Плачевные инциденты, произошедшие во время паломничества в Мекку
За последние двадцать пять лет количество умерших в результате паломничества в Мекку достигло порядка 2800 человек. Вот некоторые из самых серьезных инцидентов:
- В конце сентября 2015 года 717 человек были убиты и 830 получили физические увечья. Две недели до этого события около 100 верующих трагически погибли от падения строительного крана.
- В феврале 2004 года на мосту Джамарат погибли 270 мусульман. В 2008 году все на том же мосту в давке лишились жизни 180 человек. В 1997 это количество составило 340 человек.
- Наиболее серьезный инцидент случился в 1990 г., когда в давке перед туннелем трагически погибли 1426 человек.
Для предотвращения подобных инцидентов были ужесточены меры безопасности. Всем паломникам выдавали электронные браслеты для упрощения их идентификации. При проведении обрядов обязательно присутствовало большое количество охранников.Паломничество в Мекку в последние годы все чаще принимает форму некой дипломатической войны между Саудовской Аравией и Ираном, который подвергает резкой критике управление священными местами Ислама, возложенное на королевскую семью Саудовской Аравии.
ПОХОЖИЕ ВИДЕО
История Ислама
9 фактов о мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха
Azan.ru
999
30 марта, 20
История Ислама
10 интересных фактов о Каабе
Azan.ru
2 381
28 апреля, 17
Течения и секты
Бывший имам главной мечети Мекки подтвердил, что ИГИЛ основано на салафизме
Адель аль-Калбани
59 332
5 сентября, 16
Биографии учёных
Значение имени Абу Ханифы, рахимахуллах
Мумтаз аль-Хакк аль-Ханафи
8 805
5 сентября, 16
Мудрость и наставления
Смерть – разрушительница желаний
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
7 326
5 сентября, 16
Мудрость и наставления
Доказательство существования и единственности Всевышнего
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
6 259
4 сентября, 16
Акыда
Удивительное слово Аллах
Хамза Юсуф
15 377
4 сентября, 16
Благородные сподвижники
Наша позиция в вопросе разногласий между сподвижниками
Саид Фуда
6 174
4 сентября, 16
Биографии учёных
Великие ученые из числа неарабов
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
5 772
4 сентября, 16
Фикх
Цикл
28 урок. Намаз при страхе и намаз в Каабе
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
14 799
8 августа, 16
Благородные сподвижники
Абдуллах ибн Умм Мактум, слепой сподвижник, о ком были ниспосланы аяты Корана
Azan.ru
2 599
8 апреля, 17
Биографии учёных
Цикл
Урок 173. Аль-Мухасиби
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
372
21 ноября, 22
История Ислама
История Ислама
9 фактов о мечети Пророка, мир ему и благословение Аллаха
Azan.ru
999
30 марта, 20
История Ислама
История Ислама
10 интересных фактов о Каабе
Azan.ru
Нет места на Земле более почитаемого и священного для стольких людей, как достопочтимая Мекка. По вс…
2 381
28 апреля, 17
Течения и секты
Течения и секты
Бывший имам главной мечети Мекки подтвердил, что ИГИЛ основано на салафизме
Адель аль-Калбани
Бывший имам мечети Аль-Харам в Мекке – шейх Адель аль-Калбани подтвердил, что Исламское госуда…
59 332
5 сентября, 16
Биографии учёных
Биографии учёных
Значение имени Абу Ханифы, рахимахуллах
Мумтаз аль-Хакк аль-Ханафи
Многие говорят: «Вы, ханафиты, следуете за имамом, который стал знаменит благодаря своей дочер…
8 805
5 сентября, 16
Мудрость и наставления
Мудрость и наставления
Смерть – разрушительница желаний
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
Тема моей лекции – смерть. И эта та реальность, с которой соглашаются все. Факт смерти принима…
7 326
5 сентября, 16
Мудрость и наставления
Мудрость и наставления
Доказательство существования и единственности Всевышнего
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Сегодня мы поговорим о таухиде, как о непереходном понятии. Таухид – единственность. Слово еди…
6 259
4 сентября, 16
Акыда
Акыда
Удивительное слово Аллах
Хамза Юсуф
Слова, состоящие фактически только из букв имени Аллаха Субхана уа Таъаля, взгляните на эти буквы: А…
15 377
4 сентября, 16
Благородные сподвижники
Благородные сподвижники
Наша позиция в вопросе разногласий между сподвижниками
Саид Фуда
Разногласия, которые возникли между Али бин Абу Толибом и Муавия (радыйаЛлаху ъанхума), обстоят так,…
6 174
4 сентября, 16
Биографии учёных
Биографии учёных
Великие ученые из числа неарабов
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
Данное видео не преследует цели принизить арабов либо их значимость, а призвано подчеркнуть тот факт…
5 772
4 сентября, 16
Цикл
Фикх
Фикх
28 урок. Намаз при страхе и намаз в Каабе
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
14 799
8 августа, 16
Благородные сподвижники
Благородные сподвижники
Абдуллах ибн Умм Мактум, слепой сподвижник, о ком были ниспосланы аяты Корана
Azan.ru
Абдуллах ибн Умм Мактум (радыАллаху анху) был двоюродным братом матери правоверных Хадиджи бинт Хува…
2 599
8 апреля, 17
Цикл
Биографии учёных
Биографии учёных
Урок 173. Аль-Мухасиби
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Об уроке:
В данном уроке повествуется о великом исламском ученом Аль-Мухасиби, рахимахуллах
…
372
21 ноября, 22
Сафа и Марва
Сафа: небольшой холм, расположенный в 130 м от Каабы. Место начала са’я.
Марва: небольшой холм, расположенной в 300 м от Каабы. Место завершения са’я.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий» (Сура «Аль-Бакара», аят 158)
Мас’а: Место между Сафой и Марвой, где совершается са’й, длиной 350 м и шириной 20 м.
В этом благословенном месте, где совершается са’й, похоронены около 70 пророков. Тот, кто совершит са’й между Сафой и Марвой, удостаивается награды как за освобождение 70 рабов. Сафа и Марва — две двери милости из Рая; благословенные места, где принимаются молитвы.
Кааба внутри
Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.
Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.
Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».
Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.
Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.
Реконструкции
Сегодня Кааба в Мекке, хранилище «черного камня» — это важнейший центр исламского мира, святыня и символ единства для всего мусульманского мира. Все течения исламской религии признают особую роль храма Каабы и ее святость.
Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.
Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.
Реконструкция при курайшитах
В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.
Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.
Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.
Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.
После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.
После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.
Исторические события, связанные с Каабой
Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.
С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.
Группа мусульманских экстремистов захватила святыню в 1980 году, экстремисты захватили не только храм, но и Мекканскую мечеть. Эти экстремисты заявили, что в мире появился Махди, которым назвали Абдуллах аль-Кахтани. Спустя две недели Мечеть удалось взять штурмом, а сами боевики были уничтожены.
В пятый раз Каабу построили во времена халифа Абдуль-Малика ибн Марвана
После того как Абдуллаха ибн Зубайра (да будет Господь доволен им) пал шахидом, Кааба была отстроена в пятый раз. Аль-Хаджадж спросил в письме правителя Абдуль-Малика ибн Марвана как поступить со зданием Каабы, отстроенной ибн Зубайром. В ответном письме содержалось указание всё перестроить. Здание Каабы было разрушено и воссоздано таким, каким оно была во времена курайшитов. Изменения были следующими: — уменьшили объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — отделили Хиджру Исмаиля; — замуровали западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставили восточную; — убрали деревянную лестницу, установленную ибн Зубайром внутри Каабы; — уменьшили высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда правитель Абдуль-Малика ибн Марвана приехал в Мекку для совершения малого хаджа (умры) и услышал хадис о том, что сам Пророк ﷺ пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла ибн Зубайр (да будет Господь доволен им), то он пожалел о своих действиях.
Кааба и ее части
Кааба, расположенная в середине Запретной Мечети, является целью хаджа и нашей киблой.
Кааба, центр земли, расположена на уровне Байт аль-Мамур (Кааба, вокруг которой совершают таваф ангелы). Если провести линию от Байт аль-Мамур, то она попадет точно в центр Каабы (Асрар-и Манасики’ль-хадж).
Чтобы выразить почтение к этому священному месту, его назвали Байтуллах («Дом Аллаха»).
В Коране Кааба упоминается под следующими названиями: 1- Аль-Кааба, 2- Аль-байт, 3- Кибла, 4- Аль-байту’ль-харам, 5- Аль-байту’ль-атик.
Дом Аллаха был назван Каабой из-за четырехугольной формы, возвышения над землей, или же из-за того, что он представляет собой одно строение.
Каждый из четырех углов Каабы носит отдельное имя: восточный угол называется «Рукн аль-Хаджар аль-Асвад», северный угол — «Рукн Ираки», западный угол — «рукн Шами», а южный угол – «Рукн Йемани».
Ruknu Yemani – Рукн Йемани
Ruknu Iraki – Рукн Ираки
Ruknu Sami – Рукн Шами
Kabe kapisi- дверь Каабы
Multezem — Мультазам
Hacerul esved – Хаджару’ль-Асвад (Черный Камень)
Tavafa baslama yeri – место начала тавафа
Altinoluk – золотой желоб
Hicri Ismail – Хиджр Исмаил
Hatim — Хатем
Makam-I Ibrahim – Макам Ибрахима
Zemzem kuyusunun yerini gosteren isaret – Указатель, обозначающий местнахождение колодца Зам-зам
Высота Каабы составляет 13 метров, длина стены со стороны Мультазама — 12,84 метра, со стороны Хатима — 11,28 метра, между Хатимом и Рукн Йемани — 12,11 метра, между Рукн Йемани и Черным Камнем — 11,52 метра. Общая площадь — 145 кв.м.
К настоящему моменту Кааба перестраивалась 11 раз:
1- Ангелами,
2- Адамом Алейхиссалям,
3- Шитом Алейхиссалями,
4- Ибрахимом и Исмаилом Алейхимассалям. Ибрахим (а.с.) и Исмаил (а.с.) выложили стены Каабы из камней, скрепленных известковым раствором. Они установили две двери на уровне земли: одна была там, где сейчас находится настоящая дверь, а вторая была расположена напротив первой. Верх сооружения оставили открытым, а в центре сделали подвал.
5- Амаликитами,
6- Джурхумитами,
7- Кусайем бин Килабом, (предком Пророка (с.а.в.))
8- Курайшитами (до пророческой миссии, в юности Пророка (с.а.в.)). В 605 году у курайшитов не хватило материалов, и поэтому они уменьшили размеры Каабы. Они не смогли восстановить стены и потолок Хатема. Однако они огородили это место стеной, чтобы в будущем оно было включено в Каабу. Пророк (с.а.в.) лично принимал участие в строительстве Каабы вместе со своим дядей Аббасом. Он собственноручно установил Чёрный Камень на его место.
9- Абдуллахом ибн Зубайром. В 684 году Абдуллах ибн Зубайр заново возвел разрушенную Каабу на основании, заложенном Ибрахимом (а.с.). Он заново поставил вторую дверь, убранную курайшитами, и включил в Каабу Хатем, расположенный снаружи. Такова была и воля Пророка (с.а.в.), который не смог осуществить это желание, опасаясь ссоры с курайшитами. Кроме того, Абдуллах ибн Зубайр установил три колонны под крышей Каабы. Он сделал двустворчатые двери, а также установил деревянную лестницу, по которой можно было подняться от угла Рукн Ираки на крышу. На Каабу накинули новое шелковое покрывало, а землю вокруг нее вымостили камнем.
10- Хаджжаджем ибн Йусуфом ас-Сакафи. В 692 году Хаджжадж по приказу халифа Марвана снес стену, добавленную Абдуллахом ибн Зубайром, и уменьшил размеры сооружения до тех, которые были при курайшитах. Так Хатем снова был отделен от сооружения. Он также замуровал вторую дверь, сделанную Абдуллахом ибн Зубайром, и немного поднял первую дверь. К другим частям Каабы он не притрагивался.
11- Султаном Мурад-ханом. В 1631 году османский султан Мурад-хан IV восстановил Каабу, разрушенную в результате наводнений, в том виде, в котором она существует до сих пор. Все стены, за исключением угла, где находится Черный Камень, были снесены до основания и возведены заново. Для отвода дождевой воды был сделан серебряный желоб, покрытый золотом.
При династи Саудитов были проведены некоторые ремонтные работы. В частности:
В 1958 году была заменена крыша и мраморное покрытие внутренних стен.
В 1982 году было заменено мраморное покрытие пола.
В 1996 года из внешних стен были извлечены некоторые камни, которые пронумеровали, отреставрировали, и поставили на место. Были проведены работы по реставрации колонн и пола.
История Каабы
Изначально, в доисламский период, здание, размер которого был меньше современного, было посвящено поклонению божеству мужского пола по имени Хубей. В исламской культуре этот период существования храма посвящается монистическому культу, в котором Бог спускается с небес непосредственно из рая.
Согласно исламской традиции, самую первую постройку разрушил всемирный потоп. Но перед его наступлением знаменитый черный камень был извлечен из стен и спрятан в недрах гор в Мекке. Извлек его оттуда Ибрагим (в библейской версии — Авраам), который установил его на высоте одного метра с половиной над землей в юго-восточной части здания. Там он и останется даже после ущерба, причиненного пожаром.
Согласно же легендам Бану Курайшиты из Мекки, двери храма были открыты для поклонения множеству арабских богов, почитаемых во всей Аравии. Этот факт был крайне выгоден для проведения в городе многочисленных ярмарок. Таким образом, многочисленные паломники, стекавшиеся в Мекку, отоваривались на местных рынках. Мухаммад, в молодости участвовавший в реставрации Каабы, собственноручно удалил каждого бога с постамента в момент завоевали здания Меккой в 630 году.В дальнейшем Кааба (Саудовская Аравия) потерпела множество различных повреждений. В преисламский период для строительства храма были использованы материалы низкого качества, что привело к его скорейшему обветшаю. Многочисленные дожди, пожары, произошедший во времена противостояния Абдуллах ибн аз-Зубайра армии халифата привели к тому что здание нуждалось в глубокой реставрации.
2. Кааба в доисламскую эпоху
По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму.
Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Возможно, Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.
Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.
Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.
Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Запретная Мечеть.
История возникновения Каабы
Вокруг Каабы и всего, что с ней связано ходит масса легенд и историй. По одной версии, черный куб — это камень, который Бог передал Адаму после его грехопадения. По этой теории, Кааба считается символом слабости и раскаяния человечества.
Другая легенда говорит о, том, что Кааба — это небесный храм, спущенный на землю для Адама, который тосковал по молитвам в нем. Эта история объясняет и черный цвет святыни. Сказано, что спустившись на землю, храм был абсолютно белым, но, от постоянного прикосновения грешников, его поверхность постепенно чернела.
Есть также предание, что строительство Каабы осуществил первый человек — Адам.
Когда и кем был возведен камень на самом деле, неизвестно. Но, недалеко от святыни находиться плоский камень Макам Ибрагим. Легенда, которая гласит, что святыню строил Ибрагим, говорит еще, что сделал он это с помощью камня, который давал ему возможность летать и тем самым помогал в строительстве. Также, говориться что в работе ему помог архангел Гавриил, который и сообщил всем о том, что Кааба — это копия того храма, где молился Адам. С тех пор, народы Аравийского полуострова стали считать это место — домом Бога. Это случилось еще до возникновения ислама. Паломники со всего мира стремились поклониться Каабе и благодаря этому город Мекка приобрел популярность. Развитие транспортных путей привлекло к святыне народы разных территорий и верований. Её чтили хинди, сабейцы, персы, евреи и даже христиане.
Со временем, Каабу стали почитать, исключительно, мусульмане. Этому поспособствовал пророк Мухамед, приложившийся своим посохом к его поверхности. Он же, в 623 году, ввел правило по которому молящиеся должны быть обращены лицом к святыне, а не к Иерусалиму, как это было раньше.
Дальнейшая история черного камня подверглась множественным испытаниям. В 930 году он был похищен шиитскими сектантами. Они, все же вернули святыню, но только по прошествии 20 лет. Многие усомнились в том, что это тот самый куб и бросили его в воду. Убедившись, что камень и прежде не тонет, верующие снова поставили его на место. Но, по ками-то причинам святыня, многим не давала покоя. Недоброжелатели вознамеривались разрушить камень и даже сжечь его, В результате всего этого, целостность Каабы была нарушена. расколовшись на 15 частей.
Но, ни смотря ни на что, Каабу восстановили и по сей день ей поклоняются миллионы мусульман.
Вероятно, прошлые нападения и поджоги Каабы побудили верующих лучше заботиться о ней и укрывать от всяческого рода зла. Такое желание воплотилось в прямое укрывание куба тканью. Впервые, она была накрыта королем Йемена. На полотно для святыни ушло тогда 875 метров ткани, украшенной серебрянные шитьем. Такая традиция сохранилось до наших дней. Полотно регулярно меняется после омовения. Именно в это время доступ к Каабе открывается для верующих.
Как его поместили в Каабу
Каабу построил Пророк Адам (мир ему). Так утверждают алимы Саид ибн аль-Мусайиб, ибн аль-Джавз и ибн Хаджар аль-Аскалани. Некоторые алимы считают, что Кааба воздвигнута Пророком Ибрагимом (мир ему).
Первое утверждение, более достоверно, потому что Всевышний в Коране говорит:
Это подтверждает мнение о том, что до появления на свет Пророка Ибрахима (мир ему) священное сооружение уже была воздвигнута, а во время Всемирного потопа была вознесена, Черный камень спрятан на горе Абу Кубайс.
Пророк Ибрахим (мир ему) после восстановления заметил, что отсутствует камень, который определяет начало круга при тавафе. Вдруг в это время со стороны горы послышался голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» и гора раскрылась. Передают, что Джибриль (мир ему) принес пророку Ибрахиму (мир ему) камень, и это означало завершение восстановления святыни.
Как известно, камень был белым, но из-за греховности мусульман почернел. Пророк Мухаммад (с.г.в.) изрек:
«Черный камень был послан из рая, будучи очень белым, и стал черным из-за человеческих грехов» (ат-Тирмизий).
В течение времени некоторые племена старались украсть кусочек Рая, а были и такие, которые хотели присвоить его. Это и не удивительно, потому что все знали, что тот, кто приобретет камень, будет иметь признание и уважение.
Когда из-за проливных дождей была разрушена Кааба, возникла необходимость ее восстановления. После демонтажа фундамента и удаления из него Черного камня строители снова начали выкладывать стены. Когда настало время вернуть кусочек Рая на место, между курайшитами разгорелись споры о том, кто имеет право это сделать. Каждая аристократическая семья хотела принять участие в столь значительном событии и взять на себя выполнение этой почетной обязанности. Курайшиты спорили пять дней, никто не хотел уступать и перепалка грозила перерасти в кровопролитие.
Старейший курайшит Абу Умайя ибн аль-Мугир сказал: «Пусть тот, кто входит первым, осудит вас». Все согласились с этим утверждением, начали смотреть на дверь и увидели, что Мухаммад ибн Абдулла (с.г.в.) входит в мечеть. Когда ему объяснили суть дела, он расстелил свое пальто на полу и поставил на него Черный камень. Потом по его просьбе вождь каждого племени поднял края мантии, чтобы поднять ее вместе. Затем Пророк (с.г.в.) взял в руки Черный камень и закрепил его в стене святыни.
С этого угла, в который установлен Черный камень, начинается отсчет тавафа. Каждый паломник стремиться прикоснуться к Камню, как это делал Пророк Мухаммад (с.г.в.) В Судный День Чёрный камень превратиться в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто прикасался к нему с почтением и чистой душой ради Аллаха.
История
Согласно преданию, первая святыня, называемая ал-Байт ал-Харам, или ал-Байт ал-‘Атик (Древний Дом), была основана Адамом как первая святыня на земле, предназначенная для почитания Бога. Адам и его сын Шис (библейский Сиф) возвели ее в месте, считавшемся воплощением небесной Каабы. Аллах, демонстрируя Свое могущество, послал с ангелом Джибрилом для святыни белый яхонт.
Во время потопа Кааба была взята на небеса, после потопа — водворена на место, но под воздействием времени разрушилась. Ибрахим и Исмаил, работавшие над восстановлением святыни после Потопа, поместили Черный камень в основание восточного угла. Позже забота о сохранности Каабы легла на мекканские племена. Святыня не раз ветшала и разрушалась, но всегда отстраивалась вновь.
Легенда гласит, что и Мухаммад во времена своей юности, еще до пророческой миссии, принимал участие в восстановлении святыни. Именно в это время стены Каабы были покрыты росписью, а внутри утвержден идол Хубала — покровителя Мекки. Кроме него внутри и снаружи святыни было установлено более 360 идолов, почитавшихся разными племенами Аравии, в том числе идолы богинь.
Помимо исламской традиции об истории Каабы известно очень мало. Однако есть основание полагать, что уже в начале 2 в. она была местом активного паломничества: Птолемей в своих трудах упоминает город Макораба в значении михраб — алтарь, святилище.
Еще в мекканский период своей проповеди Мухаммед постоянно подчеркивал святость Каабы, ее связь с Аллахом, с первым верующим — Ибрахимом. Освобождение и очищение Каабы от язычества Мухаммед считал важнейшей задачей. По окончании многолетней войны против мекканцев Пророк совершил первое паломничество в Мекку и вошел в город в 630 г. в сопровождении двух тысяч вооруженных сподвижников. Окружавшие Каабу идолы были уничтожены. Перед смертью Пророк совершил в 632 г. второе паломничество, названное «прощальным». Так Мекка стала первым по значимости святым местом для мусульман.
В начале 7 в. при халифе Умаре все дома вокруг Каабы были снесены, и на освободившемся пространстве была возведена мечеть Масджид аль-Харам. В 64/683 г., когда Абдаллах ибн аз-Зубайр объявил себя халифом и осадил Мекку, Кааба была почти полностью разрушена, а бушевавший в ней пожар привел к тому, что Черный камень раскололся на три части. Войдя в Мекку, аз-Зубайр взялся за восстановление и перестройку Каабы, заявив, что он выполняет замысел Мухаммада и возвращает святилищу тот вид, который оно имело при Ибрахиме. Каабу расширили. Черный камень собрали, скрепили и оправили в серебро. В 74/693 г. Омейяды взяли Мекку, убили аз-Зубайра и вернули Каабе ее прежний вид, который в основном сохранился до наших дней.
Постепенно вокруг Каабы возникло множество различных сооружений, которые были снесены в середине 20 в. во время ремонтных работ, проведенных правителями Саудовской Аравии.
Что такое Хадж
Хаджем называется исламское паломничество в Мекку и ее окрестности в строго определенное время. Каждый верующий мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить Мекку и совершить все необходимые для этого обряды. Дата паломничества определяется на основе наблюдений за луной.
На третий день хаджа каждый мусульманин отмечает праздник жертвоприношения, называемый Ид аль-Адха. Это священный праздник в Исламе, посвященный принесению в жертву животного. Авраам не имел денег и готов был принести в жертву собственного сына, но ангел, сошедший с небес, вовремя остановил его.
В исламском календаре Хадж начинается на 8-й день лунного календаря месяца Зу-ль-Хиджа и заканчивается 13-м днем. Религиозные обряды, как правило, ограничиваются пятью днями. Умрой называется все то же паломничество в Мекку, совершенное и в другое время, отличное от рамадана.
Для всех мусульман Хадж является пятым столпом Ислама, а смысл его — очищение людей от греха и приближение их к богу. Каждый верующий обязан хоть раз в жизни пройти через это.
После окончания паломничества каждый совершивший его человек получает титул хаджи за заслуги и стремится не грешить всю оставшуюся жизнь, а также придерживаться заповедей Корана.
Зам-зам аш-Шариф
Зам-зам аш-Шариф — источник внутри Запретной Мечети, который выходит на поверхность в 14,5 м от Черного Камня из колодца глубиной 42 м. Этот источник был дарован Господом Хаджар и ее сыну Исмаилу (а.с.). (Айюб Cабри Паша)
Пророк (с.а.в.) сказал: «Когда жена Ибрахима, мать Исмаила, Хаджар, бегала между холмами Сафа и Марва в поиске воды, она увидела Джабраила на месте источника Зам-зам. Он ударил пяткой (или крылом) по земле, и оттуда забил Зам-зам. Хаджар немедленно оградила его, чтобы вода не растеклась, отчего образовалось небольшое озеро. В то же время она пыталась наполнить свой кувшин. Когда она набирала воду ладонями, источник бил снова. Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Зам-Зам как есть, или не вычерпала воду, то Зам-зам стал бы рекой». (Хадиc-и Шариф, Бухари)
Впоследствии Ибрахим (а.с.) выкопал на месте Зам-зама колодец. Со временем этот колодец был засыпан и его местоположение некоторое время оставалось неизвестным. Посланник Аллаха откопал этот колодец, следуя указаниям своего деда Абдулмутталиба, которого он увидел во сне. (Айюб Cабри Паша)
В настоящее время колодец Зам-зам закрыт с целью расширения матафа, а вода из источника направлена в резервуары в стороне Сафы.
Кража тысячелетия
Сегодня черный камень установлен в серебряную оправу. Раньше он был цельным и твердым и не было необходимости в этой подпорке. Сектанты курмутиды во время кражи раскололи черный камень.
Курмутиды, которые считаются ответвлением секты исмаилитов, сформировали государство на землях Бахрейна под началом Абу Саида Хасана бин Абхрама аль-Джаннаби. В 923 (310 по хиджре) году власть перешла его брату Абу Тахир аль-Джаннаби. При нем сектантское государство начало расширяться и завоевывать территории соседних стран.
Они хотели завоевать хадж. Абу Тахир аль-Джаннаби хотел сделать масджид ад-Дирар ,столичную мечеть, центром паломничества.
Сектанты нападали на колонны хаджиев, идущих в Ясриб, грабили их и угоняли в рабство. Но желающих совершить хадж меньше не стало. И главарь сектантов в 930 (318 по хиджре) году решил завоевать Каабу и присвоить Чёрный камень.
Похищение
Мекканцы не хотели пускать в город Абу Тахир аль-Джаннаби и прибывших с ним сектантов, но их главарь поклялся, что пришёл с миром. И в первый же день хаджа нарушил свою клятву. Карматы напали на город, ворвались в Запретную мечеть, устроили в Священной мечети резню. Убили 30000 мусульман! Убивали с насмешкой, читая строки Корана. Каабу разграбили и разрушили. Сектанты выдернули Чёрный камень, разбили на куски и увезли. В колодец Зам-зам сбросили убитых хаджиев, осквернив тем самым еще одну святыню. Вся территория Священной мечети и в округе была залита кровью. Разрушили и разграбили дома мекканцев, а горожан угнали в рабство.
Кусочки Чёрного камня главарь сектантов установил в главной мечети столицы.
Ужасный конец главаря
Столица карматов не стала центром исламского мира, потому что святыню мусульман охраняет Сам Всевышний. Главаря карматов Абу Тахира аль-Джаннаби постигла суровая кара — в его теле завелись паразиты, которые медленно пожирали его плоть. Он умер в ужасных муках в назидание остальным.
Возвращение кусочки Рая
Не скоро Черный камень вернулся на свое место. 23 года Кааба стояла осиротевшей — без Черного камня. Мекканские купцы выплатили большой выкуп за Черный камень. Но камень вернули в виде осколков. Утверждается, что не все осколки вернули. Семь частей камня соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня лицезреть Чёрный камень в восточном углу Каабы.
Очищение от идолов
Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.
Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.