маугли (1967), советской адаптации Книги джунглей. Однако самыми популярными его персонажами были волки, особенно после того, как он озвучил персонажа Волка в популярном мультсериале Ну, погоди! (1969-1986), который считался его лучшей ролью. затмевая все остальные его работы, к его большому неудовольствию.
Особенности характера
Артист был невероятно скромным человеком. Не любил навязчивых фанатов. У него вызывали досаду вечные крики прохожих: «Волк идет! » Папанов не умел наряжаться. Однажды на встречу с советским послом в Германии пришел в ветровке и джинсах. Однако услышал неожиданный комплимент в свой адрес. Посол сообщил, что впервые видит нормально одетого советского артиста. Надежда Каратаева вспоминала, что Анатолий Дмитриевич был очень серьезным. Даже шутил без улыбки на лице, как бы между прочим. В юности Папанову некогда было учиться. Всю свою жизнь он восполнял пробелы в знаниях. Много читал, занимался самообразованием. Актеру были чужды интриги. В Театре Сатиры он старался оградить себя от суеты и лишних разговоров. Никогда не пытался выбить себе роль побольше, состояться за счет других. Анатолий очень любил театр, уважал актерское ремесло. Своей дочери, тоже ставшей актрисой, он советовал ценить свое предназначение, больше наблюдать за людьми, а потом использовать этот опыт в работе.
Возвращение на сцену
Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.
На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. «На доске объявлений висел отпечатанный на машинке список принятых в институт еще в августе. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия», — вспоминал Анатолий Папанов.
Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт.
Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, «как все», ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. Однако на главные роли его не брали не только из-за хромоты: режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие». Но прикус исправить не удалось. «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк (из мультфильма «Ну, погоди!». — Прим. ред.) заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», — говорил Папанов.
Театр
Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.
В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.
В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.
После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.
Анатолий Папанов в театре
В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.
Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.
Происшествие на заводе
В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей. В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться. После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения. Папанов был отпущен домой.
Театральные работы[править | править код]
Русский драматический театр (г. Клайпеда)править | править код
год
- роль — Сергей Тюленин «Молодая гвардия» (по роману А. А. Фадеева)
- роль — Леонид Борисович «Машенька» А. А. Афиногенова
- роль — Рекало «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
- роль — Тристан «Собака на сене» Лопе де Вега
Московский государственный академический театр Сатирыправить | править код
год
- роль — Ашот Мисьян, матрос «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, К. Исаева постановка А. Гончарова
- роль — Сыромятов «Женитьба Белугина» А. Н. Островского постановка А. Гончарова
год
- роль — Джек Холидей «Мешок соблазнов» Марка Твена постановка Н. Петрова
- роль — Лыжиков «Роковое наследство» Л. Шейнина постановка Н. Петрова
- роль — Забелин «Кто виноват?» Г. Мдивани постановка Э. Краснянского
- роли — Гржимайло, Лапин «Положение обязывает» Г. Мунбилта постановка А. Гончарова
- роли — Пустославцев, Нептун, Помощник режиссера «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по А. Ленскому) постановка Э. Краснянского
- роль — первый купец «Комедия ошибок» В. Шекспира постановка Э. Краснянского
год
роли — Муравьев, Пирогов «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова постановка Б. Равенских
год
- роль — Яков «Не ваше дело» В. Полякова постановка В. Плучека
- роль — Мытыл «Женихи» А. Токаева, В. Шкваркина постановка А. Гончарова
год
роль — Ионеску «Потерянное письмо» И. Кораджале постановка Н. Петрова и В. Плучека
год
- роль — Алупкин «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева постановка В. Плучека
- роль — завгар «Где эта улица, где этот дом?» В. Дыховичного, М. Слободского постановка Э. Краснянского
год
роль — констебль «Судья в ловушке» Г. Филдинга постановка С. Колосова
год
- роль — Бушмен «Последняя сенсация» М. Себастьяна постановка Э. Краснянского
- роль — шафер, двуполое четвероногое «Клоп» В. В. Маяковского постановка В. Плучека и С. Юткевича
- роль — Синицын «Поцелуй феи» З. Гердта, М. Львовского постановка Э. Краснянского
год
роль — Гобле «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра постановка В. Плучека
год
- роль — Емельян Черноземский «Квадратура круга» В. П. Катаева постановка Г. Зелинского
- роль — Иван Иванович «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета постановка В. Плучека
- роль — англичанин, Вельзевул «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского постановка В. Плучека
1958 год
роль — Корейко «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова постановка Э. Краснянского
год
- роль — Почесухин «Памятник себе» С. В. Михалкова постановка В. Плучека
- роль — Боксер «Дамоклов меч» Назыма Хикмета постановка В. Плучека
год
- роль — Вробьянинов «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова постановка Э. Гарина и Х. Локшиной
- роль — Фабрис «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда постановка В. Плучека
год
роль — Крячка «Яблоко раздора» М. Бирюкова постановка В. Плучека
год
роль — Манган «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу постановка В. Плучека
год
роль — полотер «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д. Тункеля
год
роль — Василий Тёркин «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского постановка В. Плучека
год
- роль — Бродский «Интервенция» Л. Славина постановка В. Плучека
- роль — Юсов «Доходное место» А. Н. Островского постановка М. Захарова
год
- роль — Яблоков «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина постановка М. Захарова
- роль — Снежин «Последний парад» А. Тейна постановка В. Плучека
год
роль — Сысоев «У времени в плену» А. Штейна постановка В. Плучека
год
- роль — городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя постановка В. Плучека
- роль — дед Цыбулька «Таблетку под язык» А. Макаенка постановка В. Плучека
год
роль — Шубин «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина постановка А. Миронова и А. Ширвиндта
год
роль — шафер «Клоп» В. Маяковского постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 г. В. Плучека
год
роль — Макарыч «Ремонт» М. Рощина постановка В. Плучека
год
роль — Фамусов «Горе от ума» А. С. Грибоедова постановка В. Плучека
год
роль — Хлудов «Бег» М. А. Булгакова постановка В. Плучека
год
роль — Судаков «Гнездо глухаря» В. С. Розова постановка В. Плучека
год
роль — пожарник «Концерт для театра с оркестром» Г. Горина и А. А. Ширвиндта постановка А. А. Ширвиндта
год
роль — Гаев «Вишневый сад» А. Чехова постановка В. Плучека
год
роль — тесть «Родненькие мои» А. Смирнова постановка В. Плучека
год
роль — Гицэ «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ постановка В. Плучека
год
Анатолий Дмитриевич Папанов поставил спектакль по пьесе М. Горького «Последние»
Личная жизнь
Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.
Анатолий Папанов с женой
С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.
Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.
Анатолий Папанов с дочерью
В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.
Озвучка
Особой любовью у любителей советского искусства пользуются папановские работы в мультипликации. Конечно, в первую очередь, Анатолий Папанов – Волк. Обаятельный, хоть и нагловатый персонаж из «Ну, погоди!». И пусть по сюжету и Волк, и Заяц не слишком красноречивы, именно их «диалоги» стали эталонными в истории отечественных рисованных фильмов. А мультяшный дуэт Анатолия Папанова и Клары Румяновой – самым крутым.
А вообще, из тех зверей, коих артисту приходилось озвучивать за свою карьеру, можно составить целых зоопарк. Тут вам и несколько крокодилов, и целая стая волков, и немалое количество медведей – добрых и не очень. Были ещё Наг из «Рикки-Тикки-Тави», тигр Шерхан из «Маугли», капитан Гусь из мультика «Козлёнок, который умел считать до десяти», осьминог, дракон, дедушка Осёл, лев и бобёр.
Запомнились зрителю и прочие персонажи с голосом Папанова. Это водяной из «Летучего корабля», репродуктор из «Паровозика из Ромашкова», людоед из «Кота в сапогах». Во многих проектах можно услышать песни артиста. Он, честно говоря, их не сочинял, но пел вдохновенно…
Детство и юность
Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.
Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.
Анатолий Папанов в детстве
В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.
Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.
Анатолий Папанов в молодости
Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.
Анатолий Папанов прошел войну
Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.
Фильмы с участием Папанова
Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных
Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. Всё бы ничего, но лента была снята с проката после доклада секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, в котором в частности нещадно критиковался «Человек ниоткуда». Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году.
Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе. Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её.
Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони.
В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке. Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели.
В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором – главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.
Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева («Дайте жалобную книгу»), а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину!» и вовсе стал нарицательным.
Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как:
- контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» (цитаты актёра: «Сядем все!», «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты»),
- юрисконсульт в «Семи стариках и одной девушке»,
- шахматист в «Джентльменах удачи»,
- Ипполит Матвеевич Воробьянинов в «12 стульях»,
- пенсионер-нянька в фильме «По семейным обстоятельствам»,
- городничий в «Инкогнито из Петербурга»,
- Луков-старший в «Отцах и дедах».
Даже в совершенно несмешном фильме о временах гражданской войны «Адъютант его превосходительства» Папанов так своеобразно представил атамана Ангела, что без улыбки, а то и хохота, на этого персонажа смотреть невозможно.
Но, перефразируя одно высказывание, не комедиями едиными. Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», конечно, уникален. Но он обладал таким даром перевоплощения, что был убедителен и в весёлых произведениях, и в совершенно серьёзных. Например, очень толково актёр сыграл бывшего фронтовика-десантника в кинодраме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Или, например, отца одного из главных героев фильма «Вся королевская рать». Если вы не знаете, какого чеховского доктора сыграл в кино Анатолий Папанов, то даём справку: это был доктор Самойленко в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», снятом по повести «Дуэль». Буквально вжился в образ Анатолий Папанов в роли лётчика АН-2 в ленте «Разрешите взлёт!».
Одной из последних работ в фильмографии исполнителя стала картина режиссёра Райзмана «Время желаний». В ней звезде экрана предоставили возможность в который раз перевоплотиться в мягкого, интеллигентного человека, коим являлся по сценарию Владимир Дмитриевич Лобанов. И с этой задачей гениальный артист прекрасно справился.
[править] Биография
Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 октября 1922 года (по другим источникам — 31 октября) в городе Вязьма. Отец — Дмитрий Филиппович Папанов (1897—1982), мать — полячка Елена Болеславовна Росковская (1901—1973). В 1930 году переехал с родителями в Москву, где они поселились на улице Малые Кочки (совр. улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в художественной самодеятельности в популярной театральной студии «Каучук» при заводе. В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».
С первых дней войны — на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м тяжело ранен в ногу под Харьковом и в 21 год стал инвалидом третьей группы. Вернулся в Москву и поступил на актёрский факультет ГИТИСа в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в спектакле «Дети Ванюшина» и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны». После ГИТИСа Папанов был приглашён и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.
С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.
В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова Папанов перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.
Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!». Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен. Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры. Последняя кинороль — «Холодное лето пятьдесят третьего…»
Умер 5 августа 1987 года (по другим источникам — 7 августа) на 65-м году жизни в своей квартире от сердечного приступа. А. Д. Папанов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).